Басни крылова о жадности: читать Басни Крылова о жадности

Содержание

грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости в баснях «Свинья под дубом», «Ворона и лисица»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

«Коктебельская школа им. И. И. Березнюка г. Феодосии Республики Крым»

 

 

 

 

 

 

 

 

                   План – конспект урока литературы в 5 классе на тему

   «Басенный мир И.А.Крылова. Осмеяние пороков: грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости в баснях «Свинья под дубом», «Ворона и лисица»»

 

 

 

 

 

 

                                                                              Подготовила:

                                                                              Дмитриенко Оксана Викторовна,                               

                                                                              учитель русского языка и         

                                                                              литературы первой                                    

                                                                              квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         20. 10.2016 год

 

 

Тема: «Басенный мир И.А.Крылова. Осмеяние пороков: грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости в баснях «Свинья под дубом, «Ворона и лисица»».

Цель: Систематизировать представление учащихся о жанре басня через работу над текстом.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

 

Задачи:

— образовательные: выявить степень сформированности умения находить главную мысль, мораль в басне.

— развивающие:  развивать восприятие, память (зрительную, слуховую), речь детей.

— воспитывающие: воспитывать в детях искренность, честность, скромность.

Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритмам).

Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия

Личностные: Формировать мотивацию к самосовершенствованию.

Образовательные технологии: личностно-ориентированная, проблемного обучения, ИКТ.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, тексты,  запись басен в мультипликационных фильмах, портрет И.А.Крылова, иллюстрации, карточки.

 

 

                                      ХОД УРОКА

I.                  Организационный момент.

II.               Мотивация учебной деятельности (эмоциональный настрой учащихся).

1.Вступительное слово учителя.

Одним из писателей —   классиков 19 века является Иван  Андреевич Крылов. (на экран проецируется портрет Крылова).

III.           Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (ответы детей). Определение цели урока.

IV.            Работа над темой урока.

Сообщение биографических сведений.

И.А. Крылов. Родился в 1769 году в семье военного.  Детство мальчика было нелегким.

Воспитывался Крылов дома, был обучен русской грамоте, 4 правилам арифметики и молитвам. Подростком Ваня Крылов начал работать в канцелярии. Он страстно любил читать, но начальник, застав его за книгою, иногда бивал его по голове и плечам и жаловался его отцу, который тоже наказывал Крылова. Продолжая служить, Крылов овладел французским и итальянским языками, а также научился играть на скрипке. Его талант как писателя был замечен.

Ребята, кто знает чем прославился Крылов? (баснями).

Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. За жизнь  Крылов выпустил одну за другой 9 книг, в которых было более 200 басен.  И. А. Крылов – баснописец. Умер Крылов в 1844. В летнем саду Петербурга стоит памятник Крылову, созданный скульптором Петром Клодтом. Это первый памятник баснописцу в России. Он был создан на народные деньги, собранные по всей Руси.

Ребята, а какие басни Крылова вы знаете? (ответы детей).

Работа над определением.

Давайте запишем, что такое басня.

Басня – небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни.

Почему басня – рассказ? (сообщает о каком – то событии, имеет сюжет).

Почему рассказ стихотворный? (басня чаще всего в стихах)

Аллегория (иносказание) – художественное средство, которое говорит о пороках людей, маскируя их за образами животных.

Сатирическое – высмеивающее пороки.

В басне также присутствуют олицетворение.

Олицетворение – прием, при котором животным приписываются человеческие качества. (учащиеся записывают в тетрадь).

В басни выделяют 2 части: повествование и мораль.

Мораль – нравоучение, выраженное в краткой форме.  (учащиеся записывают в тетрадь).

Язык басен очень афористичен.

Афоризм – краткое изречение, выражающее глубокую мысль.  

Работа с басней «Свинья под дубом»

Чтение басни одним из учеников.

(На экран проецируется иллюстрация к басне).

Учитель:

 Ребята, давайте докажем, что это басня.

В какой форме она написана? (в стихотворной)

Какая она по объему? (небольшая).

Есть ли в ней сюжет? ( да).

Выделите 2 части. ( Повествование о поступке свиньи и мораль)

А есть ли здесь иносказание? (да, главные герои животные, но под ними подразумеваются люди).

Кто главные герои? Сколько их? (Свинья, ворон, дуб, 3).

Ребята, как называется разговор 2лиц? (диалог).

А у нас в басне мы видим разговор 3 лиц. Это называется полилог.

Давайте запишем:  полилог- разговор нескольких лиц.

Давайте обратим внимание на иллюстрацию. Какой эпизод изображен на ней? (разговор свиньи и ворона).

А какой поступок совершила свинья до этого? (она наелась желудей, затем стала подрывать корни дуба).

Что она ответила дубу, когда тот ее приструнил? (что ей нет до дуба никакого дела, главное, чтобы она была сыта).

Какое противоречие можно увидеть в словах свиньи? (она хочет быть сытой, но при этом губит дерево, на котором растут желуди).

Почему свинья так поступает? (она просто об этом не задумывается, не понимает и не хочет знать.

Какие человеческие качества разоблачает в свинье автор? (ограниченность, равнодушие к миру, невежество).

Ребята, в русском языке есть 2 похожих слова  — невежа и невежда.

Запишем: Невежа – невоспитанный человек. Невежда – человек, который не хочет учиться. Эта свинья и невежа и невежда одновременно.

Почему автор в морали заговорил об учености? (басня разоблачает ограниченных, неблагодарных людей, которые с пренебрежением относятся к наукам и учению). Запишем вывод в тетрадь.

Сообщение заранее подготовленного ученика.

      А знаете ли вы, что жанр басни зародился еще в древней Греции. Первым баснописцем был человек по имени Эзоп. Поэтому, язык басен принято называть Эзоповым языком. ( запись в тетрадь)

Эзопов язык – умение баснописцев замаскировать то, что они хотят сказать.

V.               Физкультминутка.

Работа с басней «Ворона и Лисица».

Выразительное чтение басни учащимися.

В каких словах заключается мораль? Прочитайте.

О каком пороке человека говорит автор?

Почему Лисе удалось обмануть Ворону?

Что говорила Лиса о внешности Вороны? Найдите в тексте.

Как называет Лиса голос Вороны? Прочитайте.

Для чего Лиса расхваливала Ворону?

Найдите в тексте слова с ласкательно-уменьшительными суффиксами (глазки, носок, голосок, шейка, пёрышки).

Почему  автор использует ласкательно – уменьшительные суффиксы?

VI.            Игра: «Озвучиваем басню».  (Работа в группах по опережающему заданию)

Ребята озвучивают мультипликационные фильмы по басням И.А.Крылова.

VII.        Подведение итогов урока.

С каким  писателем мы сегодня познакомились? (И. А. Крылов).

Чем он знаменит? (своими баснями).

Что такое басня? (Басня – небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни).

Какие основные особенности басни вы знаете? (олицетворение, аллегория, мораль, афористичность).

    Что вы возьмёте с урока и запомните на всю жизнь?

VIII.    Рефлексия.

Покажите, пожалуйста, цветом своё настроение.

      IХ. Домашнее задание:

Выучить наизусть одну из двух басен.

По желанию: сделать иллюстрацию к любой басне Крылова.

 

 

Что волки жадны всякий знает стилистический прием

О том, как бедный Журавль не получил награды за спасение злого Волка, поведает детям басня «Волк и Журавль» Крылова.

Читать текст басни:

Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
Зато на одного из них пришла беда!
Он костью чуть не подавился.
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
\»Ты шутишь! — зверь вскричал коварный, —
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся\».

Мораль басни Волк и Журавль:

Мораль басни – помощь стоит оказывать лишь достойным, благодарным людям. Журавль достал из пасти хищника кость, чем спас ему жизнь. Но когда Журавль попросил Волка о вознаграждении, получил ответ: как он смеет говорить о награде? Пусть радуется, что голова осталась целой. Бывает, что жестокий и самоуверенный человек попадает в беду. Но он считает, что сила дает ему право пользоваться услугами других безвозмездно. Баснописец предупреждает нас не проявлять наивность и помогать людям, которые оценят поддержку.

О том, как бедный Журавль не получил награды за спасение злого Волка, поведает детям басня «Волк и Журавль» Крылова.

Читать текст басни:

Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
Зато на одного из них пришла беда!
Он костью чуть не подавился.
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
\»Ты шутишь! — зверь вскричал коварный, —
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся\».

Мораль басни Волк и Журавль:

Мораль басни – помощь стоит оказывать лишь достойным, благодарным людям. Журавль достал из пасти хищника кость, чем спас ему жизнь. Но когда Журавль попросил Волка о вознаграждении, получил ответ: как он смеет говорить о награде? Пусть радуется, что голова осталась целой. Бывает, что жестокий и самоуверенный человек попадает в беду.

Но он считает, что сила дает ему право пользоваться услугами других безвозмездно. Баснописец предупреждает нас не проявлять наивность и помогать людям, которые оценят поддержку.

Журавль свой нос по шею

Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею

Кость вытащил и стал за труд просить.

«Ты шутишь! — зверь вскричал коварный, —

Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унес!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперед ты мне не попадайся».

ЗАДАНИЯ

1.Как вы понимаете выражение «ноги протянуть»?

2.«Близко тут Журавль случился ». Каким словом можно заменить выделенное слово?

3.Какие качества характерны для Журавля? Какими чертами обладает Волк?

4.Что осуждается в басне? Выбери подходящее слово и объясни свой выбор: жадность, доброта, взаимопомощь, бескорыстие, неблагодарность, коварство .

ГУСЬ И ЕГО КРИТИКИ

(И. А.Крылов) Однажды Гусь, вытягивая шею,

Расхвастался на целый птичий двор:

«Сам поражен я широтой своею.

Ведь я, как человек, ходить умею,

Как рыба, плаваю. А если захочу,

То полечу!

Через забор!»

Индюк подпел: «Стихии вам подвластны!»

А Утка молвила: «Я с Индюком согласна.

У вас такой обширный кругозор!»

«Вы — ко-ко-корифей! — Петух воскликнул с жаром. —

Как птица вами я горжусь!

Повсюду говорят: хорош, мол, Гусь!»

Так славил Гуся птичий говор,

Пока не появился Повар.

И только полетел гусиный пух…

«Я знал, — вздохнул Индюк, — что Гусь гогочет глупо,

Что он годится лишь для супа».

«Как он ходил! — вскричал Петух, —

С такими лапками, с такой фигурой

Он ко-ко-ковылял!

Над ним смеялись куры!

А Утка крякнула: «По правде говоря,

Гусь плавать не умел, и хвастался он зря.

Летать через забор — невелики дела.

Подумаешь, орел! Я б тоже так могла!»

Пусть этой басни птицы не услышат,

Но в том беды особой нет.

Она не для того, кто перьями одет,

А для того, кто ими пишет.

ЗАДАНИЯ

1.Понравился ли тебе Гусь? Почему? Какими качествами характера он обладает?

2.Как относятся к нему птицы? Что происходит после появления Птицы?

3.В каких строчках басни содержится её поучительный вывод (мораль)? Как ты его понимаешь?

4.Может ли история, рассказанная в басне, произойти с людьми?

5.Как ты понимаешь смысл заглавия басни? Объясни.

РАБОТА В ГРУППАХ 6.Обсудите фразы, которые произносят герои. Подберите необходимую интонацию для их прочтения. Распределите роли. Разыграйте басню по ролям (слова необходимо выучить наизусть). С какими трудностями пришлось столкнуться во время подготовки? Проведите обсуждение постановки.

Квартет (и.А.Крылов)

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки — Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. «Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!» Расселись, начали Квартет; Он все-таки на лад нейдет. «Постойте ж, я сыскал секрет, — Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем». Послушались Осла: уселись чинно в ряд, А все-таки Квартет нейдет на лад. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, кому и как сидеть. Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье: «Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть; Скажи лишь, как нам сесть!» — «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, — Им отвечает Соловей. — А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь».

ЗАДАНИЯ

1.Какая цель была у музыкантов? Найдите строки в тексте.

2. Какой получилась игра? Найдите выражения, характеризующие игру музыкантов.

3.Как музыканты пытались исправить положение? Почему у них начались разборы и споры?

4.Как секрет не смогли раскрыть музыканты сами? Кто и что им подсказал об этом?

ТЗ 5.Прочитайте басню по ролям. Разыграйте спектакль. Но перед этим подумайте, как необходимо играть за каждого героя, с какой интонацией произносить его реплики и т. п.

Басня Крылова «Волк и журавль» — отличный пример поучительного повествования, которое говорит нам, что помощь не всегда бывает оправданной, а человеческая неблагодарность встречается на каждом шагу.

Басня Волк и журавль читать

Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
Зато на одного из них пришла беда!
Он костью чуть не подавился.
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
«Ты шутишь! — зверь вскричал коварный, —
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся».

Мораль басни Волк и журавль

Помощь нужно оказывать только достойным людям, попавшим в беду, а делая добро, не ожидать благодарности.

Басня Волк и журавль — анализ

Анализ басни Крылова «Волк и Журавель» начинается с анализа характеров героев. Волк – явно отрицательный персонаж данного произведения. В нем прозрачно угадывается заносчивый, неблагодарный человек, обладающий некой силой и считающий, что эта сила дает ему на право на любые блага. Но и такие люди попадают в неприятности, выпутаться из которых самостоятельно не могут. Из этого вытекает первая мораль басни Крылова «Волк и Журавель» — принимая помощь, старайся отплатить добром, иначе в следующий раз тебя бросят на произвол.

С первых же строк автор говорит, что всякий знает о жадности волков. Собственно, из-за этой самой жадности герой и попал в неприятность – кость застряла в его горле. Но Журавель все равно поспешил помочь своему естественному врагу, прельстившись наградой – и чуть не был съеден. Из этого и следует указанная мораль.

Волк и журавль рисунок

Басня Волк и журавль читать текст

Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
Зато на одного из них пришла беда!
Он костью чуть не подавился.
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
«Ты шутишь! — зверь вскричал коварный, —
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся».

Мораль басни Волк и журавль своими словами, главная мысль и смысл

В басне «Волк и журавль» мораль можно выразить следующим образом – жадность всегда приводит к плохим последствиям, а тем, кто делает добро не стоит ждать благодарности от недостойных людей.

Анализ басни Волк и журавль

И.А.Крылов – известный русский баснописец, которого не зря прозвали «знатоком человеческих душ». Он как никто другой замечал все пороки современного ему общества, иносказательно описывал характер человека через образы животных. Его умение придавать вымышленному образу черты настоящих людей, а через комичные ситуации показать мораль басни, актуально до наших дней. Человеческие пороки со временем не меняются и во многих героях И.А. Крылова можно легко узнать знакомых даже через много веков после создания басни.

Главным персонажем является волк, который с первых строк описывается как отрицательный герой. У баснописца он жадный, глотает все без разбору и не смотрит, что и откуда появилось. Конечно, такая безудержная жадность привела к тому, что волк поперхнулся. Тут и появляется второй герой басни – журавль.

Волк беспомощен и не может справиться без помощи своего врага. Журавль же стремится помочь, даже тому, кто всегда был для него опасен. Однако после помощи он просит о благодарности, а в ответ получает только угрозы и ругательства.

Журавль добр и сострадателен, но помощь стоит оказывать, не ожидая ничего в ответ, особенно от жадных и злых людей. Мораль состоит в том, что оказав помощь недостойному человеку нельзя получить ничего кроме ругательств и недовольства. Жадным и злым людям стоит запомнить то, что не поблагодарив за помощь один раз в другой ее можно и не получить.

Волк подавился костью и просит журавля о помощи. Тот помогает, но вместо благодарности получает ругательства.

Герои басни (персонажи)

  • волк — жадный и злой
  • журавль — добрый

Слушать Басню Крылова Волк и журавль

Читает И. Ильинский

Какая мораль в басне про волка и журавля.

Басня Крылова «Волк и журавль» — прекрасный пример поучительного повествования, повествующего о том, что помощь не всегда бывает оправданной, а человеческая неблагодарность встречается на каждом шагу.

Басня Волк и Журавль читать

Что волки жадные, все знают:
Волк, ешь, никогда
Не понимает костей.
Но один из них попал в беду!
Он чуть не подавился костью.
Волк не может задыхаться или дышать;
Пора размяться!
К счастью, Журавль оказался поблизости.
Как-то Волк стал манить его знаками
И просит горе помочь.

Вытяни нос к шее
Я сунул Волку в пасть и с большим трудом
Он вытащил кость и стал просить труда.
«Ты шутишь! — закричал коварный зверь, —
За твою работу? Ах ты неблагодарный!
И ничего, что ты свой длинный нос
И дурацкой головой из горла вынул весь!
Давай, приятель, вон
Но будь осторожен: ты мне впереди не попадешься.

Мораль волка и журавля басня

Помощь нужна только достойным людям, попавшим в беду, и делающим добро, не ждите благодарности.

Басня Волк и Журавль — анализ

Анализ басни Крылова «Волк и Журавль» начинается с анализа характеров героев. волк — заведомо отрицательный персонаж этого произведения. В нем прозрачно угадывается высокомерный, неблагодарный человек, обладающий определенной властью и считающий, что эта власть дает ему право на какие-либо блага. Но даже такие люди попадают в беду, из которой не могут выбраться самостоятельно. Отсюда вытекает первая мораль басни Крылова «Волк и журавль» — принимая помощь, старайся отплатить добром, иначе в следующий раз будешь предоставлен самому себе.

С первых же строк автор говорит, что все знают о жадности волков. Собственно, из-за этой самой жадности герой и попал в беду — кость застряла у него в горле. Но Журавль все же поспешил на помощь своему природному врагу, соблазненный наградой — и чуть не был съеден. Отсюда и мораль.

Волк и журавль рисунок

Басня волк и журавль читать текст

Что волки жадные, все знают:
Волк, ешь, никогда
Не понимает костей.
Но один из них попал в беду!
Он чуть не подавился костью.
Волк не может задыхаться или дышать;
Пора размяться!
К счастью, Журавль оказался поблизости.
Как-то Волк стал манить его знаками
И просит горе помочь.

Вытяни нос к шее
Я сунул Волку в пасть и с большим трудом
Он вытащил кость и стал просить труда.
«Вы шутите! — закричал коварный зверь, —
За работу? Ах ты неблагодарный!
И ничего, что ты свой длинный нос
И дурацкой головой из глотки всю взял!
Давай, приятель, убирайся
Но смотри: ты мне впереди не попадешься.

Мораль басни Волк и журавль своими словами, основная мысль и смысл

В басне «Волк и журавль» мораль можно выразить так — жадность всегда приводит к плохим последствиям и те делающий добро не должен ожидать благодарности от недостойных людей.

Анализ басни «Волк и журавль»

И.А. Крылов – известный русский баснописец, которого не зря называли «знатоком человеческих душ». Он, как никто другой, подмечал все пороки современного ему общества, иносказательно описывал характер человека через образы животных. Его умение придать вымышленному образу черты реальных людей, а через комические ситуации показать мораль басни актуально и по сей день. человеческие пороки не меняются с течением времени и у многих героев И.А. Крылова легко узнают знакомые даже через много веков после создания басни.

Главный герой — волк, который с первых строк описывается как злодей. В баснописце он жаден, проглатывает все без разбора и не смотрит, что и откуда взялось. Разумеется, такая необузданная жадность привела к тому, что волк задохнулся. Здесь появляется второй герой басни – журавль.

Волк беспомощен и не может справиться без помощи своего врага. Журавль стремится помочь даже тем, кто всегда был для него опасен. Однако после помощи он просит благодарности, а взамен получает только угрозы и проклятия.

Журавль добрый и сострадательный, но помочь стоит, не ожидая ничего взамен, особенно от жадных и злых людей. Мораль в том, что, помогая недостойному человеку, кроме проклятий и недовольства ничего не получишь. Жадным и злым людям стоит помнить, что не поблагодарив за помощь один раз в другой, вы можете ее не получить.

Волк подавился костью и просит помощи у журавля. Он помогает, но вместо благодарности получает проклятия.

Герои басни (персонажи)

  • волк — жадный и злой
  • кран — вид

Прослушать басню Крылова «Волк и журавль»

Читает Ильинский И.

«Волк и журавль»
Выполнила ученица 232 группы Вильданова И.И.


Басня аллегорическая,
аллегорическая история,
в которой есть мораль.
Басня относится к животному
эпоса.
Слово «басня» происходит от
басня — баят — баян говорить.


Родился выдающийся русский баснописец,
драматург и журналист, Иван Андреевич
Крылов, 2 февраля в Москве в семье
бедного отставного армейского офицера.
Детство Крылова прошло в Твери и было
далеко не безоблачным. Отец Андрей
Прохорович Крылов, умер в 1778 году не оставив
семьи нет средств к существованию,
так маленькому Крылову уже 10 лет
Пришлось подрабатывать писцом в Тверской
суд.
Мать Крылова, Марья Алексеевна, не имела
возможности воспитывать
сына, но так как она была женщиной
умной от природы, хотя и не образованной,
большое внимание уделяла
самовоспитанию сына. Иван учился дома
грамоте, арифметике и молитве. Так же и ему
разрешили учиться с детьми
местного помещика, которого он как-то
удивил своими стихами.
3


ПОПРОБУЙТЕ УГАДАТЬ НАЗВАНИЕ
БАСНКИ
Длинноногий, длинношеий,
Длиннокрылый, тело серое,
И затылок голый, красный.
Блуждает по болотам грязным.
Ловит в них лягушек,
Бестолковые прыгуны.
Он похож на овчарку
Каждый зуб — острый нож.
Он бежит с открытым ртом
Готов атаковать овец.
4


ПОДУМАЙ
О ЧЕМ МОЖНО ГОВОРИТЬ
В ЭТОМ БАСНЕ?
5


Басня волк и журавль
Что волки жадные, все знают:
Волк, ешь, никогда
Не понимает костей.
Но один из них попал в беду!
Он чуть не подавился костью.

Пора размяться!
К счастью, Журавль оказался поблизости.
Тут Волк стал манить его знаками
И просит горе помочь.
Притяни нос к шее
Я сунул Волку в пасть и с большим трудом
Он вытащил кость и стал просить труда.

Давай, дружище, выходи

6
Видео


А теперь нарисуем словами все картинки к басне,
какие только можно представить. Какой будет первым?
Волк сидит и что-то ест. Вгрызается в кости.
Что потом случилось с Волком?
Он задохнулся.
(Но один из них попал в беду!
Он чуть не подавился костью.)
Как это сказано в тексте?
Волк не может задыхаться или дышать;
Пора размяться!
И что это значит: хоть ноги размять. Как вы
понимаете это?
(Пора размять ноги — пора
умереть.)
8


Кто был следующим?
К счастью, здесь поблизости оказался кран.
(Случилось — появилось.)
Волк мог позвать Журавля — сказать ему что-то или
крикнуть? Что говорит текст?
Тут как-то Волк стал манить его знаками…
(Койкак — с большим трудом, элеэле.)
— Покажите, как Волк стал манить Журавля.
(Машет лапой или машет мордой.)
Зачем Волку манить Журавля? Прочитайте следующую строку
.
И просит горе помочь.
(Help — помогите.)
9


А как Волк спрашивает? Он не может говорить.
(Волк может сделать жалкое выражение в глазах,
а потом показать лапу у рта.)
Какую картинку мы видим дальше?
Волк сидит с открытой пастью, а журавль к нему
сунул клюв в рот.
Задрать нос к шее
Я сунул его Волку в пасть…
Что было дальше?
Кран «вытащил кость и встал на труд
аск».
10


Что сделал волк?
Погоня за журавлем.
Давайте прочитаем, как это сказано в тексте.
«Ты шутишь! Зверь вероломный закричал,
За твою работу? Ах ты неблагодарный!
И ничего, что ты свой длинный нос
И тупой головой из горла вынул весь!
Давай, приятель, вон
Но будь осторожен: ты мне впереди не попадешься.
(Коварный — со злыми намерениями, прикрытый
показной благожелательностью.)
11


Действующий
лиц
— Волк
— Журавль
— Слова автора
12 90 003


Вопросы для
обсуждений
Как изменилась картинка измененный? Каким был волк до
Как Журавль вырвал кость? После чего волк стал
?
(Волк сначала смотрел сострадательными глазами, а
потом сердито стал кричать на Журавля).
Прав ли был волк?
(Волк вел себя неправильно, журавль ему
помог, а он злом ответил).


ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЛКА.
ЧТО ОН ТАКОЙ?
Выберите качества волка и объясните почему.
НЕБЛАГОДАРНЫЙ
ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ
ДОБРЫЙ
МУДРОВОЙ
ЗЛОЙ
КОВАРЫЙ
ЖАДНЫЙ
ДОБРО

О том, как бедный Журавль не получил награды за спасение злого Волка, басня «Волк и Журавль» Крылова будет рассказать детям.

Прочтите текст басни:

Что волки жадные, все знают:
Волк, ешь, никогда
Не понимает костей.
Но один из них попал в беду!
Он чуть не подавился костью.
Волк не может задыхаться или дышать;
Пора размяться!
К счастью, Журавль оказался поблизости.
Как-то Волк стал манить его знаками
И просит горе помочь.

Задрать нос к шее
Я засунул Волку в пасть и с большим трудом
Вырвал кость и стал просить на работу.
\»Ты шутишь! — закричал коварный зверь, —
За твою работу? Ах ты неблагодарный!
И ничего, что ты свой длинный нос
И дурацкой головой из горла вынул весь!
Давай, приятель, убирайся
Да, берегись: вперед ты мне не попадаешься\».

Мораль басни о Волке и Журавле:

Мораль басни в том, что помощь нужно оказывать только достойным, благодарным людям. Журавль вынул изо рта хищника кость, чем спас ему жизнь. Но когда Журавль попросил у Волка награды, тот получил ответ: как он смеет говорить о награде? Пусть радуется, что голова осталась цела. Бывает, что жестокий и самоуверенный человек попадает в беду. Но он считает, что власть дает ему право бесплатно пользоваться услугами других. Баснописец предупреждает нас не быть наивными и помогать людям, которые оценят поддержку.

Дорогие дети и их родители! Здесь вы можете прочитать » Басня Волк и Журавль » а также другие лучшие произведения На странице Басни Толстого. В нашей детской библиотеке вы найдете коллекцию замечательных литературных произведений отечественных и зарубежных писателей, а также разных народов мира. Наша коллекция постоянно пополняется новым материалом. Детская онлайн-библиотека станет верным помощником для детей любого возраста и познакомит юных читателей с разножанровой литературой. Желаем приятного чтения!

Басня Волк и Журавль читать

Волк подавился костью и не мог вырвать. Он позвал журавля и сказал:

«Давай, журавль, у тебя длинная шея, засунь свою голову мне в глотку и вытащи кость: я тебя вознагражу».

Журавль сунул голову, вытащил кость и сказал:

«Дай награду».

Волк стиснул зубы и сказал:

«Или мало тебе награды, что я не откусил тебе голову, когда она была у меня в зубах?»

Мораль басни «Волк и Журавль»

Не каждый достоин помощи, кто в ней нуждается, это мораль басни Волк и Журавль. Мы привыкли помогать тем, кто в беде — это закон для хорошего и порядочного человека. Но оказывается, что не все люди, попавшие в беду, достойны спасения — возможно, это урок для них.

Пример такого жадного и неблагодарного человека мы видим в герое басни Волке. Избежав смерти, он не собирался благодарить спасителя, а нагрубил ему. Остается только радоваться, что он не съел.

Но все же у большинства людей есть чувство благодарности и долга, и, несмотря на некоторых представителей рода человеческого, стоит выручить того, кто волею судьбы оказался в опасной ситуации. Если вы видите беду и можете помочь — не проходите мимо, судьба обязательно вознаградит вас за вашу доброту!

Жадность

Жадность

сказки Аарне-Томпсона типа 68A
под редакцией

Д. Л. Эшлимана
© 2001-2009


  1. Мальчик и орешки (Эзоп).
  2. Отлов обезьян (Индия).
  3. Жадная обезьяна (Пакистан).
  4. Обезьяна и орехи (США, Амброуз Бирс).

Вернитесь к фольклорным текстам Д.Л. Эшлимана , библиотеке сказок, фольклора, сказки и мифология.

Эзоп

Мальчик сунул руку в банку с фундуком и схватил столько, сколько ему кулак мог бы держать. Но когда он попытался вытащить его снова, он обнаружил он не мог этого сделать, потому что горлышко кувшина было слишком маленьким, чтобы прохождение такой большой горстки. Не желая терять свои орехи, но не в силах отдернул руку, он расплакался.

Прохожий, увидев, в чем беда, сказал ему: «Подойди, мой мальчик, не будь таким жадным. Довольствуйтесь половиной суммы, и вы сможете вытяни руку без труда.»

Не пытайтесь сразу сделать слишком много.


  • Источник: Басни Эзопа , перевод В. С. Вернона Джонса (Лондон: В. Хайнеманн, 1912), с. 61.
  • Вернуться к оглавлению.


Индия

Манговые деревья [в Муддунпиллае] были прибежищем большой колонии обезьян, и нам сказали, что туземцы поймали многих из них, положив на землю кокосы с прорезанными отверстиями, которые они наполовину заполнили зерном. . Эти отверстия были достаточно большими, чтобы пропустить открытую руку обезьяны. Рассказывали, что, когда Джоку схватил добрую горсть зерна и не мог ее вытащить, туземцы выскочили из ближайшей засады, бросили неуклюжий (родное одеяло) на голову, и схватил его, так как он не мог вытянуть кулак полный , и не выпускал из рук свой законный приз зерна!

Это история, рассказанная нам; но в интересах моей правдивости я должен сказать, что мы сами не видели, как это делалось.


  • Источник: Эдмунд Фрэнсис Бертон, Воспоминания о спорте в Индии (Лондон: WH Allen and Company, 1885), с. 123.
  • Вернуться к оглавлению.


Пакистан

Однажды обезьяна заметила пшеницу, упавшую в небольшое углубление в скале. Сунув в руку, он наполнил ее зерно, но вход был так узок, что он не мог вытащить его не отказываясь от большей части своего приза. Однако этого он не хотел делать, жадно желая иметь все это. Таким образом, следствием было то, что он остался ни с чем и в конце концов ушел голодным.


  • Источник: Чарльз Суиннертон, 9 лет.0378 Развлечения индийских ночей; или, Народные сказки Верхнего Инда (Лондон: Эллиот Сток, 1892 г.), нет. 4, с. 7.
  • Вернуться к содержанию.


США, Амброуз Бирс

Некий город, желающий приобрести участок под общественный деформатор, получил ассигнования от правительства страны. Посчитав этого недостаточным для покупки участка и выплаты себе разумных комиссионных, ответственные за это дело люди запросили большую сумму, которую с готовностью дали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *