Александр Блок — биография, жизнь и смерть поэта
Фото Все
Видео Все
Поэт, публицист, выращенный Серебряным веком, и пострадавший от Октябрьской революции. Его не стало в 40, хотя он мог бы прожить долгую жизнь, если бы власти не запретили ему отъезд на лечение. Однако голодный послереволюционный Петербург не давал Александру Блоку никаких шансов выздороветь. У поэта не осталось наследников, зато имеется огромное творческое наследие – почти четыре сотни стихотворений и поэм, и самое главное – его мысли.
Александра Блока знают не только как русского поэта, писателя и публициста. Он известен своими переводами и критическими статьями. Навсегда остался классиком русской литературы 20-го века, самым крупным представителем русского символизма.
Детство и юность
Родился Александр Блок в Петербурге 28 ноября 1880 года. Отца мальчика звали Александр Блок, он служил профессором Варшавского университета. Мама Александра Бекетова работала переводчицей, была дочерью ректора Петербургского университета. Когда они поженились, то молодой жене едва исполнилось 18, супруг был старше ее на восемь лет. Семейная жизнь не сложилась, муж даже иногда позволял поднять руку на жену, поэтому Александра решилась на развод. После этого никаких отношений бывшие супруги не поддерживали.
Александр Блок в детствеОформить развод в те годы было практически невозможно, их не приветствовала церковь, осуждало общество. Но в 1889-м Александра, обладавшая сильным и целеустремленным характером, все же добилась расторжения брака с супругом у Святейшего правительствующего синода. Через некоторое время женщина встретила новую любовь и повторно вышла замуж. Ее избранником стал офицер Кублицкий-Пиоттух. Она не стала переходить на фамилию нового мужа, и они с сыном продолжали носить фамилию Блок.
Можно сказать, что все детство Саши прошло в доме дедушки по материнской линии. Каждое лето он гостил в Шахматово, и эти воспоминания грели его потом всю жизнь.
В остальное время он с семьей жил в казарме лейб-гренадерского полка, на окраине города.
Саша и его мама всегда были связаны какой-то необычной духовной связью. Мама научила сына любить литературу, с ее помощью он узнал, кто такие Полонский, Бодлер, Фет, Верлен. Они увлекались философскими и поэтическими новинками, могли часами говорить о культуре и политике. Когда Блок сам начал писать стихи, то самым важным и главным для него было мнение матери, ему нужно было ее понимание и поддержка.
Детство блокаВ 1889-м девятилетнего мальчика отправили во Введенскую гимназию. Когда он стал шестнадцатилетним юношей, мама повезла его за границу, они побывали в Германии, посетили известный курорт Бад-Наугейм. В этом возрасте юношам свойственно влюбляться, не стал исключением и Блок. Предметом его первой любви стала Ксения Садовская, взрослая 37-летняя женщина. Никаких отношений между ними не было, но это первое чувство, образ любимой, постоянно присутствовали в памяти поэта, вдохновляя его на создание любовной лирики.
В 1898-м Блок окончил гимназию и в этом же году стал студентом Петербургского университета. Его привлекала юриспруденция, и именно на этот факультет он успешно поступил. Но после трех лет обучения Александр понял, что ему больше по душе история и философия, поэтому добился перевода на историко-филологический факультет, отдав предпочтение славяно-русскому направлению. Диплом об окончании вуза Блок получил в 1906-м. В студенческие годы он обзавелся многочисленными друзьями, среди которых были Сергей Городецкий, Алексей Ремизов, Сергей Соловьев, его троюродный брат.
Начало творчества
Творческая биография поэта началась довольно рано. Александр родился в семье, которая была очень культурной и образованной, и это наложило свой отпечаток на становление его как творческой личности. Еще в юном возрасте он начал много читать, любил театр, ходил в драмкружок, и пробовал сам писать стихи. Его первые произведения родились когда Саше исполнилось всего 5 лет. Будучи подростком, он с двоюродными братьями выпускал рукописный журнал, ставил сценки и сам в них участвовал.
Александр Блок и Любовь МенделееваВажным моментом становления Блока как поэта стала его женитьба. Его избранницу звали Любовь Менделеева, дочь прославленного российского ученого Дмитрия Менделеева. Их отношения не всегда складывались гладко, были свои сложности и недопонимание, но они страстно любили друг друга, и это помогало преодолевать все преграды на пути к счастью. Жена была для Блока не только любимой женщиной, но и музой, именно она вдохновляла его в творчестве, это ее черты просматриваются в некоторых персонажах стихов поэта.
Настоящая карьера поэта стартовала именно с 1900 года. Он продолжал увлекаться поэзией Фета, запоем читал лирику Соловьева, размышлял над учениями Платона. Среди знакомых Блока в те годы появились Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, издававшие журнал «Новый путь». В этом издании Александр Блок публиковал свои поэтические произведения и критические статьи.
Журнал «Новый путь» выпуск 1903 годаВ начале своего творческого пути Блок всей душой потянулся к символизму, движению в литературе, которое проникло в культуру, было новаторским, экспериментальным, не всегда понятным. Стихи, написанные в этом стиле, были полны загадочности, непредсказуемости и недосказанности. Лучшими представителями символизма в Петербурге считались Мережковский и Гиппиус, а в Москве в этом жанре работал Валерий Брюсов. Практически в одно время с дебютом в журнале «Новый путь» в Петербурге, поэзия Блока была напечатана и в московском альманахе «Северные цветы».
Очень близким для поэта стал кружок продолжателей и поклонников творчества Владимира Соловьева, который организовался в Москве. Во главе этого кружка стоял молодой и очень перспективный поэт и прозаик Андрей Белый. Вскоре Белый и Блок стали близкими друзьями, а члены этого кружка пополнили ряды поклонников творчества Александра.
Стихи о прекрасной даме — первая публикацияВ 1903-м московский альманах «Северные цветы» напечатал на своих страницах цикл поэзий Блока, объединив их общим названием «Стихи о Прекрасной Даме». Блок был первым среди российских поэтов, кто увидел в женщине не только жену и мать, а источник вдохновения, чистоты и света. Он пытается донести до читателей мысль о том, что с помощью любви отдельный человек может стать целой Вселенной. В это же время выходит сборник поэзий, в который вошли произведения студентов Императорского Петербургского университета. Среди них оказались и три стихотворения Александра Блока.
Могут быть знакомы
Революция 1905 года
События 1905 года очень повлияли на творчество поэта. Революция вырвала его из привычного восприятия мира, она напоминала стихию, непостоянство природы и это отразилось на его поэзиях. Прекрасная Дама отошла на второй план, вместо нее появилась метель, вьюга, бродяжничество. Блок обращается к образам Снежной Маски, Фаины, Незнакомки. Любовная лирика сама по себе начала играть второстепенную роль.
Именно в то время Блок серьезно увлекся театром и даже стал писать пьесы. Дебютной работой в этом направлении стала пьеса «Балаганчик», которую режиссер Всеволод Мейерхольд поставил в 1906-м на сцене театра Веры Комиссаржевской.
Александр БлокАлександр всегда относился к своей жене с обожанием, однако не запрещал себе влюбляться в других женщин. В 1906 году он встретил Н.Волохову, актрису театра Комиссаржевской, и воспылал к ней пламенной страстью. Ее образ вскоре появился в его новых философских поэзиях – цикле «Фаина», книге «Снежная Маска». Она стала прототипом героинь в пьесах «Король на площади» и «Песня Судьбы».
Ближе к концу 1900-х Блок отошел от любовной лирики. Теперь в его поэзии преобладает социальная направленность, отношения интеллигенции с простым народом. Стихи того времени ясно показывают, что его индивидуум переживает кризис и упорно пытается найти свое место в этом реальном мире. В его стихотворениях Родина ассоциировалась с любимой супругой, поэтому патриотизм его произведений ставал особым, личностно-индивидуальным.
Отказ от символизма
В 1909 году Блока ждало несколько потрясений. В этом году не стало его отца, отношения с которым он поддерживал много лет. Потом умер его первенец, не прожив и нескольких дней. Отец оставил сыну приличное наследство, благодаря которому поэт мог не задумываться о хлебе насущном, и полностью предаваться творчеству.
В том же 1909-м Блок путешествовал по Италии, и эта поездка вызвала у него бурю новых эмоций. Он сумел пересмотреть все, что ранее представляло для него большую ценность. Этот процесс ярко прослеживается в цикле стихов под названием «Итальянские стихи» и прозаических очерках, собранных в книге «Молнии искусства». После долгих метаний Александр сделал вывод, что больше не черпает вдохновения от символизма, что ему просто необходимо самоуглубление и духовная диета.
В это время он сосредоточился на создании больших произведений, поэт не разменивается на публицистическую работу и полностью игнорирует все мероприятия, где собиралась поэтическая богема тех лет.
В 1910-м Блок вынашивал идею создания эпической поэмы «Возмездие». Он начал работу над ней, но так и не довел ее до конца. В 1912-1913-м годах поэт сочинил пьесу под названием «Роза и Крест». В 1911-м Александр выпустил собрание сочинений в 3-х томах, куда вошли его произведения из написанных ранее пяти книг. Впоследствии этот трехтомник переиздавался несколько раз.
Октябрьская революция
У Блока никогда не было негативного отношения к советской власти. В отличии от Михаила Пришвина, Анны Ахматовой, Юлия Айхенвальда, Зинаиды Гиппиус, Дмитрия Мережковского, которые выступали с критикой новой власти, Александр принял революцию и даже пошел на сотрудничество с новыми властями.
В то время Блок был достаточно популярным поэтом, и государственное руководство использовало его известность для осуществления своих задумок. Поэта постоянно назначали возглавлять какие-то учреждения или комиссии, в которых он ничего не смыслил и которые были ему абсолютно не интересны.
Александр Блок — Скифы Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами! Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы, С раскосыми и жадными очами! Для вас — века, для нас — единый час. Мы, как послушные холопы, Держали щит меж двух враждебных рас Монголов и Европы! Века, века ваш старый горн ковал И заглушал грома, лавины, И дикой сказкой был для вас провал И Лиссабона, и Мессины! Вы сотни лет глядели на Восток Копя и плавя наши перлы, И вы, глумясь, считали только срок, Когда наставить пушек жерла! Вот — срок настал. Крылами бьет беда, И каждый день обиды множит, И день придет — не будет и следа От ваших Пестумов, быть может! О, старый мир! Пока ты не погиб, Пока томишься мукой сладкой, Остановись, премудрый, как Эдип, Пред Сфинксом с древнею загадкой! Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя И с ненавистью, и с любовью!… Да, так любить, как любит наша кровь, Никто из вас давно не любит! Забыли вы, что в мире есть любовь, Которая и жжет, и губит! Мы любим все — и жар холодных числ, И дар божественных видений, Нам внятно всё — и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений… Мы помним всё — парижских улиц ад, И венецьянские прохлады, Лимонных рощ далекий аромат, И Кельна дымные громады… Мы любим плоть — и вкус ее, и цвет, И душный, смертный плоти запах… Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет В тяжелых, нежных наших лапах? Привыкли мы, хватая под уздцы Играющих коней ретивых, Ломать коням тяжелые крестцы, И усмирять рабынь строптивых… Придите к нам! От ужасов войны Придите в мирные обьятья! Пока не поздно — старый меч в ножны, Товарищи! Мы станем — братья! А если нет — нам нечего терять, И нам доступно вероломство! Века, века вас будет проклинать Больное позднее потомство! Мы широко по дебрям и лесам Перед Европою пригожей Расступимся! Мы обернемся к вам Своею азиатской рожей! Идите все, идите на Урал! Мы очищаем место бою Стальных машин, где дышит интеграл, С монгольской дикою ордою! Но сами мы — отныне вам не щит, Отныне в бой не вступим сами, Мы поглядим, как смертный бой кипит, Своими узкими глазами.Не сдвинемся, когда свирепый гунн В карманах трупов будет шарить, Жечь города, и в церковь гнать табун, И мясо белых братьев жарить!… В последний раз — опомнись, старый мир! На братский пир труда и мира, В последний раз на светлый братский пир Сзывает варварская лира!
В те годы Блок написал своих знаменитых «Скифов» и нашумевшую поэму «Двенадцать». Ключевым образом поэмы был Иисус Христос, возглавивший шествие двенадцати красноармейцев. Эта поэма вызвала неоднозначную реакцию литературного сообщества. В настоящее время поэме дана объективная оценка, и ее признали лучшей из того, что было написано в Серебряном веке. Однако в то время современники поэта высказывались о ней резко негативно, особенно их возмутил образ Иисуса. Блок написал эту поэму за месяц, и сразу превратился в персону нон грата. От него отвернулись не только власти, но и коллеги. Они считали его безумцем, а он писал о себе: «Я – гений».
Личная жизнь
Хоть Александр Блок и позволял себе периодически влюбляться в других женщин, но в его личной жизни была одна-единственная любовь – Любовь Менделеева. Она была ему не только женой, но и Музой, она умела понять и поддержать.
Александр Блок делает предложение МенделеевойБлок отличался своеобразным представлением о супружеских отношениях, он категорически не воспринимал телесную близость, его воодушевляла только духовная любовь.
Поэт часто питал нежные чувства к посторонним женщинам, но они в его жизни ничего не значили. У Любови Менделеевой также случались романы на стороне.
Наследников у них не осталось. В этом браке родился единственный ребенок, который был слабеньким и вскоре умер. Однако родственников у Блока достаточно много, они живут не только в России, но и за ее пределами.
Смерть поэта
Здоровье поэта начало слабеть после Октябрьской революции. Он поддерживал новую власть, а она в свою очередь не жалела его. У Блока появилась масса обязанностей и должностей, он не мог должным образом заботиться о здоровье, и вскоре это дало о себе знать. У него развилась астма, начало барахлить сердце, и ко всему этому добавилось психическое расстройство. В 1920-м он заболел цингой.
Похороны Александра БлокаВ те годы поэта начали преследовать трудности с финансами. Нужда и многочисленные болезни не давали ему шанса на жизнь, и 7 августа 1921 года Блока не стало. Он умер в собственной квартире в Петрограде от воспаления сердечных клапанов. На отпевание великого поэта пригласили протоиерея Алексея Западалова.
Перед самой смертью Блок обратился к властям за разрешением отправиться на лечение за границу, но получил категорический отказ. Говорят, что после этого поэт занялся уничтожением всех рукописей, отказывался от лекарств и пищи. Поговаривали, что он лишился рассудка перед самой смертью и постоянно твердил одну мысль – нужно уничтожить все экземпляры последней поэмы. Но никаких документальных подтверждений этим слухам не нашлось.
Могила Александра БлокаБлок был и остается гениальным русским поэтом Серебряного века. Его произведения заняли свое достойное место в культурном наследии страны.
Библиография
- «Стихи о прекрасной даме»
- «Нечаянная радость»
- «Земля в снегу»
- «Снежная маска»
- «Лирические драмы»
- «Ночные часы»
- «Стихи о России»
- «Ямбы»
- «За гранью прошлых дней»
- «Седое утро»
- «Двенадцать»
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации.
Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.Александр Блок — биография, личная жизнь, фото, причина смерти, поэзия, поэт, творчество, стихи
Биография
Александра Блока относят к самым ярким представителям поэзии Серебряного века. В литературе автор известен как символист, берущий вдохновение в идеях русских философов. Темы стихотворений поэта затрагивают разные стороны человеческой жизни, но преобладающей в его творчестве выступает любовная лирика. Также он выступал как писатель, драматург, публицист.
Детство и юность
Александр Александрович Блок родился в Санкт-Петербурге 28 ноября 1880 года. Его отцом стал Александр Львович Блок, имевший немецкие национальные корни, трудившийся в качестве профессора в Варшавском университете, а матерью – переводчица Александра Андреевна Бекетова, отец которой выступал ректором Санкт-Петербургского университета.
За первого супруга мать будущего поэта вышла еще в 18-летнем возрасте и вскоре после рождения мальчика решила разорвать связи с нелюбимым мужем. Впоследствии родители поэта практически не общались между собой.
В те времена разводы оказывались редкостью и порицались обществом, однако в 1889 году самодостаточная и целеустремленная Александра Блок добилась того, чтобы Святейший правительствующий синод официально расторг ее брак с Александром Львовичем. Вскоре после этого дочь прославленного русского ботаника снова вышла замуж уже по настоящей любви – за офицера гвардии Кублицкого-Пиоттуха.
Менять фамилию сына на собственную или на замысловатую фамилию отчима Александра Андреевна не стала, и будущий поэт остался Блоком. Детские годы Саша провел в доме деда. Летом он надолго уезжал в Шахматово и через всю жизнь пронес теплые воспоминания о проведенном там времени. Притом жил Александр Блок вместе с мамой и ее новым мужем на окраине Санкт-Петербурга.
Между будущим поэтом и матерью существовала непостижимая духовная связь. Дама открыла сыну сначала сказки, а затем и произведения Шарля Бодлера, Поля Верлена, Афанасия Фета и других прославленных авторов. Александра Андреевна и юный наследник вместе изучали новые веяния в философии и поэзии, вели увлеченные беседы касательно последних новостей политики и культуры. Впоследствии матери Александр Блок в первую очередь читал собственные произведения и именно у нее искал утешения, понимания и поддержки.
В 1889 году мальчик начал обучаться во Введенской гимназии. В 1898 году Александр завершил обучение в гимназии и сдал вступительные экзамены в Петербургский университет, избрав для своей карьеры юриспруденцию. Спустя три года после этого все же перевелся на историко-филологическое отделение, выбрав для себя славяно-русское направление.
Обучение в университете поэт завершил в 1906 году, получив высшее образование. В юности он познакомился с Алексеем Ремизовым, Сергеем Городецким, а также сдружился с Сергеем Соловьевым, который приходился ему троюродным братом.
Начало творчества
Семья Блока, особенно по материнской линии, продолжала высококультурный род, что не могло не сказаться на Александре. С юных лет поэт читал многочисленные книги, посещал театральный кружок в Санкт-Петербурге, а также пробовал свои силы в стихотворном творчестве. Первые незамысловатые произведения мальчик написал еще в пятилетнем возрасте, а, будучи подростком, в компании братьев увлеченно занимался написанием рукописного журнала.
Говорить о полноценной творческой карьере Блока можно начиная с 1900–1901 годов. В то время Александр Александрович стал еще более преданным почитателем творчества Афанасия Фета, а также лирики Владимира Соловьева и даже учения Платона. Кроме того, судьба свела его с Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус, в журнале которых под названием «Новый путь» Блок делал свои первые шаги в качестве поэта и критика.
На раннем этапе своего творческого развития Александр Александрович понял, что близким ему по душе направлением в литературе является символизм. Это движение, пронзившее все разновидности культуры, отличалось новаторством, стремлением к экспериментам, любовью к загадочности и недосказанности.
В Санкт-Петербурге близкими ему по духу символистами были упомянутые выше Гиппиус и Мережковский, а в Москве – Валерий Брюсов. Примечательно, что примерно тогда, когда Блок начал публиковаться в петербургском «Новом пути», его произведения стал печатать и московский альманах под названием «Северные цветы».
Особенное место в сердце Александра Блока занимал кружок молодых почитателей и последователей Владимира Соловьева, организованный в Москве. Роль своеобразного руководителя этого кружка взял на себя Андрей Белый, в то время – начинающий прозаик и поэт. Андрей стал близким другом Александра Александровича, а члены литературного кружка – одними из самых преданных и восторженных поклонников его творчества.
В 1903 году в альманахе «Северные цветы» был напечатан цикл произведений Блока под названием «Стихи о Прекрасной Даме». Тогда же три стиха молодого сочинителя были включены в сборник произведений воспитанников Императорского Санкт-Петербургского университета. В своем первом известном цикле Блок преподносит женщину как природный источник света и чистоты и поднимает вопрос о том, насколько настоящее любовное чувство сближает отдельную личность с мировым целым. В 1904 году свет увидело стихотворение «Колыбельная песня».
Революция 1905–1907 годов
Революционные события в России стали для Александра Александровича олицетворением стихийной, неупорядоченной природы бытия и достаточно существенно повлияли на его творческие взгляды. Прекрасную Даму в его мыслях и стихах заменили образы вьюги, метели и бродяжничества, смелые и неоднозначные Фаина, Снежная Маска и Незнакомка. Образцовыми для этого периода стали произведения «Девушка пела в церковном хоре», «Русь». Стихи о любви практически отошли на второй план.
Драматургия и взаимодействие с театром в это время также увлекали поэта. Первая пьеса, написанная Александром Александровичем, получила название «Балаганчик» и была составлена Всеволодом Мейерхольдом в театре Веры Комиссаржевской в 1906 году.
В конце 1900-х годов главной темой работ Блока стала проблема соотношения народа и интеллигенции в отечественном социуме. В стихах этого периода можно проследить яркий кризис индивидуализма и попытки определить место творца в условиях реального мира. При этом Александр Александрович ассоциировал Родину с образом любимой жены, из-за чего его патриотические стихи приобретали особую индивидуальность.
Отказ от символизма
1909 год оказался сложным для писателя: в этот год скончался отец поэта, с которым Блок поддерживал теплые отношения. Тем не менее внушительное наследство, которое Александр Блок-старший оставил сыну, позволило тому забыть о финансовых трудностях и сосредоточиться на творческих проектах.
В том же году поэт побывал в Италии, и заграничная атмосфера еще больше подтолкнула его к переоценке сложившихся ранее ценностей. Об этой внутренней борьбе рассказывает цикл «Итальянские стихи», а также прозаические очерки из сборника «Молнии искусства». В конце концов Блок пришел к выводу о том, что символизм, как школа со строго обозначенными правилами, для него исчерпал себя, и отныне он испытывает необходимость в самоуглублении и «духовной диете».
Сосредоточившись на больших литературных трудах, Александр Александрович постепенно стал меньше времени уделять публицистической работе и появлению на разноплановых мероприятиях, которые были в ходу у поэтической богемы тех времен. В это время на свет появилось ставшее в дальнейшем хрестоматийным сочинение «О доблестях, о подвигах, о славе». Также в 1908 году Блок написал «На поле Куликовом». В 1910 году автор начал сочинять эпическую поэму под названием «Возмездие», закончить которую ему было не суждено.
В период с 1912 по 1913 год Александр Александрович написал пьесу «Роза и Крест». А в 1911 году Блок, взяв за основу пять книг с поэзией, составил собрание сочинений в трех томах, которое несколько раз переиздавалось. В 1914 году поэт создал знаменитое творение «Я – Гамлет».
Октябрьская революция
Советская власть не вызывала у Александра Блока такого негативного отношения, как у многих поэтов Серебряного века. В то время, когда Анна Ахматова, Михаил Пришвин, Зинаида Гиппиус, Юлий Айхенвальд, Дмитрий Мережковский вовсю критиковали пришедших к власти большевиков, Блок согласился сотрудничать с новым государственным руководством.
Имя поэта, который к тому времени был достаточно хорошо известен публике, активно использовалось властями в своих целях. Помимо прочего, Александра Александровича постоянно назначали на неинтересные ему должности в различных комиссиях и учреждениях.
Именно в тот период было написано стихотворение «Скифы» и знаменитая поэма «Двенадцать». Последний образ – Иисус Христос, который оказался во главе шествия из двенадцати солдат Красной Армии, – вызвал настоящий резонанс в литературном мире. Хотя сейчас это произведение считается одним из лучших творений времен Серебряного века русской поэзии, большинство современников Блока высказывались о поэме, особенно об образе Христа, в крайне негативном ключе.
Личная жизнь
Личная жизнь заняла особую страницу в биографии поэта. В 16 лет, на отдыхе в городе Бад-Наухайме, Блок беззаветно влюбился в Ксению Садовскую, которой на тот момент было 37 лет. По некоторым предположениям, именно она стала первой возлюбленной поэта не только в платоническом, но и в плотском смысле. Как бы то ни было, очаровательная дама, ее образ, запечатленный в памяти Александра, впоследствии стали для него вдохновением при написании многих произведений.
Через год в сердце юного поэта вспыхнула новая любовь – на этот раз к 16-летней соседке по загородному имению Любови Менделеевой. Подростки были знакомы с детства – дед Блока, ученый-ботаник Андрей Бекетов и отец Любы, Дмитрий Менделеев, были давними друзьями. В то лето Александр и дочь великого химика участвовали в дачной театральной постановке.
Любовь исполняла роль Офелии, поэт предстал на сцене в образе Гамлета. Возможно, тогда зародилось первое неясное чувство, получившее развитие уже в Петербурге, где молодые люди волею судьбы вновь встретились в 1901 году. Блок начал посвящать возлюбленной стихотворения, называть Прекрасной Дамой, Таинственной Девой, Вечной Женой.
А вскоре сделал Менделеевой предложение. Семья девушки восприняла это событие благосклонно. Весной 1903 года пара обручилась, а летом прошло венчание молодых в церкви, расположенной в селе Тараканово. Вскоре новобрачная столкнулась с неприятным открытием: ее молодой супруг заявил, что физическая близость разрушит их священный союз. В течение нескольких лет, придерживаясь этой философии, Александр не касался супруги, однако же не отказывал себе в удовольствии встречаться с падшими женщинами.
Близость между супругами произошла позднее, но оставила холодными и ту, и другую стороны. В первые годы брака Прекрасная Дама старалась хранить верность мужу, однако любви требовала не только душа, но и тело. Ее первым поклонником стал популярный поэт-символист Андрей Белый (Борис Бугаев), отношения с которым продлились до 1907 года.
У Александра тем временем зарождались новые чувственные отношения – с актрисой Натальей Волоховой, позже – с Любовью Дельмас. При этом писатель продолжал считать супругу единственной в жизни любимой женщиной. Жена автора тоже стала заводить романы, в которых признавалась мужу, подчеркивая, что он для нее – неповторимый.
В 1908 году Менделеева забеременела от актера Константина Давидовского, которого в воспоминаниях называла «паж Дагоберт». Блок же, не способный иметь детей из-за перенесенного сифилиса, сказал, что будет растить ребенка. Родившийся младенец умер вскоре после появления на свет. Несмотря на многочисленные измены, супруги тем не менее оставались привязанными друг к другу до самой смерти Александра.
Долгие годы союз поэта и его Прекрасной Дамы восхищал представителей русской литературы того времени. В глазах творческой богемы Любовь являлась образцом чистоты, Таинственной Девой, как ее называл супруг. Однако не все с подобным пиететом относились к избраннице Александра.
Анна Ахматова, например, отмечала, что Менделеева «была похожа на бегемота, поднявшегося на задние лапы. Глаза – щелки, нос – башмак, щеки – подушки… И толстые, большие ноги и руки». При этом поэтесса признавала, что, несмотря на это, автор «Двенадцати» всю жизнь умел видеть в супруге ту девушку, в которую когда-то влюбился.
Смерть поэта
После Октябрьской революции жизнь Александра Александровича изменилась. Нагруженный неимоверным количеством обязанностей, не принадлежащий сам себе, он начал сильно болеть. У Блока проявилась астма, сердечно-сосудистая болезнь, начали формироваться психические расстройства. В 1920 году автор заболел цингой.
В то же время поэт переживал и период финансовых трудностей. Изнуренный нуждой и многочисленными болезнями автор ушел в мир иной 7 августа 1921 года, находясь в собственной квартире в Санкт-Петербурге. Причина смерти – воспаление сердечных клапанов. Похороны и отпевание творца совершал протоиерей Алексей Западалов, могила Блока расположена на Смоленском православном кладбище.
Незадолго до кончины писатель пытался получить разрешение на выезд за рубеж на лечение, однако получил отказ. Рассказывают, что после этого Блок, находясь в трезвом уме и здравом рассудке, уничтожил собственные записи и не принимал ни лекарства, ни даже пищу. Ходили также слухи о том, что перед смертью Александр Александрович сошел с ума и бредил мыслью о том, все ли экземпляры поэмы «Двенадцать» были уничтожены. Однако подтверждения эти слухи не нашли.
Символиста считают представителем русской поэзии. Произведения автора («Фабрика», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане», «Ветхая избушка» и другие) стали частью культурного наследия нашего народа.
В 1980 году в Петербурге открылся музей-квартира Александра Блока. Торжественное событие было приурочено к 100-летию со дня рождения автора. Сам музей состоит из 2 пространств: мемориальной квартиры на 4-м этаже, в которой демонстрируются подлинные предметы обстановки семьи Блока, и литературной экспозиции на 2-м этаже здания. В 2020 голу в России отметили 140-летний юбилей символиста.
Память
- Музей-квартира А. А. Блока в Санкт-Петербурге располагается на Улице Декабристов (б. Офицерской), 57.
- Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А. А. Блока в Шахматово
- Библиотека-музей А. Блока в д. Лопатино Пинского района Беларуси с 2 тыс. экспонатов
- Памятник Блоку в Москве, на улице Спиридоновка
- Его стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» превращено в памятник на одной из улиц Лейдена. Блок стал третьим поэтом после Марины Цветаевой и Уильяма Шекспира, чьи стихи были нанесены на стены домов этого города в рамках культурного проекта «Wall poems»
- К столетию поэта в СССР был снят телефильм «И вечный бой… Из жизни Александра Блока» (в роли Блока снимался Александр Иванов). Образ Блока также появляется в фильмах «Доктор Живаго», 2002 (играл Дэвид Фишер), «Гарпастум», 2005 (Гоша Куценко), «Есенин», 2005 (Андрей Руденский), «Луна в зените», 2007 (Александр Безруков).
Библиография
- 1905 – «Стихи о Прекрасной Даме»
- 1907 – «Нечаянная радость. Второй сборник стихов»
- 1908 – «Земля в снегу. Третий сборник стихов»
- 1907 – «Снежная маска»
- 1908 – «Лирические драмы: Балаганчик; Король на площади; Незнакомка. «Музыка к Балаганчику»
- 1911 – «Ночные часы. Четвёртый сборник стихов»
- 1915 – «Стихи о России»
- 1918 – «Двенадцать»
- 1920 – «За гранью прошлых дней»
- 1920 – «Седое утро: стихотворения»
Интересные факты
- Блок стал первым, к кому обратился за протекцией молодой Сергей Есенин. Сохранилась записка Александра Александровича с впечатлениями о встрече с будущим имажинистом. Поэт отметил: «Крестьянин Рязанской губ. 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные».
- В доме-музее Блока сохранилось много оригинальных вещей: фарфоровая статуэтка «таксика» с красными глазами, «охраняющего» рабочий стол поэта, рисунок «Рыбий щенок», выполненный Татьяной Гиппиус, сестрой знаменитой поэтессы.
- О внешности поэта, рост которого равнялся 175 см, дают представления не только фотографии, но и портрет, созданный Константином Сомовым в 1907 году.
Александр Александрович Блок | Русский поэт и драматург
Блок Александр Александрович
Смотреть все СМИ
- Год рождения:
- 28 ноября 1880 г. Санкт-Петербург Россия
- Умер:
- 7 августа 1921 г. (40 лет) Санкт-Петербург Россия
- Известные работы:
- «Стихи о прекрасной даме» «Двенадцать»
- Механизм/стиль:
- Символизм
Просмотреть все связанные материалы →
Александр Александрович Блок , (род. 28 ноября [16 ноября по старому стилю] 1880 г. , Санкт-Петербург, Россия — умер 7 августа 1921 г., Петроград [ныне Санкт-Петербург]) , поэт и драматург, главный представитель русского символизма, модернистского литературного течения, испытавшего влияние своего европейского коллеги, но сильно проникнутого местными православными религиозными и мистическими элементами.
Блок родился в защищенной интеллектуальной среде. После того, как его отец, профессор права, и его мать, культурная дочь ректора Петербургского университета, разошлись, Блок с трехлетнего возраста воспитывался в атмосфере художественной утонченности в поместье своих аристократических бабушки и дедушки по материнской линии. В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери известного химика Д.И. Менделеев. Для Блока, начавшего писать в пять лет, поэтическое выражение было естественным. В 1903 году он впервые публикуется, и его ранние стихи передают возвышение и духовное удовлетворение, которое принес его брак.
Викторина «Британника»
Любимые литературные произведения: правда или вымысел?
На Блока оказали сильное влияние романтическая поэзия Александра Пушкина начала XIX века и апокалиптическая философия поэта и мистика Владимира Соловьева. Используя новаторские поэтические ритмы, он опирался на их концепции, чтобы разработать оригинальный стиль выражения. Для Блока звук был превыше всего, а музыкальность — первичная характеристика его стиха.
Его первый сборник стихов, цикл Стихи о прекрасной даме (1904; «Стихи о даме прекрасной») посвящена личным, интимным темам, которые представлены в мистическом плане и лишены всякой современности. Героиня стихов – не только возлюбленная, к которой поэт относится с рыцарским благородством, но и воплощение вечной женственности. В трехтомной антологии своих стихов, составленной им незадолго до смерти, Блок поместил
Следующие сборники стихов Блока существенно отличались от его первого. Нечаянная радость (1907; «Нечаянная радость»), Снежная маска (1907; «Снежная маска») и Земля в снегу (1908; «Земля в снегу») освещали темы современной городской жизни, в том числе революционные события, глубоко прочувствованная любовь и сложная психология. Многие критики, в том числе близкий друг Блока Андрей Белый, увидели в этих стихах измену идеалу, выраженному в его первом сборнике, где реальность подвергалась мистическому преображению. Мышление Блока в эти годы отразилось и в пьесах.0045 Незнакомка (написано в 1907 году; «Чужой») и Песня судьбы (написано в 1909 году; «Песнь судьбы») — и ряд очерков; в них он неоднократно возвращался к идеалам старой русской интеллигенции и традициям социального радикализма.
Позиция Блока как лирика достигает кульминации в третьем томе его антологии, традиционно считающейся вершиной его поэтического творчества. Этот том содержит стихи, ранее собранные в книгах Ночные часы (1911; «Ночные часы») и Стихи о России (1915; «Стихи о России»), а также несобранные стихи. Вместе они опираются на историческую и мистическую перспективу, чтобы изобразить Россию такой, какой ее видел Блок в 1910-е годы. Первая мировая война (во время которой Блок был призван в армию и служил в инженерно-строительной части, но не участвовал в боевых действиях) и русская революция 1917 года сформировали его взгляды; События, затронувшие не только Россию, но и весь мир, Блок понимал как критическую, трагическую и грозящую катастрофу. Но в основе этого взгляда лежала вера в будущее человечества.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
В 1917 году Блок работал в комиссии по расследованию преступлений имперского правительства, а после последней фазы революции он стал работать на большевиков, которые, как он чувствовал, представляли волю народа. Его душевное состояние в конце 1917 и в 1918 году лучше всего выражено строкой его стихов: «Страшно, сладко, неотвратимо, императивно». Он мог видеть в России и других местах «падение гуманизма» — эту фразу он употребил в статье, написанной им в 1918, но он чувствовал, что это неизбежный этап в истории. Это мировоззрение Блок выразил в романе в стихах Двенадцати (1918; Двенадцать ) и поэме «Скифы» (1918; «Скифы»). Многие первые читатели « Двенадцати » считали изображение Христа в революционном Петрограде кощунственным, но через него Блок ярко выразил настроение того времени. Однако он быстро разочаровался в большевистском правительстве и после этого почти перестал писать стихи.
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Дж. Э. Люберингом.
Биография Александр Блок | Русская поэзия
Александр Александрович Блок (1880-1921) был ведущей фигурой русского символизма и оказал огромное влияние на русскую поэзию. Он родился в 1880 году в семье профессора права Варшавского университета, талантливого писателя и переводчика. Его родители разошлись вскоре после его рождения; Детство его прошло в семье деда по матери А. Н. Бекетова, ботаника, ректора Петербургского университета, в Петербурге и Шахматово под Москвой.
Блок получил образование во Введенской гимназии в Санкт-Петербурге, затем поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, затем перевелся на историко-философский факультет, где завершил изучение славянского и русского языков.
Стихи начал писать в 17 лет, а в 1903 году часть его стихов была напечатана в журнале Д. С. Мережковского « Новый путь». В 1903 году Блок женился на дочери известного химика Д. И. Менделеева Любови Менделеевой, которая впоследствии стала профессиональной актрисой и историком русского балета. К 1906, когда он закончил университет, Блок был признанным автором стихов о прекрасной даме (1904). Сборник стихов, посвященный его жене, отражал Прекрасную Даму как воплощение Божественного и Вечной Женственности. Позже Блок написал несколько пьес, в том числе лирическую драму «Ярмарочная палатка » (1905–1906) со стандартными персонажами и формами выражения из итальянской комедии дель арте и «Роза и крест » (1913), основанную на средневековые французские романы. Драмы Блока высоко ценились за их литературную ценность и чуткость к истории и современной социальной ситуации. Считается, что Ярмарочная будка выразила настроения одиночества и пессимизма русской интеллигенции после 1905 года. Второй сборник стихов Блока Нечаянная радость (1907) ознаменовал его душевный кризис.
В своей зрелой поэзии Блок концентрировался преимущественно на политических темах, размышлял о мессианских судьбах России и возвращался к классическим образцам (незаконченная стихотворная эпопея Возмездие , 1910-21; Моя страна , 1907-16). В стихах Россия и На Куликовом поле (оба 1908 г.) образ России уходил корнями в свое религиозное прошлое и искал путь в настоящее.
С 1909 по 1916 год, несмотря на чувство личной несостоятельности, Блок писал стихи высокого художественного достижения. Ужасный мир , В ресторане , Ночные часы и Танцы смерти особенно показательны его душевные потрясения и сложные супружеские отношения. В 1909, во время временного примирения, Блок с женой путешествовал по Италии. Результатом этой поездки стал изысканный цикл сборников Блока « итальянских стихов » (1909). События того же года — поездка в Варшаву на похороны отца и смерть 9-месячного сына заставили Блока обратиться к новым темам — своему дворянскому происхождению и своему отношению к литературному и культурному прошлому России, в частности к произведения Александра Пушкина. Эти темы отражены в его полуавтобиографической незаконченной эпической поэме 9.0045 Возмездие (1910-1921), которую он начал писать вскоре после смерти отца.
В 1916 году Блок был призван в армию и служил в тылу на работах гражданской обороны под Пинском. В отличие от многих своих современников, он защищал Октябрьскую революцию, но не столько за обещание социальных и политических реформ, сколько за «музыку революции» (Блок). Отказавшись от возможности эмигрировать, Блок какое-то время работал на большевистское правительство. В 1917-18 годах он служил стенографисткой на допросах царских министров, результаты которых впоследствии опубликовал под названием «9».0045 Последние дни имперской власти .
Его последнее большое поэтическое произведение, Двенадцать (1918), представляло собой сложную аллегорию, изображающую двенадцать красноармейцев на улицах Петрограда как двенадцать апостолов. В высшей степени ироничное и полифоническое стихотворение использует разговорную речь, сленг и язык лозунгов. Лишь много позже это экспериментальное произведение было признано одним из первых великих стихотворений литературы 1920-х годов. Почти одновременно с «Двенадцати» Блок написал Скифы , в котором он высказал свое мнение о России как посреднике между Европой и Азией.
При советской власти Блок был переводчиком Издательства «Всемирная литература» , состоял членом дирекции государственных театров и председателем Петроградской секции Всероссийского союза поэтов. В 1919 году он был ненадолго арестован и допрошен петроградской ЧК. Тяжелая нагрузка Блока на различные государственные учреждения и его растущее разочарование в революции истощали его духовно и физически. Он страдал астмой и болезнью сердца, а также хронической депрессией, которая мешала ему писать. К 19В 21 год Блок три года не писал стихов. В одной из своих последних опубликованных работ, The Decline of Humanism (1921), он оплакивал распущенность европейского стиля и потерю героев, которые могли убедить людей действовать рационально в истинных личных интересах.