Биография франца шуберта краткое содержание: Франц Шуберт биография, краткое содержание и самое важное, интересные факты о композиторе

Сообщение о Франце Шуберте кратко

Краткое сообщение о творчестве Шуберта и жизни композитора по музыке подготовить 6 класс или старшие классы могут с помощью этой информации.

Франц Петер Шуберт (31 января 1797 — 19 ноября 1828) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор более 1000 музыкальных произведений, среди которых более 600 песен, 9 симфоний, большое количество произведений камерной и литургической музыки.

Отец Шуберта был школьным учителем. В семье родилось 12 детей, но только четверо из них дожили до взрослого возраста. В детстве Франц обучался игре на скрипке, фортепиано, органе. Он очень быстро обучался, у него был красивый голос.

с 1808 по 1812 г. он был певчим Венской придворной капеллы, параллельно обучалсь в хоровом училище-интернате. Его наставником по композиции был до 1816 г. А. Сальери.

Примерно в 13 лет он создал первую симфонию.  Из хора к тому моменту он был уже отчислен, из-за мутации голоса. Поэтому юный Фредерик поступил в учительскую семинарию, последовав по стопам отца. Все свое свободное время он посвящал сочинению музыки.

С 1814 г. Шуберт работал учителем в школе отца, но это его не сильно интересовало, поэтому через 4 года он оставил преподавание и всецело занялся творчеством.

1815-й год считается самым плодотворным в его карьере. Уже за время своей недолгой работы в школе Шуберт создал около 250 песен, среди которых шедевр мировой вокальной лирики «Лесной царь» (1814 г.; на стихи И. В. Гёте, а также  шесть опер, множество симфоний и музыку для церкви.

В армию его не взяли, из-за низкого роста — 1,56 м и плохого зрения

Он любил читать. Одной из его любимых книг был «Фауст» Гете.

Одна из лучших его песен на стихи Гете была написана в конце этого же года — «Король Эрл». За кантату «Прометей» (1816) композитор получил свой первый гонорар, так как писалась она на заказ.

Личная жизнь Шуберта была несчастливой. Встретив дочь мануфактурщика Терезу Гром, которая любила музыку, юный Фредерик решил на ней жениться. Но его доходы не позволили иметь семью, и мать Терезы выступила против этого брака.

В 1816 году композитор представил публике произведение, которое принесло ему долгожданную популярность — «Лесной царь».

Постепенно композитор получил мировую известность. В 1820-х гг. у него начались проблемы со здоровьем. Некоторое время он работал в имении графа И. Эстерхази, преподавая музыку его дочерям. Но затем вернулся в Вену, где провел последние годы своей жизни.

Хотя Бетховен и Шуберт жили в одном городе, они встретились только один раз, хотя и знали музыку друг друга. Шуберт посетил Бетховен 19 марта 1827 года. Бетховен умирал. Шуберт был одним из факелоносцев на его похоронах. Полтора года спустя — 19 ноября 1828 г. в Вене умер Шуберт, после продолжительной борьбы с брюшным тифом. Он попросил похоронить его рядом с Бетховеном. Их могилы находились всего в трех местах друг от друга.

Известные произведения Шуберта

Творческое наследие Шуберта охватывает разные жанры. Им создано 9 симфоний (среди которых восьмая неоконченная), свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 23 фортепианные сонаты, множество пьес для фортепиано в две и в четыре руки, 10 опер, 6 месс, ряд произведений для хора и для вокального ансамбля, и более 600 песен. При жизни и достаточно длительное время после смерти композитора его ценили главным образом как автора песен.

Большое значение для мира вокальной музыки имели его сборники «Зимний путь», «Лебединая песня» и «Прекрасная мельничиха». Эти сборники разные, но их объединяет придание аккомпанементу большого значения. Также Шуберт писал симфонии. Самая известная из них — «Неоконченная» (под номером 8) — состоящая из 2 частей. Одной из вершин его искусства является баллада «Лесной царь» на слова Гёте, которая полна драматическими образами.

Франц шуберт биография краткое содержание. Краткая биография франца шуберта

Франц Петер Шуберт (1797-1828) – австрийский композитор. За такую короткую жизнь он успел сочинить 9 симфоний, множество камерной и сольной музыки для фортепиано, около 600 вокальных композиций. По праву считается одним из основоположников романтизма в музыке. Его сочинения до сих пор, спустя два столетия, остаются одними из основных в классической музыке.

Детство

Его папа, Франц Теодор Шуберт, был музыкантом-любителем, в приходской школе Лихтенталя работал учителем, имел крестьянское происхождение. Он был очень трудолюбивым и добропорядочным человеком, представления о жизненной стезе связывал только с трудом, в этом духе Теодор воспитывал своих детей.

Мама музыканта – Элизабет Шуберт (девичья фамилия Фиц). Её отец был слесарем из Силезии.

Всего в семье родилось четырнадцать детишек, но девятерых из них супруги похоронили ещё в раннем возрасте. Брат Франца, Фердинанд Шуберт, также связал свою жизнь с музыкой.

В семье Шубертов музыку очень любили, часто у них дома устраивались музыкальные вечера, а по праздникам собирался целый кружок музыкантов-любителей. Папа играл на виолончели, сыновья тоже были обучены игре на разных музыкальных инструментах.

Способности к музыке у Франца обнаружились в раннем детском возрасте. Отец стал учить его игре на скрипке, а старший брат обучал малыша играть на фортепиано и клавире. И уже совсем скоро маленький Франц стал постоянным участником семейного струнного квартета, он исполнял партию альта.

Обучение

В шестилетнем возрасте мальчик пошёл в приходскую школу. Здесь обнаружился не только его удивительный музыкальный слух, но ещё и потрясающий голос. Ребёнка взяли петь в церковный хор, где он исполнял довольно сложные сольные партии. Церковный регент, часто бывавший в семье Шубертов на музыкальных вечеринках, учил Франца пению, теории музыки и игре на органе. Вскоре все окружающие поняли, что Франц – одарённый ребёнок. Особенно таким достижениям сыночка радовался папа.

В одиннадцатилетнем возрасте мальчика отдали в школу с пансионом, где готовили певчих в церковь, она называлась в то время конвикт. Даже сама обстановка в школе благоприятствовала, чтобы музыкальные таланты Франца развивались.

В школе был ученический оркестр, его сразу определили в группу первых скрипок, изредка Францу даже доверяли дирижировать. Репертуар в оркестре отличался своим разнообразием, ребёнок познал в нём разные жанры музыкальных произведений: увертюры и сочинения для вокала, квартеты и симфонии. Друзьям он рассказывал, что наибольшее впечатление на него произвела моцартовская симфония соль минор. А сочинения Бетховена были для ребёнка наивысшим образцом музыкальных произведений.

В этот период Франц начал сам сочинять, он делал это с огромным увлечением, что даже ставило музыку в ущерб остальным школьным предметам. Особенно тяжело давались ему латынь с математикой. Отца насторожило такое чрезмерное увлечение Франца музыкой, он стал тревожиться, зная путь всемирно известных музыкантов, от такой участи своего ребёнка ему хотелось оградить. Он даже придумал наказание – запрет приезда домой на выходные и праздничные дни. Но на развитие дарования юного композитора не влияли никакие запреты.

А потом, как говорится, всё случилось само собой: в 1813 году у подростка сломался голос, ему пришлось покинуть церковный хор. Франц приехал домой к родителям, где начал обучение в учительской семинарии.

Зрелые годы

Окончив в 1814 году семинарию, парень устроился на работу в ту же приходскую школу, где трудился его отец. В течение трёх лет Франц работал помощником учителя, учил детишек предметам начальной школы и грамоте. Только от этого никак не слабела любовь к музыке, желание творить было всё сильнее. И именно в это время, с 1814 по 1817 годы (как он сам называл, в период школьной каторги), им было создано огромное количество музыкальных сочинений.

Только в одном 1815 году Франц сочинил:

  • 2 сонаты для фортепиано и струнный квартет;
  • 2 симфонии и 2 мессы;
  • 144 песни и 4 оперы.

Ему хотелось утвердиться как композитору. Но в 1816 году при подаче заявки на должность капельмейстера в Лайбах ему отказали.

Музыка

Францу было 13 лет, когда он написал своё первое музыкальное произведение. А уже к 16 годам в его копилке было несколько написанных песен и фортепианных пьес, симфония и опера. На такие выдающиеся способности Шуберта обратил внимание даже придворный композитор, знаменитый Сальери, он занимался с Францем почти в течение года.

В 1814 году Шуберт создал первые свои значительные сочинения в музыке:

  • месса фа мажор;
  • опера «Увеселительный замок сатаны».

В 1816 году в жизни Франца произошло знаковое для него знакомство со знаменитым баритоном Фоглем Иоганном Михаэлем. Фогль исполнял произведения Франца, которые довольно быстро обрели популярность в салонах Вены. В этом же году Франц переложил на музыку балладу Гёте «Лесной царь», и это произведение имело невероятный успех.

Наконец-то, в начале 1818 года вышла в печать первая композиция Шуберта.

Не удалось сбыться мечтам отца о тихой и скромной жизни сына с маленьким, но надёжным учительским заработком.

Франц бросил преподавание в школе и решил всю свою жизнь посвятить только музыке.

Он поссорился с отцом, жил в лишениях и постоянной нужде, но неизменно творил, сочиняя одно произведение за другим. Ему приходилось жить поочерёдно у своих товарищей.

В 1818 году Францу повезло, он переехал к графу Иоганну Эстерхази, в его летнюю резиденцию, где преподавал музыку графским дочерям.

Проработал он у графа недолго и снова вернулся в Вену, чтобы заниматься любимым делом – творить бесценные музыкальные произведения.

Личная жизнь

Нужда стала помехой в женитьбе на любимой девушке Терезе Горб. Он полюбил её ещё в церковном хоре. Она совсем не была красавицей, наоборот, девушку можно было назвать дурнушкой: белые ресницы и волосы, следы оспы на лице. Но Франц заметил, как преображалось её круглое личико с первыми аккордами музыки.

Но мать Терезы растила её без отца и не желала дочери такой партии, как нищий композитор. И девушка, поплакав в подушку, пошла под венец с более достойным женихом. Она вышла замуж за кондитера, жизнь с которым была долгой и благополучной, но серой и однообразной. Тереза умерла на 78-ом году жизни, к тому времени прах человека, который любил её всем сердцем уже давно успел истлеть в могиле.

Последние годы

К сожалению, в 1820 году Франца стало беспокоить здоровье. Он тяжело заболел в конце 1822 года, но после лечения в больнице его здоровье немного поправилось.

Единственное, чего он успел достичь при жизни, ‒ это публичный концерт в 1828 году. Успех был оглушительным, но вскоре после этого у него началась брюшная лихорадка. Две недели она трясла его, и 26 марта 1828 года композитор скончался. Он оставил завещание похоронить его на одном кладбище с Бетховеном. Оно было исполнено. И если в лице Бетховена тут упокоилось «прекрасное сокровище», то в лице Франца «прекрасные надежды». Он был слишком молодым на момент смерти и так многое ещё мог сотворить.

В 1888 году прах Франца Шуберта и прах Бетховена перенесли на Центральное Венское кладбище.

После смерти композитора осталось много неизданных произведений, все они были опубликованы и нашли признание своего слушателя. Особенно почитаемой является его пьеса «Розамунда», в честь неё назван астероид, который был открыт в 1904 году.

­Краткая биография Франца Шуберта

Шуберт Франц Петер — выдающийся австрийский композитор; основоположник раннего романтизма; создатель девяти известных симфоний. Родился 31 января 1797 года в Вене в семье обычного учителя. Поначалу в семье было четырнадцать детей, но девять из них умерли в раннем возрасте. За свою недолгую жизнь Шуберт написал около 600 песенных композиций, многие из которых актуальны по сей день. В создании собственного стиля он опирался преимущественно на работы Моцарта, Глюка, Гайдна и Бетховена.

С детства мальчик получил домашнее музыкальное образование. В церкви он учился игре на органе и вокалу. Фредерик был одним из лучших певцов хора придворной капеллы. Сам Сальери взял его к себе в ученики, восторгаясь его красивым голосом и музыкальным даром. Примерно в 13 лет он стал писать свою первую симфонию. Первые самостоятельные работы были написаны им в 1814 году.

Из хора к тому моменту он был уже отчислен, так как у мальчика ломался голос. Поэтому юный Фредерик поступил в учительскую семинарию, последовав по стопам отца. Все свое свободное время он посвящал сочинению музыки. Песенная музыка композитора была своего рода продолжением стиля Бетховена. 1815-й год считается самым плодотворным в его карьере. В этот период он написал более сотни песен, шесть опер, множество симфоний и музыку для церкви.

Одна из лучших его песен на стихи Гете была написана в конце этого же года — «Король Эрл». За кантату «Прометей» (1816) композитор получил свой первый гонорар, так как писалась она на заказ. Неудачно складывалась личная жизнь Шуберта. Повстречав дочь мануфактурщика Терезу Гром, которая ничем примечательным не выделялась, но очень любила музыку, юный Фредерик решил на ней жениться. Однако его доходы не позволяли обзавестись семьей, и мать Терезы выступила против этого брака.

В 1816 году композитор представил публике произведение, которое принесло ему долгожданную популярность — «Лесной царь». В дальнейшем одна за другой появлялись его знаменитые симфонии. Постепенно композитор приобретал мировую известность. В 1820-х гг. у него начались проблемы со здоровьем. Некоторое время он работал в имении графа И. Эстерхази, преподавая музыку его дочерям. Последние годы своей жизни композитор провел в Вене.

Он умер 19 ноября 1828 года, после продолжительной борьбы с брюшным тифом. У композитора две могилы. Изначально он в соответствии с последней волей был похоронен рядом с боготворимым им Бетховеном на Верингском кладбище (ныне Парк Шуберта), а в 1888 г. прах обоих композиторов был перезахоронен на Венском центральном кладбище.

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей.

Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету.

Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.

Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Имя: Франц Шуберт (Franz Schubert)

Возраст: 31 год

Рост: 156

Деятельность: композитор, один из основоположников романтизма в музыке

Семейное положение: не был женат

Франц Шуберт: биография

Воланд из романа сказал: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!».

Эта цитата из бессмертного произведения «Мастер и Маргарита» характеризует жизнь австрийского композитора Франца Шуберта, знакомого большинству по песне «Аве Мария» («Третья песня Эллен»).


При жизни он не стремился к славе. Хоть произведения австрийца и раздавались из всех салонов Вены, Шуберт жил крайне скудно. Как-то раз сочинитель вывесил свой сюртук на балконе с вывернутыми наизнанку карманами. Этот жест был адресован кредиторам и означал, что взять с Шуберта больше нечего. Познав сладость славы лишь мимолетно, Франц умер в 31-летнем возрасте. Но спустя столетия этот музыкальный гений стал признанным не только у себя на родине, но и во всем мире: творческое наследие Шуберта необъятно, он сочинил около тысячи произведений: песен, вальсов, сонат, серенад и прочих композиций.

Детство и юношество

Франц Петер Шуберт родился в Австрии, неподалеку от живописного города Вены. Одаренный мальчик рос в обычной небогатой семье: его отец – школьный учитель Франц Теодор – происходил из крестьянского рода, а мать – повариха Элизабет (урожденная Фиц) – была дочерью ремонтника из Силезии. Помимо Франца супруги воспитывали еще четверых ребятишек (из 14 родившихся детей 9 умерли в младенческом возрасте).


Неудивительно, что будущий маэстро рано проявил любовь к нотам, ведь в его доме постоянно «лилась» музыка: Шуберт-старший обожал по-любительски играть на скрипке и виолончели, а брат Франца увлекался фортепиано и клавиром. Франц-младший был окружен восхитительным миром мелодий, так как радушное семейство Шубертов часто принимало гостей, устраивая музыкальные вечера.


Заметив талант своего сына, который в семилетнем возрасте музицировал на клавишах без изучения нот, родители определили Франца в церковно-приходскую школу Лихтенталя, где мальчик пытался освоить игру на органе, а М. Хольцер обучал юного Шуберта вокальному искусству, которое он освоил на славу.

Когда будущему композитору исполнилось 11 лет, он был принят хористом в придворную капеллу, находившуюся в Вене, а также зачислен в школу с пансионом Конвикт, где и обзавелся лучшими друзьями. В учебном заведении Шуберт ревностно постигал музыкальные азы, однако математика и латинский язык давались мальчику худо.


Стоит сказать, что в таланте юного австрийца не сомневался никто. Венцель Ружичка, преподававший Францу басовый голос многоголосного музыкального сочинения, как-то заявил:

«Его учить мне нечему! Он все уже знает от Господа Бога».

А в 1808 году на радость родителям Шуберт был принят в императорский хор. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он самостоятельно написал свое первое серьезное музыкальное сочинение, а уже через 2 года с юношей стал заниматься признанный композитор Антонио Сальери, который даже не брал с молодого Франца денежного вознаграждения.

Музыка

Когда звонкий мальчишеский голос Шуберта стал ломаться, молодой композитор по понятной причине был вынужден покинуть Конвикт. Отец Франца мечтал, чтобы тот поступил в учительскую семинарию и пошел по его стопам. Шуберт не смог противостоять воле своего родителя, поэтому после окончания учебы стал работать в школе, где преподавал азбуку младшим классам.


В 1814 году он написал оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор. А уже к 20 годам Шуберт стал автором по крайней мере пяти симфоний, семи сонат и трехсот песен. Музыка не оставляла мысли Шуберта ни на минуту: талантливый сочинитель просыпался даже посреди ночи, чтобы успеть записать мелодию, звучавшую во сне.


В свободное от работы время австриец устраивал музыкальные вечера: в доме Шуберта, который не отходил от фортепиано и часто импровизировал, появлялись знакомые и близкие друзья.

Весной 1816 года Франц пробовал устроиться на должность руководителя хоровой капеллы, однако его планам не суждено было исполниться. Вскоре Шуберт благодаря приятелям познакомился со знаменитым австрийским баритоном Иоганном Фогалем.

Именно этот исполнитель романсов помог Шуберту утвердиться в жизни: он исполнял песни под аккомпанемент Франца в музыкальных салонах Вены.

Но нельзя сказать, что австриец владел клавишным инструментом так же виртуозно, как, например, Бетховен. Он не всегда производил на слушающую публику должное впечатление, поэтому на выступлениях внимание зрителей доставалось Фогалю.


Франц Шуберт сочиняет музыку на природе

В 1817 году Франц становится автором музыки к песне «Форель» на слова своего однофамильца Кристиана Шуберта. Также композитор прославился благодаря музыке к известной балладе немецкого писателя «Лесной царь», а зимой 1818 года произведение Франца «Erlafsee» было опубликовано издательством, хотя до известности Шуберта редакции постоянно находили предлог для отказа молодому исполнителю.

Стоит отметить, что в годы пика популярности Франц обзавелся выгодными знакомствами. Так, его товарищи (писатель Бауэрнфельд, композитор Хюттенбреннер, художник Швинд и другие приятели) помогали музыканту деньгами.

Когда Шуберт окончательно убедился в своем призвании, в 1818 году он оставил работу в школе. Но его отцу не понравилось спонтанное решение сына, поэтому он лишил свое уже взрослое чадо материальной помощи. Из-за этого Францу приходилось просить ночлега у друзей.

Фортуна в жизни композитора была весьма переменчива. Опера «Альфонсо и Эстрелла» на сочинение Шобера, которую Франц считал своей удачей, была отклонена. В связи с этим материальное положение Шуберта ухудшилось. Также в 1822 году композитор заразился болезнью, которая подорвала его здоровье. В середине лета Франц переехал в Желиз, где поселился в имении графа Иоганна Эстерхази. Там Шуберт преподавал уроки музыки его детям.

В 1823-м Шуберт становится почетным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов. В том же году музыкант сочиняет песенный цикл «Прекрасная мельничиха» на слова поэта-романтика Вильгельма Мюллера. В этих песнях рассказывается о юноше, который отправился на поиски счастья.

Но счастье молодого человека заключалось в любви: когда он увидел дочь мельника, в его сердце устремилась стрела Купидона. Но возлюбленная обратила внимание на его соперника, молодого охотника, поэтому радостное и возвышенное чувство путешественника вскоре переросло в отчаянное горе.

После грандиозного успеха «Прекрасной мельничихи» зимой и осенью 1827 года Шуберт работает над другим циклом под названием «Зимний путь». Музыка, написанная на слова Мюллера, отличается пессимизмом. Сам Франц называл свое детище «венком жутких песен». Примечательно, что столь мрачные композиции о неразделенной любви Шуберт написал незадолго до собственной смерти.


Биография Франца указывает на то, что порой ему приходилось жить на ветхих чердаках, где он со светом горящей лучины сочинял великие произведения на клочках засаленной бумаги. Композитор был крайне беден, но существовать на денежную помощь друзей он не хотел.

«Что будет со мной… – писал Шуберт, – мне, пожалуй, придется на старости, как гетевскому арфисту, ходить из двери в дверь и просить подаяния на хлеб».

Но Франц не мог и предположить, что старости у него не будет. Когда музыкант был на грани отчаяния, богиня судьбы вновь улыбнулась ему: в 1828 году Шуберта избрали членом Венского общества друзей музыки, и 26 марта композитор впервые дал авторский концерт. Выступление было триумфальным, а зал разрывался от громких аплодисментов. В этот день Франц в первый и последний раз в своей жизни узнал, что такое настоящий успех.

Личная жизнь

В жизни великий композитор был весьма робок и застенчив. Поэтому многие из окружения сочинителя наживались на его доверчивости. Материальное положение Франца стало камнем преткновения на пути к счастью, потому что его возлюбленная выбрала богатого жениха.

Любовь Шуберта звали Терезой Горб. С этой особой Франц познакомился, находясь в церковном хоре. Стоит отметить, что русоволосая девушка не слыла красавицей, а, наоборот, имела обыкновенную внешность: ее бледное лицо «украшали» следы от оспы, а на веках «красовались» редкие и белые ресницы.


Но не внешность привлекала Шуберта в выборе дамы сердца. Он был польщен тем, что Тереза с трепетом и вдохновением слушала музыку, и в эти моменты ее лицо приобретало румяный вид, а в глазах светилось счастье.

Но, поскольку девушка воспитывалась без отца, ее мать настояла, чтобы та между любовью и деньгами выбрала последнее. Поэтому Горб вышла замуж за состоятельного кондитера.


Остальные сведения о личной жизни Шуберта весьма скудны. По слухам, композитор в 1822 году был заражен сифилисом – в то время неизлечимой болезнью. Исходя из этого, можно предположить, что Франц не брезговал посещать публичные дома.

Смерть

Осенью 1828 года Франца Шуберта мучила двухнедельная лихорадка, вызванная инфекционным заболеванием кишечника – брюшным тифом. 19 ноября в возрасте 32-х неполных лет великий композитор скончался.


Австрийца (согласно последнему желанию) похоронили на Верингском кладбище рядом с могилой его кумира – Бетховена.

  • На средства, вырученные с триумфального концерта, который состоялся в 1828 году, Франц Шуберт приобрел рояль.
  • Осенью 1822 года композитор написал «Симфонию № 8», которая вошла в историю как «Неоконченная симфония». Дело в том, что сначала Франц создавал это произведение в виде наброска, а потом в партитуре. Но по непонятной причине Шуберт так и не закончил работу над детищем. По слухам, остальные части рукописи были утеряны и хранились у друзей австрийца.
  • Некоторые ошибочно приписывают Шуберту авторство названия пьесы-экспромта. Но словосочетание «Музыкальный момент» придумал издатель Лейдесдорф.
  • Шуберт обожал Гете. Музыкант мечтал познакомиться поближе с этим знаменитым писателем, однако его мечте не суждено было исполниться.
  • Большую до-мажорную симфонию Шуберта нашли через 10 лет после его смерти.
  • В честь пьесы Франца «Розамунда» был назван астероид, который открыли в 1904 году.
  • После кончины композитора осталась масса неизданных рукописей. Долгое время люди не знали того, что было сочинено Шубертом.

Дискография

Песни (всего более 600)

  • Цикл «Прекрасная мельничиха» (1823)
  • Цикл «Зимний путь» (1827)
  • Сборник «Лебединая песнь» (1827-1828, посмертный)
  • Около 70 песен на тексты Гёте
  • Около 50 песен на тексты Шиллера

Симфонии

  • Первая D-dur (1813)
  • Вторая B-dur (1815)
  • Третья D-dur (1815)
  • Четвертая c-moll «Трагическая» (1816)
  • Пятая B-dur (1816)
  • Шестая C-dur (1818)

Квартеты (всего 22)

  • Квартет B-dur op. 168 (1814)
  • Квартет g-moll (1815)
  • Квартет a-moll op. 29 (1824)
  • Квартет d-moll (1824-1826)
  • Квартет G-dur op. 161 (1826)

Франц Шуберт родился в 1797 г, в предместье Вены, в семье школьного учителя.

Музыкальные способности мальчика оказались слишком рано, и он уже в раннем детстве с помощью отца и старшего брата научился играть на фортепиано и скрипке.

Благодаря доброму голосу одиннадцатилетнего Франца удалось устроить в закрытое музыкальное учебное заведение, которое обслуживало придворную церковь. Пятилетнее пребывание там дало Шуберту основы общего и музыкального образования. Уже в школе Шуберт творил очень много, и способности его были замечены выдающимися музыкантами.

Но жизнь в этой школе была грузом для Шуберта в связи с полуголодным существованием и невозможностью полностью отдаваться писанию музыки. В 1813 г. он покинул школу и вернулся домой, но жить на средства отца было невозможно, и вскоре Шуберт занял должность учителя, помощника отца в школе.

С трудностями, проработав в школе три года, он оставил ее, и это привело Шуберта к разрыву с отцом. Отец был против того, чтобы сын оставил службу и занялся музыкой, потому что профессия музыканта в то время не обеспечивала ни надлежащего положения в обществе, ни материальной благополучности. Но одаренность Шуберта до той поры оказалась так ярко, что он не мог заниматься чем-то другим, кроме музыкального творчества.

Когда ему было 16-17 лет, он написал первую симфонию, а потом такие замечательные песни, как «Гретхен за прялкой» и «Лесной царь» на текст Гете. За годы учительства (1814-1817) он написал много камерных, инструментальных музык и около трехсот песен.

После разрыва с отцом Шуберт переехал в Вену. Он жил там в большой нужде, не имел своего угла, а находился по очереди у своих приятелей — венских поэтов, художников, музыкантов, часто таких же бедняков, как и он сам. Нужда его доходила иногда до того, что ему ни на что было купить нотной бумаги, и он вынужден был записывать свои произведения на обрывках газет, на столовых меню и др. Но такое существование мало отражалось на его настроении, обычно жизнерадостном и веселом.

В творчестве Шуберта-«романтика» сочетает веселье, жизнерадостность с меланхолично-грустными настроениями, которые доходят иногда. к мрачно-трагической безнадежности.

Это было время политической реакции, жители Вены пытались забыться и отвернуться от хмурых настроений, вызванных тяжелым политическим гнетом, много развлекались, веселились и танцевали.

Вокруг Шуберта сгруппировался кружок молодых художников, писателей, музыкантов. Во время вечеринок и внегородских прогулок он писал очень много вальсов, лендлеров и экосезов. Но эти «шубертиади» не ограничивались только развлечениями. В этом кружке запальчиво обсуждались вопросы общественно-политической жизни, выражалось разочарование окружающей действительностью, ви-словлювалися протесты и недовольство против тогдашнего реакционного режима, назревали чувства тревоги, разочарованности. Рядом с этим сильные были и оптимистичные взгляды, бодрое настроение, вера в будущее. Весь жизненный и творческий путь Шуберта преисполненного был противоречий, которые так характерные для художников-романтиков той эпохи.

За исключением незначительного периода, когда Шуберт примирился с отцом и жил в семье, жизнь композитора была очень тяжелой. Кроме материальной нужды, Шуберта подавляло его положение в обществе как музыканта. Его музыка не была известна, ее не понимали, творчества не поощряли.

Творил Шуберт очень быстро и много, но за его жизнь почти ничего не печаталось и не выполнялось.

Большинство его произведений остались в рукописях и были выявлены через много лет после его смерти. Например, одно из самых популярных и любимых теперь симфонических произведений — «незаконченная симфония» — ни разу не выполнялся за его жизнь и впервые был выявлен через 37 лет после смерти Шуберта, равно как и много других произведений. А однако потребность услышать собственные произведения у него была такая большая, что он специально писал мужские квартеты на духовные тексты, которые мог выполнить его брат со своими певцами в церкви, где он служил регентом.

Франц Шуберт | Биография, музыка и факты

Франц Шуберт

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
31 января 1797 г. Австрия
Умер:
19 ноября 1828 г. (31 год) Вена Австрия
Известные работы:
«Аве Мария!» «Дас Вандерн» «Der Hirt auf dem Felsen» «Дер Линденбаум» «Умри Форель» «Эрлкениг» “Гретхен-ам-Спиннраде” «Соната для фортепиано № 21 си-бемоль мажор» «Песнь духов над водой» «Струнный квартет ля минор» «Струнный квинтет до мажор» «Лебединая песня» «Симфония № 4 до минор» «Симфония № 9до мажор» «Форельный квинтет» «Неоконченная симфония» «Зимний путь» «Die schöne Müllerin»

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Кем был Франц Шуберт?

Франц Шуберт был австрийским композитором 19-го века и ключевой фигурой в соединении классического и романтического периодов. Он известен мелодичностью и гармонией в своих песнях и камерной музыке. Он также написал несколько симфоний, месс и фортепианных произведений.

Какой была молодость Франца Шуберта?

Франц Шуберт родился 31 января 1797 года недалеко от Вены, Австрия. Он был одним из пяти детей Франца Теодора и Элизабет Шуберт. Шуберт получил свое музыкальное образование от отца и старшего брата, играя на альте и органе и изучая теорию музыки под руководством органиста приходской церкви.

Какие изменения внес Франц Шуберт в классическую гармонию?

Франц Шуберт намеренно отказался от модуляции с помощью плавной последовательности опорных аккордов. Он предпочитал внезапно переходить в несвязанные, а потому неожиданные тональности, как в переходе от до мажор к ми минор во вступительной части его Симфонии № 9 до мажор , которую он начал в 1825 году.

Что некоторые из самых известных композиций Франца Шуберта?

Франца Шуберта больше всего помнят за его песни, также называемые «лидер», и его камерную музыку. Он также создавал симфонии, мессы и фортепианные произведения. Его самые известные работы включали Erlkönig , написанный в 1815 году по мотивам стихотворения Гёте; Аве Мария! , написанный в 1825 году; и Симфония № 9 до мажор , начатая в 1825 году.

Как умер Франц Шуберт?

В октябре 1828 года Франц Шуберт заболел брюшным тифом в результате употребления испорченной воды. Последние дни он провел в компании брата и нескольких близких друзей. Он умер 19 ноября 1828 года в Вене, Австрия. Ему был 31 год.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Франц Шуберт , полностью Франц Петер Шуберт , (родился 31 января 1797, Химмельпфортгрунд, недалеко от Вены [Австрия] — умер 19 ноября 1828, Вена), австрийский композитор, соединивший миры классической и романтической музыки. , известный мелодичностью и гармонией в своих песнях (лидерах) и камерной музыке. Среди других произведений: Симфония № 9 до мажор ( Великая ; 1828), Симфония си минор ( Неоконченная ; 1822), мессы и фортепианные произведения.

Отец Шуберта, Франц Теодор Шуберт, был школьным учителем; его мать, Элизабет, в девичестве Витц, на момент замужества работала домашней прислугой. Франц был их четвертым выжившим сыном. Его старшими братьями были Игнац, Карл и Фердинанд, а также была младшая сестра Мария Терезия. Старший Франц Шуберт был человеком с характером, основавшим процветающую школу. Семья была музыкальной и культивировала дома струнный квартет, мальчик Франц играл на альте. Основы своего музыкального образования он получил от своего отца и брата Игнаца, позже продолжив занятия игрой на органе и теорией музыки под руководством органиста приходской церкви. В 1808 году он получил стипендию, которая дала ему место в хоре императорской придворной капеллы и образование в Stadtkonvikt, главной школе-интернате для простолюдинов в Вене, где его наставниками были Венцель Ружичка, органист императорского двора, а позже композитор Антонио Сальери, тогда на пике своей славы. Шуберт играл на скрипке в студенческом оркестре, быстро был назначен руководителем и в отсутствие Ружички дирижировал. Он также посещал занятия в хоре и вместе со своими одноклассниками занимался камерной музыкой и игрой на фортепиано.

По свидетельству школьных друзей, Шуберт был склонен к застенчивости и неохотно показывал свои первые сочинения. Его ранние работы включали длинную Фантазию для фортепианного дуэта , песню, несколько оркестровых увертюр, различные произведения камерной музыки и три струнных квартета. К тем же годам относится и неоконченная оперетта на текст Августа фон Коцебу, Der Spiegelritter ( The Mirror Knight ). Интерес и поддержка его друзей преодолели его застенчивость и в конечном итоге привлекли внимание Сальери к его работе. В 1812 году у Шуберта сорвался голос; он покинул колледж, но продолжил учебу у Сальери в частном порядке еще как минимум три года. В это время он поступил в педагогическое училище в Вене и осенью 1814 года стал помощником в школе своего отца. Отклоненный от военной службы из-за невысокого роста, он оставался школьным учителем до 1818 г.

Многочисленные сочинения, написанные им между 1813 и 1815 годами, замечательны своим разнообразием и внутренней ценностью. Это произведения молодого гения, еще не достигшего зрелости, но демонстрирующего стиль, оригинальность и воображение. Помимо пяти струнных квартетов, прозвучали три полномасштабных мессы и три симфонии. Его первая полнометражная опера, Des Teufels Lustschloss ( Дворец желаний дьявола ), была закончена, когда он учился в колледже. Но в этот период песенное сочинение было его главным, всепоглощающим увлечением. 19 октября, 1814 г., он впервые положил на музыку стихотворение Гёте «Gretchen am Spinnrade» («Гретхен за прялкой»), из Фауст ; это была его 30-я песня, и в этом шедевре он одним махом создал немецкую ложь (авторскую песню). Следующий год принес композиции более 140 песен.

Викторина «Британника»

Композиторы и их музыка

Без ума от классической музыки? Соберитесь и узнайте, как много вы знаете о Генделе, Моцарте, Дворжаке и других.

Многочисленные незаконченные фрагменты и наброски песен, оставленные Шубертом, дают некоторое представление о работе его творческого ума. Ясно, что первичный стимул был мелодичным. Слова стихотворения породили мелодию. Гармония (аккордовая структура композиции) и модуляция (смена тональности) затем подсказывались контурами мелодии. Но внешние детали сцены поэта — природные, бытовые или мифические — подсказывали в аккомпанементах такие чудесно-графические образы, как прялка, плеск воды или «мерцающая одежда» весны. Эти черты в полной мере присутствовали в песнях 1815 года. Последующие годы углубили и обогатили, но не революционизировали эти новаторские отступления в песне. В течение 1815 года Шуберт также продолжал заниматься своими злополучными операми: с мая по декабрь он написал Der vierjährige Posten ( Четырехлетний часовой ), Фернандо , Клодин фон Вилла Белла и Die Freunde von Salamanka ( Друзья Саламанки ).

В это время внешняя жизнь Шуберта была беспрецедентна. Друзья его студенческих лет были ему верны, особенно Йозеф фон Шпанун, который в 1814 году познакомил его с поэтом Иоганном Майрхофером. Он также побудил молодого и блестящего Франца фон Шобера посетить Шуберта. В конце 1815 года Шобер пришел в здание школы на Зойленгассе, нашел Шуберта перед классом с грудой его рукописей и воспламенил молодого композитора, охотного слушателя, желанием освободиться от своих обязанностей. Весной 1816 года Шуберт подал заявление на должность музыкального руководителя в колледже в Лайбахе (ныне Любляна, Словения), но безуспешно. Его друзья пытались заинтересовать Гёте песнями и в апреле 1816 года отправили поэту в Веймар том из 16 настроек. Это не дало никакого результата. Наконец, в декабре 1816 года Шобер убедил Шуберта подать заявление на отпуск. Несмотря на сопротивление отца, он получил отпуск и впоследствии провел восемь месяцев со Шобером, живя в доме овдовевшей матери своего друга.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В начале 1817 года Шобер привел к себе домой баритона Иоганна Михаэля Фогля, чтобы встретиться с Шубертом. В результате этой встречи исполнение Фоглем песен Шуберта стало предметом ажиотажа венских гостиных. Его дружба с братьями Хуттенбреннер, Ансельмом, композитором, и Йозефом, музыкантом-любителем, а также с Йозефом фон Гаи, пианистом, с которым он играл дуэтами, восходит к этим дням. Но этот период свободы длился недолго, и осенью 1817 года Шуберт вернулся к своим преподавательским обязанностям. Он писал своим друзьям о себе как о verdorbener («разочарованный») музыкант. Два предыдущих года были особенно плодотворными. Песни этого периода включают «Ganymed», «Der Wanderer» и Harper’s Songs из романа Гёте Wilhelm Meisters Lehrjahre . Были еще две симфонии: № 4 до минор , которую сам Шуберт назвал Трагической (1816), и популярная № 5 си-бемоль мажор (1816). Четвертая месса до мажор была написана в 1816 году. 1817 год примечателен началом его мастерской серии фортепианных сонат. Шесть были сочинены в доме Шобера, лучшие из них — 9.0045 № 7 ми-бемоль мажор и № 11 си мажор .

Летом 1818 года закончились годы неблагоприятного обучения Шуберта в школе. Весенний период его разочарования породил только одно существенное произведение, Симфонию № 6 до мажор . Тем временем его репутация, однако, росла, и первое публичное исполнение одного из его произведений, Итальянской увертюры до мажор , состоялось 1 марта 1818 года в Вене. В июне он покинул город, чтобы занять должность учителя музыки у двух дочерей Иоганна, графа Эстерхази, в семейной летней резиденции в Зелизе, Венгрия. Письма к друзьям показывают его в приподнятом настроении, а летние месяцы отмечены новым творческим порывом. Фортепианные дуэты Вариации на французскую песню ми минор и Соната си-бемоль мажор , наборы танцев, песен и Deutsche Trauermesse ( Немецкий реквием ) были завершены.

Краткая история Франца Шуберта, человека с целью

В сегодняшнем выпуске PianoTV мы поговорим об истории Франца Шуберта. В последнее время очень много просили это видео, а также анализы его работ, поэтому я решил, что сегодня такой же хороший день, как и любой другой.

В этом блоге, посвященном истории Франца Шуберта, мы поговорим о жизни Франца Шуберта, его ранней смерти и о том огромном количестве произведений, которые он оставил после себя, несмотря на свой возраст.

Приступим!

История Франца Шуберта: Рождение

Шуберт родился в 1797 году и умер в 1828 году. Это делает его переходным композитором от классической музыки к романтической музыке (очень похоже на Бетховена в его более поздние годы).

Он родился в Вене, его отец был учителем, а мать работала горничной. Он ходил в школу своего отца, и отец и его старшие братья давали ему уроки музыки.

На самом деле именно Сальери первым заметил талант Шуберта как вокалиста. Если вы когда-нибудь смотрели фильм «Амадей» — вы должны это сделать! – Сальери – соперник Моцарта в кино. Шуберт был принят в школу Stadtkonvickt в 11 лет со стипендией по вокалу.

Шуберт и Сальери

Когда талант Шуберта еще больше проявился в его сочинениях, Сальери решил лично его проинструктировать. Шуберту также разрешили возглавить симфонию Stadtkonvickt.

1814 год был большим годом для Шуберта. Когда Шуберту было 17 лет, он вернулся в школу своего отца учителем, но ненавидел эту работу. Он не был создан для рабочего мира, по крайней мере, в традиционном смысле этого слова.

Шуберт влюбился в девушку

Он также влюбился в певицу Терезу и написал для нее несколько песен. Он хотел жениться на ней, но на самом деле в то время существовал закон, согласно которому мужчина должен был доказать, что у него есть доход, чтобы содержать семью.

Не говоря уже о том, что он не был самым желанным компаньоном, но о его внешности мы поговорим чуть позже.

Шуберт как бродяга

Итак, в 1816 году, когда он решил бросить школу своего отца, но не смог получить должность капельмейстера в Laibach, он решил переехать к другу Шоберу и его маме.

Сначала он вяло пытался зарабатывать на уроках музыки, а не быть бездельником в доме своего друга. Но это отошло на второй план, когда он начал сочинять все больше и больше.

К этому моменту он уже сочинил сотни песен — вокальные произведения, симфонии и тому подобное — так что мы ясно знали, в чем его страсть, даже будучи подростком.

Некоторые друзья: Шобер и Фогль

Сосед и друг Шуберта, Шобер, познакомил его с парнем по имени Иоганн Фогль, который был известным баритоном намного старше Шуберта. Они стали хорошими друзьями, и Шуберт написал для него много произведений.

Поскольку Фогль был очень влиятельным человеком, он сыграл большую роль в привлечении Шуберта на венскую музыкальную сцену и установлении для него важных контактов. У Шуберта было очень много важных друзей, и эти друзья несли ответственность за сохранение его музыки после его смерти.

Исполнение песен Шуберта часто исполнялось на частных собраниях, как правило, с самим Шубертом за фортепиано и пением Фогля. У этих маленьких посиделок даже было название — Шубертиады.

История Франца Шуберта: Оперные неудачи

Примерно в это же время Шуберту не очень везло с публикациями, несмотря на его огромные результаты. Ему немного везло с выступлениями, такими как исполнение Фоглем Der Erlkonig в 1821 году. Но его оперная игра была далекой. Он написал две оперы и множество других сценических постановок, которые провалились по самым разным причинам, таким как цензура и драматизм.

Даже когда Шуберт пытался заставить что-то работать на сцене, ему все же удавалось сочинять огромное количество музыки, как чемпиону.

Фортуна в конце жизни

К 1825 году, когда Шуберту было 28 лет, его неудачи изменились. У него был издательский успех, он действительно зарабатывал немного денег и даже совершил небольшое турне по Австрии (он путешествовал мало).

Последние несколько лет своей жизни он продолжал писать много музыки (сюрприз, сюрприз). Он дал единственный публичный концерт своих произведений (все остальные его личные выступления проходили в более приватной обстановке).

Внутренняя жизнь Шуберта

Мы можем многое узнать о Шуберте по его музыке, потому что у него не было захватывающей внешней жизни, да он и не заботился о ней. Его внутренняя жизнь — это то место, где мы видим блеск и можем понять, каким человеком он был на самом деле.

Но об этом мы поговорим после обсуждения его смерти.

История Франца Шуберта: смерть

В 1823 году начались симптомы сифилиса — подробнее о том, как он заразился, чуть позже.

Впрочем, он, вероятно, не умер от сифилиса — официальные записи гласят, что он умер в 1828 году от брюшного тифа.

Ближе к концу своей жизни Шуберт знал, что приближается смерть, и поделился своими страхами с друзьями (в его музыке также много тем смерти).

За несколько часов до своей смерти, больной и бредящий, он схватил своего врача и очень серьезно сказал: «Вот, вот моя смерть».

Причины смерти Шуберта

Таким образом, хотя он, вероятно, умер от брюшного тифа, у него, вероятно, также были симптомы отравления ртутью, которое в то время было обычным лечением сифилиса.

Независимо от причины смерти, он умер относительно быстро. Его последняя болезнь продлилась всего пару недель, а у врача он наблюдался всего год или около того. Многие композиторы, такие как Бетховен, десятилетиями медленно деградировали, так что, возможно, это была маленькая милость.

Шуберта похоронили рядом с Бетховеном, по его просьбе, в Вене.

История Франца Шуберта: слава и влияние

Ранняя смерть Шуберта в возрасте 31 года стала шоком для его друзей, но, по крайней мере, он написал огромное количество композиций (более 1500 композиций).

Шуберт так и не добился славы при жизни. У него было много влиятельных друзей, которые считали его гением, но он так и не «добился успеха» в публичном мире, как некоторые из его современников.

Возможно, он был композитором раньше своего времени. Именно композиторы-романтики, такие как Лист, возродили музыку Шуберта и придали ей импульс, сделав его одним из величайших композиторов всех времен.

Лист считал Шуберта «самым поэтичным музыкантом, который когда-либо жил». Он сделал аранжировки для многих песен Шуберта и распространил их по миру. Дворжак и Берлиоз любили и признавали его симфонии. Мендельсон, Шуман и Брамс были другими композиторами-романтиками, отстаивавшими его произведения.

Внешний вид Шуберта

Шуберт не был красивым мужчиной. На самом деле его друзья называли его «Шваммерль», что примерно переводится как «маленький гриб», потому что он был таким маленьким и коренастым. Он не был даже 5 футов ростом.

Помимо своего очень маленького роста, он также был близорук из-за очков, а также был довольно застенчивым.

Личность Шуберта

Личность Шуберта, вероятно, сыграла большую роль в его относительной безвестности при жизни. Шуберт не занимался саморекламой и не был общительным человеком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *