Басни крылова план: План-конспект урока по литературе на тему «Басни И.А. Крылова»

План Сочинения По Басне Крылова – Telegraph



>>> ПОДРОБНЕЕ ЖМИТЕ ЗДЕСЬ <<<

План Сочинения По Басне Крылова
Добавить комментарий Отменить ответ
Эпический роман «Тихий Дон» справедливо находится на
Большое внимание в романе «» уделено обличению «барства дикого».
Самовоспитание – это одно из главных жизненных учителей.
Книгу «» Александр Сергеевич Пушкин написана 14 сентября
Роман или повесть Ф.М Достоевского «» написан в жанре
Про Великую Отечественную войну было написано много
Иван Андреевич Крылов великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.
Крылов Иван Андреевич — знаменитый, известный на весь мир баснописец. Каждое из его произведений — это поучительный шедевр. С самого детства учителя и родители дают нам читать басни Крылова, чтобы мы росли и воспитывались на правильных примерах и моралях.
Так, известное произведение Ивана Андреевича «Квартет» учит нас быть более самокритичными. Ведь по сюжету басни проблема была вовсе не в том, как были рассажены звери, а в том, что они не владели необходимыми талантами. «Стрекоза и муравей» заставляет задуматься о том, что все надо планировать заранее, потому что потом времени на раздумья может не остаться. Мораль произведения «Лебедь, рак и щука» заключается в том, что ни оно дело не будет доведено до логического конца до тех пор, пока имеющие к нему отношение люди не найдут общий язык и не начнут действовать вместе, сообща.
Пересказывать басни Крылова и говорить о смысле, заложенном в каждой из них можно бесконечно. Самое главное — понять, для чего они были написаны. Мое мнение — для воспитания. Каждое произведение заканчивается некой моралью, которая должна быть заложена в сердцах детей и взрослых.
В первую очередь басни Ивана Андреевича, великого писателя, учат нас быть добрыми по отношению друг к другу. Еще одна важная мораль — честность. Никогда не нужно врать, потому что самая изысканная ложь все равно выльется наружу. Некоторые басни гласят, что всегда нужно оставаться самим собой, а главное — уметь находить выход из любой ситуации. Крылов повествует о том, что зависть — одно из худших человеческих чувств, а желание учиться и совершенствоваться положительно скажется на каждом из нас.
Именно благодаря таким моралям басни знаменитого Ивана Андреевича Крылова будут полезны не только школьникам, но и некоторым взрослым, которые в дальнейшем смогут подавать хороший, добрый пример своим детям.
Иван Андреевич Крылов великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.
Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он изображал сатирически и высмеивал конкретные события и определенные исторические личности. Так, в басне Квартет поэт высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами.
Крылов обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Басня была написана через год после того, как приступил к своим обязанностям сформированный Александром I Государственный совет. Царь разделил его на четыре отдела, во главе были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка).
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
И вот пошли длиннейшие споры о том, кому из вельмож начальствовать над каким из отделов. Несколько раз им пришлось по воле царя меняться ролями, пока наконец, роли были окончательно распределены:
Вот, пуще прежнего пошли у них разборы
Но мудрый Соловей народ понимает необходимое условие слаженной игры квартета работы Государственного совета профессионализм:
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И почти как афоризм, коротко и категорично звучат слова приговора:
Крылов от имени народа, всех здравомыслящих людей… говорит, что для занятия политикой, делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора. Всего этого лишены назначенные вельможи, оттого и не вышло толку от их деятельности.
Эту же тему Крылов продолжает в басне Лебедь, Рак и Щука. По объему басня совсем небольшая, но это не умаляет ее достоинства. Она остро сатирична; мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, завуалированные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта.
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Мастерство Ивана Андреевича заключается в универсальности его произведений. Написанные на конкретные события, они в силу своей многозначности могут быть приложены к любому подходящему моменту. Они существуют вне времени и пространства, в этом их главное достоинство. Они так же актуальны сегодня, как и сто лет назад. Как объяснить этот феномен. У него много составляющих: это и талант Крылова, нашедший свой выход в сатире, в жанре басен. И прекрасный, образный и лаконичный язык, которым так мастерски пользуется автор, переходя с литературного на разговорный, даже порой на диалектный. И конечно же, знание материала, о котором пишет Иван Андреевич.
Крылов заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину.
Крылов подлинно народный писатель, художник огромной силы, его влияние на русскую литературу было огромным. У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как Некрасов , Салтыков-Щедрин , Островский . В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванством в этом секрет их долголетия.
Басни Ивана Андреевича Крылова, великого русского баснописца, знакомы каждому. Крылов стал классиком еще при жизни — его басни были высоко оценены современниками.
Крылов был настоящим мастером слова: он писал свои басни кратко, доходчиво, очень выразительным, но вместе с тем простым и понятным языком.
Как и основоположник жанра басни Эзоп, и Лафонтен, французский баснописец, живший в 17 веке, Крылов в своих баснях высмеивал человеческие пороки и недостатки. Животные, выступающие действующими лицами в баснях Крылова, воплощают в себе человеческие качества, и автор в иносказательной манере осуждает пороки людей и общества.
Например, в баснях “Свинья под дубом”, “Петух и жемчужное зерно”, “Мартышка и очки” автор высмеивает невежество. В баснях “Квартет” и “Музыканты” — некомпетентность тех, кто берется не за свое дело. В басне “Слон и Моська” — хвастовство. В басне “Ворона и Лисица” — лесть и глупость…
А вот в басне “Волк и Ягненок” Крылорв осуждает тиранию и произвол властей. Недаром первая строка этой басни — “У сильного всегда бессильный виноват”.
Многие строки басен Крылова с годами превратились в пословицы и поговорки, например: “А Васька слушает да ест”, “А ларчик просто открывался”, Басни Крылова, которым уже больше века, остаются удивительно современными и в 21‑м веке.
Произведения великого русского баснописца И. А. Крылова принесли ему не только известность, но и народную любовь. В своих баснях Крылов высмеивает человеческие недостатки и пороки общества, выступает против несправедливости и беззакония.
В басне «Осел и соловей» Осел выступает не только в роли слушателя, но и судьи для маленького лесного певца. Мы-то прекрасно знаем, что глупое и упрямое животное слишком далеко от искусства, чтобы суметь по достоинству оценить мастерское соловьиное исполнение, но у Осла на этот счет свое мнение:
Нам становится смешно, потому что каждый из нас хотя бы однажды встречался с людьми, которые пытаются судить о том, в чем совершенно не разбираются.
В басне «Щука» И. А. Крылов с юмором обличает сильных мира сего, которые всегда готовы выгородить друг друга («рука руку моет»). Разбойницу Щуку за все совершенные ею в пруду преступления решают «предать позорной казни». Лиса-Прокурор, которой Щука «снабжала рыбный стол», предлагает судьям утопить виновную в реке, на что те по невежеству соглашаются.
Однако не во всех баснях злые и коварные хитрецы обманывают честных простофиль. Волка, который хотел залезть в овчарню, а попал на псарню, ждала совсем другая участь. На волчью хитрость нашелся мудрый ответ опытного Ловчего:
Мастерство Крылова-баснописца проявляется не только в выборе идей и сюжетов для своих произведений, но и в афо­ристичности языка, близости его к разговорной народной речи. Поэтому немудрено, что многие фразы и выражения настолько точно отражают действительность, что легко вошли в разговорный язык и стали пословицами и поговорками, известными всем.
Сочинение “Обличение пороков человека и общества в баснях И. А. Крылова“В своих сатирических баснях Иван Андреевич Кры­лов выступает как обличитель пороков самодержавно-крепостнической России. Причём жало его сатиры на­правлено как против недостатков, присущих отдельным людям, так и против общественных явлений, тормозящих развитие страны по пути прогресса.
Примером первой группы басен может служить «Зер­кало и Обезьяна».
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
«Смотри-ка, — говорит, кум милый мой!
Когда бы на неё хоть чуть была похожа…»
Под Мартышкой подразумеваются люди, которые видят недостатки других, а своих собственных не замеча­ют, даже если перед ними поставить зеркало. Уроком та­ким людям служит ответ Мишки:
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Однако мораль басни оказывается шире её непосред­ственного содержания. В ней И. А. Крылов указывает на такой общественный порок, как взятки:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Как пример произведений второй группы можно привести басню И. А. Крылова «Щука». В ней содержится острая политическая сатира на судебную систему царской России.
Но в роли Прокурора на суде выступила Лиса. Однако:
Что Щука Лисыньке снабжала рыбный стол…
Хитрая Лиса предлагает вынести прудовой хищнице, на первый взгляд, суровую меру наказания:
Повесить мало, я б ей казнь определила,
Какой не видано у нас здесь на веку:
Чтоб было впредь плутам и страшно, и опасно —
Так утопить её в реке. — «Прекрасно!» —
Кричат судьи. На том решили все согласно.
То есть на деле, при видимости наказания, преступнице предоставили возможность и дальше вершить свои воровские делишки. Только теперь уже не в пру­де, а в реке.
Я думаю, что сатирические басни И. А. Крылова не потеряли своего значения и в наши дни.
Басням И. А. Крылова уже более двухсот лет, однако их образы до сих пор остаются живыми и узнаваемыми. Это происходит потому, что великий баснописец не выдумывал характеры своих персонажей, а наблюдал их в жизни. Басни Крылова — жгучая сатира на чиновников-самодуров, они направлены на высмеивание людских пороков: лени, трусости, лицемерия.
Сравнивая две басни И. Крылова: “Волк и Ягненок” и “Ворона и Лисица”, можно найти в них много общего. Сила Волка в том, что он больше маленького Ягненка и чувствует свою безнаказан­ность. Но, несмотря на это, он, конечно же, понимает, что поступает неправильно, его совесть нечиста. Поэтому Волк, “делу дать хотя законный вид и толк”, начинает лицемерить. Он пытается сделать виноватым слабого Яг­ненка, который силе может про­тивопоставить только свою честность. Ягненок смело отвечает на вопросы Волка, но его судьба — быть съеденным. “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, — прерывает Волк все возражения Ягнен­ка и утаскивает его в темный лес.
В басне “Ворона и Лисица” сила вначале явно на стороне Вороны: ведь у нее есть сыр и сидит она в безопасности — высоко на дереве. Лисе ее не достать. Но у каждой своей методы достижения цели. Лиса хитра и умело этим пользуется. Она начинает расхваливать доверчивую Ворону: “что за шейка, что за глазки!” Увидев, что птица внимательно прислушивается к лести, Лисица просит Ворону спеть. Заслушавшись, Ворона охотно каркает, и сыр достается Лисице. Мне кажется, что в этой басне И. Крылов высмеивает не столько лицемерие Лисицы, сколько довер­чивость, простодушие, самолюбование Вороны, которая не умеет отделить слова лести от правды.
Н. В. Гоголь писал, что басни И. Крылова — “подлинная книга народной мудрости”. На основе ситуаций, созданных авторами, на примере героев басен учишься быть честным, смелым, не говорить о том, чего не знаешь, и понимаешь, что знаний много не бывает.
Произведения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова знакомы нам с самого детства. Он писал замечательные короткие рассказы поучительного характера — басни, в которых осуждал и осмеивал человеческие недостатки. Действующими лицами в баснях выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.
Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой популярностью. Потому что темы, затронутые им, и созданные им аллегорические образы и сейчас остаются актуальными. В его баснях воплощаются народные идеалы трудолюбия, благородства, честности, бескорыстия, добра и справедливости.
А. С. Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства русского народа: “веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться”.
Нужно обладать настоящим талантом, чтобы так ярко и кратко, в двух строках, как это делал Крылов, уметь показать целый характер. Крылов писал так просто, доходчиво, что каждый человек легко запоминает чудесный язык его басен, узнает русский характер в героях. В своих произведениях Крылов, отстаивая идеалы добра и справедливости, бескорыстия и трудолюбия, едко высмеивает хитрость, лень, глупость, упрямство, трусость.
Например, в баснях “Квартет”, “Лебедь, Щука и Рак” он критикует отсутствие элементарных умений и согласия, без которых нельзя достичь хороших результатов. А “Волк и Ягненок” — злая сатира, в которой автор критикует безнравственность, деспотизм и произвол властей: “У сильного всегда бессильный виноват”.
Особое место в творчестве Крылова занимают басни, написанные во время Отечественной войны 1812 года: “Кот и Повар”, “Волк на псарне”, “Обоз”, “Ворона и Курица”. В них воплотились патриотический дух народа, мысли и чувства самого автора в час грозных испытаний. В героях басни “Волк на псарне” мы узнаем русский народ, поднявшийся на войну с Наполеоном, самого Наполеона в образе Волка и мудрого русского полководца Кутузова в образе Ловчего.
Огромный успех и популярность басен И. А. Крылова можно объяснить тем, что автор представил в своих произведениях всю русскую жизнь и оценил ее с точки зрения простого народа. В своих баснях Крылов откликался на события современной ему жизни, но они не теряют своей актуальности, потому что настоящие, поэтически сильные слова и правдивые образы навечно становятся достоянием народа. В языковых средствах, образах Крылов идет от фольклора, но при этом благодаря точности, меткости, простоте многие строки его басен вошли в разговорную русскую речь, стали пословицами и поговорками, зажили своей собственной жизнью: “А Васька слушает да ест”, “А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь”, “А ларчик просто открывался”, “Недаром говорится, что дело мастера боится”.
Басни И. А. Крылова не стареют. Они и для нас, современных читателей, интересны и полезны.
Басня — один из любимых жанров литературы. Басни Эзопа, Федра, Лафонтена, Л. Боровиковского, Есть. Гребенки, П. Гулака-Артемовского, Л. Глебова, Кантемира, Тредиаковського, И. Крылова знают, любят и ценят во всем мире. Почему же байка есть такой популярной и любимой в народе? Не потому ли, что в этих коротеньких байковых рассказах изображаются необычные герои? Здесь мы видим хищных Волков и Медведей, хитрых, коварных Лисиц и беззащитных Ягнят… «Звери мои за меня говорят», — не раз повторял известный русский писатель И. А. Крылов. О чем же говорят эти необычные герои? Чаще всего они наглядно демонстрируют глупость, невежество, жадность, лукавство, хвастливость, самодурство и жестокость. И совсем нетрудно догадаться, что в этих смешных, а иногда и грустных историях из басен говорится о людях, об их пороки и недостатки.
Читая басню, мы от души смеемся, но в то же время понимаем, что главный ее вывод всегда серьезный. В своих баснях писатели-писатели обличают те недостатки, которые мешают людям жить. Они, безусловно, несут в себе положительный заряд — всегда работают на добро, помогают нам избавиться от недостатков, бороться с теми, кто не хочет жить честно, кому не нравится нормальные человеческие отношения.
Байки осуждают паразитизм, моральную низость. И в то же время учат нас быть человечными, доброжелательными, трудолюбивыми. Немало поучительного находят для себя в баснях все новые и новые поколения людей, что приходят в мир. Всегда интересными, нетленными остаются сюжеты басен, персонажи которых — Лев, Медведь, Волк, Лиса, Ягненок и другие звери — помогают понимать добро и зло, правду и неправду в жизни людей, поэтому воспитательное значение басен трудно переоценить.
Читайте также: Басни И.А. Крылова мы любим читать с самого детства. В памяти хранятся образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях. Басни Крылова – краткое содержание самых популярных произведений баснописца для читательского дневника.
Одной из первых форм художественного мышления рядом с мифом была басня — короткий рассказ, чаще всего в стихотворной форме, преимущественно сатирического характера. В чем же секрет такого долголетия литературного жанра? Чего учит нас басня?
Чаще всего героями басни являются звери, растения, безжизненные предметы, которые дают возможность говорить о недостатках или недостатках людей. И читатель, как правило, очень хорошо понимает аллегорические образы этих произведений. Герои басни И. Крылова «Квартет» «выдумщица Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка взялись не к своему делу и потому имеют очень смешной и жалкий вид. Эта басня учит нас, что каждый должен выполнять ту работу, к которой имеет дарование, особенно когда это касается такой утонченной сферы деятельности, как искусство. Басня И. Крылова «Свинья под дубом» показывает, что бывает с неблагодарными людьми, которые не хотят ничего видеть дальше своего носу.
Современные люди, к величайшему сожалению, очень часто небрежно относятся к окружающей среде: вырубают дерева, загрязняют реки, воздух, не задумываясь над тем, чем они будут дышать, и что будут потреблять за несколько лет. Эти люди напоминают мне Свинью, которая уничтожает Дуб, который ее кормит.
А Демьян из басни И. Крылова «Демьянова похлебка», который переугощал своего соседа Фоку очень вкусной похлебкой, наглядно доказывает нам, что во всем должен быть мера. Так вот, хотя басни отчасти и «смешные», в них речь идет о серьезных и поучительных вещах. Басни предостерегают людей от глупых поступков. Они, словно через увеличительное стекло, показывают разные стороны человеческой жизни, заставляя читателя задуматься над тем, какой вид он имеет в той или другой ситуации. Басни помогают людям избавиться своих недостатков. И в этом, по моему мнению, секрет долголетия этого литературного Жанра.
Всегда любила много читать на русском, знакомиться с литературой зарубежных авторов. Приняла решение поступить в университет на филологический факультет. Открыла для себя целый мир и очень хочу поделиться с другими. Писать сочинения и анализировать тексты проще, чем вы думаете — я убедилась на своем опыте! Верю, что и у вас получиться!
Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.

Сочинение на тему “ Басни Крылова ” / Litfest
Сочинение по басне Крылова любопытный. План .вступление .
Как написать сочинение на тему «Чему учат басни Крылова «?
Лучшее сочинение о баснях Крылова 2020
Подготовка к сочинению по басням И. А. Крылова …
Ұят Пенен Ар Қымбат Әдеби Эссе
Ершова Контрольные Работы 9 Класс Гдз
Как Научить Писать Сочинение 2 Класс
Сочинение На Тему Человек Для Подражания
Эссе О Повседневной Жизни

План – конспект открытого урока внеклассного чтения «Басни дедушки Крылова» в 5 классе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА ПАВЛОДАРА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34

ИННОВАЦИОННОГО ТИПА

Г. ПАВЛОДАРА

План – конспект открытого урока внеклассного чтения «Басни дедушки Крылова»

в 5 классе

Провела: учитель русского языка и литературы Мемедлаева Г. С.

План- конспект урока внеклассного чтения

Класс: 5 « г»

Тема: «Басни дедушки Крылова»

Цели:

Создать условия для формирования языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций через повторение биографических сведений о И.А.Крылове, через освоение содержания, композиционных и жанровых особенностей басни, а также через развитие умения определять и анализировать ее художественно-изобразительные средства, развитие творческих способностей, что будет способствовать нравственно-этическому воспитанию учащихся.

Оборудование: презентация о И.А. Крылове и к «Своей игре», конверты с карточками- заданиями для групп, карточки-номера для маршрутов, портрет Крылова, иллюстрации к басням, музыкальное сопровождение к инсценировке.

Ход урока.

I. Мотивационно- целевой этап:

1.Оргмомент.

— Прозвенел долгожданный звонок начинается наш урок!

1) Вступительное слово учителя.

— Сегодня у нас с вами необычный урок. Это урок внеклассного чтения. А определить тему нашего урока помогут нам иллюстрации и буквы, которые лежат на ваших столах.

2) Определение и выход на тему урока (учащиеся садятся по группам, на столах каждой группы лежат буквы: А, Б, Я, С, Н. Командиры команд выходят к доске и демонстрируют буквы, а учащиеся угадывают, название какого термина можно собрать из данных букв. Учащиеся называют слово «басня»)

2. Актуализация знаний учащихся.

1) — Что такое басня?

— Каковы признаки басни?

2) О ком эти слова?

«Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят». Вяземский

— Как называют в народе Крылова? (дедушка Крылов)

— Итак, какова тема нашего сегодняшнего урока внеклассного чтения? (Басни дедушки Крылова)

— Ребята, на предыдущих уроках мы много говорили о личности И. А.Крылова. Давайте сегодня составим его словесный портрет-кластер, воспользовавшись своими знаниями и высказываниями великих людей ( учащиеся ознакомившись с высказываниями, выписывают на карточки ключевые слова, характеризующие Крылова, и прикрепляют карточки на передвижную доску)

Раздаточный материал

«Крылов глазами великих людей»

1) Этот человек – загадка, и великая.

К. Батюшков

2) Образец русского себе на уме.

В. Г. Белинский

3) Не кажется ли удивительным тот факт, что Крылов…питал искреннее отвращение к самой природе басни.

Л. С. Выгодский

4) Крылов начинал свой жизненный путь как отчаянный авантюрист и непоседа.

В. Архипов

5) Лукавый дедушка

С гранитной высоты

Глядит, как резвятся вокруг него

Ребята…

П. Шумахер

6) Богато одаренный, Крылов профессионально владел скрипкой. Страстно увлекался оперой…являлся знатоком и ценителем музыки.

И. М. Ямпольский

7) «Крылов – самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев».

А.С. Пушкин

Приложение №1

3) -Ребята, а кого считают наиболее знаменитыми предшественниками Крылова в создании басен? ( Эзоп, Лафонтен, а в истории русской литературы? Сумароков, Хемницер, Тредиаковский)

— С какой целью мы изучаем басни Крылова?

4) — А теперь давайте проведем интеллектуальный штурм и проверим, как вы знаете басни Крылова. Итак, «Своя игра». Презентация 1

5) «Домашние заготовки» (учащиеся-артисты показывают инсценировку басни Крылова «Квартет»)

6) Учащиеся в процессе инсценировки наблюдают за игрой, и по её окончании проводится обсуждение.

— Удалось ли вашим товарищам передать характеры персонажей басни? Каким образом им это удалось?

— Почему Крылов выбрал в качестве персонажей своей басни именно этих животных? Какие чувства у вас вызывают эти персонажи?

— Басня – это аллегорический рассказ, какие люди подразумевались Крыловым под образами данных животных? Приходилось ли вам в жизни встречать таких людей?

-Какова мораль этой басни? Как вы её понимаете?

(давайте поблагодарим наших артистов за замечательную игру, в поощрение я ставлю им пятерки)

II. Операционно- исполнительный этап

1. Создание условий для знакомства с новым материалом.

1). Составление алгоритма анализа басни.

— Для того, чтобы пополнить ваш багаж знаний басен Крылова, мы познакомимся сегодня ещё с несколькими баснями, которые нам предстоит затем проанализировать. Давайте составим все вместе алгоритм анализа басни.

— Что необходимо сделать, прежде чем приступить к её анализу?

(Необходимо её прочитать)

— Каким должен быть наш следующий шаг? (нужно определить о каком событии рассказывает эта басня, и кто является её героями)

— Что необходимо сделать, чтобы понять характеры персонажей? (нужно обратить внимание на то, какими словами автор описывает персонажей и их действия, т.е. определить художественно-выразительные средства, найти афоризмы)

— Из скольких частей состоит басня? Где может находиться мораль басни?

— Басня строится на аллегории, поэтому, подводя итог, необходимо сказать, что же хотел сказать автор своей басней.

Вот мы и составили с вами алгоритм анализа басни.

( Алгоритм «выбрасывается» на доску )

Алгоритм анализа басни.

1. Прочитай внимательно басню.

2. Определи, о каком событии рассказывает басня.

3. Обрати внимание на слова, которыми автор описывает персонажей и их действия, выясни их значение.

4. Определи, какие художественные средства использует автор при описании персонажей.

5. Найди и выпиши из басни афоризмы.

6. Определи мораль басни и поясни её значение. Приложение 2.

2. Применение полученных знаний.

1) Работа по маршрутным листам (анализ басен в группах)

А теперь, когда у нас готов алгоритм анализа басен, вы поработаете по маршрутным листам, которые лежат на ваших столах, и выполните все задания (учащиеся, переходя из группы в группу, знакомятся с содержанием 3-х новых для них басен и, выполняя задания, готовятся к выступлению)

Задания для 1 группы:

Задание I.

  1. Прочитайте басню «Ворона и Лисица».

  2. Определите, о чем рассказывается в басне.

  3. Объясните, почему Крылов выбрал для этой истории именно этих героев?

4. Определи мораль басни и поясни её значение.

Задание II.

1. Назовите басню Крылова, в которой также рассказывается о невежестве.

2. Объясните значение выражения «на руку нечист».

Задания для 2 группы:

Задание I.

  1. Прочитайте басню «Мартышка и очки».

  2. Определите, о чем рассказывается в басне.

  3. Назовите слова, обозначающие действия героини и охарактеризуйте её.

  4. Объясните, в чем состоит аллегория в басне, т.е. о каких людях рассказал нам И.А.Крылов в образе Мартышки.

Задание II.

1. Составить синквейны на Ворону и Лисицу.

2. Назовите басню Крылова, в которой также рассказывается о невежестве.

3. Объясните значение выражения «на руку нечист».

Задания для 3 группы:

Задание I.

1. Прочитайте басню «Зеркало и Обезьяна» по ролям.

  1. Определите, о чем рассказывается в басне.

  2. Объясните слова « …Не любит узнавать никто себя в сатире»

  3. Назовите пословицу, подходящую по смыслу к морали этой басни.

Задание II.

  1. Составить синквейны на Ворону и Лисицу.

2. Назовите басню Крылова, в которой также рассказывается о невежестве.

3. Объясните значение выражения «на руку нечист».

2) «Свободный микрофон» (учащиеся выступают с анализом басен)

3) Итоговое тестирование. Приложение № 3

А сейчас проверь свои знания, полученные сегодня на уроке.

Проведём “Тест на пятерку».

1. Укажите точное определение басни:

А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;

Б) краткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором главная мысль;

В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, группу лиц или общественное явление.

2. Основное средство художественной выразительности, используемое автором в басне:

А) аллегория;

Б) сравнение;

В) метафора.

3.Мораль басни служит для раскрытия:

А) характера героя;

Б) главной мысли произведения;

В) темы произведения.

4.Моралью басни «Мартышка и очки» является:

А) сожаление об утраченном сыре;

Б) осуждение глупости и тупости;

В) поощрение хитрости.

5.Продолжите крылатые слова по соответствию:

А) Ты всё пела? Это дело… 1. На лад их дело не пойдёт

Б) Чем кумушек считать трудиться… 2. Так пойди же попляши

В) Когда в товарищах согласья нет… 3. Не лучше ль на себя, кума, оборотиться

5. Подведение итогов урока.

Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами еще раз окунулись в прекрасный мир басен Крылова. Какие человеческие пороки высмеивал в них великий баснописец?

Да, басни о добре и зле, хитрости и коварстве, бедности и богатстве показывают бытующие в обществе взаимоотношения людей из разных слоёв населения и даже разных времен и эпох. Они применимы к разным жизненным ситуациям и поэтому актуальны и популярны и в наше время. И чтобы вы не забывали басни Крылова и почаще к ним обращались, я хочу представить вам игру «Центон», которая зародилась еще в Древнем Риме.

Чтобы выразить восхищение стихам какого-либо поэта, поклонники составляли из строк его стихотворений новое произведение, в котором появлялся новый смысл. Строки из разных стихотворений одного поэта рифмовались между собой, причем рифму и формы слов менять было нельзя.

Вот что может получиться, если взять и срифмовать строчки из четырёх басен Крылова:

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой, («Зеркало и обезьяна»)

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище? ( «Осел и соловей»)

Спой, светик, не стыдись! («Ворона и лисица»)

Недаром говорится,

Что дело мастера боится». («Щука и кот»)

(Презентация 1)

7.Задание на дом.

Предлагаю вам в качестве домашнего задания попробовать составить новые басни по мотивам басен Крылова. Приобщите к этой игре и ваших родителей.

8. Рефлексия (учащиеся оценивают свое состояние и успешность на уроке, высказывая свое мнение об уроке и оценивая свою работу на «Дереве достижений»)

Canadian-American Slavic Studies Volume 44 Issue 4 (2010)

Abstract

Во введении кратко указываются ранние литературные попытки Крылова просто показать, что он делал до того, как начал сочинять свои басни. Также упоминается влияние французской культуры на Россию в конце 18-начале 19 века. Лафонтен оказал большое влияние на Крылова, который перевел или адаптировал многие из его басен, а также создал множество собственных оригиналов. Анализируются некоторые басни Крылова, однако большинство из них говорят сами за себя, поскольку имеют нравственный вывод или в некоторых случаях нравственное введение. Переводы стараются максимально приблизить к русскому языку и не являются адаптациями.

Заголовок:
Басни Крылова
Тип статьи:
научная статья
DOI:
https://doi. org/10.1163/221023910X536042
Язык:
Английский
Страницы:
443–470
Ключевые слова:
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА; БАСНЯ; ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ; ЛА ФОНТЕН; КРЫЛОВ; ЭЗОП; ФРАНЦУЗСКОЕ ВЛИЯНИЕ
В:
Канадско-американские славистики
В:
Том 44: Выпуск 4
Издатель:
Брилл | Шёнинг
E-ISSN:
2210-2396
Распечатать ISSN:
0090-8290
Предметы:
История, славяноведение и евразийство

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные представления 173 27 5
Полнотекстовые просмотры 76 0 0
Просмотры и загрузки PDF 22 1 0

Abstract

Во введении кратко отмечены ранние литературные попытки Крылова просто показать, что он делал до того, как начал сочинять свои басни. Также упоминается влияние французской культуры на Россию в конце 18-начале 19 века.й век. Лафонтен оказал большое влияние на Крылова, который перевел или адаптировал многие из его басен, а также создал множество собственных оригиналов. Анализируются некоторые басни Крылова, однако большинство из них говорят сами за себя, поскольку имеют нравственный вывод или в некоторых случаях нравственное введение. Переводы стараются максимально приблизить к русскому языку и не являются адаптациями.

Заголовок:
Басни Крылова
Тип статьи:
научная статья
DOI:
https://doi. org/10.1163/221023910X536042
Язык:
Английский
Страницы:
443–470
Ключевые слова:
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА; БАСНЯ; ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ; ЛА ФОНТЕН; КРЫЛОВ; ЭЗОП; ФРАНЦУЗСКОЕ ВЛИЯНИЕ
В:
Канадско-американские славистики
В:
Том 44: Выпуск 4
Издатель:
Брилл | Шёнинг
E-ISSN:
2210-2396
Распечатать ISSN:
0090-8290
Предметы:
История, славяноведение и евразийство

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные представления 173 27 5
Полнотекстовые просмотры 76 0 0
Просмотры и загрузки PDF 22 1 0

Блог о гуманитарных науках

Interviews

Podcasts

Videos

Guest Posts

Podcast Series

Across the Rainbow

In Chains

Migration

Quality Education

Survival by Degrees

War and Peace

Contribute

И.

А. Крылов. Анализ басни «Свинья под дубом»

    словарная работа

    Теория литературы

    видимость

    Во время занятий

    я . Д\З проверка.

    (послушать 2 учащихся)

    II .

    Слово учителя:

    Проблема невежества и неблагодарности остается актуальной и сегодня, а ведь басня написана в 1825 году.

    Что означают слова «невежество», невежество, «невежество»? Ведь именно против этих понятий выступал Крылов в своих произведениях.

    Глоссарий

    вопрос перед чтением

    4. Беседа — подготовка к чтению по ролям:

    (Свинье — с презрением: употребление просторечных слов: съел к черту ,

    к Дубу — в отношении: вековой, сказал

    Упражнение:

    2. Свинья спит под дубом.

    3. Свинья бездумно подрывает корни Дуба.

    4. Ворон укоризненно

    5. Свинья самодовольно отвечает Ворон.

    6. Сам Дуб возмущенно относится к Свинье.

    Упражнение:

    Заключение:

    6. Чтение по ролям

    7. Крепление.

    (Студентам предлагаются раздаточные материалы с текстами о школьной жизни, 3 текста – 3 варианта)

    Упражнение:

    2. Да только вещи еще есть.

    Для справки: 1. Нет зверя хуже кота.

    2. А Васька слушает и ест.

    3. А сундук просто открылся.

    Ответы: 1т.-3, 2т. -2, 3в.-3

    7. Результаты.

    8. Д\Ш

    2. Чтение басни наизусть — инд. упражнение.

    3. Рисовать картинки для подписанных рамок на карточках — опционально

Посмотреть содержание документа


«Конспект занятия на тему: И. А. Крылова «Свинья под дубом». Насмешка над невежеством и неблагодарностью»

Конспект урока литературы по программе Курдюмовой Т.Ф. в 6 классе или по программе Коровиной В.Я. в 5 классе

Тема: И.А. Крылов. Басня «Свинья под дубом». Насмешка над невежеством и неблагодарностью.

Цели:

    Продолжим знакомство с разнообразием сюжетов басен И.А. Крылов

    Учить выразительному чтению

    Вводить новые теоретические понятия: роль Автора в басне, позиция Автора и средства ее выражения

словарная работа : толкование слов «невежество», «невежество», «неуч», сопоставление понятий и их применение в практической работе при смысловом анализе басни.

Теория литературы : учение, аллегория, аллегорический смысл, конфликт, композиция, позиция Автора

видимость : текст басни, обучающая статья, карточки-раскадровки для создания мультфильма, иллюстрации художников Гороховского и Рачева, раздаточный материал для работы с крылатыми выражениями из басен Крылова

Во время занятий

I . Д\З проверка.

Выразительное чтение наизусть басни И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»

(слушают 2 ученика)

II . Пояснение к новой теме: И.А. Крылов. Басня «Свинья под дубом». Высмеивание невежества и неблагодарности .

Слово учителя:

И.А. Крылов написал около 200 басен, причем только 30 басен он считал неоригинальными, переводными, и к ним примыкает басня «Свинья под дубом», т.к. ее сюжет перекликается с сюжетом басен Эзопа «Пешеходы и Явор» и Лессинга (нем.) «Дуб и свинья»

Проблема невежество, неблагодарность остается актуальной и сегодня, а ведь басня написана в 1825 году.

Что делать слова означают «невежество», невежество, «невежество» ? Ведь именно против этих понятий выступал Крылов в своих произведениях.

(Выслушиваем варианты толкования слов, затем открываем запись на доске, которая либо подтверждает, либо корректирует мнение учащихся)

Глоссарий : Невежество — недостаток знаний

Невежа — грубый, невоспитанный человек

Невежда — малообразованный, невежественный человек

3. Выразительное чтение басни (прослушивание аудиозаписи).

вопрос для предварительного чтения : Послушайте басню и решите, можно ли Свинью назвать невежественной и невежественной? Объясните свою точку зрения.

4. Беседа — подготовка к чтению по ролям:

1. Какая Свинья предстает перед нами? (Крылов без сочувствия описывает Свинью. Свинья глупа, невежественна, недалека, ленива, эгоистична. Она думает только о своем удовольствии).

Поддержите свои мысли строчками из басни. Определите, какой художественный прием использует Автор при характеристике Свиньи.

2. Какие персонажи, кроме Свиньи, участвуют в басне? (Ворон, Дуб, Автор)

4. Как он относится к своим персонажам? Докажите, если возможно, строчками из басни.

(к Свинье — с презрением: употребление просторечных слов: наелись до чертиков , после еды, глаза слезы, рыло подорвать

к Дубу — с уважением: вековой, сказал (чувство уравновешенности, самоуважения)

Ворону как мудрой, много знающей птице)

5. Какие персонажи конфликтуют? Как Дуб называет Свинью? (неблагодарный) Почему? (Она не понимает, что уничтожает источник своей сытости, своего довольства)

6. Прочитайте поучительную часть басни. Определите его место в композиции произведения. Кому предназначен урок: свинье или человеку, который по своему невежеству похож на эту героиню?

(Шутко, с иронией, простодушно рассказать «смешную» историю, а в поучительной части показать свое истинное отношение к проблеме невежества)

8. Попробуйте определить аллегорический смысл басни (см. записи в тетради).

5. Рисование слов — раскадровка

1. Предварительная работа с иллюстрациями художников Гороховского и Рачева.

Упражнение: Рассмотрите иллюстрации. Какие эпизоды басни изображены на них? Какими вы представляли героев рассказа?

2. Представьте, что вы тоже художник и создаете картинки для мультфильма. (Детям раздаются раскадровочные листы, куда они должны вписать в каждый кадр ключевые эпизоды, используя фрагменты басни) Работать в парах (и проще, и быстрее). Учитель помогает.

1. Свинья под дубом ест желуди.

2. Свинья спит под дубом.

3. Свинья бездумно подрывает корни Дуба.

4. Ворон укоризненно обращается к Свинье с ветки Дуба.

5. Свинья самодовольная отвечает Ворон.

6. Сам Дуб возмущенно относится к Свинье.

Упражнение: Найдите и подчеркните в наших заметках слова, отвечающие на вопрос КАК?

Какова их роль в басне?

Заключение: Эти ключевые слова, передающие отношение героев к конфликту, помогут вам подобрать правильную интонацию при чтении басни по ролям.

6. Чтение по ролям

Сколько должно быть считывателей? Назови их. (Дуб, Ворон, Свинья, Автор)

(Выбираем читателей, еще раз напоминаем об особенностях чтения слов каждого персонажа и слушаем чтение, кратко обсуждаем преимущества и недостатки, над которыми нужно будет работать дома)

7. Крепление.

Басни Крылова популярны и в наше время: их читают взрослые и дети, а многие выражения из его произведений стали «окрыленными», т.е. перешли в разговорную речь, стали похожи на пословицы и поговорки, кратко и емко объясняют различные жизненные ситуации, похожие на басни.

(Учащимся предлагается раздаточный материал с текстами о школьной жизни, 3 текста – 3 варианта)

Упражнение: Подберите «крылатые» выражения из басен Крылова к текстам о школьной жизни (задание написано на карточках)

Задиристый пацан поссорился с гораздо более сильным и высоким соперником. Люди смеются…

Для справки: 1. Синица хвасталась, что сожгла море.

2. Да только вещи еще есть.

3. Эй, Паг! Она сильна, чтобы знать, что она лает на слона.

Вместо подготовки к контрольной Катя Мурочкина пошла на дискотеку и развлекалась там весь вечер. На следующий день на контрольной по математике, обратившись за помощью к соседям, она услышала. ..

Для справки: 1. Нет зверя хуже кошки.

2. Вы все время пели? Это тот случай: так иди и танцуй!

3. А сундук только что открылся.

Костя Васечкин, не зная урока, исчерпал всю доску, пытаясь решить задачу. Наконец учитель записал на доске правильное решение и со словами: «….», — отдал Васечкину дневник.

Для справки: 1. Нет зверя хуже кота.

2. А Васька слушает и ест.

3. А сундук только что открылся.

Ответы: 1т.-3, 2т. -2, 3т.-3

7. Итоги.

Басни Крылова, его ирония помогают нам понять: с какими недостатками нам нужно бороться прежде всего в себе. Я думаю, вы будете слушать добрые поучения баснописца и будете стремиться к знаниям, к культуре, чтобы стать образованным, образованным, а не быть невежественным, отрицающим просвещение, образованность и ученость.

8. Д\В

1. Выразительное чтение басни по ролям.

2. Чтение басни наизусть — инд. упражнение.

3. Рисовать картинки для подписанных рамок на карточках – по желанию

Басня – произведение, призванное передать в своем содержании определенный смысл. Жители России знают этот вид творчества по нетленным стихам Ивана Андреевича Крылова, ведь именно он более 150 лет назад познакомил нашу страну с прописными истинами человеческой жизни, и продолжают пользоваться

спросом на это день. В чем секрет популярности рифмованных рассказов о животных, вышедших из-под пера Крылова? Попробуем найти ответ на этот вопрос с помощью одного из самых популярных его произведений — «Свинья под дубом». Басня лучше всего передает нравственный смысл через ассоциативное сравнение животного с человеком определенного уровня развития.

Басня Крылова «Свинья под дубом» отличается проникновенной моралью, наиболее точно передающей вехи времени, в котором жил ее автор. Однако прежде чем приступить к анализу его смысла, необходимо ознакомиться с текстовым содержанием произведения.

«Свинья под дубом» — басня, в которой участвуют три героя. Центральное место среди них занимает, как вы уже догадались, свинья. Второстепенные персонажи — дуб и ворон, сидящий на его ветке. История начинается с рассказа о том, как

свинья лежит под дубом и ест упавшие с него желуди. Когда они перестают падать, она начинает выкапывать корни, чтобы добраться до тех плодов, что висят высоко. Ворон пытается остановить глупую свинью, но она абсолютно не слушает его и пытается доказать свою правоту, пока старый дуб, который вовсе не является второстепенным персонажем, не вступает в диалог, как начинает рассказывать виновницу переполоха о ее невежестве. Но она по-прежнему не внимает словам более образованных участников заговора.

Мораль басни «Свинья под дубом»

Это произведение имеет сложный смысл. Оно несет в себе определенную подоплеку, являясь словесной пощечиной того времени, в котором жил Иван Крылов. Какова основная мораль стихотворения «Свинья под дубом»? Басня показывает нам неизбежную гибель всего созданного наукой в ​​руках невежественных людей. Дуб ассоциируется здесь с многовековой мудростью, а свинья – с теми, кто не хочет постичь ее путем дрессировки.

В произведении четко прослеживается грань между вороном, сидящим на ветке, и свиньей, копающейся в земле. Такая картина изображает, насколько низок невежда по сравнению с образованным человеком. «Свинья под дубом» — это басня, которая проясняет ценность духовного развития по сравнению с потворством своим инстинктам.

Жизненные истины, доступные каждому

Басни И.А. Книги Крылова ценятся за наглядное изложение, именно поэтому они много лет назад были включены в программу обязательного изучения литературы и не теряют своих позиций по популярности и сегодня. На примере животных учащиеся начальных классов лучше усваивают простые жизненные истины, ведь многие из вас наверняка помнят строки знаменитых басен Ивана Андреевича, давно ставшие крылатыми выражениями.

Писатель постоянно вращался среди простого народа, за что получил настоящее уважение от простого народа. Вот почему в каждом его стихотворении проскальзывает оттенок просторечия. Не потому ли, что он писал их специально для крестьян, которые по необразованности не смогли бы усвоить сложные речевые обороты и светские выражения? Скорее всего, так оно и есть.

Цель занятия: формирование представления о человеческих пороках на основе анализа поведения героев басни И. А. Крылова «Свинья под дубом». Основной дидактической задачей является повторение и практическое применение ранее изученного материала при открытии новых знаний.

Скачать:


Просмотр:

Тема урока: И.А. Крылов. Анализ басни «Свинья под дубом»
Цели урока: сформировать представление о человеческих пороках на основе анализа басни И. А. Крылова «Свинья под дубом».

Задачи:

воспитательные: разобрать басню, рассмотреть ее особенности, выделить мораль;

развивающая: развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, умение понимать иносказательный смысл басни и ее нравственность; повысить языковую культуру учащихся;

воспитательная е: способствовать воспитанию потребности быть порядочным, организованным, интеллектуально развитым, уметь делать выводы для себя, наблюдая за действиями других, вырабатывать негативное отношение к невежеству и невежеству.

Планируемые результаты:

когнитивные УУД: поиск и отбор необходимой информации, сознательное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентировка и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностный УУД: самоопределение, морально-этическая направленность, способность к самооценке своих поступков, поступков;

нормативный УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, отбор и осознание учащимися того, что уже изучено и что еще предстоит усвоить;

коммуникативное УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение выражать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная презентация, запись басни в исполнении мастера художественного слова; учебник, студенческие рисунки и иллюстрации к басням; словари, сборники пословиц и поговорок, справочники по теме «Басни», дидактический материал.

Во время занятий

  1. Мотивирующее начало. Прием «Прогнозирование»

Ребята, послушайте строки, принадлежащие русскому поэту Петру Андреевичу Вяземскому, и скажите, о ком они?

Весело поправил людей,

Сметая пыль с их пороков;

Баснями себя прославил…

(О Крылове)

Какие басни Крылова вам известны?

С какой целью Иван Андреевич сочинял свои басни?

(Ответить)

А вот что он сам говорил по этому поводу: «Люблю, где есть дело, щипать пороки».

Попробуем объяснить значение этих слов. Что такое порок? Какие пороки вы знаете? А вот и другие пороки. ( Горка).

И всех их Крылов любил «пощипывать» в баснях. Что значит «щипнуть»?

(Ответы)

  1. Обновление базовых знаний

1) -Помните, что мы называем «басня»? Мораль?

В баснях используются олицетворения. (Примеры).

Аллегория? (За образом Лисы — хитрый человек, Муравей — трудолюбивый, Стрекозы — бездельник, Вороны — глупый и т. д.)

А кто скрывался за образами Охотника и Волка в басне «Волк в питомник»?

Какому историческому событию он посвящен?

Чему учит нас эта басня? (Что делать с захватчиками, решившими посягнуть на независимость нашей Родины)

Крылов проявлял патриотические чувства в своей работе?

Кто такой «патриот»?

2) Выразительное чтение учащимися басни «Волк на конуре». Результат домашнего задания.

3. Физическое воспитание.

четыре . Формулировка темы и цели урока.

— Сегодня мы познакомимся с еще одним сказочным шедевром И.А. Крылов. Прочитайте в учебнике название басни, с которой мы будем работать на уроке.

Давайте сформулируем тему. (И.А. Крылов. Анализ басни «Свинья под дубом»)

Напишите тему на доске и в тетрадях.

Давайте ставить цели! Что мы будем делать на уроке? Чему мы ложны, чтобы учиться?

5. Открытие новых знаний

1) Знакомство с басней.

Воспитатель демонстрирует видеозапись басни в исполнении мастера художественного слова Алексея Грибова. Обращает внимание учащихся на то, что чтение басни «Свинья под дубом» сопровождается великолепными иллюстрациями.

Достаточно ли прослушать текст, чтобы понять смысл басни?

(Нет, требуется анализ работы)

2). Исследовательская работа в парах.

1-я пара «Литературная критика».

Докажите, что произведение «Свинья под дубом» является басней. (при необходимости обращаться к справочному материалу учебника)

работа с различными источниками (словари, справочники, Интернет)

2-я пара «Исследователи».

Кто такая свинья? Дайте определение. Что она думает? Кто такой Дуб? Какое определение он дает Свинье? Прочитайте с правильной интонацией.

3-я пара «Лингвисты».

Найдите в толковом словаре значение слов «невежественный» и «невежественный». Запишите в тетрадь.

3). Работа с текстом басни. Контроль первичного усвоения материала

1. Ученическое выступление

1-я пара «Литературоведы»

(Басня — нравоучительный рассказ. Есть мораль, иносказание, олицетворение. Приведите примеры)

2-я пара «Исследователей».

Что за свинья? (глупый, ленивый).

О чем она думает? (о вашем удовольствии).

Кто такой Даб? Почему век? (Светский не только старый, но и мудрый).

Какое определение он дает Свинье? (неблагодарный).

— Найдите корни в этом слове, попытайтесь определить значение слова (отсутствие чувства благодарности к тому, кто сделал добро).

В чем неблагодарность Свиньи? (Она не только съела, не поблагодарив, но и начала подкапывать корни дерева).

То есть Свинья сделала… как? (по-свински)

3-я пара «Лингвисты».

Прочитайте значение слов «невежественный» и «невежественный».

Кто такая свинья?

Какое из этих слов характеризует Свинью? Или, может быть, оба?

В чем мораль басни? (Невежды не понимают пользы учения)

— Актуальна ли басня сегодня? В какой жизненной ситуации вы могли бы употребить эти слова? (Ученики ругают школу, забывая, что учеба — это свет)

Чему нас научила басня?

Какой порок «зажал» Крылов в этой басне?

четыре). Чтение басни по ролям.

6. Отражение. Заполнение карты эмоционального состояния.

Карта эмоционального состояния

Заполните карточку значками: -да, — нет, — затрудняюсь ответить.

Мне было интересно на уроке

Я чувствовал(а) себя (а) комфортно

Я чувствовал (а) свою значимость на уроке

Я был (а) успешным (успешным)

Считаю, что материал урока мною понят и усвоен.

Самооценка работы на уроке

Оценка учителя

7. Домашнее задание. Необязательно.

1. Выучите басню наизусть

2. Нарисуйте иллюстрацию или расскажите, как бы вы изобразили ситуацию, о которой говорил Крылов.

Предпросмотр:

Карикатура

Художник Г. Куприянов

Художник А. Лаптев

Невежество — старорусское слово. Румяный, невежливый человек Невежда — невежественный, малообразованный человек, но обычно с претензией на знания, невежда.

Словарная работа Актуальная — важная на данный момент. Актуальна ли басня для нашего времени? Чему научила вас басня? Какой порок «зажал» Крылов в этой басне?

Из-под пера великого мастера Ивана Андреевича Крылова вышло огромное количество непревзойденных и поучительных рассказов. Целью своего осмеяния человеческих пороков он считал очищение мира. Его работы актуальны и сегодня.

Басня «Свинья под дубом», в отличие от других, не имеет прототипа. Этот сюжет не встречается у других баснописцев. Крылов в этом смысле совершенно оригинален.

И снова в качестве персонажей традиционно используются животные. Правда, в этой работе есть и растения. Причем, что одни, что другие с яркими характеристиками. Свинья — символ грязи и глупости, Ворон — мудрая птица, а вот дуб — величественное и могучее дерево. На примере животных, наверное, проще показать все недостатки человека. На этом играет Крылов.

Образы главных героев басни четко проецируются на людей. Свинья — ленивый человек, который не ценит труд и достижения других. Ограниченная в уме, она настолько гордая, что не замечает никого и ничего вокруг. Ворон — человек с богатым опытом, легко замечающий чужие ошибки и имеющий право указывать на них. Дуб — добрый и спокойный человек, просто и без претензий дающий другим право пользоваться своими благами.

Невозможно решить, кто из этих героев важнее. Можно только предположить, что это дуб, так как именно он объясняет суть нравственности произведения.

Что же касается нравоучительного результата, то его можно рассматривать двояко: широко — это, конечно, осуждение неблагодарного и невежественного отношения. А узко: отношение неграмотных людей к научным достижениям. Людей, далеких от понимания значения изобретений, следует держать на расстоянии от них. В их руках они будут только портиться. Свиньи, получив все необходимое и удовлетворив свои низменные потребности, могут только унизить авторитет тех, кто занимается научными открытиями, умных и образованных людей.

Композиция басни состоит из двух частей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *