Бэла герой нашего времени: Характеристика образа Бэлы в романе «Герой нашего времени» Лермонтова

Характеристика образа Бэлы в романе «Герой нашего времени» Лермонтова

Бэла – жертва Печорина

Герой любого литературного произведения обязательно вступает в контакт с другими персонажами. Проявляя себя в общении с ними, он даёт нам возможность увидеть его «во всей красе». Становится понятно, каков он на самом деле, какими чертами характера обладает, чем объясняются его поступки. Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» Лермонтова позволяет лучше изучить главного героя – Печорина. Это человек, который постоянно ищет себе новую психологическую жертву, и однажды ею становится Бэла – дочь черкесского князя.

У нас появилась новая характеристика Бэлы.

Это совсем юная привлекательная девушка, выросшая среди гор и получившая строгое национальное воспитание. Знакомство Печорина с Бэлой происходит на свадьбе её старшей сестры. Бэла пропела Печорину что-то вроде комплимента на своём языке, выразив сожаление, что «не расти, не цвести ему в нашем саду». А Печорин весь вечер «в задумчивости не сводил с неё глаз». Потом станет очевидно, что его, пресыщенного любовью светских красавиц, привлекла не только красота и молодость Бэлы, но и трудность задачи по овладению ею.

Подвернувшийся случай помог Печорину организовать похищение девушки из родительского дома. Но праздновать победу он не мог. Бэла оказалась для него неприступной крепостью.

Характер Бэлы

Гордость и независимость

Характеристика Бэлы в «Герое нашего времени» даёт представление о натуре гордой и независимой. Об этом говорили уже её глаза. Максим Максимыч, приятель Печорина и его невольный подельник, описывая горянку, не может обойти вниманием эту, самую важную в её внешности, деталь: «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу»; «Что за глаза!

Они так и сверкали, будто два угля». А глаза, как известно, могут многое сказать о человеке, если не всё.

Свободолюбие

Поэтому неудивительно, что то, что читалось в глазах, подтверждалось и поведением Бэлы.

Печорин не сразу понял, почему она не хочет покориться, хотя испытывала явную симпатию к своему похитителю. Он опробовал все способы соблазнения, которые стопроцентно сработали бы в случае с любой другой женщиной. Но Бэла «молча гордо отталкивала подарки» и не хотела поцеловать Печорина, несмотря на его уверения в любви. «Я твоя пленница… твоя раба; конечно ты можешь меня принудить», – говорила она, и в этом была главная причина её холодности. Она, как птица, не могла петь в неволе. Свободолюбие – определяющая черта в образе Бэлы.

Печорину оставалось одно средство – отпустить её домой, сказав, что сам уезжает. «Я думаю, он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чём говорил шутя», – отмечает Максим Максимыч. Лишь в этом случае была надежда, что гордая черкешенка ответит взаимностью. И она оправдалась – поверив в искренность Печорина и почувствовав себя свободной, Бэла не захотела уходить от любимого.

Верность любимому человеку

До последней минуты своей недолгой жизни она оставалась верной ему, даже когда почувствовала, что он начал охладевать. Бэла могла бы уйти, но не хотела этого делать, не убедившись, что действительно больше не нужна Печорину. В своих чувствах она не сомневалась. «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой?

Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его – я княжеская дочь!..»

Бэла тяжело переживала, предчувствуя скорый разрыв: «она заметно начинала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели».

Искренность

В романе «Герой нашего времени» Бэла предстаёт перед нами как цельная личность, которая не умеет притворяться, кривить душой, кокетничать. Она искренна в каждом своём проявлении. Для неё отношения с Печориным – не игра. Она полюбила его всем сердцем, и хочет, чтобы ему с ней было хорошо. Поэтому «ни одной жалобы, ни одного упрёка за долгое отсутствие…»

Преданность вере

В предсмертном бреду она лишь немного вспоминает о родном доме, отце и брате, а в остальное время говорит о Печорине. Придя в себя, она жалеет, что не христианка, и душа её в раю никогда не встретится с душой любимого. Но в ответ на предложение окрестить её говорит, что умрёт в той вере, в какой родилась. Преданность вере лишний раз подтверждает, что она никогда не изменяет себе, всё делает только по глубокому внутреннему убеждению, и если любит – то любит по-настоящему.

Бэла – укор Печорину

Обычно говорят – «живой упрёк». А вот Бэла из романа «Герой нашего времени» – это «мёртвый упрёк». Это укор Печорину, по чьей вине она, по сути, погибла. Ведь если бы не его прихоть, её судьба могла сложиться иначе. Печорину же упрекнуть Бэлу было не в чем. Впервые в жизни он встретил такую женщину – без единого морального изъяна, без тени лукавства и стремления к выгоде, абсолютно чистую душевно. Было бы по-другому – он мог бы найти оправдание своему поступку низостью человеческой. Но оправданий нет – и ему остаётся признать всю глубину своего собственного нравственного падения. Максим Максимыч был неприятно удивлён, когда в ответ на соболезнования Печорин рассмеялся. А он этим как раз и говорил: «Да, вот такой я негодяй».

На самом деле он глубоко переживал смерть Бэлы, «был долго нездоров, исхудал», ему было неприятно вспоминать этот случай. Хотя он и разлюбил её, но, безусловно, уважал. Она недостойна была такого конца.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Характеристика Бэлы в романе «Герой нашего времени»

Слушать онлайн

В романе «Герой нашего времени» достаточно много внимания уделяется любовным связям главного героя – Григория Печорина. На примере взаимодействия с женщинами автор раскрывает характер и особенности личности центрального персонажа, демонстрируя его личную трагедию. Примечательно, что почти все люди, которые тесно общались с Печориным, в результате получали от него только боль, обиду или разочарование. Это не обошло и Бэлу: первую девушку, которое читателю показывают в романе как любовный интерес Печорина.  

О да! Это мое любимое занятие )))

20.86%

Читаю иногда, но есть вещи куда интереснее…

44.01%

Фу, не люблю

27.14%

Книги — а что это вообще такое?

7.98%

Проголосовало: 24250

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Содержание

  1. Краткая характеристика
  2. Подробный образ и характеристика
  3. Место героя в произведении
  4. Общественное положение
  5. Семейное положение и обстановка, в которой живет
  6. Внешность и манера держаться
  7. Речь героя
  8. Поступки и особенности поведения
  9. Цели жизни и интересы
  10. Отношение других лиц к герою
  11. Отношение автора
  12. Цитатная характеристика
  13. Критика об образе
  14. Отзывы читателей

Краткая характеристика

Бэла – совсем еще молодая девушка, которая выросла на Кавказе. Она воспитана в строгих национальных традициях, имеет сильную волю и горячее сердца. Несмотря на свою неудачную историю любви с Печориным, девушка не ломается: она сохраняет достоинство и стойкость духа, хотя и продолжает испытывать любовь к Григорию. Тем не менее, она помнит о том, что является дочерью татарского князя, и не позволяет обходиться с собой неуважительно. История красавицы Бэлы заканчивается трагически: она погибает от рук разбойника Казбича, которого разозлил поступок Печорина. 

Подробный образ и характеристика

Бэла является второстепенным персонажем романа, но она играет большую роль в понимании характера Печорина. Будучи богатой и красивой дочерью князя, она привлекает к себе мужчин: Бэлой проникся даже отпетый разбойник Казбич, но был отвергнут (именно это в дальнейшем послужит причиной его разгорающийся ненависти к девушке).

Татарская красавица привлекает и главного героя романа – Григория Печорина, который сначала увлекается девушкой, но потом охладевает к ней. Бэла понимает это и предчувствует скорый разрыв: она переживает, но даже любовь к эгоистичному и своенравному Печорину не ломает ее духа.

Она сохраняет честь и достоинство до самого последнего своего дня: и даже на пороге смерти не отрекается от своей веры. Этот поступок лишний раз доказывает, что Бэла всегда остается верной себе и своим принципам. 

Место героя в произведении

В «Герое нашего времени» в честь Бэлы была названа первая часть романа. Именно на фоне их отношений с Печориным читатель может сделать первые выводы о характере главного героя. 

Бэла – это своеобразный укор Печорину. Девушка демонстрирует только лучшие свои качества: верность себе и своему возлюбленному, искренность, теплота по отношению к окружающим, но она становится жертвой Печорина и в прямом, и в фигуральном смысле. 

С одной стороны – Бэла попадается на «крючок» Григория и влюбляется в него, в то время как сам Печорин быстро охладевает. Это очень давит на девушку, но она не ломается и сохраняет гордость, хоть и предчувствует скорое завершение отношений.

С другой стороны – Бэла погибает из-за того, что Печорин и брат девушки, Азамат, совершает безрассудную кражу коня у местного разбойника. В смерти девушки не было никакой ценности, ведь она погибла просто из-за глупости, совершенной двумя молодыми людьми с горячей головой.

С другой стороны – смерть героини имеет огромное значение для понимания характера Печорина и его роли в жизнях окружающих. На примере Бэлы автор показывает глубину эгоизма главного персонажа: он настолько любит только себя, что готов был поставить на кон жизнь нескольких людей ради собственного развлечения. 

Общественное положение

Дочь татарского князя Бэла с рождения была всеобщей любимицей. Она богата и красива, но при этом строго воспитана, поэтому ведет себя с достоинством и не позволяет себе неуважительно относиться к людям. Например, у нее теплые отношения с обычным штабс-капитаном Максимом Максимычем. 

Люди восхищаются Бэлой. Они говорят и о ее красоте, и об умении держать себя, и о ее талантах: например, окружающие очень уважают ее за умение потрясающе вышивать золотом и петь национальные песни. Бэла – завидная невеста, но свое сердце она отдает Печорину, которому оно, собственно, и не нужно.  

Семейное положение и обстановка, в которой живет

Бэла родилась и всю жизнь провела на Кавказе. Ее отец – татарский князь, у которого есть еще дети: старшая сестра Бэлы (на ее свадьбе девушка и знакомится с Печориным) и младший брат Азамат (он становится косвенной причиной гибели Бэлы и сбегает из семьи). Дети росли только с отцом. Впоследствии можно будет сделать вывод, что именно отсутствие матери станет причиной трагического увлечения Бэлы Печориным: если бы рядом с ней была мудрая и любящая женщина, то она бы подсказала девушке истинные мотивы поведения Григория. 

Бэла выросла в достатке, но не была избалована благодаря строгому национальному воспитанию. Она занималась рукоделием, любит природу и свой родной край. Бэла очень красива и привлекает внимание мужчин, но не отвечает им взаимностью: она ждала того, кого полюбит всем своим горячим сердцем, и по трагическому стечению обстоятельств этим человеком оказывается Григорий Печорин. 

Внешность и манера держаться

Бэла считается настоящей кавказской красавицей. Ей всего 16 лет, но она уже вполне сформировалась как женщина, и привлекает взрослых мужчин. У нее высокий рост и стройная фигура, милое, еще немного детское лицо. Бэла поражает мужчин привлекательностью своих глубоких черных глаз, темных локонов и загорелой кожей. Она настоящая азиатская красавица. 

Бэла понимает свою привлекательность, но не спешит ей пользоваться. С мужчинами она держится гордо и неприступно, в соответствии с традициями своего народа. И только когда Печорин долго добивается ее и решает сдаться, Бэла, наконец, сама проявляет свои чувства. В дальнейшем она страдает от неразделенной любви, но, преисполненная гордостью, ни с кем не делится своей печалью. 

Речь героя

У Бэлы совсем немного реплик, хоть она и играет большую роль в первых нескольких частях романа. Читатель узнает, что сама девушка почти не говорит по-русски: с Максимом Максимычем она говорит на татарском, и тот постепенно учит ее русскому языку. 

Одна из самых запоминающихся реплик Бэлы – «я не раба его – я княжеская дочь!». Это страстное заявление девушка сделала, когда хотела освободиться от Печорина: его чувства угасли, а она, как бы не любила мужчину, не готова была терпеть от него неуважение. 

В одном из эпизодов Максим Максимыч замечает, что Бэла разочаровалась в своей любви и сильно потускнела. Он расспрашивает девушку о ее состоянии, но получает только односложные ответы «Да» или «Нет». В момент душевных терзаний Бэла стала неразговорчивой и задумчивой, а от ее былой живости не осталось и следа. 

Поступки и особенности поведения

Во всех поступках и поведении Бэлы можно заметить черты ее национального колорита. Она – настоящая «дикарка» с горячей кровью и открытым сердцем. Сначала неприступная с мужчинами, своему единственному возлюбленному Бэла отдается без остатка, и очень переживает из-за того, что чувства Печорина к ней угасли. Несмотря на свою любовь, девушка сохраняет достоинство и помнит о том, что она княжеская дочь. 

Бэла достаточно отважна, чтобы принять даже собственную смерть, при этом единственное, о чем она сожалеет – это о том, что она не сможет увидеться с любимым на том свете (она принадлежит к другой вере). Но когда Бэле предлагают перед смертью перейти в другую веру, она отказывается: даже в последние часы своей жизни девушка остается верна себе. 

Цели жизни и интересы

На примере Бэлы автор показывает традиции и ценность кавказских народов того времени. Бэла, как и положено достойной жене, отлично умеет управляться с домашним хозяйством, она хорошо вышивает, уметь петь и плясать. Она любит природу и свою родину. 

Бэла очень открытая и искренняя. Она всегда говорит правду и не терпит какого-либо неуважения к себе. Она помнит о том, что даже в период сильных душевных терзаний она остается дочерью князя, поэтому она всегда сохраняет достоинство. 

Отношение других лиц к герою

Печорин был очарован Бэлой с первой встречи. Его привлекла и ее красота, и недоступность, что отличало кавказскую девушку от русских. Испытывая интерес, Григорий активно ухаживает за девушкой, но, получив ее любовь, остывает. Бэла же продолжает искренне любить его и не допускает внимания со стороны других мужчин (разбойник Казбич также был неравнодушен к девушке).  

У Бэлы были теплые отношения с Максимом Максимычем. Он искренне переживал за Бэлу, как за свою дочь, и очень грустил из-за ее смерти. Максим Максимыч так никогда и не простил Печорину его безрассудного поступка, который привел к трагическим последствиям (и Бэла, и ее отец были убиты Казбичом в отместку за нанесенное оскорбление и кражу коня). 

Отношение автора

На примере Бэлы М. Ю. Лермонтов показывает пример достойной девушки с Кавказа. При этом он не делает большого акцента на ее национальном образе: он просто показывает гордую, независимую и искреннюю женщину, которая выбрала себе не того возлюбленного. При этом ее увлечение никак нельзя назвать глупым или безрассудным, ведь Печорин первым проявил к ней интерес и начал добиваться расположения. В итоге Бэла становится первой показанной в романе жертвой эгоизма и беспринципности Печорина: ее история заканчивается трагически. 

Бэла появляется только в первой и третьей частях романа, но автор выделяет ей достаточно большую роль в произведении. Он показывает свое уважение к таким людям, как Бэла. 

Цитатная характеристика

Чтобы лучшее понять характер и поведение Бэлы, рассмотрим несколько цитат из произведения, где затрагивается героиня:

Девушка гордится своих происхождением и не позволяет себя унижать даже когда ее сердце разбито:

«…я не раба его – я княжеская дочь!..»

Бэла не является легкодоступной девушкой, ее сердца нужно долго добиваться. Именно и привлекает Печорина изначально, так как неприступность Бэлы резко контрастирует с более доступными дамами из светского общества, привычного Григорию:

«Первые дни она молча гордо отталкивала подарки…»

Бэла открыта к веселью и остро чувствует жизнь. У нее горячая кровь: 

«…я буду весела. – И с хохотом схватила свой бубен, начала петь, плясать и прыгать около меня…»

У Бэлы нет хорошего образования или светских манер. Она очень простая девушка, для которой главная ценность – это национальные традиции и вера:

«…невежество и простосердечие одной так же надоедают…»

Образ Бэлы остается неизменным на протяжении всего ее появления в романе. Это гордая и неприступная девушка, которая всем сердцем полюбила недостойного человека, который не просто сломал ей жизнь, но и действительно оборвал ее. 

Критика об образе

В «Герое нашего времени» образ Бэлы воплотил в себе характерные национальные признаки кавказских народов. Критики говорят о Бэле, как о воплощении гордости, женственности и духовной чистоты: ее нравственный образ противопоставлен Печорину, которому чужды вера, моральные принципы и любовь. 

Отзывы читателей

Большинство читатель испытывает жалость к Бэле. Это связано с тем, что девушка показана как исключительно положительный персонаж: честный, добропорядочный и верный своим принципам.

При этом она пала жертвой любви к Печорину: и духовно, и физически. Поскольку история Бэлы показывается в самом начале романа, читатель делает вывод, что главный герой – бесчувственный, беспринципный и эгоистичный человек (только в дальнейшем у персонажа Печорина будет шанс открыться читателям с другой стороны).

Бэла же представлена как упрек Печорину и первая жертва его эгоизма и образа жизни, она вызывает сочувствие читателей. 

А что вы думаете о героине? Опишите свою точку зрения в комментариях!

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

«Герой нашего времени» Лермонтова


Эта книга о красивых женщинах и о том, как их соблазнить.

Я знаю, что шедевр Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» превозносится как важная веха в развитии русской литературы и что Лермонтову приписывают создание моста между неоклассической и романтической литературой, что он точно изобразил « лишнее поколение» и что он, как первооткрыватель, пробует свои силы в психологическом развитии характеров.

Все верно, но все же для меня «Герой нашего времени», написанный в 1840 году, — солдатская байка о том, как соблазнять женщин. Более того, от героя Печорина, русского варианта байроновского героя и «фронтового швайна» (к счастью, офицера), не ждите слишком много приятных тонкостей, романтических фривольностей или «к счастью – когда-либо – после» сцены:

«Mon Chèr, je méprise les femmes pour ne pas les aimer car autrement la vie serait un mélodrame trop ridicule»

Причинить страдание или радость другому человеку, разве это не самая сладкая пища нашей гордости?

Печорин во многом является вымышленным альтер-эго писателя Лермонтова. Он тоже из богатой петербургской семьи и является обученным офицером русской армии. Его тоже, как и Лермонтова, посылают в южные губернии России, на Кавказ, помогать усмирять местных жителей.

Еще в 1840-х годах территория Дагестана и соседней Чечни была такой же задницей матушки-России, как и сегодня. Но регион настолько важен стратегически и насыщен нефтью, что Российская империя должна держать его под контролем. Местные военачальники, за исключением коллаборационистских «князей», хотят вывести царскую армию. Да, прямо как сегодня!

Тем не менее, драматические декорации горных хребтов Кавказа должны быть великолепны. Описания Лермонтова показывают трепет, который, должно быть, испытывали одинокие посетители, путешествуя по этому великолепному горному хребту, его драматическим пейзажам и величественным видам. Это напоминает о красоте другого региона вечного конфликта, Афганистана, описанного (другим) Байроном, Чатвином и, почему бы и не Миченером.

Внушительный горный массив и контакт с угрожающими местными жителями делают две вещи: подчеркивают одиночество героя, но также разбивают героя надвое и заставляют его погрузиться в самоанализ.

Слово «герой» явно используется в ироническом ключе. У Печорина есть все, чтобы быть героем, но, по словам Лермонтова, ему, как и многим другим юношам его поколения, не дано простора, возможности для великих дел.

Если не считать периодических стычек с местными партизанскими бандами, известными как борцы за свободу, Печорин увядает свою юношескую мужественность в пустоте Дагестана. Какие развлечения доступны нашему молодому офицеру в пустошах Дагестана? Охотиться на кабанов? Напиток? Писать стихи? Играть в карты или азартные игры? Все это, да, но есть, конечно, и погоня за случайными девушками! И «Девочки» — это то, о чем эта книга.

Подобно четырем дамам в карточных играх «Вист», в которые иногда играют эти офицеры, Лермонтов описывает в разных главах своей книги четырех женщин, каждая из которых представляет собой разный вид красоты. Начну с экзотической красавицы Бэлы, дочери дагестанского «князя», а затем загадочной – роковой женщины – Русалки с Тамани. Есть «Княжна Мария», русская светская львица, заблудившаяся в курортном городке в Кавказских горах, и, наконец, что не менее важно, есть верная Вера.

Лермонтов представляет этих четырех женщин в четырех «cas de figures», четырех примерах встреч с женщинами и обрамляет эти истории между двумя короткими анекдотами, в которых кратко раскрываются универсальные законы, управляющие жизнью и любовью: роль судьбы, «фаталити» и временность наших чувств.

Печорин в начале рассказа вспоминает старушку, которая, когда он был ребенком, погадала ему. Она предсказала, что он погибнет от рук злой женщины.

Но кто эта «роковая женщина»? А кто из них Королева червей?

1) Бэла: уроженец

Бэла, шестнадцатилетняя красивая дочь исламского дагестанского «князя», похищена по просьбе Печорина, обменена на угнанного коня, доставлена ​​связанной по рукам и ногам, голова окутана вуалью, заперта как дикое животное, а затем буквально приручены едой и подарками.

Приручение требует времени, и Печорин предупрежден:

Вы не знаете черкешенок… Они совсем не похожи на грузинок, или татарок из-за Кавказа — совсем нет.

У них свои правила. Их иначе воспитывают.

Прекрасная Бэла сдастся только тогда, когда «Герой» пригрозит бросить ее и вернуть в ее разрушенную семью (отец убит, брат ушел), к которой первоначально привело ее похищение.

Изнасилование не всегда подразумевает физическое насилие.

Печорин очарован ее красотой, но не очарован ею. Будучи сам славянином, он, кажется, невосприимчив к этой тревожной магии, исходящей от ее глаз (черные глаза, как у горной серны, бросающие взгляд прямо в душу). Спустя сто лет эта красивая азиатская девушка превратится в литературный архетип и прообраз той славянской роковой женщины, которая так беспокоила западноевропейских модернистских писателей, таких как Элиот, Йейтс и Гессе. Я вижу Бэлу как предшественницу Клавдии Чаучат из Манна с этими навязчивыми «киргизскими глазами» и сильными скулами, которые придают ей «волчьи» черты. Кстати, Томас Манн тоже под влиянием Лермонтова сделал ее родом из Дагестана, а Chauchat означает не только «горячая киска», но и намекает на смутное кавказское происхождение.

Дело началось драматично и должно закончиться драматично. Получив ее, Печорин все меньше и меньше интересуется Бэлой, которая увядает в одиночестве, уединенно. Печорин не их, чтобы защищать ее, когда один местный мошенник пытается ее похитить. Она освобождена, но смертельно ранена.

Печорин ухаживает за девочкой, пока она медленно и мучительно умирает, но после этого абсолютно молчит.

Интересно, что открыли в душе Печорина пронзительные глаза Бэлы.

2) «Русалка» с Тамани : никуда не денется

Если и есть в книге Лермонтова «роковая женщина», то в буквальном смысле, это демоническая водяная нимфа, которую Печорин встречает в приморском городе Тамани. Таинственная восемнадцатилетняя девушка на самом деле пытается утопить Печорина за его попытки подлизаться к ней.

Даже суровый Печорин, не находит ее красавицей, он в полном восторге от ее немного сумасшедшей внешности:

«Такой девушки, как она, я точно еще не видел. Она была далеко не красавица, но ведь и у меня есть предубеждения насчет красоты. Вид у нее был породистый… Разведение в женщинах, как и в лошадях, имеет большое дело…»

Он продолжает:

«Ее фигура отличалась необычайной гибкостью, у нее был особый наклон головы; у нее были длинные светло-каштановые волосы с каким-то золотистым отливом на слегка загорелой коже шеи и плеч и особенно прямой нос. Все это очаровало меня».

И дальше:

«Что-то дикое и подозрительное я прочитал в ее косом взгляде, и что-то неопределенное было в ее улыбке, но такова сила предрассудка: ее прямой нос свел меня с ума. Я вообразил, что нашел Миньону Гёте, чудесное творение его немецкого воображения» 9.0011

Печорин падает. И тяжело падать.

Печорин выяснил, что девушка участвует в контрабанде вместе со своим другом, крымским татарином, лодочником из Керчи. Однажды ночью, чтобы подчинить ее своей воле, он угрожает раскрыть властям ее секретную операцию. «Русалка» ничуть не впечатлена, но контратакует поцелуем — влажным и пламенным поцелуем — и заманивает в лодку ничего не ожидающего Печорина. Обезоружив его в жарких объятиях, она пытается столкнуть Печорина (не умеющего плавать) из лодки в темные воды. Ей это почти удается, но Печорин из последних сил вырывается из ее смертоносных объятий и бросает ее в воду.

Его последнее видение ее, когда он с радостью осознает, что она добралась до пляжа, звучит как последствие бурной любовной сцены:

 (Она была)… сжимала морскую пену со своих длинных волос. Ее мокрая комбинация обрисовывала ее гибкую фигуру и приподнятую грудь».

Как это для психологического развития?

3) Княжна Мери: восхождение

В следующей главе мы находим Печорина на горно-курортном курорте Пятигорск. К целебным источникам, бьющим из горы, стекаются «высокая буржуазия» и аристократия. Это идеальная площадка для флирта и встречи «хозяек воды». На первой прогулке Печорин встречает знакомого, двадцатилетнего курсанта Грушницкого, который здоровается с ним как со старым другом, но к которому Печорина чувствует, «что однажды мы столкнемся друг с другом на узкой дороге, и это плохо кончится». для одного из нас».

Печорин здесь на знакомой земле и в совершенстве владеет ухаживаниями и соблазнениями, как это разыгрывается в кавказском русофильском «высшем свете». ( Это самая длинная глава )

Побродив вокруг, он и Грушницкий довольно скоро видят свою очередную жертву.

Вторая дама была одета в платье цвета гри-де-жемчуг с высоким воротом, ее гибкая шея была обмотана легкой шелковой косынкой. Сапожки du couleur puce были затянуты у нее на щиколотке, а ее худенькая ножка была так мила, что даже непосвященные в тайны красоты непременно воскликнули бы «ах» — хотя бы только от удивления. В ее легкой, но благородной походке было что-то девственное, не поддающееся определению, но понятное взгляду. Когда она проходила мимо нас, от нее веяло неописуемым ароматом, таким, какой исходит иногда от письма любимой дамы.

Входит Марья, дочь княгини Лиговской

Эта княжна Марья очень хорошенькая, сказал я (Печорин) ему. «У нее такие бархатные глаза — да, бархатные… Ее нижние и верхние ресницы такие длинные, что солнечные лучи не отражаются в ее зрачках. Я люблю глаза, в которых нет отражения; они такие мягкие, как будто тебя гладят… Впрочем, кажется, что все в ее лице хорошенькое… но теперь зубы белые? Это очень важно!


— Вы говорите о хорошеньких дамах, как об английских лошадях, — с негодованием сказал Грушницкий.

Печорин в своем успешном соблазнении хорошенькой Марии вызывает еще больший хаос, чем с Бэлой. Он огорчает и унижает семью Лиговских и их окружение и, по иронии судьбы, стреляет в юного Грушницкого в драматической сцене дуэли.

4) Вера: стабильно

Во время Лиговского эпизода Печорин снова встречает свою старую возлюбленную Веру. Внимательный читатель понимает, что здесь действует настоящая любовь. Печорин мог легко сбежать с ней и найти мир в своих отношениях с ней.

Увы, Печорин думает о дочери княгини, и когда, наконец, мир вокруг него рушится после трагической гибели его противника, и он возвращается к Вере, она исчезает.
Замужняя Вера призналась мужу в любви к Печорину, и когда она уезжает, Пятигорск пытается поймать ее обратно. К сожалению, его измученная лошадь падает под ним, и Печорин не может вернуть единственную настоящую любовь своего сердца.

А может, ради Веры и настоящей Любви так и лучше.

Так что насчет «предчувствия»?

Не знаю, была ли обида, послужившая причиной дуэли писателя Лермонтова с его оппонентом Мартыновым, о романе Сердца, красивой, но жестокой девушки, вызывающей двух юношей друг на друга, но мне нравится думаю так. Лермонтов, предвидящий свою смерть глазами своего собственного творения, становится ли это страшнее?

Иллюстрация: Жан-Леон Жером: Черкешенка

Герой нашего времени Лермонтова (часть II)

Герой нашего времени имеет довольно сложную структуру. Роман действительно представляет собой серию из 5 рассказов: Бела , Максим Максимыч , Тамань , Княжна Марья и Фаталист . (Очень короткий раздел Введение в журнал Печорина помещен между двумя рассказами Максим Максимыч и Тамань . ) В своем переводе Набоков подробно описывает последовательность этих рассказов и размещает в хронологическом порядке истории Тамань , Княжна Марья , Фаталист , Бэла и Максим Максимыч . Структура романа (порядок рассказов) — довольно важный вопрос, поскольку лермонтовская последовательность представляет Печорина несколько иначе, чем если бы мы читали, скажем, рассказы в хронологическом порядке. Еще одним интересным фактором в структуре романа является то, что в нем есть ряд рассказчиков. Первый рассказчик — безымянный путешественник, встречающий на Южном Кавказе солдата Максима Максимыча. Максимыч развлекает путника рассказом Бела  и именно в этом рассказе представлен персонаж Печорина. Таким образом, мы впервые видим Печорина глазами Максима, а Максим, как выясняется, скорее восхищается Печориным.

Максим Максимыч и путешественник снова встречаются во второй главе, Максим Максимыч , и в этот момент эти два персонажа также встречаются с Печориным. Стремление путешественника встретиться с Печориным сочетается с нашим собственным интересом к персонажу, которого мы видели до сих пор лишь издалека. Но встреча Максима и Печорина, как она есть, разочаровывает старшего солдата. Печорин ненадолго появляется и отбрасывает свои тетради, прежде чем отправиться за новыми приключениями. Путешественник берет тетради и последние три главы или истории из Герой Наше время — это разделы из журналов Печорина.

Построив роман таким образом, мы видим Печорина сначала глазами Максима Максимыча, закаленного кадрового солдата средних лет, который гордится тем, что служил под командованием легендарного генерала Ермолова и чтит память молодого офицера Печорина. Максим описывает Печорина путешественнику как уважительного и немного изнеженного человека, который жалуется на холод, но остается смелым и бесстрашным во время охоты на кабана. Максимыч решает, что Печорину « маленький странный », но к моменту окончания сказки Бела Печорин кажется более чем немного странным. Обращение Печорина с Бэлой подчеркивает характерные черты Печорина — эгоизм, скуку и то, как он рассматривает других людей как объекты для своего развлечения.

Второй рассказ, Максим Максимыч , непосредственно вводит Печорина в картину, и этот рассказ дает еще один взгляд на Печорина. Здесь его воспринимают очень несимпатично. Черствый к терпеливому Максиму, жалким жестам дружбы, плоти и крови Печорин легкомыслен, холоден и самовластен. Неспособность оправдать ожидания, созданные в Бэла,  понятно, что отношения Максима и Печорина имели значение только для старшего солдата .

Но к третьему рассказу, Княжна Марья , рассказанному Печориным по брошенным тетрадям, мы видим еще один взгляд на Печорина. Слои его сложной личности отслаиваются через интроспективный фокус блокнотов. Теперь Печорин в своем собственном голосе кажется более чем холодным, более чем странным — он глубоко обеспокоен, крайне деструктивен и к тому же саморазрушителен. Вот Печорин и едет на бал в Пятигорск:

«Неужели, — подумал я, — моя единственная функция на земле — рушить чужие надежды? С тех пор, как я живу и действую, судьба всегда как бы заносит меня в развязку чужих драм, как будто никто не может ни умереть, ни отчаяться без меня! я незаменимая фигура в пятом акте; невольно я играю жалкую роль палача или предателя. Какова может быть цель судьбы в этом? Не было ли оно предназначено мне стать автором буржуазных трагедий и семейных романов или сотрудником какого-нибудь поставщика рассказов для «Библиотеки для чтения»? Откуда знать? Многие ли люди в начале жизни думают окончить ее Александром Македонским или лордом Байроном, а вместо этого сохранить на все время своего существования чин титулярного советника?»

Каждая такая знаковая деталь, как ловелас, Печорин, герой или антигерой лермонтовского романа, должна быть одним из самых захватывающих творений литературы. В каждой истории Печорин оставляет за собой разрушение , но он не только разрушительный, но и загрязняющий. Он по прихоти похищает черкешенку, и побочный эффект этого действия приводит к убийству. Он бездумно гонит свою лошадь до смерти, разбрасывает группу контрабандистов до нищеты или еще хуже, а его удовольствие от манипулирования человеческим поведением заканчивается бессмысленной, бессмысленной смертью другого человека. Кому полезно знать Печорина? И это подводит меня к тому, что безумно, плохо и опасно знать ”идея.

Печорин — идеальный байронический герой (а Байрон упоминается в романе несколько раз), но, по мнению критиков, он также соответствует критериям Лишнего человека — типа архетипического персонажа, выявленного в русской литературе. Честно говоря, у меня с этим проблемы.

Тургенев мастер создания возвышенных образцов Лишнего человека. Рассмотрим Лаврецкого …  в Дом Дворянский  Лаврецкий – неэффективный человек, который везде кажется неуместным. Мир ничуть не изменился бы, если бы Лаврецкого не осталось с планеты. Лаврецкому просто все равно — ни жене, ни друзьям, ни соседям, ни даже своим крепостным, если уж на то пошло. Потом Гончаров Обломов — человек настолько инертный, что счастлив провести свою жизнь в халате.

Общие характеристики Байронического героя и Лишнего человека не обязательно исключают друг друга (например, мужчины, не вписывающиеся в общество), но в то же время трудно представить персонажа, охватывающего обе категории. Если в Лаврецком или Обломове нельзя видеть ничего, кроме Лишних Людей, то Печорин кажется совершенно другой породой. Он разрушительная сила, и все, к кому он прикасается, так или иначе страдают от отношений. Деструктивное и неэффективное поведение являются взаимоисключающими , поэтому я считаю Печорина байроническим героем, а не Лишним человеком. Вот Печорин в ночь перед дуэлью, когда он размышляет о возможности смерти:

Если мне умереть, то я умру! Утрата для мира будет невелика, да и мне самому достаточно скучно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *