Краткое содержание по главам «Бесприданница» Островский
Краткое содержание по действиям
«Бесприданница» Островский
Драма в четырех действиях
Действие первое
В большой город Бряхимов на Волге прибывает Сергей Сергеевич Паратов — блестящий барин, судовладелец. Купцы Кнуров и Вожеватов обсуждают его приезд. Потом переходят к обсуждению семьи Огудало-ных: Харита Игнатьевна выдала замуж двух дочерей: одну муж, кавказский князь, зарезал из ревности; у другой муж оказался шулером. Теперь младшую, Ларису Дмитриевну, собираются выдать замуж за ничтожного чиновника Карандышева. Лучшей партии не подобрать — у семьи «нет средств». На устройство вечеров для холостых молодых людей ловкая Харита Игнатьевна берет деньги с богатых купцов. Купцы относятся к Ларисе, как к игрушке: хорошо бы с ней развлечься, но только не жениться! Кнуров женат, а Вожеватову нужна солидная партия — с приданым. Из разговора становится ясно, что Лариса была влюблена в Паратова.
Лариса беседует с Карандышевым. Ему хочется похвастаться перед «избранным обществом» своей женитьбой на красивой девушке. Он даже приглашает к себе «лучших людей» на обед. Лариса уговаривает его ехать в деревню. Она опасается, что в ней вновь вспыхнет чувство к блестящему барину — Паратову.
Сергей Сергеевич прибывает в город — в честь этого палят из пушки. Он объявляет Кнурову и Вожеватову, что выгодно женится — берет в приданое золотые прииски. Он цинично говорит, что для него «ничего заветного нет: найду выгоду, так продам, что угодно». С собой Паратов привез бродячего шута — провинциального актера Робинзона.
Действие второе
Мать Ларисы понимает, что готовящийся брак — дело непрочное. За спиной дочери она вытягивает из богатых купцов деньги на подарки к свадьбе, вполне допуская, что настанет время и Лариса, оставив мужа, станет любовницей одного из них. В гости к Огудаловым является приходит Паратов. Он играет чувствами девушки: собираясь сам «приходит на деньгах», не говорит ей этого, но вынуждает признаться, что она все равно его любит.
Стычка между Паратовым и Карандышевым. Паратов задумывает потешиться над женихом Ларисы.
Действие третье
Карандышев и его тетка Ефросинья Потаповна созвали почетных гостей к себе на обед. Однако продукты закупили дешевые. Особенно оскандалились с вином: наклейки от дорогого, по совету лавочника, наклеили на дешевое — сэкономили! Гости (Кнуров, Паратов и Вожеватов) жалуются друг другу, что ничего не могли есть на этом обеде. Пил один Робинзон (жених всерьез принимает его за англичанина) и споил Карандышева (по наущению Паратова). Да и шут-актеришка жалуется, что он не пьян, а отравлен.
Лариса по просьбе гостей поет, несмотря на сопротивление Карандышева, который ведет себя как чванный собственник. В Паратове вспыхивают прежние чувства. Он уговаривает Ларису ехать со всей компанией кататься на пароходе, забыв о женихе. Та соглашается. Она поверила, что Паратов действительно ее любит.
Карандышев понимает, что невеста сбежала от него с купцами. Он произносит речь: «Разве людей казнят за то, что они смешны?»
Действие четвертое
Берег Волги. Кофейная. Низкая чугунная решетка.
Кнуров и Вожеватов осознают, что после этой рискованной «прогулки» Ларисе уже нет ходу назад. Они разыгрывают ее, как вещь, «в орлянку» — кто предет с молодой и красивой женщиной в Париж. В ее согласии никто не сомневается. Выигрывает Кнуров.
Лариса спрашивает Паратова: «Я — жена ваша или нет?» Тот признается ей, что обручен. Лариса бросается за утешением к Васе — Вожеватову, который отказывает ей даже в сочувствии (он связан «честным купеческим словом»). Кнуров предлагает ей ехать с ним в Париж на выставку. Он обещает ей такое «громадное содержание», что все злые языки должны умолкнуть.
Лариса хочет броситься в Волгу. К ней подходит разыскивающий ее Карандышев. От Робинзона он узнает о том, что его невесту разыграли «в орлянку». «Вы — вещь!» — бросает он упрек Ларисе. В отчаянии Лариса заявляет, что уж если быть вещью — то очень дорогой. Она решает, что лучше ехать в Париж с Кнуровым, чем жить с таким ничтожеством, как Карандышев.
Взбешенный жених стреляет в Ларису из пистолета со словами: «Так не доставайся же ты никому!»
«Ах! Благодарю вас!» — произносит Лариса. Она поднимает пистолет и кладёт его на стол. Девушка заявляет подбежавшим людям, что она сама покончила с собой. «Вам надо жить, а мне надо… умереть…»
Комментарий.
Эта пьеса — яркий протест против власти денег в обществе. Ларису окружают люди, готовые или покупать, или продаваться. Она растет в атмосфере продажности — мать ее, озабочен-ная, как бы пристроить дочерей, беззастенчиво берет деньги у купцов, не задумываясь о морали и не внушая никаких моральных принципов дочери. Купцы Кнуров и Вожеватов изначально относятся к Ларисе как к вещи и особенно ясно проявляют это в финале пьесы, когда разыгрывают ее «в орлянку». Паратов, в которого страстно влюблена Лариса, может только позабавиться с ней. Он сломал жизнь девушки, но не поступился своей целью стать владельцем золотых приисков. Бесчестный человек, он не счел необходимым отказаться от жестокой забавы. Не любит Ларису и Карандышев — ему важно возвыситься над окружающими, имея такую завидную жену, как Лариса. В невыносимой «рыночной» обстановке Лариса все-таки сохраняет одухотворенность, искренность, способность любить — именно поэтому она доверяет Паратову и спрашивает его: «Я — жена ваша?..» Она пытается сохранить свои честь и достоинство, именно поэтому уговаривает Карандышева уехать в деревню, не рисковать своим хрупким счастьем. «Если быть вещью, то… очень дорогой!» — это не рациональный вывод, а, скорее, возглас отчаяния. Смерть для Ларисы — единственный достойный выход. Именно поэтому героиня благодарит убийцу за выстрел.
«Бесприданница» Островского — краткое содержание по главам
Меню статьи:
- Главные герои пьесы
- Действие первое: Карандышев – жених Ларисы
- Действие второе: отношение окружающих к замужеству девушки
- Действие третье: Лариса сбегает с Паратовым, бывшим возлюбленным
- Действие четвертое: Карандышев стреляет в невесту
Пьеса Александра Островского «Бесприданница», созданная автором в 1874 – 1878 годах, – яркое повествование, касающееся проблемы «маленького человека». Её действующие лица, в основном, люди, для которых превыше всего стоит земное богатство, и только дочь Огудаловой Лариса пытается противостать общепринятым нормам поведения и мыслит иначе. Ознакомившись с главными героями и описав краткое содержание, можно глубже понять то, что хотел сказать автор в своем произведении.
Лариса – главное действующее лицо, девушка из небогатой семьи, желающая выйти замуж. Преданная богатым барином Паратовым, она соглашается на брак с Карандышевым, человеком ревнивым и неумным, хотя совсем его не любит. Это, в конце концов, приводит к трагедии.
Харита Игнатьевна Огудалова– вдова, мать Ларисы, женщина властная, которой девушка с детства привыкла подчиняться.
Юлий Капитонович Карандышев – жених Ларисы, эгоистичный, ревнивый и мстительный человек. Чтобы отстоять свою правоту, хватается за оружие. Производит очень неприятное впечатление.
Сергей Сергеевич Паратов – богатый барин, бывший возлюбленный Ларисы. Предпочел ей невесту с большим состоянием.
Василий Данилыч Вожеватов – друг детства Ларисы, богатый юноша.
Мокий Парменыч Кнуров– пожилой человек, в руках которого – огромное состояние. Дает советы матери Ларисы по поводу женитьбы дочери на Карандышеве.
Действие первое: Карандышев – жених Ларисы
Большой город Бряхимов, на Волге. По одну сторону входа в кофейную находится бульвар, по другую – деревья, в глубине – низкая чугунная решетка, за которой открывается вид на Волгу.
Явление первое
На площадке перед кофейной ведут диалог Гаврило – буфетчик и Иван – слуга. Они рассуждают о жизни, о своеобразии поведения богатых, в частности Мокия Парменыча Кнурова, человека в летах, обладающего огромным состоянием и Василия Даниловича Вожеватова, юноши, представителя богатой торговой фирмы.
Явление второе
В кофейню заходят Вожеватов и Кнуров, которые беседуют друг с другом, к разговору иногда подключаются Гаврило и Иван. Сначала речь идет о покупке парохода, затем, собираясь пить шампанское и чай, рассуждают об этих напитках и постепенно переходят к теме, касающейся замужества Ларисы Дмитриевны, дочери Хариты Игнатьевны Огудаловой. Все присутствующие в кофейне считают, что жених – Юлий Капитоныч Карандышев – совершенно не пара девушке.
Конечно, были те, кто сватался к ней раньше, но ни один не удержался. Например, девушка сильно унывала, когда в прошлом году Сергей Сергеевич Пиратов «месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез, неизвестно куда».
А Карандышев, по утверждению Вожеватова и Кнурова, ведет себя странно.
Явление третье
Среди присутствующих появляются Огудалова Харита Игнатьевна и её дочь Лариса. Мать девушки соглашается выпить чашечку чая. Карандышев приглашает Василия Даниловича и Мокия Парменыча на обед, но последний соглашается только тогда, когда узнает, что на самом деле предложение исходит от Огудаловой, и обед устраивают для Ларисы.
Вдруг Иван говорит, что подходит корабль под названием «Ласточка», но ни Кнуров, ни Вожеватов не желают спуститься к пристани. Огудалова, подойдя к Кнурову, сообщает ему, что, во-первых, свадьба требует многих расходов, а во-вторых, у её Ларисы завтра день рождения, и она не знает, что подарить. Мокий Парменыч понимает намек, обещает зайти. Наконец, Харита Игнатьевна, Кнуров и Вожеватов покидают сцену.
Явление четвертое
Лариса любуется видом на Волгу и вдруг обращается к Карандышеву с просьбой уехать в деревню. Однако, в женихе взыграла ревность, и он задает вопрос: о чем она говорила с Вожеватовым, да еще и называла его просто по имени – Васей. Карандышева не интересуют оправдания Ларисы, что она знакома с Василием Данилычем с детства, что у них ничего плохого не было. Но Юлий Капитонович заявляет, что нужно бросать старые привычки. И попрекает невесту прошлым, говоря, что у них был в доме «цыганский табор». Девушка возражает, что не по своей воле это происходило, так нужно было маменьке. Она изо всех сил пытается полюбить своего жениха, и открыто ему в этом признается, желая поддержки. Карандышев вдруг понимает, что обидел любимую девушку и сконфуженно произносит: «…Это я сказал так…» Лариса просит его быть осторожнее в словах, потому что она очень впечатлительная и ранимая. Девушка боится осуждать даже Сергея Сергеевича, хотя по всему видно, что этот человек в прошлом поступил с ней нехорошо, – и пытается пресечь вопросы, которые по этому поводу задает Карандышев. Но жених не унимается. Тогда Лариса открыто признается: Сергей Сергеевич лучше него. И приводит в пример историю о том, как однажды они с кавказским офицером стреляли из пистолетов – сначала офицер по стакану, который Сергей Сергеевич держал на голове. И выбил его, но побледнел. «Я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего – и не побледнею» – заявил Паратов. И выбил монету, вложенную в руку Ларисы.
Карандышев скрепя сердце согласен признать некоторые достоинства Сергея Сергеевича, ведь, кроме всего, Лариса рассказала, что он помогал бедным, но продолжает ревновать невесту. Однако, она честно говорит, что не любит и никогда не полюбит Юлия Капитоныча, а чувства продолжает испытывать только к Сергею Сергеевичу. Раздается выстрел из пушки в честь Паратова. Нервничая, Лариса собирается домой.
Явление пятое
Иван и Гаврило радуются приезду барина – Сергея Сергеевича. Господа – Паратов с Робинзоном, своим другом, Вожеватов и Кнуров – заходят в кофейную. Иван пытается всячески угодить Сергею Сергеевичу.
Явление шестое
За свою услужливость слуга получает от Паратова рубль. Сергей Сергеевич сообщает, что продал баржи, затем представляет Кнурову и Вожеватову своего друга, актера Аркадия Счастливцева, которого называет Робинзоном, и не без причины. Оказывается, он великодушно подобран на острове, где очутился со своим другом, купеческим сыном: их высадили за непристойное поведение. Теперь артист находится в полном подчинении у Паратова.
Явление седьмое
Робинзон недоволен тем, что Вожеватов обращается к нему на «ты», но узнав о том, что он богат, смиряется и говорит: «Вот это в моем вкусе». А затем предлагает дружбу Василию Данилычу.
Сергей Сергеевич приглашает друзей на обед, но и Вожеватов, и Кнуров вынуждены отказаться, потому что их позвали в дом Ларисы, которая выходит замуж. Узнав эту новость, Паратов падает духом, но делает вид, что искренне рад за бывшую возлюбленную. Что касается обеда, беседующие уверены: на него будет приглашен и Сергей Сергеевич.
Действие второе: отношение окружающих к замужеству девушки
Явление первое
Действие происходит в доме Огудаловой. Мать Ларисы находится в хорошо обставленной комнате с мебелью и фортепиано, на котором лежит гитара. Она держит в руках коробочку и зовет дочку, чтобы показать подарок от Васи. Лариса переодевается, поэтому говорит: «Позже посмотрю». Вдруг в комнату заходит Кнуров.
Явление второе
Огудалова очень обрадована неожиданному визиту Кнурова, не знает, куда его посадить. Они начинают беседовать, и главная тема разговора – замужество Ларисы. Мокий Парменыч убежден в том, что мать Ларисы в корне неправа, выдавая дочь за человека бедного. Лариса, по мнению Кнурова, создана для блеску, а Карандышев не способен обеспечить достойное существование. Он советует в этом случае опереться на сильное плечо богатого человека.
Затем Мокий Парменыч задает Огудаловой вопрос по поводу коробочки, которую она держит в руках.
– Это я хотела дочери подарок сделать – отвечает мама Ларисы. Кнуров советует обеспечить девушку, в первую очередь, хорошим гардеробом и обещает оплатить все покупки. После этого он уходит.
Явление третье
Появляется Лариса, которая, кажется, не разделяет восторг матери по поводу подарка Василия. Огудалова предлагает поблагодарить и Вожеватова, и Кнурова, хотя Лариса не догадывается о том, что Мокий Парменыч хочет для нее сделать. Главное желание Ларисы, о котором она говорит маме – пока не прошло лето, вырваться из города в село, гулять по лесу, собирая ягоды и грибы… «До деревни ли ему?» – возражает Огудалова, зная характер Карандышева.
Явление четвертое
Входит Илья-цыган. Лариса просит его наладить гитару. Илья сожалеет, что у них в цыганском хоре много басов, но только один тенор, Антон, но он теперь заболел. Вдруг сообщают, что приехал барин, и обрадованный цыган поспешно уходит.
Явление пятое, шестое
Ларисе надоело унижаться, и она говорит об этом матери. Когда заходит Карандышев, Огудалова сообщает ему, что Лариса очень хочет уехать из города. Однако, жениху абсолютно не понятно, куда она торопится и зачем. Юлий Капитонович уверяет, что они обязательно будут жить в деревне, но только после того, как станут мужем и женой.
Лариса, желающая, чтобы свадьба была скромной и слышащая возражения и от матери, и от Карандышева, сокрушается, говоря, что все играются с ней, как с куклой.
Юлий Капитонович осуждает нравы горожан. Ему непонятно, что все люди радуются приезду барина – Сергея Сергеевича. Испугавшаяся Лариса, узнав, что это не кто иной как Паратов, и сейчас он приближается к их дому, снова начинает уговаривать Юлия Капитоновича уехать в деревню. Она желает исчезнуть, спрятаться от бывшего жениха.
Явление седьмое
Паратов заходит в дом и подает ручку Огудаловой. Они обнимаются и целуются. Харита Игнатьевна делает вид, что несказанно рада визиту Сергея Сергеевича. Барин сообщает, что намерен выгодно жениться, но ни за что не хочет сообщить, кто его избранница. Затем он желает увидеть Ларису Дмитриевну. Огудалова зовет дочь.
Явление восьмое
Лариса и Сергей Сергеевич остаются наедине. Между ними происходит диалог, в котором Лариса упрекает Паратова, что раньше его ждала, но уже устала. Сергей Сергеевич, в свою очередь, тоже предъявляет претензии девушке, говоря, что она многое потеряла в его глазах. Главная героиня возражает, что выходит замуж не по своей воле. Паратов догадывается, что Лариса все еще любит его, но так сложились обстоятельства. Кроме того, девушка утверждает, что Карандышев питает к ней искренние чувства.
Явление девятое
Огудалова знакомит Карандышева и Паратова. И тот, и другой вроде бы вежливо говорят друг с другом, но в речи сквозит плохо скрываемая ревность. Атмосфера постепенно накаляется. Огудалова пытается примирить господ, каждый из которых испытывает неприязнь к другому. Следуя правилам этикета, Карандышев, по совету Хариты Игнатьевны, приглашает Паратова на обед. Тот холодным тоном произносит, что согласен.
Явление десятое
В комнату неожиданно входит Вожеватов, который спрашивает разрешения у Ларисы и Огудаловой впустить Робинзона. Василий сильно командует Аркадием, и это сразу бросается в глаза. Карандышев приглашает друга Василия на обед.
Явление одиннадцатое
Вожеватов спрашивает у Паратова, понравился ли ему жених Ларисы и получает отрицательный ответ: «кому он может нравиться». Сергей Сергеевич придумывает план, как посмеяться над Карандышевым.
Действие третье: Лариса сбегает с Паратовым, бывшим возлюбленным
Явление первое
Действие происходит в комнате Карандышева, обставленной без вкуса. Ковер на одной стене, оружие – на другой. Появляется еще одно действующее лицо – тетя Карандышева, Евросинья Потаповна, женщина властная и жадная. Иван просит у нее лимонов к чаю, она проявляет недовольство и дает вместо этого клюквенный морс.
Явление второе
Во время обеда у Карандышева Лариса сгорает от стыда. Но Юлий Капитонович будто бы ничего не замечает, кроме того, его стараются специально подпаивать, чтобы посмеяться. Девушка болезненно переживает такой позор.
Явление третье
Заходит Евдокия Потаповна, спрашивая, закончился ли обед. Она упрекает, что напрасно переводят купленные дорогие продукты. Лариса остро ощущает удушливую атмосферу происходящего вокруг и снова хочет бежать. Ефросинья Потаповна уходит считать серебро.
Явление четвертое
Кнуров собирается идти кушать в клуб, потому что после так называемого обеда у Карандышева остался голодным. Такое, по его словам, происходит впервые. Присутствующие делают вывод, что Юлий Капитонович глупец. Но Паратов раскрывает замысел: Карандышева специально напоили, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. А вот Робинзону, которого тоже хорошо угощали вином, вроде бы все нипочем.
Явление пятое
Робинзону после такого бурного возлияния становится плохо. Он говорит, что отравился каким-то непонятным вином. Паратов обещает его вылечить.
Явление шестое
Робинзон рассматривает комнату Карандышева и спрашивает по поводу оружия, которое висит на стене. Оно, оказывается, турецкое. Юлий Капитонович снимает со стены пистолет, но Паратов говорит, что он все равно не выстрелит, даже если сейчас применить в действие. Карандышев возражает. Затем речь заходит о качественных и некачественных сигарах.
Явление седьмое
Огудалова упрекает Карандышева за нетрезвый вид, но он сам себя пьяным отнюдь не считает. Паратов предлагает Юлию Капитонычу выпить с ним на брудершафт. Тот соглашается и велит Ивану принести коньяк. Робинзон оживляется, когда слышит, что у хозяина дома есть такой напиток, с которым он умеет обращаться.
Явление восьмое
Робинзон заявляет, что пьянкой Карандышева они добили: он начал, а Сергей Сергеевич докончит.
Явление девятое
Появившийся Илья-цыган предлагает поехать с ними, все готовы и ожидают на бульваре. Паратов, Кнуров и Вожеватов соглашаются, но Робинзона на прогулку брать совсем не хотят. Вожеватов придумывает способ, как отделаться от навязчивого попутчика.
Явление десятое
Вожеватов, чтобы избавиться от Робинзона, притворяется, что он едет в Париж и берет Аркадия с собой, только по дороге предлагает заехать к нему домой, чтобы тот отдохнул перед дорогой. Хитрый план удается.
Явление одиннадцатое
Появляется Лариса. Ей нездоровилось – так она объясняет причину, по которой не была с гостями. Паратов сообщает девушке, что они с Карандышевым пили на брудершафт. Сергей Сергеевич зовет Илью в их общество, объясняя это тем, что он его друг. Ларису просят спеть что-нибудь, но она поначалу отказывается, а потом соглашается – противясь Карандышеву, пытающемуся запретить будущей, как он считает, жене. Вместе с Ильей и Робинзоном, который подключился во втором куплете, они поют «Не искушай меня». Паратов и Вожеватов в восторге от голоса Ларисы.
Карандышев теперь просит шампанского, но Ефросинья Потаповна наотрез отказывается подавать напиток. Наконец, все расходятся. Лариса остается с Сергеем Сергеевичем.
Явление двенадцатое
Паратов корит себя за то, что в прошлом потерял такое сокровище, как Лариса. Он предлагает девушке ехать с ним на Волгу кататься на катерах – и получает согласие.
Явление тринадцатое
Все радуются, что в их компании будет Лариса. В её адрес поют дифирамбы, Карандышев заявляет, что гордится своей невестой. Наконец, собираются ехать. Девушка прощается с мамой.
Явление четырнадцатое
Карандышев сильно расстроен бегством невесты. Он не подозревал, что Лариса уедет на Волгу без предупреждения и требует у Огудаловой отчитаться, где её дочь. Не получая ответа, в порыве лютой злобы Юлий Капитоныч хватает пистолет и убегает. Харита Игнатьевна говорит Ивану, чтобы остановил его.
Действие четвертое: Карандышев стреляет в невесту
Явление первое
Робинзон предлагает Ивану играть с ним, однако, денег у него нет. На такие условия слуга не соглашается. Аркадий узнает, что Карандышев сильно возмутился, когда гости уехали с Ларисой и погнался за ними с пистолетом. Он гадает – не его ли хотел убить взбалмошный Юлий Капитоныч.
Явление второе
Появившийся Карандышев требует у Робинзона ответа на вопрос где все «товарищи». Аркадий предлагает ему ждать всех на пристани. Разгневанный Юлий Капитонович уходит.
Явление третье и четвертое
Гаврило и Иван переговариваются между собой, предполагая, что все уже приехали. Заходят Илья с цыганами. Гаврило предлагает им выпить чаю.
Явление пятое
Кнуров и Вожеватов рассуждают о том, что у Ларисы незавидное положение. Бедная девушка снова поверила человеку, уже один раз обманувшему её. А он обручен с очень богатой невестой, и вряд ли у них что-то получится.
Предлагаем прочитать драму А. Островского“Гроза”,где в ярких красках показывается драматическая судьба Катерины
Явление шестое
Робинзон и Вожеватов разговаривают между собой. Выясняется, что, когда Василий предлагал Аркадию поездку в Париж, речь шла не о столице Франции, а трактире на площади. Подходит Кнуров, который хочет что-то сообщить Василию Данилычу. Он предлагает Вожеватову спасти Ларису от произвола Карандышева и увезти её в Париж (настоящий).
Явление седьмое
Паратов спрашивает у Робинзона, скоро ли тот едет в Париж. Аркадий отвечает, что уже не доверяет купцам, а вот с ним бы в такое путешествие отправился. Лариса задает вопрос Паратову, серьезные ли у него намерения по поводу женитьбы, но Сергей Сергеевич предлагает ей сначала ехать домой. Девушка очень боится и предпочитает совсем не являться в родные пенаты, говоря, что с Карандышевым как с женихом покончено. Единственный, за кого она хочет выйти замуж, – это Сергей Сергеевич. Однако, Паратов снова предает её, сказав, что произнес неосторожную фразу «я твой» всего лишь в порыве нахлынувших чувств.
Явление восьмое
Робинзон сообщает Паратову, что Карандышев ходил возле кофейной с пистолетом, однако Сергей Сергеевич строго приказывает ему запрячь коляску и отвезти Ларису Дмитриевну домой. Вожеватов тоже предает отчаявшуюся девушку, которая слезно просит друга детства пожалеть её, научить, что делать в такой ситуации. Кнуров предлагает ей ехать в Париж, но расстроенная Лариса молчит.
Явление девятое
У Ларисы кружится голова. Она думает, не броситься ли в Волгу, но затем оставляет эти мысли, потому что боится. Однако, преданная всеми девушка хочет умереть – даже от того, что заболеет.
Явление десятое
Карандышев ищет Ларису. Он хочет, во-первых, отомстить её обидчикам, а во-вторых, если будет нужно, наказать невесту за бегство. «Вот она!» – восклицает Робинзон, увидев девушку. Юлий Капитонович приказывает оставить их одних.
Явление одиннадцатое
Лариса откровенно признается, что Карандышев ей противен. Но он желает во что бы то ни стало отомстить за оскорбление, нанесенное девушке, подмечая, что богатые господа играются с ней, словно с вещью. «Если я вещь, то очень дорогая» – утверждает девушка и просит позвать Кнурова. Лариса умоляет Юлия Капитоновича уйти, но он ни за что не хочет отступить, даже согласен немедленно уехать с ней из города. Однако, девушка непреклонна! Она ни в коем случае не хочет принадлежать Юлию Капитонычу. Отчаявшийся «жених» со словами «так не доставайся же ты никому» стреляет в Ларису из пистолета.
Явление двенадцатое
Лариса умирает. За сценой поет цыганский хор. Девушка, кажется, даже рада такой развязке. Она говорит, что всех любит и прощает. Голос её постепенно слабеет.
Автор: Виктория Давыдова
Персеполис Приданое Сводка и анализ
Персеполис Приданое Сводка и анализ | ЛитЧартс Сейчас 1984 год, Маржан четырнадцать. Она остается такой же мятежной, как и прежде. Она возражает учителям в школе, когда они отчитывают ее за то, что она носит, или говорят: «Я поняла, что всегда нужно кричать громче, чем ваш агрессор», — объясняет она. Однажды, после того как директор критикует Маржан за то, что она носит украшения, и пытается отобрать их у нее, Маржан бьет директора, и ее немедленно исключают, хотя она все же пытается извиниться. В новой школе, в которую ее отправляют, Маржан высказывается против практики режима содержания политических заключенных, несмотря на то, что учитель сказал классу, что Исламская Республика не содержит политических заключенных. Учительница звонит ее родителям, и хотя они оба гордятся ее личной силой, они также злятся и боятся ее неосторожного поведения.
Настоящий подросток, Марджейн с трудом оправдывает ожидания, особенно потому, что она прошла через многое и так много страдала во время подъема Исламской Республики. Ее гнев на директора — это на самом деле гнев на режим, ибо директор — представитель его идеологии. Родители Маржан по-прежнему либеральны, но они также понимают многие опасности, связанные с постоянством в наши дни, несмотря на то, что они тоже когда-то участвовали в уличных демонстрациях.
Активный Темы
Религия, репрессии и современность
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Насилие, прощение и справедливость
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Дети, война и взросление
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Личное против политического ><дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>
Родители Маржан объясняют ужасное обращение режима с арестованными женщинами. Они объясняют, что когда девственницу, к тому же незамужнюю, арестовывают, Хранитель Революции насильно выдает ее замуж и насилует перед казнью. Причина в том, что убивать девственницу противозаконно, поэтому они решают проблему, убеждаясь, что девушка больше не девственница. Эта ужасающая ситуация — именно то, через что прошла Нилуфар перед казнью. После того, как ее казнили, ее семья получила по почте ничтожное приданое от правительства. Приданое, представляющее собой сумму денег, отдаваемую семье невесты семьей жениха после свадьбы, доказало семье, что Нилуфар была выдана замуж до казни. В общей сложности за жизнь дочери семья получила эквивалент 5 долларов. Маржан потрясена и встревожена.
Чтобы Маржан полностью осознала опасность, которой она подвергает себя, нарушая правила в школе, родители прямо говорят ей неприглядную правду о том, как режим обращается с женщинами. Родители Маржан далеко отошли от своих прежних попыток защитить Маржан от правды; когда они выражают ей ужасающие аспекты режима, они обращаются с ней почти как с равным взрослым, обладающим умственными способностями, чтобы понять чудовищность, о которой они говорят.
Активный Темы
Религия, репрессии и современность
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Насилие, прощение и справедливость
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Дети, война и взросление
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Пол
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
К счастью, директор решил не писать отчет о поведении Маржан в постели в школе. Однако, несмотря на эту отсрочку, родители Маржан говорят ей, что они считают лучше, если Маржан на время уедет из Ирана. Они решают отправить ее во французскую школу в Вене, Австрия. Родители Марьян уверяют ее, что присоединятся к ней через несколько месяцев, и хотя сначала Марьян рада, что у нее будет полная независимость, она подозревает, что ее родители лгут ей о том, что последуют за ней в Вену. «Никогда не забывай, кто ты», — говорит отец Марьян, когда Марьян думает о независимости, которую она испытает в Австрии.
Решение отправить Марьян в Австрию было непростым, но оно свидетельствует о доверии родителей Марьян к своей дочери. Они думают, что она достаточно взрослая, чтобы вести себя вдали от них. Это также демонстрирует безысходность их положения. Насколько они знают, они, как и Тахер, могут никогда больше не увидеть свою дочь. Когда отец Марьян говорит Марьяне не забывать о своем происхождении, находясь в Австрии, он возвращается к идее, что можно любить свою страну и в то же время глубоко критиковать ее, а это тяжелый урок.
Активный Темы
Национализм, героизм и мученичество
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Дети, война и взросление
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Личное против политического ><дел> ‘ data-toggle = ‘popover’ data-trigger = ‘hover’>
На следующий день Маржан начинает готовиться к поездке в Австрию. Она наполняет банку иранской грязью, отдает свои любимые предметы друзьям на хранение и обнимает свою семью, понимая, «как сильно они меня любили» и «как они были важны для меня».
Маржан должна подготовиться к полной неизвестности; хотя и опасный, Тегеран также был местом любви, счастья, семьи и друзей. Взяв с собой грязь и отдав свои вещи друзьям, она обеспечивает физическую связь как со своей землей, так и с людьми, которые находятся рядом с ней, но физически будут находиться от нее очень далеко. Совет ее бабушки, кажется, подчеркивает причину, по которой большая часть насилия не ослабевает — люди хотят отомстить друг другу — и также предлагает способ выжить в жестоком мире. Хотя Маржан уже в значительной степени усвоила это, напоминание важно для нее, особенно потому, что она должна вступить во взрослую жизнь более основательную и одинокую.
Активный Темы
Насилие, прощение и справедливость
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Дети, война и взросление
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Цитаты по теме с пояснениями
На следующий день в аэропорту родители Марджейн повторяют ей, что она не должна забывать, кто она и откуда, и Маржан клянется, что не забудет. Она по-прежнему беспокоится, что ее родители не смогут навестить ее в Вене, что ее семья никогда больше не будет вместе. Со слезами на глазах Маржан входит в аэропорт. Она оборачивается в последний раз и видит, как отец несет ее мать, которая выглядит так, будто потеряла сознание, обратно в машину. «Было бы лучше просто уйти, — говорит Маржан, — чем бросить последний взгляд».
Маржан не так уж нереалистична в отношении своего будущего: она понимает, что, возможно, никогда больше не сможет быть со своими родителями, как раньше. Ее последний взгляд на свою семью представляет собой трудность попытки ухватиться за прошлое и свой дом, будучи вынужденным покинуть и то, и другое. Маржан понимает, что последствия ее ухода отразятся не только на ее собственной жизни, но и на жизни людей, которых она любит. Она должна покинуть Иран и свою семью, чтобы иметь будущее, но она никогда не сможет — да и не хочет — избежать своей связи с Ираном или своей семьей, даже если ее разлука с семьей и родиной наполнит ее горем.
Активный Темы
Дети, война и взросление
‘ data-html=’true’ data-placement=’auto bottom’ data-template=’
Персеполис: История детства «Шабат» и «Приданое» Резюме и анализ
Лучшее резюме в формате PDF, темы и цитаты. Больше книг, чем SparkNotes.
по Маржан Сатрапи
Купить учебное пособие
Купить учебное пособие
Сводка
Шаббат
Семья и некоторые из их соседей сидят в гостиной Сатрапи. Один из соседей говорит им, что у Ирака теперь есть ракеты большой дальности, которые могут долететь до Тегерана. Марджан говорит им всем, что иранцы «олимпийские чемпионы, когда дело доходит до сплетен», и они согласны с тем, что Ирак, вероятно, не обладает такими сложными технологиями. Однако у Ирака есть ракеты большой дальности, и вскоре начнутся новые бомбардировки. Ракеты, называемые Скады, способны нанести такой большой ущерб, что семья даже не идет в подвал, когда звучат сирены, потому что это не принесет пользы, если одна из них попадет в их здание. В этот момент многие люди покидают Тегеран, и город становится пустынным. Баба-Леви, семья, живущая по соседству с Сатрапи, решает переехать и жить в Хилтоне, где здания, армированные бетоном, должны быть прочнее. Баба-Леви — одна из немногих еврейских семей, оставшихся в Иране.
Однажды днем Маржан просит у матери денег, чтобы купить джинсы. В Иране была безудержная инфляция, и ее мать шокирована тем, что джинсы сейчас стоят так дорого. Пока Маржан делает покупки, раздается громкий взрыв. Быстро приходят новости о том, что ракета попала в район Таванир, район, где живет Маржан. Она мчится домой как можно быстрее.
Добравшись до своего района, она узнает, что ракета попала в одно из двух зданий в конце ее улицы. Ее дом — одно из таких зданий. Когда она приближается, она едва может поднять глаза. Она слышит, как мать кричит и бежит к ней. Ее мать говорит ей, что ракета попала в дом Бабы-Леви по соседству, и Марджейн рада, потому что думает, что Баба-Леви остановились в Хилтоне. Ее мать не так уверена, потому что сегодня суббота, суббота, когда все евреи должны вернуться домой. Мать пытается сменить тему.
Когда мать Марджейн вытаскивает ее из-под обломков дома, Марджейн случайно видит браслет своей подруги Неды Бабы-Леви, торчащий из кучи щебня. «Браслет все еще был прикреплен к… я не знаю к чему…» Маржан закрывает голову и плачет, но «Ни один крик в мире не мог бы облегчить мои страдания и мой гнев».
Приданое
Проходит несколько лет, и на дворе 1984 год. Маржан говорит, что теперь она стала «мятежницей». Когда директор ее школы пытается забрать ее драгоценности, она кричит на них в ответ. Однажды директор пытается забрать драгоценности, и в приступе ярости Маржан бьет директора и сбивает ее с ног. Она пытается извиниться, но директор выгоняет ее. Поскольку ее бабушка знакома с несколькими бюрократами, ее можно перевести в новую школу. Однако ее неповиновение остается. Однажды учитель читает студентам лекцию о том, что у исламского режима больше нет политических заключенных. Маржан встает и сообщает учителю, что ее дядя был казнен режимом и что число заключенных увеличилось с 3000 до 300000 при режиме. Ученики аплодируют ее честности, но учитель злится.
Вечером того же дня учитель звонит родителям Маржан. Ее отец гордится тем, что она противостояла лжи, но мать Маржан хватает ее и трясет. Она говорит ей: «Знаешь, что они делают с молодыми девушками, которых арестовывают? …Вы знаете, что убивать девственницу противозаконно… поэтому Страж Революции женится на ней… и лишает ее девственности перед казнью.
Ее отец рассказывает ей, что случилось с Нилуфар, девушкой, которая пряталась в подвале Хосро. Мужчина, который женится на девушке, должен дать девушке приданое. Если девушка умирает, семья девушки получает приданое. Вот как семья узнала, что Нилуфар была убита. За ее жизнь семья получила 500 туманов, что эквивалентно 5 долларам.
Неделю спустя родители Маржан вызывают ее в гостиную, чтобы поговорить. Ей говорят, что отправляют ее в Австрию, потому что в Иране для нее стало слишком опасно. Сначала она не уверена в этом, но родители уверяют ее, что одна из лучших французских школ в Европе находится в Австрии. Мать говорит ей: «Тебе четырнадцать, и я знаю, как я тебя воспитала. Больше всего я доверяю твоему образованию. Они напоминают ей, что когда она была моложе, ее отправили в летний лагерь во Францию. Это была «настоящая независимость», вспоминает Марджи. Ее родители говорят ей, что, по их мнению, «лучше быть далеко и счастливо, чем рядом и несчастно».
На следующий день Маржан собирает в саду немного земли и кладет ее в банку. Она приглашает своих друзей и раздает свои плакаты. Она говорит, что понимает, насколько важны для нее ее друзья. В тот вечер приходит ее бабушка, и Маржан спит с ней в постели. Когда ее бабушка раздевается, цветы жасмина падают с ее груди, потому что каждое утро она кладет их в лифчик. Маржан спрашивает бабушку, как она держит такие круглые груди, и та отвечает, что каждый день вымачивает их по десять минут в миске с ледяной водой. Бабушка дает ей совет: она говорит ей, что если кто-то для нее придурок, она должна сказать себе, что этот человек глуп, чтобы она не реагировала на его жестокость. «Потому что нет ничего хуже ожесточения и мести… Всегда сохраняйте достоинство и будьте верны себе». Маржан нюхает грудь своей бабушки и думает, что это хорошо пахнет. Она думает: «Я никогда не забуду этот запах».
На следующее утро родители поспешно разбудили ее и сказали, что им пора. В аэропорту выстраивается длинная очередь из выезжающих из страны. Многие из них — мальчишки, которых отсылают, потому что после тринадцати лет им уже нельзя уезжать. Они считаются будущими солдатами и нужны правительству. Родители Маржан говорят ей, что приедут к ней через полгода, но она знает, что «они приезжали в гости, но мы больше никогда не будем жить вместе». Они обнимаются, плачут и отправляют Маржан через таможню. Она проходит таможню, но снова поворачивается к своим родителям. Она оглядывается через защитное стекло и видит, что ее мать потеряла сознание, а отец уносит ее из аэропорта. Она думает: «Лучше было бы просто уйти».
Анализ
Символика драгоценностей продолжается в этих главах. Ювелирные изделия представляют собой как сущность феминизма — женщина как редкое украшение — так и акт неповиновения, поскольку женщинам запрещено каким-либо образом украшать себя. Неда Баба-Леви носит браслет, который Марджейн дала ей, когда она погибла в результате взрыва бомбы в районе Марджейн. После смерти Неда может сохранить свою женскую идентичность, даже несмотря на то, что Маржан полна агонии. Затем Маржан выгнали из школы после инцидента с драгоценностями. Она отказывается отдать свои драгоценности директору, что символизирует то, как она превратилась в мятежного юношу, теперь уверенного в своей личности.
В «Шаббате» Сатрапи использует скудную графическую и текстовую лексику, чтобы выразить одиночество и влияние жестокости войны. Хотя ее район подвергся бомбардировке, Сатрапи использует только одно изображение взорванного здания. Вместо этого графические рамки последних страниц этой главы изображают только Маржан и ее мать на чистом белом фоне. Это представляет идею о том, что насилие войны — это сила, которая отделяет людей от их сообщества и обнажает тьму самого человека. Война и смерть имеют сильное личное измерение, и они могут причинить человеку больше, чем физическое насилие. Последний кадр главы, представляющий собой не что иное, как затемненную рамку, является низшей точкой автора и местом, из которого она не может полностью вернуться.
К концу романа Маржан становится взрослой. Ее путь к самореализации также находит определенное разрешение, поскольку в последней главе она может окончательно назвать себя «мятежницей». Ее родители понимают, что их дочь теперь фундаментальным образом пришла в себя. Ее отец видит потенциал в этом мятежном «я», но мать Маржан также понимает, что такой мятеж также может привести к тому, что ее дочь потеряет жизнь.
Эту опасность представляет приданое. В древней ближневосточной культуре приданое было способом мужчины проявить уважение к своей жене и семье своей жены. Однако при нынешнем исламском режиме этот символ приданого утратил свое значение. Теперь приданое дается в обмен на жизнь молодой девушки после ее казни. Приданое стало кровавыми деньгами вместо символа чести. Это извращение символов, как предполагает Сатрапи, характерно для фундаменталистского правления в Иране. Это еще один пример того, как Сатрапи видит богатую персидскую историю, измененную и оскверненную ошибочной религиозностью.
Благодаря тому, что она может покинуть Иран, когда она это сделает, Марджейн может уйти целой собой. Это символизирует ее бабушка, к груди которой прижимается Маржан в последнюю ночь в деревне. Грудь ее бабушки, таким образом, является и символом матриархального достоинства, и представителем ее персидской родины. Роман заканчивается тем, что Маржан из детской точки зрения превращается во взрослую феминистку. Сущность детства остается — Маржан, кажется, теряется в тепле и комфорте своей бабушки, — но теперь она стала зрелой взрослой и способна нести мудрость своей бабушки и отказаться от своего гнева и мести.
Ее бабушка также представляет прошлое, которое несет с собой Маржан. В буквальном смысле бабушка Маржан является частью прошлого Персии, поскольку ее муж был частью персидской королевской семьи. Однако в более переносном смысле ее бабушка представляет собой персидское наследие, которое поддерживало ее на протяжении всего романа. В этом смысле ее родина – это также ее мать и бабушка. Когда Маржан со слезами на глазах покидает свою родную страну, она не уносит с собой жестокую, фундаменталистскую реальность Ирана. Вместо этого она берет святую, материнскую землю Персии, из которой она родилась.
Купить учебное пособиеКак цитировать https://www.gradesaver.com/persepolis-the-story-of-a-childhood/study-guide/summary-the-shabbat-and-the-dowry в формате MLA
Дэвис, Лейн.