Бахчисарайский фонтан год написания пушкин: «Бахчисарайский фонтан» анализ поэмы Пушкина – тема, план, идея, жанр произведения

Содержание

«Бахчисарайский фонтан» анализ поэмы Пушкина – тема, план, идея, жанр произведения

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 115.

Обновлено 26 Июля, 2021

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 115.

Обновлено 26 Июля, 2021

Поэма А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» погружает читателя в атмосферу востока. Бахчисарайский колорит автор воссоздал посредством пейзажей и интерьеров, окутанных тайнами и восточными ароматами, образов хана и наложниц. Произведение не может оставить равнодушным ни одного читателя. Школьники знакомятся с ним в 10 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с анализом поэмы, представленным ниже.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бахчисарайский фонтан.

Год написания

– 1821–1823

История создания – Произведение было написано, когда поэт пребывал в южной ссылке. На создание поэмы Александра Сергеевича вдохновили крымские пейзажи, а также легенда, которую поэту поведала молодая женщина.

Тема – настоящая любовь.

Композиция – Особенности композиции продиктованы жанром произведения и его содержанием. Сюжет раскрывается последовательно, важную роль в реализации идейного звучания и воспроизведении внутреннего состояния главных героев играют внесюжетные элементы.

Жанр – Поэма.

Направление – Романтизм.

История создания

История создания произведения связана с южной ссылкой А. С. Пушкина. Перед тем, как отправиться в Кишинёв, Александр Сергеевич в сентябре 1820 г. гостил в доме Раевских в Бахчисарае. В письме Дельвигу поэт признавался, что ранее слышал о Бахчисарайском фонтане. Легенды гласили, что это памятник, возведённый влюблённым ханом.

Пушкин отправился поглядеть на это «чудо», но разочаровался, ведь увидел руину.

Тем не менее, крымские пейзажи не оставили поэта равнодушным. Вдохновил на создание поэмы и рассказ молодой женщины. Она поведала Александру Сергеевичу легенду, которая и легла в основу произведения. Известно, что в эту самую женщину поэт был влюблён, о чём свидетельствуют его письма, адресованные брату. Исследователи до сих пор не выяснили личность прекрасной воздыхательницы.

Годы написания произведения – 1821–1823. В 1821 г. поэт начал работу над текстом поэмы, в 1822 написал основную часть, а осенью 1823 внёс последние правки. Впервые «Бахчисарайский фонтан» опубликовали в 1824 г.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Анализ «Бахчисарайского фонтана» следует начинать с характеристики главной темы и системы образов.

Восточные

мотивы, а также мотив любви распространены в мировой литературе. Не мог остаться в стороне от них и А. С. Пушкин. В контексте центральной темы автор раскрывает моральные проблемы: страдания из-за несчастной любви, месть, жизнь и смерть, религия, верность своим чувствам, верность родине.

В начале произведения читатель знакомится с ханом Гиреем. Герой невесел, о причине такого настроения узнаём дальше. Оказывается, в его гареме появилась новая девушка – полячка Мария. Хан влюбился в неё без памяти. Герой позабыл о Зареме, главной жене, красе гарема.

Зарема же любит хана. Она решает поговорить с Марией. Женщина тихонько пробирается в комнату к полячке. Девушка в это время молится перед образом Пречистой Девы. Зарема сначала просит оставить Гирея, потом угрожает Марии.

Вскоре Мария умирает. Хан наказывает Зарему, бросая её в пучину. Хан не может забыть возлюбленную полячку. Спасение он находит в нападениях на русские земли. Возвратившись с войны, он возвёл фонтан, который назвали фонтаном слёз.

В произведении развивается идея, что настоящая любовь не ограничивается религией или возрастом, истинные чувства невозможно забыть.

Композиция

Особенности композиции продиктованы жанром произведения и его содержанием. Сюжет раскрывается последовательно, важную роль в реализации идейного звучания и воспроизведении внутреннего состояния главных героев играют внесюжетные элементы.

Перед основным текстом автор подает эпиграф, смысл которого можно понять только после прочтения поэмы полностью. Слова Сади намекают на то, что любовь хана не смогло стереть даже время.

Жанр

План разбора литературного произведения предполагает обязательную характеристику его жанровых особенностей. Жанр произведения – поэма, так как в нём есть лирическая составляющая (написано стихами, важную роль играют лирические отступы, ярко выражен эмоциональный фон) и эпическая (сюжет) Направление поэмы А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» – романтизм, о чем свидетельствуют мотивы и особенности образа хана.

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Жанара Джарекеева

    10/10

  • Руслан Якутович

    10/10

Рейтинг анализа

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 115.


А какую оценку поставите вы?

«Бахчисарайский фонтан», анализ поэмы Пушкина

История создания

Пушкин работал над поэмой с 1821 по 1823 гг. Она была напечатана в 1824 г. В поэме отражена южная поездка Пушкина 1820 г.

Литературное направление, жанр

Сам Пушкин отрицательно отзывался о поэме, считая, что она написана под влиянием Байрона, то есть в ней слишком много романтического: «Молодые писатели вообще не умеют изображать физические движения страстей. Их герои всегда содрогаются, хохочут дико, скрежещут зубами и проч. Всё это смешно, как мелодрама».

«Бахчисарайский фонтан» — самая каноническая романтическая поэма Пушкина: лирические отступления чередуются с сюжетом, который отрывочен, иногда неясен. Непонятно, например, почему умерла Мария. Виновата ли Зарема в её смерти?

Образы героев тоже романтические. Хан Гирей целиком поглощён или войной, или любовью. Мысли о погибшей возлюбленной настолько занимают хана, что он может задуматься даже посреди сечи с поднятой саблей (над этим образом, по словам Пушкина, смеялся А.Раевский).

Зарема и Мария – романтические героини противоположных типов. Зарема страстная, яркая, эмоциональная. Мария тихая, бледная, голубоглазая. Зарема произносит в комнате Марии монолог, проявляя самые разнообразные чувства: она умоляет, потом рассказывает о своей родине, своей вере, наконец, угрожает.

В поэме как лиро-эпическом произведении обычно присутствует лирический герой, глазами которого читатель воспринимает события. Лирический герой появляется в эпилоге, где он рассказывает о своём посещении Бахчисарайского дворца, о собственной возлюбленной и обещает вернуться вновь.

Тема, сюжет и композиция

Поэма повествует о жизни бахчисарайского хана Гирея. Действие поэмы относится к 18 веку.

Хан Гирей посещал свой гарем, когда уставал от войны. Он выбрал красавицу Зарему, ещё ребёнком увезённую из Грузии. Грузинка пылко и страстно полюбила Гирея. Но Гирей охладел к ней, потому что любит новую пленницу – польскую княжну Марию. Голубоглазая Мария была тихого нрава и не могла привыкнуть к жизни в плену. Зарема умоляет Марию отдать ей Гирея. Мария сочувствует грузинке, но для неё любовь хана – не предел мечтаний, а посрамленье. Мария желает только смерти и вскоре умирает. О причине её смерти можно догадаться по тому, что Зарему в ту же ночь тоже казнят. В память о Марии Гирей сооружает фонтан, впоследствии названный фонтаном слёз.

Эпический сюжет в поэме соседствует с лирическими отступлениями: татарская песня, которую поют наложницы, восхваляя Зарему; описание пленительной бахчисарайской ночи; чувства, вызванные у лирического героя видом дворца Бахчисарая. Лирическое обращение к собственной возлюбленной Пушкин сократил, выпустив, как он выразился, «любовный бред». Но несколько стихов сохранилось в рукописи и печатается в современных редакциях.

К поэме Пушкин подобрал эпиграф персидского поэта Саади: «Многие… посещали сей фонтан…» Как видно из эпиграфа и названия, главное действующее лицо в поэме – фонтан слёз. Тематика поэмы связана со слезами, грустью. У каждого героя трагическая судьба, но его печаль, грусть, отчаяние вызваны разными причинами. Гирей грустит сначала потому, что возлюбленная тоскует по утраченной родине и не отвечает ему взаимностью, а потом об умершей Марии. Зарема плачет и молит, потому что её разлюбил Гирей, княжна Мария просит смерти, потому что не мыслит своей жизни в неволе. Этим трём героям противопоставлен злой евнух, который не ведает не только любви, но и иных чувств.

Размер и рифмовка

Поэма написана четырёхстопным ямбом. Чередуется женская и мужская рифма. Рифмовка непостоянная: чередование перекрёстной, парной и кольцевой, иногда рифмуется три строчки, а не две. Такая рифмовка делает повествование живым, речь приближает к разговорной.

Тропы

Пушкин употребляет характерные для романтизма, иногда постоянные, эпитеты для описания своих героев: грозный хан, повелитель горделивый, задумчивый властитель, лилейное чело, пленительные очи яснее дня, чернее ночи, равнодушный и жестокий Гирей, движенья стройные, живые, очи томно-голубые.

Сравнения и метафоры Пушкина точные и ёмкие. Жёны в гареме сравниваются с аравийскими цветами в теплице, улыбка Марии во сне подобна лунному свету, да и сама Мария сравнивается с ангелом. Постоянно капающая вода в фонтане слёз подобна вечным слезам матери, потерявшей сына на войне. Жёны по гарему «гуляют лёгкими роями».

  • «Бахчисарайский фонтан», краткое содержание поэмы Пушкина
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
  • «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
  • «Дар напрасный, дар случайный. ..», анализ стихотворения Пушкина
  • «Метель», анализ повести Пушкина
  • «Бесы», анализ стихотворения Алексадра Пушкина
  • «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
  • «Не пой, красавица, при мне», анализ стихотворения Пушкина
  • «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина

По произведению: «Бахчисарайский фонтан»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич


Бахчисарайский фонтан

Пролог
Хан-Гирей погружен в задумчивость у «Фонтана слез», построенного в память о Марии.

Акт I
В старинном замке проходят празднования дня рождения Марии, дочери знатного польского лорда. Замок горит огнями, и слышна музыка. В сумеречном парке появляются Мария и ее жених Вацлав. Они вне себя от радости. Татарский разведчик крадется по дорожке, незамеченный. Двери замка распахиваются настежь, и под музыку торжественного полонеза гости спускаются в парк. Хозяин и его прекрасная дочь возглавляют танец.
Полонез уступает место мазурке и краковине. Внезапно входит раненый начальник стражи с известием о татарском нападении. Принц Адам призывает мужчин к оружию. Женщины прячутся в замке. Поляки готовятся отразить атаку.
Замок в огне. В смертельной схватке защитники замка гибнут. Мария и Вацлав несутся сквозь огонь и хаос кровавой битвы, пытаясь спастись. Однако их бегству препятствует Хан-Гирей. Вацлав нападает на него, но получает удар ханским кинжалом и падает замертво. Хан подходит к беззащитной девушке, срывает с ее лица покрывало и недвижно поражается ее красоте.

Акт II
Гарем Хан-Гирея во дворце Бахчисарай. Среди наложниц — любимая жена Гирея Зарема, «звезда любви».
Слышны звуки воинственной музыки. Жены и наложницы готовятся встретить Хан-Гирея.
Татары возвращаются с войны, богатые добычей. Пленницу Марию бережно вносят. Гирей входит в гарем. Он выглядит озабоченным и задумчивым. Зарема пытается его отвлечь, но тщетно. Переполненный любовью к Марии, он не обращает внимания на Зарему. Зарема понимает, что его любовь к ней прошла.
Наложницы пытаются подбодрить своего правителя. Зарема надеется вернуть его расположение, но все тщетно. Он отталкивает ее в сторону и уходит. Зарема падает.

Акт III
Роскошная спальня. Здесь под охраной старухи томится в заточении прекрасная Мария, арфа единственное напоминание о прежней жизни, свободе и былом счастье. Ее задумчивость прерывает Гирей. Он умоляет ее принять его любовь и его богатство, но Мария боится и отталкивает только Гирея, который убил ее возлюбленного, ее друзей и ее семью. Он смиренно покидает комнату.
Поздно ночью Зарема входит в опочивальню. Она рассказывает Марии о своей страстной любви к Гирею, требует, чтобы Мария отдалила от себя Гирея, и умоляет восстановить его любовь к ней. Мария не может понять страстной речи Заремы и пугается ее.
Зарема видит на полу тюбетейку Гирея. Охваченная ревностью, Зарема бросается к Марии с кинжалом; не боясь, Мария готова умереть. Вбегает Гирей. Он пытается остановить Зарему, но безуспешно. Зарема убивает Марию.

Акт IV
Двор дворца Гирея. Гирей окружен раболепными кочевниками, воинами и рабами.
Ничто, ни богатая добыча от нового набега, ни новые красивые наложницы, не радует и не волнует хана.
Палачи ведут Зарему на смерть. Гирей приказывает им сбросить ее с вершины высокой скалы.
Любимый военачальник Гирея Нурали пытается отвлечь своего государя от его мрачных мыслей, но воинские танцы не приносят облегчения. Гирей отсылает всех.

Эпилог
Гирей сидит у «Фонтана слез».
В его голове проходит череда мыслей, оживляя образ прекрасной Марии.

«Звездный час» драматического балета ознаменовался появлением в 1934 году в Ленинградском театре, тогда еще не известном как Кировский, балета «Бахчисарайский фонтан» . В нем стремление совместить хореографию с темами высокой литературы и защита нового советского искусства ради реалистичности кристаллизовали новое направление развития балета.
Фонтан Бахчисарая возник в атмосфере творческих дискуссий прогрессивной культурной элиты Ленинграда: профессора консерватории Бориса Асафьева, авторитетного композитора и историка музыки, режиссера Сергея Радлова, определявшего художественную политику театра того времени, дирижер Евгений Мравинский, художник Валентина Ходасевич, либреттист Николай Волков и критик Иван Соллертинский. Двадцатисемилетний балетмейстер Ростислав Захаров оказался в эпицентре художественной и театральной жизни. Он, как дебютант в большом балете и как выпускник режиссерского факультета Ленинградского института сценического искусства, зарекомендовавший себя своими постановками танцев в операх и пластики в спектаклях Молодежного театра Радлова, был приглашен на постановку хореография нового балета.
Вдохновленный недавно опубликованными « Письма о танце » Новерра с вводной статьей Соллертинского о драматическом эффекте танца, в своем новом балете молодой хореограф привнес хорошо усвоенные уроки сценической драмы на балетную сцену. Танец временами оставался на периферии внимания хореографа, балет рождался не из танца, а из сюжета, искусно разыгранных мизансцен. В ответ на предпочтения режиссера также был включен актерский состав. Выразительность Галины Улановой и Константина Сергеева, которым были отведены главные роли, должна была стать существенным элементом успеха постановки. Раз и навсегда выбранный творческий путь Бахчисарайский фонтан и постановка балетных спектаклей принесли Захарову большую известность. Литературоцентризм должен был стать «главной песней» Захарова и мейнстримом советского балета на ближайшие двадцать лет. Поэтический характер балета, ориентированный исключительно на истинно эмоциональное (настоящее или ненастоящее), перемежался с бытовыми прозаическими элементами. То, что осталось недосказанным в поэзии Пушкина, требовало логических объяснений, и в «Бахчисарайский фонтан » появился новый персонаж — Вацлав, возлюбленный Марии, включенный в сюжет, чтобы подчеркнуть отличие мира, в котором жила польская княгиня Мария счастливая жизнь и мир ее татарского плена. Захаров учил своих танцоров работать как актеры над своими ролями, готовить их к неведомой ранее «застольной беседе» с режиссером, разбираться с персонажами и конфликтами. И не случайно об исполнителях эпохи драматического балета говорили, что «балерина — актриса, а танцор — актер». Воплощение на сцене характеров пушкинских героев и тем самым закладка основ традиций актерской выразительности в советском балете стало миссией поколения девятнадцатого века.30-е-1940-е годы. А Захаров и его соратники, царствовавшие на советской сцене в период так называемого драматического балета, научили зрителей задавать вопрос: «О чем они танцуют». Желая быть понятым, хореограф заставлял зрителей задуматься и, порой, тем самым забыть о красноречии танца, не отягощенного лексическим слово в слово через танец. Ольга Макарова


Премьера: 28 сентября 1934, Государственный академический театр оперы и балета (Мариинский)

Продолжительность: 2 часа 45 минут
Спектакль состоит из двух антрактов

Возрастная категория: 6+

Фонтан слез — The Friday Times стойко противостоял всем невзгодам как вечное воплощение человеческой любви и неумирающей преданности. За тысячи миль отсюда и на другом континенте стоит другое завещание, гораздо менее грандиозное, чем Тадж, но столь же эмоциональное, демонстрирующее глубокое горе другого правителя в связи с потерей его молодой любимой жены. Фонтан Слез, как известно, два с половиной века простоял в Бахчисарайском дворце, служившем с 1532 по 1783 год царской резиденцией 48 мусульманско-татарских ханов Крыма.

Крым был частью Украины, пока пять лет назад не был захвачен Россией. Однако легенда о Фонтане слез восходит к временам, когда полуостров находился под властью татарских ханов. Первоначально ханство входило в состав империи, основанной внуком Чингисхана, Бату-ханом, которая процветала в 13 веке в северо-западной части Монгольской империи. Поскольку Бату-хан в походах жил в золотом шатре, его войско часто именовали Золотой Ордой.

Фонтан Слез, у ханского дворца в Бакчисарае на Крымском полуострове

Империя, захваченная Эмиром Тимуром (Тамерланом) в 1441 году, раскололась на несколько самостоятельных ханств, принявших ислам в качестве своей веры.

Из них одним из главных владений было Крымское ханство, находившееся под номинальным суверенитетом османских султанов и просуществовавшее с 1441 по 1783 год. Одно время оно стало настолько могущественным, что русские цари платили дань ханам.

Ослабленный и превратившийся в неудачу, он был завоеван в 1783 году русской императрицей Екатериной Великой, которая присоединила его к своей империи. Ее настоящей целью было пойти дальше, отвоевать Константинополь у османов и восстановить его как столицу Византийской империи. Она никогда не могла достичь этой цели.

Фонтан слез был построен в память о трагической истории любви, увековеченной Александром Пушкиным (1799-1837), считающимся величайшим русским лириком, драматургом и прозаиком. В 1820 году он посетил фонтан во дворце в Бахчисарае, бывшей столице побежденного ханства, и был сильно тронут услышанной им историей любви. Его эмоции нашли выражение в романтической поэме из 3500 слов «Бахчисарайский фонтан », написанной в 1822 году. Она признана одним из самых запоминающихся его литературных произведений. Стихотворение позже стало темой популярного балета в знаменитом Большом театре.

Пушкин взял две свежие розы (символизирующие красную любовь и желтую беду) и поставил их над фонтаном. С тех пор это стало традицией, которой следуют все посетители. Aramco World , он пишет: «Дворец был домом давным-давно властного владыки народов, хана, которого Пушкин называет просто Гиреем. Во внутреннем дворе находился гарем, куда разрешалось входить только ему. Там Зарема была королевой гаремов, самой яркой звездой любви. Так было до прибытия Марии Потоцкой, четырнадцатилетней осиротевшей принцессы, схваченной с оружием в руках из замка в Польше. Хан тайно и безумно влюбился в прекрасную Марию».

Юная дева, видимо, не ответила на уговоры хана, слишком обезумев от заточения и разлуки с семьей. Тем не менее, старшая королева Зарема сильно завидовала своей сопернице, красавице из Польши. Движимая ревностью, она вошла в свою квартиру и убила Марию.

Хан, ставший свидетелем убийства, пришел в ярость из-за потери своей возлюбленной Марии и приказал казнить Зарему. Потеряв обоих, Хан был убит горем и безутешен. Он построил гигантскую гробницу для своей возлюбленной Марии. «Слезы заливали его щеки обжигающими струями и, облагороженный своей романтической любовью, приказал иранскому скульптору воздвигнуть мраморный фонтан», чтобы символически увековечить свои слезы печали, текущие до вечности.

Любовь Гирей-хана к своей молодой жене более красочно описана бывшим послом Индии в России (1952-1961) Кумара Падма Шивасанкара Менон в его мемуарах «Светильник и светильник». Когда французский наставник его армии спросил хана, что заставило его так сильно полюбить молодую девушку, хан якобы ответил: «Потому что она была мудрой, как змея, храброй, как львица, сильной, как орел, нежной, как ребенок, любящий, как мать, и страстный, как любовник».

Бахчисарай был очень украшен своими ханами, особенно ханом Кирим-Гираем, который также заказал Фонтан слез во дворце

Пушкин во время своего визита взял две свежие розы (символизирующие красную для любви и желтую для страдания) и возложил их на вершина фонтана. С тех пор это стало традицией, которой следуют все посетители. По оценкам, ежегодно только из России приезжает около 250 000 туристов, чтобы посетить заколдованный фонтан. Высказывались предположения, что если бы не эпическая поэма Пушкина, легендарный фонтан давно был бы стерт из народной памяти.

Личность объекта сильной страсти Кирим-Гирей-хана до сих пор остается предметом споров. Русское вторжение в Крым в 1736 году уничтожило большую часть архивных материалов о ханстве, что затруднило рассмотрение исторических событий в их истинной перспективе. Некоторые историки утверждают, что женщиной, в память о которой был воздвигнут фундамент, была не Мария Потоцкая, польская принцесса, а грузинская девушка по имени Дилара Бикеч. О ней известно не так много. Некоторые, однако, возразят, что важна не идентичность, а возвышенное чувство любви, которое символизирует фонтан.

После завоевания Крыма русскими Фонтан Слез, скорее всего, был бы уничтожен, как и многие другие исторические памятники в Бахчисарае, если бы императрица Екатерина не была тронута легендой, когда она приехала из Санкт-Петербурга в 1787 году, чтобы посетить свой новый приобретенная территория. Ей понадобилось шесть месяцев, чтобы проехать почти тысячу верст до Крыма на конных повозках. Ее главнокомандующий в Крыму Григорий Потемкин приложил все усилия, чтобы ее долгое трудное путешествие было безопасным, а пребывание — комфортным.

Столкновение в степях – Битва крымских татар с запорожскими казаками, картина Юзефа Брандта

Завоевание Крыма имело особое значение для Екатерины, так как татары-мусульмане на протяжении поколений угрожали России, совершая набеги и грабя сельскую местность. Теперь Крым стал частью ее огромной империи. Впервые она увидела образы и звуки, которым никогда бы не повернулась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *