Происхождение утопий и их анализ на примере социальных утопий эпохи Возрождения таких авторов, как
Автор(ы): Коржавина Алина Андреевна
Рубрика: Философские науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №10 2016» (октябрь)
Количество просмотров статьи: 5770
Показать PDF версию Происхождение утопий и их анализ на примере социальных утопий эпохи Возрождения таких авторов, как
Коржавина Алина
Санкт-Петербургский государственный университет
факультет социологии, 2 курс
E-mail: [email protected]
Тема социальной утопии, надежды на лучшую жизнь, на справедливую и честную власть, социальное равенство и отсутствие классовой системы еще с древнейших времен занимала величайших мыслителей самых разных цивилизаций. В Средние века жизнь людей была трудной. Социальные блага находились в зачаточном состоянии. Поэтому процветала разруха, грязь, необразованность, неквалифицированная медицина. Жизнь человека ничего не стоила, равенство и свобода были недосягаемыми, практически фантастическими понятиями. Верховные правители свободно распоряжались чужими жизнями на свое усмотрение. В такой среде и появляется в литературе жанр утопический роман. Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора, в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество». Сам же жанр был заложен еще трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Самым известным из них является «Государство» Платона, в котором он описывает идеальное государство, построенное по образу и подобию Спарты, с отсутствием недостатков, присущих ей.
Когда в Эпоху Возрождения Томас Мор пишет свою «Утопию», начинается расцвет жанра утопии с активным участием социал-утопистов. Позднее, с началом промышленной революции, начали появляться отдельные произведения в жанре антиутопии (в отличие от утопий не характеризуется верой автора в безупречность модели), изначально посвящённые критике сложившегося порядка.
Перейдем непосредственно к сравнению одних из основных представителей этого жанра эпохи Возрождения. Это, конечно же, произведение Томаса Мора «Утопия» и произведение Томмазо Кампанелла «Город Солнца».
Одна из главных концепций большинства утопий — это всеобщее равенство. Именно поэтому я взяла этот признак для сравнения двух рассматриваемых мной утопий. В целом идеи равенства у Мора и Кампанеллы схожи. Они оба мечтают о государстве, где бы все были равны между собой. Причем равенство нередко переходит всякие границы.
Так, у Мора люди представляют собой потерявшую индивидуальность массу. Никто не имеет даже шансов выделиться: все обязаны одинаково одеваться, одинаково проводить время, трудиться ровно по 6 часов в день. Мнение людей почти никто не учитывает (исключение составляет вече).
Что даёт государство людям взамен свободы? Отсутствие заботы о завтрашнем дне, пропитание и образование. Не так уж и мало. Но готов ли человек потерять свою идентичность, стать ничем не примечательной серостью в обмен на сытую жизнь?
Конечно, капиталистическое общество с его неравенством и эксплуатацией несправедливо. Но оно даёт людям свободу. Если человек намерен чего-то добиться в этой жизни, если он трудолюбив и способен, он добивается вершин.
Те же, кто ничем не примечателен, оседают внизу. И таких людей большинство. Само собой, это серое большинство согласно на жизнь при утопии. Это возвышает их статус, не позволяет другим насмехаться над их ничтожностью и быть высокомерным.
Люди же достигшие чего-то в жизни, а их меньшинство, не хотят быть как все. Им не нужна утопия. Но кому нужно мнение меньшинства, когда основная масса населения страдает?!
В отличие от Кампанеллы, у Мора сохраняется рабство. Это не позволяет сказать, что все люди равны между собой. Кроме того, даже законопослушные граждане вовсе не равны между собой, как это пропагандируется. Женщины должны слушать мужей, дети – родителей, младшие – старших.
Кроме того, и на Утопии, и в городе Солнца есть власть. Власть – это люди, наделенные полномочиями решать судьбы других. И пусть эта власть меняется каждый год, как у Мора. В каждый конкретный момент люди, стоящие у руля, уж никак не ниже по своему статусу, чем остальные. Хотя бы потому, что они работают над законами, а не на сельском поле.
У Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы равенство принудительное. Люди не могут ни в чем отличиться от себе подобных. В утопиях не только равенство прав и возможностей, но и принудительное материальное равенство. И все это сочетается с тотальным контролем и ограничением свобод. Этот контроль и нужен для поддержания материального равенства: людям не дают выделиться, сделать больше, превзойти себе подобных (став таким образом неравным). А ведь это естественное стремление, заложенное в подсознании у каждого человека.
Ни в одной социальной утопии не говорится о конкретных людях. Всюду рассматриваются народные массы, либо отдельные социальные группы. Индивид в этих произведениях ничто.
В своих книгах Мор и Кампанелла пытались найти черты, которыми должно обладать идеальное общество. Размышления о наилучшем государственном строе проходили на фоне жестоких нравов, неравенства и социальных противоречий Европы 16-17 вв. . В наше время эти утопии считаются далекими от идеала. Причиной тому в корне измененное мировоззрение современного человека по отношению к людям того времени. Однако ряд идеалов Мора и Кампанеллы не устарели до сих пор и в достаточной степени реализованы в современном мире. Это прежде всего свобода совести, всеобщее право на образование, на отдых, выборность власти и многое другое. Нельзя не согласиться с тем, что взгляды Мора и Кампанеллы были очень прогрессивными для их времени и сыграли немаловажную роль в развитии философской и общественной мысли всех последующих эпох.
Список используемой литературы
- Антология мировой политологической мысли. В 5 т. Т.1. – М.: Мысль, 2003.
- Всемирная история в 10 томах, Т.4. М.: И-во Социально-экономической литературы, 1983.
- История теоретической социологии. В 5 т. Т.1. – М.: Наука, 2001.
- Кампанелла Т. Город Солнца. М., 2005.
- Мор Т. Утопия. М., 1999.
От религии к утопии (т.
Мор «Утопия», т. Кампанелла «Город Солнца). Эпоха Возрождения
началась с XV
– XVI
веков. Можно выделить
В эпоху Ренессанса в центре стоял человек и идеи гуманизма, что свидетельствовало об отличии от эпохи средневековья, где господствовал телоцентризм (от «цель»).
В эпоху Возрождения начался бурный рост науки и искусства, поэтому доминирующей формой мировосприятия было художественное мировоззрение.
В эпоху Возрождения намечается кризис главных этических ценностей христианства. Примером тому может быть произведение Николо Макиавелли «Государь».
Цель произведения заключается в раскрытии секрета завоевания и удержания власти. Это пример политической философии, основанной на изучении Римской империи. Принцы и власти, которых описывает Макиавелли, направлены против христианства, избранному правителю он советует опираться не на знать, а на народ. Народу нужно немного: достаточно время от времени проводить реформы, чтобы он почувствовал, что его угнетают меньше, чем раньше. Правителю, долго удерживающему власть, необходимо заботиться о замещении высших политических должностей: люди, долго находящиеся у власти, начинают себя чувствовать равными с государем. Во внешней политике необходимо создавать себе постоянно несильных врагов и одерживать над ними верх, так как толпа людей любит победителей.
Политическая философия Макиавелли является примером политического авантюризма, который возвеличивает не государство, а отдельную личность.
Дух гуманизма эпохи Возрождения проявил себя в таком явлении, как утопический социализм. Это течение общественной мысли было как бы интеллектуальной реакцией на становление раннего капитализма, его острые социальные противоречия и проблемы.
Самой заметной фигурой в утопическом социализме эпохи Возрождения был английский писатель Томас Мор (1478 – 1535 гг.). В своем романе «Утопия» он создал вымышленный образ острова-государства с идеальным (совершенным) устройством общественной жизни. В начале книги автор нарисовал реальную картину становления капитализма в Англии. В рамках этого процесса происходило стремительное расслоение общества на богатых и бедных. Мор высказал тезис о том, что «овцы пожирают людей», т.е. происходит обезземеливание английских крестьян и превращение их в пролетариев (неимущих лиц наемного труда). Начиная с Т.Мора в утопическом социализме традиционной стала резкая критика частной собственности как «несущей конструкции» капиталистического строя и требование ее решительного уничтожения.
Это требование высказывалось в основном по двум причинам. Во-первых, в частной собственности видели источник чрезмерного имущественного расслоения и социального неравенства людей. Во-вторых, утописты полагали, что частная собственность развивает в людях безудержный эгоизм и зависть, которые подавляют коллективистское начало в человеке и обществе.В вымышленном государстве Т. Мора частная собственность отсутствует. Там нет также золота и серебра, которые обычно выполняют роль денег. Из этих благородных металлов жители острова делают ночные горшки, цепи для рабов и кандалы для преступников. Участие в труде носит для утопийцев обязательный характер и рассматривается как одна из важнейших нравственных норм. Мор понимал под трудом прежде всего физическую деятельность и очень высоко оценивал труд земледельцев и ремесленников. Эти виды занятий рассматривались им как свободное и увлекательное дело, ограниченное шестью часами в день. В Утопии отсутствует тунеядство, но зато есть всеобщий и свободный труд, приносящий обитателям острова изобилие и радостную жизнь.
В этом образе общества важной представляется нравственная сторона его жизни. Мор подчеркивал, что в Утопии основной ценностью является человек, а не деньги. Важнейшим принципом построения общества здесь выступает справедливость, выражаемая в оценке людей по их вкладу в общее дело. В данном художественном произведении был сформулирован идеал всесторонне развитой личности, что считалось возможным через участие человека в различных видах деятельности (физический труд, управление обществом, занятия науками и искусствами, воспитание). Утопийцы – решительные противники праздного образа жизни и роскоши. Они миролюбивы и не ведут войн, но страстно сражаются, если на них нападают враги. Они хотят счастья, однако видят его, увы, лишь в аскетическом образе жизни, который, по сути дела, является в данном случае образом жизни бедных людей.
Творчество Т.Мора положило начало утопическому социализму как весьма важному и содержательному пласту общественной мысли человечества. В эпоху Возрождения это идейное течение было представлено и другими именами. В частности, идеи утопического социализма развивал Томмазо Кампанелла (1568 – 1639 гг.), итальянский монах и поэт. Он стал известен благодаря своему роману «Город Солнца», в котором, как и у Т.Мора, была нарисована картина грядущего идеального общества. Здесь также имеет место совместный (общинный) образ жизни, основанный на всеобщем труде и социальном равенстве всех людей. Кампанелла – решительный противник индивидуалистического образа жизни. По его убеждению, индивидуализм – это «безбожие», которое следует решительно искоренять. Общество ведь являет собой своеобразный организм, поэтому в первую очередь следует заботиться о жизни целого, а уж затем о его отдельных частях.
В Городе Солнца существует разделение труда на умственный и физический. Государством управляют наиболее одаренные и способные личности. Имеет место и коллективное правление в виде народного собрания. Здесь нет частной собственности и семьи, а воспитание детей носит исключительно общественный характер. Оно включает в себя игры, изучение наук и занятия ремеслом. В ходе воспитания выявляются задатки и способности детей. Т.Кампанелла разработал интересную модель наглядно-образного воспитания. Он полагал, что посредством такого воспитания станет возможным эффективное вхождение детей в мир знаний и представлений о самых различных областях окружающего мира (Солнечная система, Земля, растительный и животный мир, человек и общество).
Утопические социальные идеи оказали значительное воздействие на последующее развитие мировой общественной мысли. Под их непосредственным влиянием сформировался марксизм как теория революционного созидания коммунистического общества. Утопические социальные идеи были широко представлены и в русской социальной философии.
Эпоха Возрождения несла в себе не только крупные изменения в философии и культуре, но и в сфере религиозного вероучения. XVI век был ознаменован таким значительным явлением, как Реформация в римско-католической церкви. Ее содержанием было движение за приспособление религии и церкви к изменившимся историческим условиям и новой духовной ситуации в обществе. В рамках этого движения сформировался протестантизм (ветвь христианства) с его духом индивидуальной свободы и активности человека.
Город Солнца
Город Солнца — проект камерной музыки с оперным певцом, тремя танцорами и актером. Действие происходит в Неаполе, Италия, под властью Испании, 4 июня 1602 года, в тюрьме Кастель-Ново. Наш герой, Томмазо Кампанелла, родившийся в Стило, Калабрия, в 1568 году, автор ныне известной книги «Город Солнца », предстал перед судом за измену испанскому правительству, которое в то время контролировало Южную Италию. Предательством Кампанеллы была его попытка освободить свою родину и основать на земле Утопию, описанную впоследствии Кампанеллой в его книге.
Кампанелла избежал смертной казни, потому что судьи сочли, что его действия под пытками были действиями сумасшедшего. По римско-католическому каноническому праву сумасшедший не мог быть казнен.
Кампанелла очень хорошо знал закон, играл в эту игру и победил своих инквизиторов. Вместо смертной казни Кампанелла получил пожизненное заключение. Лишь через 27 лет Кампанелла был освобожден и уехал в Париж, где и умер в 1639 году. По иронии судьбы, позже, во время Французской революции, церковь и гробница, где был похоронен Кампанелла, были разрушены.
Наш Город Солнца это 90-минутное музыкальное мероприятие без антракта. Он исследует весь спектр мультимедиа, создавая весьма провокационную мистическую, музыкальную, эмоциональную среду. Монолог Кампанеллы переплетается с предварительно записанным усиленным звуком голосов инквизиторов, других сокамерников, отчетом о фактическом суде и письмом Папы, которые переносят действие из изначальной тьмы через богатую палитру великолепной музыки и визуального воздействия. Проекция на всю сцену и драматическое использование света представляют реальный переход от тюрьмы инквизиции к утопии Город Солнца , где три танцовщицы играют с актером, а сопрано прославляют принципы философии Кампанеллы. В конце весь театр заливается светом, даря зрителям теплое, приятное ощущение наслаждения природой с солнцем во всей его силе.
Наш Город Солнца имеет многоязычное либретто, написанное американским поэтом и исполнителем Чарльзом Матцем на английском, испанском и итальянском языках эпохи Возрождения. Оригинальная партитура, написанная маэстро Дэвидом Райдером, вдохновлена традиционной музыкой южно-итальянского Возрождения, исследует религиозное латинское пение и переплетает тибетские ритуальные мотивы, крики птиц и детские голоса. Весь театральный опыт вызывает подсознательные состояния Кампанеллы и мир иллюзий в его уме, демонстрирует жестокость пыток, которым он подвергся, и контрастирует с его мирным размышлением о своем утопическом видении.
Философские трактаты Томмазо Кампанеллы La Città del Sole в мультимедийном танцевальном/театральном/видеофильме с музыкой Дэвида Райдера. Чарльз Мац (либретто). Памела Хеберт (сопрано). Джон Нески и Алессандро Россетти (актеры). Селеста Хастингс, Лучиана Леуцци и Марсело Коутиньо (танцоры) выступили вживую в театре Бялисток в Польше. Клэр Энн Мац, технический директор и исполнительный продюсер. Режиссер Антонио Лай да Теулада.
Для получения дополнительной информации по электронной почте: [email protected]
Utopias | Encyclopedia.com
гейл
просмотров обновлено
В 1516 году английский писатель Томас Мор опубликовал Утопию, свое видение воображаемого идеального общества. Название книги было каламбуром греческих слов, означающих «нет места» (ou topia) и «хорошее место» (eu topia). Произведение Мора стало первым в серии текстов эпохи Возрождения, описывающих представления различных писателей об идеальном обществе.
Утопии обратили внимание на недостатки государств эпохи Возрождения и предложили видение более организованного и более справедливого общества. Многие писатели эпохи Возрождения создавали свои утопии в отдаленных уголках мира, отрезанных от других обществ. Их граждане, как правило, жили строго упорядоченной жизнью под строгим контролем правительства. Многие утопии характеризовались общинным образом жизни, когда жители делили все свое имущество и воспитывали своих детей как группу. Средневековые* писатели также создавали портреты идеальных обществ. Эти более ранние представления зависели либо от совершенного мира, в котором природа обеспечивала все, что может понадобиться людям, либо от нравственно совершенных человеческих существ. Мор порвал с этими шаблонами и построил свое идеальное государство вокруг институтов, таких как закон, правительство и образование, которые должны были преодолеть недостатки несовершенных людей в несовершенном мире. Эти институты будут контролировать все аспекты жизни, сохраняя богатство, статус, работу, еду, одежду, досуг, брак и домашнее хозяйство одинаковыми для всех граждан. Социальные структуры Утопии Мора программировали ее жителей на добродетельность и обращались с теми, кто заблудился.
Две другие крупные работы об идее утопии появились в 1600-х годах. Итальянский писатель Томмазо Кампанелла основал свой роман «Город солнца » (1623 г.) на идее о том, что никто не должен владеть собственностью. По его мнению, частная собственность наносит ущерб обществу, ставя личные интересы выше интересов группы. Идеальный город Кампанеллы также основывался на совершенном понимании мира природы. Все научные знания были высечены на стенах города, что устраняло необходимость в каких-либо дальнейших исследованиях. У Фрэнсиса Бэкона Новая Атлантида (1627), напротив, наука была постоянной и мощной деятельностью. Научные исследования могли изменить отношения между обществом и природной средой, тем самым изменив природу самой утопии. Сила науки в обществе была главной темой утопических произведений позднего Возрождения.
Некоторые утопии содержали сильные религиозные элементы. Например, Христианополис (1619 г.) лютеранского пастора Иоганна Валентина Андреэ обращалась к проблеме построения благочестивой общины в грешном мире. Его ответ был сосредоточен на образовании как на силе, скрепляющей общество. Другие утопии были сосредоточены на разработке идеальной конституции и правительства. В Oceana (1656), один из последних великих утопических текстов эпохи Возрождения, автор Джон Харрингтон определил военную службу как путь к гражданству. В его утопии все мужчины в возрасте от 18 до 30 лет прошли подробный курс военной службы. В штате Харрингтона также были сложные структуры на всех уровнях правительства.
- * средневековье
относится к Средневековью, периоду, начавшемуся около н.э. 400 г. и закончился около 1400 г. в Италии и 1500 г. в остальной Европе
Ренессанс: энциклопедия для студентов
Подробнее Из encyclopedia.com
Утопизм , На первый взгляд может показаться, что изучение утопизма не является изучением действительно ограниченного предмета: диапазон слов «утопия» и «Утопия… идеальная, идеальная • beau idéal, идеальный, реальный, сюрреалистичный • губной • микробный • супружеский • наречный, пословичный • прандиальный • радиальный • медиальный • мондиальный • сердечный, exordi… Утопия, УТОПИЯ. Термин утопия (от греческого ou-topos, «нет места», или eutopos, «хорошее место», и, очевидно, придуман Томасом Мором как каламбур для названия о… Ренессанс, РЕНЕССАНС). ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. Эпоха Возрождения — один из самых интересных и спорных периодов европейской истории. Многие ученые рассматривают его как уникальное ти… Досуг , Досуг — аналогичный термин, поскольку его значение меняется от человека к человеку и от культуры к культуре. Досуг университетского профессора, ибо в… Аристократия Социальное неравенство было принятой частью общества эпохи Возрождения. Каждая европейская культура наделяла аристократию особыми полномочиями и привилегиями, или нет…
About this article
Updated About encyclopedia.com content Print Article
You Might Also Like
NEARBY TERMS
Utopian Socialism
Utopian Ideologies as Motives for Genocide
Utopian Communities, Communes (Issue)
Утопический анализ и дизайн
Utopia Limited
Утопия и утопизм
Утопия и утопические идеалы
Утопия и антиутопия
Utondu, Beatrice (1969–)
Uto-aztecan languages
Uto-aztecan
Utest
Utley, Steven 1948-
Utley, Robert M. 1929–
Utley, Robert M.Shall). Utley, Freda (1898–1977)
Utkin, Joseph Pavlovich
UTK
Utitz, EMIL
Утилизатор
, утилита, Von Neumann-Morgensernernertnern
утилита, Утилита.