Басни крылова мартышка и очки зеркало и обезьяна ворона и лисица: Басня Крылова Зеркало и обезьяна

Содержание

Читательский дневник «Зеркало и Обезьяна» Ивана Крылова

Автор: Крылов Иван Андреевич

Название произведения: «Зеркало и Обезьяна»

Число страниц: 1

Жанр: басня

Главные герои: Мартышка, Медведь.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Мартышка — невежда и задира.

Не видит собственные недостатки.

Глупая.

Медведь — умный и рассудительный.

Указал куме на её ошибку.

Краткое содержание басни «Зеркало и Обезьяна»

Мартышке увидела в зеркале собственное отражение, но решила, что это кто-то другой.

Глупышка не знала, что это и есть она сама.

Поэтому начала говорить Медведю о некрасивой роже и о том, что среди её кумушек есть такие.

Но Медведь ей ответил, что прежде, чем судить других, лучше бы на себя посмотрела.

План басни:

  1. Отражение в Зеркале.
  2. Некрасивая рожа.
  3. Кумушки-кривляки.
  4. Ответ Медведя.
  5. Мораль басни.

Основная мысль басни «Зеркало и обезьяна»:

Главная мысль произведения в том, что прежде всего нужно искать недостатки в себе, а не в других.

Основная идея и мораль басни в том, что никто не лишён недостатков, но смеяться над другими нельзя.

Чему учит произведение:

Оно учит не судить других, а смотреть на себя.

Учит не быть о себе слишком высокого мнения.

Учит не считать себя лучше других.

Краткий отзыв по басне «Зеркало и обезьяна» для читательского дневника:

Прочитав эту басню, я подумала о том, что люди часто смеются над ошибками и недостатками других, забывая, что и сами небезгрешны.

Обезьяна была уверена, что самая красивая и умная, а потому не признала себя в зеркале.

Она стала смеяться над отражением, не понимая, что хохочет над собой.

И даже совет Медведя не вразумил её.

Настолько она была уверена в своей красоте.

Это очень полезная, интересная и поучительная басня.

Автору удалось показать, как смешно выглядят те, кто смеётся над другими.

Мне понравился умный Медведь, спокойный и рассудительный.

Мне не понравилась самоуверенная и глупая Обезьяна.

Я всем советую прочить эту басню и подумать о том, что недостатки есть у каждого.

Над недостатками нельзя смеяться, но надо помогать с ними справляться.

Пословицы к басне:

  • В чужом глазу соломину видеть, в своём — бревна не замечать.
  • Не кивай на соседа, а гляди на себя.
  • Дурака учить — решетом воду носить.
  • Не на внешность смотри, по делам гляди.

Словарь неизвестных слов:

  • Кума — крёстная мать детей.
  • Оборотиться — оглянуться.
  • Украдкой — тайком.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

«Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

— Ей Мишка отвечал.

Ещё читательские дневники по произведениям Ивана Крылова:

  • «Лебедь, Рак и Щука»
  • «Осёл и Соловей»
  • «Ларчик»
  • «Квартет»
  • «Стрекоза и муравей»
  • «Слон и Моська»
  • «Мартышка и очки»
  • «Листы и корни»
  • «Ворона и лисица»
  • «Свинья под дубом»
  • «Волк на псарне»
  • «Кот и повар»
  • Краткая биография Ивана Крылова и презентация

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Басня «Зеркало и Обезьяна» И. Крылов стр. 136

1. Понравилось ли Обезьяне её отражение в зеркале? Узнала ли она себя в нём?

Нет, героиня категорично отнеслась к тому, что увидела.

Она начала высмеивать это, называть все недостатки и сказала, что удавилась бы, если бы была такой же.

Она даже не догадывалась, кого видит в отражении.

Но заметила, что среди её знакомых есть подобные.

А Медведь был умнее.

Он подсказал своей собеседнице, что ей стоит обратить внимание на себя.

Но самоуверенная, глупая Обезьяна пропустила совет мимо ушей.

2. Рассмотри рисунок к басне и найди в тексте строки, соответствующие ему.

На иллюстрации мы видим ситуацию, когда главная героиня рассматривала то, что увидела в отражении. Поэтому ей соответствуют следующие слова из произведения:

«Мартышка, в Зеркале увидя образ свой.

Тихохонько Медведя толк ногой:

«Смотри-ка», говорит: «кум милый мой!

Что́ это там за рожа?

Какие у неё ужимки и прыжки!»

3.

Чем Обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и Очки»?

И первая, и вторая героиня – глупые кривляки, которые вовсе не понимают, как обходиться с вещью, что попала к ним в руки.

Из-за этого они делают смешные, невежественные выводы.

При этом героини вовсе не думают о том, что сами как-то неправильно себя ведут.

Им не хватает осведомлённости и мудрости.

4. Сравни слова из басни Крылова «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» и народную пословицу «Других не суди, на себя погляди».

Два этих выражения учат одному и тому же – нужно смотреть на себя, а не искать недостатки в других; заниматься своим усовершенствованием, развиваться, а не обращать внимания на то, как выглядят и что умеют другие.

Ведь люди часто видят плохое в своих знакомых, друзьях, а при этом являются такими же либо даже хуже.

5. Обсуди с другом, в ком легче найти недостатки: в себе или в других.

Проще найти изъяны в окружающих.

Ведь далеко не каждый может признать свои минусы, покритиковать себя. Хотя на самом деле, то, что мы видим в других – частично является отражением того, что есть у нас.

Но нужно уметь перешагнуть через самолюбие и делать о себе надлежащие выводы.

Хотя чувство собственного достоинства также должно присутствовать.

Ведь от этого зависит психологическое состояние.

6. Какие строки басни стали крылатыми выражениями? Запиши их в «Рабочую тетрадь».

Что за рожа? Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа.

и

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Таких примеров много в мире: не любит узнавать никто себя в сатире.

Практически каждое произведение Ивана Андреевича содержит строки, которые становятся известными даже тем, кто не интересовался его творчеством.

Они передаются из уст в уста, как и народные творения.

Ценность морали Ивана Андреевича в том, что он простыми и доступными словами даёт понять, как можно поступать, а как нельзя; каким нужно быть, а каким не стоит.

Баснописец интересным образом подбирает героев для своих произведений.

Все они имеют какие-то общие черты с людьми, и именно эти черты Иван Андреевич высмеивает либо прославляет.

Подсказка:

  • Читательский дневник «Зеркало и обезьяна»
  • Краткая биография Ивана Крылова для презентации

_______

Сборник басен. Короткие басни Крылова. Читать и слушать

Крылов Иван Андреевич (1769 — 1844) — известный русский поэт и баснописец, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Издатель сатирических журналов «Почта духов», «Зритель», «Петербургский Меркурий». Известен как автор более 230 басен.

При воспитании ребенка очень важны нравственные принципы, которые закладываются в самом раннем возрасте. Чтобы правильно объяснить малышу действия окружающих людей, ему необходимо показывать подобные примеры поведения. Басни Крылова станут идеальным вариантом для знакомства с социальными реалиями. Читать произведения Ивана Андреевича лучше всего с детьми. Тогда у юных слушателей не будет проблем с пониманием сложившихся ситуаций.

Читать и слушать басни Крылова онлайн

Благодаря стихотворной форме поучительные истории легко воспринимаются ребенком. Образность представленных персонажей передает качества, присущие не только человеку. Воплощая через лису хитрость, через волка коварство, через обезьяну глупость, русский поэт вызывал у юных читателей ассоциативный ряд с поведением этих животных. Баснописец продемонстрировал пороки общества, выразив их с помощью остроумного языка сатиры. Начав слушать произведения Крылова, дети быстро учатся угадывать истинные намерения окружающих по их действиям.

Мы с детства любим читать басни Крылова. В памяти хранятся образы Крылова, которые часто всплывают в нашей голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаем удивляться прозорливости Крылова.

Бывает, помнишь Мопса, который лает на Слона, чтобы произвести впечатление храброго и бесстрашного, или вдруг перед глазами всплывает Обезьяна, которая издевалась над собой, не узнавая свое отражение в Зеркале. Смех и многое другое! И как часто бывают встречи, которые невольно сравнивают с Обезьяной, которая по своему невежеству, не зная ценности Баллов, разбила их о камень. Небылицы Крылова кратки по размеру, но не по смыслу, потому что слово Крылова остро, а нравы басен давно превратились в крылатые выражения. Басни Крылова сопровождают нас по жизни, роднятся с нами и в любой момент найдут в нас понимание и помогут заново осознать ценности.

Басни Крылова читать

Название басни Рейтинг
Воздушный змей 22781
волк и журавль 25734
волк и кошка 19448
Волк и ягненок 298543
Волк в конуре 210852
Ворона и лиса 529258
Две бочки 75822
Две собаки 29426
Ухо Демьянова 96610
Зеркало и обезьяна 119657
Четверка 351613
кот и повар 76137
Котенок и скворец 16549
Кот и соловей 42087
кукушка и петух 82261
шкатулка 98018
Лебедь, щука и рак 465998
Лео и Барс 29426
Лиса и виноград 104070
Листья и корни 26741
обезьяна и очки 401061
колонна 33050
Осел и соловей 256122
Петух и жемчужное семя 77713
Свинья под дубом 307027
Скворец 44777
Слон и мопс 329332
Слон в воеводстве 34449
стрекоза и муравей 554028
Тришкин кафтан 17604
трудолюбивый медведь 22050
Чиж и голубь 65287

Крылов — известный писатель. Из всех детских стихов и басен произведения Крылова всегда самые лучшие, они врезаются в память и всплывают при жизни при встрече с человеческими пороками. Часто говорят, что, мол, Крылов писал не для детей, но разве детям не понятен смысл его басен? Мораль обычно написана ясно, поэтому басни Крылова с пользой сможет прочитать даже самый маленький ребенок.

На нашем сайте мы размещаем лучшие произведения автора в оригинальном изложении, а также отдельно выделяем мораль для удобства и лучшего запоминания порой философских мыслей. И ребенок, и взрослый найдут много смысла в этих маленьких жизненных историях, в которых животные символизируют людей, их пороки и нелепое поведение. Басни Крылова онлайн примечательны тем, что содержат не только текст, но и замечательную картинку, удобную навигацию, познавательные факты и рассуждения. После прочтения автор обязательно станет вашим любимым, а его жизненные очерки в виде юмористических небылиц запомнятся на долгие годы.

Баснописец вел абсолютно открытую жизнь, много говорил, печатал книги одну за другой и ничуть не чурался своей тучности и лени.

Странности, происходившие с Крыловым, выражались им в поучительных сценах, простота которых обманчива. Он не был баснописцем, он был мыслителем-философом, способным с детской ненавязчивостью и легкостью комично описывать недостатки людей в доступной только ему ошеломляющей форме. Не надо искать сатиры в баснях Крылова, на этом их ценность не заканчивается. Содержание и смысл носят философский, а не юмористический характер. Помимо человеческих пороков, в легкой форме преподносятся истины бытия, основы поведения и взаимоотношений между людьми. Каждая басня представляет собой сочетание мудрости, морали и юмора.

Начинайте читать ребенку басни Крылова с раннего возраста. Они покажут ему, чего следует остерегаться в жизни, какое поведение другие осуждают и что можно поощрять. Законы жизни по Крылову естественны и мудры, он презирает искусственность и корысть. Мораль, очищенная от любых примесей и тенденций, понятна и лаконична, содержит разделение на правильное и неправильное. Замечательная манера письма привела к тому, что каждая мораль стала народной пословицей или веселым афоризмом.

Произведения написаны таким языком, что, хотя и выглядят литературными формами, на самом деле несут в себе интонации и насмешку, присущие только великому народному уму. Басни Крылова изменили общее представление об этом жанре. Новаторство проявлялось в реализме, философской ноте и житейской мудрости. Басни стали небольшими романами, иногда драмами, в которых проявились накопленная веками мудрость и хитрость ума. Примечательно, что при всем этом автор не превратил басню в сатирическую поэму, а сумел сохранить глубокую содержательную часть, состоящую из новеллы и морали.

Басня Крылова проникла в суть вещей, в характеры персонажей и стала почти недостижимым для других авторов жанром. Несмотря на сатиру, баснописец любил жизнь во всех ее проявлениях, вот только ему очень хотелось бы, чтобы простые и естественные истины наконец заменили низкие страсти. Жанр басни под его пером стал настолько высоким и утонченным, что, перечитав басни других авторов, вы поймете, что другого подобного нет и вряд ли будет.

В разделе басни Крылова онлайн предлагаем познакомиться с народной мудростью. Короткие философские произведения не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых.

Алкидес, сын Алкмены,

Столь славный мужеством и чудотворной силой,

Однажды проходя меж скал и между порогами

Опасные тропы и тесные,

Видел я на пути свернувшись клубочком, как ёжик

Ложь, еле видно, не знает, что это такое.

Он хотел раздавить его пятым. И что?

Он распух и увеличился вдвое.

Покраснев от гнева, затем Алсидес

Он разбивает его своей тяжелой дубиной.

Тот, кто самовлюблен,

Он мил себе и тем, что другим забавен;

И часто, что он хвастается,

Чего ему стыдиться.

Встреча с Ослом, Апеллес

Зовёт Осленка в гости;

Кости играли в Осленке!

Жеребёнок душит лес хвастовством

Был в древности народ, к посрамлению земных племён,

Который до того очерствел в сердцах,

Что вооружился против богов.

Мятежные толпы, за тысячей знамен,

Кто с луком, кто с пращой, с шумом несутся в поле.

Подстрекатели, из дальних голов,

Поджечь новые беспорядки среди народа,

Кричат, что небесный суд и строг, и глуп;

Что боги либо спят, либо безрассудно правят;

Что их пора учить без чинов;

Что впрочем с близлежащих гор с камнями не сложно

Белка служила с Лео.

не знаю как и что; но дело только в том, что

служба Белкина приятна Лео;

А порадовать Льва, конечно, не пустяк.

За это ей обещали целую возу орехов.

Обещано — тем временем все время улетает;

А моя белка часто голодна

И скалит зубы перед Львом сквозь слезы.

Он посмотрит: в лесу тут и там мелькают

Ее подружки в небе:

Она только моргает глазами, но она

Знай себя орехи щелкай и щелкай.

Друг друга попросил

Чтоб он одолжил свою бочку на три дня.

Служба в дружбе — святое дело!

Вот если бы дело было в деньгах, то было бы иначе:

Здесь дружба в стороне, и можно было бы отказаться, —

А почему бочки не дать?

Как вернулась, так опять

В ней стали носить воду.

Произведения разбиты на страницы

Басни Крылова

Крылов Иван Андреевич — невероятно популярный в России писатель. Из большинства детских сказок и стихов — Басни Крылова всегда самые лучшие, потому что они врезаются в память и возникают на протяжении всей жизни при встрече с человеческими пороками. Часто люди скажут, что Крылов писал свои стихи совсем не для детей, но неужели смысл его басен совершенно непонятен детям? Четко и грамотно прописана мораль, именно поэтому прочитать басни Крылова будет полезно абсолютно любому ребенку.

Читать Басни Крылова любим с детства. В нашей памяти хранятся различные образы Крылова, которые часто возникают в нашей памяти в совершенно разных жизненных перипетиях, и, обращаясь к ним, мы не перестаем поражаться таланту Крыловой .

басни занимают основное место в творчестве Ивана Крылова . Применительно к басням вся разнообразная литература Крылова как сатирика, поэта и драматурга была лишь подготовкой к появлению его гения — величайшего баснописца. В частности, этим объясняется тот факт, что Крылов , который несколько равнодушно относился к своим ранним произведениям и никогда в жизни не объединял их в специальное издание, особенно внимательно относился к работе над своими баснями и выпуску их в свет.

Что такое басня ? Согласно толковому словарю, это «краткий, преимущественно стихотворный, нравоучительный текст», то есть сказка, содержащая учение, непосредственно связанное с внутренними душевными качествами человека, основанными на таких нравственных идеалах, как доброта, отзывчивость, долг, справедливость и др. Героями в баснях могут быть что угодно и кто угодно: люди, животные, предметы или растения, наделенные различными человеческими качествами. На нашем сайте вы можете прочитать басни Крылова Ивана Андреевича онлайн список абсолютно бесплатно.

Прославился своим необычным литературным стилем. Его басни, где вместо людей участниками являются представители животных и насекомых, символизирующие определенные человеческие качества и поведение, всегда имеют смысл, посыл. «Мораль этой басни такова» — стало крылатым выражением баснописца.

Список басен Крылова

За что мы любим басни Крылова

Басни Крылова знакомы каждому человеку, их учат в школе, читают на досуге, читают взрослые и дети. Произведения этого автора подходят для любой категории читателей. Сам смыл басни, чтобы показать это и чему-то научить через не скучные нравоучения, а интересные сказки. Главными героями Крылова обычно являются животные, автор на их примере показывает различные ситуации и выход из них. Басни учат быть добрым, честным, дружелюбным. На примере разговоров животных раскрывается сущность человеческих качеств, показываются пороки.

Возьмем, к примеру, самые популярные басни. «Ворона и лиса» показывает самовлюбленность птицы, то, как она себя ведет и ведет себя, и то, как лиса ей льстит. Это заставляет вспоминать ситуации из жизни, ведь сейчас очень много людей, которые способны на все ради того, чтобы получить желаемое, конечно, идти к своей цели похвально, но если это не вредит другим. Так лиса в басне сделала все, чтобы получить свой заветный кусочек сыра. Эта басня учит вас быть внимательным к тому, что вам говорят, и к тому, кто вам это рассказывает, не доверять и не отрываться от незнакомого.

Басня о квартете показывает нам Осла, Козу, Медведя и Обезьяну, которые начали создавать квартет, у всех у них нет ни навыков, ни слуха. Все восприняли эту басню по-разному, одни думали, что в ней высмеиваются собрания литературных обществ, другие видели в этом пример государственных советов. Но в итоге можно сказать, что эта работа учит элементарному пониманию того, что работа требует знаний и умений.

«Свинья под дубом» В ней автор раскрывает перед читателем такие качества, как невежество, лень, эгоизм и неблагодарность. Эти черты раскрываются благодаря образу Свиньи, для которой главное в жизни есть и спать, но ей все равно, откуда берутся желуди.

Главное достоинство басен Крылова в том, что их восприятие человеком очень легкое, строки написаны простым языком, поэтому легко запоминаются. Басни нравятся многим и актуальны и сегодня, ведь они поучительны, учат честности, труду и помощи слабым.

Красота басен Крылова.

Иван Андреевич Крылов — самый известный баснописец во всем мире. Дети знакомятся с его поучительными и мудрыми произведениями в раннем возрасте. Немало поколений выросло и было воспитано на баснях Крылова.

Немного из биографии Крылова.

Семья Крыловых жила в Твери. Отец небогатый человек, армейский капитан. В детстве юный поэт научился писать и читать у своего отца, затем изучал французский язык. Крылов мало учился, но много читал и слушал народные сказки. И благодаря своему саморазвитию он был одним из самых образованных людей своего века. После смерти отца, будучи подростком, он уехал с семьей в Петербург, где поступил на службу.
После армии начал активно литературную деятельность. Драматург сначала делал переводы, писал трагедии, но позже его душа пристрастилась к сатирическому жанру литературы.

В 1844 году писатель умер от воспаления легких, и в качестве последнего подарка своим друзьям и близким Крылов оставил сборник басен. На крышке каждого экземпляра было выгравировано: «Приношение в память Ивана Андреевича, по его просьбе».

О баснях Крылова.

Как было сказано выше, Иван Андреевич Крылов пробовал себя в разных литературных жанрах, прежде чем остановился на баснях. Он отдавал свои произведения «на суд» друзьям, среди которых были такие, как Дмитриев, Лобанов. Когда Крылов принес Дмитриеву перевод с французских басен Лафонтена, тот воскликнул: «это твоя истинная семья; наконец-то ты его нашел»

Всего за свою жизнь Иван Андреевич опубликовал 236 басен. Поэт также писал сатирические журналы. Во всех своих юмористических произведениях Крылов обличал недостатки русского народа, высмеивал пороки человека, а главное учил людей нравственно-нравственным качествам.

Каждая басня Крылова имеет свою структуру, чаще всего выделяют две части: мораль (в начале или в конце произведения) и собственно басню. Иван Андреевич в основном показывал и высмеивал проблемы общества через призму на примере животного мира. Главными героями басен являются всевозможные животные, птицы и насекомые. Баснописец описывал жизненные ситуации, в которых герои вели себя неадекватно, затем в морали Крылов учил своих читателей, показывая, как выйти из этих ситуаций.

В этом красота басен Крылова, он учил людей жизни, разъяснял нормы морали и этикета на примере сказок.

Басни Крылова увлекательны, интересны, написаны от души для детей и взрослых. Они знакомы жителям других стран и переведены более чем на пятьдесят языков мира.

Басни Крылова детям с раннего возраста читают родители. По натуре дети непоседливы, им сложно надолго сосредоточить свое внимание на каком-либо предмете. Поэтому короткие басни часто пишут для детей.

Басни Крылова короткие по размеру, но емкие по содержанию. Они написаны с потрясающим чувством юмора. В них нет нудных нравоучений, а лишь кратко подчеркнуты истины, о которых нельзя забывать.

Тексты басен даны без сокращений.

«Чиж и голубь»

Послушать басню «Чиж и голубь»

Чижа попалась злодейке-ловушке:
Бедняжка в ней рвалась и металась,
И молодой Голубь насмехался над ним.
«Как тебе не стыдно, — говорит, — средь бела дня
‎Попался!
‎Не взял бы меня так:
За это смело ручаюсь.
‎И дело!

«Лев и Лиса»

Послушать басню «Лев и Лисица»

Лиса, не видав Льва рода,
Встретив его, со страстями осталась немного живой
Здесь, чуть позже, она снова поймала Льва.
Но ей это казалось не таким страшным.
А потом в третий раз
Лисица заговорила со Львом.

Мы еще чего-то боимся,
Пока не посмотрим на него.

«Волк и пастухи»

Послушать басню «Волк и пастухи»

Волк, вплотную обходя пастуший двор
И видя сквозь забор лучший
То, баран в стаде,
Тихо пастухи потрошат барашка,
И собаки спокойно лежат,
Он сам сказал себе, уходя в досаде:
«Что за возня вы тут все устроили, друзья,
Когда бы я это сделал!»

«Мальчик и змея»

Послушать басню «Мальчик и змея»

Мальчик, задумав поймать угря,
Схватил Змея и, глядя от страха
Стал такой же бледный, как его рубашка.
Змея, спокойно смотрящая на Мальчика,
«Слушай, — говорит, — если ты не поумнеешь,
Эту наглость тебе не всегда легко пройти.
На этот раз Бог простит; но берегись
И знай, с кем ты шутишь!

«Лебедь, Щука и Рак»

Послушать басню «Лебедь, Щука и Рак»

Когда между товарищами нет согласия,
Не ладится их дело,
И ничего не выйдет из него только мука.

Однажды Лебедь, Рак, да Щука
Взяли с поклажей,
И втроем все впряглись в него;
Они из кожи вон лезут, а телега не едет!
Поклажа показалась бы им легкой:
Да, Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто из них виноват, кто прав, не нам судить;
Да только вещи еще есть.

«Комар и пастух»

Послушать басню «Комар и пастух»

Пастух спал под тенью, надеясь на собак,
‎Поняв это, змея из-под кустов
Ползет к нему, высунув жало;
И не было бы на свете Пастыря:
Но сжалившись над ним, Комар, что был сильный,
‎Дремучий укусил.
Проснувшись, Пастух убил змею;
Но до пробуждения Комара было достаточно,
Что он беден, как будто его и не было.

Таких примеров много:
Коль слабый к сильному, хоть и движимый добром,
Открой глаза на правду посягают,
Подожди, пока с ним случится то же самое
А как же Комар.

Характер детей характеризуется стремлением к ярким, необычным образам, к хорошему поэтическому стилю, к понятной жизненной ситуации. Всеми этими правилами умело пользовался знаменитый баснописец.

Басня как сказка. Животные в нем разговаривают, думают, удивляются. Так они подкупают и привлекают детей. Они это уже знают: с первых лет жизни мама и папа читали им русские народные сказки.

До конца понять глубокий смысл и нравственность произведений Крылова в детстве достаточно сложно, но зерно попадает в благодатную почву, со временем малыш подрастет и поймет те нравственные идеи, которые заложены в умных произведениях.

Басни Крылова короткие и длинные, серьезные и смешные, воспитывают в детях трудолюбие, порядочность, смелость, умение разбираться в ситуации. «Когда между товарищами нет согласия, дело их не пойдет, и не выйдет из него ничего, одна мука».

Русские басни и сказки – Золотые весы

  1. Обезьяна и очки
  2. Лиса и Ежик
  3. Язык птиц

Обезьяна стала слабовидящей в старости. Теперь он слышал, как люди говорили, что это несчастье не имело большого значения; только один должен предоставить очки. Итак, он взял с полдюжины пар очков, поворачивал их то туда, то сюда, надевал на макушку, прикладывал к хвосту, нюхал их и лизал; и все же очки совсем не помогли ему лучше видеть.

«Хороший Джек!» закричала обезьяна. «Какие, должно быть, дураки слушают всю чепуху, которую люди несут! Они только и говорят мне, что лгут про очки. Они никуда не годятся!»

Раздосадованная и раздраженная, обезьяна швырнула стаканы на камень с такой силой, что они разбились на куски.

Плохо, когда мужчины ведут себя так же.

(Басня Крылова, пересказанная из Ralston 1869, 121-22)

Ежик встретил лису в поле и говорит ему: «Здравствуй! Куда ты идешь?»

«О, я просто бездельничаю!» ответила лиса.

— А теперь скажи мне, — сказала лиса ежу после того, как они немного поболтали, — сколько у тебя умений?

«Три, если не четыре или больше, если я не ошибаюсь,» ответил ёжик. «Мне с моей стороны — семьдесят», — сказала лиса.

«Так так!» сказал ёжик.

Потом они шли по полю и так оживленно разговаривали, что не обратили внимания, куда идут, и наткнулись на волчье логово. Тогда хороший совет был дорог! Как им выбраться из этой передряги?

Лисица сказала ежу: «Поищи в своем уме средство выпутаться из этой беды».

— Я должен был быть осторожен, когда мы шли, — ответил ежик, — но я боялся, что ты скоро проклянешь меня, если я был тогда осторожен. из беды придумать что-нибудь лучше тебя, знающего семьдесят фокусов?»

Однако, после того как они долго переговаривались, ежик сказал: «Скажи, лиса, схвати меня за ухо и выбрось из берлоги, коль я меньший».

— Да, но как мне выбраться?

«Встань на передние лапы и подставь хвост, чтобы я мог тебя вытащить!»

Лиса схватила ежа за ухо и подбросила его из берлоги. Затем он призвал его сдержать свое слово. — А теперь вытащи меня!

— Знаешь что, — ответил ежик, — идет мужик! Мне надо сейчас же в чащу спрятаться. Ты должен помочь себе.

Но крестьянин нашел лису в берлоге, прикончил ее наповал и унес. Тем временем ёжик уполз через чащу со своими тремя-четырьмя или более умениями.

(Виггин и Смит 1908, 41-2. Пересказанный)

Где-то в городе жил богатый купец с женой. У него был единственный сын, дорогой, храбрый мальчик по имени Иван. В один прекрасный день Иван сидел за обеденным столом с родителями. Возле окна в той же комнате висела клетка, и в ней был заточен сладкоголосый серый соловей. Соловей запел свои чудные песни. Купец слушал-слушал песню и сказал:

«Как бы я хотел понять, что поют птицы! Я бы отдал половину своего состояния тому, кто мог бы мне это сказать».

Иван отметил эти слова и, куда бы он ни шел, где бы ни был, что бы ни делал, всегда думал о том, как бы ему выучить язык птиц. Некоторое время после этого он охотился в лесу. Поднялись ветры, небо заволокло тучами, сверкнула молния, громко загремел гром, полил дождь. Вскоре Иван подошел к большому дереву и увидел в ветвях большое гнездо. В гнезде сидели четыре маленькие птички. Они были совершенно одни, и ни отца, ни матери не было рядом, чтобы защитить их от холода и сырости. Добрый Иван пожалел их, влез на дерево и укрыл малышек своим длинным пальто. Когда гроза прошла, прилетела большая птица, села на ветку возле гнезда и очень ласково сказала Ивану: «Спасибо, что защитил моих маленьких детей от холода и дождя! Я хочу сделать кое-что для тебя. мне то, что ты хочешь».

Иван ответил; «Я не нуждаюсь, но научите меня языку птиц, я был бы счастлив».

— Побудь у меня три дня, и ты все узнаешь.

Иван оставался в лесу три дня. Он понял все, чему его научила большая птица, и вернулся домой умнее прежнего. В один прекрасный день вскоре после этого сидел Иван с родителями, когда в его клетке пел соловей. Однако его песня была так печальна, что купец и его жена тоже загрустили. Их хороший сын Иван слушал очень внимательно и еще больше растрогался. Слезы потекли по его щекам.

«В чем дело?» — спросили его родители. «О чем ты плачешь, дорогой сын?»

— Это оттого, что я понимаю смысл песни соловья, — сказал Иван, — и оттого, что он поет, так всем нам грустно.

«Что он рассказывает? Не скрывайте от нас», — сказали отец и мать.

«Соловей говорит: «Придет время, когда Иван, купеческий сын, станет Иваном, царевым сыном, и его собственный отец будет просить служить ему простым слугой».

Купец и его жена смутились и стали не доверять своему доброму сыну. В конце концов, они не хотели, чтобы он больше был рядом. И вот однажды ночью напоили его снотворным, а когда он уснул, повели его к лодке по широкому морю, расправили белые паруса и оттолкнули лодку от берега.

Лодка долго плясала на волнах. Наконец оно приблизилось к большому купеческому судну, которое с таким ударом ударило его, что Иван проснулся. Экипаж большого судна увидел Ивана и пожалел его. Они решили взять его с собой и так и сделали.

Очень высоко, высоко в небе они увидели журавлей. Иван сказал матросам: «Берегитесь, птицы предсказывают бурю. Войдем в гавань, а то нас ждет большая опасность и ущерб. Все паруса порвутся и все мачты могут быть сломаны».

Но на это никто не обратил внимания, и они пошли дальше. Вскоре поднялась буря, ветер разорвал судно чуть ли не на куски, и восстановить все повреждения пришлось с большим трудом.

Закончив работу, они услышали, как над ними летает множество диких лебедей, которые очень громко переговариваются между собой.

«О чем они говорят?» — спросили мужчины, на этот раз с интересом.

«Будь осторожен, — посоветовал Иван. «Говорят, что рядом ужасные пираты. Если мы сейчас же не войдем в гавань, они могут взять нас в плен и убить».

Экипаж быстро послушался этого совета, и как только судно вошло в гавань, пиратские катера прошли мимо. Купцы видели, как они захватили несколько неподготовленных судов.

Когда миновала опасность, матросы с Иваном пошли дальше, еще дальше. Наконец судно бросило якорь возле большого города, неизвестного купцам. В том городе правил король, но ему очень досаждали три черные вороны. Эти три вороны все время сидели у окна царской палаты. Никто не знал, как избавиться от них, и никто не мог их убить. Царь велел на всех перекрестках и на всех приметных строениях повесить объявления, говорящие, что кто сумеет избавить царя от шумных птиц, тот в награду возьмет в жены его младшую дочь. Но тех, кто пытался и не смог избавить дворец от ворон, ждало суровое наказание.

Иван прочитал объявление, раз, два и еще раз. Наконец он пошел во дворец и сказал слугам: «Откройте окно и дайте мне послушать птиц».

Слуги так и сделали, а Иван некоторое время слушал. Тогда он сказал: «Отведите меня к королю».

Когда он дошел до комнаты, где царь сидел на высоком богатом стуле, он поклонился и сказал: «Есть три вороны, ворона-отец, ворона-мать и ворона-сын. сын-ворона должен следовать за своим отцом-вороном или за матерью-вороной».

Царь ответил: «Сын-ворона должен следовать за отцом-вороном».

Как только король объявил о своем королевском решении, отец-ворона с сыном-вороном ушли в одну сторону, а мать-ворона исчезла в другую, и с тех пор никто не слышал шумных птиц. Царь отдал половину своего царства и младшую дочь Ивану, и началась для него счастливая жизнь.

Тем временем отец Ивана потерял жену, а вместе с ней и состояние. Старик пошел попрошайничать под окнами богоугодных людей. Он ходил из одного окна в другое, из одной деревни в другую, из одного города в другой. В один светлый день он пришел во дворец, где жил Иван, смиренно прося подаяния. Увидел его Иван и узнал его, велел ему войти в дом, и накормил его, и снабдил хорошей одеждой, и спросил:

«Дорогой старик, что я могу сделать для вас?» он сказал.

«Позвольте мне остаться здесь и служить вам среди ваших верных слуг».

«Дорогой, дорогой отец!» — воскликнул Иван.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *