Бесы. Сцены из жизни Николая Ставрогина, отзывы на спектакль, постановка Театр на Бронной – Афиша-Театры
- Абакан,
- Азов,
- Альметьевск,
- Ангарск,
- Арзамас,
- Армавир,
- Артем,
- Архангельск,
- Астрахань,
- Ачинск,
- Балаково,
- Балашиха,
- Балашов,
- Барнаул,
- Батайск,
- Белгород,
- Белорецк,
- Белореченск,
- Бердск,
- Березники,
- Бийск,
- Благовещенск,
- Братск,
- Брянск,
- Бугульма,
- Бугуруслан,
- Бузулук,
- Великий Новгород,
- Верхняя Пышма,
- Видное,
- Владивосток,
- Владикавказ,
- Владимир,
- Волгоград,
- Волгодонск,
- Волжский,
- Вологда,
- Вольск,
- Воронеж,
- Воскресенск,
- Всеволожск,
- Выборг,
- Гатчина,
- Геленджик,
- Горно-Алтайск,
- Грозный,
- Губкин,
- Гудермес,
- Дербент,
- Дзержинск,
- Димитровград,
- Дмитров,
- Долгопрудный,
- Домодедово,
- Дубна,
- Евпатория,
- Екатеринбург,
- Елец,
- Ессентуки,
- Железногорск (Красноярск),
- Жуковский,
- Зарайск,
- Заречный,
- Звенигород,
- Зеленогорск,
- Зеленоград,
- Златоуст,
- Иваново,
- Ивантеевка,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Искитим,
- Истра,
- Йошкар-Ола,
- Казань,
- Калининград,
- Калуга,
- Каменск-Уральский,
- Камышин,
- Каспийск,
- Кемерово,
- Кингисепп,
- Кириши,
- Киров,
- Кисловодск,
- Клин,
- Клинцы,
- Ковров,
- Коломна,
- Колпино,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Копейск,
- Королев,
- Коряжма,
- Кострома,
- Красногорск,
- Краснодар,
- Краснознаменск,
- Красноярск,
- Кронштадт,
- Кстово,
- Кубинка,
- Кузнецк,
- Курган,
- Курганинск,
- Курск,
- Лесной,
- Лесной Городок,
- Липецк,
- Лобня,
- Лодейное Поле,
- Ломоносов,
- Луховицы,
- Лысьва,
- Лыткарино,
- Люберцы,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Майкоп,
- Махачкала,
- Миасс,
- Можайск,
- Московский,
- Мурманск,
- Муром,
- Мценск,
- Мытищи,
- Набережные Челны,
- Назрань,
- Нальчик,
- Наро-Фоминск,
- Находка,
- Невинномысск,
- Нефтекамск,
- Нефтеюганск,
- Нижневартовск,
- Нижнекамск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новоалтайск,
- Новокузнецк,
- Новокуйбышевск,
- Новомосковск,
- Новороссийск,
- Новосибирск,
- Новоуральск,
- Новочебоксарск,
- Новошахтинск,
- Новый Уренгой,
- Ногинск,
- Норильск,
- Ноябрьск,
- Нягань,
- Обнинск,
- Одинцово,
- Озерск,
- Озеры,
- Октябрьский,
- Омск,
- Орел,
- Оренбург,
- Орехово-Зуево,
- Орск,
- Павлово,
- Павловский Посад,
- Пенза,
- Первоуральск,
- Пермь,
- Петергоф,
- Петрозаводск,
- Петропавловск-Камчатский,
- Подольск,
- Прокопьевск,
- Псков,
- Пушкин,
- Пушкино,
- Пятигорск,
- Раменское,
- Ревда,
- Реутов,
- Ростов-на-Дону,
- Рубцовск,
- Руза,
- Рыбинск,
- Рязань,
- Салават,
- Салехард,
- Самара,
- Саранск,
- Саратов,
- Саров,
- Севастополь,
- Северодвинск,
- Североморск,
- Северск,
- Сергиев Посад,
- Серпухов,
- Сестрорецк,
- Симферополь,
- Смоленск,
- Сокол,
- Солнечногорск,
- Сосновый Бор,
- Сочи,
- Спасск-Дальний,
- Ставрополь,
- Старый Оскол,
- Стерлитамак,
- Ступино,
- Сургут,
- Сызрань,
- Сыктывкар,
- Таганрог,
- Тамбов,
- Тверь,
- Тихвин,
- Тольятти,
- Томск,
- Туапсе,
- Тула,
- Тюмень,
- Улан-Удэ,
- Ульяновск,
- Уссурийск,
- Усть-Илимск,
- Уфа,
- Феодосия,
- Фрязино,
- Хабаровск,
- Ханты-Мансийск,
- Химки,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Череповец,
- Черкесск,
- Чехов,
- Чита,
- Шахты,
- Щелково,
- Электросталь,
- Элиста,
- Энгельс,
- Южно-Сахалинск,
- Якутск,
- Ялта,
- Ярославль
| Автор |
| |||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Описание |
| |||||||
| Объект в каталогах |
| |||||||
| В коллекциях |
|
Одержимые | роман Достоевского
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
Технология- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
- Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Связанный контент
Читать Далее
- 12 романов, которые считаются «величайшей книгой из когда-либо написанных»
Викторины
- Литературный мир (Известные романы)
Известные романы, викторина «Первые строчки»- Назовите писателя
Бесов — Блог Русской Истории
«Всякое чрезвычайно постыдное, безмерно унизительное, подлое и, главное, смешное положение, в которое мне случалось попасть в жизни, всегда вызывало во мне, наряду с беспредельной яростью, невероятное наслаждение.
” – Николай Ставрогин, в Демоны (692)
В этом году я совершенно не думал о президентских выборах, когда составлял программу курса по Императорской России. Вместо этого, зная, что этой осенью у меня будет перегрузка в дополнение к тяжелой административной нагрузке, я сохранил структуру своего курса в основном таким же образом. Это поместило мою часть «Современность, терроризм и революция» не в солнечный, обнадеживающий, предвыпускной апрель, а в темные ноябрьские дни. Студенты проводят три из четырех недель этого модуля, делая одно дело: читая блестящий и пугающий роман Достоевского
В последние выходные октября, когда двадцать шесть юношей и девушек, зачисленных в мой класс, читали первую часть, наш маленький кампус был потрясен самоубийством в результате удушья первокурсника в школе. Когда я вошел в свой класс во вторник, многие из моих учеников были потрясены. Я тоже. Я не знал жертву, но студент моего семинара по холодной войне (который проводится как раз перед Императорской Россией) сообщил мне прерывающимся голосом, что он был среди тех, кто нашел тело его друга в лесопарке.
высоко над кампусом. Читатели блога знакомы с Демоны знают, что он включает в себя три самых ужасающих самоубийства в мировой литературе. Сначала идет повешение в ветхом курятнике Матреши, девочки-подростка, изнасилованной героем Николаем Ставрогиным. Во-вторых, это выстрел в голову Кириллова, последние минуты которого наполнены таким шокирующе-бредовым ужасом, что я помню, в каком кресле я находился, когда читал его в первый раз. Наконец, есть спокойно преднамеренное самоубийство Ставрогина, который не торопится, чтобы намылить веревку своей петли, чтобы обеспечить свое самоуничтожение. Ни одна из этих сцен не появляется в первой части, но я чувствовал себя обязанным предложить «триггерное предупреждение», мое первое. Не помню точно, что я сказал, но это было что-то вроде: «Эта книга содержит откровенные сцены самоубийства. Если вы не можете прочитать их прямо сейчас, я понимаю. Но если вы можете, вы должны это сделать, потому что одна из вещей, которые должны делать и великая литература, и высшее образование, — это вовлекать вас в важные жизненные проблемы.
Именно на этом настаивает Достоевский. Этот курс предназначен для вас».
Итак, мы уже были на взводе, когда начались выборы. «Это было особенное время; начиналось что-то новое, совсем непохожее на прежнее спокойствие, что-то совсем странное, но ощущаемое повсюду». (26) В самый день выборов, когда должна была быть закончена вторая часть, мы потратили время на то, чтобы все знали, кто такие все эти сумасшедшие русские персонажи, что они делают в определенные темные и ненастные ночи и что эти долгие- сплошь и рядом звучали витиеватые философские и революционные речи. В четверг, когда у студентов не было времени на чтение, я планировал прочесть основную лекцию о зарождении современного терроризма в России, представив им стимулирующие идеи Клаудии Верховен из Странный человек Каракозов в контексте их более ранних чтений Исайи Берлина и их продолжающегося исследования Демонов.
Четверг, 10 ноября, явно был сложным днем для обучения. Еще до того, как я отложил свои книги на своем первом занятии (семинар по холодной войне), студенты забросали меня вопросами, большинство из которых были на тему: «Что означают эти выборы?» Это были трудные вопросы.
Я не люблю прогнозировать и не люблю партизанствовать в классе, поэтому я ответила, как могла. Но самые трудные вопросы возникли в конце, при обсуждении командования и управления ядерным оружием в 19-м веке.80-х годов, которые включали опасения экспертов в то время, что меры безопасности в процессе запуска для предотвращения случайных или несанкционированных запусков были недостаточными. В ноябре 2016 года студенты задались более насущным вопросом: каковы проверки при принятии главнокомандующим плохого решения? Ни их, ни меня ответ не успокоил.
Но наиболее интенсивно я исследовал победу Трампа на лекции для класса «Имперская Россия», на которой его имя никогда не упоминалось. Действительно, единственными появившимися американцами были Авраам Линкольн и Джон Уилкс Бут в эпизодических появлениях. Верховен удачно подчеркивает разницу между старой традицией политических убийств и новой формой современного терроризма, сопоставляя первые слова Бута с первыми словами Каракозова в апреле 1866 года, через год после смерти Линкольна.
Бут лихо и разборчиво воскликнул: «Sic semper tyrannis!» («Так всегда к тиранам!») Александр подошел к Каракозову после того, как утихла шумиха вокруг теракта, и спросил с аналогичной разборчивостью: «Что тебе надо?» Гораздо менее драматично, но гораздо важнее, Каракозов ответил: «Ничего».
Ответ Каракозова подводит нас к сути Демонов и, возможно, к одному из многочисленных объяснений победы Трампа — нигилизму. Я, конечно, не первый, кто предлагает это. Быстрый поиск в Google «нигилизм Трампа» дает «около 217 000 результатов». Если следовать проверенному временем методу отбора только первой страницы этих хитов, то это свидетельствует об отсутствии согласия относительно того, что может означать нигилизм в сегодняшнем контексте. Некоторые приводят аргументы в пользу того, что мы могли бы назвать «нигилизмом Джокера», желания, по словам Альфреда Майкла Кейна, «смотреть, как горит мир». Другие предпочитают думать, что нигилистическая привлекательность Трампа коренится в возможности для его сторонников «кричать во тьму».
Другие до сих пор видят в безразличии Трампа к вопросам политики своего рода «политический нигилизм», который равнозначен прелюдии к фашизму.
Я полагаю, что нет ничего плохого в этих поспешных взглядах на нигилизм, хотя я считаю серьезной ошибкой как с исторической, так и с политической точки зрения приравнивать Трампа к фашизму. Подход Достоевского к нигилизму гораздо глубже и сложнее. Он начинает и заканчивает книгу, напоминая своим читателям историю из Евангелия от Луки, в которой демоны, овладевшие несчастным Герасином, умоляют Иисуса позволить им войти в стадо свиней, что они и делают, заставляя столь же несчастных свиней мчаться прочь. скалы в озеро и утонуть. Бесы — это пагубные идеи, заразившие Россию после отречения от Бога, и и библейская повесть, и роман имеют своего рода счастливый конец: эти идеи и их носители обречены на самоуничтожение. Мог ли Достоевский надеяться на самоуничтожение нигилизма, атеизма и социализма? Можем ли мы надеяться, что демоны расизма и сексизма, выброшенные из нашего собственного зачумленного национального тела на открытое пространство, тоже бросятся в крутую водянистую могилу?
В принципе, есть повод для оптимизма, так как нигилистические моменты недолговечны.
Но Достоевский не тратит времени на это новое будущее, и сегодня мы только в начале лихорадки. Его внимание — и наше — сосредоточено на расшатывании общества, расшатывании, которое опирается не на силу могущественных идей, а на удивительную хрупкость уз, которые до недавнего времени казались нерушимыми. Тут нос щипнуть, там укушенный губернатор, и скандал, в первую очередь скандал, и он растворяется в нелепом и диком хаосе на гибельном и веселом литературном «празднике», где пьяные бездельники улюлюкают на смешной «кадрилью литературы», а доведенная до отчаяния буржуазия, «заложившая все» (466), чтобы продать своих дочерей на местном брачном рынке, бесполезно торгует вразнос своим товаром. Демонов немного, но потенциальные хозяева повсюду. Праздник заканчивается новостью о том, что пожар опустошает дома на другой стороне пути, за рекой.
«У самого пожара была толпа зрителей, сбежавшихся со всех концов города. Одни помогали тушить, другие смотрели как поклонники. Большой костер ночью всегда производит волнующее и волнующее впечатление, на этом основан фейерверк, но там огонь расположен по изящным, правильным линиям и при всей своей сохранности производит игривое и легкое впечатление, как после бокала шампанского.
. Другое дело настоящий пожар: здесь ужас и все-таки какое-то ощущение личной опасности как бы — в сочетании с известным волнующим впечатлением от ночного пожара — производят на зрителя (не, конечно, на обожжённый обыватель) своего рода сотрясение мозга и как бы вызов собственным разрушительным инстинктам, которые, увы! таятся в душе всякой, даже самого смиреннейшего и роднейшего титулярного советника… Это мрачное ощущение почти всегда опьяняет». (514)
На этой неделе я ловлю себя на том, что думаю не о демонах. Они слишком известны. Что еще нам нужно знать о расизме и сексизме в нашей разрушенной, одержимой стране? Свиньи тоже знакомы с их поросячьим райанским цинизмом и гингричским заговором. Меньше всего меня интересует Трамп. Ставрогин признается в своей исповеди, что «то, что лилось из меня, было только отрицанием, без великодушия и без силы. Или даже не отрицание. Все всегда мелко и вяло». (676) А Ставрогин вдвое интереснее Трампа. Вместо этого я думаю о толпе зрителей, толпе, к которой я принадлежу, отражающейся пока лишь в тусклых отблесках пламени.
Так много нас там, одни помогают тушить огонь, другие смотрят, как поклонники, все мы страдаем от «своего рода сотрясения мозга», и наши деструктивные инстинкты тянутся пламенем.
Это увлечение пламенем не обязательно делает зрителя свиньей. Тушение пожара не делает зрителя святым экзорцистом. Действия и отношения меняются непредсказуемым образом, когда пожар догорает. В Демоны , толпа перестает таращиться, когда среди них появляется одна из свиней, и они свирепо набрасываются на нее, избивая ее в грязь. Их стыд, превратившийся ненадолго в «невероятное наслаждение», снова превратился в «безграничный гнев». Вскоре он снова погружается в унижение, позор, который можно вынести, только забыв о «выгоревших жителях». «Семейные титулярные советники» в городе Достоевского дивились тому, что и они попали в сумасшествие. (463) Они качают головами, извиняются и стараются жить своей провинциальной жизнью.
Лекция закончилась не моими размышлениями о нашем собственном американском нигилистическом моменте, а превью третьей части, которую мои студенты читают в эти выходные, с ее катастрофическим праздником, ночными пожарами, убийствами и самоубийствами.

М., Бесы, Ставрогин и Хромоножка, 1993
О. Ю. Ефимов]. [Б. м., 2015]
.
М. Достоевского
