План Бедная Лиза (как составить план сочинения)
Сочинения > Сочинение на тему > План Бедная Лиза
Окт 1, 2020 | 0 комментариев
Произведение Карамзина Бедная Лиза проходят на уроках литературы ученики 8 – 9 класса. Чтобы написать сочинение и понять суть повести, ее следует разобрать максимально детально. Поможет в этом план Бедная Лиза.
Цитатный план повести Бедная Лиза
Первым делом следует рассмотреть цитатный план Бедная Лиза. Составить его не составит труда. План повести при этом может выглядеть следующим образом:
✔️ «Жила со своей старой матерью любезная и прекрасная девушка Лиза».
✔️ «Она трудилась, не покладая рук».
✔️ «Лиза ландышами в руках отправилась в столицу».
✔️ «Парень представился Эрастом».
✔️ «Я люблю тебя, моя милая Лиза!».
✔️ «Лиза и Эраст встречаются каждый вечер».
✔️ «Моим супругом ты стать не сможешь».
✔️ «Девушка кидается в объятья любимого».
✔️ «Лиза заметила перемены в Эрасте».
✔️ «Мне придется с тобой ненадолго проститься».
✔️ «Помни о своей милой Лизе».
✔️ «Она заметила Эраста, проезжающего в карете».
✔️ «Лиза, оставь меня в покое».
✔️ «Я не могу так жить!»
✔️ «Она кинулась прямо в воду».
Так выглядит план рассказа Бедная Лиза в цитатах. С его помощью написать подробное сочинение и пересказать произведение сможет каждый учащийся 9 класса.
Бедная Лиза план
Чтобы составить план повести Бедная Лиза, нужно вспомнить все ключевые моменты данного произведения. Именно они и должны входить в основной список. При этом план Карамзина Бедная Лиза может выглядеть следующим образом:
✔️ Как складывается жизнь самой Лизы и ее пожилой мамы после кончины отца.
✔️ Девушка зарабатывает путем сбора и продажи цветов и таким образом сводит концы с концами.
✔️ Встреча с богатым незнакомцем, который дает девушке за цветы крупную сумму денег.
✔️ Визит Эраста в жилище Лизы.
✔️ Ветреный юноша заинтересовался бедной девушкой.
✔️ Встречи Лизы с ее возлюбленным.
✔️ Сватовство богатого мужчины.
✔️ Эраст дает Лизе обещание, что возьмет ее в законные супруги.
✔️ Чувства возлюбленного охладевают.
✔️ Эраст сообщает, что идет на службу в армию.
✔️ Встречи с возлюбленным прекращаются.
✔️ Девушка случайно замечает, что ее любимый проезжает в карете.
✔️ Эраст говорит Лизе, что помолвлен.
✔️ Бедная девушка не может совладать со своими эмоциями и решает утопиться.
✔️ Спасти Лизу не смогли.
✔️ Погибает мать девушки.
✔️ Ветреный Эраст всю жизнь проживает несчастливо.
План повести Бедная Лиза можно составить самостоятельно, опираясь на вышеперечисленные примеры. Главное, учесть все основные моменты и вспомнить те детали, которые в произведении вызвали особые эмоции. Таким образом удастся охватить максимум важной информации. Естественно, что план в таком случае получится детальным и позволит получить исчерпывающие сведения.
В дальнейшем его можно будет использовать при пересказе повести или написании сочинения.
План характеристика эраста бедная лиза. Характеристика и образ эраста в повести бедная лиза карамзина сочинение
Эраст был богатым молодым дворянином, пресыщенным и уставшим от жизни. Он имел неплохие задатки и по мере сил старался быть честным; по крайней мере, он понимал, что делает искренне, а что нет. Можно сказать, что богатство испортило его, потому что он ни в чём себе привык не отказывать. Точно так же, когда он увлёкся бедной девушкой из московского пригорода, он приложил все усилия, чтобы завоевать её расположение и расположение её матери.
Он плохо понимал себя и считал, что сентиментальная влюблённость в бедную девушку, столь красивую и неиспорченную, поможет ему уйти от скуки и пустой выхолощенной жизни в столице. Он читал иностранные сентиментальные повести и нафантазировал себе тихую пасторальную любовь к крестьянской девушке. Какое-то время он был вполне счастлив этой игрой и упивался ею, тем более что Лиза откликнулась на его ухаживания со всей горячностью первой любви.
Но проходило время, и игра стала утомлять Эраста, он оказался не готов бросить своё богатство, к тому же его стали преследовать денежные неудачи. Прекрасно понимая, что он поступает подло, он придумал историю про то, что уходит на войну, а сам женился на богатой женщине, чтобы поправить своё состояние. То, что он сделал свой жизненный выбор между деньгами и сердечным счастьем вполне обдуманно и понимал, что именно делает, показывает его реакция на самоубийство Лизы. Попытка уговорить её и откупиться оказалась безнадёжной, и Эраст остался на всю жизнь несчастлив, потому что он не был злым и циничным человеком, просто ему не хватило душевных сил пойти с Лизой до конца и полностью переменить свою жизнь.
Повесть «Бедная Лиза» — произведение сентиментализма, потому что оно построено на раскрытии особенностей человеческой души, внимании к личности человека; герои повести — простые люди, крестьянки и дворянин; автор проявляет большое внимание к природе, одухотворяет её; язык повести приближается к разговорному языку образованного общества того времени.
Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Характеристика Эраста (по повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина) сочинение, статья, краткое содержание, анализ, биография, тест, пересказ, литература уже в твоих закладках.
> > Характеристика Эраста (по повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина) сочинение, статья, краткое содержание, анализ, биография, тест, пересказ, литератураДополнительные сочинения по данной теме
Анализ произведения Эта повесть является одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе XVIII века. Сюжет ее был не новым, так как не раз встречался у отечественных и иностранных романистов. Но определяющую роль в повести Карамзина играют чувства. Одним из главных героев произведения становится повествователь, рассказывающий с безмерной грустью и. сочувствием о судьбе девушки. Введение образа сентиментального повествователя оказалось новаторством Карамзина в русской литературе, так как раньше рассказчик оставался как бы в
Начинается она со слов Карамзина: “Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…”
От эпиграфа переходим к размышлениям о сущности любви. Ребята читают заранее подготовленные высказывания о любви, отражающие их жизненные позиции, аргументируют свою точку Татьяна Алексеевна ИГНАТЕНКО (1983) — учитель русского языка и литературы. Живёт в станице Новоминская Каневского района Краснодарского края. Работа с повестью «Бедная Лиза» рассчитана на два урока. Начинается она со слов Карамзина: “Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…” От эпиграфа переходим к размышлениям
Карамзин описывал отношения Лизы и Эраста в пасторальных, идиллических тонах, подчеркивая, что трагический конец их отношений — результат сложившихся обстоятельств и легкомысленного характера главного героя, и причина вовсе не в социальном неравенстве.
Эраст — «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы», но «слабым и ветреным сердцем». «Он вел Рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии».
Вначале Эраст думал только о «чистых радостях» и хотел «жить с Лизою как брат с сестрою», Лиза — молодая невинная девушка, живущая под Москвой одна с матерью, которая постоянно проливала слёзы по рано умершему мужу, а Лизе приходилось выполнять всю работу по дому и ухаживать за нею. Лиза была очень честная и наивная, она привыкла верить людям, у неё был цельный характер, то есть если она отдавалась какому-либо чувству или делу, то совершала это действие полностью, до конца. Вместе с этим она совершенно не знала жизни,
Н.
М. Карамзин является ярким представителем сентиментализма — течения, возникшего в европейской культуре во второй половине XVIII века. К тому времени стало понятно, что невозможно переделать мир по законам разума, что между действительностью и мечтой чаще всего возникает конфликт, который человек преодолеть не в силах. Сентименталисты верили в то, что все пороки человека коренятся в негативном влиянии общества, а личность изначально морально чиста и нравственна. Прислушиваясь к себе, наблюдая заН.М. Карамзин написал чрезвычайно трогательную и драматичную историю о простой и вместе с тем вековечной ситуации: она любит, а он — нет. Но прежде чем отвечать на вопрос о том, какова характеристика Лизы из повести «Бедная Лиза», нужно, по крайней мере, хотя бы немного освежить в памяти сюжет произведения.
Сюжет
Лиза — сирота. Оставшись без отца, она вынуждена пойти работать: продавать цветы в городе. Девушка очень молода и наивна. В один из своих «рабочих дней» Лиза увидела в городе молодого человека (Эраста), который купил у нее цветы, заплатив в 20 раз больше, чем они стоят.
Эраст сказал при этом, что эти руки должны собирать цветы только для него. Правда, на следующий день он не явился. Лиза расстроилась (как и все молоденькие девочки, она была очень падка на комплименты). Зато на следующий день Эраст сам навестил Лизу у нее дома и даже поговорил с ее матерью. Старушке-матери молодой мужчина показался очень приятным и вежливым.
Так все и продолжалось какое-то время. Эраст упивался девственностью и непорочностью Лизы, а она (крестьянская девушка 19 века) была просто ошеломлена ухаживаниями молодого красивого дворянина.
Переломный момент в отношениях наступил тогда, когда Лиза сказала о своем возможном скором замужестве. Она была расстроена и подавлена, но Эраст ее успокоил и расписал ей будущее и сказал, что небо над ними будет в алмазах.
Лиза немного повеселела — поверила Эрасту и на волне облегчения подарила ему свою невинность. Как и следовало ожидать, характер встреч изменился. Теперь Эраст снова и снова овладевал девушкой, уже без зазрения совести используя ее для своих нужд.
Потом и Лиза, и отношения с ней Эрасту наскучили, и он решил сбежать от всей это тягомотины в армию, где не служил Отечеству, а стремительно проматывал свое состояние.
Вернувшись из армии, Эраст, конечно, ни полслова не сказал Лизе об этом, она сама как-то увидела его на улице в карете. Бросилась к нему, но после не очень приятного разговора, случившегося между ними, бывший возлюбленный выставил Лизу за дверь, сунув деньги.
Лиза от такого огорчения пошла и утопилась в пруду. Старушка-мать последовала за ней в как только она узнала о гибели дочери, то ее сразу же хватил удар, и она скончалась.
Теперь мы готовы ответить на вопрос о том, какова же характеристика Лизы из повести «Бедная Лиза».
Характер Лизы
Лиза фактически была ребенком, несмотря на то, что ей пришлось рано пойти работать, так как ее отец умер. Но жизни она не успела научиться как следует. Неопытность девушки и привлекла молодого поверхностного дворянина, видящего цель своей жизни в наслаждении.
В этом ряду находится и бедная Лиза с ее восхищением. Эрасту очень льстило отношение такой молодой и такой свежей девушки, а она была наивна до крайности. Принимала отношение молодого повесы за чистую монету, а это все была игра от скуки на самом деле. Как знать, может быть, даже Лиза втайне надеялась на положение барыни со временем. Из других ее качеств характера стоит отметить доброту и непосредственность.
Возможно, мы описали не все грани личности главной героини, но, как кажется, здесь достаточно информации, чтобы характеристика Лизы из повести «Бедная Лиза» была понятной и охватывающей самую суть ее существа.
Эраст и его внутреннее содержание
Второе главное действующее лицо повести — Эраст — это типичный эстетик и гедонист. Он живет только за тем, чтобы наслаждаться. У него есть ум. Он мог бы быть блестяще образован, но вместо этого молодой барин просто прожигает свою жизнь, а Лиза для него — развлечение. Пока она была чиста и непорочна, девушка интересовала Эраста, как увлекает орнитолога недавно открытый им вид птиц, когда же Лиза сдалась Эрасту, то стала такой же, как все, а значит, ему стало скучно, и он, гонимый жаждой наслаждения, двинулся дальше, не особенно задумываясь о последствиях своего мерзкого поведения.
Хотя неэтичным поведение молодого человека становится только сквозь призму определенных моральных ценностей. Если же человек беспринципен (каким и был Эраст), то он даже не может почувствовать ту долю низости, которая содержится в его поступках.
Человек, ищущий в жизни только удовольствий, поверхностен по определению. Он не способен на глубокие чувства. И, конечно, он приспособленец, что и доказывает брак Эраста ради денег с уже немолодой вдовой.
Противостояние Лизы и Эраста как борьба света и тени, добра и зла
На первый взгляд кажется, что Лиза и Эраст — это как день и ночь или добро и зло. Соответственно, характеристика Лизы из повести «Бедная Лиза» и характеристика Эраста умышленно противопоставлены автором повести, но это не совсем так.
Если образ Лизы — это добро, то такое добро не нужно ни миру, ни людям. Оно просто нежизнеспособно. Тем не менее, в общем хорошо написана (хоть и слегка сентиментальна) повесть «Бедная Лиза». Характеристика Лизы, которая может ее исчерпывающе определить, — это наивность, доходящая до глупости.
Но это не ее вина, ибо речь идет о крестьянской девушке 19 века.
Эраст тоже не есть зло в чистом виде. Для зла нужна сила характера, а ею молодой дворянин не наделен, к его сожалению. Эраст — просто инфантильный мальчик, бегущий от ответственности. Он совершенно пуст и бессодержателен. Его поведение омерзительно, но злым его назвать трудно, а уж тем более воплощением зла. Это все, что нам открыла повесть «Бедная Лиза». Характеристика Эраста приведена более чем исчерпывающая.
Повесть Карамзина «Бедная Лиза» — одно из самых известных произведений эпохи романтизма. Трагичность повествования не оставляет равнодушными читателей любых возрастов, а актуальность темы очевидна и сегодня. Центральным персонажем произведения является Эраст — он и источник всех бед, и воплощение авторской мысли.
Эраст — представитель типичного молодого дворянства. Он полон романтики и любви, полон иллюзий и надежд на будущее. Ему кажется, что он способен сломать устоявшиеся традиции и сможет пойти и против семьи, и против друзей ради своей любви.
Однако на деле он оказывается гораздо слабее, чем представляет себя сам, сдается под натиском первых же жизненных трудностей. Переоценить роль Эраст в сюжете невозможно, поскольку именно его характер, его внутренние черты определяют сюжет и делают любую другую концовку попросту невозможной.
Характеристика героя
Основные черты героя достаточно противоречивы, автор не рисует его исключительно коварным соблазнителем и беспринципным мужчиной. К отрицательным чертам Эраста можно отнести его ветреность и неспособность держать собственное слово. Также автор резко осуждает его самообман: уходя на войну, он оправдывает этим свою холодность к девушке, однако и здесь не проявляет себя, а только играет в картах и развлекается с друзьями. Эраст не имеет силы воли, чтобы преодолевать жизненные трудности и выбирает самый простой путь: вместо того, чтобы упорно трудиться, он просто женится на богатой пожилой вдове, не думая о последствиях для других. Еще одно резко отрицательное качество Эраста — его убежденность в том, что деньги могут помочь израненному сердцу девушки.
Однако есть в этом мужчине положительные черты. Прежде всего, это искренность. Он действительно любил Лизу, хотя и не смог признаться в охлаждении собственной страсти. Он искренне верит в то, что они вдвоем смогут преодолеть социальные преграды и все трудности неравенства. Предлагая Лизе деньги, он также убежден, что это может пойти ей на пользу. Злобы в его действиях, обмана и коварства фактически нет. Именно поэтому воспринимать Эраста только как негативного персонажа невозможно. О том, что его положительные черты, его совесть и его сострадание «живы» говорит и финал: до конца жизни он будет страдать из-за того зла, которому стал виной. Такой психологический портрет достаточно сложен и многогранен, он фактически определяет весь сюжет. В целом же персонажа сам автор характеризует как героя не плохого, но испорченного устаревшими порядками и дворянский жизнью.
Образ героя в произведении
В произведении Карамзина Эраст становится воплощением сразу двух важнейших тем, заложенных автором в сам сюжет и в его скрытый смысл.
В первую очередь через действия романтического героя выражается противоречие между естественными чувствами и искусственно созданными законами, в том числе социальными. Эраст практически полностью создан из этих противоречий, и его судьба становится демонстрацией того, почему чаще всего побеждают законы человека, а не законы природы. Над Эрастом берет верх жажда финансового благополучия и социального признания, естественные порывы собственной души ему приходится отодвинуть на второй план. Как результат — глубокие душевные страдания, которые происходят из неестественности подобных отношений между людьми.
Что немаловажно, через образ Эраста Карамзин выражает собственную позицию к подобным представителям дворянства. С одной стороны, он осуждает их морально, обрекает на муки совести и не позволяет спокойно примириться с собственными слабостями. С другой стороны, эстетически автор оправдывает героя, показывая, что он не является виновником сложившихся обстоятельств, а скорее их заложником.
Такая позиция была отмечена не только литературоведами, но и соотечественниками. Сразу после публикации повести имя Эраст стало максимально популярным среди людей высшего сословия.
Очень важна роль Эраста и в истории русского романтизма в целом. Он стал первым центральным персонажем, который воплотил в себе образ так называемого «лишнего человека». После этого подобные персонажи появлялись у большинства авторов, однако основоположником такого направления считается именно Кармазин.
Повесть «Бедная Лиза», ставшая образцом сентиментальной прозы, была выпущена Николаем Михайловичем Карамзиным в 1792 году в издании «Московский журнал». Стоит отметить Карамзина как заслуженного реформатора русского языка и одного из самых высокообразованных россиян своего времени — это важный аспект, позволяющий в дальнейшем оценить успех повести. Во-первых, развитие русской литературы имело «догоняющий» характер, так как она отставала от европейской примерно на 90-100 лет. В то время как на западе вовсю писали и читали сентиментальные романы, в России еще складывали неуклюжие классические оды и драмы.
Прогрессивность Карамзина как литератора состояла в том, чтобы «привезти» из Европы на родину сентиментальные жанры и выработать стиль и язык для дальнейшего написания таких произведений.
Во-вторых, освоение литературы конца 18 века публикой было таким, что сначала для общества писали, как жить, а затем общество стало жить по написанному. То есть, до сентиментальной повести люди читали в основном житийную или церковную литературу, где не было ни живых персонажей, ни живой речи, а герои сентиментальной повести — такие как Лиза — дали светским барышням настоящий сценарий жизни, путеводитель чувств.
Карамзин привез сюжет о бедной Лизе из своих многочисленных поездок — с 1789 по 1790 годы он побывал в Германии, Англии, Франции, Швейцарии (родиной сентиментализма считается именно Англия), а по возвращении опубликовал новую революционную повесть в собственном журнале.
«Бедная Лиза» — не оригинальное произведение, так как его сюжет Карамзин адаптировал для русской почвы, взяв его из европейской литературы.
Речь не идет о конкретном произведении и плагиате — таких европейских повестей было множество. К тому же автор создал атмосферу удивительной подлинности, нарисовав себя в качестве одного из героев повести и мастерски описав обстановку событий.
Согласно воспоминаниям современников, вскоре после возвращения из путешествия писатель жил на даче неподалеку от Симонова монастыря, в живописном спокойном месте. Описанная автором обстановка реальна — читатели узнавали и окрестности монастыря, и «лизин пруд», и это способствовало тому, что сюжет воспринялся как достоверный, а герои — как реально существовавшие люди.
Анализ произведения
Сюжет повести
Сюжет повести — любовный и, по признанию автора, донельзя простой. Крестьянская девушка Лиза (отец был зажиточным крестьянином, но после его смерти хозяйство в упадке и девушке приходится зарабатывать продажей рукоделия и цветов) живет на лоне природы со старой матушкой. В городе, кажущемся ей громадным и чужим, она встречает молодого дворянина Эраста.
Молодые люди влюбляются — Эраст от скуки, навеянной удовольствиями и дворянским образом жизни, а Лиза — впервые, со всей простой, пылкостью и естественностью «природного человека». Эраст пользуется доверчивостью девушки и овладевает ею, после чего, естественно, начинает тяготиться обществом девушки. Дворянин уезжает на войну, где проигрывает все свое состояние в карты. Выходом из положения становится женитьба на богатой вдове. Лиза узнает об этом и кончает жизнь самоубийством, бросаясь в пруд, недалеко от Симонова монастыря. Автор, которому рассказали эту историю, не может вспоминать бедную Лизу без святых слез сожаления.
Карамзин впервые из русских писателей развязал конфликт произведения гибелью героини — так, как, скорее всего, было бы и в реальности.
Конечно, несмотря на прогрессивность повести Карамзина, его герои существенно отличаются от настоящих людей, они идеализированы и приукрашены. Особенно это касается крестьян — Лиза не похожа на крестьянку. Вряд ли тяжелый труд способствовал бы тому, что она оставалась «чувствительной и доброй», вряд ли она вела сама с собой внутренние диалоги изящным слогом, да и поддержать разговор с дворянином она вряд ли могла бы.
Тем не менее, это и есть первый тезис повести — «и крестьянки любить умеют».
Главные герои
Лиза
Центральная героиня повести Лиза — воплощенная чувствительность, пылкость и горячность. Её ум, доброта и нежность, подчеркивает автор, — от природы. Повстречав Эраста, она начинает мечтать не о том, что он, как прекрасный принц, уведет её в свой мир, а о том, чтобы он был простым крестьянином или пастухом — это и уравняло бы их, и позволило быть вместе.
Эраст отличается от Лизы не только по социальному признаку, но и по характеру. Возможно, говорит автор, его испортил свет — он ведет типичный для офицера и дворянина образ жизни — ищет удовольствий и, найдя их, охладевает к жизни. Эраст и умен, и добр, но слаб, неспособен на поступки — такой герой тоже появляется в русской литературе впервые, тип «разочарованного жизни аристократа». Поначалу Эраст искренен в своем любовном порыве — он не лжет, когда говорит Лизе о любви, и получается, что он тоже жертва обстоятельств.
Он не выдерживает испытания любовью, не разрешает ситуации «по-мужски», но испытывает искреннее терзание после случившегося. Ведь именно он, якобы, рассказал автору историю о бедной Лизе и привел его к Лизиной могиле.
Эраст предопределил появление в русской литературе ряда героев типа «лишних людей» — слабых и неспособных на ключевые решения.
Карамзин использует «говорящие имена». В случае с Лизой выбор имени оказался «с двойным дном». Дело в том, что классическая литература предусматривала приемы типизации, и имя Лиза должно было означать шаловливого, кокетливого, легкомысленного персонажа. Такое имя могла иметь горничная-хохотушка — хитрый персонаж комедии, склонный к любовным приключениям, отнюдь не невинный. Выбрав такое имя для своей героини, Карамзин разрушил классическую типизацию и создал новую. Он выстроил новую зависимость между именем, характером и действиями героя и наметил путь к психологизму в литературе.
Имя Эраст также выбрано не случайно. Оно означает с греческого «прелестный».
Его роковая прелесть, потребность в новизне впечатлений заманили и погубили несчастную девушку. Но Эраст будет корить себя до конца жизни.
Постоянно напоминая читателю о своей реакции на происходящее («с грустью вспоминаю…», «слезы катятся по лицу моему, читатель….»), автор организует повествование так, что оно приобретает лиричность и чувствительность.
Тематика, конфликт повести
Повесть Карамзина затрагивает несколько тем:
- Тема идеализации крестьянской среды, идеальности жизни на природе. Главная героиня — дитя природы, а потому она по умолчанию не может быть злой, безнравственной, бесчувственной. Девушка воплощает в себе простоту и невинность вследствие того, что она из крестьянской семьи, где хранятся вечные нравственные ценности.
- Тема любви и предательства. Автор воспевает красоту искренних чувств и с горестью рассказывает об обреченности любви, не подкрепленной разумом.
- Тема противопоставления деревни и города. Город оказывается злом, большой недоброй силой, способной сломать чистое существо из природы (мать Лизы интуитивно чувствует эту злую силу и молится за дочь каждый раз, когда она уходит в город продавать цветы или ягоды).

- Тема «маленького человека». Социальное неравенство, уверен автор (и в этом очевидный проблеск реализма) не приводит к счастью влюбленных из разных слоев. Такая любовь обречена.
Основной конфликт повести социальный, ведь именно из-за пропасти между богатством и бедностью гибнет любовь героев, а затем и героиня. Автор превозносит чувствительность как высшую ценность человека, утверждает культ чувств в противовес культу разума.
Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII веке в России, ярчайшим представителем,которого стал Н.М. Карамзин. Писатели – сентименталисты проявляли интерес к изображению обыкновенных людей и обыкновенных человеческих чувств.
По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» — «сказка весьма не замысловатая».
Сюжет повести прост. Это история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста.
Эраст – светский молодой человек «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным».
Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою».
Эраст «читывал романы идиллии» и мечтал о том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизациями, жили беспечно на лоне природы. Думая только о своем удовольствии, он «искал его в забавах».
С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую
«дочь природы» — крестьянку Лизу. Он решил, что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало».
Чувственность – высшая ценность сентиментализма — толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картина чистой первой влюбленности нарисована в повести очень трогательно.
Эраст восхищается своей « пастушкой». «Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Но когда Лиза отдается ему, пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней.
Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое состояние и, в конце концов, женится на богатой вдове.А обманутая в лучших надеждах и чувствах Лиза забывает душу свою» — бросается в пруд около Си…нова монастыря. Эраст тоже наказан за свое решение оставить Лизу: он будет вечно корить себя за ее смерть. «Он не мог утешиться и почитал себя убийцею». Их встреча, «примирение» возможна лишь на небесах.
Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой очень велика, но Лиза в повести меньше всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на сентиментальных романах.
Существовало множество произведений, подобных этой повести. Например: «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Барышня – крестьянка». Это произведения А.С. Пушкина; «Воскресенье» Л.Т. Толстого. Но именно в этой повести зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы.
Огромным успехом у русских читателей начала XIX века пользовалась повесть Карамзина «Бедная Лиза», оказавшая существенное влияние на становление и развитие новой русской литературы. Сюжет этой повести очень простой: он сводится к печальной истории любви…
1. Литературное направление «сентиментализм». 2. Особенности сюжета произведения. 3. Образ главной героини. 4. Образ «злодея» Эраста. В литературе второй половины XVIII — начала XIX веков было очень популярно литературное направление «сентиментализм»….
Как и в прежние годы, с маленькой котомкой за плечами Карамзин на целые дни уходил бродить без цели и плана по милым подмосковным лесам и полям, подступившим вплотную к заставам белокаменной. Особенно привлекли его окрестности старого монастыря, который…
Обучение | Ребекка Пяткевич, к.м.н.
Аудитории предназначены для постановки вопросов. Когда? Где? Как? Почему? Что? Что еще? Ответы — важные ступеньки, но они лишь предварительные, это замаскированные вопросы.
Независимо от того, преподаю ли я литературу или язык, метапринцип, лежащий в основе моего подхода к работе в классе, заключается в поиске вопросов. Я учу — или, вернее, создаю атмосферу, в которой мои ученики ломают голову над употреблением родительного падежа, или о том, какое отношение карамзинская (бедная) Лиза может иметь к героиням Петрушевской, а может и не иметь. Но усвоение материала любого данного курса — это только часть цели; в конечном счете, обучая своих студентов, я стремлюсь научить их смотреть на вещи несколько раз, рассматривать неортодоксальные подходы, привыкать к неопределенности, угадывать, пробовать. На уроках иностранных языков, будь то первый или четвертый курс, это происходит на самом буквальном уровне — через сложности русского синтаксиса, его нелинейные логические изгибы мои ученики учатся мыслить по-другому. По сути, они учатся по-другому отвечать на вопросы и задавать их, что в конечном итоге сводится к тому, чтобы задавать совершенно разные вопросы.
На уроках литературы они сталкиваются с пересечением вымышленного мира с нашим, с тем, как слова сами по себе создают неопределенность, требуют множественных интерпретаций и, таким образом, требуют все новых и новых уровней вопросов.
Это сложная программа как для моих учеников, так и для меня. Это требует от них, потому что я считаю, что мои ученики умные, независимые, целеустремленные личности, способные к тяжелой работе и огромной проницательности. Я стараюсь передать своим ученикам свое непоколебимое уважение к ним как к ученым и как к людям. Точно так же я считаю своим долгом поддерживать разумность задач в рамках семестра и следить за тем, чтобы мои студенты знали, что у них есть все инструменты, необходимые для решения этой задачи. Поскольку такая структура вызывает сильное беспокойство, я также стараюсь создать приветливую, уважительную атмосферу, структурировать задания таким образом, чтобы они были интересными, когда это уместно, и полными энтузиазма общих открытий, когда это возможно.
Это происходит как в классе, так и за его пределами. Я стараюсь дать каждому учащемуся индивидуальную поддержку, которая ему может понадобиться для достижения успеха. Мне неоднократно удавалось помочь ученикам, которые отстают в учебе, догнать своих одноклассников.
Поскольку я соратник и союзник своих учеников, моей главной заботой, будь то составление программы или плана урока, является опыт, который мои ученики получат в классе. Поскольку обучение происходит лучше всего, когда учащиеся активно участвуют в синтезе, рекомбинации и производстве материала, преподавание для меня состоит в том, чтобы быть помощником, проводником и лидером, а не неоспоримым и единственным источником информации в классе. Это ни в коем случае не пассивная роль. На языковых занятиях я сосредотачиваюсь на том, чтобы учащиеся получили как можно больше текста и контекста для работы, и вовлекаю их в серию упражнений, где они пробуют свой язык друг на друге. На уроках литературы я стараюсь структурировать обсуждения и письменные задания так, чтобы ученики ушли не только с прочитанной великой литературой, и не только с наброском общего повествования, в рамках которого можно контекстуализировать тексты, но также с инструментами и желанием ставить новые вопросы, выходить за рамки этого самого нарратива.
Само собой разумеется, что я не могу надеяться повлиять на своих учеников, если не буду демонстрировать им тот самый энтузиазм, стремление и вопрошание, которых я от них требую. Я стараюсь постоянно информировать свое преподавание о новых подходах и корректировать его по мере необходимости, чтобы лучше служить определенной группе студентов или определенному контексту. Я не перерабатываю старые планы уроков или упражнения; даже когда я преподаю материал несколько раз, я нахожу время, чтобы взглянуть на него свежим взглядом, чтобы разработать новые способы представления и новые упражнения. Когда это возможно, я стараюсь получать информацию, читая о соответствующей педагогике и посещая семинары, связанные с преподаванием.
Преподавание остается в центре моей личности. В то время, когда науки, кажется, получают все большее распространение в качестве областей исследования и когда скорость жизни оставляет мало места для размышлений (а не просто для реакции) на поток информации, который бомбардирует нас, обучение студентов сложностям представительство важнее, чем когда-либо.
Каким был Достоевский в свое время?
Через двести лет после своего рождения Достоевский (1821-1881) считается одним из величайших писателей всех времен. Но как его видели в свое время?Ну, Тургенев и Некрасов однажды назвали Достоевского прыщом на лице русской
русской литературы!Все началось с «Бедных людей
»Достоевский в одночасье прославился своей дебютной новеллой « Бедные люди » (1846 г.), название которой оказалось пророческим для его собственной жизни.
Секрет этого успеха заключался в способности Достоевского чувствовать начало новой литературной и общественной эпохи, и он умело на этом играл. Как и всякий русский писатель, он кое-что взял от своих предшественников: название он позаимствовал у Карамзина.0032 Бедная Лиза , он применил к своим героям пушкинское сострадание и использовал таких же главных героев, как Гоголь в своих петербургских рассказах. Так Достоевский написал первый русский роман в сентиментально-натуралистическом жанре.
Роман хвалили все, включая Некрасова и Тургенева, а Достоевского превозносили как следующего крупного русского писателя. Понятно, что внезапный успех немного вскружил ему голову, ведь он был еще совсем молод. У Достоевского была сильная потребность в любви и принятии в сочетании с тенденцией высокого мнения о себе. Встретив на модном балу в 1846 году симпатичную поклонницу, Достоевский, видимо, не выдержал своих эмоций и упал в обморок, из-за чего Некрасов и Тургенев подшучивали над ним.
Тем не менее этому прыщику суждено было стать лицом русской литературы.
Сибирь и литературное возвращение
Несмотря на столь стремительный старт, Достоевский в течение нескольких лет после публикации « Бедняков » боролся за то, чтобы найти свое место в феноменальном мире русской литературы. Его вторую повесть «Двойник » критиковали за то, что она слишком «гоголевская». В 1849 году его литературная карьера была безжалостно прервана, когда он был арестован за «заговор против режима» и приговорен к четырем суровым годам каторжных работ в Сибири.
После этого испытания он начал свою писательскую карьеру в 1859 году с двумя соавторами медиков: Дядюшкин сон и Деревня Степанчиково . Ни один из них не был очень успешным. Его настоящее возвращение произошло в 1862 году с полуавтобиографическим романом «Мертвый дом » о тюремной жизни в Сибири.
Преступление и наказание
В 1866 году Россия находилась во власти Преступления и наказания , печаталась частями в литературном журнале «Русский Вестник », в котором одновременно была опубликована «Война и мир» Толстого *. Теперь Достоевский наконец достиг литературной вершины, хотя и должен был разделить ее с Толстым и Тургеневым.
Большую часть времени у него было так много долгов, что ему приходилось писать, чтобы заработать деньги. Что еще хуже, он просил у своих издателей авансы на будущую работу, а взамен сталкивался с невозможными сроками. Он завидовал своим конкурентам и представлял, как они живут в роскоши и пишут только тогда, когда им этого хочется.
Впрочем, его творчество от этого точно не страдало, и он писал шедевр за шедевром: Идиот , Демоны , Братья Карамазовы .
Дневник писателя
Между 1873 и 1881 годами Достоевский написал больше личных эссе для своего Дневника писателя , который был опубликован в различных журналах. Через Дневник , который был очень популярен, публика лучше узнала личность Достоевского и приобрела ему новых поклонников, особенно среди молодежи. Он писал о статьях, которые читал в газетах, о политической ситуации, религии, литературе и своей личной жизни. Это была прелюдия к The Brothers 9.0032 Карамазов , в котором соединились все его идеи и взгляды на религию и политику.
Пушкинская речь
К тому времени, как Достоевский закончил писать Братья Карамазовы , он достиг в России пророческого статуса. В своей знаменитой пушкинской речи 1881 года (время, когда страна боролась с террористическими атаками) Достоевский дал ответы, которые народ хотел услышать: у русского народа ключ, и именно русский народ должен был вести Европу.
на свет, а не наоборот. Это был оглушительный успех, и успех осветил последние месяцы его жизни.
Аутсайдер
Достоевский всегда оставался немного аутсайдером и никогда не вписывался в литературные круги своего времени. Из-за своего чувствительного характера он легко обижался, хотя сам регулярно обижал других. Но именно его собственная психологическая борьба и гиперчувствительность дали ему возможность так блестяще изобразить внутреннее смятение своих персонажей.
С Тургеневым и Толстым
Достоевский восхищался стилем письма Тургенева и многими его работами, но обвинял его в слишком западном подходе. Он также не мог забыть инцидент с прыщами, и однажды ему пришлось просить у Тургенева ссуду* после того, как он проиграл все свои деньги в рулетку. В Демоны он мстил Тургеневу и беспощадно пародировал его. Однако он сделал Тургеневу комплимент в своей пушкинской речи, похвалив главную героиню Тургенева Лизу из Дворянского дома .
Он никогда лично не встречался с Толстым (1828-1910), и хотя Толстой был в большей степени славянофилом, как и Достоевский, в большинстве своем не соглашался с его взглядами.
В своем «Дневнике писателя » он однажды написал целый разглагольствования о том, каким глупым был толстовский Левин из «Анна Каренина », потому что он не соглашался с политическими взглядами, которые Толстой дал Левину. Толстой никогда не отвечал открыто, но выражал искреннюю скорбь, когда узнал о смерти Достоевского.
Роль писателя в России XIX века нельзя недооценивать. Три гиганта повлияли на общественное мнение каждый по-своему; это было даже ожидаемо от них. Достоевский подарил русскому народу чувство гордости и надежды на будущее.
*******
*Достоевский и его вторая жена Анна проглотили Войну и мир , но Достоевский скрыл ту часть, в которой Лиза умирает при родах, потому что Анна в это время была беременна. Она была очень расстроена из-за того, что ее муж потерял его! Интересно, как он объяснил ее внезапное отсутствие и то, что Андрей вдруг стал кандидатом в жены для Наташи 😉
** Он попросил у Тургенева 100 талеров, а Тургенев прислал ему 50.

