Басня про лягушек крылов: Басня Крылова Лягушки, просящие Царя

Крылов Иван Андреевич. Творчество сатира. Басни. Биография

ПОЭЗИЯ

Биография Ивана Крылова

  • Волк и Ягненок
  • Волк на псарне
  • Ворона и Лисица
  • Квартет
  • Ларчик
  • Лебедь, Щука и Рак
  • Лжец
  • Лягушка и Вол
  • Лягушки, просящие царя
  • Мартышка и Очки
  • Обоз
  • Петух и Жемчужное зерно
  • Пруд и Река
  • Слон и Моська
  • Собачья дружба
  • Тришкин кафтан
  • Щука и Кот

Лягушки, просящие царя

        Лягушкам стало не угодно
        Правление народно,
И показалось им совсем не благородно
    Без службы и на воле жить.
        Чтоб горю пособить,
    То стали у богов Царя они просить.
Хоть слушать всякий вздор богам бы и не сродно,
На сей, однако ж, раз послушал их Зевес:
Дал им Царя. Летит к ним с шумом Царь с небес,
        И плотно так он треснулся на царство,
Что ходенем пошло трясинно государство:
        Со всех Лягушки ног
        В испуге пометались,
    Кто как успел, куда кто мог,
И шепотом Царю по кельям дивовались.
И подлинно, что Царь на диво был им дан: Не суетлив, не вертопрашен, Степенен, молчалив и важен; Дородством, ростом великан, Ну, посмотреть, так это чудо! Одно в Царе лишь было худо: Царь этот был осиновый чурбан. Сначала, чтя его особу превысоку, Не смеет подступить из подданных никто: Со страхом на него глядят они, и то Украдкой, издали, сквозь аир и осоку; Но так как в свете чуда нет, К которому б не пригляделся свет, То и они сперва от страху отдохнули, Потом к Царю подползть с преданностью дерзнули; Сперва перед Царем ничком; А тем, кто посмелей, дай сесть к нему бочком: Дай попытаться сесть с ним рядом; А тем, которые еще поудалей, К царю садятся уж и задом. Царь терпит все по милости своей. Немного погодя, посмотришь, кто захочет, Тот на него и вскочит. В три дня наскучило с таким Царем житье. Лягушки новое челобитье, Чтоб им Юпитер в их болотную державу Дал подлинно Царя на славу! Молитвам теплым их внемля, Послал Юпитер к ним на царство Журавля.
Царь этот не чурбан, совсем иного нраву: Не любит баловать народа своего; Он виноватых ест: а на суде его Нет правых никого; Зато уж у него, Что завтрак, что обед, что ужин, то расправа. На жителей болот Приходит черный год. В Лягушках каждый день великий недочет. С утра до вечера их Царь по царству ходит И всякого, кого ни встретит он, Тотчас засудит и - проглотит. Вот пуще прежнего и кваканье и стон, Чтоб им Юпитер снова Пожаловал Царя инова; Что нынешний их Царь глотает их, как мух; Что даже им нельзя (как это ни ужасно!) Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно; Что, наконец, их Царь тошнее им засух. "Почто ж вы прежде жить счастливо не умели? не мне ль, безумные, - вещал им с неба глас, - Покоя не было от вас? Не вы ли о Царе мне уши прошумели? Вам дан был Царь? - так тот был слишком тих: Вы взбунтовались в вашей луже, Другой вам дан - так этот слишком лих: Живите с ним, чтоб не было вам хуже!"

1809

Пруд и река

"Что это: - говорил Реке соседний Пруд, -
    Как на тебя ни взглянешь,
    А воды все твои текут!
Неужли-таки ты, сестрица, не устанешь?
    Притом же, вижу я почти всегда,
        То с грузом тяжкие суда,
    То долговязые плоты ты носишь,
Уж я не говорю про лодки, челноки:
Им счету нет! Когда такую жизнь ты бросишь?
        Я, право, высох бы с тоски. 
В сравнении с твоим, как жребий мой приятен!
        Конечно, я не знатен,
По карте не тянусь я через целый лист.
Мне не брянчит похвал какой-нибудь гуслист.
        Да это, право, все пустое!
Зато я в илистых и мягких берегах,
         Как барыня в пуховиках,
         Лежу и в неге, и в покое;
             Не только что судов
                  Или плотов
    Мне здесь не для чего страшиться:
Не знаю даже я, каков тяжел челнок;
        И много, ежели случится,
Что по воде моей чуть зыблется листок,
Когда его ко мне забросит ветерок.
Что беззаботную заменит жизнь такую?
        За ветрами со всех сторон,
Не движусь я, смотрю на суету мирскую
        И философствую сквозь сон". -
"А, философствуя, ты помнишь ли закон? -
        Река на это отвечает, -
Что свежесть лишь вода движеньем сохраняет?
        И если стала я великою рекой,
Так это оттого, что, кинувши покой,
        Последую сему уставу.
               Зато во всякий год
     Обилием и чистотою вод
И пользу приношу, и в честь вхожу и в славу,
И буду, может быть, еще я веки течь,
Когда уже тебя не будет и в помине
     И о тебе совсем исчезнет речь".
Слова ее сбылись: она течет поныне; А бедный Пруд год от году все глох, Заволочен весь тиною глубокой, Зацвел, зарос осокой И, наконец, совсем иссох. _________ Так дарование без пользы свету вянет, Слабея всякий день, Когда им овладеет лень И оживлять его действительность не станет.

Лягушка и Вол

Лягушка, на лугу увидевши Вола,
Затеяла сама в дородстве с ним сравняться:
        Она завистлива была.
И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться.
"Смотри-ка, квакушка, что, буду ль я с него?" -
Подруге говорит. "Нет, кумушка, далеко!" -
"Гляди же, как теперь раздуюсь я широко.
              Ну, каково?
Пополнилась ли я?" - "Почти что ничего". -
"Ну, как теперь?" - "Все то ж". Пыхтела да пыхтела
И кончила моя затейница на том,
      Что, не сравнявшися с Волом,
    С натуги лопнула - и околела.
            _________
    Пример такой на свете не один:
И диво ли, когда жить хочет мещанин,
          Как именитый гражданин,
А сошка мелкая, как знатный дворянин.

Ларчик

	Случается нередко нам
	И труд и мудрость видеть там,
	Где стоит только догадаться
		За дело просто взяться.
		    ________
            
К кому-то принесли от мастера Ларец.
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: "Ларец с секретом,
	Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
	Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою".
	Вот за Ларец принялся он:
	Вертит его со всех сторон
		И голову свою ломает;
То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
	Тут, глядя на него, иной
		Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
	В ушах лишь только отдается:
"Не тут, не так, не там!" Механик пуще рвется.
	Потел, потел; но, наконец, устал,
		От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
	А Ларчик просто открывался.

Ворона и Лисица

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. 
                ___
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
                На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
        Да призадумалась, а сыр во рту держала.
        На ту беду Лиса близехонько бежала;
        Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
        И говорит так сладко, чуть дыша:
                "Голубушка, как хороша!
                Ну что за шейка, что за глазки!
                Рассказывать, так, право, сказки!
        Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, -
        Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
        От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

Тришкин кафтан

   У Тришки на локтях кафтан продрался. 
Что долго думать тут? Он за иглу принялся:
   По четверти обрезал рукавов -
И локти заплатил. Кафтан опять готов;
   Лишь на четверть голее руки стали.
      Да что до этого печали?
   Однако же смеется Тришке всяк,
А Тришка говорит: "Так я же не дурак
           И ту беду поправлю:
Длиннее прежнего я рукава наставлю".
       О, Тришка малый не простой!
       Обрезал фалды он и полы,
Наставил рукава, и весел Тришка мой,
        Хоть носит он кафтан такой,
        Которого длиннее и камзолы.
                 _____
Таким же образом, видал я, иногда
           Иные господа,
       Запутавши дела, их поправляют,
Посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют.

Собачья дружба

       У кухни под окном
   На солнышке Полкан с Барбосом, лежа, грелись.
       Хоть у ворот перед двором
   Пристойнее б стеречь им было дом,
       Но как они уж понаелись -
       И вежливые ж псы притом
       Ни на кого не лают днем -
Так рассуждать они пустилися вдвоем
О всякой всячине: о их собачьей службе,
   О худе, о добре и, наконец, о дружбе. 
   "Что может, - говорит Полкан, - приятней быть.
       Как с другом сердце к сердцу жить;
   Во всем оказывать взаимную услугу;
       Не спать без друга и не съесть,
       Стоять горой за дружню шерсть
   И, наконец, в глаза глядеть друг другу,
   Чтоб только улучить счастливый час,
Нельзя ли друга чем потешить, позабавить,
И в дружнем счастье все свое блаженство ставить!
   Вот если б, например, с тобой у нас
       Такая дружба завелась:
         Скажу я смело,
Мы б и не видели, как время бы летело". -
       "А что же? это дело! -
       Барбос ответствует ему. -
Давно, Полканушка, мне больно самому,
Что, бывши одного двора с тобой собаки,
       Мы дня не проживем без драки;
   И из чего? Спасибо господам:
       Ни голодно, ни тесно нам!
       Притом же, право, стыдно:
Пес дружества слывет примером с давних дней.
А дружбы между псов, как будто меж людей,
         Почти совсем не видно". -
"Явим же в ней пример мы в наши времена! -
Вскричал Полкан, - дай лапу!" - "Вот она!"
       И новые друзья ну обниматься,
         Ну целоваться;
Не знают с радости, к кому и приравняться:
"Орест мой!" - "Мой Пилад!" Прочь свары, зависть,
                                          злость!
Тут повар на беду из кухни кинул кость.
Вот новые друзья к ней взапуски несутся: Где делся и совет и лад? С Пиладом мой Орест грызутся, - Лишь только клочья вверх летят: Насилу, наконец, их розлили водою. ____________ Свет полон дружбою такою. Про нынешних друзей льзя молвить, не греша. Что в дружбе все они едва ль не одинаки: Послушать, кажется, одна у них душа, - А только кинь им кость, так что твои собаки!

Квартет

       Проказница-Мартышка,
            Осел,
            Козел
       Да косолапый Мишка
       Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
   И сели на лужок под липки, -
   Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. -
                                      Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
        Я, прима, сяду против вторы;
    Тогда пойдет уж музыка не та:
        У нас запляшут лес и горы!"
        Расселись, начали Квартет;
        Он все-таки на лад нейдет. 
        "Постойте ж, я сыскал секрет? -
    Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
        Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
   А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
            И споры,
       Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
"Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
       Скажи лишь, как нам сесть!" -
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
       И уши ваших понежней, -
       Им отвечает Соловей, -
       А вы, друзья, как ни садитесь;
       Всё в музыканты не годитесь".

Щука и Кот

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
    А сапоги тачать пирожник:
    И дело не пойдет на лад,
    Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней;
        Он лучше дело все погубит
            И рад скорей
        Посмешищем стать света,
    Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета. 
            __________
        Зубастой Щуке в мысль пришло
    За кошачье приняться ремесло.
Не знаю: завистью ее лукавый мучил
Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?
    Но только вздумала Кота она просить,
        Чтоб взял ее с собой он на охоту
        Мышей в амбаре половить.
"Да полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? -
    Стал Щуке Васька говорить. -
    Смотри, кума, чтобы не осрамиться:
        Недаром говорится,
        Что дело мастера боится". -
"И, полно, куманек! Вот невидаль: мышей!
        Мы лавливали и ершей". -
"Так в добрый час, пойдем!" Пошли, засели.
        Натешился, наелся Кот,
    И кумушку проведать он идет;
А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот, -
        И крысы хвост у ней отъели.
Тут видя, что куме совсем не в силу труд,
Кум замертво стащил ее обратно в пруд.
        И дельно! Это, Щука,
            Тебе наука:
        Вперед умнее быть
    И за мышами не ходить.

Лжец

    Из дальних странствий возвратясь,
Какой-то дворянин (а может быть, и князь),
С приятелем своим пешком гуляя в поле,
    Расхвастался о том, где он бывал,
И к былям небылиц без счету прилагал. 
        "Нет, - говорит, - что я видал,
        Того уж не увижу боле.
            Что здесь у вас за край?
        То холодно, то очень жарко,
То солнце спрячется, то светит слишком ярко.
            Вот там-то прямо рай!
        И вспомнишь, так душе отрада!
        Ни шуб, ни свеч совсем не надо:
    Не знаешь век, что есть ночная тень,
И круглый божий год все видишь майский день.
        Никто там ни садит, ни сеет:
А если б посмотрел, что там растет и зреет!
Вот в Риме, например, я видел огурец:
            Ах, мой творец!
        И по сию не вспомнюсь пору!
    Поверишь ли? Ну, право, был он с гору". -
"Что за диковина! - приятель отвечал, -
На свете чудеса рассеяны повсюду;
    Да не везде их всякий примечал.
Мы сами вот теперь подходим к чуду,
Какого ты нигде, конечно, не встречал,
        И я в том спорить буду.
    Вон, видишь ли через реку тот мост,
Куда нам путь лежит? Он с виду хоть и прост,
        А свойство чудное имеет:
Лжец ни один у нас по нем пройти не смеет;
            До половины не дойдет -
        Провалится и в воду упадет;
            Но кто не лжет,
Ступай по нем, пожалуй, хоть в карете".  -
            "А какова у вас река?" -
               "Да не мелка.
Так видишь ли, мой друг, чего-то нет на свете!
Хоть римский огурец велик, нет спору в том,
Ведь с гору, кажется, ты так сказал о нем?" -
"Гора хоть не гора, но, право, будет с дом". -
            "Поверить трудно!
    Однакож как ни чудно,
А все чуден и мост, по коем мы пойдем,
    Что он Лжеца никак не подымает;
        И нынешней еще весной
С него обрушились (весь город это знает)
        Два журналиста да портной.
Бесспорно, огурец и с дом величиной
    Диковинка, коль это справедливо". -
        "Ну, не такое еще диво;
        Ведь надо знать, как вещи есть:
    Не думай, что везде по-нашему хоромы;
            Что там за домы:
    В один двоим за нужду влезть,
        И то ни стать, ни сесть!" -
    "Пусть так, но все признаться должно,
    Что огурец не грех за диво счесть,
        В котором двум усесться можно.
        Однакож мост-ат наш каков,
Что Лгун не сделает на нем пяти шагов,
            Как тотчас в воду!
    Хоть римский твой и чуден огурец. .." -
    "Послушай-ка, - тут перервал мой Лжец, -
Чем на мост нам идти, поищем лучше броду".

Лебедь, Щука и Рак

   Когда в товарищах согласья нет,
      На лад их дело не пойдет, 
И выйдет из него не дело, только мука.
            _________
      Однажды Лебедь, Рак, да Щука
      Везти с поклажей воз взялись, 
   И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! 
Поклажа бы для них казалась и легка:
      Да Лебедь рвется в облака, 
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. 
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
      Да только воз и ныне там.

Мартышка и Очки

Мартышка к старости слаба глазами стала;
     А у людей она слыхала,
   Что это зло еще не так большой руки:
     Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
     Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
   То их понюхает, то их полижет;
     Очки не действуют никак.
"Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,
     Кто слушает людских всех врак:
     Всё про Очки лишь мне налгали;
     А проку на-волос нет в них". 
   Мартышка тут с досады и с печали
     О камень так хватила их,
     Что только брызги засверкали.
                ___
   К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
   А ежели невежда познатней,
     Так он ее еще и гонит.

Петух и Жемчужное зерно

          Навозну кучу разрывая,
   Петух нашел Жемчужное зерно
      И говорит: "Куда оно?
          Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
           Да сытно".
             ________
       Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то всё у них пустяк.

Слон и Моська

       По улицам Слона водили,
         Как видно напоказ -
Известно, что Слоны в диковинку у нас -
    Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
       И лаять, и визжать, и рваться,
       Ну, так и лезет в драку с ним. 
       "Соседка, перестань срамиться, -
Ей шавка говорит, - тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
                 Вперед
И лаю твоего совсем не примечает". -
"Эх, эх! - ей Моська отвечает, -
Вот то-то мне и духу придает,
    Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
   "Ай, Моська! знать она сильна,
       Что лает на Слона!"

Обоз

        С горшками шел Обоз,
    И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
        Катиться возу не давая;
            А лошадь сверху, молодая,
    Ругает бедного коня за каждый шаг:
        "Ай, конь хваленый, то-то диво!
        Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
        Смелее! Вот толчок опять.
    А тут бы влево лишь принять.
        Какой осел! Добро бы было в гору
            Или в ночную пору, -
        А то и под гору, и днем!
        Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
        Гляди-тко нас, как мы махнем!
        Не бойсь, минуты не потратим,
    И возик свой мы не свезем, а скатим!"
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
    Тронулася лошадка с возом в путь;
    Но, только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
        Пустился конь со всех четырех ног
            На славу;
    По камням, рытвинам пошли толчки,
            Скачки,
Левей, левей, и с возом - бух в канаву!
        Прощай, хозяйские горшки!
           _________
Как в людях многие имеют слабость ту же:
    Все кажется в другом ошибкой нам;
        А примешься за дело сам,
        Так напроказишь вдвое хуже. 

Волк и Ягненок

		
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
   Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.
	___
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
   И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
   Здесь чистое мутить питье
      Мое
   С песком и с илом?
   За дерзость такову
   Я голову с тебя сорву". -
"Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
   И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу". -
   "Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
   Мне здесь же как-то нагрубил:
   Я этого, приятель, не забыл!" -
  "Помилуй, мне еще и отроду нет году", -
Ягненок говорит. "Так это был твой брат". -
"Нет братьев у меня". - "Tak это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. 
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
         Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи". -
"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать". -
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Волк на псарне

Волк ночью, думая залезть в овчарню,
               Попал на псарню.
     Поднялся вдруг весь псарный двор -
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
   Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!" -
     И вмиг ворота на запор;
     В минуту псарня стала адом.
          Бегут: иной с дубьем,
               Иной с ружьем.
"Огня! - кричат, - огня!" Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
   Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
     Но, видя то, что тут не перед стадом
          И что приходит, наконец,
          Ему расчесться за овец, -
               Пустился мой хитрец
                    В переговоры
И начал так: "Друзья! к чему весь этот шум?
          Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
          И волчьей клятвой утверждаю,
     Что я. .." - "Послушай-ка, сосед, -
          Тут ловчий перервал в ответ, -
          Ты сер, а я, приятель, сед,
     И волчью вашу я давно натуру знаю;
          А потому обычай мой:
     С волками иначе не делать мировой,
          Как снявши шкуру с них долой".
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

Анализ басни Лягушки, просящие царя (с моралью) Крылов

  • Сочинения
  • /
  • Литература
  • /
  • Крылов

Басня — это один жанров литературы. Особенность басен заключается в том, что в них всегда скрыт смысл и нравоучение. Возьмём к примеру известную баню И. А. Крылова «Лягушки, просящие царя».

В качестве главных героев здесь выступают Лягушки. Они долгое время жили свободно и счастливо, но в один момент решили, что им непременно нужен царь, который будет ими управлять. Лягушки стали молиться, чтобы боги послали им царя. Хотя обычно боги и не реагируют на мелкие просьбы, но тут сам Зевс послал на землю царя.

Царь был статным, высоким, стройными, серьёзным. Лягушки уважали его и первое время даже слегка побаивались правителя. Но спустя время жители поняли, что их царь слишком миролюбивый, мягкотелый и ничего сделать не может, они сравнивали его с осиновым чурбаном. Лягушки осмелились даже запрыгивать на колени, поворачиваться спиной к государю, что выражало неуважение к правителю. Подумали они, что такой царь не сможет их защитить, если вдруг случится опасность, и стали просить у богов нового правителя.

На этот раз просящим помог Юпитер и послал им в качестве царя цаплю, верного врага лягушек. Испугались тогда жители, попрятались по всем углам. Царь был грозный и величественный, чуть только Кто-нибудь квакнет, так он его сразу съедает. Каждый день население соеращалось. Заплакали лягушки и стали опять у богов царя просить. Но в этот раз Боги отказали, да и пригрозили, что при повторной просьбе пошлют им ещё более сурового государя. Так и жили лягушки под властью жестоко правителя.

Этим произведением И. А. Крылов высмеивает человеческий инстинкт подчинения. Он показывает лягушек, которые были совершенно свободны, сами управляли своей жизнью. Но инстинкт подчинения вынудил их отдать свою же свободу, свои права царю. В конечном итоге Лягушки оказались в полной власти царя, и, конечно, никаких прав у них не осталось.

Мораль этой басни такова: нужно ценить то, что у тебя есть и не просить большего. Часто люди вечно недовольны чем-то. Так и в этой басне у лягушек было все: и веселье, и свобода, но все им чего-то не хватало. И что в конечном итоге? Условия жизни лягушек стали только в разы хуже.

Вариант 2

Иван Андреевич Крылов стал весьма знаменитым поэтом именно благодаря басням. Каждое его произведение представляет собой довольно увлекательный сюжет, с занимательной историей и серьезным смыслом, скрытым внутри. В подобном ключе была написана и басня «Лягушки, просящие царя». Сюжет басни прост и занимателен, однако в самом произведении скрыта одна из общечеловеческих проблем. Как и в остальных баснях, здесь проблема представлена в образе животных ­– лягушек, обладающих простым человеческим пороком.

Дата написания басни неизвестна. Известно лишь то, что произведение впервые было опубликовано в сборнике «Басни» в 1809 году. Сложно найти исторический подтекст в басне, что часто имело место в произведениях Крылова. Да и сам поэт мало что поведал читателю об этой басне. Известно лишь то, что данное произведение Крылов отнес к числу переводов или подражаний. Однако своя отличительная особенность у басни есть.

Крылов часто раскрывал в своих произведениях общечеловеческие пороки, высмеивал их, тем самым раскрывая читателю все негативные стороны поведения в обществе. Вот и в этой басне Крылов раскрыл один из человеческих пороков в образе лягушек. Суть в том, что лягушки быстро пресытились спокойствием в своем маленьком царстве. Желая чего-то нового, они стали просить себе царя. Равно как и человек часто недоволен спокойствием и стабильностью, он ищет некое изменение, без осмысления ситуации. Результат часто оказывается плачевным – люди неосознанно идут на изменения, не обращая внимания на обстоятельства, следуя лишь велению сердца, а не разума.

И даже первый случай ничему не научил лягушек. Они быстро привыкли к спокойному царю, тем самым невзлюбив его именно за стабильность. Человек также не желает отмечать положительные изменения, а требует лишь перемен. Это весьма распространенное отличительная черта поведения у человека, когда общество постоянно чем-то недовольно.

Крылов вовсе не осуждает человека за тягу к изменениям. Автор весьма негативно относится к позиции людей не замечать то хорошее, что есть в данной ситуации. Люди, подобные лягушкам из этой басни также часто критикуют любые новшества, не замечая то хорошее, к чему привели данные изменения. К тому же при любых изменениях будут те, кому данные нововведения не по вкусу. Идеала, который устраивал абсолютно всех, не бывает. Люди, которых и осуждает Крылов, часто получают по заслугам, выражая свое недовольство. Лягушки невзлюбили первого царя, а на смену ему пришел еще хуже – он просто съедал поочередно обитателей болота. Также и в человеческом обществе – новая система лишь может привести к самым негативным последствиям.

Автор сразу же выразил свой негатив к поведению лягушек, а их речи он называет вздором. Человеческий коллектив часто подобен лягушкам из басни. Именно здесь раскрываются такие пороки, как дилетантство, суета и стадный инстинкт. Лягушки стремятся быстрых и простых решений в своем болоте, не совсем явно и правильно оценивая обстановку. Так и человек постоянно ищет простых и легких путей, не пытаясь вникнуть в суть проблемы. Он не желает вникать в суть проблемы, он повинуется стадным инстинктам. А ведь именно из-за этого и теряется вся индивидуальность человека. Большинство не всегда оказывается правым, хотя и проще следовать толпе. Лягушки мало знакомы с природными процессами, и как раз незнание и приводит их к гибели.

В природе, как и в обществе, все развивается в свое время. Не стоит торопить события, подобно лягушкам, не владея ситуацией. Крылов во многих своих произведениях затрагивает именно этот общечеловеческий порок. На примере лягушек он хорошо раскрыл, что бывает в обществе, которым движет лишь стадный инстинкт. Эту серьезную проблему автор довольно точно выразил именно в этой басне, ведь последствия для лягушек оказались весьма плачевными. Именно поэтому мораль басни актуальна до сих пор.  

Другие темы:

← Анализ басни Демьянова уха↑ КрыловАнализ басни Обоз →

Анализ басни Лягушки, просящие царя (с моралью)

Популярные сочинения

  • Взаимоотношения людей — сочинение

    Взаимоотношения людей. Что это? Взаимоотношения – это связи, отношения между людьми, их влияние и воздействие друг на друга. Существуют разные виды взаимоотношений, из которых можно выделить два ключевых – дружба и любовь

  • Сочинение Я хочу стать врачом

    В нашем классе некоторые ребята уже знают, кем хотят стать. Те, кто хорошо успевает по какому-нибудь предмету, уверены, что это их будущая специальность — математика, биология или история. Другие хотят получить такую же профессию, как их родители.

  • Что можно делать на море? — сочинение-рассуждение 6 класс

    Что может быть прекрасней отдыха на морском побережье? Живописные курорты привлекают отдыхающих причудливым разнообразием развлечений.

Лягушка и Бык

 Лягушка надувает себя, хвастаясь, что она может быть такой же большой, как бык или бык. Слишком большой, слишком плохой. Поп.

Самонадеянность может привести к саморазрушению.

Элиот/Джейкобс Версия

«Отец, — сказала маленькая лягушка, — я видела такое ужасное чудовище! Он был большим, как гора, с рогами на голове, длинным хвостом и копытами, разделенными надвое». — Тьфу, дитя, — сказал старый Лягушка, — это был всего лишь Бык фермера Уайта. Он тоже не такой большой; он может быть немного выше меня, но я легко могу сделать себя таким же широким; только ты видишь». Так что он выдыхался, и выдыхался, и выдыхался. — Он был таким большим? спросил он. — О, гораздо больше, — сказал молодой лягушонок. Опять задул старый и спросил у молодого, такой же большой Бык. «Больше, отец, больше», — был ответ. Итак, Лягушка глубоко вдохнула, и дула, и дула, и дула, и набухала, и набухала, и набухала; и сказал: «Я уверен, что Бык не такой большой». В этот момент он лопнул.

Сэмюэл Кроксалл (Гордая лягушка)

Бык, пасущийся на лугу: случайно наступил на стаю молодых лягушек и затоптал одну из них до смерти. Остальные сообщили своей матери, когда она пришла домой, о том, что произошло; говоря ей, что зверь, который сделал это, был самым огромным существом, которое они когда-либо видели в своей жизни. Что это было такое большое? — говорит старая Лягушка, сильно раздувая и раздувая свое пятнистое брюхо. Ой! намного больше, говорят они. И такой большой? — говорит она, еще больше напрягаясь. В самом деле, мама, говорят они, если бы ты разорвалась, ты никогда не была бы такой большой. Она еще раз попыталась и действительно взорвалась.

ЗАЯВЛЕНИЕ

C. Whittingham (1814)

Всякий раз, когда человек пытается жить на равных с кем-то более состоятельным, чем он сам, он обязательно разделит судьбу Лягушки из басни. Сколько тщеславных людей из умеренных и легких обстоятельств разорились и разорились, соперничая с теми, чье состояние более богато, чем их собственное! Сэр Подменыш Пламсток владел очень значительным поместьем, перешедшим к нему после смерти дяди, усыновившего его своим наследником. У него был ложный вкус счастья; и, без малейшей экономии, полагаясь на достаточность своего огромного дохода, решил не превзойти никого в показном величии и дорогом образе жизни. Он дал пять тысяч фунтов за участок земли в деревне, чтобы построить на нем дом; здание и мебель которого стоят на пятьдесят тысяч дороже; и его сады были пропорционально великолепны. Кроме того, он считал себя обязанным выкупить два или три многоквартирных дома, которые стояли по соседству, чтобы иметь достаточно места. Все это он вполне мог бы вынести и по-прежнему мог бы быть счастлив, если бы не несчастный вид, с которого он однажды случайно увидел сады милорда Кастлбилдера, занимавшие двадцать акров, в то время как его собственные не превышали двенадцати акров. . С этого времени он стал задумчивым; и до того, как наступившая зима дала тридцать пять лет, чтобы купить еще дюжину акров, чтобы расширить свои сады, построил пару непомерных оранжерей и большой павильон в дальнем конце террасной дорожки: голый ремонт и надзор за всем, что требовало оставшейся части его дохода. Он довольно сильно заложен и никому не платит, но, будучи привилегированным человеком, живет исключительно в частной дешевой квартире в городе Весемистере.

Томас Бьюик (Гордая лягушка и бык)

Бык, пасшийся на лугу, случайно наткнулся на группу молодых лягушек и затоптал одну из них до смерти. Остальные сообщили своей матери, когда она пришла домой, о том, что произошло; говоря ей, что зверь, который это сделал, был самым огромным существом, которое они когда-либо видели в своей жизни. Что, он был таким большим? — говорит старая Лягушка, сильно раздувая и раздувая свое пятнистое брюхо. Ой! намного больше, говорят они: и настолько большой? — говорит она, еще больше напрягаясь. В самом деле, говорят они, если бы ты разорвал себя, ты никогда не был бы таким большим. Она еще раз попыталась и действительно взорвалась.

ЗАЯВЛЕНИЕ

Сколько тщеславных людей из умеренно легких обстоятельств, питая глупые амбиции соперничать с вышестоящими по положению и богатству, встают на прямой путь к гибели. На какое бы жизненное положение ни было угодно провидению поставить нас, мы должны решить жить в пределах нашего дохода и стараться честностью, трезвостью и трудолюбием удержать свое положение. Молодым людям, отправляющимся в мир, было бы полезно глубоко задуматься об этом, ибо от этого в значительной степени зависят их будущее душевное спокойствие и счастье. Им достаточно немного осмотреться, чтобы увидеть, как противоположное поведение действует на тысячи людей; и следует опасаться, что наши тюрьмы будут по-прежнему наполняться должниками, а бедлам сумасшедшими.

Отражение лягушки может иметь отношение к другим сказочным примерам, таким как Олень, смотрящий в воду, и Нарцисс, чья одержимость своим отраженным образом привела к их падению. – Общество Бьюика Предоставлено Джоном Уилкинсом

Эзоп для детей (Лягушки и Бык)

Майло Винтер (1919)

Бык спустился к тростниковому пруду, чтобы напиться. Когда он сильно плюхнулся в воду, он раздавил молодую лягушку в грязи. Старый Лягушка вскоре скучал по малышу и спрашивал своих братьев и сестер, что с ним стало.

« большой большой монстр, — сказал один из них, — наступил на маленького брата одной из своих огромных ног!»

«Большой он был!» — сказала старая Лягушка, надувшись. — Он был таким большим?

«О, намного больше!» они плакали.

Лягушка еще больше надулась.

«Он не мог быть больше этого», — сказала она. Но все маленькие Лягушки заявили, что чудовище было намного, намного больше, и старая Лягушка продолжала надуваться все больше и больше, пока вдруг не лопнула.

Мораль

Не пытайтесь совершить невозможное.

Caldecott

Дизайн: Рэндольф Кальдекотт, гравировка: Дж. Д. Купер, 1883

. Когда мать Лягушка подошла к этому месту (поскольку она в это время отсутствовала), она спросила его братьев, где он. «Он умер, матушка», — сказали они; «Несколько минут назад подошло огромное четвероногое существо и раздавило его копытом». Тогда Лягушка начала отдуваться и спрашивать, так ли оно велико. «Стой, матушка, не вертись», — говорили они; «Вы разорветесь надвое задолго до того, как сможете сделать себя такого же размера, как этот зверь».

Дизайн: Рэндольф Кальдекот, гравировка: J.D. Cooper, 1883

Версия Townsend

, выпивая волов у бассейна на громком турнире. Подойдя, Мать, потерявшая одного из своих сыновей, спросила его братьев, что с ним стало. «Он умер, дорогая матушка; только что к озеру подошел очень большой зверь с четырьмя огромными ногами и раздавил его насмерть своей раздвоенной пятой». Лягушка, отдуваясь, спросила: «Неужели зверь был такого размера?» — Перестань, матушка, пыжиться, — сказал сын, — и не сердись; потому что, уверяю вас, вы скорее лопнете, чем успешно подражаете огромности этого чудовища.

Джефферис Тейлор (Лягушки и Бык)

БЫК когда-то топтался возле болота,
Переместил внутренности лягушки,
Кто у его ноги действительно доверял им;
В самом деле, столь велика была контузия,
И сделанная из его внутренностей такая путаница,
Никакое искусство не могло их исправить.

Случилось так, что некоторые, видевшие его судьбу,
Другу дело рассказывали,
С карканьем, стонами и шипением;
«Зверь, — сказали они, — размером превосходит
Все остальные звери, — распухла их соседка.
И спросил: «Вот он большой!»

«О! больше, чем это, — сказали они,
— Не пытайтесь, сударыня, прошу вас.
Но лягушка все надулась,
И сказала: «Разорвусь, да превзойду», —
Она попыталась, да и разорвалась!
Так дело и закончилось.


Должна ли ты с гордостью врожденной и зыбкой,
Как лягушка: тогда кто знает!
Ваши бока могут треснуть, как было показано,
А мы со смехом треснем свои.

Коллекция JBR

Бык, пасшийся на лугу, случайно наступил ногой на молодую лягушку и раздавил ее насмерть. Его братья и сестры, игравшие в машину, тотчас же побежали рассказать матери о случившемся. «Чудовище, которое это сделало, мама, было такого размера!» сказали они. Мать, тщеславная старуха, думала, что легко сможет сделать себя такой же большой. — Он был таким большим? — спросила она, отдуваясь и отдуваясь. «О, гораздо больше», — ответили молодые лягушки. «Как это тогда?» воскликнула она, пыхтя и дуя снова со всей ее силой. — Нет, матушка, — сказали они. «Если бы ты старался, пока не лопнул, ты бы никогда не стал таким большим». Глупая старая Лягушка попыталась еще больше надуться и действительно лопнула.

L’Estrange version

Когда на лугу пасся огромный переросший вол, старая завистливая лягушка, которая стояла, глазея на него, кричала своим малышам, чтобы они обратили внимание на большую часть этого чудовищный зверь; и посмотри, говорит она, если я сейчас не сделаю себя больше из них двоих. Так она напряглась раз, другой и продолжала распухать все больше и больше, пока в конце она не сдержала себя и не лопнула.

Нравственность

Между гордостью, завистью и честолюбием люди воображают себя больше, чем они есть, а других людей меньше: и эта опухоль в конце концов раздувается, пока не заставляет всех летать.

Crane Poetry Visual

Сказала Лягушка, надувшись до самых глаз,
«Был ли этот Бык размером со меня?»
«Немного больше, брат-лягушка».
«Пых, пых», сказал другой,
«Лягушка — Бык, если она попытается!»

Хвастовство не всегда вера.

Rana et Bos

Rana, cupida aequandi bovem, se distendebat. Filius hortabatur matrem coepto desistere, dicens nihil enim esse ranam ad bovem. Illa autem, posthabito consilio, secundum intumuit. Clamitat natus, «Блины licet, mater, bovem numquam vinces». Tertium autem cum intumuisset, crepuit.

Перри #376

Бабочка и лягушка, рассказ

  • Джозеф Престиа, 7 класс
  • Короткий рассказ
  • 2016

В ясный летний день все звери полетели, поплыли и побежали по лесу. Среди этих чарующих красот порхали бабочки.
Каждая бабочка была ярко раскрашена своими гигантскими крыльями, все, конечно, кроме Барри. Барри был маленьким, и его крылья не сияли на солнце цветом, как его друзья, поскольку его крылья были скорее тускло-серыми, он был изгоем, каждый день его дразнили за то, что он другой. «Какой ужас…» — говорили они! «У тебя вообще нет цвета!»
Однажды одинокой ночью, пока лесные обитатели спали, а птицы гнездились, а рыбы замедляли свои усталые плавники, бабочки укрылись на большом дубе. Остальные заставили Барри спать в одиночестве у подножия дерева. Как только луна осветила траву, три большие бабочки слетелись вниз, чтобы встретиться с Барри.
Сначала они разбудили его, встряхнув, затем схватили с земли маленькие камешки и начали забрасывать Барри. Только что проснувшийся Барри был ошеломлен и испуган и убежал. Три бабочки следовали за Барри, настойчиво швыряя его, выкрикивая имена. Недалеко от них на берегу пруда стояла старая зеленая лягушка. Недолго думая, Барри поспешил.
«О, мистер лягушка, пожалуйста, мне нужна ваша помощь. Спрячь меня, пожалуйста!» — умолял Барри. Старый лягушонок посмотрел на Барри, потом на троих позади него. «Ладно, иди ко мне в рот и не выходи, пока я не скажу», — сказала старая лягушка. В спешке Барри нырнул лягушке в рот. Вскоре к старому дубу прилетели и другие бабочки.
«Хорошо, малыш, теперь можешь выходить».
«Спасибо!» — ответил Барри очень благодарным тоном с облегчением.
«Почему к тебе придрались?» — спросила лягушка. «Потому что мои крылья не сияют, как должны», — сказал Барри. Старая лягушка смутилась: «Но, мой мальчик, ты не бабочка… Ты мотылек». Теперь Барри был в замешательстве. — Мотылек, говоришь. Не будь смешным!»
«Но разве ты не видишь? Ты совсем не похожа на бабочку, у тебя пыльные крылья и длинная антенна, и ты слишком мала, чтобы быть бабочкой».
Теперь Барри был не просто сбит с толку, он был напуган. «Но если я не бабочка, то я не могу вернуться домой и не знаю никаких мотыльков!» Барри начал рыдать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *