Волк и ягненок. Басня Крылова.
avtor_skaz
в 1808 году, в русском театральном журнале «Драматический вестник» была впервые напечатана басня Ивана Андреевича Крылова (1769—1844) «Волк и ягнёнок». Баснописец сразу же начинает с морали, громко заявляя, что когда сталкиваются сильный и бессильный, то виноватым в любом случае окажется последний…
ВОЛК И ЯГНЕНОК
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
***
Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягнёнка видит он, на дóбычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питьё
Моё
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву».
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть: что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты ещё в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне ещё и отроду нет году», —
Ягнёнок говорит. «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал — и в тёмный лес Ягнёнка поволок.
Картинка — перевёртыш «Волк и ягненок»
Басня – небольшое стихотворение сатирического характера, в котором в аллегорической форме высмеиваются и критикуются те или иные пороки общества.
Основателем жанра принято считать греческого раба Эзопа. Именно он, не имея возможности в силу своего зависимого положения прямо высказать в лицо обидчикам всё, что хочется, и придумал в завуалированной форме излагать своё отношение к тем или иным людям, их поступкам, чертам характера. Традиции Эзопа продолжили французский поэт Лафонтен, молдавские – Дмитрий и Антиох Кантемиры. А в русской литературе развили их и подняли на новую высоту А. П. Сумароков и И. А. Крылов.Басня «Волк и ягненок», Крылов и Эзоп
Свою басню «Волк и ягненок» Крылов написал по сюжету, придуманному Эзопом. Таким способом он творчески переработал не одну известную историю, создав на её основе оригинальное, самобытное произведение. У Эзопа рассказ звучит следующим образом: ягнёнок пил из речки воду. Его увидел волк и решил съесть. Вот только предлог постарался выбрать поприличнее.
Басню «Волк и ягненок» Крылов написал в 1808 г., напечатано оно было в «Драматическом вестнике». И начал его автор сразу с морали, т. е. того логического вывода, к которому должны были прийти читатели к концу знакомства с текстом: «У сильного всегда бессильный виноват…». Чтобы не оказался голословным его «Волк и ягненок», Крылов опирается на исторические перспективы, подчёркивая, что есть этому принципу «тьма примеров». Но в следующих строчках он противопоставляет сказанное своей же установке: «…мы истории не пишем». Получается, что басня — проявление случая индивидуального. А общепринятые постулаты как раз такими вот конкретными случаями и проверяются.
Художественные особенности
Басня Крылова «Волк и ягненок» — произведение эпическое. Это можно заметить, например, по такой детали: авторская позиция прослеживается явственно с самого начала басни. Но вместо прямого «я» Крылов употребляет обобщённое «мы». Приём отстранённости даёт возможность изображать внутреннее пространство объективно. Вообще, всё стихотворение вполне реалистично с точки зрения правдоподобия. Волк – это именно хищник, ягнёнок – воплощение жертвы. Между ними отношения, характерные для тех, какие существуют в естественной природной среде. Правда, волк лицемерен. Он собирается расправиться со своей жертвой на «законных основаниях», т. е. узаконить беззаконие. Таким образом возникает мотив социальных отношений в басне «Волк и ягненок».
«Волк и Ягнёнок» отзывы и рецензии читателей на книгу📖автора Ивана Крылова, рейтинг книги — MyBook.
Что выбрать
Библиотека
Подписка
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
отзыва и рецензии на книгу
YellowCat
Оценил книгу
Про таких скажут без вины виноват и будут правы.
Немного напоминает отдел бухгалтерии в организации.
И вроде туда придешь с хорошим настроением, и добра всем пожелаешь, и поинтересуешься как здоровье, может ещё что-то не относящееся к делу обсудишь, но стоит коснуться серьезных вопросов,
так начинается…
Это что вы тут со своими бумажками, опять настроение нам портите? Вот постоянно от вас только одни проблемы!
Какая зарплата? Чья? Ваша? Ещё рано, голубчик, рано.
Да откуда вы все беретесь? Так, давайте-ка на выход, на выход пора. У нас уже обед скоро. Вот сначала вы нам не даёте поесть, а потом ещё что-то спрашиваете.свернуть
Манипуляция — сама по себе сильная штука, а в руках влиятельных становится грозным и убийственным оружием.
Чтобы противостоять такому нужен внутренний стержень и опыт. И пусть Ягненок пытался как мог избежать страданий, но в данной игре убеждения не помогли, а потому Волк будет сыт.
3 ноября 2021
LiveLib
Поделиться
y-gribova
Оценил книгу
Волк был голоден и рыскал у ручья.
Ягненок пришел попить из этого ручья.
Волк заявил, что ягненок мутит ему воду в ручье, хотя это была неправда — ягненок пил ниже по течению.
Ягненок попытался волку это доказать, но только еще больше его рассердил.
Ягненок говорил, что он еще маленький и волку ничего плохого не сделал.
А волк сказал, что вина ягненка даже в том, что он, волк, сильно проголодался.
И волк поволок в лес бедного ягненка.
5 июля 2020
LiveLib
Поделиться
ArinaKatorgina
Оценил книгу
Басни Ивана Андреевича отличаются своим реалистическим характером, подлинной народностью, острой сатирой и четким, понятным, жгучим русским языком. Им присуща демократичность духа, любовь и уважение простого народа, непримиримость с различными пороками человечества. В своих произведениях автор осмеивает лицемерие, паразитизм, чванство, подхалимаж, взяточничество и множество других пороков.
28 августа 2020
LiveLib
Поделиться
matveykuzmin
Оценил книгу
«У сильного бессильный виноват» такая мораль басни И Крылов «Волк и ягненок». Мне очень жалко ягнёнка, ведь волк гораздо сильнее его, и пользуясь этим он утащил слабого ягнёнка. А перед этим обвинил бедного ягнёнка, во всех бедах. Басня учит нас, что нельзя разговаривать с посторонним.
31 августа 2020
LiveLib
Поделиться
Бесплатно
(35 оценок)
Читать книгу: «Волк и Ягнёнок»
Иван Крылов
Установите приложение, чтобы читать эту книгу бесплатно
О проекте
Что такое MyBook
Правовая информация
Правообладателям
Документация
Помощь
О подписке
Купить подписку
Бесплатные книги
Подарить подписку
Как оплатить
Ввести подарочный код
Библиотека для компаний
Настройки
Другие проекты
Издать свою книгу
MyBook: Истории
Русская народная сказка Крылова Журавль и волк. Крылатые выражения из басни «Волк и журавль»
Всем известно, что волки жадные:
Волк, наевшись, никогда
Не может разобрать костей.
Но один из них попал в беду!
Он чуть не подавился костью.
Волк не может задыхаться или вздыхать;
Пришло хоть ноги размять!
К счастью, Журавль оказался рядом.
Вот как Волк стал его манить
И просит помочь горе.
Вытяните нос к шее
Я сунул ее Волку в пасть и с большим трудом
Он вытащил кость и стал просить работу.
«Ты что, шутишь! — закричал коварный зверь, —
За твою работу? Ах ты, неблагодарный!
И ничего, что у тебя нос длинный
И дурацкой головой из горла унес!
Давай , дружище, вон
Но берегись: не опереди меня.»
Анализ/мораль басни Крылова «Волк и журавль»
Иван Андреевич Крылов познакомил читающую публику с «Волком и журавлем» на страницах своих «Новых басен».
Басня написана около 1816 года. Ее автору в это время 47 лет, он работает библиотекарем в Императорской публичной библиотеке, регулярно издает новые сборники своих произведений. Известен кропотливый труд писателя, он тщательно обработал каждую басню. Размер тот же классический для И. Крылова разнорифмованный ямб со смешанной рифмой, где есть строки и с крестом, и с окружностью, и с парными. «Волки жадные» (инверсия): писатель часто использует присущую книжной речи усеченную форму прилагательного. «Все знают»: И. Крылов призывает читателя в свидетели. «Кости не разбирает»: ест все, не оставляя ни единого кусочка добычи. Но тут герой И. Крылова подавился острой костью. Образ волка в басне вполне соответствует фольклору. Однако здесь ему не хватает знакомой всем по сказкам черты: глупости, невинности. Среди анималистических персонажей И. Крылова он занимает одно из первых мест по упоминаемости. «Ни вздохнуть, ни вздохнуть»: глаголы, являющиеся синонимами, даны в перечислительной градации. «По крайней мере, пришло»: мягко сказано, слово «время» отсутствует. Идиома «дотянуться» означает «умереть». «К счастью»: теперь мы будем использовать предлог «к». Появляется второй персонаж, Крейн. «Волк стал заманивать его знаками»: жесты. «Горю желанием помочь»: помочь. Как заядлый врач, птица своим длинным клювом вырывает кость. Устаревшая форма слова помогла писателю сделать точную рифму из неточной: большая шея. «Просить работу»: вознаграждение. Волк в ярости: ты шутишь! В этой строке ему дается эпитет «коварный», хотя и не совсем заслуженно. Ведь в баснях с подобным сюжетом, где появляется коварный змей, сострадание прохожего оборачивается его смертью. Так что Крейн, по сути, легко отделался. Зверь называет птицу «неблагодарной». Видимо, после извлечения кости изо рта к Волку вернулась способность к сарказму. Напоминает, что дурацкая птичья голова, побывав в волчьей глотке, осталась цела — что еще?! В финале он ругает Крейна, лихо называя его «другом»: убирайся, не попадись. Наглость зверя велика, но характер его был известен Крейну. Также обычно не принято обращать внимание на то, что доброе дело делается из корыстных побуждений. Так что ситуацию можно считать разрешенной благополучно для обеих сторон. Несколько риторических восклицаний. Эпитеты: длинные, глупые. Мораль читатель должен вывести сам: не жди благодарности от жадного, не проси награды за доброе дело и довольствуйся чистой совестью.
«Волк и журавль» И. Крылова — басня о человеческой неблагодарности.
Басня Крылова «Волк и Журавль» расскажет детям, как бедный Журавль не получил награды за спасение злого Волка.
Прочтите текст басни:
Всем известно, что волки жадные:
Волк, наевшись, никогда
Кости не разглядит.
Но один из них попал в беду!
Он чуть не подавился костью.
Волк не может задыхаться или вздыхать;
Пришло хоть ноги размять!
К счастью, Журавль оказался рядом.
Вот как Волк начал его манить
И просит помочь горе.
Вытяни нос к шее
Я сунул Волку в пасть и с большим трудом
Он вытащил кость и стал проситься на работу.
«Вы шутите!» Хитрый зверь закричал,
За работу? О, ты неблагодарный!
И ничего, что нос у тебя длинный
И дурацкой головой из горла унес!
Давай, приятель, убирайся
Но будь осторожен: не попадись мне впереди.
Мораль басни Волк и Журавль:
Мораль басни в том, что помощь нужно оказывать только достойным, благодарным людям. Журавль вынул изо рта хищника кость, чем спас ему жизнь. Но когда Журавль спросил у Волка о награде, получил ответ: как он смеет говорить о награде? Пусть радуется, что голова у него цела. Бывает, жестокий и самоуверенный человек попадает в беду. Но он верит, что сила дает ему право безвозмездно пользоваться чужими услугами.Баснописец предостерегает нас не быть наивными и помогать людям, которые ценят поддержку.
Басня «Волк и журавль» — прямое доказательство того, что любая помощь, даже искренняя, не является гарантом вашей доброты и бескорыстия, как, собственно, благодарность спасенных. Иногда даже колоссальная, всесторонняя поддержка и непосредственное участие в проблемах другого человека становится камнем преткновения и поводом для «разбора полетов», в котором вы, скорее всего, окажетесь в крайнем случае.
Басня «Волк и журавль».
Всем известно, что волки жадные:
Волк, поев, никогда
Костей не разглядит.
Но один из них попал в беду!
Он чуть не подавился костью.
Волк не может задыхаться или вздыхать;
Пришло хоть ноги размять!
К счастью, Журавль оказался рядом.
Вот как Волк стал его манить
И просит помочь горе.
Прижать нос к шее
Я сунул Волку в пасть и с большим трудом
Он вытащил кость и стал просить работу.
«Ты что, шутишь! — закричал коварный зверь, —
За твою работу? Ах, неблагодарный ты!
И ничего, что у тебя нос длинный
И дурацкой головой из горла его унес!
Давай , дружище, убирайся
Но будь осторожен: не опереди меня.»
Мораль басни «Волк и журавль». времена.Общество каждого из временных периодов истории несет в себе как доброе отношение к добру, так и бесчувственный обман наряду с корыстной добродетелью.Поэтому, желая оставаться в гармонии с собой и не изменять своим принципам, следует помогайте только тогда, когда очень хотите, а не ждите в ответ шквала хвалебных похвал или благодарственных писем, при этом получив от кого-то помощь, не скупитесь на благодарность, ведь никто не знает, в какую ситуацию он еще попадет, то жизнь будет казаться более радужной, свободной от вечных мук безответственности и й несправедливость.
Разбор басни «Волк и журавль».
В басне «Волк и журавль» два главных действующих лица:
- Волк – жадный, напыщенный, довольно невоспитанный, грубый, наглый тип, с которым в результате случается беда, требующая немедленное вмешательство и помощь.
- Журавль — очень открытый и способный на правильные, срочные решения и действия герой, действующий во благо того, кто попал в беду.
Однако даже с виду положительная личность — Крейн, проявляет к концу работы эгоистичную жилку, желая получить свою долю щедрого вознаграждения от неблагодарного спасенного.
Вся «соль» описываемой ситуации в том, что Крейн, желая помочь своему непосредственному врагу, с целью получения какой-то выгоды для себя, сам был «наказан», получив положительную оценку своих действий лишь тем, что он остался несъеденным. Так и в жизни: кто хочет разбогатеть, оказывая помощь, тот сам получает «шапку» от таких же «добрых и бескорыстных».
Крылатые выражения из басни «Волк и журавль».
В настоящее время ни одна фраза в басне «Волк и журавль» не используется вне авторского текста Ивана Андреевича Крылова.
Вытяни нос к шее
Я сунул Волку в пасть и с большим трудом
Он вытащил кость и стал проситься на работу.
«Вы шутите!» Хитрый зверь закричал,
За работу? О, ты неблагодарный!
И ничего, что нос у тебя длинный
И дурацкой головой из горла унес!
Давай, приятель, убирайся
Но будь осторожен: не попадись мне впереди.
ЗАДАНИЯ
1. Как вы понимаете выражение «вытянуть ноги»?
2. «Кран здесь близко произошло «. Каким словом можно заменить выделенное слово?
3. Какие качества свойственны Журавлю? Какие черты есть у Волка?
4. Что осуждается в басне? Подберите подходящее слово и объясните свой выбор: жадность, доброта, взаимопомощь, самоотверженность, неблагодарность, обман .
ГОСЕ И ЕГО КРИТИКИ
(Крылов И. А.) Однажды Гусь, вытянув шею,
Целым птичьим двором похвастался:
«Я сам дивлюсь широте своей.
Ведь я, как человек, умею ходить,
Плаваю как рыба. А если захочу,
полечу!
Через забор!»
Индюк подпевал: «Тебе подвластна стихия!»
А Утка сказала: «Я согласен с индейкой.
У тебя такой широкий кругозор!
«Ты ко-ко-светило! — с задором воскликнул петух. —
Горжусь тобой, как птицей! птица говорила с гусем,
Пока не появился повар.
А просто гусиный пух полетел…
— Я знал, — вздохнул Индюк, — что Гусь глупо кудахчет,
Что он только в суп годится.
«Как он ходил! — закричал Петух, —
С такими лапками, с такой фигурой
Он хо-ко-ковылял!
Куры смеялись над ним!
А Утка хмыкнула: «Правду сказать,
Гусь не умел плавать, и зря хвастался.
Перелететь через забор не проблема.
Подумаешь, орел! Я тоже мог бы это сделать!
Пусть не слышат птицы эту басню
Но особой беды в этом нет.
Она не для того, кто одет в перья,
И для того, кто их пишет.
ЗАДАНИЯ
1. Нравится ли вам гусь? Почему? Какими чертами характера он обладает?
2.Как к нему относятся птицы? Что происходит после появления Птицы?
3. В каких строках басни заключен ее поучительный вывод (мораль)? Как ты его понимаешь?
4. Может ли история, рассказанная в басне, случиться с людьми?
5. Как вы понимаете смысл названия басни? Объяснять.
РАБОТА В ГРУППЕ 6. Обсудите фразы, которые используют персонажи. Найдите правильную интонацию, чтобы прочитать их. Распределите роли. Разыграйте басню (слова нужно запомнить). С какими трудностями вам пришлось столкнуться во время подготовки? Проведите обсуждение производства.
Квартет (И. А. Крылов)
Озорная Мартышка, Осел, Коза и косолапый Медведь Заиграли Квартет. Мы взяли ноты, бас, альт, две скрипки И сели на полянку под липку — Увлекли свет своим искусством. Бьют луки, дерутся, а толку нет. «Стой, братцы, стой!» Кричит Обезьяна. «Ждать! Как может идти музыка? Вы так не сидите. Ты с басом, Мишенька, сядь против альта, я, прима, сяду против второго; Тогда и музыка будет не та: нас будут танцевать лес и горы! «Сели мы, — начала Четверка. — Он еще не вписывается. «Подожди, я нашел секрет, — Кричит Осел, — мы, пожалуй, поладим, Коль рядом с ним сядь». Прислушались к Ослику: они сели чинно в ряд, Но все равно у четверки не ладится. Здесь, как никогда, стали спорить и спорить, кому и как сидеть. На их шум случилось прилететь Соловью. Просите все к нему, чтоб разрешили сомнения: «Может быть, — говорят, — потерпите часок, Чтоб наш квартет привести в порядок: У нас есть и ноты, и инструменты; Только скажи нам, как сесть!» — «Чтобы быть музыкантом, нужно умение И уши у тебя нежнее, — Отвечает им Соловей. — А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь».0012
ЗАДАНИЯ
1. Какую цель преследовали музыканты? Найдите строки в тексте.
2. На что была похожа игра? Найдите выражения, характеризующие игру музыкантов.
3. Как музыканты пытались исправить ситуацию? Почему они начали дискуссии и споры?
4. Как не смогли раскрыть тайну сами музыканты? Кто и что побудило их к этому?
ТК 5. Прочитать басню по ролям. Сыграйте пьесу. Но перед этим подумайте, как вам нужно играть за каждого персонажа, с какой интонацией произносить его реплики и т. д.
Волк и журавль рисунок
Басня Волк и журавль читать текст
Всем известно, что волки жадные:
Волк, наевшись, никогда
Не может разобрать костей.
Но один из них попал в беду!
Он чуть не подавился костью.
Волк не может задыхаться или вздыхать;
Пришло хоть ноги размять!
К счастью, Журавль оказался рядом.
Вот как Волк стал его манить
И просит помочь горе.
Вытянуть нос к шее
Я сунул ее Волку в пасть и с большим трудом
Он вытащил кость и стал просить работу.
«Вы шутите!» Хитрый зверь закричал:
За работу? О, ты неблагодарный!
И ничего, что у тебя нос длинный
И дурацкой головой из горла унес!
Давай, приятель, вон
Но будь осторожен: не попадись мне впереди.
Мораль басни Волк и Журавль своими словами, основная мысль и смысл
В басне «Волк и журавль» мораль можно выразить так — жадность всегда приводит к дурным последствиям, а делающий добро не должен ждать благодарности от недостойных людей.
Разбор басни «Волк и журавль»
И. А. Крылов — известный русский баснописец, не зря прозванный «знатоком человеческих душ». Он, как никто другой, подмечал все пороки современного общества, иносказательно описывал характер человека через образы животных. Его умение придать вымышленному образу черты реальных людей, а через комические ситуации показать мораль басни актуально и по сей день. Человеческие пороки не меняются со временем, и у многих героев И.А. Крылова легко узнают знакомые даже через много веков после создания басни.
Главный герой — волк, которого с первых строк описывают как отрицательного героя. С баснописцем он жаден, проглатывает все без разбора и не смотрит, что откуда взялось. Разумеется, такая необузданная жадность привела к тому, что волк задохнулся. Здесь появляется второй герой басни – журавль.
Волк беспомощен и не может справиться без помощи своего врага. Журавль стремится помочь даже тем, кто всегда был для него опасен. Однако после помощи он просит благодарности, а взамен получает только угрозы и проклятия.
Журавль добрый и сострадательный, но помощь стоит дать, не ожидая ничего взамен, особенно от жадных и злых людей. Мораль в том, что, помогая недостойному человеку, кроме проклятий и недовольства ничего не получишь. Жадные и злые люди должны помнить, что, не поблагодарив за помощь раз за разом, вы можете ее не получить.
Волк давится костью и просит помощи у журавля. Он помогает, но вместо благодарности получает проклятия.
Сказочные герои (персонажи)
- волк — жадный и злой
- кран — вид
Послушать Басню Крылова Волк и Журавль
Читает И. Ильинский
Волк и Ягненок (Сильный всегда бессилен…). Басня волк и ягненок
Ярг. школьный утюг. О студенте в кабинете директора. /i> Из басни И. А. Крылова «Волк и ягненок». Максимова, 384 … Большой словарь русских поговорок
МОЩНЫЙ, бессильный, бессильный; бессильный, бессильный, бессильный. 1. Отсутствие силы, крайняя слабость. Бессильный старик. || Тот, кто ничего не может сделать, не может ничего преодолеть. Мы бессильны в борьбе с землетрясениями … Толковый словарь Ушакова
Ая, ой; лен, лен, лен. 1. Физически слаб. Больной еще слаб и бессилен. □ в знак. сущ. * Сильный всегда виноват в бессильном (Крылов). 2. обычно короткий. перед кем. Ощущение своего бессилия (2 зн.). Выполнить вашу просьбу, увы, бессильно. энциклопедический словарь
бессильный — о, о; лен, лен, лен. см. также бессильный 1) а) Физически слабый. Больной еще слаб и бессилен. б) лекс., в зн. сущ. * Сильный всегда виноват (Крылов) 2) а) обычно кратко… Словарь многих выражений
I. ВВЕДЕНИЕ II. РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А. Периодизация истории устной поэзии Б. Развитие древней устной поэзии 1. Древние истоки устной поэзии. Устно-поэтическое творчество древней Руси с 10 до середины 16 века. 2. Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
Афоризмы можно разделить на две категории: одни бросаются в глаза, запоминаются и иногда используются, когда мы хотим блеснуть мудростью, а другие становятся неотъемлемой частью нашей речи и переходят в разряд крылатых фраз. Об авторстве… …
Крылов И.А. Крылов Иван Андреевич (1769-1844) русский баснописец. Афоризмы, цитаты Крылова И.А. биография Это твоя вина, что я хочу есть. Волк и ягненок (Волк) Что ворам сходит с рук, за то и бьют воров. Ворона Почти каждый в… … Сводная энциклопедия афоризмов
— (der Wille zur Macht) центральное понятие философии жизни Ницше, которое оказало и оказывает значительное влияние на философскую мысль ХХ века. Она подверглась беспрецедентной вульгаризации, фальсификации и идеологизации. Ницше принципиально… … Новейший философский словарь
Ср Кто больше посмеет, тот правее всех! Так было всегда и так всегда будет! Только слепой не видит! Достоевский. Преступление и наказание. 5, 4. Ср. Сильные всегда винят бессильных. Крылов. Волк и ягненок. Ср. Судебная… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
1. U1, некл., ср. название буквы й, название соответствующего звука и т. д.; ср. а1. Иметь долго. Перкуссия в. 2. У2 [прон. протяжный], внутр. 1. Служит для выражения упрека, упрека. «У! миньон! няня тихонько ворчит. Гончаров. || Служит для… … Толковый словарь Ушакова
Книги
- Басни (CDmp3), Крылов Иван Андреевич. Иван Андреевич Крылов (1769-1844) — выдающийся русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирических и просветительских журналов. Автор более 200 небылиц, в которых высмеивал общественность и…
- Басни, Иван Крылов. Иван Андреевич Крылов (1769-1844) — выдающийся русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирических и просветительских журналов. Автор более 200 басен, в которых высмеивал публику и… аудиокнигу
Басня Ивана Андреевича Крылова «Волк и ягненок» Текст басни можно распечатать, можно читать онлайн. Басни Крылова наиболее популярны у школьников летом, как дополнительная литература. Басни рассматривают многие жизненные ситуации и учат детей их анализировать, что является очень ценным навыком.
С сильным всегда виноват слабый:
Вот почему в истории мы слышим много примеров
Но мы не пишем сказки
А о том, как в баснях говорят…
Ягненок в жаркий день пошел к ручью напиться:
И на беду
Что близ тех мест бродил голодный волк.
Барашка видит, к добыче стремится;
Но, чтобы придать делу законный вид и смысл,
Кричать: «Как ты смеешь, наглец, с нечистым рылом
Вот мой чистый мутный напиток
С песком и илом?
За такую наглость
Я тебе порву препятствовать.»
«Когда ярчайший Волк позволит,
Осмелюсь передать это по течению
Из Власти его шагов я пью сто;
И напрасно он изволит злиться:
Я не могу заставить его пить.» —
«Вот почему я лгу!
Отходы! Слышали ли вы такую дерзость в мире!
Да, я помню, что ты еще прошлым летом
Я тут как-то нагрубил;
Я этого не забыл, приятель!
«Помилуйте, мне еще и года нет. » —
Ягненок говорит. — Значит, это был твой брат. —
«У меня нет братьев.» — «Так это кум.
И, одним словом, кого-то из родных.
Ты сам, твои собаки и твои пастухи,
Вы все хотите меня плохо
И если можете, то всегда вредите мне;
Но я примирюсь с тобой за свои грехи.
«Ах, в чем я виноват?» — «Заткнись! Я устал слушать.
Свободное время, чтобы разобраться с твоей виной, щенок!
Это ты виноват, что я хочу есть.»
Сказал и потащил Агнца в темный лес.
Мораль и анализ басни «Волк и ягненок».
Волк, в контексте этой басни, является ярким представителем сильных мира сего. Человек из элиты, наделенный силой, но без особого такта и воспитания. Он хочет выглядеть корректным и разумным в глазах общества. Оправдайте свой неэтичный поступок перед своей совестью. Но для этого у него не хватает умственных способностей. Жажда наживы, завуалированная в басне под голодом, всегда толкала и будет толкать к ней самые нравственные поступки. Но таковы законы природы. Такова животная сущность человека, заложенная ему природой в процессе многовековой эволюции. Ягненок, яркий представитель обывателя, в попытке блеснуть остроумием теряет все. И это тоже очень распространенная ситуация. Если в конфликте априори вы имеете дело с заведомо сильным противником, то конфликта нужно просто избегать или хотя бы пытаться это делать. А не то что наш барашек наконец-то умом блеснул. И развиваться, развиваться, развиваться…
Какие выводы можно сделать?
Басня Волк и Ягненок — Анализ
Мораль Волка и Ягненка басня
Басня Волк и Ягненок
истории мы слышим много примеров
Но мы не пишем сказки
А о том как в баснях говорят…
Овечка в жаркий день пошла к ручью напиться:
И это должно быть невезение
Что рядом с теми местами бродил голодный волк.
Барашка видит, к добыче стремится;
Но, чтобы придать делу законный вид и смысл,
Кричать: «Как ты смеешь, наглец, с нечистым рылом
Вот мой чистый мутный напиток
С песком и илом?
За такую наглость
Я тебе порву препятствовать. »
«Когда светлейший Волк позволит,
Смею передать, что вниз по течению
От Власти шагов его сто пью;
И напрасно он гневаться изволит:
Я не могу заставить его пить.» —
«Вот почему я лгу!
Отходы! Слышали ли вы такую дерзость в мире!
Да, я помню, что ты еще прошлым летом
Я тут как-то нагрубил;
Я этого не забыл, приятель!
«Помилуйте, мне еще и года нет.» —
Ягненок говорит. — Значит, это был твой брат. —
«У меня нет братьев.» — «Так это кум.
И, словом, кто-то из родных.
Ты сам, твои собаки и твои пастухи,
Вы все хотите меня плохо
И если можете, то всегда вредите мне;
Но я примирюсь с тобой за свои грехи.
«Ах, в чем я виноват?» — «Заткнись! Я устал слушать.
Свободное время, чтобы разобраться с твоей виной, щенок!
Это ты виноват, что я хочу есть.»
Сказал и потащил Агнца в темный лес.
Сильный всегда виноват в слабом… «Волк и ягненок» — одна из редких басен, начинающаяся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Господствующее мнение о том, что прав тот, кто сильнее, проявляется во всей красе. Ну, в самом деле, что Агнец может доказать голодному Волку? А вот Волку, наоборот, стоило бы подумать, что в любой час найдется сила большая, чем его воля. Как он тогда будет говорить? Как ягненок?
Волк и ягненок — басня редкого толкования. В нем два главных героя, образы которых одинаково важны и не могут существовать один без другого.
Характер волка:
- Характеризует человека, имеющего власть и пользующегося своим положением
- Проявляет своими словами пренебрежение правилами и понимание собственной безнаказанности
- Проявляет грубость и злость в обращении к Агнцу, называя его и собака и нечищеное рыло
- Выворачивает свою сущность наизнанку одними лишь словами «Ты виновата в том, что я хочу есть», проявляя наглость и нескрываемое бесстыдство
Барашек персонаж:
Беззащитный Барашек олицетворяет бесправных людей вообще и любого обычного человека в частности. Он пытается смягчить Волка добрым словом, хотя с самого начала разговора осознает свое бессилие. Он обращается к Волку как к благородному человеку, и то кратко, но емко, ни в одной реплике, стараясь не сломить ноту уважения.
Крылов в басне Волк и Ягненок описывает свою любимую тему — бесправие простого народа. Являясь ярым защитником всех обиженных, автор не упускал возможности поставить все отношения на свои места очередным стихотворением-басней с присущей ему легкостью. Высмеиваемые в басне человеческие пороки должны быть искоренены из человеческого общества, исправлены. Крылов понимает, что силу, действующую так, как ей вздумается, трудно остановить. Как и Волку, даже не нужно ни перед кем оправдываться! Я хотел, чтобы сила человека работала на восстановление справедливости… Остается только восхищаться умением Крылова лаконично и остро напомнить самым сильным, как унизительно они иногда себя ведут.
- Это ты виноват, что я хочу есть
- Сильные всегда виноваты в бессилии
- Придать делу законный вид и смысл
АНАЛИЗ БАСЕН «ЧЕТВЕРКА» И «Лебедь, Рак и Щука»
Иван Андреевич Крылов — великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но и поднявший ее на небывалую высоту. Его работы не только оригинальны, высокохудожественны, но и не утратили своего значения и сегодня. Крылов в своих баснях не только критиковал царское правительство, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он сатирически изображал и высмеивал конкретные события и отдельных исторических личностей. Так, в басне «Четверка» поэт высмеял Госсовет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами. Крылов обращает свою сатиру на пустословов и неучей. Басня была написана через год после того, как Государственный совет, образованный Александром I, приступил к своим обязанностям. Царь разделил его на четыре отдела, во главе которых стояли дворяне: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Обезьяна).
озорная обезьянка,
Ослик,
Коза
Да, косолапый Мишка;
Решили играть вчетвером»
Бьют по лукам, рвут, а толку нет.
И вот начались самые долгие споры о том, кто из дворян каким из ведомств командовать. Несколько раз пришлось поменяться ролями по воле царя, пока, наконец, не были окончательно распределены роли:
Здесь, как никогда, пошли на разбор
И споры
Кому и как сидеть.
Но мудрый Соловей — народ — понимает необходимое условие слаженной игры квартета — работа Госсовета — профессионализм:
«Чтобы быть музыкантом, нужны способности
И уши мягче,
Соловей отвечает им.
И почти как афоризм слова приговора звучат кратко и категорично:
«А вы, друзья, как ни садитесь.
Не всем быть музыкантами.
Крылов от имени народа, всех здравомыслящих людей…. говорит, что для того, чтобы заниматься политикой, делами государственными, недостаточно просто принадлежать к высшему сословию по происхождению, специальному образованию и культуре, нужен природный ум и способности оратора. Всего этого назначаемые дворяне лишены, а потому в их деятельности не было смысла.
Крылов продолжает эту же тему в басне «Лебедь, Рак и Щука». Объем басни совсем небольшой, но это не умаляет ее достоинства. Она резко сатирична; мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и точно понять мысли автора, завуалированные эзоповским языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта.
Когда-то Лебедь, Рак и Щука
Привезли с поклажей, взяли,
И втроем все впряглись в него;
Они из кожи вон лезут, а телега не едет!
Багаж покажется им легким,
Да лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Мастерство Ивана Андреевича заключается в универсальности его произведений. Написанные для конкретных событий, в силу своей неоднозначности их можно применить к любому подходящему моменту. Они существуют вне времени и пространства, в этом их главное преимущество. Они так же актуальны сегодня, как и сто лет назад. Как объяснить это явление? У него много составляющих: это талант Крылова, нашедший выход в сатире, в жанре басни. И красивый, образный и лаконичный язык, которым так умело пользуется автор, переходя от литературного к разговорному, даже иногда диалектному. И конечно же знание того материала, о котором пишет Иван Андреевич. Свои образы Крылов заимствует из фольклора, благодаря этому писателю не нужны подробные характеристики героев, стереотипы уже сложились веками. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в правду. Крылов — поистине народный писатель, художник большой силы, влияние его на русскую литературу было огромно. Иван Андреевич учил таких мастеров слова, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский.
В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они до сих пор борются с лицемерием и лицемерием, пошлостью и чванством — в этом секрет их долголетия.
Басня Крылова: Волк и Ягненок
Волк и Ягненок — Басня Крылова
- С сильным всегда виноват слабый:
Вот почему мы слышим много примеров в Истории,
Но мы не пишем рассказы;
А вот о том, как в Баснях говорят.
Овечка в жаркий день пошла к ручью напиться
И не повезло
Что рядом с теми местами бродил голодный волк.
Видит ягненка, стремится к быку;
Но, чтобы придать делу законный вид и смысл,
Кричать: «Как ты смеешь, наглец, с нечистым рылом
Вот чистый мутный напиток
Мой
С песком и илом?
За такую наглость
Разорву отруби себе голову».
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь донести, что вниз по течению
От Власти его шагов Я пью сотню;
И напрасно он изволит сердиться:
Я не могу его напоить.»
«Вот почему я лгу!
Отходы! Вы когда-нибудь слышали такую наглость в мире!
Да, я помню, что ты еще прошлым летом
Тут я как-то нагрубил:
Я этого не забыл, приятель!
«Помилуй, мне и года нет», —
Говорит ягненок. — Значит, это был твой брат.
«У меня нет братьев.» — «Так это кум иль сваха
Ой, одним словом, кто-то из твоей семьи.
Ты сам, твои собаки и твои пастухи,
Вы все хотите меня плохо
И если можете, то всегда вредите мне,
Но я примирю с вами их грехи. »
«Ой, в чем я виноват?» — «Замолчи! Я устал слушать,
Досуг мне разобраться с твоей виной, щенок!
Это ты виноват, что я хочу есть,
Сказал Он и потащил Ягненка в темный лес.
Ягненок пришел к ручью в жаркий день, чтобы напиться. Тут увидел его Волк и решил съесть. Но чтобы придать ему легитимность, он обвинил Агнца в том, что он мутит его воды. Ягненок объясняет, что этого не может быть, так как он пьет воду ниже по течению. Тогда Волк сердится и обвиняет барашка в грубости и других надуманных проступках. В конце Волк заявляет: «Ты виноват в том, что я хочу есть!» и тащит Агнца в лес.
Читать басню Волк и Ягненок онлайн
С сильным всегда виноват слабый:
Вот почему в истории мы слышим много примеров
Но мы не пишем сказки
А о том, как говорят в небылицы…
Овечка в жаркий день пошла к ручью напиться:
И на беду
Что близ тех мест бродил голодный волк.
Барашка видит, к добыче стремится;
Но, чтобы придать делу законный вид и смысл,
Кричит: «Как ты смеешь, наглец, с нечистым рылом
Вот мой чистый мутный напиток
С песком и илом?
За такую наглость
Я тебе голову оторву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь донести, что по течению
От Власти шагов его сто пью;
И напрасно он изволит сердиться:
Я не могу ему выпить. —
«Вот почему я лгу!
Отходы! Слышали ли вы на свете такую наглость!
Да, я помню, что ты еще прошлым летом
Я тут как-то нагрубил;
Я этого не забыл, приятель! —
«Помилуйте, мне еще и года нет.» —
Ягненок говорит. — Значит, это был твой брат. —
«У меня нет братьев.» — «Так это кум.
И, одним словом, кого-то из родных.
Ты сам, твои собаки и твои пастухи,
Вы все хотите меня плохо
И если можете, то всегда вредите мне;
Но я примирюсь с тобой за свои грехи. —
«Ой, в чем я виноват?» — «Заткнись! Я устал слушать.
Свободное время, чтобы разобраться с твоей виной, щенок!
Это ты виноват, что я хочу есть.»
Сказал и потащил Агнца в темный лес.
(иллюстрация Ирины Петелиной)
Мораль Волка и Ягненка
Автор показывает бесправие простых людей перед силой и властью.