Басня ворона и лисица по ролям – . . . , , .

Ворона и лисица — басня Крылова. Текст, содержание и мораль басни.

Хитрая Лиса, чтобы добиться своей цели, расхваливает Ворону, явно преувеличивая ее красоту! Вороне очень приятны такие слова, хотя они явно лживы. Она ведет себя глупо, поверив Лисице, так как голосок у Вороны отнюдь не ангельский. Каркнув во все воронье горло, она упустила лакомый кусочек сыра и Лиса его утащила.

Читать басню Ворона и Лисица онлайн

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, —
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит


И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

(Илл. Ирины Петелиной)

Мораль басни Ворона и Лисица

Мораль басни неоднозначна. С одной стороны, лесть — это плохо, но в итоге Лисица осталась победителем! И она так остроумно и игриво себя ведет, что автор ее и не осуждает. Тут каждый для себя решает, где приемлемые границы лести. А вот глупость всегда вдет к поражению.

Пожалуйста, оцените произведение

Подтвердить оценку

Оценка: / 5. Количестов оценок:

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Внимание! Если Вы хотите поменять оценку, не отправляйте отзыв, просто перезагрузите страницу

Отправить

Спасибо за отзыв!

Прочитано 1466 раз(а)

mishka-knizhka.ru

Сценарий пародии на басню Крылова «Ворона и лиса» к 8 марта

ВладимирШебзухов «Басни про лису и ворону»

Ворон и его начальник

Владимир Шебзухов

читает автор
(видео)

Наш ворон, старый друг, нашёл опять кусочек
Такой вот вкусноты, что — от души клевать!
На ель не стал взлетать (чтоб на судьбу нежать),
Вспорхнул и плавно сел на молодой дубочек…

Недолго ждать пришлось плутовки рыжеватой…
Язык Эзопа враз Крыловым подогрев
И старую, как мир, всё ту же песню спев,
Поймала на себе взгляд сверху хитроватый…

Во взгляде был ответ:
Что будет дальше – знаем!
Минует мало лет,
Как басню вновь читаем!

«Но коли так, дружок, тогда послушай новость:
Жена твоя вчера с начальником твоим
В объятиях Любви чуть не сорвалась впропасть!..
Ей крылья подарил тогда Амур свои!..»

Вот тут наш ворон: «КАР-Р-Р!»
И… хоть кричи «ПОЖАР!» —
Вся вкуснота отправилась
Лисице хитрой в дар!

Мораль (не столь печальную)
Не написать не мог:

Не каркай на начальника,
Пока во рту — кусок!

Все навыборы!

Владимир Шебзухов

«Вороне где-то бог послал кусочек сыру…»
Эзоп и Лафонтен давно известны миру.
И дедушка Крылов смог преподать своё…
Спустя столетья, вновь, всё тоже мы поём.

Уж к ворону спешит, дань отдавая предкам,
Плутовка, коль пленит, сыр на еловой ветке…

«Хотел бы ты, чтоб выборы
Мы провели в лесу?»
«Нет, пробежать ей мимо бы! —
Подумал про лису —

Должна уж понимать она,
Коль встречи стали редки!»
Как у лисы, у ворона,
Свои имелись предки.

«У нас же демократия! –
Опять лиса глаголет —
Она лесному братию
Всё высказать позволит!»

Никак не избежать судьбы.
Не умолкает глас –
«Чтоб выборы, хотелось бы,
Прошли в лесу у нас?»

Подумал ворон «Басня – миф!
Коль здесь я промолчу,
То не простит мне коллектив!»
Прокаркал – «Да, хочу!»

Лишь, пожалев о сыре, чуть,
Стал ворон рассуждать:
«Кабы прокаркал «Не хочу!»,
Всё сыра не видать!»

Старая,старая сказка
ВладимирШебзухов

Ворона набожной была,
Посты со строгостью блюла.

В час разговения, нашла
Вновь сыр, и волю дав крылам
Вспорхнула, дабы вкусно съесть.

Едва на ель сумев присесть,
Как вдруг… (Читатель догадался)
Под елью глас лисы раздался:

«Ты думаешь, наверняка;
Я буду у тебя просить,
Дабы смогла ты клюв раскрыть…
Что не удастся мне никак —
Ни так, ни сяк уговорить!
Отнюдь…
Я к вере, наконец, пришла!
Прозреть — не дале, как вчера,
Со мной такое приключилось…
Покаяться пришла пора!»

Глаза вороны заискрились…
Прокаркала – «Аминь, сестра!»(?)

Сюжет, с вороною и сыром,
Останется неповторимым.
Но хочется нам в басне сей,
Поверить в искренность… друзей!

Уж сколько разтвердили миру

Владимир Шебзухов

«Я виновата пред тобой! —
Призналась вдруг лиса
Знакомой птице над главой.
(Сей басни нет конца)
Сидела снова на суку,
Держа во клюве сыр.

— Я спать спокойно не могу,
Весь сказ мой ложью был.
Не так ты вовсе хороша,
Я солгала тебе.
Не стоят перья и гроша.
И шейка, так себе…»

Ворона здесь удивлена,
Аж в клюве сыр дрожал.
«Так значит солгала она!
Напрасен был мой «КАРРР»

«Про голос твой — плутовки глас —
Прошу меня простить,
Но, что-то шепчет мне сейчас,
Не стоит говорить!»

Глаза вороньи в зареве!
«Да нет уж, договаривай!»

Как тут ворону не понять.
А далее ясна картина…

Ведь сколько раз твердили миру,
Подумай, прежде, чем сказать!

melochi-jizni.ru

Урок литературного чтения. И.А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица». 3-й класс

Цели урока: развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

Задачи:

  • Образовательные:
    • ознакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова.
    • формировать умение определять басню как жанр по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность), находить мораль в произведении.
    • формировать творческие способности детей: читать по ролям.
  • Развивающие:
    • развивать умения выделять главное, обобщать полученные знания.
    • развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала.
    • развитие речи учащихся.
  • Воспитательные:
    • сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
    • воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1 часть 3 класс, авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др., портрет И.А Крылова, таблица существенных признаков басни, аудиокнига  «Русские народные сказки» часть 12.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний

– Наверное, вы согласитесь, что литература – это волшебная страна. Авторы – это волшебники. У каждого волшебника есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера автор может придать слову загадочное значение. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. А вы внимательные читатели?
– Тогда предлагаю вам поработать со словом. Прочитайте слова 1 и 2 го столбиков:

восторгаться              насмехаться
высмеивать                восхищаться
глупый                        лживость
неискренность           неумный

– Из слов 2-го столбика найдите слово, близкое по значению слову восторгаться. (Восхищаться)
– Найдите слово близкое по значению слову высмеивать.  (Насмехаться).
– Найдите синоним слову глупый. (Неумный)
– И последнее слово, для которого мы подберём синоним – неискренность. (Лживость).
– Какие слова можно объяснить так: приходить в восторг, испытывать чувство восхищения, подвергать насмешкам, подшучивать?

IV. Постановка цели

– Сегодня на уроке мы прочитаем басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица», разберёмся, какими человеческими качествами обладает каждый персонаж басни, научимся читать выразительно.

V. Изучение нового материала

 Прослушивание аудиозаписи  «Ворона и Лисица».

– Какие слова были непонятны?

1. Словарная работа.

ПЛЕНИЛ – привлёк внимание, привёл в восторг.
ГНУСНА (ГНУСНЫЙ) – внушающий отвращение, омерзительный.
ЛЕСТЬ – лицемерие, угодливое восхваление.
ЛЬСТЕЦ – льстивый человек.

– Чем интересна басня? (Ученики обмениваются своими впечатлениями).

Учитель  читает басню вслух.

VI. Анализ басни и выделение существенных признаков басни

– Из скольких частей состоит басня? (Из двух частей).
– Чем первая часть отличается от второй части? (В первой части звучит голос автора, во второй части действуют персонажи).
– Найдите строки, которые являются самыми главными.

Ученики читают:

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

–  Можно ли сказать, что эта часть басни содержит поучительный вывод? (Да, можно).
– Ту часть басни, в которой содержится вывод, поучение, называют моралью.
– Что такое мораль? (Поучительный вывод, урок.)
–  Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? («Лисицу сыр пленил».)
–  Что использует Лисица для достижения своей цели? Каково её поведение? (Использует лесть,, хвалебные речи. «вертит хвостом… и говорит так сладко, чуть дыша…»).
–  В чём заключается глупость Вороны? (У неё преувеличено самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть: «вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье спёрло».)
–  Можно ли сказать, что Лисица насмехается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любым путём получить сыр. Ворона же принимает похвалы, думает, что всё сказанное Лисицей – истинная правда.)


–  В чём смысл басни? (Надо уметь правильно оценивать свои способности, возможности, внешние данные, чтобы не оказаться на месте Вороны в глупом положении.)
–  Какой можно сделать вывод?

Вывод: верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна (…лесть гнусна, вредна»).

Ученики читают:

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Тот, кто поддаётся лести, выглядит очень смешно и глупо.

VII. Физкультминутка

VIII. Продолжение работы по теме урока

– Хочется ли вам узнать что-то новое о человеке, который писал басни?

– Откройте учебник на странице 132, рассмотрите фотографии.

Рассказ учителя.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля 1768 года. Ваня был очень старательным и любознательным ребёнком. Он без помощи учителей овладел русским языком и математикой, изучил французский и итальянский языки. Но уже в 10 лет он остался без отца и пошёл работать в магистрат, переписывать бумаги. Через 4 года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начал писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Иван Андреевич становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарём. Позже  Крылов работает в публичной библиотеке в Петербурге, занимается литературной деятельностью. К нему приходят успех и признание, он получает различные награды. Иван Андреевич Крылов написал огромное количество басен, которые любят и взрослые и дети.
В чём же его успех? Секрет прост: Крылов очень любил и уважал людей. Хотел, чтобы они стали лучше. Басни его высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, самоуверенность. В возрасте 73 лет Иван Андреевич вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер И.А. Крылов в 1844 году, дожив до глубокой старости.

IX. Закрепление изученного материала

– Что такое басня? (Басня – это краткий рассказ, чаще всего в стихах, поучительного характера.)
– Какова цель басни? (Цель басни: осмеяние недостатков людей, но на примере животных.)
– Итак, из скольких частей состоит басня? (Из двух частей.)
– О чём рассказывается в первой части басни?
– Что содержит вторая часть басни? (Мораль.)
– Какой вывод вы сделали для себя, прочитав басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица»? (Глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести. Верить льстецам нельзя. Лицемерным быть тоже очень плохо.)

1. Запишем в тетрадях:

БАСНЯ

ПОСТРОЕНИЕ

ЗАДАЧА ЖАНРА

1. Случай из жизни, действия персонажей, характеры персонажей

Высмеять недостатки людей.

2. Мораль – поучительный вывод.

2. Характеристика персонажей..

– Давайте вернёмся к началу урока и вспомним слова, с которыми работали.
– Какие из них характеризуют  Лисицу? (Лисица лицемерна, речь её насмешлива. Такими бывают люди, которые ради своей выгоды говорят приятные слова.)
Какие  слова характеризуют Ворону? (Ворона глупа, смешна. И такие люди встречаются в жизни, которые не умеют реально оценивать свои возможности и способности, а верят льстивым речам.)
– Назовите нравственные качества человека, которые высмеивает И.А.Крылов в басне? (Лесть,  лживость, глупость, самоуверенность.)

3. Чтение басни по ролям.

X. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?
– Актуальна ли мораль басни в наше время?
– Чему вас научила эта басня?

Домашнее задание.

Выучить басню наизусть (с. 137-138)

urok.1sept.ru

Ворона и лиса (по басне Крылова)

Май 16, 2016 Liliya Gershenbaum

Все мы знаем басню о вороне и лисе, а знакомили-ли Вы детей с творчеством великого баснописца? Сегодня я предлагаю почитать одну из самых известных басней Крылова и поиграть в нее.

Басня Ворона и лисица читать

 

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, —
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Для начала обсудите с малышом слово «ЛЕСТЬ», почему лисица льстит вороне?

Задайте вопрос ребенку, на чьей он стороне? Недаром говорят про лисичку, что она плутовка, она хитрая и очень сообразительная. А ворона из басни? Она наоборот оказалась глуповатой. Ведь петь красиво она не умела, да и особенной красотой среди птиц не выделяется, ей просто нравилось слушать красивые слова в свой адрес.

На самом деле, вороны очень умные птицы, вот несколько любопытных фактов о воронах:

  1. Вороны умеют имитировать звуки, и даже голос человека.
  2. Вороны хорошие друзья. Если вороне не повезло, и она получила травму, ее товарищи не бросят в беде, они будут обеспечивать едой пострадавшего и заботиться о нем, до полного выздоровления.
  3. Вороны живут семьями и очень преданы второй половинке. Когда маленькие воронята подрастают, они уходят из родительского гнезда и живут в общей стае ворон-одиночек, а вот если вороны находят себе пару, то уж живут с ней всю жизнь.
  4. Вороны очень умны и используют окружающую обстановку в своих целях. Например, Если ворона найдет черствый кусок хлеба, она не будет пытаться его съесть сразу, сначала она размочит хлеб в луже. Но самый интересный случай был замечен в Токио. Там вороны научились колоть орехи с помощью автомобилей. Они слетаются к оживлённому перекрёстку и ждут, когда загорится красный свет. Когда движение на дороге останавливается, вороны слетаются на проезжую часть и кладут на дорогу грецкие орехи, а потом отлетают в сторону. Вновь загорается зеленый свет, и автомобили едут прямо по орехам, тем самым раскалывая их. Когда вновь загорается красный, вороны быстренько слетаются на асфальт и лакомятся орешками.
  5. Удивительно, но вороны безошибочно могут определить, в какой кормушке больше еды, а в какой меньше. Так, например, воронам предлагались кормушки с 14 и 15 жуками в ней, вороны всегда выбирали кормушку, где количество корма больше, в то время, как человек не мог определить где и сколько корма было предложено птице.
  6. Вороны дразнят собак и кошек, любят играть с другими животными, или играть в свои вороньи игры. Представьте себя, вместе с ребенком вороной. Придумайте свою ворнью игру, побегайте и поиграйте с ребенком.

А что вам известно о лисах? Знаешь, почему на самом деле лисичку называют хитрой? Лисы очень сообразительны, при преследовании умеют ловко запутывать следы, так что выследить ее очень сложно.

Вспомните, какие сказки с участием лисы вы знаете. Можно поиграть, как в игру города,по очереди называя сказку, с участием лисы, кто последний не назвал сказку, тот проигрывает.

Попробуйте поставить дома басню «Ворона и Лисица». Эта сказка прекрасна тем, что поставит ее можно даже с самым маленьким ребенком, ведь роль вороны просто и незатейлива – слушать-слушать, в конце каркнуть, уронив сыр плутовке в лапы. Сыр, конечно, должен быть настоящим 

Помоги вороне добраться до сыра

Скачать в полном разрешении можно по прямой ссылке

 

Разгадай ребусы

Эта ссылка доступна по социальному замку

 

Разгадай кроссворд. Скачать в полном разрешении картинку можно здесь

 

По вертикали:

1) Кто первый нашел сыр, в басне Крылова « Ворона и Лисица»?

5) В какой сказке герой убежал и от дедушки и от бабушки, и от зайца, и от волка, и от медведя, и только от лисы ему убежать не удалось?

6) Кто звал друзей на помощь такой песенкой:

«Несет меня лиса

За темные леса,

За синие реки,

За широкие горы,

Кот, дрозд, спасите меня!»?

По горизонтали:

  1. Кто вез лису на спине, когда она приговаривала: «Битый небитого везет»?
  2. Что лиса увидела у вороны в клюве, в басне «Ворона и Лисица»?
  3. Ты знаешь сказку про Людвига 14, лисенка, который не желал быть хитрым? В доме у Ларрсанов был один самый хитрый лис, кто же он?
  4. Кто в итоге полакомился сыром в басне «Ворона и Лисица»?

Ответы на кроссворд тут

 

 

Category: Играем с мамой

Tags: играем с мамой, от трех до пяти, сказкатерапия, сказки для развития детей

igraemsmamoy.info

И.А. Крылов-баснописец. Басня «Ворона и лисица»

Цели: познакомить учащихся с творчеством И.А. Крылова, жанровыми особенностями басни и ролью морали в ней.

Задачи:

  • Совершенствовать навыки правильного, выразительного, осознанного чтения с элементами лингвистического анализа текста.
  • Обогащать словарный запас учащихся.
  • Учить вести диалог, выделять основную мысль в тексте.
  • Развивать творчество и воображение, воспитывать положительные качества личности.

Оборудование: компьютер, проектор, выставка книг И.А. Крылова, карточки с неполным текстом басни, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

(На перемене на экране компьютера слайд 1, см. Приложение 1.)

2. Вступительное слово учителя. Постановка целей урока с опорой на опыт учащихся

Царство басни – очень древнее, по всему миру есть его представительства. В России оно появилось в 18 веке благодаря этому человеку (слайд 2.)

С баснями вы уже познакомились в начальной школе. Вот и сегодня я предлагаю вам, продолжая разговор о творчестве И.А. Крылова, еще раз познакомиться с его, пожалуй, самой известной басней, перечитать ее и попытаться открыть что-то новое в содержании басни и художественных законах этого жанра вообще. Давайте рассмотрим портрет писателя. Мы видим человека с открытым лицом, добрые и проницательные глаза мудрого человека.

Заслушаем сообщения учеников о творчестве И.А. Крылова.

3. Сообщение учеников о творчестве И.А. Крылова

1 ученик. Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года в семье небогатого офицера в Москве. В 1774 году, когда отец будущего писателя вышел в отставку, семья переехала в Тверь. Здесь прошли детские и отроческие годы Крылова.

Воспитанием сына занималась мать. И.А. Крылов сохранил ее образ на всю жизнь и отзывался о ней не только почтительно, но и с особой нежностью. Первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец.

Крылов любил бродить по городу, посещал народные сборища, торговые площади. Дар наблюдательной сосредоточенности появился у него с детства.

2 ученик. Учение давалось Крылову нелегко. Мальчик был исключительно музыкален. Чуткость к иностранным языкам обнаружилась у него с детства. Читательская любознательность была свойственна баснописцу.

В 1778 году умирает отец. Вдова с детьми впадает в крайнюю нужду. Крылов полностью отдается самовоспитанию и самообразованию. Постепенно Крылов становится начитанным человеком, одновременно выработав в себе ценные качества – самостоятельность, практичность. Крылов вступает в самостоятельную жизнь.

3 ученик. В своих баснях И.А. Крылов изображал жизнь и нравы своих современников, их достоинства и недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных, автор высмеивал человеческие пороки (недостатки.) Главный жанровый признак басни – наличие морали (нравоучения, поучения.)

4 ученик. Мы определили, что главный жанровый признак басни – наличие морали. Приведу из толкового словаря В.И. Даля определение слова «мораль».

«Мораль – нравственный, поучительный вывод. Нравоучение, поучение. Совокупность норм поведения людей по отношению к другим людям и обществу».

4. Работа с текстом

(В ходе работы показ слайдов 3 и 4.)

– На партах лежат листы с текстом басни, прочитайте её про себя.

(Самостоятельное чтение басни без морали.)

– Назовите героев басни? Давайте понаблюдаем за ними.

– Всем известно слово «ворона». Человека, который что-то «проворонил», часто называют вороной. Обратимся с словарю В.И. Даля (словари на партах.)

– Ворона – нерасторопный человек, вялый, разиня, рохля, зевака (переносное значение.)

– Прочитаем первые четыре строчки. Как вы думаете, почему Крылов берет слово «взгромоздясь»? (Ворона как гром (шумно, с грохотом) взобралась на дерево, плюхнулась, уселась.)

– Чем значение данных слов – синонимов отличается от значения слова взлететь? (Взлететь – подняться плавно, нежно, бесшумно. Можно даже сказать, культурно.)

– Какой можно представить ворону? Дадим ей характеристику. (Тяжелая, огромная, неуклюжая, громкоголосая.)

– Выразительно прочитаем фрагмент из басни, где дает характеристику нашей героине Лисица.

– Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрушки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, —
Ведь ты б у нас была царь-птица!

– Какой мы представляем себе Лисицу? Дадим ей характеристику.

– Плутовка, проныра, льстец.

– Она кажущейся ласковостью речи заманивает Ворону в ловушку и добивается своей цели.

– Как же так? Почему характеристика Вороны столь противоречива? (Лисица притворяется, насмехается, издевается над Вороной.)

– Ребята, Лисица у нас хитрая, льстивая. Но так ли здесь всё просто? Знаете ли вы, что есть свидетельства современника о том, что Иван Андреевич Крылов сравнивал себя самого с этой Лисицей? В то время жил плохой стихотворец, граф Хвостов, человек богатый и недалёкий. Крылов рассказывал, посмеиваясь, что иной раз покорно слушает стихи Хвостова, похваливает их, а потом одалживает у разомлевшего графа деньги взаймы. Значит, Лисица не так плоха или не так проста?

– Какие ещё черты можно у неё обнаружить? (Хитроумная, сообразительная, находчивая.)

– Но и это ещё не всё. В результате уговоров Лисы «Ворона каркнула во всё воронье горло». Что значит во все горло? (Громко кричать, орать, слишком громко петь.)

– А что Ворона слишком громко пела? («Кра-кра».)

– Автор дважды использует однокоренные слова ворона и воронье, акцентируя внимание читателей на невозможности вороньего пения. Где же ангельский голосок? Издевательство Лисицы достигло предела: «Сыр выпал – с ним была плутовка такова». Значит, Лиса ещё и победительница?

– После того, как мы проанализировали основные образы в басне, самое время определиться с читательскими симпатиями.

– На чьей стороне в противостоянии Вороны и Лисицы вы? Почему? (Большинство оказывается на стороне Лисицы.)

– Давайте откроем учебник и прочитаем басню ещё раз, красиво, выразительно. (Басню читает учитель.)

– Такой ли текст вам был предложен в начале урока? В чём отличие? (В первоначальном варианте не было морали, с которой начинается басня.)

– Против кого направлена мораль басни? (Лесть гнусна, вредна, поступки льстеца – лисы гнусны, вредны.)

– Как же так? Наши читательские симпатии на стороне Лисы, мы её даже назвали победительницей в поединке за сыр, а автор прямо говорит, что Лиса – обманщица. Может, мы ошиблись. Обратимся к опыту других читателей этой басни. Один из них художник-иллюстратор Евгений Рачёв. Иллюстрация к басне явилась результатом осмысления прочитанного. Какими мы видим Ворону и Лисицу в изображении художника? (С одной стороны, мы видим, что ворона находится наверху, она смотрит сверху вниз, как поступают люди знатные, занимающие важное, высокое положение, об этом же говорит и наряд вороны, а вернее было бы сказать, ворона. Лисица же смотрит снизу вверх, как существо униженное, зависимое. Но стоит внимательно присмотреться к выражению глаз лисы и её ухмылке, как становится понятно, что господин положения – лиса, это она наверху, картинка как будто переворачивается. И подобострастно сложенные лапки, и полусогнутые ноги – это лишь игра, притворство, но какое остроумное, язвительное. Ворону «обсударили», обманули – и виной тому её собственная глупость.)

– Выражаясь словами одного из героев радиопередачи, «если в начале своей басни сочинитель объявляет Лисицыны деяния гнусными и вредными, после же смеётся более над Вороною, нежели над Лисицею, что из сего заключить можно? Только то, что ему не удалось свести концы с концами и, стало быть, согласить мораль свою с самой рассказанной историей». Другими словами, мораль басни не соответствует её содержанию? Но почему? Может, дело в самой морали? Что такое мораль? (Нравственный, нравоучительный вывод..)

Показ слайда 5.

– Следовательно, в нашем случае мораль – маска, при помощи которой автор усиливает комический, иронический эффект басни. Читая мораль, мы готовимся, если не к осмеянию льстеца, то хотя бы к его критике. Само же содержание басни скорее демонстрирует остроумное и игривое искусство льстеца. И как раз данное противоречие есть то самое столкновение, где рожается ирония автора. Басня не даёт твёрдого ответа, кто прав, кто виноват в противостоянии Вороны и Лисицы.

5. Чтение по ролям басни «Ворона и лисица»

6. Конкурс-разминка «Знаете ли вы басни дедушки-Крылова?»

(слайды 6-19)

7. Итог урока

– Кто главные герои басни? (Ворона и Лисица.)

– В каких строчках заключается мораль басни?

– Как вы понимаете слово «лесть»? В чем заключается лесть Лисицы? (Хитрость, притворство.)

– Какими словами автор описывает состояние Вороны, которая слышит льстивые слова? (Ворона каркнула во все воронье горло.)

– Какие качества осуждает и осмеивает автор? (Жадность, хитрость, глупость, обман, лесть.)

7. Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение басни «Ворона и Лисица» наизусть.
2. Нарисовать иллюстрацию к басне.

urok.1sept.ru

Крылов И — Ворона и лисица (басня чит. А.Папанов)

ВОРОНА И ЛИСИЦА
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, —
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

читает Анатолий Папанов
Анатолий Дмитриевич Папанов (30 октября 1922, Вязьма — 5 августа 1987, Москва) — советский актёр театра и кино[3]. Народный артист СССР (1973). Лауреат Государственной премии СССР (1987 — посмертно).

Ива́н Андре́евич Крыло́в (2 февраля 1769, Москва — 9 ноября 1844, Санкт-Петербург) — русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии (1811), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841).
В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов.
Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном — басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».

http://ru.wikipedia.org

staroeradio.ru

Разработка урока — Басня И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

1. Мораль (слайд 6)

— Какова роль морали в басне? (в ней содержится поучение)

— Давайте разберёмся, чему учит нас мораль этой басни? Для этого найдём ключевые слова.

— Подчеркните самые важные для понимания слова. (слайд 6)

— Используя значение ключевых слов (смотрите карточку-информатор), попробуйте своими словами сказать, чему учит нас эта басня?(угодливое восхваление опасно)

— Мы сказали, что мораль- это поучение. С какой интонацией будем её читать? (поучительной)

— Но поучать можно по –разному.

— А как будет поучать «дедушка Крылов»? (добродушно журить) ——Попробуйте прочитать с учётом подсказок(слайд7)

 2. Ворона и сыр

— Дальше у нас появляется одна из героинь басни – Ворона. -Какой «секрет» спрятал «дедушка Крылов» в слове Ворона? Почему оно написано с большой буквы?  (под Вороной подразумевается человек)

— Обратите внимание, говорит ли Ворона какие-нибудь слова? (нет)

— Её описывает сам автор. Поэтому нам нужно понять, какая Ворона, пользуясь словами Крылова.

(слайд 8) Ключевые слова в этом отрывке подчёркнуты. Ваша задача – послушав объяснение ключевых слов, понять, какая Ворона и назвать прилагательные, которыми можно её охарактеризовать, и подумать, с какой интонацией мы будем читать её описание. Объяснение ключевых слов учителем.

Воспользуйтесь иллюстрацией. (слайд 9)

— Как относится к ней Крылов (с усмешкой)  В каком темпе? (медленно, с расстановкой, нерасторопно)

(слайд 10)

— Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации.

3. Появление лисицы (слайд 11)

— Какие слова повторяются в этом отрывке? (сыр, Лисица)

— Почему? (показать, как голодна Лиса)

— А зачем выделены глаголы «Остановил….видит…..пленил»?   

— На этих словах мы будем повышать голос.(слайд 12)   

— А как вы думаете, какие слова в этих трех строчках мы будем читать с интонацией тревоги? (на ту беду, близёхонько)

— Как называет Крылов Лису? (плутовка)

— То есть, какая Лиса? (хитрая)

— Найдите и подчеркните  слова, которыми Крылов показывает, что Лиса – плутовка. (на цыпочках подходит; вертит хвостом, глаз не сводит, говорит так сладко, чуть дыша)

— Какие слова подсказывают нам интонацию чтения? (говорит так сладко, чуть дыша)

— То есть читать, чуть задерживая дыхание, очень мягко, сладко.

— Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации

4. Лесть Лисы (слайд 13)

— Итак, в этом отрывке Лиса заговорила.

— Какова цель Лисы? (заставить Ворону открыть рот)

— Найдите в этом отрывке самые важные предложения, которыми Лиса уговорила Ворону открыть рот.

— С какой интонацией мы будем произносить эти уговоры? (просить, уговаривать)

— Какими словами Лисица льстит Вороне?

— Найдите и подчеркните. (слайд 14)

— Что общего между этими словами? То есть, как мы будем произносить эти строки? (ласково, с интонацией перечисления, обратить внимание на обилие восклицательных знаков)

— А какое слово окончательно убедило Ворону открыть рот? (царь – птица). Это слово мы должны особенно выделить.

— Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации.

5. Потеря сыра (слайд 15)

— В какое состояние пришла Ворона после таких слов?(восторг), это нужно показать интонацией.

— Но сам автор восторгается Вороной? (нет, он над ней смеётся).

— Найдите выражения, которые не соответствуют образу царь – птицы.

— С какой интонацией нужно произнести эти предложения? (с усмешкой, грубо).

— А как стоит произнести последнюю строчку?

— Выберите один из предложенных вариантов и объясните. Можно предложить свой вариант.(слайд 16)

— Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации.

schesna.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *