Всё кратко.ру — Карамзин Н.М. — Биография кратко. Карамзин Николай Михайлович
Карамзин Николай Михайлович
(1766—1826) — прозаик, поэт, журналист, историк.
Воспитывался Карамзин в частных пансионах сначала в Симбирске, затем в Москве. Посещал лекции в университете, владел многими новыми и древними языками.
Карамзин интересовался литературой, увлекался Шекспиром, испытал влияние масонства.
В 1789 году опубликовал свою первую повесть «Евгений и Юлия», отдельными изданиями вышли переводы поэмы
А. Галлера «О происхождении зла» (1786), «Юлий Цезарь» У. Шекспира (1787).
С мая 1789 года по июль 1790 года Карамзин путешествовал по Европе. Эта поездка за границу оказала решающее влияние на творчество будущего писателя. Итогом этого стали «Письма русского путешественника» — не биографический документ, а сложный литературный текст, подчиненный не только художественным законам, но и стремлению многое открыть в реальном путешествии.
Вернувшись из-за границы, Карамзин активно занялся литературой Публикуя из номера в номер «Письма русского путешественника», Карамзин убеждал читателей в том, что путь цивилизации един для всего человечества, что Россия идет той же дорогой просвещения, по которой движутся другие народы Европы.
В это же время выходят в свет художественные произведения Карамзина, принесшие ему славу: повести «Бедная Лиза» (1792), «Наталья, боярская дочь» (1792), «Фрол Силин, благодетельный человек» (1791), «Лиодор» (1792). Они открыли новую страницу в истории русской литературы Литература, благодаря карамзинской прозе, приближалась к жизни, признаком литературности делалась не возвышенность слога, а его изящество, точно так же, как ценность человека стала определяться не социальным весом, властью или богатством, а душевной тонкостью.
С одной стороны, Карамзин стремился создать человека новой культуры — утонченного, «чувствительного», с тонкой душой и умом, наследующим все лучшее из запаса мировой культуры. А с другой стороны, он хотел поднять рядового читателя до уровня современной культуры. Карамзин мечтал о грамотном крестьянине, о светской даме, говорящей по-русски и читающей русские книги, о внутренней культуре и человеческом достоинстве. Он считал, что роман и повесть, короткое лирическое стихотворение и романс облагородят умы и чувства людей.
Важным итогом творчества Карамзина 1790-х годов была реформа языка, в основе которой лежало стремление сблизить письменный язык с живой разговорной речью образованного общества. Но требуя «писать как говорят», Карамзин отмечал, что русский разговорный, в том числе «общественно-бытовой», язык еще надлежит создать.
Изменение общественно-политической ситуации 1801—1803 годов повлияло на Карамзина. Прежде всего он вернулся к активной издательской деятельности. На страницах журнала «Вестник Европы» были опубликованы повести «Марфа Посадница» (1803), «Рыцарь нашего времени» (1802), «Моя исповедь» (1802), «Чувствительный и холодный. Два характера» (1803) и большое число заметок, переводов, статей. Они были подчинены одной цели — стремлению внушить читателю идею ценности культуры, просвещения, воздействовать на его ум и сердце.
Первый том «Истории государства Российского» был закончен в 1805 году, второй — в 1806, третий — в 1808 году. Карамзин почувствовал себя историком-профессионалом, вооруженным навыками исторической критики и знанием источников. К 1811 году вышли 5 томов «Истории…»
Отечественная война 1812 года прервала работу писателя. При приближении французской армии к Москве Карамзин отдал «лучший и полный» экземпляр жене, которую отправил в Ярославль, а сам готовился сражаться в ополчении. Но работу над «Историей…» Карамзин не прекращал, и в начале 1816 года он отправился в Петербург хлопотать об издании первых восьми томов своей «Истории…»
Хлопоты увенчались успехом, и 8 томов «Истории государства Российского» вышли в свет 28 января 1818 года 3 000 экземпляров разошлись в один месяц, сразу же потребовалось второе издание.
Карамзин продолжал свой исторический труд. Девятый том вышел в 1821 году, в 1824 — десятый и одиннадцатый, последний, двенадцатый, том вышел посмертно.
Карамзинская «История. ..» не только историческое, но и литературное произведение. Он поставил перед собой задачу создать эпическое повествование. Это потребовало смены образа повествователя — им стал историк, наделенный простодушием летописца и гражданским мужеством.
Восстание 14 декабря окончательно надломило моральные и физические силы Карамзина (он был на площади и простудился), присутствовавшего при конце своей эпохи.
Как журналист он показал образцы всех видов политических изданий, сделавшихся в будущем традиционными для России.
Как реформатор языка он определил основную линию развития, потребовав писать как говорят и говорить как пишут.
Как просветитель он сыграл огромную роль в создании читателя, ввел книгу в домашнее образование детей.
Как историк Карамзин создал труд, который принадлежал своей эпохе и привлекает внимание историков и читателей конца XX века.
Как литератор он дал русской культуре эталон благородной независимости, создал образ писателя, ставящего собственное достоинство и неподкупность своих убеждений выше любых суетных соображений минуты.
Загрузка…
Николай Михайлович Карамзин: краткая биография и творчество
Николай Карамзин, биография которого начинается 1 декабря 1766 года, родился в Симбирской губернии, в небогатой дворянской семье образованных и просвещенных родителей. Первое образование получил в частном пансионе профессора Шадена. После этого, как и многие другие светские молодые люди, он отправился служить в гвардейский полк, который считался одним из лучших.
Именно в это время Николай Карамзин, краткая биография которого представлена в данной статье, впервые ясно осознает необходимость собственного пути, отличного от обыкновенного: удачная карьера, положение в обществе, чины и почести. Все это нисколько не привлекало будущего писателя. Прослужив в армии меньше года, он в невысоком звании поручика в 1784 году ушел в отставку и вернулся в свой родной Симбирск.
Жизнь в провинциальном Симбирске
Внешне Карамзин живет беспорядочной, рассеянной жизнью светского человека, блистающего столичными манерами и галантным обхождением с дамами. Николай Михайлович модно одевается, следит за своей внешностью, играет в карты. На губернских балах он был ловким и блестящим кавалером. Но все это — лишь внешние проявления его характера.
В это время Карамзин, биография которого богата на довольно неожиданные повороты и события, серьезно задумывается о своем месте в жизни, много читает, знакомится с интересными людьми. Он уже получил хорошее образование, но продолжает развиваться, приобретая все новые знания в различных сферах. Больше всего Карамзин интересуется историей, литературой и философией.
Друг семьи Иван Петрович Тургенев, масон и литератор, состоявший в большой дружбе с Николаем Ивановичем Новиковым (который был также масоном, талантливым журналистом, книгоиздателем и писателем-сатириком), сыграл определенную роль в жизни будущего писателя. По его совету Николай Михайлович переехал в Москву и познакомился с кружком Новикова. Так начался новый период в его жизни, охватывающий время с 1785 по 1789 годы. Скажем о нем несколько слов отдельно.
Знакомство с масонами
Четырехлетнее общение с кружком масонов очень изменило образ Карамзина, его жизнь и мышление. Заметим, что история масонства в России еще не до конца изучена. Оно длительное время рассматривалось наукой как в основном реакционное. Однако в последние годы точка зрения на это движение несколько меняется.
Масонские ложи представляют собой особые нравственно-религиозные кружки, основанные впервые в Англии в восемнадцатом веке, а позже и в других государствах, в том числе и в нашей стране. В основе кодекса, который исповедовали масоны, лежит необходимость духовного самосовершенствования человека. У них были и свои политические программы, во многом связанные с религиозными и нравственными. Для деятельности масонов была характерна театральная обрядность, таинственность, рыцарские и другие ритуалы, имеющие мистический оттенок. Она была насыщена интеллектуально и духовно, отличалась высокими нравственными принципами и серьезностью. Масоны держались обособленно. Вот такая, описанная в общих чертах атмосфера окружала с тех пор Карамзина. Он начал общаться с интереснейшими людьми: Николаем Ивановичем Новиковым (смотрите фото ниже) и Алексеем Михайловичем Кутузовым. Влияние столь незаурядных личностей дало мощный толчок к развитию писательского таланта и его творческому самоопределению.
Сначала Карамзин переводит на русский язык художественную прозу, а позже начинает писать для журнала «Детское чтение», издателем которого был Николай Иванович Новиков, свои первые поэтические произведения. Именно в этот период он осознает свой писательский талант.
Но вот заканчивается период самоопределения, а вместе с ним и масонский период жизни молодого писателя. Рамки масонских лож становятся тесны для него, ему хочется познать жизнь в ее богатстве, пестроте и многообразии. Для того чтобы стать профессиональным писателем, требуется на собственном опыте испытать ее хорошие и плохие стороны. Поэтому Карамзин, биография которого рассмотрена в рамках данной публикации, покидает масонов и отправляется в путешествие.
Путешествие по Европе
Для этого Николай Михайлович заложил свое наследственное имение и решил истратить все полученные деньги на поездку по Европе, чтобы потом ее описать. Это был очень смелый и необычный шаг для того времени. Ведь для Карамзина он означал отказ от жизни на доходы от наследственного поместья и обеспечения себя за счет труда крепостных крестьян. Теперь Николаю Михайловичу оставалось зарабатывать на жизнь собственным трудом профессионального литератора.
За границей он провел около полутора лет, объездив Швейцарию, Германию, Англию и Францию. Карамзин, биография которого описывается в данной статье, знакомился с интересными и выдающимися людьми этих государств, совсем не ощущая себя провинциалом, представляя свою страну весьма достойно. Он наблюдал, слушал, записывал. Николая Михайловича привлекали жилища людей, исторические памятники, фабрики, университеты, уличные гуляния, трактиры, деревенские свадьбы.
Он оценивал и сравнивал характеры и нравы той или иной национальности, изучал особенности речи, записывал в свою книжку описания уличных сцен, вел записи различных бесед и собственных размышлений. Осенью 1790 года Карамзин возвращается в Россию, после чего начинает издавать «Московский журнал», куда помещает свои статьи, повести, стихотворения. Здесь были напечатаны и знаменитые «Письма русского путешественника», и принесшая ему огромную известность «Бедная Лиза».
Издание альманахов
В течение нескольких следующих лет Николай Михайлович издает альманахи, среди которых был трехтомный альманах «Аониды», написанный в стихах, а также сборник «Мои безделки», включающий в себя различные повести и стихотворения. К Карамзину приходит известность. Его знают и любят не только в двух столицах (Петербурге и Москве), но и по всей России.
Историческая повесть «Марфа Посадница»
Одним из первых произведений Карамзина, написанных в прозе, является опубликованная в 1803 году «Марфа Посадница» (жанр — историческая повесть). Она была написана еще задолго до того, как в России началось увлечение романами Вальтера Скотта. В этой повести проявилось тяготение Карамзина к античности, классике как к недостижимому идеалу нравственности, намечавшееся еще в середине 1790-х годов в утопии «Афинская жизнь».
В эпическом, античном виде борьбу новгородцев с Москвой представил в своем произведении Николай Карамзин. «Посадница» затрагивала важные мировоззренческие вопросы: о монархии и республике, о народе и вождях, о «божественном» историческом предопределении и неповиновении ему отдельной личности. Симпатии автора были явно на стороне новгородцев и Марфы, а не монархической Москвы. Эта повесть обнаруживала и мировоззренческие противоречия писателя. Историческая правда была, несомненно, на стороне новгородцев. Однако Новгород обречен, плохие предзнаменования являются предвестниками скорой гибели города, и позже они оправдываются.
Повесть «Бедная Лиза»
Но наибольший успех имела повесть «Бедная Лиза», опубликованная еще в 1792 году. Часто встречающийся в западной литературе восемнадцатого века сюжет о том, как дворянин соблазнил крестьянку или мещанку, в русской литературе впервые разработал в данной повести Карамзин. Биография нравственно чистой, прекрасной девушки, а также мысль о том, что подобные трагические судьбы могут встречаться и в окружающей нас действительности, способствовали огромному успеху этого произведения. Важно было и то, что Н.М. Карамзин («Бедная Лиза» стала его «визитной карточкой») учил своих читателей замечать красоту родной природы и любить ее. Гуманистическая направленность произведения имела неоценимое значение для литературы того времени.
Повесть «Наталья, боярская дочь»
В этом же, 1792, году появилась на свет повесть «Наталья, боярская дочь». Она не столь известна, как «Бедная Лиза», однако затрагивает очень важные нравственные вопросы, которые волновали современников Н.М. Карамзина. Одним из важнейших в произведении является проблема чести.
Алексей, возлюбленный Натальи, был честным человеком, служившим русскому царю. Поэтому он признался в своем «преступлении», в том, что похитил дочь Матвея Андреева, любимого боярина государя. Но царь благословляет их брак, видя, что Алексей — достойный человек. Это же делает и отец девушки. Заканчивая повесть, автор пишет о том, что молодожены жили долго и счастливо и были похоронены вместе. Их отличала искренняя любовь и преданность государю.
В повести, которую создал Карамзин («Боярская дочь»), вопрос чести неотделим от служения царю. Счастлив тот, кого любит государь. Поэтому жизнь этой семьи складывается так удачно, ведь добродетель вознаграждается.
Заслуженная известность
Провинциальная молодежь зачитывается произведениями Карамзина. Присущий его произведениям легкий, разговорный, естественный стиль, изящная и в то же время демократичная художественная манера явились революционными с точки зрения восприятия произведений публикой. Впервые формируется понятие увлекательного, интересного чтения, а вместе с ним и литературное поклонение автору.
Николай Михайлович Карамзин, биография и творчество которого привлекали множество людей, пользуется большой известностью. В Москву съезжаются восторженные молодые люди со всех концов страны лишь для того, чтобы посмотреть на любимого писателя. Лизин пруд, получивший известность благодаря происходившим здесь событиям повести «Бедная Лиза», расположенный в подмосковном селе Коломенском, начинает играть роль знакового места, сюда приезжают, чтобы признаться в любви или погрустить в одиночестве.
Работа над «Историей государства Российского»
Через некоторое время Карамзин резко и неожиданно меняет свою жизнь. Оставив художественную литературу, он принимается за огромный исторический труд — «Историю государства Российского». Замысел этой работы, по-видимому, давно уже созрел в его воображении.
В начале девятнадцатого века начал свое правление Александр I, любимый внук Екатерины II. Первое время он был либеральным и просвещенным правителем. В исторические повествования даже вошло такое название, как «александровская весна».
Друг Карамзина и бывший учитель юного императора М.Н. Муравьев походатайствовал о том, чтобы Николая Михайловича назначили на должность придворного историографа. Такое назначение было очень важно для Карамзина и открыло ему огромные возможности. Теперь он получал пенсию (как мы знаем, других средств к существованию у писателя не было). Но самое главное, что ему был открыт доступ к историческим архивам, имевшим огромное значение. Николай Михайлович Карамзин, биография которого представлена вашему вниманию, с головой окунулся в работу: он читал рукописи и книги по истории, разбирал древние фолианты, выписывал, сравнивал.
Трудно представить, какую огромную работу проделал историк Карамзин. Ведь на создание двенадцати томов его «Истории государства Российского» ушло двадцать три года напряженного труда, с 1803 по 1826 г. Изложение исторических событий отличалось, насколько это возможно, беспристрастностью и достоверностью, а также прекрасным художественным слогом. Повествование было доведено до «смутного времени» в истории русского государства. Смерть Николая Михайловича не позволила осуществить масштабный замысел до конца.
Работы Карамзина, его труды, выходившие двенадцатью томами, следовавшими один за другим, вызывали многочисленные читательские отклики. Возможно, впервые за всю историю печатная книга спровоцировала такой всплеск национального самосознания жителей России. Карамзин открыл народу его историю, объяснил его прошлое.
Содержание труда воспринималось весьма неоднозначно. Так, вольнолюбивая молодежь была склонна оспаривать поддержку монархического строя, которую выказывал на страницах «Истории государства Российского» историк Карамзин. А молодой Пушкин даже написал дерзкие эпиграммы на почтенного в те годы историка. По его мнению, этот труд доказывал «необходимость самовластья и прелести кнута».
Карамзин, книги которого никого не оставили равнодушным, в ответ на критику всегда был сдержан, спокойно воспринимал как насмешки, так и похвалу.
Мнение об «Истории государства Российского» А.С. Пушкина
Переехав жить в Петербург, он, начиная с 1816 года, каждое лето проводит в Царском Селе со своей семьей. Карамзины — радушные хозяева, принимающие в своей гостиной таких известных поэтов, как Вяземский, Жуковский и Батюшков, а также образованную молодежь. Здесь часто бывал и молодой А.С. Пушкин, с упоением слушая, как старшие читают стихи, ухаживая за женой Н.М. Карамзина, уже немолодой, но обаятельной и умной женщиной, которой он решился даже послать признание в любви. Мудрый и опытный Карамзин простил выходку молодого человека, как и его дерзкие эпиграммы на «Историю».
Через десять лет Пушкин, уже будучи зрелым человеком, по-другому посмотрит на великий труд Николая Михайловича. В 1826 году, будучи в ссылке в Михайловском, он напишет в «Записке о народном воспитании» о том, что историю России следует преподавать по Карамзину, и назовет это произведение не просто трудом великого историка, но и подвигом честного человека.
Со стороны Александра Сергеевича это не был жест лояльности по отношению к властям с надеждой о помиловании и возвращении из ссылки. Отнюдь нет, поскольку спустя год, уже после возвращения Пушкин снова вернется к «Истории», в очередной раз высоко оценив ее.
Последние годы жизни
Характеристика Карамзина была бы неполной без описания последних лет жизни. Последние десять лет прошли очень счастливо. Он дружил с самим царем, Александром I. Друзья часто гуляли вместе в Царскосельском парке, подолгу беседуя, умиротворенно и степенно. Вполне возможно, что император, осознавая благородство и порядочность Николая Михайловича, рассказывал ему намного больше, чем дворцовым чиновникам. Карамзин часто не соглашался с доводами и мыслями Александра I. Однако тот вовсе на него не обижался, а внимательно выслушивал и принимал к сведению. «Записка о древней и новой России», которую писатель вручил императору, содержит в себе множество пунктов, в которых историк был не согласен с политикой правительства того времени.
Николай Михайлович Карамзин, книги которого были очень популярны еще при его жизни, не стремился ни к наградам, ни к чинам. Правда, следует сказать, что у него была орденская лента, к которой он, однако, всегда относился с легкой иронией и юмором.
Журнал современной российской истории и историографии, том 3, выпуск 1 (2010 г.) Россия девятнадцатого века. В нем исследуется аргумент Карамзина о том, что развитие единого государства дало России равные права на членство в европейской семье наций, и, таким образом, подчеркивается, что для Карамзина национальная идентичность России была включена в имперскую экспансию. Карамзин был прежде всего политическим националистом. Однако в эссе также исследуются гуманные, космополитические элементы мышления Карамзина — элементы, которые находились в некотором противоречии с его этатизмом и указывали на культурный национализм, более сложный, чем этот этатизм.
- Заголовок:
- Нациестроительство и национализм в карамзинской истории Российского государства
- Тип статьи:
- научная статья
- DOI:
- https://doi. org/10.1163/221023810X534342
- Язык:
- Английский
- Страницы:
- 1–50
- Ключевые слова:
- КАРАМЗИН ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА; АНДРЕЙ КУРБСКИЙ; ИВАН Грозный; САМОКРАТИЯ; ПИСЬМА КАРАМЗИНА РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА; СЕНТИМЕНТАЛИЗМ; ИВАН III РОССИЙСКИЙ; РЕАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА; РОССИЙСКОЕ НАЦИОНОСТРОЙСТВО; КУЛЬТУРНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ; КАРАМЗИН; РУССКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ; ПОЛИТИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ; КОНСЕРВАТИЗМ
- В:
- Журнал современной российской истории и историографии
- В:
- Том 3: Выпуск 1
- Издатель:
- Брилл | Шёнинг
- E-ISSN:
- 2210-2388
- Распечатать ISSN:
- 1947-9956 гг.
- Предметы:
- История, славяноведение и евразийство
Прошлый год | Последние 30 дней | ||
---|---|---|---|
Абстрактные просмотры | 424 | 148 | 15 |
Полнотекстовые просмотры | 130 | 13 | 1 |
Просмотры и загрузки PDF | 139 | 42 | 3 |
Abstract
В этом эссе анализируется вклад Карамзина через его История государства Российского , к формированию национального самосознания и к развитию национализма в России начала XIX века. В нем исследуется аргумент Карамзина о том, что развитие единого государства дало России равные права на членство в европейской семье наций, и, таким образом, подчеркивается, что для Карамзина национальная идентичность России была включена в имперскую экспансию. Карамзин был прежде всего политическим националистом. Однако в эссе также исследуются гуманные, космополитические элементы мышления Карамзина — элементы, которые находились в некотором противоречии с его этатизмом и указывали на культурный национализм, более сложный, чем этот этатизм.
- Заголовок:
- Нациестроительство и национализм в карамзинской истории Российского государства
- Тип статьи:
- научная статья
- DOI:
- https://doi. org/10.1163/221023810X534342
- Язык:
- Английский
- Страницы:
- 1–50
- Ключевые слова:
- КАРАМЗИН ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА; АНДРЕЙ КУРБСКИЙ; ИВАН Грозный; САМОКРАТИЯ; ПИСЬМА КАРАМЗИНА РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА; СЕНТИМЕНТАЛИЗМ; ИВАН III РОССИЙСКИЙ; РЕАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА; РОССИЙСКОЕ НАЦИОНОСТРОЙСТВО; КУЛЬТУРНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ; КАРАМЗИН; РУССКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ; ПОЛИТИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ; КОНСЕРВАТИЗМ
- В:
- Журнал современной российской истории и историографии
- В:
- Том 3: Выпуск 1
- Издатель:
- Брилл | Шёнинг
- E-ISSN:
- 2210-2388
- Распечатать ISSN:
- 1947-9956 гг.
- Предметы:
- История, славяноведение и евразийство
Все время | Прошлый год | Последние 30 дней | |
---|---|---|---|
Абстрактные просмотры | 424 | 148 | 15 |
Полнотекстовые просмотры | 130 | 13 | 1 |
Просмотры и загрузки PDF | 139 | 42 | 3 |
Блог о гуманитарных науках
Interviews
Podcasts
Videos
Guest Posts
Podcast Series
Across the Rainbow
In Chains
Migration
Quality Education
Survival by Degrees
War and Peace
Contribute
Проект MUSE — Письма русского путешественника Николая Карамзина, Эндрю Кана (рецензия)
Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:
МЛР, 101. 2, 2оо6 6ii Письма русского путешественника. НИКОЛАЙ КАРАМЗИН. Пер., с эссе ЭНДРЮ КАНА о беседах Карамзина о Просвещении. (SVEC, 2003:04) Оксфорд: Фонд Вольтера. 2003. Си+ 582 стр. ?69. ISBN о-7294-о8II6. «Письма русского путешественника» Карамзина, основанные на путешествиях автора по германским землям во Францию, Швейцарию и Англию в 1789–1790 годах, являются основополагающим произведением в русской путевой литературе. В более широком смысле они представляют собой важнейший ранний образец письменного корпуса, посредством которого российская элита, восприимчивая к западной культуре в результате реформ Петра Великого (единоличный правитель с 169 г.с 6 по I725) и Екатерины Великой (годы правления I762–1796), расширили свои культурные и интеллектуальные горизонты посредством исследования западной цивилизации. Воодушевленный этой цивилизацией, добродушный, открытый рассказчик Карамзина проявляет толерантный гуманизм. Подобно рассказчику современных произведений Карамзина в сентиментальной прозе, самым знаменитым примером которой является «Бедная Лиза» (I 792), он обладает способностью сопереживать ближним всех возрастов, классов и национальностей. и показывает свою чувствительность, проливая много слез. И все же за бесхитростной личностью рассказчика скрывается более житейский и амбициозный молодой автор, намеревающийся превратить свои якобы спонтанные заметки в искусно сделанное литературное произведение. В других отношениях Буквы тоже, возможно, не совсем то, чем кажутся. С одной стороны, их можно заставить вести к терпимому космополитизму, характерному для эпохи Просвещения (о восприятии которой в России сами Письма до известной степени показательны). С другой стороны, путешественник, восхищающийся культурным и интеллектуальным богатством и природной красотой посещаемых им земель, русский западник avant la lettre, казалось бы, является также гордым патриотом, горячо восхищающимся Петром Великим (правитель воспринимал как далеко превосходящий Людовика XIV), потому что Петр дал возможность России быстро догнать Запад и дал ей возможность вскоре превзойти доселе более развитую цивилизацию. Более того, при всем своем кажущемся сочувствии к гонимым и обездоленным, вроде евреев и нищих, рассказчик в сущности не одобряет революцию, начавшуюся во Франции во время его путешествия. Наоборот, он уже поборник монархического правления, и в нем легко угадывается родство с Карамзиным, журналистом и историком, который в XIX веке стойко защищал крепостное право и русское самодержавное государство. Удивительно, что до сих пор англоязычному читателю приходилось довольствоваться либо переводом «Писем», сделанным с немецкого варианта в 1803 г., очень скоро после выхода в свет первого полного издания «Писем» в России, либо переводом «Писем». дефектный, сокращенный перевод Флоренс Джонас, опубликованный в I957. Таким образом, свежий перевод всего текста, сделанный Эндрю Каном, приветствуется. Все читатели перевода текста такого масштаба, конечно, смогут найти примеры неестественности, когда в необходимом стремлении к буквальной точности переводчик остался слишком близок к синтаксису оригинала или ошибся в выборе слова, или произвел ходульную версию. (Сказал ли бы, например, какой-нибудь английский писатель: «Оссиан! Вы живо ощутили плачевную судьбу всего подлунного» (стр. 246)?) Но Кана можно похвалить не только за то, что он взялся за эту долгую и важную работу, но и за изящный, читабельный перевод, передающий юношескую радость карамзинского рассказчика.