Бердяев биография кратко: Николай Бердяев — биография, факты, фото

Николай Бердяев — биография, факты, фото

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – русский религиозный и политический философ, представитель русского экзистенциализма и персонализма. Автор оригинальной концепции философии свободы и концепции нового средневековья. Семь раз номинировался на Нобелевскую премию по литературе.

В биографии Николая Бердяева есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Бердяева.

Биография Николая Бердяева

Николай Бердяев появился на свет 6 (18) марта 1874 года в имении Обухово (Киевская губерния). Он рос в дворянской семье офицера Александра Михайловича и Алины Сергеевны, которая являлась княжной. У него был старший брат Сергей, ставший в будущем поэтом и публицистом.

Детство и юность

Начальное образование братья Бердяевы получали на дому. После этого Николай поступил в Киевский кадетский корпус. К тому времени он овладел несколькими языками.

В 6-м классе юноша решил оставить корпус, чтобы начать подготовку к поступлению в университет. Уже тогда он задался целью стать «профессором философии». В результате, он успешно сдал экзамены в Киевский университет на естественный факультет, а спустя год перевелся на юридическое отделение.

В возрасте 23 лет Николай Бердяев принял участие в студенческих беспорядках, за что был арестован, исключен из вуза и отправлен в ссылку в Вологду.

Через пару лет в марксистском журнале «Die Neue Zeit» была опубликована первая статья Бердяева – «Ф. А. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму». После этого он продолжил издавать новые статьи, касающиеся философии, политики, общества и других областей.

Общественная деятельность и жизнь в эмиграции

В последующие годы биографии Николай Бердяев стал одной из ключевых фигур движения, критиковавшего идеи революционной интеллигенции. В период 1903-1094 гг. участвовал в формировании организации «Союз освобождения», которое боролось за введение в России политических свобод.

Через несколько лет мыслитель написал статью «Гасители духа», в которой выступил в защиту афонских монахов. За этого его приговорили к ссылке в Сибирь, но по причине начала Первой мировой войны (1914-1918) и последующей революции, приговор так и не был исполнен.

После прихода к власти большевиков, Николай Бердяев основал «Вольную академию духовной культуры», просуществовавшую около 3-х лет. Когда ему исполнилось 46 лет он удостоился звания профессора историко-филологического факультета Московского университета.

При советской власти Бердяев дважды попадал за решетку – в 1920 и 1922 годах. После второго ареста его предупредили, что если он не покинет в ближайшее время пределы СССР, то будет расстрелян.

Как следствие, Бердяеву пришлось эмигрировать за рубеж, как и многим другим мыслителям и ученым, на так называемом «философском пароходе». За границей он познакомился со многими философами. По приезду во Францию он примкнул к Русскому студенческому христианскому движению.

После этого Николай Александрович десятки лет работал редактором в издании русской религиозной мысли «Путь», а также продолжал публиковать философские и богословские работы, включая «Новое средневековье», «Русскую идею» и «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация».

Интересен факт, что с 1942 по 1948 год Бердяев 7 раз был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но ее обладателем так и не стал.

Философия

Философские идеи Николая Бердяева основывались на критике телеологии и рационализма. По его словам, данные концепции крайне негативно влияли на свободу личности, в которой заключался смысл существования.

Личность и индивидуум представляют собой совершенно разные понятия. Под первым он подразумевал духовную и этическую категорию, а под второй – природную, являющуюся частью общества.

По своей сущности личность не поддается влиянию, а также не подвластна природе, церкви и государству. В свою очередь свобода в глазах Николая Бердяева представляла собой данность – она первична по отношению к природе и человеку, независима от божественного.

В своем труде «Человек и машина» Бердяев рассматривает технику в виде возможности освобождения духа человека, но опасается, что при подмене ценностей, человек лишится духовности и доброты.

Следовательно, это наводит на следующее заключение: «Что же передадут потомкам люди, лишенные данных качеств?». Ведь духовность, это не только отношения с Творцом, но в первую очередь взаимосвязь с миром.

По сути появляется парадокс: технический прогресс движет вперед культуру, и искусство, преображает нравственность. Но с другой стороны, чрезвычайное поклонение и привязанность к техническим новинкам, лишает человека стимула в достижении культурного прогресса. И тут вновь возникает проблема относительно свободы духа.

В молодости Николай Бердяев восторженно относился к воззрениям Карла Маркса, но позже пересмотрел ряд марксистских идей. В собственной работе «Русская идея» он искал ответ на вопрос, что же подразумевается под так называемой «русской душой».

В своих рассуждениях он прибегал к аллегориям и сравнениям, задействуя исторические параллели. В итоге Бердяев заключил, что русский народ не склонен бездумно придерживаться всех предписаний закона. Идея «русскости» состоит в «свободе любви».

Личная жизнь

Супруга мыслителя, Лидия Трушева, была образованной девушкой. На момент знакомства с Бердяевым она была замужем за дворянином Виктором Раппом. После очередного ареста Лидию с мужем выслали в Киев, где в 1904 г. она впервые познакомилась с Николаем.

В конце того же года Бердяев предложил девушке отправиться с ним в Петербург, и с той поры, влюбленные всегда находились вместе. Любопытно, что по словам сестры Лиды, пара жила друг с другом как брат и сестра, а не как супруги.

Николай со своей женой

Это объяснялось тем, что они ценили духовные отношения больше, нежели физические. В своих дневниках Трушева писала, что ценность их союза состояла в отсутствии «чего бы то ни было чувственного, телесного, к которому мы всегда относились с презрением».

Женщина помогала Николаю в работе, корректируя его рукописи. Одновременно с этим она увлекалась написанием стихов, но никогда не стремилась их публиковать.

Смерть

За 2 года до смерти философ получил советское гражданство. Николай Бердяев умер 24 марта 1948 года в возрасте 74 лет. Он скончался от разрыва сердца у себя дома в Париже.

Фото Бердяева

Николай Бердяев с женой и друзьями

Если вам понравилась краткая биография Николая Бердяева – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии великих людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на веб-сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Николай А. Бердяев — краткая биография.

Николай Александрович Бердяев — русский религиозный и политический философ, один из ярчайших представителей русского религиозно-философского ренессанса. Появился на свет 18 марта 1874 г. в Киеве. Будучи потомком старинного дворянского рода, был отдан на обучение в кадетский корпус, где впервые состоялось его знакомство с философией и проснулся горячий интерес к этой науке. Затем была учеба на естественном факультете Киевского университета, обучение там же на юридическом факультете, но студент Бердяев продолжал заниматься философией.

Объектом особого интереса для него являлся марксизм. Будучи аристократом по происхождению, Бердяев был революционером, бунтарем по духу. Участие в студенческих беспорядках стоило ему отчисления из университета и ссылки в Вологду в 1898 г. Дебютная его статья была обнародована в марксистском журнале в 1899 г.

По возвращении домой из вологодской ссылки в 1901 г. Николай Бердяев проникается идеями православия. В этом же году он приезжает в Петербург, где становится одним из редакторов «Нового пути» — религиозно-философского журнала. Политическая деятельность привела его к полному разочарованию, и теперь все мысли Бердяева были сконцентрированы на просвещении религиозно-культурного характера. У него сложились весьма теплые отношения с такими представителями русского ренессанса начала XX ст., как Д. Мережковский, З. Гиппиус, Вяч. Иванов. Он участвовал в написании сборника статей под названием «Вехи», в котором красной нитью проходил призыв к интеллигенции отвернуть революцию. После опубликования этого своеобразного манифеста возникает движение под названием «верховство», в котором Бердяев занимал одну из ключевых позиций вместе с С. Булгаковым, С. Франком, Л. Струве.

В 1908 г. он приезжает в Москву, где сближается с П. Флоренским и Трубецким, представлявшими т.н. православное возрождение. В 1911 г. увидела свет его первая масштабная самостоятельная работа под названием «Философия свободы». В столице Бердяев встретил Февральскую и Октябрьскую революции. Это был период напряженной душевной работы. В 1919 г. им была основана вольная академия духовной культуры, которой было суждено просуществовать до 1922 г. В 1920 г. Н.А. Бердяев стал профессором Московского университета. Отношения с новой властью не заладились. В 1920 г. его впервые арестовали, но быстро освободили по причине непричастности к делу, по которому он проходил. Второй арест опального философа в 1920 г. закончился его высылкой за пределы государства.

Осенью 1922 г. в биографии Николая Бердяева была перевернута новая страница. До 1925 г. он проживал в Берлине, после чего переехал во Францию, где до самой смерти жил в пригороде Парижа — Кламаре. По наследству ему достался небольшой дом, где проходили встречи представителей религиозных и философских кругов. Это был период очень насыщенной творческой жизни, напряженной работы интеллекта. Написанная в 1923 г. работа «Новое средневековье» сделала Николая Александровича известным в масштабах всей Европы, он активно включился в философские процессы. В 1925 г. Бердяев становится основателем и редактором журнала «Путь», который выходил вплоть до 1940 г.; являлся одним из главных идеологов Русского студенческого христианского движения, руководил его издательством.

Однако все это время Бердяев не забывал о судьбах родины; находясь во Франции, оккупированной немецко-фашистскими захватчиками, близко к сердцу принимал победы и поражения Советского Союза в Великой Отечественной войне. У него даже были мысли вернуться, но он не рискнул приехать в страну, где правил Сталин. Скончался Александр Николаевич Бердяев в 1948 г., 23 марта, в рабочем кабинете своего французского домика, так и не успев воплотить в жизнь замыслы, которыми он был полон даже в самые непростые времена.

Николай Бердяев Биография — eNotes.com

Выберите область веб-сайта для поиска

Николай БердяевВсеУчебные пособияДомашняя помощьПланы уроков

Искать на этом сайте

Цитата страницы Начать эссе значок-вопрос Задайте вопрос

Начать бесплатную пробную версию

Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Последнее обновление: 8 мая 2015 г. , редакция eNotes. Количество слов: 410

Николай Бердяев (byihrd-YAH-yihf), также часто пишется как Бердяев, был плодовитым и широко читаемым писателем об идеализме, философии и религии. Он родился в Киеве в 1874 году. В юности на него произвели глубокое впечатление произведения Федора Достоевского; он приписывал свой ранний интерес к философским проблемам влиянию на него Достоевского. Бросив вызов российской политической системе в молодости, Бердяев был сослан в возрасте двадцати пяти лет из Киева в Вологду, город на севере России к востоку от Санкт-Петербурга. В этот период ссылки он изучал произведения Артура Шопенгауэра, Иммануила Канта и Иоганна Готлиба Фихте. В следующем году вышла первая книга Бердяева.

Бердяеву снова угрожали ссылкой незадолго до русской революции 1917 года, когда он поставил под сомнение некоторые философии руководящего синода Православной церкви. После революции он был назначен на кафедру философии Московского университета, а затем заключен в тюрьму на два года; в 1922 г.

он был выслан из России как сторонник религии. В Германии он основал Академию философии религии, позднее руководя ею из Парижа, где поселился к 19 г.34. В Париже он присоединился к группе ученых, интересующихся философией духа, и издал обзор Putj (путь).

Хотя Бердяев всегда считал себя членом Русской православной церкви и никогда не отрекался от нее, тем не менее он был нетерпим к формализму и не раз конфликтовал с церковью. В своей философии он во многом опирался на интуицию: духовная мотивация была важным фактором, облагораживающим влиянием в человеческой деятельности. Материальные аспекты цивилизации он постоянно считал подозрительными. Он сожалел о холодном материализме коммунистического движения и считал, что оно никогда не сможет добиться окончательного успеха без обращения к духу. Он считал русский коммунизм главным образом русским по происхождению и характеру, сравнительно мало зависящим от внешних влияний, и не считал, что коммунизм или человеческий прогресс несовместимы с христианством.

Его антиинтеллектуальная ориентация заставила его не доверять механической цивилизации и предвидеть ее бесчеловечные последствия.

Бердяев считал свою философию скорее пророческой, чем современной, предвкушая время, когда возродится интерес к духу. Как и большинство философов, он был искателем абсолютов; в отличие от некоторых, он отказался не от всех, а от нескольких избранных идей. Изучив христианство, марксизм и экзистенциализм, он разработал очень сложную философию, охватывающую их, а вместе с ними и «все дилеммы, стоящие перед нашим миром».

Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

«Николай Бердяев — Биография» Великие авторы мировой литературы, критическое издание Эд. Фрэнк Нортен Мэджилл. eNotes.com, Inc. 1997 eNotes.com 27 апр. 2023 г.

Примечание: При ссылке на интернет-источник важно указывать все необходимые даты. Цитата выше будет включать 2 или 3 даты.

  • Если есть три даты, первая дата является датой оригинала публикация в традиционной печати. Второе – это дата публикация онлайн или последняя модификация онлайн. Последняя дата сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
  • Если указаны две даты, дата публикации и появления онлайн то же самое, и будет первой датой в цитировании. Второе свидание сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.

См. eNotes без рекламы

Начните с 48-часовой бесплатной пробной версией , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.

Получите 48 часов бесплатного доступа

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Исследовать учебные пособия

Дом на улице Манго

Сандра Сиснерос

Я знаю, почему птица в клетке поет

Майя Энджелоу

Человек невидимка

Ральфа Эллисона

Владыка мух

Уильям Голдинг

Пролетая над гнездом кукушки

Кен Кизи

Отдельный мир

Джон Ноулз

Все идет под откос

Чинуа Ачебе

Убить пересмешника

Харпер Ли

грозовой перевал

Эмили Бронте

Ферма животных

Джорджа Оруэлла

Православный духовник указывает путь к жизни во Христе

Год кончается, начинается другой.

Позади нас духовные горы, на которые мы взобрались, впереди те, на которые мы должны взобраться, если хотим устоять в вере.

Это трудный путь, требующий пристального внимания к каждому шагу. Правильные шаги ведут вас глубже в жизнь во Христе, неправильные шаги ведут к бесам и бездне внизу.

Жизнь христианина — это бесконечное путешествие с одной горы на другую, год за годом. Или, как писал православный священник ХХ века старец Сергий Ванвский: «Духовная жизнь — вещь долговременная. Вы должны быть готовы бороться со «стариком» внутри себя всю оставшуюся жизнь».

Французский православный философ и богослов Жан-Клод Ларше собрал 310 изречений старца в книге «Старец Сергий Ванвский: Жизнь и учение» (Divine Ascent Press). Комментарий старца о продолжительности духовной жизни, который относится к тому, что мы отказываемся от способов Адама облачиться в плащ Христа, имеет номер 283.

Книга Ларше также включает краткую биографию и объяснение основных учений старца. , прекрасная квинтэссенция православной духовности.

Среди тем старца Сергия — покаяние, молитва, заповедное житие и борьба со страстями. Он также говорит о психологии и психических заболеваниях, особых интересах Ларше, а также дает хорошие советы об опасностях, с которыми мы сталкиваемся сегодня.

Краткая биография Ларше гораздо увлекательнее этого краткого очерка и дает нам представление о жизни образцового священника, исповедника, духовника и достойного преемника апостолов и отцов церкви.

Кирилл Шевич, сын офицера русской армии и внук посла России в Нидерландах, в молодости был гораздо более комфортным, чем у среднего россиянина. Тем не менее его жизнь вряд ли была свободна от трудностей. Во время русской революции его семья была вынуждена эмигрировать и в конце концов поселилась в Париже, где, будучи взрослым, Шевич познакомился с рядом важных мыслителей своего времени, в том числе с теологом Владимиром Лосским и философом Жаком Маритеном.

Возрастая в вере, он переписывался с будущим преподобным Силуаном Афонским, который благословил его стать монахом. Письмо Силуана к Шевичу вошло в книгу «Святой Силуан Афонский» архимандрита Софрония, который также стал другом старца Сергия.

Ларше называет совет Силуана Шевичу пророческим, отмечая, что Силуан повелел начинающему монаху: «Иди и говори как можно больше народу: «Покайся!»»

его изречения: «Покаяние есть ключ к духовной жизни… Мы должны каяться не только в своих грехах, но и во грехе во всей его полноте, в том состоянии, которое охватило весь мир после грехопадения» (286, 287). .

Вместе с сотнями других русских эмигрантов Шевич был арестован и заключен в концентрационный лагерь во Франции. Писание и молитва помогли ему выжить в лагерях: «Это горькое лагерное испытание заставило его глубоко прочувствовать экзистенциальную ограниченность и крайнюю трагедию земной жизни… Кирилл провел все свое интернирование в Верне в чтении и размышлении о Библию во всей ее полноте и углубляя практику Иисусовой молитвы…».

После освобождения из лагерей он, наконец, стал монахом, как и хотел, и в 1945 был рукоположен в священники.

Со временем он стал духовником философа Николая Бердяева, монаха-иконописца отца Григория Круга, Лосского и самого Ларше.

Хотя его личная история вдохновляет, его высказывания своим духовным детям делают эту книгу необходимой для чтения всем, кто ищет совета для духовной битвы.

Кажется уместным, что первое изречение, включенное в книгу, — это краткое определение молитвы: «Молитва — это само наше дыхание» (1). Старец Сергий продолжает эту тему словами: «Каждое дело, каждое дело должно совершаться в молитвенном духе» (3). Молитва — это наше дыхание, и она должна занимать центральное место в нашей жизни, напоминает он нам, из-за нашей истинной цели в жизни: «Цель жизни должна состоять в том, чтобы жить в общении с Богом» (9).).

Недостаточно сказать или поверить, что у вас есть вера. Молитва необходима: «Вера — это состояние бытия, а не представление о Боге. Наша душа должна быть скреплена нашей верой, и только молитва может сделать это за нас» (251).

Молитва должна стать привычкой: «Молитва должна быть обязательно регулярной. Как вода падает на скалу и мало-помалу врезается в скалу, так и молитва проникнет в душу твою» (249). Молитва и есть жизнь: «Молитва есть жизнь души, как воздух для тела» (291). Молитва также важнее размышлений: «Хорошее правило жизни: больше молись, меньше думай» (29).9).

Он также напоминает нам, что, хотя наша битва с миром, мы должны быть осторожны в том, как мы сражаемся с миром: «Сражайтесь с миром не путями мира, но путями Бога» (83) .

Чтобы узнать, как бороться с миром, обратитесь к Писанию: «Основа всего есть учение Евангелия. Евангелие есть основная программа нашей духовной жизни» (284).

Поднимаясь на каждую духовную гору, мы не можем отвлекаться на прошлое: «Живи одним днем. Забудьте о том, что было вчера или в прошлом. Живи каждый день так, как если бы он был последним» (19).6).

И хотя мы должны смотреть, куда мы идем, мы должны быть внимательны к тому, что мы делаем, делая каждый шаг в нашем путешествии: «Необходимо готовиться к будущему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *