Аввакум биография: Краткая биография Протопопа Аввакума. Самое главное

Аввакум Петров — краткая биография

Полное имя:Аввакум Петров (Петрович)
Дата рождения:25 ноября (5 декабря) 1620 г.
Место рождения:с. Григорово, Нижегородский уезд
Знак зодиака:Стрелец
Деятельность:Священник, протопоп, писатель
Дата смерти:14 (24) апреля 1682 г. (61 год)

Содержание:

  • Детство и юность
  • Краткая биография
  • Личная жизнь
  • Значимость

Протопоп Аввакум Петров – яркая и знаковая личность в российской истории. Священник из Нижегородского края не побоялся выступить против церковных реформ и стал идейным вдохновителем раскола. По приказу царя сослан в заполярный город Пустозерск и казнен. Почитался ревнителями «старой веры», в старообрядчестве причислен к святым.

Аввакум Петров

Детство и юность

Аввакум появился на свет 25 ноября 1620 года в селе Григорово, которое находилось в Закудьминском стане (по названию местной реки Кудьмы) Нижегородского уезда. Сейчас это Большемурашкинский район Нижегородской области.

Отец мальчика Петр Кондратьев был небогатым приходским священником, часто прикладывался к «хмельному зелью» и умер рано. Ключевую роль в становлении личности Аввакума сыграла строгая и богобоязненная мать, которая стала для него примером духовной чистоты.

Аввакум Петров

Краткая биография

  1. В 1642 году Аввакум получил чин
    диакона
    , а через два года стал священником, как и отец. Вскоре о нем пошла молва, как о строгом и непримиримом батюшке, который ругал прихожан ха грехи, не давая им спуску ни в храме, ни на улице.
  2. Аввакум не терпел праздность и был противником развлечений. Известен случай, когда он бросился с кулаками на уличных скоморохов с дрессированными медведями.
  3. Несмотря на суровый нрав, Аввакума уважали за честность и требовательность не только к другим, но и к себе. К нему шли и бедняки, и богачи, в надежде получить благословение и совет.
  4. Аввакум часто становился защитником обездоленных. Он пытался помочь вдове, у которой богач отобрал дочь, был бит за это его слугами, но не отступил от своих принципов.
  5. К священнику часто обращались для исцеления лишившихся рассудка. В те времена считалось, что сумасшедшие люди одержимы бесами. Аввакум успешно лечил душевные болезни, при этом страждущие даже жили у него дома.
  6. Но обличение пороков нравилось не всем, тем более, что строгий батюшка стыдил не только прихожан, но и священников, если они, по его мнению, плохо исполняли церковные каноны.
  7. В 1648 году конфликт с воеводой Василием Шереметьевым чуть не стоил Аввакуму жизни. Во время путешествия по Волге он захотел встретиться со священником, о котором был много наслышан. Шереметьев потребовал благословить его сына Матвея, но Аввакум отказался, аргументируя это «блудоносным» видом молодого человека, который не носил бороды.
  8. Воевода в ярости приказал утопить Аввакума. Его спасли рыбаки, которые чудом оказались поблизости.
  9. Дважды Аввакуму с семьей приходилось уезжать в Москву, спасаясь от угроз паствы. В столице он вступил в Кружок ревнителей благочестия, где познакомился со своим будущим врагом Никоном, который тогда был еще в чине митрополита. Аввакум проявил себя как
    книгоиздатель
    , принимая участие в «книжной справе» и был лично знаком с царем Алексеем Михайловичем.
  10. В 1652 году Аввакума перевели в храм Юрьевца-Повольского в чине протопопа, но и там он долго не продержался и был вынужден возвратиться в Москву, где служил в Казанском соборе. Аввакум продолжил книгоиздательскую деятельность. Вскоре Никон, который к тому времени стал патриархом, решил печатать церковные книги по греческим первоисточникам. Русские справщики стали не нужны, так как не владели греческим языком.
  11. Аввакум был возмущен, он считал, что богослужебные книги должны печататься только по древнерусским рукописям. Он подал челобитную царю с жалобой на самоуправство Никона. За это в 1653 году протопоп был заключен в подвал Андрониковского монастыря.
    Далее последовала ссылка в Тобольск.
  12. В Сибири Аввакум упорно продолжал критиковать реформы Никона. За пропаганду старообрядчества он был отправлен в Енисейск, а потом несколько слет скитался по Забайкалью вместе с отрядом воеводы Пашкова. Там у него погибло двое сыновей.
  13. Пашков отличался крутым нравом, и Аввакум признавался, что «неизвестно, кто кого мучил». Протопопа неоднократно наказывали за неповиновение, бросали в промерзший сруб, морили голодом, но он не сдался.
  14. В 1663 году патриарх Никон тоже оказался в опале. Царь предложил Аввакуму вернуться в Москву. Но протопоп не собирался менять свои убеждения и продолжал «резать правду-матку», призывая креститься двумя перстами, а не тремя. Бунтарство не понравилось властям, и Аввакума отправили в Архангельскую область.
  15. В 1663 году протопопа снова пытались вернуть в Первопрестольную. Царь надеялся, что страдания сделают его покорным. Однако Аввакум не сдался, его бунтарский дух остался несгибаемым.
    Его лишили сана. В ответ мятежный Аввакум предал анафеме церковных деятелей.
  16. В 1667 году Аввакума отправили на Крайний Север, в город Пустозерск, как закоренелого преступника. Его посадили в яму, выкопанную прямо в мерзлой земле. В этой земляной тюрьме Аввакум провел 15 лет на хлебе и воде. Даже охране строго-настрого запрещено было подходить к яме.
  17. Нечеловеческие условия содержания не помешали узнику написать в 1672-1675 годах в заточении книгу о своей жизни «Житие протопопа Аввакума». Александр Сергеевич Тургенев говорил, что это произведение необходимо прочитать каждому писателю. В книге протопоп называет себя «многострадальным узником темничным, горемыкой, нужетерпцем».
  18. Даже в земляной яме опальный протопоп рассылал проповеди с суровой критикой никоновских реформ. Всех его ближайших соратников уже казнили, но Аввакума оставили в живых.
  19. В 1676 году царем стал его сын, Федор Алексеевич. Аввакум все еще надеялся на отмену реформ и написал новому правителю челобитную, в которой осудил его отца за то, что на нем «печать антихристова» и утверждал, что те, кто крестится тремя престами, поклоняются «зверю двоерогому — бесу». Дерзкое послание возмутило царя, и он приказал казнить Аввакума.
  20. В 1682 году протопоп был сожжен в срубе заживо вместе с тремя сподвижниками «за великую хулу на царский двор». Накануне он раздал свои книги и переоделся в чистое. Аввакум был спокоен, он считал, что огонь «очистит его от скверны.»
  21. В 1991 году на месте казни установлен крест, а в 2012 – часовня. Памятник Аввакуму находится в его родном селе Григорове.

Миниатюра XIX века. Боярыня Морозова навещает Аввакума Петрова в тюрьме

Личная жизнь

Аввакум Петров был женат на осиротевшей дочери кузнеца Анастасии Марковне. В семье родилось 5 сыновей и три дочери.  Жена стала Аввакуму надежной опорой в его многострадальной жизни, всегда поддерживала и сопровождала его в опале.

Во время нахождения мужа в Пустозерске Анастасия Марковна отправляла ему передачи. Вскоре ее и двоих сыновей арестовали за пособничество староверам и в 1670 году посадили в земляную яму. Даже попытка раскаяния не помогла. Аввакум называл их заточение «без смерти смертью».

Анастасию Марковну освободили в 1693 году. Она пережила мужа на 28 лет и умерла на 87-ом году жизни.

Cтарообрядческая икона c мученичеством Аввакума

Значимость

Протопоп Аввакум Петров считается выдающимся церковным деятелем, борцом «за чистоту веры», идеологом раскола. У него было немало последователей. Перу Аввакума принадлежит 43 богословских произведения нравственно-аскетического содержания.

Аввакума считают ярким представителем русской национальной культуры. Особенно почитают его последователи – старообрядцы.


 

Аввакум краткая биография. Краткая биография протопопа аввкума

Протопоп Аввакум известен, как ярый противник книжной богослужебной реформы XVII века, Патриарха Никона , а также как строгий протопоп Юрьевца-Повольского. Протопоп Аввакум, биография которого богата событиями, родился в 1620 (1621) году в довольно необеспеченной, даже, можно сказать, бедной семье. Он воспитывался в окружении строгих нравов и суровых правил. Настоящее имя — Аввакум Петрович Кондратьев. Сам протопоп Аввакум стал очень рано подвижником православия, что, впрочем, его и прославило. Известны факты о его проведения обрядов по изгнанию бесов. Протопоп Аввакум считается поистине родоначальником вольного слова, образной словесности, а также исповедальной прозы. Ему приписывают целых 43 сочинения, среди которых «Книга бесед», «Книга обличений», «Книга толкований». Также известнейшее произведение «Житие» протопопа Аввакума, перевод книг которого популярен среди соответствующих кругов и сегодня.

Безумная строгость и беспощадное преследование любого отступления от церковных уставов и правил сыграло свою отрицательную службу. Это и вынудило Протопопа в 1651 году бежать от возмущенных жителей Юрьевца-Повольского в спасительную Москву. Уже на новом месте он считался ученым и участвовал в реформе — «книжная справа», проводившейся при патриархе Иосифе, после смерти которого, в 1652 году Никон стал новым патриархом. Он провёл замену московских справщиков на украинских книжников. Здесь возникли колоссальные расхождения подходов к реформе. Аввакум выступал за исправление церковной литературы по древнерусским православным рукописям, а патриарх Никон — по греческим богослужебным книгам. Аввакум был уверен, что такие издания будут искажены и не авторитетны. Он написал челобитную (жалобу) царю вместе с протопопом Даниилом из Костромы . Там он и подверг резкой критике точку зрения Патриарха Никона. Аввакум стал одним из первых жертв ярого преследования противников Никона. Уже в сентябре 1653 годы его посадили в тюрьму и безуспешно пытались уговорить принять новую книжную реформу. Так что Аввакум Петрович отправился в ссылку в Тобольск, после чего целых 6 лет находился в армии воеводы Афанасия Пашкова. После потери Никоном своего влияния при дворе Аввакума возвратили в Москву в 1663 году. Первые несколько месяцев сам царь показывал предрасположение к нему.

Но пировать Аввакуму долго не пришлось. Ведь он был противником не Никона, а церковной реформы в целом. По непрямым советам со стороны царя Аввакум Юрьевич присоединился к новой реформированной церкви. Ему удалось следовать новым правилам совсем недолго. После чего он стал более упрямо и громко критиковать архиереев. В связи с этим в 1664 году Аввакума сослали в Мезень на полтора года. А в 1666 — вновь возвращен в Москву, где 13 мая в Успенском соборе его расстригли и прокляли за обедней. В ответ Аввакум наложил анафему на архиереев. А с 1667-го года 14 лет он просидел на голодном пайке — на хлебе и воде в холодной земляной тюрьме Пустозёрска. И там же все равно Аввакум рассылал свои послания и грамоты.

В один момент он совершил грубую ошибку — написал достаточно резкое письмо к царю Федору Алексеевичу. В этом послании была представлена нетактичная критика царя Алексея Михайловича и патриарха Иоакима. И вот, была настигнута точка кипения, и Аввакум с товарищами был сожжен в срубе в Пустозёрске. Жизнь протопопа Аввакума была окончена.

25243 0

С самого начала 17 века, в церковной среде проходили реформы. В самом начале века, в 1619 — 1633 годах патриарх Филарет расширил монастырские землевладения, учредил патриарший двор, передал в ведения патриарха судебную власть над

Падение некогда могущественной византийской империи, превращение ее столицы Константинополя из столпа христианской православной церкви в центр враждебной ей религии, привело к тому, что у русской православной церкви появился реальный шанс возглавить

Аввакум Петров (1620 или 1621- 1682), протопоп, глава старообрядчества, идеолог раскола в Русской православной церкви.

Родился в селе Григорьеве Макарьевского уезда Нижегородской губернии в семье сельского священника. После женитьбы Аввакума на односельчанке Настасье Марковне он был рукоположён в дьяконы (1641 г.), а в 1644 г. стал священником в селе Лопатицы.

Стремление жёстко обличать проступки прихожан привело к его первому столкновению с паствой. В 1646 г. Аввакума избили и выгнали из села вместе с женой и сыном. Он уехал в Москву, где его поддержал земляк Иван Неронов.

В столице Аввакум рьяно включился в деятельность кружка русских богословов «Ревнители древнего благочестия» во главе с царским духовником Стефаном Вонифатьевым. В 1653 г. протопоп Аввакум начал открытую борьбу с патриархом Никоном. Он резко выступил против исправления богослужебных книг. Его возмутили и запрещение двуперстия, и реформы в церковной службе. Аввакум подал челобитную царю Алексею Михайловичу, в которой защищал старые обряды. Он отказался принять изменения в богослужении, за что вскоре был схвачен и сослан сначала в Андроньев монастырь, а затем в Тобольск.

После десятилетней ссылки, освобождённый из неё по ходатайству московских друзей, протопоп в 1664 г. возвратился в Москву. Рассорившийся с Никоном Алексей Михайлович принял Аввакума милостиво и приказал поселить его в Кремле, на подворье Новодевичьего монастыря. Аввакум обратился с новыми челобитными к царю, требуя искоренения никонианской ереси. Сам протопоп демонстративно не посещал церкви, где служили по новым обрядам.

Летом 1664 г. церковные иерархи, опасавшиеся волнений старообрядцев в Москве, добились от Алексея Михайловича решения о новой ссылке протопопа в Пустозерск. Там его заключили сначала в деревянный сруб, а затем и в земляную тюрьму, но Аввакум не прекратил борьбы. Во 15-летнего заточения в Пустозерске он написал два сборника богословских сочинений — «Книгу бесед» и «Книгу толкований», множество грамот и посланий единомышленникам-старо-обрядцам. Эти тексты передавались из пустозерского заключения как целиком, так и по частям, а затем рассылались по старообрядческим общинам.

Труды Аввакума свидетельствуют о широте его богословских интересов и смелости в вопросах богословия. Он решался даже подробно истолковывать тексты Священного Писания. Так, в «Книгу толкований» вошли разъяснения отдельных псалмов, глав из Книги притчей Соломоновых, Книги премудрости Соломоновой, Книги пророка Исайи, Евангелия от Матфея. Во время пу-стозерской ссылки Аввакум написал и самое известное своё сочинение — автобиографию.

В тексте «Жития» лучше всего проявились достоинства Аввакума-писателя: сочный, образный и неподражаемый язык, чувство юмора и ироничность, тонкая наблюдательность и цепкая память на подробности. Опасаясь новых старообрядческих восстаний и видя в Аввакуме возможного вождя, московское правительство приговорило его за великие на царский дом хулы к смерти.

14 апреля 1682 г. Аввакум и его ближайшие друзья, всё это время делившие с ним невзгоды пустозерской тюрьмы, — священник Лазарь, инок Епифаний и дьякон Фёдор —были сожжены в деревянном срубе.

Впоследствии протопоп Аввакум был канонизирован старообрядцами как святой и великомученик.

В апреле 1682-го года был сожжен Аввакум Петров — основоположник движения старообрядцев. Его религиозная доктрина отражена в нескольких десятках сочинений. В молодости он был ближайшим соратником Никона, однако впоследствии выступил против церковной реформы и даже под угрозой смерти не отказался от своих взглядов. Аввакум требовал беспрекословного соблюдения церковных правил, и по этой причине вынужден был бежать от возмутившейся паствы. Слал челобитные государю, не опасаясь опалы.

1. В молодости он входил в «Кружок ревнителей благочестия». Опорным пунктом программы «ревнителей» было соблюдение постановлений Стоглавого Собора 1551 года. В этот кружок входил и будущий Патриарх Московский Никон. Из-за разногласий кружок распался в 1652 году.

2. Аввакум Петров положил начало жанру автобиографии. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» изобилует бытовыми подробностями, оно написано простым и понятным языком. Автор много рассказывает о своей семье, что не соответствует канонам жития. «Таже послали меня в Сибирь с женою и детьми. И колико дорогою нужды бысть, тово всево много говорить, разве малая часть помянуть. Протопопица младенца родила; больную в телеге и повезли до Тобольска; три тысящи верст недель с тринадцеть волокли телегами и водою и саньми половину пути», — этот отрывок, например, совершенно не вписывается в нормы житийного жанра.

3. Священнослужитель проводил обряды по изгнанию бесов и отличался крайней строгостью. Так, например, он отказывался благословлять прихожан, которые осмелились сбрить бороду. Их Аввакум называл «блудоносными». Из-за своей строгости в 1651 году ему пришлось бежать в Москву от жителей Юрьевца-Повольского — они грозили ему расправой. Царь Алексей Михайлович поселил его в самом центре города и относился к Аввакуму с уважением. «В походы мимо двора моего ходя, кланялся часто со мною низенько-таки, а сам говорит: благослови де меня и помолися о мне! И шапку в ину пору мурманку, снимаючи с головы, уронил, едучи верхом! А из кареты высунется бывало ко мне», — писал священнослужитель.

4. Протопоп Аввакум выступил против церковной реформы Никона, за что был сослан и в течение 6 лет находился в армии Афанасия Пашкова. Пашков заставлял его работать на износ, лишал пищи и избивал до потери сознания. Несмотря на это, священнослужитель не шел на примирение с церковью. В ссылке погибли два его маленьких сына.

5. Протопопу предлагали стать царским духовником в том случае, если он откажется от критики реформ Никона. На это предложение он ответил отказом.

Боярыня Морозова навещает протопопа в тюрьме. (wikipedia.org)

6. В 1663 году Аввакуму было разрешено вернуться в Москву. Возвращение стало тяжелым испытанием: Аввакуму пришлось плыть по сибирским рекам одному с семьей, еды не бывало по несколько дней. Царь Алексей Михайлович осыпал его щедрыми подарками и посоветовал отказаться от критики церкви, однако протопоп все так же выступал с резкими высказываниями. Последовала новая ссылка, но Аввакум продолжал упорствовать в борьбе с церковными нововведениями. Тогда его предали анафеме и сослали в Пустозерский острог. «И я из Пустозерья послал к царю два послания: первое невелико, а другое больши. Кое о чем говорил. Сказал ему в послании и богознамения некая, показанная мне в темницах. Еще же от меня и от братьи дьяконово снискание послано в Москву, правоверным гостинца, книга «Ответ православных» и обличение на отступническую блудню. Писано в ней правда о догматех церковных», — говорится в «Житии».

В Пустозерске Аввакум провел 14 лет. Условия жизни были крайне тяжелыми. Здесь протопоп работал над своими сочинениями, которые его сподвижники распространили по всей России.


Протопоп Аввакум. (wikipedia.org)

7. Точкой невозврата стало письмо протопопа царю Федору Алексеевичу, написанное в резком тоне. После этого послания Аввакума казнили через сожжение.

Протопоп Аввакум. Старообрядческая икона

Аввакум, протопоп города Юрьевца-Поволожского – один из главных вождей русского старообрядчества XVII века. Аввакум родился до 1610 г. Происходя из бедной семьи, отличаясь большой начитанностью и строгим, но жизнерадостным нравом, он приобрел известность довольно рано как ревнитель православия, занимавшийся изгнанием бесов. Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступление от церковных правил, и по этой причине около 1651 должен был бежать от возмутившейся паствы в Москву. Здесь Аввакум, слывший ученым и лично известный царю, участвовал при патриархе Иосифе (ум. 1652) в «книжном исправлении». Но Никон , ставший патриархом после Иосифа , заменил прежних русских справщиков людьми, приглашёнными с Украины , отчасти и из Греции. Они повели исправление русских церковных книг в ненациональном духе, ввели те «новшества» в богослужебных текстах и обрядах, которые и послужили причиной раскола. Аввакум занял одно из первых мест среди ревнителей старины и был одной из первых жертв преследования противников никониаанства. Уже в сентябре 1653 г. его бросили в тюрьму и стали увещевать, но безуспешно. Тогда Аввакума сослали в Тобольск, а затем, по царскому указу, за брань на Никона удалили ещё дальше – на Лену. Отсюда протопоп Аввакум был послан в далекую Даурию священником при отряде ратных людей, которых повел туда енисейский воевода Пашков, чтобы поставить там новые остроги. Пашков основал остроги Нерчинский, Иркутский, Албазинский и начальствовал в том краю около пяти лет. За эти годы Аввакум перенес много мучений от этого жестокого воеводы, который нередко держал его в тюрьме, морил голодом, бил, угнетал работами. Необузданный на язык протопоп своими обличениями часто навлекал на себя воеводскую злобу.

Любопытные подробности дает рассказ Аввакума о жизни русских в этой неприютной стране, об их столкновениях с туземцами. Однажды Пашков вздумал послать своего сына Еремея в соседние Мунгальские владения для грабежа, и дал ему 72 казака да 20 человек инородцев. Перед началом похода суеверный воевода, вместо обращения к православному священнику Аввакуму за молитвой, заставил языческого шамана гадать, будет ли поход успешен. Шаман взял барана и начал при его жалобном мычании вертеть ему голову, пока не оторвал совсем. Потом принялся прыгать, плясать и кричать, призывая бесов, и, выбившись из сил, упал на землю; изо рта пошла пена. Шаман объявил, что люди воротятся назад с великою добычею. Аввакум сильно вознегодовал на веру в варварское гадание и молил Бога, чтобы ни один человек не воротился назад. В своей автобиографии протопоп любит сильно прихвастнуть, нередко повествует о бывших ему явлениях святых, Богородицы и самого Спасителя, о чудодейственной силе своей молитвы. Она оправдала себя и на этот раз. Выступление в поход сопровождалось зловещими признаками: лошади заржали, коровы взревели, овцы и козы заблеяли, собаки завыли. Только один Еремей, иногда заступавшийся за протопопа Аввакума перед отцом, просил молиться о нем, что тот и исполнил с усердием. Люди долго не возвращались. Так как Аввакум не только не таил своего желания гибели отряда, но громко его высказывал, Пашков озлился и решил его пытать. Уже был разложен огонь. Зная, что после того огня люди недолго живут, протопоп прощался с семьёй. Уже шли за Аввакумом палачи, как вдруг едет Еремей, раненый и возвратившийся только сам-друг; он вернул назад палачей. Еремей рассказал, что мунгальские люди побили весь отряд, но один туземец спас его, уведя в пустынное место, где они целую неделю блуждали по горам и лесам, не зная дороги, и как ему, наконец, во сне явился человек в образе протопопа Аввакума, и указал путь. Пашков уверился, что по молитве протопопа был спасен его сын Еремей, и на сей раз не тронул Аввакума. Вообще, судя по всему, протопоп Аввакум был человек не только неукротимого духа, но и железного здоровья, легко переносивший телесные страдания.

В 1660 году на смену Пашкову был послан воеводою Толбузин . Аввакуму было разрешено воротиться в Москву, где о нем не забыли его усердные почитатели. К тому же Алексей Михайлович и боярская партия, первоначально поддержавшая реформы Никона , теперь вступила в резкую ссору с властолюбивым патриархом , который открыто стремился поставить свой авторитет выше царского. В борьбе против Никона царь и бояре на время решили воспользоваться вождями старообрядчества.

Аввакуму пришлось плыть по сибирским рекам один с семьей и несколькими убогими людьми в лодке, терпя нужду и опасности от туземцев. Два раза по пути протопоп зимовал: в Енисейске и Тобольске. Приближаясь к коренной России, Аввакум видел, что богослужение совершается по исправленным книгам и обрядам. В нём разгорелась ревность к обличению «никонианской ереси»; но жена и дети связывали его, и он запечалился. Но супруга протопопа, выведав от него причину печали, сама благословила его на подвиг, и Аввакум стал дерзостно проповедовать везде излюбленные двуперстие, сугубую аллилуйю, осьмиконечный крест на просфорах. Только в 1663 добрался он до Москвы. «Яко ангела Божия прияша мя государь и бояре, все мене рады, – пишет Аввакум в «Житии» (им самим написанной автобиографии). – К Федору Ртищеву зашел, он благословился у меня… три дня и три ночи домой меня не отпускал… Государь меня тотчас к руке поставить велел и слова милостивые говорил: «Здорово ли-де, протопоп, живешь? Еще-де видатца Бог велел!» И я… говорю: «Жив Господь, жива душа моя, царь-государь, а впредь – что изволит Бог!» Он же, миленький, вздохнул, да и пошел, куда надобе ему. И иное кое-что было, да что много говорить!.. Велел меня поставить в Кремле, на Новодевичьи подворьи, и… мимо двора моего ходя, кланялся часто со мною низенько-таки; а сам говорит: Благослови-де меня и помолися о мне!.. А из кареты высунется бывало ко мне, таже и вси бояра, после его, челом, да челом».

Благоволение к Аввакуму, по его словам, простиралось до того, что ему после смерти другого вождя старообрядцев, Стефана Вонифатьева, предлагали сделаться царским духовником, если он покается и примет Никоновы исправления. Но протопоп остался непреклонен и подавал царю челобитные, в которых хулил все сделанное Никоном, приравнивал его к Арию, грозил страшным судом всем его последователям. Челобитные протопопа Аввакума написаны языком замечательно живым, сильным и образным; они должны были производить большое впечатление на умы; не удивительно, что он имел ходатаев даже в самом высшем обществе. Кроме Федора Ртищева и Родиона Стрешнева, он нашел сочувствие в семьях Морозовых, Милославских, Хилковых, Хованских. Особую преданность оказывала ему боярыня Федосья Морозова . По мужу своему Глебу Ивановичу (чрез его брата, известного Бориса Ивановича), она находилась в свойстве с царицей Марьей Ильиничной, а по отцу своему (окольничему Соковнину) приходилась ей в родстве. По влиянию Морозовой, сама царица Мария Милославская и её родственники оказывали покровительство протопопу Аввакуму. Родная сестра Федосьи, княгиня Евдокия Урусова , тоже сделалась духовною дочерью и последовательницей Аввакума. Морозова была уже вдовою, и, владея большим богатством, всеми средствами поддерживала расколоучителя. Она сделала из своего дома подобие монастыря, держала там инокинь, странниц и юродивых. Аввакум, почти поселившийся в ее доме, через последователей и последовательниц распространял старообрядческую проповедь по столице.

Царь оставил было Аввакума в покое, приказав ему только воздерживаться от проповеди и челобитных. Его даже пообещали пристроить справщиком на Печатном дворе. Но протопоп выдержал не более полугода; снова принялся утруждать царя челобитными, а народ смущать проповедью против никонианства. По жалобе духовных властей, Аввакума отправили в ссылку на Мезень (1664). Но он и оттуда продолжал писать послания. В марте 1666 протопопа Аввакума перевели ближе к Москве, чтобы подвергнуть соборному суду.

Аввакум привезен был в Москву, где его 13 мая после тщетных увещаний на соборе, собравшемся для суда над Никоном, расстригли и прокляли в Успенском соборе, в ответ на что Аввакум тут же возгласил анафему архиереям. И после этого не отказывались еще от мысли переубедить Аввакума, расстрижение которого было встречено большим неудовольствием и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за протопопа Аввакума царицы было в день расстрижения его «великое нестроение» с царем. Вновь происходили увещания Аввакума уже пред лицом вост. патриархов в Чудове монастыре, но Аввакум твердо стоял на своем. Сообщников его в это время казнили. Аввакум был только наказан кнутом и сослан в Пустозерск (1667). Ему даже не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп симбирский, был сослан в Пустозерск.

14 лет просидел Аввакум на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозерске, неустанно продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и окружные послания. Наконец дерзкое письмо его к царю Федору Алексеевичу , в котором он поносил царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь Аввакума и его товарищей. 1 апреля 1681 г. они были сожжены в Пустозерске. Старообрядцы считают Аввакума мучеником и имеют иконы его. Протопопу Аввакуму приписывают 43 сочинения, из которых 37, в том числе и автобиография его («Житие»), напечатаны Н. Субботиным в «Материалах для истории раскола» (т. I и V). Вероучительные взгляды Аввакума сводятся к отрицанию Никоновских «новшеств», которые он ставит в связь с «римской блудней», т. е. с католичеством. Кроме того, Аввакум в св. Троице различал три сущности или существа, что и дало первым обличителям раскола повод говорить об особой секте «аввакумовщины», которой на самом деле не было, так как взгляды Аввакума на св. Троицу не были приняты старообрядцами.

Величайшим защитником старой веры был священномученик и исповедник протопоп Аввакум. Он родился в 1620 году в селе Григорово в семье священника Петра. Его земляками были патриарх Никон и епископ Павел.

Отец Аввакума рано умер. Воспитанием детей занялась мать, смиренная постница и молитвенница. Когда Аввакуму исполнилось семнадцать лет, она решила его женить. Тогда юноша стал молиться Богородице, прося себе жену – помощницу ко спасению.

Супругой Аввакума стала благочестивая девица Анастасия, дочь кузнеца Марка. Она любила поповского сына и молилась о том, чтобы выйти за него замуж. Так по взаимным молитвам они сочетались браком. Так Аввакум приобрел верную спутницу, утешавшую и укреплявшую его в тяжкую годину.

Из родных мест молодожены переселились в близлежащее село Лопатищи. По обычаю того времени сын священника наследовал служение отца, поэтому в 22 года Аввакума поставили диаконом, а через два года – иереем к церкви Лопатищ.

Молодой, но ревностный и правдолюбивый священник навлек на себя гнев сельских начальников, которым докучал заступничеством за сирых и убогих. Аввакума избили, а потом выгнали из села.

С женой и новорожденным сыном побрел поп в Москву искать защиту. Столичное духовенство тепло приняло Аввакума. Протопоп Иоанн Неронов представил его Алексею Михайловичу.

Получив охранную грамоту, Аввакум вернулся в Лопатищи, но здесь его ждали новые неприятности. И в 1652 году священник опять пошел искать правды в столицу. Здесь Аввакум был определен протопопом к собору небольшого города Юрьевца . Но и тут его ожидали гонения. Местное духовенство, недовольное строгостью молодого протопопа, натравило на него горожан. Едва избежав смерти, Аввакум снова ушел в Москву.

Когда в начале Великого поста 1653 года патриарх Никон разослал по храмам указ о введении новых обрядов, Аввакум написал челобитную в защиту древнего церковного благочестия и подал ее царю. Писание попало к патриарху, который велел схватить протопопа и посадить в темницу.

Никон хотел лишить Аввакума сана, но царь упросил не трогать своего знакомца. Тогда патриарх сослал священника с семьей в Сибирь, в город Тобольск . Осенью 1653 года с женой и чадами протопоп отправился в многотрудный путь.

В Тобольске Аввакум продолжил проповедовать, обличая и укоряя Никона. И вскоре из Москвы пришел указ: Аввакуму с семьей ехать в более строгую ссылку – в Якутский острог. Но на полпути протопопа нагнало новое повеление: идти в дальний поход с воеводой Пашковым.

Летом 1656 года отряд Пашкова пустился в путь. Для Аввакума началось самое тяжкое из выпадавших доселе испытаний. Казалось, он не выживет в этом аду: голод, холод, непосильный труд, болезни, смерть детей, воеводская немилость.

Но в 1662 году протопопу пришло разрешение возвратиться из ссылки. Два года священник с домочадцами добирался до Москвы. Видя, что повсюду служат по новым книгам, Аввакум расстроился. Тяжкие думы одолели его. Ревность о вере схлестнулась с заботами о жене и детях. Что делать? Защищать старую веру или все бросить?

Анастасия Марковна, увидев мужа понурым, встревожилась:

– Что опечалился?

– Жена, что делать? Зима еретическая на дворе. Говорить мне или молчать? Связали вы

меня! – в сердцах сказал протопоп.

Но супруга поддержала его:

– Господи, помилуй! Что ты, Петрович, говоришь? Я с детьми тебя благословляю. Дерзай проповедать слово Божье по‑прежнему, а о нас не тужи. Пока Бог изволит, живем вместе, а когда разлучат, тогда нас в молитвах своих не забывай. Поди, поди в церковь, Петрович, обличай ересь!

Ободренный поддержкой любимого человека, протопоп всю дорогу до Москвы, по всем городам и селам, в церквах и на торгах проповедовал слово Божье и обличал нововведения Никона.

Весной 1664 года изгнанник достиг столицы. Вскоре слух о нем распространился по городу. Всеобщее уважение и внимание вызывали стойкость праведника, не сломленного тяготами ссылки, и величие его подвига.

Сам Алексей Михайлович принимал протопопа и говорил ему милостивые слова. Пользуясь этим, Аввакум подал царю две челобитные, в которых призвал отказаться от новых книг и всех начинаний Никона.

Твердость священника раздражала государя. И вскоре Аввакума опять отправили в ссылку. Сначала его с семьей повезли на север, в далекий Пустозерский острог . Но с дороги он отправил царю письмо, умоляя пощадить его детушек и смягчить наказание. Государь дозволил Аввакуму с семьей жить в большом селе Мезень близ Белого моря.

Весной 1666 года Аввакума под стражей повезли в Москву для суда на церковном соборе. Всем собором уговаривали протопопа признать новые обряды и примириться с их сторонниками, но он был непреклонен:

– Если и умереть мне Бог изволит, с отступниками не соединюсь!

После долгих споров о вере протопопа позорно лишили сана. Аввакум и три ревностных защитника православия (священник Лазарь, диакон Феодор и инок Епифаний) были приговорены к заточению в Пустозерском остроге. В декабре 1667 года страдальцы Христовы прибыли к своему последнему земному пристанищу, которым стала жуткая земляная тюрьма.

Много лет провел протопоп в мрачной темнице, но не пал духом. Искренняя вера и непрестанная молитва ободряли его. В Пустозерске, в холодной яме, в кромешной тьме, при багровом дымном свете лучины Аввакум писал многочисленные послания христианам, челобитные царю и другие сочинения. Здесь по благословению духовника, инока Епифания, взялся протопоп за свое прославленное «Житие».

Поныне в этих писаниях живо и громко звучит по всей Руси голос святого Аввакума:

– Станем, братья, добре, станем мужественно, не предадим благоверия. Хоть и покушаются никониане нас отлучить от Христа муками и скорбями, да статочное ли дело унизить им Христа? Слава наша – Христос! Утверждение наше – Христос! Прибежище наше – Христос!

В 1681 году протопопа обвинили в распространении писаний, направленных против царя и высшего духовенства. В Пустозерск пришел грозный приказ: «за великие на царский дом хулы» сжечь в срубе Аввакума и его товарищей. В Великий пяток – 14 апреля 1682 года – протопоп Аввакум, поп Лазарь, диакон Феодор и инок Епифаний были казнены.

Кем был Аввакум в Библии

Аввакум написал книгу Библии, которая носит его имя. Эта книга, Аввакум, является одним из 12 второстепенных пророков.

Аввакум выделяется как уникальный среди авторов второстепенных пророков. Его книга, хотя и короткая, записывает его беседы с Богом, задавая важные вопросы о справедливости. Так кто же был этот человек, так смело разговаривавший с Богом?

Что мы знаем об Аввакуме?

О самом Аввакуме известно немногое. Мы знаем, что его имя означает «объятия» или «объятия», хотя ученые расходятся во мнениях относительно того, какое из них правильное.

Некоторые предполагают, что Аввакум — это сын, данный Сунамитянке в 4 Царств 4. Это происходит из-за того, что во 2 Царств 4:16 слова Елисея к женщине могут быть переведены как «ты обнимешь сына, », а имя Аввакума означает «объятия». Раввинская традиция поддерживает это утверждение. Если это правда, это будет означать, что Аввакум был сыном, отданным пожилой женщине, которая приняла пророка Елисея и обеспечила его. Этот сын был чудесным подарком от Господа из-за ее доброты. Вы можете найти полную историю в 4 Царств 4:8-37.

Однако у нас нет конкретных доказательств того, что это так. Вместо этого все, что мы действительно знаем об Аввакуме, это то, что он был пророком и поэтом. Судя по последней строке Аввакума 3:19, он мог также играть на струнных инструментах. Из его писаний мы можем сказать, что он смело обращался с вопросами к Господу, что указывает на то, что у него, должно быть, были крепкие отношения с Ним.

Где Аввакум в Библии?

Аввакум встречается у 12 второстепенных пророков Ветхого Завета. В еврейской Библии второстепенные пророки считаются восьмой книгой раздела, известного как Невиим, или Пророки. Их называют малыми пророками из-за их короткой длины.

Аввакум сгруппирован с Авдией, Наумом и Софонией, которые пророчествовали примерно во время разрушения Иуды. Однако каждый из них писал и пророчествовал о разных аспектах. Чтение всех четырех дает более полную картину.

Когда пророчество Аввакума?

Аввакум пророчествовал о вавилонянах и разрушении Иерусалима, что помещает его во временную шкалу, когда вавилоняне стали завоевателями, но еще не угрожали Иуде. Таким образом, ученые считают, что он пророчествовал в 600-х годах до н.э.

Это делает Аввакума современником Иеремии. Это также означает, что он, вероятно, жил в конце правления Иосии или в начале правления Иоакима.

Многие ученые относят пророчества Аввакума к 605 г. до н. э. поскольку это дата битвы при Кархемисе, в которой Навуходоносор II Вавилонянин победил Египет и Ассирию. Кархемиш стал крупной победой, ознаменовавшей растущее превосходство Вавилона в регионе.

Однако в Аввакума 1:5-6 Господь утверждает, «Взгляните на народы и понаблюдайте — и изумитесь до предела. Ибо Я собираюсь сделать в ваши дни кое-что, чему вы не поверили бы, даже если бы вам сказали. Я поднимаю вавилонян, этот безжалостный и стремительный народ, который носится по всей земле, чтобы захватить чужие жилища».

Тот факт, что Бог говорит, что это удивительно и невероятно, по-видимому, подразумевает, что Вавилон еще не представлял серьезной угрозы для Иудеи. Из-за этого некоторые ученые помещают книгу Аввакума раньше. Аввакум мог быть написан в любое время, начиная с возвышения Нововавилона через Набопаласар над Ассирией в 626 г. до н.э. 20 лет спустя, к битве при Кархемише в 605 г. до н.э.

Тот факт, что Вавилон стал причиной падения Иудеи, также, возможно, был неожиданным, потому что впервые за много лет Ассирия и Египет были слабы, что дало Иудею вновь обретенную независимость от иностранных держав. К сожалению, царь Иосия отправился на встречу с египетской армией Нехао II в Мегиддо перед битвой при Кархемише, по-видимому, вопреки воле Бога, и в конце концов был убит. Его преемник Иоаким был марионеточным царем.

Чем известен Аввакум?

Книга Аввакума, состоящая всего из трех глав, идеальна для прочтения за один присест.

Аввакум отвечает на вопросы о том, почему Бог допускает несправедливость. В отличие от некоторых пророков, посланных пророчествовать против Израиля, Иуды или других народов, в книге Аввакума записан разговор между Аввакумом и Богом. Отсюда мы видим интересный проблеск диалога Бога с последователем, у которого есть вопросы. Читая Аввакума, мы также находим ответы.

Книга Аввакума начинается, «Доколе, Господи, мне звать на помощь, а Ты не слушаешь? Или восклицают вам: «Насилие!», а вы не спасаете? Почему ты заставляешь меня смотреть на несправедливость? Почему вы терпите проступки? Разрушение и насилие предо мною; есть раздоры, и конфликты изобилуют. Поэтому закон парализован, и справедливость никогда не восторжествует. Нечестивый подшивает праведного, так что справедливость извращается» 900:30 (Аввакум 1:1-4).

В ответ на мольбу Аввакума о нечестии Иуды Бог посылает шокирующее послание: вавилоняне принесут возмездие.

Это еще больше ужасает Аввакума. «Ты, Господи, назначил их исполнять суд; ты, моя Скала, повелел им наказывать. Твои глаза слишком чисты, чтобы смотреть на зло; вы не можете терпеть правонарушения. Почему же вы терпите вероломных? Почему ты молчишь, когда нечестивцы поглощают тех, кто праведнее их самих?» 900:30 (Аввакум 1:12-13).

Аввакум задается вопросом, как Бог мог использовать нечестивую Вавилонию, чтобы наказать Иудею. Несмотря на то, что он жаловался на Иуду, Иуда был значительно лучше, чем вавилоняне в глазах Аввакума. Как это было справедливо?

В ответ Господь заверяет Аввакума, что Вавилон также понесет наказание за свои действия. В Аввакума 2 Бог бормочет беды для злых вавилонян, заявляя при этом: «Праведник же жив будет своей верностью» (Аввакум 2:4). Злой Вавилон недолго будет процветать.

В ответ на это Аввакум сочиняет молитву в виде песни, восхваляющей Господа. Весь «Аввакум 3» записывает песню Аввакума с инструкциями по игре.

Чему мы можем научиться у Аввакума?

Многие из нас могут резонировать с обезумевшими криками Аввакума о ответах. Когда кажется, что нечестивые процветают, а праведные притесняются, когда кажется, что мы окружены разрушением и насилием и «справедливость никогда не торжествует» (Аввакум 1:4), мы можем взывать к Богу, удивляясь, почему Он не отвечает.

Хотя мы можем и не услышать пророчество от Господа, как это сделал Аввакум, мы можем найти утешение в этой книге. Здесь мы читаем, что у Бога есть план, даже когда мы его не видим. Божий план может выходить далеко за рамки того, что мы себе представляем. «Смотрите — и изумляйтесь», — говорит Бог в Аввакуме 1:5. Господь не будет терпеть несправедливость вечно.

Из Аввакума мы также извлекаем важный урок из Аввакума 2:1. Хотя Аввакум сбит с толку и обезумел, он говорит: «Я стану на страже и стану на крепостном валу; Я посмотрю, что он скажет мне, и что я должен ответить на эту жалобу» 900:30 (Аввакум 2:1). Аввакум ждал ответа Господа, ожидая ответа, который даст Бог. Вместо того, чтобы просто кричать на Бога, он задавал вопросы и ждал ответов. Он верил, что у Бога действительно была причина.

Наконец, мы видим отклик Господа, когда Его планы раскрываются. Аввакум переходит в молитвенную песню в Аввакум 3, восхваляя Господа. Книга, которая начинается с поисков справедливости Аввакума, заканчивается похвалой и благоговением. Хотя Аввакум не мог понять всего, что сказал Бог, или всех Его планов, зная даже часть Божьих путей, приведенных к поклонению. Мы можем верить, что Его планы прекрасны за пределами нашего воображения.

Фото: Unsplash/Malvestida-Magazine


Алисса Роат изучала письмо, теологию и Библию в Университете Тейлора. Она литературный агент в CYLE, менеджер по рекламе в Mountain Brook Ink и внештатный редактор в Sherpa Editing Services. Она является соавтором книги «Дорогой герой » и имеет более 200 подписей в публикациях, начиная от «Христианского коммуникатора» и заканчивая «Ключами для детей». Узнайте больше о ней здесь и в социальных сетях @alyssawrote.


Эта статья является частью нашего библейского ресурса для понимания значения и значения библейских фраз и идей. Вот наши самые популярные библейские статьи, которые помогут вам расширить ваши знания о Божьем Слове:

Обещания Божьи в Библии
Есть ли в Библии фраза «И это тоже пройдет»?
Чем был Ковчег Завета?
10 лучших библейских историй для детей

«Железо железо острит» в Притчах 27:17
«Страшно и чудесно сделано» в Псалме 139
«Успокойтесь и познайте, что я Бог» в Псалме 46:10
«Никакое оружие, сделанное против меня, не будет успеха» — Исаия 54:17

Слушайте наш подкаст  Библия никогда этого не говорила.  Все наши выпуски доступны по адресу  LifeAudio.com.


Аввакум | Еврейский пророк | Britannica

В библейской литературе: Аввакум

Книга Аввакума, восьмая книга Двенадцати (второстепенных) пророков, была написана пророком, которого трудно идентифицировать. Возможно, он был профессиональным пророком Храма с 7 века до н. э. (вероятно, между 605–59 гг.7 г. до н.э.). Состоящий из трех глав, Аввакум сочетает в себе…

Подробнее

вклад в иудаизм

  • В иудаизме: реформы в южном царстве

    …оракулы пророка Аввакума в последние годы 7 века до н.э. ( см. Аввакум, Книга). Исповедуя недоумение по поводу терпимости Бога к успеху нечестивых в подчинении праведников, пророк утверждает свою веру в грядущее спасение ЯХВЕ, хотя оно и медлит. И…

    Подробнее

Книга Аввакума

Использование еврейской мифологии

«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»sequence»:1},»imarsData»:{«INFINITE_SCROLL»:»», «HAS_REVERTED_TIMELINE»: «false»}, «npsAdditionalContents»: {}, «templateHandler»: {«name»: «INDEX»}, «paginationInfo»: {«previousPage»: null, «nextPage»: null, «totalPages» :1},»uaTemplate»:»INDEX»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:250724}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:250724,»title «:»Аввакум»,»url»:»https://www. britannica.com/biography/Habakkuk»,»description»:»Библейская литература: Аввакум: Книга Аввакума, восьмая книга Двенадцати (Второстепенная) Пророки, была написана пророком, которого трудно идентифицировать. Возможно, он был профессиональным пророком Храма с 7 века до н. э. (вероятно, между 605–59 гг.7 г. до н.э.). Аввакум, состоящий из трех глав, объединяет…»,»type»:»ТЕМА»,»titleText»:»Аввакум»,»metaDescription»:»Другие статьи, в которых обсуждается Аввакум: библейская литература: Аввакум: Книга Аввакума, восьмая книга из Двенадцати (Малых) Пророков, был написан пророком, которого трудно идентифицировать. Возможно, он был профессиональным пророком Храма с 7 века до н.э. (вероятно, между 605–597 гг. до н.э.). Содержащий три главы, Аввакум сочетает в себе…»,»identifierHtml»:»Еврейский пророк»,»identifierText»:»Еврейский пророк»,»topicClass»:»биография»,»topicKey»:»Аввакум»,»articleContentType»:»ИНДЕКС» ,»ppTecType»:»ЛЮДИ»,»gaTemplate»:»INDEX»,»topicType»:»INDEX»,»relativeUrl»:»/biography/Habakkuk»,»assemblyLinkPrefix»:»/media/1/250724/»} ,»topicLink»:{«title»:»Аввакум»,»url»:»https://www. britannica.com/biography/Habakkuk»},»tocPanel»:{«title»:»Каталог»,»itemTitle «:»Ссылки»,»toc»:null},»groups»:[]},»byline»:null,»citationInfo»:null,»веб-сайты»:null,»freeTopicReason»:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks» :[],»articleSchemaMarkup»:{«browserTitle»:null,»imageUrl»:null,»authors»:null,»keywords»:»Habakkuk»,»wordcount»:0,»url»:»https:// www.britannica.com/biography/Habakkuk»,»creationDate»:null,»modificationDate»:null,»description»:»Другие статьи, в которых обсуждается Аввакум: библейская литература: Аввакум: Книга Аввакума, восьмая книга Двенадцать (Малых) Пророков, было написано пророком, которого трудно идентифицировать. Возможно, он был профессиональным пророком Храма с 7 века до н. э. (вероятно, между 605–59 гг.7 г. до н.э.). Аввакум, состоящий из трех глав, объединяет…»},»initialLoad»:true}

библейская литература

  • В библейской литературе: Аввакум

    Книга Аввакума, восьмая книга Двенадцати (Малых) Пророков, была написана пророком, которого трудно идентифицировать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *