Биография детство тургенева: Тургенев Иван | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Тургенев Иван | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) – представитель плеяды великих русских писателей-реалистов XIX столетия, романист, драматург, поэт и переводчик. Успешный и состоятельный литератор, Тургенев стал связующим звеном между литературными кругами России и Западной Европы. Он открыл богатство и глубину русской литературы западному читателю.

Детство и юность

Родился будущий писатель 28 октября (9 ноября) 1818 года в семье кавалерийского офицера Сергея Николаевича Тургенева и Варвары Петровны Лутовиновой. Ранние годы писателя трудно назвать счастливыми и беззаботными, хотя семейство жило в большом достатке. Родители Ивана, заключившие брак по расчёту, не любили друг друга. Мать, несмотря на природный ум, была женщиной деспотичной, властной и жестокой. Детей она била, доставалось и её любимчику Ивану.

Детство Тургенева прошло в материнском имении Спасское-Лутовиново. В доме говорили исключительно по-французски, детей воспитывали гувернёры-иностранцы, которые и учили маленького Ивана читать и писать. Тургеневы много путешествовали будущий писатель впервые посетил Европу, когда ему было всего 4 года. Впрочем, русскую культуру в семье ценили не меньше, чем наследие Запада. Будучи женщиной начитанной и эрудированной, Варвара Петровна не жалела денег на учителей и книги, общалась со многими знаменитыми литераторами того времени, в том числе с В.А. Жуковским, не пропускала книжные новинки.

Образование

В 1827 году, когда Ивану было 9 лет, семья Тургенева перебралась в Москву, чтобы дать детям достойное образование. Будущий писатель учился в частных заведениях для детей из богатых дворянских родов – сначала в домашнем пансионе И.И. Вейденгаммера, затем в пансионе И.Ф. Краузе, директора Лазаревского института восточных языков. Иностранные языки Тургенев блестяще знал с детства: именно это позволило ему впоследствии стать переводчиком и «проводником» русских книг за рубежом.

В 1830 году отец Тургенева не выдержал несчастного брака и ушёл из семьи, а спустя четыре года умер. Эти события наложили серьёзный отпечаток на юность Тургенева, хотя Иван и не был близок с отцом.

В 1833 году 15-летний Иван Тургенев поступил на словесное отделение Московского университета, но уже через год юноше пришлось покинуть его стены: семья перебралась в Санкт-Петербург. Иван продолжил учёбу на философском факультете Петербургского университета, который и окончил в 1836 году со степенью действительного студента (в те годы в России была принята четырёхступенчатая система научных степеней).

Тургенев всерьёз задумывался о научной карьере. В 1837 году он получил учёную степень кандидата университета, существовавшую в России с 1804 по 1884 гг. и приблизительно сопоставимую с современной степенью магистра. В 1838 году 20-летний Иван отправился за границу. В Берлине он слушал лекции философов и филологов, изучал древние языки и античную литературу, ознакомился с философией Гегеля.

Атмосфера западноевропейского университета, дух немецкого идеализма, сама жизнь на Западе нашли в сердце Тургенева огромный отклик. Семена «западничества» упали на подготовленную почву – Иван Сергеевич с детства был погружен в атмосферу европейской культуры. Тургенев проникся европейскими идеями гуманизма и прогресса, величайшей ценности человеческого духа, и пронёс эти юношеские убеждения через всю жизнь.

В 1839 году Иван Тургенев ненадолго приехал на родину, где в его семье случилось несчастье: сгорел старый дом в Спасском-Лутовинове. Впрочем, надолго в России Тургенев не задержался: 1840 год он вновь встретил в Европе, путешествуя по Германии, Австрии и Италии.

На родину Тургенев вернулся только в 1841 году. Попытка получить степень магистра философии не увенчалась успехом: в 1842 году в Московском университете не нашлось ни одного штатного профессора философии, и у Тургенева попросту некому было принять экзамен. Тогда Иван Сергеевич уехал в Петербург, получил степень магистра по греческой и латинской филологии и даже написал диссертацию, которую не стал защищать. К этому времени желание заниматься наукой постепенно сошло у Тургенева на нет: его всё больше привлекало литературное поприще.

Творческий путь

Первые шаги в литературе Тургенев сделал, будучи ещё студентом. Первоначально он намеревался посвятить себя поэзии и в 1834 году написал поэму «Стено». Иван решился показать свой труд профессору П.А. Плетнёву, известному в те годы мастеру словесного искусства, редактору, поэту пушкинского круга. Знаменитый критик строго разобрал студенческий опус, но сдержанно похвалил юного автора, а впоследствии даже опубликовал в журнале «Современник» пару его стихотворений – «Вечер» и «К Венере Медицейской».

В 1830–1840-е гг. Тургенев начал обрастать литературными связями. Он познакомился с В.А. Жуковским, А.В. Кольцовым, А.А. Фетом, встречался с А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым.

В 1843 году вышла поэма Тургенева «Параша», заслужившая высокую оценку критиков, в том числе В.Г. Белинского. С этого времени зародилась крепкая дружба писателя и критика. В том же году 25-летний Иван Сергеевич написал стихотворение «В дороге», также известное по первой строке как «Утро туманное, утро седое…» – переложенное на музыку, оно стало знаменитым русским романсом. Воспоминания о былой любви, настроение разлуки и угасания поддерживались в нём печальными картинами зимней природы.

Со второй половины 1840-х гг. Тургенев всё больше обращался к прозе и драматургии. Он работал над повестями «Бретёр» и «Три портрета», а с 1847 года стал постоянным автором журнала «Современник», который тогда перешёл в руки И.И. Панаева и Н.А. Некрасова. На страницах этого журнала появились первые рассказы цикла «Записки охотника», сделавшие их автора знаменитым. Цикл печатался почти четыре года, а в 1852 году вышел отдельной книгой. В основе рассказов лежали впечатления автора от жизни в Спасском-Лутовинове, наблюдения за бытом и сознанием простого народа. За поэтичностью пейзажных описаний, метафоричностью и живыми голосами тургеневских персонажей вставали и общественно-политические, и гуманистические идеалы автора, его искренняя ненависть к крепостному праву. Не случайно после выхода «Записок охотника» отдельной книгой цензор, пропустивший её в печать, был уволен: из совокупности текстов вырастали новые смыслы, незаметные в журнальных публикациях отдельных рассказов и очерков.

В 1847 году Тургенев снова уехал в Европу – на этот раз вместе со своим другом Белинским. Огромное впечатление на писателя произвели революционные события 1848 года во Франции, свидетелем которых он стал, живя в Париже. Пережитый страх навсегда сделал Тургенева противником кровопролития, насилия и бунтов.

В 1848–1851 гг. Тургенев работал над такими драматургическими произведениями как «Где тонко, там и рвётся», «Нахлебник», «Завтрак у предводителя», «Холостяк», «Месяц в деревне», «Провинциалка». Некоторые пьесы пользовались успехом у читателей и зрителей, хотя критики считали его произведения «несценичными», затянутыми, лишёнными живости. Впрочем, за рубежом Тургенев-драматург пользовался большим успехом, и его пьесы включались в репертуар французских, немецких и австрийских театров.

В начале 1850-х гг. Тургенев то жил за границей, то возвращался в Россию. Некоторые его работы того времени, в том числе некролог Н.В. Гоголю, не пропущенный цензурой, антикрепостнические настроения «Записок охотника», дружба с В. Г. Белинским и А.И. Герценом не могли не привлечь внимание властей. В 1852 году Тургеневу запретили жить в столицах, и он вновь отправился в родовое имение Спасское-Лутовиново – на сей раз в ссылку. Разрешение посещать Москву и Санкт-Петербург писатель получил лишь два года спустя, а написанные им важнейшие произведения этих лет увидели свет только после смерти императора Николая I: в 1856 году вышел роман «Рудин», а три года спустя – роман «Дворянское гнездо».

1860-е гг. ознаменовались творчеством Тургенева в жанре романа. В 1860 году в журнале «Русский вестник» М.Н. Каткова вышел роман «Накануне», а в 1862 году там же увидел свет самый знаменитый роман писателя «Отцы и дети». Книга произвела фурор в русском литературном обществе. В стране, где только что было отменено крепостное право, а впереди маячили новые великие реформы, образ Базарова стал воплощением мировоззрения большинства молодых интеллигентов. Жестокий разрыв между идеалами различных поколений, глубокая внутренняя драма каждого героя нашли глубокий отклик в сердцах читателей и критиков.

Годы реформ ознаменовали для Тургенева разрыв с его прежними друзьями – А.И. Герценом, Н.А. Некрасовым, Н.А. Добролюбовым, М.А. Бакуниным. Писатель не разделял их революционных настроений, да и эстетические их установки были ему чужды. Искусство, по Тургеневу, не должно было целиком и полностью подчиняться идеологии, становиться рупором пропаганды. Поссорился Тургенев и с Л.Н. Толстым, и с А.А. Фетом.

К концу 1860-х гг. прекратилось сотрудничество Ивана Сергеевича с М.Н. Катковым, находившимся по другую сторону политических баррикад – на стороне консервативно-охранительной. За вышедший в 1867 году роман «Дым», в котором Тургенев критически и даже сатирически изобразил представителей всех общественных течений, автора, по его собственным словам, «ругали все – и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку – особенно сбоку».

В 1863 году И.С. Тургенев окончательно перебрался за границу и поселился в Баден-Бадене. В Европе он принял на себя роль своеобразного «переводчика» – как в широком культурном смысле, так и в узкоспециальном. Иван Сергеевич знакомил европейское общество с произведениями русской литературы, а русского читателя – с зарубежными авторами. Тургенев много переводил сам, редактировал и комментировал чужие переводы.

В Европе Тургенев быстро обрастал литературными связями. Он встречался и вёл переписку со многими известнейшими писателями второй половины XIX века: Уильямом Теккереем, Чарльзом Диккенсом, Генри Джеймсом, Жорж Санд, Виктором Гюго, Эмилем Золя, Анатолем Франсом, Ги де Мопассаном, Альфонсом Доде, Гюставом Флобером и другими.

В истории литературы остались регулярные встречи Гюстава Флобера, Эдмона Гонкура, Альфонса Доде, Эмиля Золя и Ивана Тургенева в парижских ресторанах. С 1874 года писатели раз в месяц собирались на «обед освистанных авторов», чтобы поговорить о литературе, искусстве, языке. Душой этого эстетически-гастрономического кружка был Тургенев.

К концу 1870-х гг. слава Тургенева сделала его самым востребованным русским писателем в Европе. Свидетельством тому стало присуждение в 1879 году Тургеневу звания почётного доктора Оксфордского университета: ни один литератор доселе не удостаивался такой чести.

В 1877 году в журнале «Вестник Европы», с которым Тургенев сотрудничал с 1868 года, вышел его последний роман «Новь». Как ранее «Дым», он был воспринят в штыки и приверженцами самодержавия, и революционерами-народниками. Впрочем, впоследствии критика немного смягчила своё отношение к труду писателя.

Последним и прощальным произведением Тургенева стал цикл его лирических миниатюр своеобразного жанра, определённого автором как «стихотворения в прозе». Это были небольшие зарисовки, посвящённые важнейшим для писателя темам – родине, литературе, искусству, любви и родной словесности. Стихотворение «Русский язык» осталось в истории русской литературы как лирический манифест не только самого Тургенева, но и всех русских писателей и поэтов, для которых величие языка и значение искусства неразрывно связаны с историей и общественной жизнью страны и народа.

Семья и личная жизнь

В жизни Тургенева было много влюблённостей, но семьёй писатель так и не обзавёлся. Среди возлюбленных его молодости оказались и княгиня Екатерина Шаховская, и белошвейка Дуня Иванова. На последней Тургенев даже хотел жениться, но мать писателя была категорически против неравного брака, и женитьба не состоялась. В 1842 году Авдотья родила дочь, которую писатель смог официально признать лишь в 1857 году. Были в жизни Тургенева и другие увлечения – сестра революционера М.А. Бакунина Татьяна Александровна, дальняя родственница самого писателя Ольга Александровна Тургенева, сестра Л.Н. Толстого Мария Николаевна.

В 1843 году писатель познакомился со знаменитой французской оперной певицей Полиной Виардо, приехавшей на гастроли в российскую столицу, и её мужем Луи Виардо – писателем, литературным критиком, искусствоведом и театральным деятелем. Возникшая привязанность к Полине заставила Тургенева уехать за семейством Виардо во Францию – вопреки воле матери и без денег.

С Полиной писатель старался не расставаться в течение всей оставшейся жизни. В начале 1860-х гг. он поселился с семьёй Виардо в Баден-Бадене, а в 1870-х гг. перебрался за ними в Париж. В доме Виардо воспитывалась и внебрачная дочь Тургенева Пелагея. Насколько близкими были отношения Ивана Тургенева и Полины Виардо, остаётся только догадываться и по сей день.

В 1879 году 61-летний Тургенев влюбился в 25-летнюю Марию Савину – актрису, исполнявшую роль Верочки в его пьесе «Месяц в деревне». Чувства пожилого писателя не нашли отклика в душе молодой женщины: она относилась к Тургеневу скорее по-дружески.

Смерть

В поздние годы Иван Сергеевич много болел. Он страдал от подагры, межрёберной невралгии и стенокардии. В 1883 году писатель мучился от нестерпимой боли в позвоночнике, от которой временами не спасал даже морфий. Смерть Тургенева наступила 22 августа (3 сентября) 1883 года в возрасте 64 лет, вероятнее всего – от рака позвоночника. Согласно завещанию, похоронили писателя на родине, но и во Франции желающих проститься с великим литератором было достаточно: в траурных мероприятиях участвовало не менее 400 человек, в том числе знаменитые писатели, артисты, театральные деятели и музыканты. 27 сентября тело Тургенева привезли в Санкт-Петербург. Похороны и панихида собрали несколько тысяч человек. Скорбная процессия растянулась на километры. Погребение состоялось на Волковском кладбище.

И.С. Тургенев вошёл в историю мировой литературы как проницательный драматург, тонкий лирик и романист-классик. Произведения писателя отразили всю сложность и многообразие российской жизни второй половины XIX столетия – времени реформ, общественной борьбы и мировоззренческих кризисов. Творчество Тургенева и его просветительская и переводческая деятельность заметно повлияли на труды западноевропейских авторов. Иван Сергеевич открыл Европе русскую литературу… и самого себя.

Библиография

Библиография Тургенева очень обширна, в неё входят и реалистические романы и рассказы, и лирические стихотворения, и драматургия. Назовём наиболее известные произведения писателя.

Романы:

Рудин (1855)

Дворянское гнездо (1858)

Накануне (1860)

Отцы и дети (1862)

Дым (1867)

Новь (1877)

Рассказы и повести:

Записки охотника (рассказы «Бежин луг», «Гамлет Щигровского уезда», «Ермолай и мельничиха», «Живые мощи», «Певцы», «Уездный лекарь», «Хорь и Калиныч» и др. ) (1847–1851)

Муму (1852)

Ася (1858)

Первая любовь (1860)

Призраки (1864)

Странная история (1870)

Вешние воды (1872)

Пунин и Бабурин (1874)

Песнь торжествующей любви (1881)

Клара Милич (После смерти) (1883)

Une fin (Конец) (1883)

Пьесы:

Где тонко, там и рвётся (1848)

Нахлебник (1848)

Завтрак у предводителя (1849)

Холостяк (1849)

Месяц в деревне (1850)

Провинциалка (1851)

Стихи и стихотворения в прозе:

В дороге («Утро туманное») (1843)

Стихотворения в прозе (1877–1882)

детство и юность, творчество, личная жизнь, интересные факты

  • ФИО:Тургенев Иван Сергеевич
  • Род занятий:писатель, драматург, поэт, переводчик
  • Годы жизни: 1818 – 1883
  • Возраст:64 года
  • Причина смерти:онкологическое заболевание
  • Достижения: автор 6 романов, множества повестей, рассказов, стихотворений, пьес. Наиболее известные произведения: “Муму”, “Отцы и дети”, “Вешние воды”, “Рудин”, “Накануне”. Член-корреспондент Петербургской академии наук. Почетный доктор Оксфордского университета

Иван Тургенев — классик русской литературы, имя которого известно во всем мире. Он написал “Записки охотника”, “Муму”, “Отцы и дети” и множество других произведений, входящих в школьную программу. 

«Всякий человек сам себя воспитать должен.»

Детство и юность

Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле 9 ноября 1818 г. Он был средним сыном кавалергарда Сергея Николаевича Тургенева и его жены Варвары Петровны (в девичестве Лутовиновой). Кроме Ивана у супругов было еще двое детей — Николай и Сергей. 

И мать, и отец писателя происходили из знатных дворянских родов. Они были образованными людьми и не жалели средств, чтобы дать детям отличное образование. Иван с детства прекрасно владел французским языком, грамоте его обучали иностранные гувернеры.

В детские годы

В 1827 г. Тургеневы переехали в Москву. Здесь Иван отправился учиться в частный пансион Вейденгаммера, а после его окончания продолжил учебу в пансионе Краузе.  

В 1833 г. 15-летний Иван поступил на факультет словесности Московского университета. Спустя год Тургеневы переехали в Петербург, и будущий писатель перевелся на философский факультет Санкт-Петербургского Императорского университета, который окончил в 1836 г. 

Начало литературной деятельности 

На третьем курсе университета Иван увлекся сочинением стихов. Свою первую пробу пера, драматическую поэму “Стено”, он показал преподавателю словесности Петру Плетневу. Педагог хоть и раскритиковал произведение, но отметил, что в нем “что-то есть”. Это побудило юного сочинителя к созданию новых литературных творений. К 1837 г. он написал около 100 стихотворений и поэзий, часть из которых спустя год была опубликована в журнале “Современник”.

Портрет молодого Ивана Тургенева. 1838 г.

По окончании университета Тургенев решил заняться изучением античной литературы. Для этого он переехал в Германию и стал посещать лекции по истории древнегреческой и древнеримской литературы в Берлинском университете. Параллельно с этим он продолжал сочинять стихи. 

В начале 1841 г. Иван Сергеевич вернулся в Россию и написал диссертацию, но, потеряв вскоре тягу к научной деятельности, так и не защитил ее. Работа коллежским секретарем в Министерстве внутренних дел, куда ему удалось устроиться после приезда на родину, тоже его не привлекала. 

Уволившись, он решил сосредоточиться на литературной деятельности, тем более к этому времени у него уже скопилось немало произведений собственного сочинения.

Портрет писателя работы художника Э. Л. Лами. 1844 г.

Важное влияние на творческое становление Тургенева оказала его встреча со знаменитым критиком Виссарионом Белинским. В 1843 г. молодой литератор показал ему свою поэму “Параша”, не сильно надеясь на положительный отзыв. Белинский, вопреки ожиданиям, не только высоко оценил произведение, но и опубликовал рецензию на него в “Отечественных записках”. Это послужило для Тургенева толчком для создания новых сочинений, среди которых были уже не только поэзии, но и проза.  

Творческий расцвет

В 1847 г. в журнале “Современник” были опубликованы первые главы “Записок охотника”, которые принесли Тургеневу успех и вдохновили его на создание целого цикла рассказов про охоту. Работа над сборником заняла несколько лет. В 1852 г. “Записки охотника” были изданы отдельной книгой. 

В конце 1840-х — начале 1850-х Тургенев выступил в новом для себя амплуа драматурга. Написанные в этот период пьесы “Месяц в деревне”, “Холостяк”, “Провинциалка”, “Где тонко, там и рвется” были поставлены на сценах столичных театров и пользовались успехом у публики.

В кругу коллег по “Современнику”. Слева направо в нижнем ряду И. Гончаров, И. Тургенев, А. Дружинин, А. Островский. Вверху Л. Толстой, Д. Григорович. 1856 г.

В 1852 г. Иван Сергеевич написал некролог на смерть Гоголя, который не был пропущен петербургской цензурой за слишком восторженные отзывы о писателе. Столкнувшись с отказом в столице, Тургенев опубликовал некролог в Москве, за что его отправили в двухлетнюю ссылку в родную деревню. Здесь классик написал рассказ “Муму”, в котором выразил свое сочувствие к крепостным крестьянам. 

Во второй половине 1850-х писатель создал свои самые известные произведения — “Отцы и дети”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Рудин”. 

В 1863 г. он отправился в Германию, где занялся продвижением русской литературы на западноевропейском рынке. Тургенев переводит на немецкий и французский язык произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Гоголя, а также издает свои книги, которые делают его самым популярным русским писателем в Европе. 

Фото Тургенева в последние годы жизни

К концу жизни Ивану Сергеевичу удалось достичь огромной популярности как у себя на родине, так и за рубежом. Он стал одним из самых читаемых авторов второй половины XIX века.

Достижения

Тургенева причисляют к русским классикам, оказавшим наибольшее влияние на развитие отечественной прозы XIX века.

В 1860 г. Иван Сергеевич стал членом-корреспондентом Петербургской академии наук в области русского языка и словесности. В 1879 г. ему присвоили степень почетного доктора Оксфордского университета. Годом позднее писатель стал почетным членом Московского университета.

Он по самому существу своего дарования был не только русский, а и европейский, всемирный писатель
Евгений Соловьев, критик

Личная жизнь

Иван Сергеевич никогда не был официально женат, но ему приписывают отношения с несколькими женщинами. 

Первым романтическим увлечением Тургенева стала княжна Екатерина Шаховская, которая жила с ним по соседству. Когда Иван влюбился в нее, ему было 15 лет, ей — 19. Итог этой любви печальный — девушка закрутила роман с отцом будущего писателя, чем разбила ему сердце. Впоследствии Тургенев написал повесть “Первая любовь”, в котором Екатерина выступила прообразом главной героини.

В 1841 г. у Тургенева начался роман со швеей Авдотьей Ивановой, закончившийся ее беременностью. Иван Сергеевич хотел жениться на девушке, но не смог пойти против воли матери, не желавшей видеть в роли невестки простолюдинку. В апреле 1842 г. Авдотья родила дочь Пелагею, которая стала единственным ребенком Тургенева. 

Внебрачная дочь писателя Пелагея Тургенева

Самой большой любовью жизни автора “Отцов и детей” стала оперная певица Полина Виардо, с которой он познакомился в 1843 г. Двусмысленность положения писателя заключалась в том, что его возлюбленная была замужем за французским критиком Луи Виардо. Когда Полина с мужем отправлялась на гастроли, Тургенев следовал за ними. После того как Луи Виардо слег с инсультом, Полина и Иван Сергеевич стали жить как супруги.

Полина Виардо

Смерть

Весной 1882 г. у писателя начались сильные боли в грудной части позвоночника, которые он списывал на обострение подагры. К началу следующего года боли стали настолько невыносимы, что он вынужден был принимать морфий.

За несколько месяцев до кончины Ивану Сергеевичу сделали операцию по удалению невромы, но боли не уменьшились. Он скончался 3 сентября 1883 г. в пригороде Парижа Буживале. Единого мнения о причине смерти писателя нет. Одни исследователи полагают, что он умер от рака костей позвоночника, другие — от рака легкого с инвазией в грудной отдел позвоночника. 

27 сентября тело русского классика было доставлено в Санкт-Петербург и погребено на Волковском кладбище.

Могила Тургенева на Волковском кладбище

Интересные факты

  1. Мать Тургенева была властной женщиной со сложным характером, позволяющей себе жестоко обращаться с крепостными. Она стала прообразом барыни в знаменитом рассказе писателя “Муму”. 
  2. Отец Тургенева женился на его матери по расчету, желая поправить свое финансовое положение, которое находилось в плачевном состоянии из-за его разгульной жизни. Когда писателю исполнилось 12 лет, Сергей Николаевич ушел из семьи.
  3. В студенческие годы Тургенев спускал все деньги на развлечения. Из-за этого мать однажды вместо денег отправила ему кирпичи.
  4. Писатель был страстным охотником. С ружьем за плечами он обошел множество российских губерний, а также охотничьи угодья в Германии, Франции и Великобритании. Перед смертью Тургенев каялся в своем увлечении, вспоминая убитых им птиц.
  5. Любимой игрой Ивана Сергеевича были шахматы. 
  6. Свою внебрачную дочь Пелагею Тургенев увез в детстве в Париж. Ее воспитанием занималась Полина Виардо. В 17 лет девушка вышла замуж за французского предпринимателя Гастона Брюэра, родила сына и дочь. Внуки Тургенева собственных детей не имели. После их смерти у писателя не осталось прямых потомков.
  7. Тургенев терпеть не мог работать в беспорядке. Прежде чем сесть за письменный стол, он убирал с него все лишнее и красиво одевался.

Тургенев на охоте. Картина Н. Дмитриева-Оренбургского. 1879 г.

Избранные произведения

  • “Записки охотника” (1847 – 1851)
  • “Муму” (1854)
  • “Рудин” (1856)
  • “Дворянское гнездо” (1859)
  • “Накануне” (1860)
  • “Отцы и дети” (1862)
  • “Вешние воды” (1872)

Биография Тургенева и интересные факты его жизни. Самые интересные факты из жизни Тургенева

Иван Тургенев оставил неизгладимый след в истории мировой литературы. Будучи не только прозаиком, но и драматургом и поэтом, он принес в этот мир много добра и светлой лирики, которая действительно согревает душу.

Факты из биографии Тургенева

  • Мать будущего писателя была властной и деспотической дамой, часто била своих детей. Ее питомцу, молодому Ивану, тоже досталось.
  • И по матери, и по отцу Тургенев является потомком дворянских родов.
  • В 14 лет Тургенев поступил в университет. В этом же возрасте студентом стал известный поэт Тютчев ().
  • Его любимым лакомством было варенье из крыжовника. Однако писатель всегда любил хорошо поесть, и за столом ни в чем себе не отказывал.
  • Тургенев провел за границей больше времени, чем в России.
  • Однажды с оружием в руках он вступился за крепостную девушку, которую собирались вернуть законным хозяевам. В результате против него было возбуждено уголовное дело. Писатель был и всю жизнь оставался противником крепостного права.
  • Анатомы установили, что мозг Тургенева весил около двух килограммов, что значительно больше, чем мозг большинства других выдающихся людей.
  • Учась в Германии, юный Тургенев небрежно тратил все, что присылала ему мать. Такой образ жизни надоел его суровой родительнице, и она прекратила пособие. Вскоре он получил от нее большую и тяжелую посылку, доставка которой еще не была оплачена. Заплатив за нее последние деньги, он обнаружил, что суровая мать набила сверток кирпичами.
  • Тургенев писал не только по-русски, но и по-французски.
  • Голос писателя был высоким и тонким, что резко контрастировало с его богатырским телосложением.
  • Смеясь, он потерял контроль над собой. По свидетельствам современников, он запросто мог упасть на четвереньки или покатиться по полу в приступе смеха.
  • Тургенев был невероятно чистоплотным, меняя белье минимум два раза в день. Кроме того, он был явным перфекционистом — мог ночью встать с постели, вспомнив, что не положил какую-то вещь на положенное место.
  • Свой знаменитый рассказ «Муму» Тургенев написал, находясь под арестом в течение месяца. Под арестом по царскому приказу он попался за публикацию одной из своих статей.

Иван Сергеевич Тургенев отличался рассеянностью, которая в молодости также граничила с беспечностью. Ему ничего не стоило пригласить гостей к себе и просто забыть, что они придут к нему. В назначенный день и час приглашенные подъехали к дому, но обнаружили там лишь удивленных слуг, а не хозяина. Такое поведение Белинский называл мальчишеским, а самого писателя — мальчишеским.

Иван Сергеевич практически не испытывал финансовых затруднений, так как его мать, состоятельная помещица, ни в чем не отказывала сыну и исправно обеспечивала его деньгами. Но когда юноша уехал в Германию грызть гранит науки, он начал уже бездумно растрачивать деньги и ни разу даже не поблагодарил родителя за подарки и денежные переводы. Матери все это надоело, и она перестала «опекать» отпрыска. А однажды она отправила в Германию тяжелую посылку огромных размеров, которая оказалась доверху набитой кирпичами.

Писатель очень заботился о внешнем виде и одевался довольно нарядно. За свою склонность к эксцентричным нарядам он получил от другого критика — Герцена — меткое прозвище «Хлестаков». Глядя на человека, одетого в синий фрак с блестящими золотыми пуговицами а-ля львиные головы, в клетчатых брюках и с завязанным разноцветным галстуком, многие наверняка сравнивали его с гоголевским персонажем.

Любовью всей жизни Тургенева была знаменитая оперная дива Полина Виардо. Знаменитый художник не ответил на его чувства взаимностью, но оказал большое влияние на его творчество. Она часто становилась музой писателя, побуждая его к созданию новых литературных шедевров.

При жизни и после смерти Тургенева анатомы очень интересовались его мозгом. Ведь этот орган весил два килограмма, что было намного больше, чем у других. известные люди. Но кости черепа писателя были невероятно тонкими. Последнее обстоятельство часто играло с ним злую шутку: достаточно было Ивану Сергеевичу получить легкий удар по голове, чтобы потерять сознание или почувствовать себя на грани потери сознания.

Писатель был ярым противником крепостного права, боролся за его отмену и радовался, когда крестьяне, пригнанные к помещикам, наконец обрели свободу.

Многие современники Тургенева отмечали несоответствие внутреннего мира этого человека его внешности. Настоящий спортсмен телосложением, он обладал тонким, почти женским голосом и очень мягким характером. Иван Сергеевич был эмоционален: когда ему было весело, он хохотал до изнеможения. Но периоды веселья могли сменяться глубочайшей меланхолией.

Самая серьезная «ссора» между писателем и властями произошла после публикации его некролога о смерти Гоголя. Иван Сергеевич был сослан на год в собственное имение и даже по возвращении в Петербург оставался под полицейским надзором. Наблюдение за Тургеневым прекратилось лишь после смерти Николая I и восшествия на престол Александра II в 1855 г.

Как и многие люди, напрочь лишенные голоса, писатель любил петь и, не особо парясь, демонстрировал окружающим отсутствие вокальных данных. Его безобразное пение производило на слушателей завораживающее действие и очень их веселило. Тургенев самокритично относился к собственному голосу и сравнивал его со свиным визгом.

Благодаря писателю и его творчеству в русской литературе появилось выражение «тургеневская девушка». Так мы называем человека с сильным характером, способного пожертвовать многим, почти всем, ради любви или убеждений. А вот мужские персонажи в произведениях Ивана Сергеевича как будто сотканы из противоречий: они нерешительны, склонны к непонятным поступкам и очень часто обнаруживают слабость характера.

Иван Сергеевич Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев (28 октября 1818, Орел, Российская империя — 22 августа 1883, Буживаль, Франция) — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик.

Один из классиков русской литературы, внесший наиболее значительный вклад в ее развитие во второй половине XIX века. Член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), почетный доктор Оксфордского университета (1879).

).

Пропагандист русской литературы и драматургии на Западе.


Охотничье увлечение

Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич
Портрет И.С. Тургенев в костюме охотника
Литературный музей Пушкинского дома Российской академии наук, Санкт-Петербург

И. С. Тургенев был в свое время одним из самых известных охотников России. Любовь к охоте будущему писателю привил его дядя Николай Тургенев, признанный в уезде знаток лошадей и охотничьих собак, который воспитывал мальчика во время летних каникул в Спасском.

Он же обучал охоте будущего писателя А. И. Купфершмидта, которого Тургенев считал своим первым учителем. Благодаря ему Тургенев уже в молодости мог называть себя охотником за ружьями. Даже мать Ивана, которая раньше смотрела на охотников как на бездельников, прониклась страстью сына.

С годами хобби переросло в страсть. Случалось, что он целыми сезонами не выпускал из рук своего ружья, прошел тысячи верст по многим губерниям средней полосы России.

Тургенев говорил, что охота вообще свойственна русскому человеку, и что русский народ любит охоту с незапамятных времен.

В 1837 году Тургенев познакомился с Афанасием Алифановым, крестьянским охотником, который впоследствии стал его частым спутником на охоте. Писатель купил ее за тысячу рублей; он поселился в лесу, в пяти верстах от Спасского. Афанасий был прекрасным рассказчиком, и Тургенев часто приходил к нему, чтобы посидеть за чашкой чая и послушать охотничьи рассказы.

Рассказ «О соловьях» (1854 г.) записан писателем со слов Алифанова. Именно Афанасий стал прототипом Ермолая из «Охотничьих записок». Был известен своим талантом охотника и среди друзей писателя — А. А. Фета, И. П. Борисова. Когда в 1872 году Афанасий умер, Тургенев очень жалел своего старого товарища по охоте и просил своего управляющего оказать посильную помощь его дочери Анне.

В 1839 году мать писателя, описывая трагические последствия пожара, случившегося в Спасском, не забывает сказать: «Ваше ружье цело, а собака сошла с ума». Возникший пожар ускорил прибытие Ивана Тургенева в Спасское. Летом 1839 года он впервые отправился на охоту в Телегинские болота (на границе Болховского и Орловского уездов), побывал на Лебедянской ярмарке, что нашло отражение в повести «Лебедянь» (1847). Специально для него Варвара Петровна купила пять упряжек борзых, девять борзых и лошадей с седлами.

Летом 1843 года Иван Сергеевич жил на даче в Павловске и тоже много охотился. В этом году он познакомился с Полиной Виардо. Писателя представили ей словами: «Это молодой русский помещик. Хороший охотник и плохой поэт». Муж актрисы Людовик был, как и Тургенев, страстным охотником. Иван Сергеевич не раз приглашал его на охоту в окрестности Петербурга. Неоднократно ездили с друзьями на охоту в Новгород провинцию и в Финляндию. А Полина Виардо подарила Тургеневу красивую и дорогую дичь.0003

В конце 1840-х писатель жил за границей и работал над «Записками охотника». 1852-1853 годы писатель провел в Спасском под полицейским надзором. Но это изгнание его не угнетало, так как в деревне снова ждала охота, и вполне успешная. А на следующий год отправился в охотничьи экспедиции за 150 верст от Спасского, где вместе с И.Ф. Юрасова, он охотился на берегу Десны. Эта экспедиция послужила Тургеневу материалом для работы над повестью «Поездка на Полесье» (1857).

В августе 1854 г. Тургенев вместе с Н. А. Некрасовым выехал на охоту в имение титулярного советника И. И. Маслова Осьмино, после чего оба продолжили охоту в Спасском. В середине 1850-х Тургенев познакомился с семьей Толстых. Старший брат Льва Толстого, Николай, тоже оказался заядлым охотником и вместе с Тургеневым совершил несколько охотничьих походов по Спасскому и Никольско-Вяземскому.

Иногда их сопровождал муж М. Н. Толстой — Валериан Петрович; некоторые черты его характера нашли отражение в образе Приимкова в повести «Фауст» (1855). Летом 1855 года Тургенев не охотился из-за эпидемии холеры, но в последующие сезоны пытался наверстать упущенное. Вместе с Н. Н. Толстым писатель посетил Пирогово, имение С. Н. Толстого, который предпочитал охотиться с борзыми и имел отличных лошадей и собак. Тургенев же предпочитал охотиться с ружьем и сеттерной собакой, и в основном на дичь.

Тургенев держал конуру из семидесяти гончих и шестидесяти борзых. Вместе с Н. Н. Толстым, А. А. Фетом и А. Т. Алифановым совершил ряд охотничьих экспедиций в среднерусские губернии. В 1860-1870 годах Тургенев в основном жил за границей. Он также пытался воссоздать обряды и атмосферу русской охоты за границей, но из всего этого получалось лишь отдаленное сходство даже тогда, когда ему вместе с Луи Виардо удалось арендовать вполне приличные охотничьи угодья.

Весной 1880 года, побывав в Спасском, Тургенев специально поехал в Ясную Поляну, чтобы уговорить Льва Толстого принять участие в пушкинских торжествах. Толстой отклонил приглашение, так как считал неуместными торжественные обеды и либеральные тосты перед голодающим русским крестьянством. Тем не менее Тургенев осуществил свою давнюю мечту — охотился со Львом Толстым.

Вокруг Тургенева даже образовался целый охотничий кружок — Н. А. Некрасов, А. А. Фет, А. Н. Островский, Н. Н. и Л. Н. Толстые, художник П. П. Соколов (иллюстратор «Записок охотника»). Кроме того, ему довелось охотиться с немецким писателем Карлом Мюллером, а также с представителями королевских домов России и Германии — великим князем Николаем Николаевичем и принцем Гессенским.

Иван Тургенев ходил с ружьем за плечами Орловской, Тульской, Тамбовской, Курской, Калужской губерний. Он был хорошо знаком с лучшими охотничьими угодьями Англии, Франции и Германии.

Им написано три специализированных труда, посвященных охоте: «О записках стрелкового охотника Оренбургской губернии С. Т. Аксакова», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» и «Пятьдесят недостатков ружейного охотника или пятьдесят недостатков охотничьего полицейская собака».

Недавно мы отметили 200-летие со дня рождения великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. На его произведениях, ставших классикой мировой фантастики, выросло не одно поколение людей. В этом обзоре мы собрали интересные факты из его биографии, которые позволяют увидеть в писателе личность — с одной стороны, высокую в своих поступках и мыслях, но и наделенную определенными недостатками, с другой.

«Матери и дети»

У писателя всю жизнь были непростые отношения с собственной матерью. Его отец, Сергей Николаевич Тургенев, женился на богатой старой деве Лутовиновой (невесте, сидевшей в девушках, было уже 28 лет!). Варвара Петровна была старше мужа на 6 лет и всю жизнь оставалась настоящим домашним тираном. Иван Сергеевич писал в своих воспоминаниях: «Мне нечего вспомнить свое детство. Ни одного счастливого воспоминания. Я боялась маму как огня. Меня наказывали за каждую мелочь — словом, муштровали, как новобранца. Редкий день проходил без розги; когда я осмелилась спросить, за что меня наказали, мама категорично заявила: «Тебе лучше знать об этом, догадайся».
Родители Тургенева: отец Сергей Николаевич и мать Варвара Петровна Вероятно, мать стала той «музой», благодаря которой Тургенев ненавидел крепостное право и всячески боролся с ним. Именно ее он описал в образе дамы в рассказе «Му-му». Он совсем прекратил с ней отношения после того, как к торжественной встрече сына властная женщина выстроила вдоль проезда всех крепостных с приказом приветствовать Ивана Сергеевича громкими криками. Немедленно повернувшись и уехав обратно в Петербург, Тургенев больше не видел свою мать до самой ее смерти.

Настоящая мужская страсть

Похоже, кроме литературы, истинной страстью Тургенева была охота. Писатель предавался этому увлечению постоянно, много и охотно. Ради охотничьих экспедиций он объехал Орловскую, Тульскую, Тамбовскую, Курскую, Калужскую губернии, а также изучал лучшие земли Англии, Франции и Германии, пытаясь воссоздать атмосферу и обряды русской охоты за границей. Он держал конуру почти на 150 собак (гончих и борзых). Помимо художественной литературы, прославлявшей охоту, он был автором трех специализированных книг на эту тему. Соблазняя этим занятием своих собратьев-писателей, он даже создал своеобразный охотничий кружок, в который вошли Некрасов, Фет, Островский, Николай и Лев Толстые, художник П. П. Соколов (первый иллюстратор «Охотничьих записок»). Известно, что в 1843 году, во время знакомства с Полиной Виардо, общий знакомый представил его так: «Это молодой русский помещик. Славный охотник и плохой поэт» (Тургенев в начале своей литературной деятельности собирался стать поэтом и писал стихи, которые печатались в «Современнике»). ЯВЛЯЕТСЯ. Тургенев на охоте, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский, 1879 г.

Черты характера

Тургенев был прекрасной иллюстрацией того, что гениальность должна быть рассеяна. Эта его черта доходила до абсурда. Однако современники за его забывчивость находили и другие, менее лестные термины, например, «всероссийская нерадивость» и «обломовщина». Говорили, что писатель мог пригласить гостей на обед и забыть об этом, занимаясь своими делами. Несколько раз он, взяв предоплату за рукопись, просто не отдавал ее в печать. А однажды из-за факультативности известного писателя русский революционер Артур Бенни был тяжело ранен, так как Тургенев не привез в Лондон письмо, оправдывающее клевету на него, забыв дома конверт. Иван Тургенев в молодости. Рисунок К. А. Горбунова, 1838 г. В 20-летнем возрасте Тургенев показал обществу пример явной трусости, след этого события надолго бросил тень на его репутацию. В 1838 году, путешествуя по Германии, молодой писатель плыл на корабле. Произошел пожар, который, к счастью, быстро потушили, но во время паники Тургенев, по свидетельствам очевидцев, вел себя совсем не по-джентельменски, толкая женщин и детей возле спасательных шлюпок. Он подкупил моряка, пообещав ему награду от богатой матери, если тот спасет его. Благополучно добравшись до берега, он тут же устыдился своей минутной слабости, но слухи о ней и насмешки уже нельзя было пресечь. Как истинный писатель, Тургенев творчески переработал этот жизненный урок и описал его в рассказе «Пожар на море».

Особенности физиологии

После смерти гениального писателя его тело осмотрел сам Сергей Петрович Боткин и выяснилось, что французские врачи ошиблись с диагнозом. В последние годы Тургенев лечился от стенокардии и межреберной невралгии. Боткин в своем заключении писал, что «истинная причина смерти была выяснена только после вскрытия», ею оказалась микросаркома позвоночника. При этом было проведено исследование головного мозга писателя. Выяснилось, что его вес составлял 2012 граммов. , что примерно на 600 граммов больше, чем у среднего человека.Этот факт включен во многие учебные пособия по анатомии, хотя физиологи настороженно относятся к идее прямой связи между интеллектом и размером мозга.
Иван Тургенев на смертном одре. Рисунок, сделанный в Буживале в день смерти великого писателя художником Э. Липгардтом

Anti-Barbarian | Конор Круз О’Брайен

Иван Тургенев; рисунок Дэвида Левина

Купить Распечатать

«До сих пор не было окончательной биографии Тургенева ни на одном языке», — пишет г-н Притчетт в коротком предисловии.

Моя собственная книга — это портрет, и, не имея русского языка, я полностью опирался на источники в английском и французском переводе…. Моя главная забота заключалась в том, чтобы расширить понимание его превосходных рассказов и романов и исследовать взаимодействие того, что известно о его жизни, с его искусством. Он был глубоко автобиографическим писателем.

Русским, вероятно, не понравится мысль о том, что кто-то, не говорящий по-русски, вознамерится «расширить наше понимание» этого великого русского писателя. Тем не менее, я думаю, что попытка г-на Притчетта законна и в значительной степени успешна. Тургенев теперь является частью и действительно — в несколько ином смысле — всегда был частью не только русской, но и западной литературы. Большая часть аудитории, для которой писал г-н Притчетт, знает Тургенева только благодаря его превосходным переводчикам как девятнадцатого, так и двадцатого века. Сам Тургенев был западником не только по наклонностям, но и в значительной мере по духу и даже по языку. К классу, к которому он принадлежал, — русским помещикам, — французы и немцы подходили так же легко, как и русские, а в некоторых случаях даже легче. Поэтому их собственный русский язык часто был сильно вестернизирован, как это было у Тургенева. Для западного изучающего русский язык Тургенев — особенно «легкий» писатель (хотя, конечно, обманчиво) именно потому, что он сам такой западный. «Я никогда не писал для народа, — писал Тургенев графине Ламбер с присущей ему честностью. «Я написал тому классу публики, к которому принадлежу». Этот класс не останавливался на границах России, да и сам Тургенев не любил долго оставаться за этими границами.

И Толстой, и — гораздо более жестоко — Достоевский ссорились с Тургеневым, потому что возмущались его «чужими» наклонностями и привычками. Встретившись в Баден-Бадене, Достоевский сказал ему, что если он пытается писать о России, то ему лучше купить телескоп. — Телескоп, — сказал пораженный Тургенев. «Зачем?» «Потому что Россия находится очень далеко отсюда. Направьте свою подзорную трубу на Россию, и вам нетрудно будет увидеть нас отчетливо». Жестокая карикатура Достоевского на Тургенева в году «Бесы» , в роли Кармазинова, изображает изгнанного с места жительства эмигранта, помогающего городскому совету Карлсруэ проложить новый водопровод и говорящего: «Я почувствовал в душе, что этот вопрос о водопроводах в Карлсруэ дороже и ближе моему сердцу, чем все вопросы мое драгоценное Отечество».

Тургенев, я думаю, был бы доволен, если бы его работа стала объектом внимания такого внимательного и чуткого британского критика, как г-н Притчетт, и вряд ли стал бы придавать большое значение языковым препятствиям. Однако он мог бы возмутиться названием этой книги. «Мягкий варвар » — сокращенная форма фразы из гонкуровских журналов, процитированной в эпиграфе к этому исследованию: « Tourguéneff le doux géant, l’aimable barbare …». Гонкуры иногда писали как парижские Путеры, и это, кажется, образец. Тургенев был большим русским, стало быть, варваром… На самом деле, конечно, как ясно видит и показывает сам г-н Притчетт, Тургенев был и сам исключительно цивилизован, и исключительно озабочен понятием цивилизации. Как пишет г-н Притчетт:

Но главная забота, глубоко укоренившаяся в уме Тургенева, заключалась в утверждении идеи цивилизации — которую он в конце концов изложил буква в букву — и автономии искусства в стране, которая для него веками была варварской или инертной; он заметил, что вера в эти ценности часто слишком многообещающе идет по ложному пути и ведет неосторожных или невинных к заблуждениям и самообману, но как ценности они остаются непоколебимыми.

Одним словом, видеть в Тургеневе варвара не так просто, как активного проповедника анти -варвар, а именно это и возмущало в нем варварского гения Достоевского. Телескопы и водопроводные трубы! Далеко от них нас воспитывали, как говорят в Ирландии.

Сильная тяга Тургенева к цивилизации отражала болезненный и интимный опыт варварского мира. Его мать Варвара Петровна управляла своим имением Спасским, крепостными и детьми со строгостью, капризом, а часто и жестокостью восточного деспота:

Владение Варвары Петровны страстями во всех их проявлениях было неисчерпаемо. Это была круглоплечая женщина с большими блестящими черными глазами под густыми бровями, лоб широкий и низкий, кожа лица грубая и рябая, рот большой, чувственный и жестокий, манеры высокомерные и капризные. Она была своевольна, как ребенок, хотя, как и многие некрасивые женщины, умела очаровать и очаровать своих друзей, и была очень остроумна. Ее история плачевна. Она была дитя насилия в семье, которая заработала большую часть своего состояния не более чем грабежом.

Спасское, где вырос Тургенев, было вотчиной его матери:

Объявление

Поместье производило всю необходимую еду и питье. Кроме придворных, в число дворовых входили ее крепостной врач и ее канцелярские приказчики: как и у многих помещиков, у нее был свой оркестр, певцы и актеры, а по мере взросления сыновей появлялись няньки и камердинеры и вереница французских и немецких гувернанток. и репетиторы. Она управляла этим местом эффективно. Спасское было не столько домом, сколько самодостаточной феодальной общиной, поместье представляло собой империю, насчитывавшую 5000 «душ» и простиравшуюся на тысячи десятин и включавшую двадцать деревень, которыми она управляла как абсолютная государыня. Ее свита действительно делилась по рангам и титулам. Был Чемберлен; ее личные горничные были фрейлинами, а в ее личном кабинете был помост, на котором она сидела со своим портретом позади нее и звонила в колокола — у нее была мания на колокола — и отдавала приказы и принимала депутации. Ни один из ее крепостных не мог жениться без ее разрешения: многим она приказала жениться. Им разрешалось иметь детей, но как только ребенок рождался, его отправляли из дома. Полицейских не пустили в Спасское, хотя она немного смягчилась к полицмейстеру, потому что он ее забавлял, — но он должен был подойти к черному ходу.

Неудивительно, что чувства Тургенева к родной земле были полны очарования и отвращения, которые внушала ему мать. Во время ее последней болезни, когда Тургенев жил во Франции и противился возвращению в Россию, он писал:

Россия может подождать — эта огромная и мрачная фигура, неподвижная и замаскированная, как Сфинкс Эдипа. Она проглотит меня позже. Я вижу ее грубый косный взгляд, устремленный на меня с мрачным вниманием, как и подобает каменным глазам. Успокойся, Сфинкс. Я вернусь к вам, и вы можете сожрать меня на досуге, если я еще немного не разгадаю вашу загадку.

Он вернулся в Россию, конечно, чтобы найти свою мать «в состоянии невероятной злокачественности». В ссоре из-за наследства она разбила его фотографию о свой письменный стол и бросила ее на пол. Когда она узнала, что он и его брат были в Спасском в ее отсутствие, чтобы забрать свои вещи, она закричала своему дворецкому: «Как ты посмел их впустить».

— Мы не могли им отказать, — сказал дрожащий дворецкий, — они наши хозяева.

«Мастера! Мастера! Я единственная хозяйка этого места, — сказала она и, схватив хлыст, полоснула его по лицу.

Пока она умирала, она приказала своему оркестру играть танцевальную музыку в соседней комнате. Позже в ее дневнике была найдена запись, в которой говорилось: «Моя мама! Мои дети! Простите меня. И ты, Господи, прости меня за гордыню, этот смертный грех всегда был моим грехом».

Спаси нас, Господи, — писал Тургенев Полине Виардо, — от такой смерти. Полина, в которой мистер Притчетт среди прочего усматривает погребенный образ своей матери, была любовью всей его жизни. Это был долгий, вероятно, платонический роман. Она была знаменитой испанской певицей; и она, и Тургенев были убеждены, что Россия и Испания имеют гораздо больше общего, чем с Западной Европой. Пение Полины внушало Гейне «не столько цивилизованную красоту и ручную грацию нашей европейской родины, сколько жуткое великолепие экзотической дикой природы». «По иронии судьбы, — пишет г-н Притчетт, — что Тургенев, представитель Запада, веривший, что будущее России заключается в обучении у Европы, должен был быть привлечен к своей единственной великой и непреходящей страсти тем, что выглядит как атавизм: ее испанское происхождение его исламские корни; в его собственном, пусть и далеком, тоже было что-то из этого.

Были и другие иронии. Экстравагантная варварка Варвара Петровна сама была на свой причудливый лад «западницей». Она читала французские романы и презирала русскую письменность. Очевидно, она считала себя цивилизованной: это крестьяне были дикарями, говорящими только по-русски. И именно ее сын в своем романе Рудин вложил в уста помещика Лежнева классическую формулировку антизападнической или славянофильской позиции:

Беда Рудина в том, что он не понимает России, и это конечно беда. Россия может обойтись без каждого из нас, но ни один из нас не может обойтись без нее. Космополитизм все вздор, космополит есть ничтожество, хуже ничтожества, без национальности нет ни искусства, ни правды, ни жизни, ничего.

Говорят, что англо-ирландцы чувствуют себя как дома только в те короткие моменты, когда они проходят мимо маяка Киш в Ирландском море по пути в Ирландию или Британию или из них. Нечто подобное было и у Тургенева. Он не мог жить ни с Россией, ни без нее. Он пишет о России со странной, по-видимому, пассивной сосредоточенностью, завороженно и завораживающе. Острые комментарии г-на Притчетта о его способе письма имеют непреходящую ценность. Это, на одном из рассказов в Зарисовки спортсмена :

Реклама

Так что мальчишки продолжают пугать себя и пытаться дерзить, пока один за другим не заснут. И снова Тургенев играет со своим умением ловить ускользающие моменты.

«Наконец-то взошла луна: я ее сначала не заметил: такой крошечный серпик был».

Как естественно он улавливает момент между замечанием и не замечанием. В этом, говорят, его искусство; не просто в видении, но в своенравии и вневременности видения. Видение подобно свету и тени, играющим над увиденным. Видимые вещи точны, но они утекают или возвращаются: прошлое и настоящее смешиваются в ясном потоке. В русской литературе есть два мастера видеть: Толстой и Тургенев. Толстой видит точно так же, как если бы он был зверем или птицей; и то, что он видит, неподвижно и установлено навсегда. У него есть гордость глаза. Тургенев тоже точен, но без той решительной гордости: то, что он видит, уже меняется. В одном из своих писем он с восхищением цитирует образ байроновской «музыки лица» — движения от ноты к ноте, исчезновения увиденного во времени по мере его прохождения.

Это в некоторых его произведениях 1850-х годов:

У него было мало изобретательности, но, как и многие талантливые писатели, он обошел это, обратив свои недостатки в пользу, и открыл скрытую логику и драматизм настроения. Тривиальное слово, сказанное, когда компания на мгновение замолкает, позже по ходу истории будет иметь благодатный эффект колоколообразного эха. Сразу структура рассказа сонатная, остаются отголоски ноты, висящей в воздухе после удара по клавише.

Превосходство этой истории заключается в том, как Тургенев передает, что каждый в партии знает обо всех остальных; вечеринка двигается, взгляды мелькают, пустые мысли телеграфируются с бессмысленным содержанием по комнате. Мы только в начале пути к любопытному текучему дару Тургенева, который в конце концов стал высшим у Пруста.

Он цитирует фразу Герцена о способности русского языка выражать «мышиные порхания жизни», фразу, сразу напоминающую Тургенева и Чехова. А еще Гоголь; вот Тургенев рассказывает о Гоголе, читающем вслух с Государственный инспектор :

С каким недоуменным и удивленным выражением произнес Гоголь фразу мэра о двух крысах (в самом начале пьесы): «Пришли, понюхали и ушли».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *