Басни по литературе: Басня – что такое в литературе, краткое определение для школьников

Басня – что такое в литературе, краткое определение для школьников

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 347.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 347.

Басня – жанр литературы, который зародился в далекой древности. Что такое басня, и чем она отличается от других литературных направлений?

Что такое басня?

Так что же такое басня? Дадим краткое определение басни в литературе. Басня – жанр эпоса, характерной чертой которого является иносказательность сюжета, заканчивающего моралью (нравоучением), выражающей идею басни. Басня может быть написана в прозаической (у Эзопа) и стихотворной (у Лафонтена, М. В. Ломоносова, И. А. Крылова, С. Михалкова) форме.

Именем Эзопа называют язык иносказаний. Эзопов язык – это мастерское использование тайнописи в литературе, когда намеренно маскируется основная мысль и идея автора.

У басни всегда есть мораль. Она может находится в начале текста или после него. Мораль содержит краткий нравоучительный вывод, который высмеивает пороки людей и направлен на читателя. Так как басня – это иносказание, главными героями часто выступают животные, птицы, природные стихии, которые имеют человеческие черты характера. В баснях всегда показаны недостатки людей, с которыми необходимо бороться и которые необходимо истреблять: глупость, скупость, невежество. Басни часто пишутся для детей в юмористическом ключе, чтобы вместе со смехом дети впитывали новый опыт о том, как не следует себя вести, и какие последствия могут иметь плохие поступки и скверное поведение.

Самым известным баснописцем древнейших времен был Эзоп. Он творил в 6-5 веке до нашей эры. Все его произведения были написаны в прозе.

Развитие басни в России

Басня как жанр стала популярна в России с середины 18 – начала 19 веков. Хотя первые попытки писать стихотворные басни возникали еще в 17 веке у Симеона Полоцкого, а также в начале 18 у Кантемира и Тредиаковского.

Расцвет басни пришелся на творчество И.

А. Крылова. Крылов создал 236 басен, которые составили 9 сборников, опубликованных еще при жизни писателя.

Рис. 1. Портрет И. А. Крылова.

Самыми известными баснями Крылова являются: «Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица».

В Советское время басни писали Демьян Бедный и Сергей Михалков.

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам открыть для себя новый литературный жанр – басню. Здесь кратко дается определение для школьников, что такое басня, каковы ее особенности, а также названы самые яркие представители басенного жанра.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анна Бовт

    5/5

  • Дмитрий Карасев

    5/5

  • Татьяна Творческая

    4/5

  • Геннадий Шведко

    5/5

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 347.


А какая ваша оценка?

Басня | Литературный портал

Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры), писавший басни в прозе. В Риме — Федр (I век нашей эры). В Индии сборник басен «Панчатантра» относится к III веку. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Жан Лафонтен (XVII век).

В России развитие жанра басни относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в первой половине XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.

Басни И. А. Крылова с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного, Сергея Михалкова и другие.

Существуют две концепции происхождения басни. Первая представлена немецкой школой Отто Крузиуса, А. Хаусрата и др., вторая — американским учёным Б. Э. Перри. Согласно первой концепции, в басне первично повествование, а мораль вторична; басня происходит из сказки о животных, а сказка о животных — из мифа. Согласно второй концепции, в басне первична мораль; басня близка сравнениям, пословицам и поговоркам; как и они, басня возникает как вспомогательное средство аргументации. Первая точка зрения восходит к романтической теории Якоба Гримма, вторая возрождает рационалистическую концепцию Лессинга.

Филологов XIX века долго занимала полемика о приоритете греческой или индийской басни. Теперь можно считать почти несомненным, что общим истоком материала греческой и индийской басни была шумеро-вавилонская басня.

В русскую литературу басня проникла несколько столетий назад. Уже в XV—XVI веках пользовались популярностью басни, пришедшие через Византию с Востока. В дальнейшем стали известны и басни Эзопа, жизнеописания которого были в большом ходу в XVII и XVIII столетиях (лубочные книги).

В 1731 году Антиох Кантемир написал, подражая Эзопу, шесть басен. Также с баснями выступали Василий Тредьяковский, Александр Сумароков (первый дал подражания Эзопу, второй — переводы из Лафонтена и самостоятельные басни).

Художественными становятся басни у Ивана Хемницера (1745—84), переводившего Лафонтена и Христиана Геллерта, но писавшего и самостоятельные басни; у Иван Дмитриева (1760—1837), переводившего французов: Лафонтена, Флориана, Антуана де Ламотта, Антуана-Венсана Арно, и у Александра Измайлова (1779—1831), большая часть басен которого самостоятельна. Современники Измайлова и ближайшее к нему поколение очень ценили его басни за их естественность и простоту, давая автору имя «русского Теньера» и «дружки Крылова».

Гениального же совершенства достигла басня у Ивана Андреевича Крылова (1768—1844), переведённого едва ли не на все западноевропейские и некоторые восточные языки. Переводы и подражания занимают у него совсем незаметное место. В громадной своей части басни Крылова вполне самобытны. Опору в своем творчестве Крылов все же имел в баснях Эзопа, Федра, Лафонтена. Достигши своего высшего предела, басня после Крылова исчезает, как особый род литературы, и остается разве только в виде шутки или пародии.

Источник: «Словарь литературных терминов»: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925

Басня | литература | Британика

Aesop

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Жан де Лафонтен Макс Бирбом Игнаций Красицкий Акутагава Рюноскэ Эзоп
Похожие темы:
литература звериный эпос Исопет зверь басня

Просмотреть весь связанный контент →

басня , повествовательная форма, обычно изображающая животных, которые ведут себя и говорят как люди, рассказываемая для того, чтобы подчеркнуть человеческие глупости и слабости. Мораль — или урок поведения — вплетена в историю и часто прямо формулируется в конце. ( См. также басня о звере.)

Западная традиция басни фактически начинается с Эзопа, вероятно легендарной фигуры, которой приписывают сборник древнегреческих басен. Современные издания содержат до 200 басен, но нет возможности проследить их истинное происхождение; самая ранняя известная коллекция, связанная с Эзопом, датируется 4 веком до нашей эры. Среди классических авторов, разработавших эзопову модель, были римский поэт Гораций, греческий биограф Плутарх и греческий сатирик Лукиан.

Еще из Британники

Иудаизм: басни и истории о животных

В Средние века процветали басни, как и все формы аллегории, а в конце 12 века Мария де Франс создала примечательную коллекцию басен. Средневековая басня породила расширенную форму, известную как эпос о зверях — длинную эпизодическую историю о животных, изобилующую героем, злодеем, жертвой и бесконечным потоком героических усилий, пародирующих эпическое величие.

Самой известной из них является группа связанных сказок XII века под названием 9.0023 Роман де Ренар ; его герой — Лис Рейнард (нем. Reinhart Fuchs), символ хитрости. Два английских поэта переработали элементы эпоса о зверях в длинные поэмы: в «Прозоопойе» Эдмунда Спенсера «»; или в «Рассказе матушки Хабберд» (1591) лиса и обезьяна обнаруживают, что жизнь при дворе не лучше, чем в провинции, а в «Лань и пантера» (1687) Джон Драйден возродил эпос о зверях как аллегорическую основу для серьезный богословский спор.

Басня традиционно была скромной по объему, а своего апогея форма достигла во Франции 17-го века в творчестве Жана де Лафонтена, темой которого было безумие человеческого тщеславия. Его первая коллекция из Басни в 1668 г. следовали эзоповскому образцу, но его более поздние басни, накопленные в течение следующих 25 лет, высмеивали двор и его бюрократов, церковь, восходящую буржуазию — словом, всю человеческую сцену. Его влияние ощущалось во всей Европе, а в эпоху романтизма его выдающимся преемником был русский Иван Андреевич Крылов.

Басня нашла новую аудиторию в 19 веке с появлением детской литературы. Среди знаменитых авторов, использовавших эту форму, были Льюис Кэрролл, Кеннет Грэм, Редьярд Киплинг, Илер Беллок, Джоэл Чендлер Харрис и Беатрикс Поттер. Хотя Ганс Христиан Андерсен, Оскар Уайльд, Антуан де Сент-Экзюпери, Дж.Р.Р. Толкин и Джеймс Тербер также использовали эту форму. Отрезвляющее современное использование басни можно найти в романе Джорджа Оруэлла «9».0023 Скотный двор (1945), язвительный аллегорический портрет сталинской России.

Устная традиция басен в Индии восходит к 5 веку до н.э. Panchatantra , санскритский сборник басен о зверях, сохранился только в арабском переводе 8-го века, известном как

Kalīlah wa Dimnah , названном в честь двух шакалов-советников (Kalīlah и Dimnah) короля льва. Он был переведен на многие языки, в том числе на иврит, с которого в 13 веке Иоанн Капуанский сделал латинскую версию. Между 4 и 6 веками китайские буддисты адаптировали басни из буддийской Индии как способ углубить понимание религиозных доктрин. Их сборник известен как Отверстие Цзин .

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В Японии истории 8-го века Кодзики («Записки о древних делах») и Нихон сёки («Хроники Японии») усеяны баснями, многие из которых посвящены маленьким, но разумным животным, получающим лучше больших и глупых. Форма достигла своего апогея в период Камакура (1192–1333). В 16 веке миссионеры-иезуиты принесли басни Эзопа в Японию, и их влияние сохранилось до наших дней.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Дж. Э. Люберингом.

Что такое басня в литературе? Определение, примеры литературных басен – Woodhead Publishing

Главная / Литературные приемы / Что такое басня в литературе? Определение, примеры литературных басен

Басня – это короткий, лаконичный рассказ, преподающий нравственный урок. В баснях в качестве персонажей обычно используются персонифицированные животные или предметы, и впоследствии их можно считать частью фэнтезийного поджанра художественной литературы.

Что такое басня?

Басни — это вымышленные истории с особыми моральными уроками, которые преподносятся читателю. Басни могут быть как прозой, так и стихами, если они преподают урок. Большую часть времени в баснях в качестве персонажей используются животные, а иногда в качестве персонажей могут использоваться такие предметы, как предметы домашнего обихода, которые оживают, и / или части природы. Независимо от того, какие вещи используются в качестве главных героев, им придаются антропоморфные качества, чтобы они думали и действовали как люди.

Например, Басни Эзопа представляют собой сборник таких сказок, как «Черепаха и заяц» и «Лев и мышь», в которых животные взаимодействуют так же, как люди, а в конце раскрываются уроки, которые призваны научить читатели что-то о жизни.

Разница между басней и притчей


Басня и притча : Басни и притчи — это истории, которые раскрывают моральный урок. Однако есть отличия, о которых вам следует знать. В частности, притчи, как правило, преподают свои моральные уроки через человеческие персонажи, тогда как басни преподают уроки через антропоморфных персонажей. Притчи также имеют тенденцию исходить из религиозных учений. Например, многие притчи, знакомые большинству людей, происходят из Библии.

Примером притчи является Богач и Лазарь из Библии. Эта история использует людей, чтобы преподать урок о том, что важно быть благотворительным и помогать тем, кому повезло меньше. Об этом свидетельствует отказ богача от благотворительности по отношению к Лазарю, который после смерти оказался отправленным в ад, тогда как Лазарь был допущен на небеса. Как и в басне, хорошие поступки вознаграждаются, а плохие наказываются, но это делается через религиозную историю, в которой персонажи — люди.

Цель басен

Основная цель басен — преподать моральные уроки. Обычно басни ориентированы на детей с использованием фантазии и причудливых человекоподобных персонажей. Что касается детской аудитории, басни могут обучать на примерах, в которых добрые дела вознаграждаются, а злые в высшей степени наказываются.

В более широком смысле басни дают зрителям возможность найти юмор в испытаниях человеческого существования. В некоторых случаях басни также могут служить сатирой и критикой, привлекающей внимание к более крупным культурным, социальным или человеческим проблемам.

Басни — хороший способ передать нравственный смысл, потому что они просты по своей природе и легко усваиваются всеми людьми. Традиционно многие басни передавались из поколения в поколение в устной форме, и хотя на данном этапе истории они обычно встречаются в письменном формате, их нетрудно пересказать устно.

Примеры басен в литературе


На протяжении тысячелетий истории Китайского Зодиака передавались устно, а затем, в конце концов, были расшифрованы и переведены в письменной форме. По сюжету император решает, что порядок лет будет основываться на том, какие животные прибыли в качестве его охранников. Теперь считается, что люди, рожденные в год, соответствующий какому-либо конкретному животному, будут иметь общие черты с этим животным и то, как оно попало к императору.

« Скотный двор » Джорджа Оруэлла — это новелла о политической революции, в которой животные, похожие на людей, свергают настоящих владельцев ферм, чтобы править собой. Несмотря на то, что это уникальный тип басни, эта история все же является басней, целью которой является высмеивание политической революции и того, как они склонны противоречить своим первоначальным планам и посланиям людям.

Басни Эзопа Эзопа — это, конечно, самый яркий пример басен. Коллекция исторических и постоянно актуальных историй, Басни Эзопа рассказывают истории о проблемах общения и преподают уроки реалий жизни.

Резюме: что такое басня в литературе?

Басни — это истории, преподающие моральные уроки с использованием нечеловеческих персонажей, обладающих человеческими характеристиками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *