Биография кирилла и мефодия краткая: Кирилл и Мефодий биография кратко – история братьев для детей и интересные факты (5 класс)

Кирилл и Мефодий – биография, фото, личная жизнь, икона, азбука 2023

Биография

Кирилл и Мефодий прославились на весь мир как поборники христианской веры и авторы славянской азбуки. Биография пары обширна, Кириллу посвящено даже отдельное жизнеописание, созданное сразу после смерти мужчины. Впрочем, сегодня познакомиться с краткой историей судеб этих проповедников и основателей алфавита можно в различных пособиях для детей. Братья имеют собственную икону, где изображены вместе. К ней обращаются с молитвами о хорошей учебе, везении для студентов, прибавлении ума.

Детство и юность

Кирилл и Мефодий родились в греческом городе Солуни (нынешние Салоники) в семье военачальника по имени Лев, которого авторы жизнеописания парочки святых характеризуют как «хорошего рода и богатый». Будущие монахи росли в компании еще пятерых братьев.

Кирилл и Мефодий встречаются со славянским народом

До пострига мужчины носили имена Михаил и Константин, причем первый был старше – родился в 815 году, а Константин в 827-ом. По поводу этнической принадлежности семейства в кругах историков до сих пор не утихают споры. Одни относят его к славянам, потому как эти люди в совершенстве владели славянским языком. Другие приписывают болгарские и, конечно, греческие корни.

Мальчики получили блестящее образование, а когда возмужали, их пути разошлись. Мефодий подался на военную службу по протекции верного друга семьи и дорос даже до губернатора византийской провинции. На «славянском княжении» зарекомендовал себя как мудрый и справедливый правитель.

Азбука Кирилла и Мефодия

Кирилл с раннего детства увлекался чтением книг, поражал окружение отменной памятью и способностями к наукам, слыл полиглотом – в языковом арсенале, кроме греческого и славянского, числился иврит и арамейский. В 20 лет молодой человек, выпускник Магнаврского университета, уже преподавал азы философии в придворном училище при Царьграде.

Христианское служение

Кирилл наотрез отказался от светской карьеры, хотя такую возможность предоставили. Женитьба на крестнице чиновника царской канцелярии в Византии открывала головокружительные перспективы – руководство областью в Македонии, а дальше и должность главнокомандующего войском. Однако юный богослов (Константину исполнилось всего 15 лет) предпочел ступить на церковную стезю.

Святые Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивилловской летописи, 15 век

Когда уже преподавал в университете, мужчине удалось даже одержать победу в богословских спорах над вождем иконоборцев, бывшим когда-то патриархом Иоанном Грамматиком, также известным под именем Аммий. Впрочем, эту историю считают просто красивой легендой.

Главной задачей для правительства Византии на тот момент считалось укрепление и пропаганда православия. Вместе с дипломатами, которые колесили по городам и весям, где вели переговоры с религиозными врагами, ездили миссионеры. Им и стал в 24 года Константин, отправившись с первым важным заданием от государства – наставлять мусульман на путь истинный.

Икона Кирилла и Мефодия

В конце 50-х годов 9 века братья, устав от мирской суеты, удалились в монастырь, где 37-летний Мефодий принял постриг. Однако отдыхать Кириллу долго не позволили: уже в 860 году мужчину призвали к трону императора и поручили вступить в ряды Хазарской миссии.

Дело в том, что хазарский каган объявил о межрелигиозном диспуте, где христианам предлагалось доказать иудеям и мусульманам истинность веры. Хазары уже были готовы переметнуться на сторону православия, но поставили условие – только в случае победы византийских полемистов в спорах.

Кирилл взял с собой брата и блестяще выполнил возложенное на его плечи задание, но все равно миссия полностью не удалась. Хазарское государство христианским не стало, хотя каган и разрешил людям креститься. В этой поездке случилось серьезное для верующих историческое событие. По пути византийцы заглянули в Крым, где в окрестностях Херсонеса Кирилл нашел мощи Климента, святого папы Римского, четвертого по счету, которые затем передали в Рим.

Братья замешаны в еще одной важной миссии. Однажды помощи у Константинополя попросил правитель моравских земель (славянское государство) Ростислав – требовались учителя-богословы, чтобы те на доступном языке рассказали народу об истинной вере. Таким образом князь собирался уйти от влияния епископов-немцев. Эта поездка стала знаковой – появилась славянская азбука.

Кирилл и Мефодий с учениками

В Моравии братья работали не покладая рук: переводили греческие книги, преподавали славянам азы чтения, письма, а заодно учили вести богослужения. «Командировка» заняла три года. Результаты трудов сыграли большую роль в подготовке к крещению Болгарии.

В 867 году братьям пришлось ехать в Рим, чтобы держать ответ за «богохульство». Кирилла и Мефодия Западная Церковь назвала еретиками, обвинив в том, что они читают проповеди в том числе на славянском языке, тогда как о всевышнем разговаривать можно только на греческом, латинском и еврейском.

Храм Кирилла и Мефодия в Саратове

По пути в итальянскую столицу остановились в Блатенском княжестве, где обучили народ книжному делу. Прибывшим в Рим с мощами Климента так обрадовались, что новый папа Адриан II разрешил проводить богослужения на славянском и даже позволил переведенные книги разложить по церквям. Во время этой встречи Мефодий получил епископский сан.

В отличие от брата Кирилл лишь на пороге смерти постригся в монахи – так нужно было. После кончины проповедника Мефодий, обросший учениками, вернулся в Моравию, где пришлось сражаться с немецким духовенством. Умершего Ростислава сменил племянник Святополк, который поддерживал политику немцев, не дававших спокойно работать византийскому священнику. Пресекались любые попытки распространять славянский язык в качестве церковного.

Кирилл и Мефодий

Мефодий даже три года сидел в заключении при монастыре. Освободиться помог римский папа Иоанн VIII, который наложил запрет на литургии до тех пор, пока Мефодий в тюрьме. Однако, чтобы не нагнетать обстановку, Иоанн же запретил и богослужение на славянском языке. Лишь проповеди не карались законом.

Но выходец из Салоников на свой страх и риск продолжал тайно проводить службы на славянском. В это же время архиепископ крестил чешского князя, за что чуть позже предстал на суде в Риме. Впрочем, удача благоволила Мефодию – он не просто избежал наказания, а еще и получил папскую буллу и возможность снова вести богослужения на славянском языке. Незадолго до смерти успел перевести Ветхий Завет.

Создание азбуки

Братья из Салоников вошли в историю как создатели славянской азбуки. Время события – 862 или 863 год. Житие Кирилла и Мефодия утверждает, что идея родилась еще в 856 году, когда братья вместе с учениками Ангеларием, Наумом и Климентом поселились на горе Малый Олимп в монастыре Полихрон. Здесь Мефодий служил настоятелем.

Кириллица и глаголица

Авторство алфавита приписывают Кириллу, а вот какого именно, остается загадкой. Ученые склоняются к глаголице, на это указывают 38 знаков, которые она содержит. Что касается кириллицы, то ее воплотил в жизнь Климент Охридский. Однако если даже это и так, то ученик все равно использовал наработки Кирилла – это он вычленил звуки языка, что самое важное при создании письменности.

Основой для алфавита послужила греческая тайнопись, буквы очень похожи, поэтому глаголицу путали с восточными азбуками. А вот для обозначений специфических славянских звуков взяли еврейские буквы, к примеру, «ш».

Смерть

Константина-Кирилла в поездке в Рим сразила тяжелая болезнь, а 14 февраля 869 года он умер – этот день в католицизме признан днем памяти святых. Тело предали земле в римском храме Святого Климента. Кирилл не хотел, чтобы брат возвращался в монастырь в Моравию, и перед кончиной якобы изрек:

«Вот, брат, были мы с тобой как два вола в упряжи, пахали одну борозду, и я y леса падаю, свой день окончив. A ты хоть и очень любишь гору, но не моги ради горы оставить учительство свое, ибо чем иным можешь ты лучше достичь спасения?»

Мефодий пережил мудрого родственника на 16 лет. Предчувствуя смерть, приказал отнести себя в церковь для чтения проповеди. Священник умер в Вербное воскресенье 4 апреля 885 года. Отпевали Мефодия на трех языках – греческом, латинском и, конечно, славянском.

Памятник Кириллу и Мефодию

На посту Мефодия сменил ученик Горазд, и тут все начинания святых братьев стали рушиться. В Моравии постепенно снова запретили богослужебные переводы, на последователей и учеников открыли охоту – преследовали, продавали в рабство и даже убивали. Часть приверженцев убежала в страны по соседству. И все же славянская культура выстояла, центр книжности переехал в Болгарию, а оттуда в Россию.

Святые первоапостольные учителя почитаются на Западе и Востоке. В России в память о подвиге братьев учрежден праздник – 24 мая отмечают День славянской письменности и культуры.

Память

Населенные пункты

  • 1869 – основание деревни Мефодиевка около Новороссийска

Памятники

  • Памятник Кириллу и Мефодию у Каменного моста в Скопье, Македония.
  • Памятник Кириллу и Мефодию в Белграде, Сербия.
  • Памятник Кириллу и Мефодию в Ханты-Мансийске.
  • Монумент в честь Кирилла и Мефодия в Салониках, Греция. Изваяние в форме подарка было передано Греции Болгарской православной церковью.
  • Статуя в честь Кирилла и Мефодия перед зданием Национальной библиотеки Святых Кирилла и Мефодия в городе София, Болгария.
  • Базилика Вознесения Девы Марии и святых Кирилла и Мефодия в Велеграде, Чехия.
  • Монумент в честь Кирилла и Мефодия, установленный перед зданием Национального дворца культуры в городе София, Болгария.
  • Памятник Кириллу и Мефодию в Праге, Чехия.
  • Памятник Кириллу и Мефодию в Охриде, Македония.
  • Кирилл и Мефодий изображены на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.

Книги

  • 1835 – поэма «Кирилло-Мефодиада», Ян Голлы
  • 1865 — «Кирилло-Мефодиевский сборник» (под редакцией Михаила Погодина)
  • 1984 — «Хазарский словарь», Милорад Павич
  • 1979 — «Солунские братья», Слав Караславов

Фильмы

  • 1983 — «Константин Философ»
  • 1989 — «Солунские братья»
  • 2013 — «Кирилл и Мефодий — Апостолы славян»

Святые Кирилл и Мефодий — биография и житие создателей славянской азбуки

Фото Все

Кирилл и Мефодий — биография


Кирилл и Мефодий – христианские миссионеры, проповедники, братья. Канонизированы в лике равноапостольных святых Восточными и Западными церквями. Наиболее известны как создатели церковнославянской письменности.

Ранние годы

Родом братья, известные как Кирилл (Константин) и Мефодий были из Византии, из города Фессалоники. Они происходили из семьи местного военного, офицера, занимавшего пост друнгария при губернаторе города. Дед братьев был сослан в Фессалоники из Константинополя, впав в немилость. Но семья оставалась зажиточной, и достаточно уважаемой. 

Известно, что Мефодий был первым из 7 братьев. Он родился в 815 году. А Константин, в схиме получивший имя Кирилл, младшим из них, рожденным в 827 г. О судьбе остальных членов семьи известно немного. Отец носил имя Лев, мать – Мария.

Кирилл и Мефодий

 Происхождение будущих святых тоже вызывает серьезные споры. Биография или житие Кирилла указывает на то, что он был болгарином из Фессалоников. Более ранние источники упоминают о греческих или славянских корнях семьи. Это отчасти обосновано тем, что Фессалоники всегда были билингвальным городом со смешанным населением, состоящим из носителей греческого и солунского диалекта.  

Очевидно, что Кирилл и Мефодий владели обоими языками. В том числе наречиями смолян, садугатов, драговитов, относящихся именно к славянским народам.

Молодые годы Мефодия

Как старший сын в зажиточной семье, Мефодий получил хорошее образование. Известно, что ему покровительствовал евнух Феоктист, занимавший при дворе императора пост великого логофета. После обучения Мефодий начал продвижение по линии военно-административного ведомства. Известно, что он дослужился до должности стратига в одной из провинций Византии. Но затем отказался от мирского, приняв монашеский постриг. 

Мефодий довольно быстро завоевал авторитет среди братии. И к 1956 году занял пост настоятеля обители Малый Олимп, где принял постриг. Здесь действовал довольно строгий устав. Основным послушанием братии было постничество.

Юность Кирилла (Константина)

Константин, позже принявший имя Кирилл же с самого детства тяготел к духовному образованию. Он обладал хорошей памятью, склонностью к гуманитарным наукам, поэтому легко изучал языки, бегло читал. Как и другие юноши того времени, увлекался охотой. Но однажды отринул мирские заботы, и погрузился в изучение религиозных трактатов. Особое влияние на формирование его духовности оказали труды одного из Отцов Церкви, Григория Богослова.

По протекции евнуха Феоктиста, Кирилл был призван к императорскому двору для участия в обучении юного императора Михаила III. Одновременно он и сам получал образование, имея доступ к лучшим философским и научным трудам того времени. Среди учителей Константина был будущий патриарх Фотий и Лев Математик, знаменитый ученый, инженер и механик.

Во время обучения молодой человек освоил не только риторику и диалектику. Он изучал астрономию и арифметику, освоил иврит и арамейский язык. Юноше пророчили карьерные высоты при дворе. Ему даже подобрали невесту знатного происхождения. Но Константин избрал путь духовного служения, отказавшись от личной жизни и брака.

Первым его назначением стала служба чтецом и библиотекарем при патриархе Фотии, в соборе Святой Софии. Но на этой должности юноша пробыл недолго. В один из дней он внезапно скрылся в монастыре, не предупредив своего наставника. Там Константина отыскали спустя 6 месяцев, уговорив вернуться к служению. Он занял должность преподавателя в Мангаврском университете, который окончил сам. Принял священнический сан. Здесь молодой человек получил прозвище Константин Философ, за любовь к религиозным диспутам и чтению.

Первая миссия

С первой своей миссией Константин отправился в возрасте 24 лет, в 851 году. Он стал посланником императора при дворе сарацинского халифа, где поразил местных богословов знанием Корана. 

По возвращению, Константин начал лелеять мечту о переводе богословских трактатов с греческого на славянское наречие. В то время это еще не было сделано. И отсутствие единой письменности у славян создавало большие сложности. Они слушали проповеди на латыни и греческом, но не понимали, о чем в них идет речь. Впрочем, спокойные годы для молодого философа закончили довольно скоро. Был убит покровитель Константина, логофет Феоктист. При дворе начались гонения.

Спасаясь от них, в 856 году Константин пришел в обитель к Мефодию в сопровождении группы учеников. Здесь они и остались.

Миссия к хазарам

Несмотря на ведение монашеской жизни, Константин не оставлял и миссионерскую деятельность. В 860 году его, вместе со старшим братом, направили в хазарский каганат с целью проповедования христианства. Готовясь к этой задаче, он отправился в Корсунь. Здесь Константин изучил самаритянское письмо, а также арамейский язык. 

На пути в хазарский каганат по велению Папы Римского, братья в 861 году чудесным образом обрели мощи священномученика Климента в Херсонесе. По некоторым преданиям, он был сослан сюда, и погиб в воде от утопления. Погребение на небольшом островке они обнаружили случайно. И решили взять нетленные останки с собой. Позднее Константин сам описал это событие в специальном труде на обретение мощей Папы Климента. 

Процесс обретения святых мощей потребовал времени. Для этого епископ Херсонеса отправился в Константинополь за дозволением патриарха. По его возвращению с клиром Святой Софии, был организован крестный ход к месту погребения священномученика. Обретенные останки со всеми почестями перенесли в Херсонес, в храм Святых Апостолов. Часть мощей была взята Константином с собой, для последующей передачи в Рим.

После этого браться продолжили свою миссию, дойдя до хазарского кагана. Прием при дворе им был оказан радушный. Но дальше дело пошло не так хорошо.

Продолжительный диспут с исламскими имамами и раввинами, исповедовавшими иудаизм, принес результаты. Но окончательно убедить кагана принять христианство не удалось. В дискуссии победил раввин. А Константин, по некоторым версиям, вместе с Мефодием, вернулся в 862 году в Константинополь, приведя с собой около 200 плененных ранее хазарами греков. 

Миссия в Моравию

Распространение христианской веры по территориям соседних государств привело к притоку в Константинополь новых послов. На этот раз о проповедовании просили представители великоморавского князя, недовольные давлением немецкого епископата. 

В ответ на их обращение, император отправил Константина и Мефодия с новой миссией. Такой выбор проповедников был обусловлен тем, что братья знали солунский язык, общепринятое наречие Великой Моравии. 

Патриарх Фотий, благословляя Константина на этот апостольский подвиг, рукоположил его в сан Епископа.

Кирилл и Мефодий в Моравии

Миссионерская деятельность на этот раз продлилась более 3 лет. За это время было сделано многое для адаптации богослужебного языка к славянской письменности, существовавшей на то время. Исследователи считают, что именно Константин и Мефодий способствовали крещению Болгарии по канонам Восточной Церкви в 864 году.

Во время своей миссии в Моравии, Константин (Кирилл) и Мефодий сумели организовать обучение детей на церковнославянском языке. Заложили основу его распространения на этих землях.

Создание церковнославянской письменности

Свою работу над созданием первой славянской азбуки – глаголицы, Константин Философ продолжил в обители брата, по возвращению из моравской миссии. До него таки попытки уже были, но возникали сложности с переводом некоторых букв и целых слов, не имевших аналогов в греческом и латыни.

Константин решил эту проблему. Вместе с Мефодием они адаптировали перевод, сохраняя греческие слова и термины там, где от них нельзя было отказаться. В 866 году работа стала более системной, получив одобрение самого Папы Римского. К ней были привлечены и другие члены братии монастыря: Климент, Наум, Савва, Горазд, Ангеляр. 

Результатом многолетних трудов стало появление старославянского языка. На него в обители на Малом Олимпе перевели все имевшиеся на тот момент богослужебные книги: Октоих, Апостол, Псалтырь и Евангелие. Так появился церковнославянский язык, и сегодня используемый Восточными Церквями, исповедующими православие.

Составленный Константином и Мефодием алфавит из 38 символов еще иногда именуют круглой глаголицей. Он имеет отличия от написания букв, принятого сейчас. Позднее на его основе была разработана кириллица, включавшая 46 букв. Как и глаголица, она имеет в своей основе греческое уставное письмо, но с добавлением букв, необходимых для более полной и точной передачи звуков.

Ученики братьев

Мефодий, как настоятель монастыря, и Константин Философ (в схиме Кирилл), имели множество учеников, 5 из которых почитаются в балканских странах особо, как святые седьмочисленники, наравне с братьями Солунскими. Многие из них вошли в историю как просветители, проповедники и продолжатели апостольской традиции.

Кирилл и Мефодий с учениками

Вот имена самых известных учеников Кирилла и Мефодия:

  1. Горазд Охридский. Ученик и преемник Мефодия, первый в истории архиепископ Великой Моравии словацкого происхождения.
  2. Константин Преславский. Епископ болгарской Церкви, духовный писатель, ученик Мефодия.
  3. Климент Охридский. Ученик обоих братьев, просветитель, прославлен в лике святых. Основатель Пантелеимонова монастыря в Болгарии.
  4. Ангеларий Охридский. Ученик обоих братьев. Бежал в Болгарию от преследований после смерти Мефодия. 
  5. Савва Охридский. Православный пресвитер, один из приближенных учеников Кирилла и Мефодия.
  6. Наум Охридский или Преславский. Болгарский святой, подвижник, ученик Кирилла и Мефодия. Основоположник религиозной литературной традиции в этой стране.

Также иногда в числе учеников святых упоминают Лаврентия. Но данные о нем не сохранились.

Римский период

Активная деятельность братьев на фоне длительного конфликта Константинополя с Римской католической церковью привела к недовольству понтифика Николая I. Он вызвал к себе Константина и Мефодия в 867 году, чтобы унять многочисленные разговоры об их еретичестве. Дело в том, что ортодоксально настроенная часть богословов и священников продолжала отстаивать идеи проповедования и служения на 3 языках: греческом, латыни и еврейском.

По пути в Рим братья продолжали миссионерскую деятельность. В частности, успели ознакомить с традициями церковнославянской письменности жителей Паннонии, по просьбе ее правителя князя Коцела.

До Рима братья добрались только в 868 году, когда к власти здесь пришел Папа Адриан II. С собой Константин и Мефодий привезли обретенные ранее в Херсонесе мощи святого Климента. После этого Папа Римский утвердил глаголическую обрядовую традицию наравне с греческой, еврейской и латинской, и лично провел литургию над новым переводом писания. Также он повелел переписать переведенные братьями книги, и распространить их во всех церквях Святого Города. Мефодию был пожалован сан епископа. 

Смерть Кирилла

По прибытию в Рим в конце 868 года Константин тяжело заболел. Его состояние быстро привело к истощению. Миссионер слег, но успел принять схиму с новым именем – Кирилл, под которым и вошел в историю. Ушел из жизни младший из солунских братьев 14 февраля 869 года, в возрасте 42 лет. 

Несмотря на все просьбы Мефодия отдать ему тело брата для перевозки на родину, разрешение на это так и не было дано. Похороны миссионера состоялись в Риме. Его тело покоится в церкви Святого Климента. Хотя первоначально Папа Адриан II предлагал похоронить проповедника в приготовленной для себя могиле. От такой почести Мефодий отказался.

Останки Кирилла в базилике св. Климента хранились примерно до 1430 года, после чего были перенесены на новое место. Раскопки в конце XIX века позволили обнаружить первоначальную гробницу святого. Но мраморного реликвария с мощами внутри не обнаружили. Следы его были утрачены безвозвратно. 

Сохранившаяся их частица хранится в Фессалониках, в храме Кирилла и Мефодия. Ранее реликвию оберегал константинопольский патриарх Димитрий I. Также мощи святого Кирилла есть в словацкой Нитре, в соборе св. Эммерама, в Риме, в капелле Папской словацкой коллегии, и в чешском Велеграде.

Миссионерство Мефодия

После смерти младшего брата, Папа Адриан II совершил рукоположение Мефодия в сан архиепископа Моравского и Паннонского. Новоиспеченный иерарх отправился в Моравию, а затем в Паннонию. Здесь он оставался около 3 лет, ведя просветительскую деятельность, занимаясь переводами.

Но активное насаждение новых порядков не нравилось немецким епископам, ранее изгнавшим Мефодия из Моравии. Они писали бесконечные жалобы на иерарха. И добились того, что Мефодий был обвинен в вероотступничестве. Его сослали в монастырь в Швабии, лишив прежних почестей.

Заточение закончилось по воле Папы Иоанна VIII, вызвавшего проповедника в Рим своим особым посланием. Прибыв на собор епископов, Мефодий избавляется от всех подозрений. Сам Папа Римский признает его невиновным в приписанных злодеяниях, возвращает архиепископский сан и кафедру в Паннонии. В места служения Мефодий ехал с особым письмом от понтифика, где говорилось о необходимости полного подчинения его воле. Но и здесь враги успели совершить подлог, предъявив поддельное папское послание. И лишь повторное обращение к нему Мефодия возымело действие. Продолжавших строить козни немецких епископов-латинян пришлось даже отлучить от церкви.  

В 881 году Мефодий снова посетил Константинополь, по приглашению императора Василия I. Здесь он пробыл следующие 3 года, выполняя перевод Ветхого Завета и трудов Святых Отцов. 

Смерть Мефодия

До своих последних дней архиепископ Паннинский Мефодий не оставлял трудов, начатых вместе с братом Кириллом. Но возраст, и утомление от борьбы с латинскими священниками за право проповедовать и проводить богослужения на церковнославянской галоглице, дают о себе знать.

Ощущая приближение немощи, он удаляется от мира в уединенную монастырскую келью. И здесь, в окружении учеников, проводит большую часть времени. Свое последнее богослужение архиепископ провел 4 апреля 885 года, в возрасте 70 лет. В храм его доставили лежачего. Но Мефодий нашел в себе силы для проповеди в светлый праздник Вербного воскресенья. А 2 дня спустя (по другим источникам – в те же сутки) мирно ушел из жизни в окружении учеников, назначив своим преемником Горазда. Похоронен Мефодий в моравском Влеграде (ныне Чехия).

Канонизация

После смерти Мефодия, в X веке состоялась их канонизация в чине местночтимых святых. Произошло это по указу Папы Римского Иоанна IX. С этого момента днем памяти братьев назначили 9 марта.

Но в XIX веке епископами Восточной и Римской католической Церквей снова был поднят вопрос о статусе братьев Солунских. В 1880 году, в энциклике Grande Mundus они были прославлены как общечтимые святые, а дату поминовения перенесли на 5 июля.

В 1980 году Кирилл и Мефодий были объявлены святыми покровителями Европы, Моравии, Богемии, Болгарии и других стран. День праздника в честь этого события перенесен у католиков на 14 февраля, а у Восточных Церквей на 11 мая.

Традиции почитания

Кирилл и Мефодий в культуре и христианской традиции почитаются как святые, в православии именуются равноапостольными. Очередность их упоминания не по старшинству характерна скорее для светской традиции. В богословской традиции первым идет Мефодий, как обладатель более высокого иерархического сана.

В России

Кирилл и Мефодий долгое время почитались на Руси как основоположники письменности. Но интерес к ним остыл примерно в XVII веке, и снова возник лишь к концу XIX столетия. Братьев провозгласили покровителями просвещения, и даже установили для них день памяти 11 мая. После революции основной интерес к их деятельности проявляли историки.

Но в 1985 году, когда в Европе отмечали 1100 лет со дня смерти Мефодия, дату 24 мая в СССР объявили Праздником славянской культуры и письменности. С 1989 года он законодательно закреплен за этим днем. 

В Греции

Первый храм в честь Кирилла и Мефодия в этой стране появился относительно недавно, в начале XX века. Его построила болгарская община в Фессалониках. Но долгое время храм был заброшен.

Лишь в 1957 году местный митрополит Пантелеймон ввел в обиход празднование Собора Фессалоникийских (Солунских) святых. В него вошли и Кирилл с Мефодием.

С 1970 года в эллинском православном церковном календаре появился день памяти святых. А двумя годами позже в Фессалониках учредили особые Кирилловские дни, в которые проводят спортивные и благотворительные мероприятия.

Почитают братьев и на святой горе Афон. Здесь хранят частицы их мощей, возведен храм.

В Чехии

Именно эта страна расположена на территории Моравии, где был архиепископом Мефодий. В раннем средневековье к братьям здесь относились скорее как к местночтимым святым, уделяя гораздо больше времени латинской традиции богослужения. Но уже в XIII веке в моравской литературе Кирилл упоминается как «апостол почти всех славян». А его первое прославление проходит здесь в XIV веке. Причем Кирилл упоминается как покровитель королевства Чешского. Позднее в главном храме Пражского епископства были созданы мозаичные изображения братьев, установлены их статуи.

С XVII века местная церковь праздновала двойное торжество в честь братьев. Но после перехода Чехии в иезуитскую традицию в конце XIX века, их фигурам стало уделяться меньшее внимание. Впрочем, уже в XX веке 5 июля как день памяти Кирилла и Мефодия был введен в календарь государственных праздников в Чехии и Словакии. Скульптуры в их честь украсили Карлов Мост в Праге. Причем Кирилл облачен в простую монашескую одежду, а Мефодий в епископскую, согласно сану.

В католицизме

О поминовении святого Кирилла отдельно от брата в истории не сохранилось данных, несмотря на почести, оказанные ему при погребении. Общая дата в мартиролог для них была внесена только в XVI веке, при кардинале Цезаре Баронии. 

Интерес к Солунским просветителям у католической церкви возрос лишь в XIX столетии. Проведенный в Праге в 1848 году Славянский конгресс продемонстрировал их значимость для славянских народов. А папский престол учредил день общецерковного почитания Кирилла и Мефодия – 5 июля. Папа Лев XIII и вовсе объявил братьев сторонниками объединения римской и славянской ветвей католицизма. Все это способствовало популяризации святых братьев Солунских.

Правда, день их памяти в западной традиции был перенесен на 14 февраля, дату смерти Кирилла. Такое решение приняли на II Ватиканском соборе. В восточном католичестве память братьев чтят 11 мая по старому стилю (24 по новому).  

Память в искусстве

Кириллу и Мефодию посвящено немало произведений искусства, литературы, иконографии. Памятники этим святым и просветителям установлены в следующих городах России:

  1. Москва. Памятник на Лубянском проезде был открыт в посвященный им праздник – День Славянской письменности и культуры, 24 мая 1992 года. Они изображает статуи братьев с крестом и священным писанием в руках.
  2. Севастополь. Памятник расположен перед зданием Петропавловского собора. Святые изображены со свитком в руках и с нимбами вокруг голов.
  3. Ханты-Мансийск. Здесь композиция памятника напоминает московскую. В руках Кирилл держит книгу священного писания и крест. 

Также памятники братьям есть в Саратове и Мурманске, в Дмитрове и Владивостоке.

В кинематографе образы Кирилла и Мефодия тоже нашли свое отражение. Им посвящены фильмы «Солунские братья», «Константин Философ». Последний снят в 1983 году в Болгарии, режиссером Георгием Стояновым, и повествует историю жизни создателя глаголицы до его наречения Кириллом в монашеской схиме.

 

В литературе им тоже посвящено немало исследовательских работ, в том числе в адаптации для детского возраста. Среди них книги:

  1. «Братья: Кирилл и Мефодий» В. М. Воскобойникова.
  2. «Солунские братья» О. Боченковой.
  3. «Завет Кирилла и Мефодия» В. М. Воскобойникова.
  4. «И нравы, и язык, и старина святая». О. Л. Ильиной.
  5. «Как родилась славянская азбука» Е. В. Куликовой.
  6. «Кирилл и Мефодий» в серии ЖЗЛ Ю. М. Лошица.
  7. «Солунские братья» («Кирилл и Мефодий») роман Слава Караславова, переведенный на русский язык. 
Памятники Кириллу и Мефодию

Все это лишь малая часть обширного культурного наследия, посвященная Кириллу и Мефодию. Оригиналы работ самих просветителей не сохранились в полной мере. Но есть рукописное предисловие к первому переводу Евангелия, который приписывают Кириллу. Также к его авторству причисляют и старославянский оригинал одного из «Фрейзингенских отрывков» — первой проповеди на этом языке.

 

Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: св. Кирилл и Мефодий

Пожалуйста, поддержите миссию Нового Адвента и получите полное содержимое этого сайта в виде мгновенной загрузки. Включает Католическую энциклопедию, Отцы Церкви, Summa, Библию и многое другое всего за 19,99 долларов США…

(Или КОНСТАНТИН и МЕФОДИЙ).

Эти братья, апостолы славян, родились в Фессалониках, в 827 и 826 годах соответственно. Хотя они принадлежали к сенаторской семье, они отказались от светских почестей и стали священниками. Они жили в монастыре на Босфоре, когда хазары послали в Константинополь за христианским учителем. Кирилл был выбран и сопровождал своего брата. Они выучили хазарский язык и обратили в христианство многих людей. Вскоре после хазарской миссии от моравцев потребовался проповедник Евангелия. Среди них уже работали немецкие миссионеры, но безуспешно. Моравцы желали учителя, который мог бы наставлять их и вести Богослужение на славянском языке. По причине знакомства с языком Кирилл и Мефодий были выбраны для своей работы. Готовясь к ней, Кирилл изобрел алфавит и с помощью Мефодия перевел на славянский язык Евангелия и необходимые богослужебные книги. Они отправились в Моравию в 863 году и проработали четыре с половиной года. Несмотря на их успех, немцы относились к ним с недоверием, во-первых, потому, что они прибыли из Константинополя, где царил раскол, а во-вторых, потому, что они вели церковные службы на славянском языке. По этой причине братья были вызваны в Рим Николаем I, который, однако, умер до их приезда. Его преемник, Адриан II, принял их любезно. Убежденный в их православии, он высоко оценил их миссионерскую деятельность, санкционировал славянскую литургию и рукоположил во епископы Кирилла и Мефодия. Однако Кириллу не суждено было вернуться в Моравию. Он умер в Риме 4 февраля 869 г..

По просьбе моравских князей Растислава и Святополка и славянского князя Коцела Паннонского Адриан II образовал Архиепископию Моравии и Паннонии, сделал ее независимой от Германской Церкви и назначил Мефодия архиепископом. В 870 году король Людовик и немецкие епископы вызвали Мефодия на синод в Ратисбоне. Здесь он был низложен и приговорен к тюремному заключению. Через три года он был освобожден по приказу папы Иоанна VIII и восстановлен в должности архиепископа Моравии. Он ревностно старался распространять Веру среди богемцев, а также среди поляков в Северной Моравии. Однако вскоре он был вновь вызван в Рим вследствие обвинений немецкого священника Вичинга, оспаривавшего его православие и возражавшего против использования славянского языка в литургии. Но Иоанн VIII, после расследования, санкционировал славянскую литургию, постановив, однако, что в Мессе Евангелие должно читаться сначала на латыни, а затем на славянском языке. Тем временем Вичинг был назначен одним из суфражистских епископов Мефодия. Он продолжал выступать против своего митрополита, доходя до того, что производил поддельные папские письма. Папа, однако, заверил Мефодия, что они ложны. Примерно в это же время Мефодий отправился в Константинополь и с помощью нескольких священников завершил перевод Священного Писания, за исключением Книг Махавейских. Он также перевел «Номоканон», то есть греческий церковно-гражданский закон. Враги Мефодия не переставали враждовать с ним. Его здоровье было подорвано долгой борьбой, и он умер 6 апреля 885 г., рекомендовав своим преемником Горазда, моравского славянина, бывшего его учеником.

Раньше праздник святых Кирилла и Мефодия отмечался в Чехии и Моравии 9 марта; но Пий IX изменил дату на 5 июля. Лев XIII своей энцикликой «Grande Munus» от 30 сентября 1880 года распространил праздник на Вселенскую Церковь. [ Примечание: Праздник свв. Кирилла и Мефодия в настоящее время празднуется 14 февраля в Латинской церкви. ]

Цитата АПА. Авраам, Л. (1908). св. Кирилл и Мефодий. В Католической энциклопедии. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. http://www.newadvent.org/cathen/04592a.htm

Ссылка MLA. Авраам, Ладислас. «Святые Кирилл и Мефодий». Католическая энциклопедия. Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1908 г. .

Транскрипция. Эта статья была переписана Анджелой Миди для «Нового пришествия».

Церковное одобрение. Нихил Обстат. Реми Лафорт, Цензор. Разрешение. +Джон М. Фарли, архиепископ Нью-Йорка.

Контактная информация. Редактором New Advent является Кевин Найт. Мой адрес электронной почты: веб-мастер по адресу newadvent.org. К сожалению, я не могу отвечать на каждое письмо, но я очень ценю ваши отзывы — особенно уведомления об опечатках и неуместной рекламе.

Святые Кирилл и Мефодий | Encyclopedia.

com

буря

просмотров обновлено 21 мая 2018

Греческие миссионеры Святые Кирилл (827-869)) и Мефодий (825-885) были апостолами славянских народов. Проповедуя христианство на родном языке, они прочно ввели славянские страны в сферу христианской Церкви.

Мефодию было 2 года, когда в Фессалониках на северо-востоке Греции в 827 году родился его брат Кирилл. При крещении Кирилл получил имя Константин. Мефодий поступил на службу к византийскому императору и несколько лет добросовестно работал, хотя и без отличий. Константин учился в имперском университете в Константинополе, но отказался от предложения поста губернатора и вместо этого попросил рукоположение в священники. Он был более интеллектуален, чем Мефодий, и провел несколько лет в качестве официального библиотекаря самой важной церкви в Восточной Европе, Святой Софии в Константинополе. Некоторое время он преподавал философию в имперском университете и однажды был послан патриархом Игнатием ко двору арабского халифа в составе делегации для обсуждения богословия с мусульманами.

Тем временем Мефодий оставил государственную службу и поступил в монастырь в Вифинии к востоку от Константинополя. В 856 году Константин также решил уйти от активной жизни ученого-церковника и присоединился к Мефодию в том же монастыре. Одиночество братьев длилось всего 4 года. В 860 г. они были посланы патриархом Игнатием для утверждения христианской веры хазар в России, колеблющихся перед лицом сильного иудейского и мусульманского влияния. Когда они возвращались, Константин обнаружил то, что, по его мнению, было костями раннего христианского папы, святого Климента Римского, и носил их с собой до конца своей жизни.

С тех пор, как они были мальчиками в Фессалониках, братья могли говорить по-славянски. Когда моравский король Ратислав, недовольный латинским христианством, проповедовал в своем славянской страны немецкими миссионерами Карла Великого, обратившимися за помощью в Константинополь, Константин и Мефодий были вновь вызваны из своего монастыря и отправлены императором Михаилом II в Моравию.

Эта миссия должна была стать их заботой на всю жизнь. В 863 году братья добрались до страны (сегодня Чехия) и сразу же начали учить и проповедовать на славянском языке народа. Они открыли школу для подготовки молодых людей к священству. Они совершали богослужения на славянском языке и со временем разработали специальную славянскую азбуку, чтобы записать Библию и литургию.

В течение 5 лет Константин и Мефодий упорно трудились над установлением христианского богослужения в соответствии с формами и языком моравского народа. Они неизбежно столкнулись с немецкими миссионерами, приверженными латинской форме христианства. Два брата были приглашены в Рим в 868 году папой Николаем I, чтобы объяснить свою работу. Папа был настолько впечатлен их успехом, что сделал их обоих епископами и, вопреки ожиданиям, уполномочил их вести свое служение на славянском языке. Константин, однако, больше не желал активной миссионерской жизни. Он поступил в монастырь в Риме в 869 г.и взял себе новое имя Кирилл в знак новой жизни.

Через пятьдесят дней он умер.

Мефодий вернулся в Моравию и продолжал свою деятельность еще 16 лет. Инцидент 871 года еще больше расширил его влияние. Приезжий король Богемии был приглашен отобедать с моравским королем. Гость обнаружил, что он и его свита считались язычниками и должны были сидеть на полу, а хозяина и епископа Мефодия, как христиан, обслуживали за высоким столом. Он спросил, чего он может ожидать, став христианином. Епископ Мефодий сказал: «Место выше всех царей и князей». Этого было достаточно. Король попросил креститься вместе со своей женой и всей свитой и вернулся в Богемию, чтобы побудить многих из своего народа принять христианскую веру.

Трудности Мефодия с латинским духовенством продолжали преследовать его и в последующие годы. Он был снова вызван в Рим в 878 году папой Иоанном VIII. На этот раз влияние латинистов было сильнее. Папа постановил, что Мефодий должен сначала прочитать мессу на латыни, а затем перевести ее на славянский язык. Епископ вернулся подавленный.

Он умер в 885 году. Кирилл и Мефодий считались в народе героями и были официально признаны святыми Римско-католической церковью в 1881 году.

Большинство произведений о Кирилле и Мефодии написаны на славянском или русском языках. Однако есть несколько полезных книг на английском языке. Франсис Дворник, 9 лет0072 Славяне: их ранняя история и цивилизация (1956 г.), описывает влияние братьев на жизнь и язык людей, среди которых они работали. Зденек Радслав Диттрих, Христианство в Великой Моравии (1962), представляет собой научное исследование истории церквей, которые они помогли основать, а Мэтью Спинка, История христианства на Балканах

(1968), помещает результаты их миссионерской деятельности в контексте истории Восточной Европы. □

Биографическая энциклопедия мира

оксфорд

просмотров обновлено 14 мая 2018

Кирилл и Мефодий (ум.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *