Биография |
Байрон (1788 — 1824) — великий английский поэт, родоначальник названного по его имени байронического течения в европейской литературе XIX в. Первым крупным произведением Байрона были две первые песни поэмы «Чайльд-Гарольд», появившиеся в печати в 1812 г. Это были путевые впечатления из путешествия Байрона по европейскому востоку, чисто внешним образом объединенные вокруг личности Чайльд-Гарольда. Основные черты этого образа повторялись в дальнейшем в центральных фигурах всех произведений Байрона, развивались и осложнялись, отражая на себе эволюцию душевной жизни самого поэта, и в целом создали образ носителя мировой скорби, «байронического» героя, господствовавший в европейской литературе первые три десятилетия XIX века. Сущность этого характера, как и всего европейского романтизма, составляет восходящий к Руссо протест человеческой личности против стесняющего ее общественного строя. Правящая Англия и сто лет тому назад, как сейчас, стояла во главе политической и общественной реакции, а английское «общество» требовало от каждого своего члена безусловного внешнего подчинения официально признанному кодексу моральных и светских правил. Все это в связи с необузданной и страстной природой самого поэта способствовало тому, что у Байрона протест Руссо превратился в открытый вызов, непримиримую войну с обществом и сообщил его героям черты глубокой горечи и разочарования. В произведениях, появившихся непосредственно за первыми песнями Чайльд Гарольда и также отразившими на себе впечатления востока, образы героев становятся все мрачнее. Они отягощены загадочным преступным прошлым, тяжело лежащим на их совести, и исповедуют мщение людям и судьбе. Политическое вольномыслие Байрона и свобода его религиозных и нравственных воззрений вызвали против него настоящее гонение всего английского общества, воспользовавшегося историей его неудачного брака, чтобы заклеймить его как неслыханного грешника. Байрон с проклятием порывает все связи со старой жизнью и отечеством и отправляется в новое путешествие по Швейцарии. Здесь им были созданы третья песня Чайльд-Гарольда и «Манфред». Четвертая и последняя песня этой поэмы написана Байроном уже в Италии. Она воссоздавала его странствия среди руин античной Италии и была проникнута таким горячим призывом к освобождению итальянского народа, что явилась в глазах реакционных правительств Италии опасным революционным актом. В Италии Байрон примкнул к карбонарскому движению, стремившемуся в 20-х годах XIX в. к освобождению Италии от австрийского владычества и тирании собственных правительств и к национальному объединению. Джордж Гордон Байрон родился в Лондоне 22 января 1788 года. По линии отца, гвардейского офицера Джона Байрона Байрон происходил из высшей аристократической знати. Брак родителей не удался, и вскоре после рождения Гордона мать увезла маленького сына в Шотландию в город Абердин. Байрон вернулся в Лондон в 1791 году, когда его отец, разорив семью, скончался. В 1801 году Байрон поступил в Хэрроу, закрытую школу для детей из богатых и знатных семей. Старшие мальчики насмехались над его хромотой, и Гордон чувствовал себя несчастным. Байрон проводил школьные каникулы в Саусвелле, недалеко от Ноттингема. Там началась его юношеская безответная любовь к своей старшей кузине Мэри Чаворт, которая была к тому времени помолвлена. Этот горький опыт повлиял на все романтические устремления Байрона в будущем. Байрон провел в Лондоне 1808 год в развлечениях, отдаваясь «бездне чувственности», как говорил об этом сам поэт. В 1809 году вместе с другом по Тринити-Колледжу Джоном Кэмом Хобхаузом Байрон предпринял длительную поездку в Португалию, Испанию, Албанию, Грецию и Константинополь. Это путешествие изменило его жизнь. Поэт влюбился в природу Средиземноморья, людей, его населяющих, и их образ жизни, который после Англии казался ему простым, естественным, раскрепощенным. Появившиеся в 1812 году первые две песни «Паломничества Чайльд-Гарольда», созданные во время путешествия по Средиземному морю, принесли Байрону известность. У поэта был бурный роман с леди Кэролайн Лэм, он также вкусил «осенних чар» леди Оксфорд, которая поддерживала его радикальные политические настроения. В 1813 году Байрон безрассудно увлекся своей сводной сестрой Августой Лей. Чтобы выпутаться из создавшегося положения, спустя два года Байрон женится на Аннабелле Мильбенк. Однако уже через год жена ушла от поэта. Последующий скандал вынудил Байрона навсегда покинуть Англию в апреле 1816 года. Осень 1816 года застала Байрона в Венеции где, помимо романов с замужними и незамужними женщинами, поэт начал писать «Дон Жуана», остроумное описание подвигов легендарного и неутомимого героя-любовника. Позднее, он перезжает в Пизу. В июле 1823 года Байрон направился на остров Иония в Кефалонии. Однако еще до наступления греков на турок у Байрона начался приступ лихорадки. Поэта не стало 19 апреля 1824 года. Основные разделы сайта: |
Байрон, Джордж Ноэл Гордон, подробная биография
(1788-1824) крупнейший английский поэт-романтик
Джордж родился в семье английского дворянина и богатой наследницы шотландской фамилии — Екатерины Гордон. Отец поэта, промотав состояние жены, бросил ее с малолетним сыном. Детство Байрона прошло в Шотландии, в городе Абердине. Мальчик от рождения был хромым. В десятилетнем возрасте он унаследовал от двоюродного деда титул лорда и поместье Ньюстед (графство Ноттингемшир). Учился в закрытой аристократической школе, затем в Кембриджском университете, увлекался историей и литературой, хотел стать политическим деятелем. Достигнув совершеннолетия, Байрон получил наследственное место в палате лордов. В 1807 г. вышел сборник его стихотворений «Часы досуга». После возвращения из путешествия по Европе и Востоку (1809-1811) поэт опубликовал первые две песни «Паломничества Чайльд Гарольда» и сразу стал знаменитым. В дневнике он записал: «В одно прекрасное утро я проснулся и увидел себя знаменитым». Светские красавицы окружили поэта, и он пережил не одно увлечение. В 1815 г. он женился на Аннабель Мильбенк, полагая найти в ней друга и единомышленника, но год жизни с Аннабель стоил Байрону многих горестных разочарований, и он расходится с женой. Светское общество словно ждало повода, чтобы начать травлю поэта. Он был обвинен в безнравственности, и ему был объявлен бойкот. В дни преследований и клеветы единственным другом оставалась для Байрона его сводная сестра Августа Ли (дочь от второго брака отца), которой он посвятил несколько прекрасных стихотворений.
Врагов у Байрона оказалось много. Его сатирическая поэзия и смелые речи в парламенте были не по нраву власти и вызывали негодование. В поэме 1809 г. «Английские барды и шотландские обозреватели» поэт высмеял современную английскую литературу за пренебрежение к жизненной правде, за мистицизм. В 1812 г. он произнес речь в парламенте в защиту луддитов. Из-за введения на производстве техники, которая не требовала вмешательства человека, множество людей оказались безработными и единственный выход видели в разрушении ненавистных машин. Молодой лорд заклеймил правительство, которое узаконило смертную казнь для разрушителей машин. Поэт опубликовал сатирическую «Оду авторам билля против разрушителей станков» (1812) и предрек неизбежное народное возмездие за введение смертной казни.
Не странно ль, что если являются в гости
К нам голод и слышится вопль бедняка, —
За ломку машины ломаются кости
И ценятся жизни дешевле чулка
— гневно пишет Байрон.
В другой парламентской речи он защищал интересы ирландского народа, осудив антинародную политику правительства Англии.
С 1813 по 1816 гг. после опубликования двух песен «Паломничества Чайльд Гарольда» Байрон создает «восточные» романтические поэмы о трагическом разладе мечты и действительности: «Гяур», «Абидосская невеста», «Корсар», «Лара», «Осада Коринфа», «Паризина». На фоне прекрасной экзотической природы Востока и юга Европы рисуется борьба против произвола, гнета, рабства. Герои — бунтари, люди сильных страстей, в одиночку вступающие в конфликт с обществом и в своей борьбе идущие до конца. Им нужно всё или ничего. Истоки конфликта лежат, как правило, в любовной интриге. Бунт носит личный, индивидуалистический характер и направлен против сильных мира сего — феодальных князей или восточных деспотов.
Идея о несовершенстве мира пронизывает и цикл стихов «Еврейские мелодии», написанный на библейские мотивы. Скорбные и мужественные стихи этого цикла о трагической борьбе человека, его подвигах и муках переводили М. Лермонтов («Душа моя мрачна»), А. Плещеев («Ты кончил жизни путь, герой») и другие. Байрон проводит горестную параллель между древними иудеями, отдавшими свободу и ставшими рабами, и народами современной Европы. Эти горькие мотивы вызваны крушением освободительного движения в европейских странах.
В 1816 г. Байрон становится политическим изгнанником и никогда уже больше не увидит родину. Поэт уезжает в Швейцарию, затем в Италию. Здесь он женится на Терезе Гамбе Гвиччиоли, через ее семью знакомится с тайной организацией карбонариев и примыкает к ней.
В швейцарский период Байрон создает философско-симолическую поэму «Манфред» (1817), а после посещения Шильонского замка — поэму «Шильонский узник». Швейцарский республиканец Бонивар вместе со своими сыновьями попадает в Шильонскую тюрьму. Это исторический факт. Действие происходит в XVI веке. Сыновья погибают, а Бонивару удается выжить и выйти из каземата. Бывший отважный боец дряхл, немощен и надломлен испытаниями. Поэме предпослан «Сонет к Шильону», где Байрон воспел людей, которым и «во мраке темниц продолжает светить великий идеал Свободы».
Манфред Байрона, как и Фауст Гёте, разочаровался в науках и в жизни. Он могуч, проник в тайны мира, с помощью магии подчинил себе духов природы и судеб человеческих, но эти духи могут творить лишь зло. Истерзанный и измученный страданиями, пережив трагическую любовь, Манфред ищет забвения в смерти. Он презирает власть, успех, порывает с религией. Его отрицание абсолютно. Ничто не может примирить его с несовершенством мира, и он уходит из жизни, отказавшись от борьбы. Сила отрицания звучит здесь сильнее, чем в ранних поэмах.
В творчестве Байрона больше, чем у других романтиков, выразился драматизм эпохи, когда правительства Англии и других стран искореняли остатки революционной «крамолы».
Обе поэмы отразили глубокую скорбь поэта по поводу победы сил тирании, но скорбь не означала утрату надежды.
Общение с карбонариями в Италии вносит в творчество Байрона активный боевой дух. Его темы и жанры становятся разнообразнее. Он пишет историческую поэму «Беппо» (1818), сатирические поэмы, исторические трагедии «Марино Фальеро, дож Венеции» (1821) и «Двое Фоскари» (1821), мистерию «Каин» (тогда же). Завершает «Паломничество Чайльд Гарольда». Поэма о странствованиях Чайльд Гарольда открыла ведущую тему литературы XIX века — тему духовных исканий молодого человека.
Рано изведав бурные наслаждения, Чайльд Гарольд, молодой аристократ, разочарованный бездушием и безнравственностью светского круга, отправляется в странствия в поисках идеала. В Испании герой становится свидетелем борьбы испанцев против поработителя Наполеона. Он полон воодушевления и сочувствия народу, борющемуся за свою национальную независимость. Попав в Грецию, он возмущается рабской покорностью греков, склонивших головы перед турками. Чайльд Гарольд напоминает им о былом величии их родины и зовет их восстать против гнета. В третьей песне Чайльд Гарольд, проезжая через Бельгию, попадает на поле Ватерлоо, и Байрон обращается к размышлениям о роли Наполеона и причинах его поражения. Поэту ненавистен деспотизм в любом проявлении, поэтому и враги Наполеона, возвратившие прежние формы тирании, не вызывают его сочувствия.
Широкая жизненная панорама, проходящая перед взором читателя, сопровождается размышлениями героя о причинах социальных бедствий. Байрон видит их источник во враждебной человеку действительности и выражает непримиримость с буржуазными порядками и моралью. Герой поэмы выразил настроения постреволюционного времени — разочарование миром и неприятие его. Французскую буржуазную революцию Байрон считает центральным событием эпохи, в «котором народ осознал свою силу». Он верит в силу и мощь человеческого духа и призывает к активному противостоянию злу, в этом противоборстве — проявление истинной, героической сущности человека.
Богатству содержания соответствовала свободная форма романтической поэмы, в которой элегические мотивы сменяются ироническими рассуждениями, а шутливые зарисовки нравов — патетикой гимнов во славу мощи человека и природы. Поэма сразу была переведена на многие языки, а имя героя стало символом мировой скорби. Сам же автор оказался в центре литературной славы. Возникло целое движение в разных национальных культурах, названное байронизмом.
Байрон жил в то время, когда темные, реакционные силы торжествовали, препятствуя прогрессу. От зла и несовершенства мира его герои глубоко страдают, но они никогда не сменят свои муки на мещанский покой. Они принимают гибель, и их духовная несломленность вызывает восхищение автора. Лермонтовский «Демон» вырос из Люцифера Байрона. Пушкин писал, что Байрон наделил своих героев собственными чертами, «создав всего-навсего один характер» — свой собственный, и отметил таким образом романтический принцип изображения действительности у Байрона. Испытав огромное влияние английского поэта, Пушкин создал уже глубоко реалистическую форму романа. Личность Байрона была столь титанической, а талант столь могучим, что он стал властителем умов не одного поколения.
Лучшее свое произведение — поэму «Дон Жуан» — поэт не успел завершить (1818-1823). Она состоит из 16 песен. О пятой песне поэт П. Б. Шелли писал: «В ней каждое слово носит на себе печать бессмертия», а обо всей поэме сказал так: «Никогда ничего еще подобного не писалось на английском языке». Вальтер Скотт сравнил Байрона с Шекспиром, а Гёте считал «Дон Жуана» «безгранично гениальным созданием». Шедевром называл эту поэму и Пушкин.
«Дон Жуан» скорее роман в стихах, роман о приключениях молодого дворянина второй половины XVIII века.
В реалистических картинах быта и нравов разных стран Байрон хотел, по его признанию, «показать смешные стороны общества». В романтических поэмах обстановка была фоном для необыкновенной личности, здесь же, наоборот, личность героя дана для связи широких картин жизни. Дон Жуан ничего общего не имеет с романтическими, необыкновенными личностями. Он не обладает демонической натурой традиционного классического Дон Жуана-соблазнителя. Это красивый и обаятельный, горячий юноша, который часто становится игрушкой в руках случая.
Изображая цепь различных любовных историй героя, Байрон показывает, как постепенно мельчают чувства Дон Жуана. Лишь любовь прекрасной гречанки Гаидэ, любовь светлая и чистая, но трагически оборванная, вызвала в душе героя глубокий и сильный отклик.
Политика, философия, религия, этика, искусство, наука, экономика — все в поле зрения автора. В многочисленных авторских отступлениях Байрон постоянно касается современности, и поэтому век героя и постреволюционное время постоянно сближаются. Особенно достается Англии как душительнице свобод, «зловещему сторожу тюрьмы» народов. Байрон приходит к выводу, что революция — «способ самый верный избавить землю от вселенской скверны». Он не видит, какая партия и программа отвечают принципам справедливости, и поэтому отрицает всякое правительство.
После разгрома карбонариев Байрон уезжает в Грецию и во главе отряда греческих патриотов принимает участие в национально-освободительной войне против Турции. Тяжело заболев лихорадкой, он не оставил боевого лагеря восставших. Поэт умер в Миссолунги 19 апреля 1824 г. Этот день был объявлен в Греции днем национального траура.
Сердце Байрона было похоронено в Греции, а прах погребен в родовом поместье в местечке Хакналле близ Ньюстеда. Правящие круги Англии не преминули выразить свое негативное отношение к революционному поэту и воспротивились его захоронению в «Уголке поэтов» в Вестминстерском аббатстве.
О смерти Байрона скорбел весь мир. Многие поэты откликнулись стихами на эту утрату. Пушкин в стихотворении «К морю» восславил неукротимый дух Байрона, Кюхельбекер в стихотворении «На смерть Байрона» сказал о его мировом значении.
Обзор «Частная жизнь лорда Байрона» Энтони Питти – портрет парадокса | Джордж Гордон Байрон
Лорд Байрон, по словам его брошенной любовницы леди Кэролайн Лэмб, был «сумасшедшим, плохим и опасным в общении». Исследование Энтони Питти своих личных капризов и интеллектуальных причуд окончательно снимает все три обвинения. Байрон, самосознательный ироник, никогда не был сумасшедшим; он, возможно, наслаждался своей репутацией порока, но его языческая распущенность была омрачена наследием его карательного кальвинистского воспитания; и, конечно, было бы приятно, а не опасно познакомиться с этим компанейским парнем, чьи глаза, как сказал Кольридж, были «открытыми порталами солнца», а на зубах «такое множество неподвижных улыбок».
Биография Питти начинается с анекдота о подростковом возрасте Байрона, который заключает в себе его скользкую психологическую сложность. На вечере самодеятельности он выступил сначала в серной мелодраме, потом в комедии нравов. В одной пьесе он был мизантропом с клеймом Каина, в другой — легкомысленным франтом. «Все по очереди и ничего долго», как он говорил, он находил в себе и отверженного отступника, и модника. Или это были просто маски, которые Байрон носил, а потом выбросил?
Он выдумал байронических героев — Чайльд-Гарольда, бездуховного пилигрима, мучимого чувством вины Манфреда, — которым он приписывал дьявольские грехи, которых на самом деле не совершал. В качестве своего последнего альтер-эго он принял мифическую фигуру распутника Дон Жуана, однако неуклюжий, незрелый персонаж его комического эпоса вряд ли соответствует вызывающе нерелигиозному соблазнителю в моцартовском «Дон Жуане ». По словам Питти, байроновский Хуан так же не похож на архетип, как глупый Фауст или домосед Улисс.
Эти противоречия обнажают неудовлетворенность собой или отвращение к себе, которые подрывают гламур и чванство Байрона. Он думал, что его косолапость делает его испорченным товаром; он обвинил в этом уродстве свою мать, которая носила корсет на протяжении всей беременности и отказывалась снимать его, когда у нее начались схватки. У него также была склонность к ожирению, за что также несла ответственность его пухлая мать. Его лекарством была череда абсурдных, навязчивых диет, в том числе диета, ограничивавшая его твердым печеньем и газированной водой, дополненная табаком для подавления аппетита.
Отвращение Байрона к «животной пище», то есть к мясу, драматизировало его отчуждение от Англии, поскольку Джон Булл, как известно, ел ростбиф. «Быть плотоядным, — говорит Питти, — означало быть патриотом»: помните, как Борис Джонсон в Биаррице читал Трампу лекцию о возможности экспорта британских пирогов со свининой? Но воздержанный режим Байрона настолько ослабил его, что его смерть в греческих болотах была вызвана как голодом, так и шарлатанством его врача, который диагностировал эпилепсию и выкачал из его тела половину крови.
Питти исследует неврозы частного человека, но богатый парад иллюстраций его книги также документирует самопрезентацию Байрона как публичного деятеля. «Я иду вперед, — говорит герой его поэмы Сарданапал , — чтобы быть узнанным». Когда Байрон встретил Али-пашу, он представил себя в албанском костюме с саблей. Отправляясь на войну за независимость Греции, он заказал шлем с перьями и гребнем, основанный на гомеровском прототипе, и позировал с ним в клетчатом плаще, намекающем на сражающихся героев романов Вальтера Скотта. Он умер до того, как вступил в бой, но, по крайней мере, собрал нужные аксессуары. Байрон всегда был суетливым хранителем собственного имиджа. На наброске, сделанном в Венеции, у него неопрятные бакенбарды, которые он отрастил, защищаясь, когда ему сказали, что у него «опухшее лицо кастрата». Неоклассический бюст делал его похожим, по его словам, на «пожилого иезуита».
Для самых ярых его поклонников реплик было мало: поклонники раздевали или сдирали с него кожу. Экспонаты Питти включают рубашку, которую носил Байрон, теперь принадлежащую частному коллекционеру памятных вещей; к сожалению, он не может показать нам клочок покрытой волдырями кожи Байрона, который его нынешняя любовница оставила на память после того, как он получил солнечный ожог. Все хотели кусочек Байрона, и он был счастлив отдать себя. В «Паломничество Чайльд-Гарольда » он спрашивает: «Что я такое?» и тут же отвечает: «Ничего».
Книга Питти — это портрет неуловимого, парадоксального человека, поэта, который думал, что слова так же расходны, как дыхание, нарцисса, который не любил себя, и знаменитости, которая смеялась над собственной публичностью.
Частная жизнь лорда Байрона Энтони Питти опубликовано Unbound (35 фунтов стерлингов). Чтобы заказать копию, перейдите на сайт guardianbookshop.com или позвоните по телефону 0330 333 6846. Бесплатно в Великобритании на сумму свыше 15 фунтов стерлингов, только онлайн-заказы. Заказы по телефону мин. p&p 1,99 фунтов стерлингов
Биография лорда Байрона
Биография лорда БайронаДля этого сайта должен быть включен Javascript. Включите Javascript и перезагрузите страницу.
Альбом поэзии Вирджинии Лукас Главное меню Об этом проекте Стихи Исследовательские очерки 1 2016-10-11T11:05:59-07:00 Мэдди Галло 86ac431d4863c66ec6a48e01cbdcf2b42d53c7b7 10593 32 простой 2016-12-06T12:15:05-08:00 Мэдди Галло 86ac431d4863c66ec6a48e01cbdcf2b42d53c7b7 Джордж Гордон Байрон(1788-1824)
Джордж Гордон Байрон, более широко известный как лорд Байрон, достигал больше за тридцать шесть лет, чем большинство людей достигают за всю жизнь. Он родился 22 января 1788 года в Лондоне в семье Кэтрин Гордон из Гайта и Джона «Безумного Джека» Байрона. Кэтрин была наследницей поместья Гайт в Шотландии, а капитан «Безумный Джек» был офицером британской армии.
Вне школы юный Байрон начал экспериментировать с языком. Когда ему было семнадцать, он написал свой первый сборник стихов под названием « беглых произведений, », который позже сжег сам. Затем он написал « часов безделья», , которые подверглись резкой критике и побудили Байрона написать свои первые сатирические произведения, в том числе « английских бардов и шотландских обозревателей».0008 в 1809 году. Однако настоящего успеха он не добился до публикации «Паломничества Чайльд-Гарольда
Поскольку Байрон был дворянином, он путешествовал по Европе и продолжал писать во время своих приключений. К тому времени, когда он вернулся в Англию, его мать скончалась, и он был на грани того, чтобы вступить в несколько скандалов и катастрофических отношений.

После того, как его брак распался, Байрон покинул Англию и снова начал путешествовать по Европе. Он подружился с другими писателями, в том числе с семьей Шелли. У него также завязался роман, и у них родился ребенок от их подруги Клэр Клермонт. В 1818 году он начал работу над своим самым известным произведением « Дон Жуан — » — сатирической поэмой, в которой Байрон изображает легендарного Дон Жуана жертвой похотливых женщин. В 1820-х годах он поселился у молодой итальянки по имени Тереза, но домашняя жизнь его долго не устраивала, и в конце концов он присоединился к борьбе греков против турок.
В феврале 1824 года Байрон заболел перед запланированным нападением на Лепанто. Перед экспедицией Байрону сделали кровопускание, от чего ему стало еще хуже.

Лорд Байрон теперь считается типичным поэтом-романтиком. Термин «байронический герой» происходит от личности самого Байрона, вставленной в его произведения, — меланхолического, задумчивого героя, мучимого собственным прошлым. Популярная знаменитость своего времени, его помнят за прославление обыденного как в поэзии, так и в пьесах.
«Тьма» лорда Байрона
Процитированные работы
«Лорд Байрон (Джордж Гордон)», Poetry Foundation, 2016. По состоянию на 30 сентября 2016 г.
Джером МакГанн, ‘Байрон, Джордж Гордон Ноэль, шестой барон Байрон (1788–1824)’, Оксфордский словарь национальной биографии , Oxford University Press, 2004.
