«Привычное дело» за 7 минут. Краткое содержание повести Белова
Едет на дровнях мужик Иван Африканович Дрынов. Напился с трактористом Мишкой Петровым и теперь с мерином Пармёном беседует. Везёт из сельпо товар для магазина, а заехал спьяну не в ту деревню, значит, домой только — к утру… Дело привычное. А ночью по дороге нагоняет Ивана Африкановича все тот же Мишка. Ещё выпили. И тут решает Иван Африканович сосватать Мишке свою троюродную сестру, сорокалетнюю Нюшку-зоотехницу. Она, правда, с бельмом, зато если с левого боку глядеть, так и не видно… Нюшка прогоняет друзей ухватом, и ночевать им приходится в бане.
Реклама:
И как раз в это время у жены Ивана Африкановича Катерины родится девятый, Иван. А Катерина, хоть и запретила ей фельдшерица строго-настрого, после родов — сразу на работу, тяжело больная. И вспоминает Катерина, как в Петров день наблудил Иван с бойкой бабёнкой из их села Дашкой Путанкой и потом, когда Катерина простила его, на радостях обменял доставшуюся от деда Библию на «гармонью» — жену веселить.
А Иван Африканович тоже вспоминает про гармонь: не успел он научиться даже и на басах играть, как её отобрали за недоимки.
Приходит время сенокоса. Иван Африканович в лесу, тайком, за семь вёрст от деревни косит по ночам. Если трёх стогов не накосишь, корову кормить нечем: десяти процентов накошенного в колхозе сена хватает самое большее на месяц. В одну из ночей Иван Африканович берет с собой малолетнего сына Гришку, а тот потом по глупости рассказывает районному уполномоченному, что ходил с отцом ночью в лес косить. Ивану Африкановичу грозят судом: ведь он депутат сельсовета, а потом тот же уполномоченный требует «подсказать», кто ещё в лесу по ночам косит, написать список… За это он обещает «не обобществлять» личные стога Дрынова.
Иван Африканович договаривается с соседским председателем и вместе с Катериной ходит в лес на чужую территорию косить по ночам.Реклама:
В это время в их деревню приезжает из Мурманска без копейки денег Митька Поляков, брат Катерины. Недели не прошло, как он напоил всю деревню, начальство облаял, Мишке сосватал Дашку Путанку, да и корову сеном обеспечил. И все будто походя. Дашка Путанка поит Мишку приворотным зельем, и его потом долго рвёт, а через день по Митькиному наущению они едут в сельсовет и расписываются. Вскоре Дашка срывает с Мишкиного трактора репродукцию картины Рубенса «Союз земли и воды» (там изображена голая баба, по общему мнению, вылитая Нюшка) и сжигает «картинку» в печи из ревности. Мишка в ответ чуть не сбрасывает трактором Дашку, моющуюся в бане, вместе с баней прямо в речку. В результате — трактор повреждён, а на чердаке бани обнаружено незаконно скошенное сено. Сено заодно начинают искать у всех в деревне, доходит очередь и до Ивана Африкановича. Дело привычное.
Митьку вызывают в милицию, в район (за соучастие в порче трактора и за сено), но по ошибке пятнадцать суток дают не ему, а другому Полякову, тоже из Сосновки (там полдеревни Поляковы). Мишка же свои пятнадцать суток отбывает прямо в своей деревне, без отрыва от производства, по вечерам напиваясь с приставленным к нему сержантом.
Реклама:
После того как у Ивана Африкановича отбирают все накошенное тайком сено, Митька убеждает его бросить деревню и уехать в Заполярье на заработки. Не хочет Дрынов покидать родные места, да ведь если Митьку послушать, то другого выхода-то и нет… И Иван Африканович решается. Председатель не хочет давать ему справку, по которой можно получить паспорт, но Дрынов в отчаянии угрожает ему кочергой, и председатель вдруг сникает: «Хоть все разбегитесь…»
Теперь Иван Африканович — вольный казак. Он прощается с Катериной и вдруг весь сжимается от боли, жалости и любви к ней. И, ничего не говоря, отталкивает её, словно с берега в омут.
А Катерине после его отъезда приходится косить одной. Там-то, во время косьбы, и настигает её второй удар. Еле живую, её привозят домой. И в больницу в таком состоянии нельзя — умрёт, не довезут.
А Иван Африканович возвращается в родную деревню. Наездился. И рассказывает он чуть знакомому парню из дальней заозёрной деревни, как поехали было с Митькой, да он лук продавал и вовремя в поезд вскочить не успел, а билеты-то все у него и остались. Высадили Ивана Африкановича и потребовали, чтобы он в течение трёх часов уехал назад, в деревню, а штраф, мол, в колхоз пришлют, да только как ехать, если не на что, — не сказали. И вдруг — поезд подошёл и с него слез Митька. Так тут Иван Африканович и взмолился: «Не надо мне ничего, отпусти ты меня только домой». Продали они лук, купили обратный билет, и поехал, наконец, Дрынов домой.
Реклама:
А парень в ответ на рассказ сообщает новость: в деревне Ивана Африкановича баба померла, ребятишек много осталось. Парень уходит, а Дрынов вдруг падает на дорогу, зажимает руками голову и перекатывается в придорожную канаву. Бухает кулаком в луговину, грызёт землю…
Рогуля, корова Ивана Африкановича, вспоминает свою жизнь, будто удивляясь ей, косматому солнцу, теплу. Она всегда была равнодушна к себе, и очень редко нарушалась её вневременная необъятная созерцательность. Приходит мать Катерины Евстолья, плачет над своей ведёрницей и велит всем детям обнять Рогулю, проститься. Дрынов просит Мишку зарезать корову, сам не может. Мясо обещают принять в столовую. Иван Африканович перебирает Рогулины потроха, и на его окровавленные пальцы капают слезы.
Детей Ивана Африкановича, Митьку и Ваську, отдают в приют,
Антошку — в училище. Митька пишет, чтобы посылали Катюшку к нему в Мурманск, только больно мала-то. Остаются Гришка с Марусей да два младенца. И то трудно: Евстолья стара, руки стали худые. Она вспоминает, как Катерина перед смертью, уже без памяти, звала мужа: «Иван, ветрено, ой, Иван, ветрено как!»
После смерти жены Иван Африканович не хочет жить. Ходит обросший, страшный да курит горький сельповский табак. А Нюшка берет на себя заботу о его детях.
Реклама:
Иван Африканович идёт в лес (ищет осину для новой лодки) и вдруг видит на ветке платок Катерины. Глотая слезы, вдыхает горький, родимый запах её волос… Надо идти. Идти. Постепенно он понимает, что заблудился. А без хлеба в лесу каюк. Он много думает о смерти, все больше слабеет и лишь на третий день, когда уже на карачках ползёт, вдруг слышит тракторный гул. А спасший своего друга Мишка поначалу думает, что Иван Африканович пьян, да так ничего и не понимает. Дело привычное.
…Через два дня, на сороковой день после Катерининой смерти, Иван Африканович, сидя на могиле жены, рассказывает ей о детях, говорит, что худо ему без неё, что будет ходить к ней. И просит ждать… «Милая, светлая моя… вон рябины тебе принёс…»
Он весь дрожит. Горе пластает его на похолодевшей, не обросшей травой земле. И никто этого не видит.
Пересказал П. Е. Спиваковский. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.
Василий Белов «Привычное дело»
Описание: Сборник повестей и рассказов. Содержание:
| |||
|
Электронный проект о биографии Белова.
Василий Белов Главная / РазводБелов Василий Иванович — писатель, сценарист, публицист, прозаик. Родился 23 октября 1932 года в селе Тимониха Волгоградской области в Российской империи. Отца звали Иван Белов, он погиб во время войны. Его мать Анфиса сама воспитывала детей, в том числе и Василия Белова. Сценарист семь лет обучался в сельской школе, работал плотником, был также сельским рабочим. Служил в армии с 1952 по 1955 г. в г. Ленинграде. В 1956 году стал членом партии. Публиковал свои произведения и стихи в газетах и журналах. С 1959 по 1964 год учился в Литературном институте имени А. Горького. В середине 1960-х переехал в город Вологду.
Деревня Бердяйка была опубликована в начале 1960-х годов в журнале «Наш современник» и стала его первой работой, вызвавшей интерес критиков. В 1981 году получил Государственную премию СССР за рассказ «Последние годы». Также с 1980 года был членом Союза писателей РСФСР, а с 1981 входил в состав СССР. В 1990 году был одним из секретарей Союза писателей. В 1997 году за огромный вклад в развитие литературы ему присвоено звание Почетного гражданина города Вологды.
Василий Белов рассказывает о простой крестьянской жизни. Писатель акцентирует внимание на колхознике как на личности, то есть с его муками и забавами, с трудностями в его жизни. Например, в повести «Привычное дело», принесшей ему широкую известность, автор показывает крестьянина в образе Ивана Африканыча. Он также показал, что крестьяне привыкли к русским трудам, эти колхозники принимают тяжелую жизнь и едва сводя концы с концами как должное.
Бесполезный и бесконечный спор между соседями автор показывает в «Столярных рассказах». Константин Зорин – главный герой этих сказок. Он появляется не только в этом рассказе, но и в других, более поздних произведениях Белова, он показывает различия между городской и деревенской жизнью… В произведении «Воспитание у доктора Спока» Белов рассказывает о печальном ребячестве ребенка в семье. где его отец и мать хладнокровны друг к другу. Книга «Отрок. Очерки народной эстетики» содержит краткие заметки, показывающие все стороны обычной крестьянской жизни. Эти заметки написаны автором для того, чтобы люди не забывали о потерянной жизни крестьян, о включении ее в естественную гармонию. Спектакль «Над светлой водой» рассказывает о гибели старых деревень, которые связаны как с экономическими, так и с человеческими потерями. Автор осуждает равнодушную жизнь в городской среде в произведении «Все впереди».
Белов в своих произведениях показывает бездонную серьезность, коренное отношение к крестьянам, в них много элементов крестьянской психологии. Василий спас разговорных крестьян в диалоге и рассказе, используя несвойственные литературному стилю слова и фразы этого стиля… Умер 12 декабря 2012 года в городе Вологде. На восьмидесятом году жизни.
Биография по датам и интересные факты… Самое главное.
Другие биографии:
- Грибоедов Александр Сергеевич
Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 января 1795 года в богатой дворянской семье. Человек незаурядных дарований, Александр Грибоедов умел блестяще играть на фортепиано, сам сочинял музыку, знал более пяти иностранных языков
Превью:
войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Василий Иванович Белов
Писатель Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Вологодской области в крестьянской семье.
Отец Иван Белов погиб на фронте в 1943 году, а мать писателя Анфиса Ивановна в одиночку воспитала пятерых детей. …На фото: семья Беловых: брат Иван, брат Юрий, Белов Василий, сестра Лидия, мать Анфиса Ивановна, сестра Шура
Окончил сельскую школу, получил специальности слесаря, моториста и электрика.
Красная деревня. Военная служба. Первые стихи Белова под названием «На страже Родины» были опубликованы в газете Ленинградского военного округа, где он служил в 1952-1955 годах.
После службы в армии Василий Белов в 1964 году окончил Литературный институт им. М. Горького в Москве.
После окончания школы стал постоянно жить в Вологде, но не забыл свою деревню. Ему было легко и плодотворно работать здесь.
Дома …
Василий Белов — один из основоположников жанра «деревенской прозы». Герои его книг — удивительные, добрые и народно мудрые люди. Произведения писателя написаны живым языком, они насыщены описаниями природы, проникнуты искренней любовью ко всему живому, к отчему дому.
Василий Белов — автор многих произведений: рассказов, очерков, пьес, рассказов, романов. Признанием заслуг В. Белова было награждение его, автора и общественного деятеля, государственными наградами и орденами. Орден Трудового Красного Знамени Орден Ленина Государственная премия СССР за выдающиеся достижения в области литературы Орден «За заслуги перед Отечеством» Орден Почета
Василий Иванович Белов ушел из жизни в возрасте 81 года. 23.10.1932 — 04.12.2012
1. Государственная премия СССР (1981) — за произведения последних лет из книги «Рассказы и повести». 2. Государственная премия Российской Федерации (2003 г.) 3.Орден Трудового Красного Знамени (1982 г.) 4.Орден Ленина (1984 г.) 5.Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (17 марта 2003 г.) — за большие заслуги в развитии отечественной литературы 6. Орден Почета (17 ноября 2008 г.) — за большой вклад в развитие русской литературы и многолетнюю творческую деятельность наибольшую известность Белову принес рассказ «Привычное дело» (1966, снято в 1970 году). А рассказ Белова «Столярные рассказы», увидевший свет в 1968 году, упрочил репутацию писателя как одного из основоположников и лидеров жанра «деревенская проза». Василий Иванович также написал романы «Канун» (1972—1987), «Все впереди» (1986, экранизирован в 1990) и «Год великого перелома» (1989—1991), а также ряд пьес и рассказов. .
Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 года в селе Тимониха Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб на войне в 1943. Мальчиком Белов начал работать в колхозе, помогая матери воспитывать четверых младших детей. Из детства, отрочества и отрочества он помнил, прежде всего, постоянный голод — и любовь к чтению.
После окончания сельской семилетней школы. Белов уехал в город Сокол, где получил специальность плотника и столяра в школе заводского обучения. Работал плотником, мотористом в леспромхозе, электриком. После службы в армии работал на заводе в городе Молотове (ныне Пермь). В 1956 вернулся в Вологодскую область и стал сотрудником районной газеты «Коммунар». К этому времени относятся его первые публикации в различных региональных изданиях — стихи, очерки, статьи. По совету писателя-земляка Александра Яшина Белов отправляет свои стихи в Литинститут и проходит творческий конкурс. Из-за вечной нужды, отсутствия постоянного жилья и места работы он только к этому времени смог окончить из вечерней школы и получить аттестат.
В 1958 года Белов был избран первым секретарем Грязовецкого райкома ВЛКСМ. Но, не проработав и года, подал заявление об увольнении в связи с призывом на учебу в Москву. С 1959 по 1964 год учился в Литинституте. В 1961 году в журнале «Наш современник» был опубликован рассказ «Деревня Бердянка», тогда же появилась книга стихов «Моя лесная деревня». В 1963 году Белова приняли в Союз писателей СССР. После окончания института он возвращается в Вологду, где и живет постоянно до сих пор.
В 60-е годы издан ряд произведений Белова: «На Россанской горке», «Весна», «За тремя волоками».
Ярким образцом русской «деревенской прозы», принесшей автору широкую известность и открывшей дорогу в центральную печать, стал рассказ «Привычное дело». В 1968 году в журнале «Новый мир» появился рассказ «Столярные рассказы», а в 1969 году — рассказ «Бухтины вологодские» (вологожане называют анекдот, шутку, острое слово, басню). Творчество Белова становится одним из самых обсуждаемых. Диапазон оценок — от восторженности до яростного отрицания. В 70-х годах. Белов публикует романы, составляющие цикл «Воспитание доктора Спока», в которых резко противопоставлены городской и сельский образ жизни. Белов считает городскую жизнь неестественной и аморальной.
В 1979-1981 годах вышла книга «Парень. Очерки народной эстетики», состоящая из небольших сочинений, каждое из которых посвящено какой-либо стороне крестьянской жизни. Белов рассказывает о бытовых занятиях и обычаях, об особенностях восприятия разных времен года, о растениях и животных в крестьянском обиходе — в вообще, о естественной гармонии жизни людей
Широко издаются его рассказы, рассказы, детские книги. Спектакли «Над светлой водой», «По 206-й», «Бессмертный Кощей» идут в театрах страны. Их основные темы – необходимость сохранения народных (преимущественно деревенских) традиций, народная память, размышления о смене поколений, о потерях, с которыми происходит эта смена, о том, как связаны разграбление природных богатств, разрушение уклада жизни. с разрушением морали.
В 1987 году выходит роман «Все впереди», где автор снова обращается к любимой мысли о мнимости, недостоверности всей системы городской жизни. Вновь работы Белова в центре полемики.
В 90-е годы вышли продолжения романа «Канун» — «Год великого перелома» и «Час шестой (Хроника 1932 года)». Трилогия в целом представляет собой взгляд писателя на коллективизацию, ее последовательное и яростное осуждение.
За годы литературной деятельности Белов издал более шести десятков книг, общий тираж которых составляет более 7 миллионов экземпляров. Его произведения переведены на многие языки. Белов не бросает журналистику, выступает за сохранение русского языка, русской природы, национального быта и национальных ценностей. Сегодняшние взгляды достаточно радикальны.
Выходец из крестьянской среды Русского Севера. Его отец Иван Фёдорович Белов погиб на войне, мать Анфиса Ивановна воспитывала детей одна (в своих воспоминаниях «Безвозвратные годы» В. Белов подробно описывает всех деревенских родственников). После семи лет обучения в сельской школе окончил ФЗО, где получил специальность слесаря 5 разряда, освоил специальности моториста и электрика. Служил в армии в 1952-1955 в Ленинграде. В газете Ленинградского военного округа он опубликовал первые стихи «На страже Родины», а затем поступил учиться в Литинститут имени А. М. Горького. С 1964 года постоянно живет в Вологде, не разрывая связи с «малой родиной» — Тимонихой, откуда черпает материал для своего творчества, начиная с повести «Деревня Бердяйка» и книги стихов «Моя лесная деревня».
Писателя и сценариста Василия Белова называют родоначальником «деревенской прозы». Он яростно защищал деревни, считал города непригодными для полноценной жизни. великий художник болел за сохранность национального достояния страны — России.
Из-под пера автора вышли увлекательные рассказы, повести и очерки о простой и одновременно сложной жизни деревенских жителей. Василий Иванович кропотливо собирал обычаи и творчество жителей северных глубин, за что ему теперь бесконечно благодарны краеведы.
Детство и юность
Будущий сельский писатель знал все подноготную жизни маленькой деревни. Особенности деревенского быта, менталитета и обычаев он, что называется, впитал с молоком матери. Василий Иванович родился в крестьянской семье в селе Тимониха (Вологодская область). Детство выдалось тяжелым – отец погиб в огне Великой Отечественной войны, маме пришлось одной воспитывать детей.
Вася старший из пяти детей. Мальчиком он уже пошел работать в колхоз. В своих воспоминаниях «Безвозвратные годы» писатель вспоминал, что те времена навсегда запомнились как самые голодные. Единственное, что скрашивало юношескую жизнь, так это книги — Василий жадно читал все, что попадалось ему в руки. А еще он научился играть на гармони, которую мать купила за полфунта ржи.
В 1949 году Белов окончил сельскую семилетку и уехал из отчего дома в город Сокол. Здесь, в заводской школе, он освоил профессии плотника, моториста и электрика. А когда пришло время, он ушел в армию. Служба проходила в Ленинграде. Здесь юноша начал делать первые шаги в творчестве и поступил в Литературный институт им.
Литература
Творческая биография будущего известного писателя началась во время службы в армии. Василий Белов сочинил первые стихи из цикла «На страже Родины», которые были опубликованы в газете Ленинского военного округа. Дебютная книга вышла в сборнике стихов «Моя лесная деревня», который вышел в свет в 1961 году. Однако из человека поэт не вышел, его ждала блестящая судьба прозаика, умеющего писать правдиво и душевно о деревне.
Писатель начал с рассказов. Первое произведение в прозе читатели получили в том же 1961 году, был опубликован рассказ «Деревня Бердяйка». Вдохновение и бесценный материал я черпал из малой родины: Белов поселился в Вологде, а Тимониху превратил в своеобразную дачу, где проводил много времени.
Через пять лет Василий Иванович уже занимал почетное место в когорте выдающихся авторов, пишущих на деревенские темы. Белова даже называли основоположником «деревенской прозы» — из-под пера вышло произведение «Привычное дело». История легла в основу мелодрамы «Африканыч» с главной ролью.
А чуть позже к лаврам добавились «Столярные рассказы» (1968). Эта работа также привлекла внимание представителей кинематографа. Петр Константинов и Екатерина Калинина снялись в одноименной телепередаче о жизни колхозного плотника.
Фильм «Поцелуй зори», снятый по повести вологодского писателя, также вошел в золотое наследие кинематографа. Режиссер дал на главные роли известных актеров: приехавших в город односельчан сыграл Борис Сабуров, и .
Часть литературных произведений поступила в программу среднего образования. Например, с рассказом «Весенняя ночь» школьники знакомятся в пятом классе.
Россыпь рассказов составила цикл «Воспитание доктора Спока». За основу берется идея противостояния села и города, противостояния стилей жизни и менталитета. Позиция писателя оказалась бескомпромиссной: мужчина прямо заявил, что жизнь в городе лишена естественности. Василий Иванович старался сохранить чистоту русского языка, активно использовал диалектные слова, которые могли лучше передать смысл и эмоции.
Перо Белова было заточено и на произведения, посвященные детям. Василий Иванович – автор «Рассказов обо всех живых существах», куда вошли забавные рассказы и сказки о животных, в том числе о злющей собачке Малке.
Сборник этнографических зарисовок «Отрок» признан значительным произведением Василия Белова. В книге объединены произведения о северной деревне. Она представляет собой настоящую поэму, в которой воспевается русский народ.
Василий Иванович сплел неповторимую паутину из пословиц, бывших рассказов, сказок, собранных на просторах Архангельской, Кировской и Вологодской областей… Я рассказал читателю о народных промыслах и традициях. Сборник этнографических очерков «Повседневная жизнь Русского Севера» (2000 г.). Эти две работы сегодня являются ценнейшим материалом для русских этнографов.
Личная жизнь
Жена Василия Белова, Ольга Сергеевна, имела дворянские корни, родилась в семье учителя. А сама выбрала путь учителя, преподавала в школе русский язык и литературу. По словам дочери, материальное положение семьи позволяло не работать, но Ольга Сергеевна училась сама, чтобы не «одичать».
На полвека женщина стала музой и главной спутницей талантливого мужа. Говорят, Белов слыл человеком со сложным характером, вынести его взрывной нрав было непросто. Для родных до сих пор остается загадкой, как две противоположности уживались под одной крышей, мы уверены, что без Великой любви явно не получилось бы вместе.
Василий Иванович поздно стал отцом, всего в 40 лет. Дочь Анна — искусствовед, работает экскурсоводом в музеях Московского Кремля. В интервью женщина рассказывает, что писатель не торопился заниматься воспитанием, все время посвящал работе – пропадал в командировках, в том числе часто в составе российских делегаций, выезжавших за границу. Только когда наследница достигла подросткового возраста, она занялась образованием.
По воспоминаниям Анны, отношения были сложными, не обошла стороной проблема отцов и детей, они ссорились и спорили по любому поводу. Дочь считает, что виновата большая разница в возрасте, ведь папа подходил Ане в роли дедушки. Только со временем они подружились.
Василий Иванович был увлекающимся человеком, любил искусство в любом виде. Собирал картины и собирал антиквариат. Он не верил в Бога, только отпраздновав золотой юбилей, обратился к вере, участвовал в восстановлении храма.
Смерть
Василий Иванович страдал неприятным и опасным заболеванием — склерозом сосудов конечностей. Этот недуг стал причиной инсульта. Сельский писатель скончался после продолжительной болезни в 2012 году.
Библиография
- 1961 — «My Forest Village»
- 1963 — знойное лето
- 1964 — «Ривер -контуры»
- 1966 — «Привычный бизнес»
- 1968 — «Рассказы о плотниках»
- 1969 —
- 1972-1987 — Кануны
- 1978 — «Бессмертный Кощей»
- 1982 — «Отрок. Очерки народной эстетики»
- 1986 — Все Впереди
- Точка Великого -0 0 Года 1989-1991
- 2000 — «Будни Русского Севера»
Василий Белов. Собрание сочинений в пяти томах. Том 2. Издательство «Современник». Москва. 1991. Он шел с Верой, дочерью, шел со своим счастьем, своей надеждой, своим прошлым, настоящим и будущим, шел с новым поколением, для которого, как завещание, были сказаны те же слова по-русски: «Пусть благо народа должно быть высшим законом». … В романе В. Белова «Год великого перелома» ярко показана трагедия России начала 1930-х годов: коллективизация сельского хозяйства, начало сталинских репрессий… Как и все лучшие произведения писателя, этот роман написан с максимальной отдачей. понимание быта и характеров жителей северной русской деревни.
Василий Белов. Год великого перелома. Издательство «Голос». Москва. 1994. Карета дергалась каждую минуту, двигаясь в ночи. Он словно искал спокойное, тихое местечко в тревожном прифронтовом пространстве. Поезд, как бессознательный раненый, то замирал в изнеможении, то судорожно вздрагивал, вытягивался в длину, то из конца в конец, по-артиллерийски, бухали буфера и лязгали. Грохот стали и чугуна отступал то в одну сторону, то в другую, затихал где-то вдали. «Канун» Василия Белова — первая книга многогранного повествования о жизни доколхозной северной деревни конца 1920-х гг. Классик русской литературы Василий Иванович Белов (1932-2012), как истинно русский писатель, всегда остро реагировал на происходящие в стране события. Свое отношение к тому, что произошло в нашем обществе после перестройки, он выразил в публицистике. Лауреат Государственной премии СССР писатель Василий Иванович Белов — автор широко известных произведений — «За тремя волоками», «Обычное дело», «Столярные рассказы», «Воспитание у доктора Спока», «Евы» и других.
Новая книга «Отрок» представляет собой серию очерков о северной народной эстетике.
краткое содержание глав, характеристика персонажей и рецензии
В этой статье мы рассмотрим произведение, написанное Василием Беловым. «Привычное дело» (краткое содержание будет представлено ниже) — рассказ, написанный в 1966 году. Она принесла своему автору известность и сделала его одним из основоположников «деревенской прозы». Для творчества Белова и до этого было характерно описание мира деревни, но с наибольшей силой впервые оно проявлялось только в «привычном деле». Итак, обратимся к сюжету произведения.
Белов, «Привычное дело»: краткое содержание. Главы 1 и 2
Иван Африканович Дринов, простой крестьянин, скачет пьяным по корягам. До этого он напился с Мишкой Петровым, трактористом, а теперь разговаривает с Парменом, мерином. Ему было поручено привезти из хутора товары для лавки, но пьяный Иван спутал дорогу и въехал в чужую деревню. Теперь он вернется домой только к утру. Но для него это вполне обычное дело.
Вот почему он ночует в дороге. В этот момент догнал доктор Мишка. Давние друзья все еще пьют. И в этот момент Ивану Африкановичу приходит мысль жениться на трактористке на своей троюродной сестре Нюшке. Женщине уже 40 лет, и она работает зоотехником. Правда, у нее есть один недостаток — бельмо на глазу, но если смотреть на нее с левой стороны, то ничего не заметно. Друзья едут к Нюшке, но она гоняется за ними рывком, и им приходится идти спать в баню.
Глава 3. Катерина
В это же время у жены Дринова Катерины родился девятый сын Иван. Сама Катерина, несмотря на строгий запрет фельдшера, сразу после родов выходит на тяжелую работу, болеет. Катерина начинает вспоминать, как однажды, в Петров день, ее Иван бродил с деревенской бойкой женщиной Дарьей Путанкой. А когда Катерина простила его, он пошел на радость и обменял на «гармонию» Библию, доставшуюся от деда. Иван сделал это, чтобы подбодрить жену музыкой.
И теперь та же Даша отказывается ухаживать за телятами, а Катерине приходится делать и ее, и ее работу. Измученная болезнью и работой, женщина падает в обморок. Вызывают скорую, Катерина в больнице. У нее диагностирована гипертония. Только через две недели ее выписали и разрешили вернуться домой.
Иван Африканович тоже помнит аккордеон — не успел научиться играть как следует, только басы кое-как освоили, как взяли его инструмент за недоимки.
Глава 4. Сенокос
Описывает в своих произведениях простой деревенский быт Белов. «Привычное дело» (краткое содержание прекрасно иллюстрирует это) — еще одно описание крестьянского быта шестидесятников.
Пора на сенокос. Ночью Иван Африканович тайно косит сено в лесу за 7 верст от родного села. Все потому, что крестьяне отдают крестьянам десять процентов навощенного, и этого хватит на месяц, не больше, а зима долгая. Чтобы накормить корову, нужно как минимум три стога сена, поэтому приходится воровать.
В одну из таких ночей Дринов решает взять с собой Гришкиного сына, еще совсем маленького. А потом Гришка тупо сказал, что пошел ночью с отцом в лес косить, к уездному уполномоченному. Ивану Африкановичу предстоит суд – он тоже депутат сельсовета. В результате участковый уполномоченный начинает требовать от Дринова показать, кто еще собирается косить ночью, а лучше написать список. И за эту услугу обещает не только закрывать глаза на проступок Ивана Африкановича, но и не «обобществлять» его личные стога сена. Дринов договаривается с соседним председателем и уже идет косить по ночам чужую территорию вместе с Катериной.
Глава 4 (продолжение). Мишка и Дашка
О появлении в семье гостя Дриновый рассказывает краткую сводку («Привычное дело»). Белов В.И. без прикрас изображает деревенскую жизнь. На голову Ивана Афанасьевича свалилась еще одна беда — брат Кати Митя Поляков приехал из Мурманска, причем совершенно без денег. Он поселился в Дринове и меньше чем за неделю успел напоить всю деревню, пожурить начальство на каком свете, женился на Мише Дарье Путанке и даже корову сеном снабдил. И все у него получалось, как бы попутно.
Дашка дает Мишке приворотное зелье, от которого его потом начинает тошнить, а через пару дней они уже идут подписывать сельсовет, тоже не без участия Митькина. Через некоторое время происходит первая ссора между молодоженами. У Мишки есть репродукция полотна «Союз земли и воды» (Рубенс) в тракторе, где изображена обнаженная женщина, по мнению всей деревни, очень похожая на Нюшку. Это картина и находит, а потом рвет и сжигает в печке Дашку. Разгневанный Мишка чуть не сбрасывает в реку тракторную баню, которую в этот момент мыла Дарья. В результате поврежден трактор, а на чердаке бани обнаружено сено, которое было скошено незаконно. Этот случай приводит к тому, что сено начинают искать по всей деревне. Доходит очередь и до Дринового — обычное дело.
Это нельзя назвать трагедией или комедией, краткое содержание книги «Привычное дело». Подача этого произведения, скорее, напоминает драму жизни, в которой люди вынуждены ко всему приспосабливаться, чтобы выжить. Обыски, кражи, пьянство — все становится для них привычкой.
Митька за порчу трактора и за скошенное сено вызывается в районную милицию. Но ошибочно 15 дней дают совсем другому Полякову, хотя тоже из Сосновки. В селе много поляков. А Миша отбывает свои 15 суток в родном селе под присмотром конвойных, продолжая сутками работать, а по вечерам напиваться с прикомандированным сержантом.
Глава 5.
ОтъездТак же рассказывает о том, что заставляет крестьян покидать деревню, Белов («привычное дело»). В кратком изложении рассказывается, как после начала обысков Иван Африканович находит нелегальное сено и всех отбирает. Митька начинает уговаривать его поехать работать в Арктику, оставив здесь все. Я не хочу отпускать Дринова из родных мест, но Митька продолжает его уговаривать, и в конце концов Иван Афанасьевич соглашается.
Дринов идет к председателю — тот должен отдать ему справку, которая позволит колхознику получить паспорт. Однако председатель отказывается выдать документ. Разгневанный Дринов угрожает этой кочергой, и только тогда председатель сдается.
Иван Африканович тоже прощается с женой, ему жаль Катерину, он ее жалеет и любит. Тем не менее, Дринов уходит. После его отъезда Катерина идет косить одна. А во время покоса женщине наносится второй удар. Как только ее привезут домой, она будет далеко от больницы, она умрет, она не выживет.
Глава 5 (продолжение).
ВозвратНа нем изображены будни Белова. «Привычное дело» (краткое содержание глав это подтверждает) — рассказ не о каких-то невиданных печалях и печалях, это просто описание человеческого бытия.
Возвращается в родное село Иван Африканович. Первоначально они торговали с Митькой луком в поезде, но эта жизнь была не по Дринову, и он решил вернуться.
По возвращении Иван Африканович узнает, что его жена умерла, а дети остались одни. Узнав об этом, Дринов падает прямо на дорогу, обхватывает голову руками и скатывается в придорожную канаву. Он бьет кулаками по земле и грызет ее.
Глава 6. Корова
Нелегко приходится герою, которого создал Василий Белов («Привычное дело»). Краткое содержание рассказывает, как ему пришлось принять непростое решение – зарезать корову, единственную кормилицу. Но нам нужны были деньги, а кормить ее зимой было нечем. Иван Африканович не мог убить ее своими руками, поэтому попросил Мишку. Передвигаясь над потрохами дохлой коровы, Дринов плачет.
Двое детей, Васька и Митька, должны быть отданы в приют. Антошку отправляют в школу. На попечении отца остаются только Маруся и двое малышей.
Глава 7
Вот и конец рассказа Белова «Привычное дело». После смерти Катерины Дринов не хочет жить. Нюшка заботилась о своих детях. Однажды, бродя по лесу, заблудился Иван Африканович. Так он бродил три дня, пока не нашел своего тракториста Мишку, который сначала подумал, что его друг пьян.
Через два дня, на сороковой день смерти Катерины, Дринов сидит у ее могилы и рассказывает ей о детях, о том, какой он плохой, просит подождать его. Горе согнуло его, но никто не заметил.
Так заканчивается изображением могилы и описанием горя несчастного, кратким содержанием («Обыкновенное дело» Белова). По главам, если читаешь произведение, оно производит еще более сильное впечатление.
Характеристики героев
Начнем с Ивана Африкановича. Этот герой поначалу производит не очень хорошее впечатление, но постепенно раскрывается его истинная сущность. Он предстает как человек, обеспокоенный судьбой села — он не хотел уезжать, так как считал, что его место в селе. Кроме того, он умеет искренне чувствовать — нежно и нежно любит жену, несмотря на тяжелые годы, проведенные вместе. Дринов понимает, что устройство быта села, которое существует, неверно, его надо менять. Этот герой так и выделяется на фоне своих односельчан, которые смирились с происходящим.
Примечателен и образ Катерины Дрыновой. Она спокойная, тихая женщина, привыкшая терпеть любые лишения и работать без отдыха. Она не жалеет себя и своего здоровья, чтобы обеспечить семью.
Ее брат Митя, наоборот, не наделен выдачей сестры. Он человек без семьи и без своего угла. Он живет одним днем и не думает о будущем. Именно его появление привело к гибели семьи Дриновых — отъезду Ивана, гибели Катерины. Идеи и мысли Митьки разрушили привычный быт Дрыновых.
Рецензии
Много положительных отзывов о книге можно найти и в наше время, несмотря на то, что написана она была в середине прошлого века.