Всемирный Потоп – библейская история
Всемирный потоп — прежде всего, библейская история, описанная в Книге Бытия – первой из книг Ветхого Завета и всей Библии. Однако легенды или сказания о всемирном потопе есть в ряде мифологических и религиозных текстов различных народов мира.
В данной статье мы рассмотрим Библейский Потоп или, как его еще часто называют, Ноев Потоп, ведь Ной является ключевой фигурой событий, связанных в Библии с Великим Потопом.
Согласно Книге Бытия, Всемирный Потоп – наказание божье за греховность человечества.
И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. (Книга Бытия. Глава 6)
Потоп – Божий способ истребить грех в человеке. Бог оставил в живых лишь Ноя и его семью, повелев Ною построить ковчег, в котором укрылся Ной с семьей, а также по паре различных животных и птиц. Мы не будем подробно останавливаться на истории строительства ковчега и на его плавании, так как об этом на сайте уже есть статья, которую Вы можете прочесть – Ноев Ковчег. Поговорим же подробнее о Всемирном Потопе, его символизме и возможной научной трактовке.
Потоп в Библии.
Как мы уже сказали, библейская история Потопа рассказана в книге Бытия.
Читать главы, повествующие о Всемирном Потопе:
Всемирный потоп — чудовищная катастрофа библейской истории, последствием которой стало затопление всей планеты и смерть практически всего живого. Вода во время потопа прибывала не только за счет непрекращающегося 40 дней дождя, но и по причине открытия гигантских подземных источников.
Сотворение мира в Божьем замысле предполагало совершенство и всеобщую гармонию. Все изменилось после грехопадения Адама и Евы. На Земле поселилось зло и грех. Первым результатом стало убийство Авеля, совершенное его кровным братом из ревности. Некоторые жили по Богу, другие – во грехе. Со временем, грешников и неверующих стало столько, что Господь решил очистить Землю, послав Всемирный потоп.
Открылись все “источники бездны”, и отворились “окна небесные”. Шел ливень. невиданной доселе силы, и шел он 40 дней. Вода сочилась из недр Земли 150 суток. После этого вода начала убывать. Семь месяцев ушло на то, чтобы из воды показалась вершина Арарата. Ной вышел из ковчега и построил жертвенник Господу и совершил жертвоприношение. Господь, узрев благодарное сердце Ноя, принял решение никогда больше не повторять Всемирный потоп.
… не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. (Бытие, глава 8)
Потоп в апокрифах.
Кроме канонических книг Библии, рассказ о Всемирном Потопе можно найти в апокрифических текстах, например, в Книге Юбилеев (5 глава), а также в Книге Еноха. В целом, апокрифические рассказы о Великом Потопе не противоречат каноническому тексту Книги Бытия, однако причиной потопа в апокрифах является отношения ангелов с женщинами, что привело к появлению магии и колдовства, а также к всеобщему падению нравов.
Всемирный Потоп разделил библейскую историю на две эпохи: допотопные и послепотопные времена.
Истоки библейского сюжета о Великом Потопе.
Библейская история Великого Потопа имеет свой источник — ассирийский миф о Гильгамеше, который сохранился на глиняных табличках. Эти записанные клинописью сказания датируются XXI в. до н. э. история рассказывает о чудесном спасении ассирийца Утнапишты со всем его скарбом и животными в ковчеге во время Потопа. На седьмой день плавания ковчег Утнапишты остановился, зацепившись за вершину горы Ницир.
Библейская история существенно отличается от легенды о спасении Утнапишты лишь длительностью потопа: по Библии потоп длился почти год, а по ассирийским источникам — семь дней.
Описание строительства ковчега, а также способ определения уровня воды при помощи птиц совпадают. Утнапишты выпускал голубя и ласточку, а Ной ворона и голубя. Удивительное сходство ассирийского и библейского повествования кажется еще чудеснее, если упомянуть, что иногда эти версии абсолютно тождественны в выражениях. Ассирийская история Потопа низводит потоп до малых и правдоподобных размеров — потоп длится семь дней, вода не покрывает вершины горы Ницир (ее высота около 400 метров).
Но является ли ассирийская легенда конечным источником? Нет. Археологи часто именуют землю Двуречья «большим слоеным пирогом». Цивилизации тут сменяли одна другую. Ассирийцы, завоевавшие долину двух рек, были весьма юной нацией по сравнению с вавилонянами, которые проживали на данной территории задолго до прихода ассирийцев. Ассирийцы, безусловно, заимствовали рассказ о Гильгамеше у более древних жителей долины Тигра и Евфрата — вавилонян. После того, как в XX веке был найден ряд шумерских памятников, стало понятно, что история о потопе перекочевала к вавилонянам от еще более древнего народа – шумеров. Однако и здесь мы не найдем конечной точки нашего путешествия к источнику сюжета о Всемирном потопе.
Леонард Вулли, знаменитый археолог и исследователь, проводя раскопки Ура, обнаружил, что культуре шумеров предшествовала другая, еще более древняя, ее называют Эль-Обейдскойкультурой по названию холма, где впервые были найдены ее следы. Среди прочих ценностей люди периода Эль-Обейда передали шумерам историю Всемирного потопа.
Шумеры были очень древними кочевниками, которые, придя извне, усвоили достижения оседлого народа. Анализ дошедших до нас слов убаидского языка показывают, что в нем есть много общего с языком дравидов, живущих в Южной Индии. У дравидийских народов также есть предание о всемирном потопе.
А был ли Потоп? Научная точка зрения.
Описанная в Библии история Всемирного Потопа имеет аналоги у разных народов, далеких от ветхозаветных представлений. Это наводит на мысль, что подобный катаклизм имел место быть и последствия его были, действительно, тяжелы, раз предания о Великом Потопе сохранились в памяти народов всех континентов Земли.
На сегодняшний день ученые отвергают версию того, что в описываемые Библией времена действительно был Всемирный Потом. Большое количество преданий, в том числе и библейское, скорее всего описывают различные катастрофы, связанные с водой и затоплением, которые произошли в разные временные отрезки и носили локальный характер.
Таким образом – Всемирный Потоп – это, скорее всего, огромное количество локальных бедствий в разных регионах, которым жители пострадавших районов приписывали глобальный характер. Вероятными причинами местных потов были:
- цунами вследствие землетрясений или падения метеоритов,
- подъем уровня воды по той или иной причине,
- прорывы воды из замкнутых водоемов из-за карстовых процессов,
- тайфуны.
С чем же мы имеем дело, когда говорим о Библейском Потопе?
Вопросы о потопе волновали австрийского геолога Э. Зюсса, который исследовал библейский текст, а также первоисточник библейской легенды — ассирийский миф о Гильгамеше, сделал вывод, что Ноев Потоп – ни что иное, как опустошительное наводнение Месопотамской низменности в низовьях Евфрата. Главной причиной Библейского Потопа Э. Зюсс считал цунами, образовавшееся в следствие сильного землетрясения в Персидском Заливе. Ученые –последователи Зюсса — установили, что вероятной причиной Ноевого Потопа было все же не цунами – цунами подобной силы не характерны для данного региона, а опустошительное наводнение, случившееся в результате длительных ливней и сильного, дующего навстречу течению рек ветра.
Существует, однако, и другое мнение среди ученых, согласно которому Всемирный Потоп имел место быть именно в виде глобальной катастрофы, когда Чёрное море перестало быть замкнутым. Из-за сильнейшего землетрясения уровень воды поднялся на 140 метров, Черное Море соединилось со Средиземным, вызвав затопление огромных регионов и гибель огромного количества людей.
Время потопа
Когда был Всемирный потоп? В каком году? Библия содержит достаточно хронологических сведений чтобы ответить на данные вопросы. В Бытии весьма точно записана родословная от сотворения первого человека Адама до рождения Ноя. Потоп же, согласно библейскому преданию, начался
в шестисотый год жизни Ноевой (Бытие, глава 7).
Если мы возьмем за отправную точку 537 год до н. э., когда остаток иудеев покинул Вавилон и вернулся на родину, то путем вычитания периодов правления судей и царей израильских, а также указанных в Ветхом Завете лет жизни послепотопных патриархов, мы получим, что Великий потоп произошел в 2370 году до н. э.
Однако, нет научных оснований считать, что в это время в исследуемом нами регионе быль сколь-либо крупномасштабные наводнения. Поэтому библейская хронология в данном случае не работает.
Следует вспомнить, что библейский сюжет был позаимствован у ассирийцев. Ассирийская легенда описывает природный катаклизм, произошедший примерно в 5500 году до нашей эры.
Есть и альтернативные версии. Опираясь на хронологическую систему английского архиепископа Ушера, потоп можно датировать 2349 годом до н. э. Согласно выкладкам хронологических данных Септуагинты, Всемирный потоп произошел в 3213 году до н. э.
Потоп — Детская Библия
И вот начался потоп. Пошел сильный дождь, такой сильный, какой только может идти. Вода просто лилась с неба. Прошли день и ночь, но и на следующий день дождь не переставал. Немного прошло времени, а уже появилась большая вода. Моря и озера вышли из берегов, а реки становились все шире и шире. На другой день вода попала в дома. Людям сделалось страшно, они совсем не знали, куда деваться от воды. Когда вода поднялась выше, люди стали залезать на крыши. Но дождь все не переставал лить, и вода поднималась все выше и выше. Много злых людей уже потонуло. Другие, которые умели хорошо лазить, влезали на высокие деревья и там прятались. Но вода дошла и туда, а вскоре покрыла и самые высокие деревья. Такой большой воды вы никогда и не видали. Людям, которые еще остались в живых, было очень страшно. Некоторые из них забрались на самые высокие горы. Но вода поднималась все выше и выше и – подумайте только! – поднялась выше самых высоких гор! Вот, кроме воды и неба, ничего не видно: ни домов, ни деревьев, ни гор.
Но постойте! Что-то такое видно! Это Ноев ковчег тихо и спокойно плывет по воде, плывет по воде так тихо, как плывет листочек по ручейку. Ни одна капля воды не попала в ковчег, и люди и животные, находившиеся там, были в совершенной безопасности.
Сорок дней и сорок ночей шел дождь, ни на минуту не переставая. Перестал дождь, но прибывала вода из морей в течение ста пятидесяти дней. Долго плавал ковчег. Наконец Бог послал ветер, вода стала спадать, и ковчег остановился на одной горе.
Ковчег остановился на одной из гор Араратских. Эти горы в Армении, земле около Кавказа, о которой вы, дети, может быть, и слышали что-нибудь.
Показались уже вершины гор. Ной подождал сорок дней, открыл окно в крыше ковчега и выпустил ворона (большую черную птицу). Ворон летал, прилетал, садился на крышу ковчега, но в ковчег вернуться не захотел. (Видимо, ворон мог находить себе пищу на земле, как у нас грачи весной на проталинах).
Через неделю Ной выпустил голубку, но голубка вернулась назад, потому что не нашла сухой земли, по которой голуби любят ходить.
Полетав немного, она вернулась назад и принесла в своем клюве веточку одного дерева, которое называется масличным, потому что из него приготавливают деревянное масло, которое у нас горит в лампадах перед образами. Обрадовался Ной и подумал: «Должно быть, вода очень убыла. Деревья, значит, уже вышли из воды, иначе откуда бы голубка достала масличную веточку? Значит, скоро можно будет выйти из ковчега».
Ной подождал еще неделю и в третий раз выпустил голубку. Весело вспорхнула она и далеко улетела. Но назад уже не вернулась.
Когда земля совсем просохла, Бог сказал Ною: «Выйди из ковчега с женой твоей, сыновьями и их женами; выведи и животных, пусть они разойдутся по земле и размножаются».
Тогда Ной открыл двери ковчега и вышел с женой и детьми, потом выпустил всех зверей, которых взял с собой. Нужно было видеть, с какой радостью выпрыгнули животные и вылетели птицы.
Выйдя из ковчега, Ной помолился Богу и поблагодарил Его за спасение. Он построил жертвенник из камней наподобие высокого, широкого и длинного стола и на нем принес Милосердному Богу в жертву несколько чистых животных и птиц с живой верой в будущего тогда (ныне пришедшего) Спасителя всего мира, Господа нашего Иисуса Христа.
Он встал на колени и поблагодарил Бога за то, что Он сохранил жизнь ему, его жене и детям. Вера и молитва Ноя были угодны Богу, и Он обещал Ною впредь не наказывать людей таким потопом. «Нет! – сказал Бог. – До тех пор пока стоит земля, посев и жатва, мороз и жара, лето и зима, день и ночь будут, не переставая, идти своим чередом. А чтобы ты поверил, что Я сдержу Свое слово, взгляни на небо». Ной взглянул. И что же он увидел? Чудную, красивую радугу. «Всякий раз, когда ты будешь видеть эту радугу, ты должен вспоминать, что Я обещал не посылать на всю землю такого потопа», – сказал Бог.
И Милосердный Бог сдержал Свое слово. До сих пор еще не было на земле такой большой воды и, разумеется, не будет никогда.
Но, дети, если мы не будем слушаться Бога, будем злы, ленивы, непослушны старшим, будем браниться, обижать друг друга, Бог накажет нас; у Него и кроме потопа много наказаний для грешников, которые не хотят покаяться и исправиться.
← глава 7
Ковчег
список
глав
глава 9 →
Сим, Хам, Иафет
Библейские стихи о потопе — 39 отрывков
39 стихов о потопе из 13 книгИ вот, Я, именно Я, наведу на землю потоп водный, чтобы истребить всякую плоть, в которой [есть] дыхание жизни из-под неба; [и] все, что [есть] на земле, умрет.
И Ною [было] шестьсот лет, когда потоп вод был на земле.
И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сыновей его с ним, в ковчег от вод потопа.
И было так, что через семь дней воды потопа были на земле.
И был потоп сорок дней на земле; и вода усилилась, и вынесла ковчег, и он поднялся над землей.
И я заключу с вами завет; и всякая плоть уже не будет истреблена водами потопа; и не будет более потопа на опустошение земли.
И вспомню завет Мой, который [есть] между Мною и тобою и между всяким живым существом из всякой плоти; и воды больше не превратятся в потоп на истребление всякой плоти.
И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет.
Вот [являются] роды сыновей Ноя, Сима, Хама и Иафета: и у них были сыновья, рожденные после потопа.
Вот семьи сыновей Ноя, по родам их, в народах их: и от них разделились народы на земле после потопа.
Вот [являются] поколения Сима: Симу [было] сто лет, и он родил Арфаксада через два года после потопа:
И сказал Иисус всему народу: так говорит Господь Бог Израилев: отцы ваши жили по ту сторону потопа в прежние времена, [даже] Фарра, отец Авраама и отец Нахора; и они служил другим богам.
И я взял твоего отца Авраама с другой стороны потопа, и провел его по всей земле Ханаанской, и умножил его семя, и дал ему Исаака.
ныне же бойтесь Господа и служите Ему чистосердечно и истинно; и отвергните богов, которым служили отцы ваши по ту сторону реки и в Египте; и служите Господу.
И если вам кажется худым служить Господу, изберите себе сегодня, кому служить; боги ли, которым служили отцы ваши по ту сторону реки, или боги амореев, в земле которых вы живете, а я и дом мой будем служить Господу.
[Поскольку] воды иссякают из моря, и потоп иссякает и высыхает:
Которые были вырублены вне времени, чье основание было затоплено потопом:
Потоп прорывается от обитателя; [даже воды] забыты для ног: они высохли, они ушли от людей.
Господь восседает на реке; да, Господь воссядет Царем вовеки.
Он превратил море в сушу [землю]: они прошли потоп пешком: там мы радовались Ему.
Ты рассек источник и поток, ты иссушил могучие реки.
Ты уносишь их, как потопом; они [как] сон: утром [они] как трава, [которая] всходит.
Вот, у Господа сильный и сильный, [который] как град с градом [и] разрушительная буря, как разлившийся поток могучих вод, повергнет на землю рукой.
Так убоятся имени Господа с запада и славы Его с восхода солнца. Когда враг придет, как река, Дух Господень поднимет против него знамя.
Кто [это] [это] поднимается как потоп, чьи воды движутся, как реки?
Египет поднимается, как река, и [его] воды движутся, как реки; и говорит: взойду, [и] покрою землю; Я уничтожу город и жителей его.
Так говорит Господь; Вот, воды поднимутся от севера и сделаются наводнением, и затопят землю и все, что на ней; город и живущие в нем; тогда возопиют люди, и зарыдают все жители земли.
И после семидесяти двух недель Мессия будет истреблен, но не за себя: и народ князя, который придет, разрушит город и святилище; и конец его [будет] наводнением, и до конца войны определяются опустошения.
И рукавами потопа они будут унесены от него и разбиты; да, также князь завета.
Не затрепещет ли от этого земля и не восплачут ли все живущие на ней? и поднимется всецело, как поток; и он будет выброшен и потоплен, как [при] потопе Египетском.
И Господь Бог Саваоф [есть] тот, кто коснется земли, и она растает, и восплачут все, живущие на ней, и поднимется всецело, как река; и потонет, как [при] потопе Египетском.
Но всепотопляющим потоком он полностью уничтожит место его, и тьма будет преследовать его врагов.
Ибо, как во дни перед потопом ели и пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,
И не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех; так будет и пришествие Сына Человеческого.
Он подобен человеку, который построил дом, и выкопал его глубоко, и положил основание на камне; и когда разлился потоп, поток сильно нахлынул на тот дом и не мог поколебать его: ибо он был основан на рок.
Ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
И не пощадил ветхий мир, но спас Ноя восьмого [человека], проповедника правды, наводящего потоп на мир нечестивых;
И пустил змий из пасти своей воду как реку вслед жены, чтобы увлечь ее рекою.
И помогла земля жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей.
Христианская литература
Подражание Христу
Тот, кто последует за Мною, не будет ходить во тьме, говорит Господь. Это слова Христа; и они побуждают нас подражать его жизни и характеру. Подражание Христу — это руководство к следованию примеру Иисуса Христа. Нашим самым серьезным изучением должно стать подробное изучение жизни Иисуса Христа. Подражание Христу.
Полное изложение высказываний Иисуса
Это версия Короля Иакова собственных слов Христа. В этом сборнике собрано и представлено каждое слово, произнесенное Иисусом, в одном месте, а также имеется указатель, помогающий найти конкретные случаи, места и события. Полное изречение Иисуса необходимо прочитать для изучения Библии.
Рождение Марии
Евангелие о рождении Марии было приписано Св. Матфею и было воспринято ранними христианами как подлинное и достоверное. Его можно найти в трудах Иеронима, отца церкви 4-го века, и он переведен из его собрания. Рождение Марии.
Книга Еноха
Книга Еноха приписывается прадеду Ноя и включена в канон некоторых церквей. В нем описывается падение ангелов (стражей), видения рая и ада и рождение Ноя. Цитаты из книги Еноха встречаются в Новом Завете. Книга Еноха
Книга I — Адам и Ева
Книги 1 начинаются сразу после изгнания из Эдемского сада. Мы узнаем о падении, но также и об обещании спасти Адама и его потомков. История изображает борьбу человека со злом, дьяволом и грехом. Первая книга Адама и Евы
Книга II — Адам и Ева
Обсуждает горе и смерть Адама. История патриархов, живших до потопа до рождения Ноя; дети Сифа на горе Ермон и смерть Каина. Он заканчивается завещанием и переводом Еноха. Вторая книга Адама и Евы
Библейские стихи о любви
Будем любить друг друга, ибо любовь от Бога, и всякий любящий есть чадо Божие и знает Бога. Кто не любит человека, тот не знает Бога, ибо Бог есть любовь. Бог показал Свою любовь к нам, ибо послал в мир Сына Своего Единородного, чтобы через Него мы имели жизнь. Библейские стихи о любви
Апокрифы
Апокрифы были включены в оригинальную версию Библии короля Якова и многие другие. Это собрание древних книг хранилось в отдельном разделе между Ветхим и Новым Заветами или в качестве приложения. Этот перевод взят из Всемирной английской Библии. Апокрифы.
Детская Библия
Детская Библия содержит библейские уроки из Ветхого и Нового Заветов. Всего 216 рассказов, написанных простым английским языком. Рассказы легко читаются, но не только для детей. Я люблю читать детскую Библию, и почти все это делают. Детская Библия.
Божья Любовь
Мы знаем, что такое любовь, по тому, что Христос положил за нас Свою жизнь; поэтому мы должны положить наши жизни за братьев. Но если кто имеет богатство мира сего и смотрит на брата своего в нужде и не проявляет к нему сочувствия, то как может пребывать в нем любовь Божия? Будем проявлять свою любовь не только словами и устами, но делами и искренностью. Божья любовь.
Библия короля Иакова
Книги Библии короля Иакова включают 39 книг Ветхого Завета, межзаветный раздел, содержащий 14 книг Апокрифов, и 27 книг Нового Завета. Библия в версии короля Якова — одна из самых важных книг в англоязычном мире. Библия короля Якова.
Всемирная английская Библия
Всемирная английская Библия была создана для того, чтобы предоставить носителям современного английского языка версию Библии, которую легко понять. Библия находится в общественном достоянии и доступна по всему миру. Это точный современный перевод содержания оригинальной Библии короля Иакова, включая апокрифические книги. Всемирная английская Библия.
Учебные пособия
Любимые стихи
Страница любимых стихов представляет собой список популярных библейских стихов. Каждый стих содержит ссылку на главу и стих книги, где он находится в Библии. Нажмите на любую ссылку для библейского стиха, и вы попадете в это место в Библии.
Истории
Библия содержит великие истории. Посетите страницу «Библия истории », чтобы найти ссылки на некоторые из самых известных и значительных историй и отрывков из Библии.
Поиск
Посетите страницу поиска, чтобы получить доступ к дополнительным параметрам поиска и узнать, как их использовать.
О
Ниже приведены несколько примеров некоторых слов, которые чаще всего ищут в Библии. Выберите из списка слов ниже, чтобы найти все стихи из Библии, которые включают это слово или имя.
33 Стиха о прелюбодеянии
20 Стихов о мужестве
261 Стих о врагах
231 Стих о вере
62 Стихи о Дураке
Доказательства потопа | Наука
Этот вид SeaWiFS показывает красочную игру течений на поверхности моря. Викисклад«…источники великой бездны [раскрылись], и окна небесные отворились. И лил на землю дождь сорок дней и сорок ночей».
Эта цитата из Книги Бытия является частью знакомой истории — истории о Ноевом потопе. Ученые уже давно знают, что Библия — не единственное место, где можно найти эту историю — на самом деле, библейская история похожа на гораздо более старую историю о месопотамском потопе в эпосе о Гильгамеше. Ученые обычно связывают такие вещи, как всемирное распространение историй о потопе, с обычным человеческим опытом и нашей любовью к повторению хороших историй, но недавно ученые начали обнаруживать доказательства того, что Ноев потоп может иметь основу в некоторых довольно удивительных событиях, которые произошли вокруг Черного моря. около 7500 лет назад.
Научная версия Ноева потопа на самом деле началась задолго до этого, во время последнего великого оледенения около 20 000 лет назад.
Это было время, когда земля выглядела совсем не так, как мы привыкли сегодня. Толстые ледяные щиты простирались от Северного полюса до Чикаго и Нью-Йорка. Вся эта вода должна была откуда-то поступать, поэтому уровень океана был примерно на 400 футов ниже, чем сегодня. По сути, вода, которая испарялась из океанов, выпадала в виде снега (который спрессовывался в ледниковый лед), а не дождя (который стекал обратно и наполнял океаны, как это происходит сейчас). Восточное побережье Соединенных Штатов было на 75–150 миль дальше, чем сегодня, и такие места, как Манхэттен и Балтимор, были бы городами внутри страны. В этот период талая вода с европейских ледников стекала в бассейн Черного моря, а затем по руслу реки в Средиземное море. Поскольку Средиземное море соединяется с мировым океаном в Гибралтаре, оно также было на 400 футов ниже, чем сегодня, поэтому этот поток пресной воды через Черное море был нисходящим.
Два геолога из Земной обсерватории Ламонт-Доэрти при Колумбийском университете предложили новую теорию того, что произошло дальше. Уильям Райан и Уолтер Питман в Ноевом потопе (Саймон и Шустер) постулируют, что со временем мир потеплел, ледники отступили и талая вода с европейских ледников начала течь на север в Северное море, лишая Черное море основного источника его пополнения. Уровень Черного моря стал падать, и большая часть территории вокруг его северной границы — территория, прилегающая к современному Крыму и Азовскому морю, — стала сушей. В этот момент уровень Черного моря был на несколько сотен футов ниже уровня Средиземного, и они были разделены барьером Босфора, а затем сушей. Такая ситуация, когда мировой океан поднимается, а Черное море опускается, не могла длиться вечно. В конце концов, подобно переполненной ванне, Средиземное море должно было влиться в бассейн Черного моря.
Идея о том, что океанские бассейны могут катастрофически затапливаться в периоды повышения уровня моря, не нова в геологии. Пять миллионов лет назад, задолго до того, как вокруг появились люди, произошло именно такое событие. Уровень Атлантического океана упал или произошло какое-то тектоническое событие, в результате чего вода больше не могла проходить, и Средиземное море постепенно превратилось в пустыню с несколькими солеными кусочками океана. Впоследствии, когда либо Атлантика снова поднялась, либо произошло очередное геологическое изменение, океанская вода начала изливаться обратно в бывшее море. Бассейн наполнился, и образовалось современное Средиземноморье.
Мы знаем такие вещи, потому что отложения раскрывают историю. Райан и Питман начали исследовать керны современного Черного моря. Ядра, казалось, действительно рассказывали странную историю, особенно в северных районах. На самом дне кернов, в десятках футов ниже современного морского дна, они обнаружили слоистый ил, характерный для дельт рек.
Углеродный анализ раковин в этом иле показывает, что он образовался между 18 000 и 8 600 лет назад. Эти данные показали, что территория Черного моря размером с Флориду могла быть очень похожа на сегодняшнюю нижнюю часть дельты Миссисипи — богатые сельскохозяйственные угодья с обильным запасом пресной воды.
Непосредственно над слоями ила находится слой того, что Питман называет «гашишом из ракушек» — слой разбитых ракушек толщиной в дюйм, — покрытый несколькими футами мелкодисперсных отложений, которые сегодня приносят реки в Черное море. Раковины в «хаше» типичны для того, что было в Черном море, когда оно было пресным водоемом. В тонких отложениях содержатся следы присутствия морских видов, ранее неизвестных в Черном море. Именно интерпретация этих слоев говорит нам о том, что произошло в тот неизбежный день, когда повышение уровня моря в Средиземном море достигло основания отложений на дне Босфора — и начался настоящий ад.
Когда Средиземное море начало течь на север, оно «открыло пробку» и вытолкнуло эти отложения в «язык» из рыхлых отложений на дне того, что впоследствии станет современным Черным морем (этот язык до сих пор можно увидеть в кернах взято со дна океана в этом районе). По мере того, как поток воды увеличивался, она начала врезаться в саму коренную породу. Скала в этом районе сломана — Питман называет ее «мусорной» — и даже сегодня оползни представляют собой серьезную инженерную проблему для дорог, проложенных в скалах вдоль Босфора. Поступающая вода в конечном итоге прорыла канал глубиной более 300 футов, когда она влилась в бассейн Черного моря, превратив его из пресноводного озера в соленый океан. В этом сценарии грязь под гашишем из ракушек представляет собой отложения из рек, которые питали пресноводное озеро, гашиш из ракушек представляет собой останки животных, которые жили в этом озере, а слои над ним — результат вторжения соленой воды.
Именно это событие, по мнению Питмана и Райана, могло быть потопом, описанным в Книге Бытия. Соленая вода хлынула через углубляющийся канал, создав водопад, в 200 раз превышающий объем Ниагарского водопада (любой, кто когда-либо путешествовал к основанию водопада на Деве Тумана, почувствует приложенную силу). За один день через канал прошло достаточно воды, чтобы покрыть Манхэттен на глубину, по крайней мере, в два раза превышающую высоту Всемирного торгового центра, а рев каскадной воды был бы слышен не менее чем в 100 милях. Любой, кто жил на плодородных сельскохозяйственных угодьях на северной окраине моря, испытал бы мучительный опыт, увидев, как граница океана перемещается вглубь суши со скоростью мили в день.
Кроме того, Питман и Райан указывают на то, что давно известно археологам, изучающим древние цивилизации: примерно во время потопа в таких далеких друг от друга местах, как Египет и предгорья Гималаев, Прага и Париж. Среди людей были носители индоевропейского языка, от которого произошли большинство современных европейских и индийских языков. Питман и Райан предполагают, что эти люди могли на самом деле представлять диаспору черноморских фермеров, которые были изгнаны из своих домов наводнением, и что само наводнение могло быть причиной распада индоевропейских языков.
К сожалению, доказательства этой диаспоры гораздо менее убедительны, чем доказательства самого потопа. Лингвисты давно знают, как реконструировать древние языки, глядя на слова, которые сохранились в потомках этих языков сегодня. Дату такого события, как раскол индоевропейских языков, можно затем оценить, сравнив эти слова с артефактами, найденными при раскопках — в языке, вероятно, не будет слова для обозначения «колеса», например, если только оно на самом деле не существует. использует колесные транспортные средства. «Маловероятно, чтобы индоевропейские языки разделились до 3500 г. до н.э. (то есть через 2000 лет после потопа в Черном море)», — говорит лингвист Чикагского университета Билл Дарден, основывая свой вывод на подобного рода аргументах.