Автобиография афанасия афанасьевича фета: Краткая биография Фета и интересные факты творчества Афанасия Афанасьевича для детей

биография и творчество кратко :: SYL.ru


Детство будущего поэта

В небольшом имении, расположенном в Орловской губернии, во Мценском уезде, родился Афанасий Афанасьевич Фет. Биография его интересна уже самим происхождением будущего поэта. Отец его работал в суде Дармштадта асессором, мать, Беккер Шарлотта Елизавета, оставила супруга на седьмом месяце беременности и тайно уехала в Россию с Афанасием Шеншиным. Когда мальчик родился, он был крещен по православному обычаю. Имя ему дали Афанасий. Записан он был как сын Шеншина. Шарлотта Елизавета Фет в 1822 году приняла православие, после чего обвенчалась с Шеншиным.

Учеба

Фет получил хорошее образование. Легко давалась учеба способному Афанасию. Он закончил в 1837 году в городе Верро, расположенном в Эстонии, частную немецкую школу. Уже в это время будущий поэт стал писать стихи, а также проявлял интерес к классической филологии и литературе. Для того чтобы подготовиться к университету, он после школы обучался у профессора Погодина в пансионате. Этот человек был журналистом, историком и писателем. Афанасий Фет в 1838 году поступил сначала на юридический, а затем на философский факультет университета в Москве.

Первый сборник стихов

Во время учебы в университете он сблизился с Аполлоном Григорьевым — одним из студентов, увлекавшимся поэзией. Вместе они начали посещать кружок, в котором занимались литературой и философией. Фет при участии Григорьева выпустил первый сборник своих стихов под названием «Лирический пантеон». Эта книга получила одобрение Белинского. Гоголь также отметил, что Фет является «несомненным дарованием». Для поэта это стало своего рода благословением, вдохновило на дальнейшее творчество. Его стихи в 1842 году были опубликованы в различных изданиях, включая такие популярные журналы, как «Москвитянин» и «Отечественные записки». В 1844 году закончил учебу в университете Афанасий Афанасьевич Фет. Биография его затем продолжилась военной службой.

Военная служба

Афанасий Афанасьевич в 1845 году покинул Москву и поступил в кирасирский полк, находящийся на юге России. Поэт считал, что военная служба необходима ему для того, чтобы вернуть себе дворянское звание. Через год получил звание офицера Афанасий Афанасьевич Фет. Биография его дополнилась в 1853 году еще одним важным событием: начинающего поэта перевели в гвардейский полк, расквартированный неподалеку от Петербурга. Афанасий Афанасьевич часто навещал столицу, встречался с Гончаровым, Тургеневым, Некрасовым, а также сблизился с редакцией «Современника», популярного в то время журнала. Воинская карьера в целом складывалась не очень успешно. Фет в 1858 году подал в отставку в чине штаб-ротмистра.

Творчество поэта

В краткой биографии Фета стоит отметить, что первые стихи были написаны им еще в юности. Поэзия Фета впервые публикуется в сборнике «Лирический пантеон» в 1840 году. С тех пор стихотворения Фета постоянно печатаются в журналах.

Стремясь всеми возможными способами вернуть себе дворянский титул, Афанасий Фет пошел служить унтер-офицером. Затем в 1853 году в жизни Фета происходит переход в гвардейский полк. Творчество Фета даже в те времена не стоит на месте. В 1850 году выходит его второй сборник, в 1856 – третий.

В 1857 году поэт женится на Марии Боткиной. Уйдя в отставку в 1858 году, так и не добившись возвращения титула, приобретает землю, посвящает себя ведению хозяйства.

Новые произведения Фета, опубликованные с 1862 до 1871 года, составляют циклы «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Они включают новеллы, рассказы, очерки. Афанасий Афанасьевич Фет строго разграничивает свою прозу и поэзию. Поэзия для него романтична, а проза – реалистична.

Николай Некрасов писал о Фете: «Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г.Фет».

А. А. Фет является автором замечательных стихов для детей. Их популярность у юных читателей вызвана тем, что стихотворения поэта добры и удивительно понятны даже самым маленьким.

Женитьба на Марии Боткиной

Афанасий Фет в возрасте 37 лет женился на дочери чаеторговца из обеспеченной семьи Марии Боткиной. Она не отличалась красотой и молодостью. Брак этот был по расчету. Поэт рассказал перед свадьбой невесте о своем происхождении, упомянул и о родовом проклятии, которое, по его мнению, могло бы стать препятствием для брака (о нем читайте ниже). Однако эти признания не испугали Марию Боткину, и в 1857 году состоялась свадьба. Вышел в отставку через год Афанасий Фет.

Биография (краткая) этих лет его жизни следующая. Поселился поэт в Москве, где стал заниматься литературой. Семейная жизнь Афанасия Афанасьевича была благополучной. Он приумножил состояние Марии Боткиной. Детей у этой пары не было. Афанасия Фета в 1867 году избрали мировым судьей. Жил он в своем имении как настоящий помещик. С новой силой начал работать поэт лишь после возвращения всех привилегий потомственного дворянина и фамилии отчима.

Творчество Фета

Значительный след в отечественной литературе оставил Афанасий Афанасьевич Фет. Краткая биография включает лишь основные его творческие достижения. Расскажем о них. Сборник «Лирический пантеон» был выпущен еще во время учебы в университете. Первые стихи Фета были попыткой уйти от тяжелой действительности. Он много писал о любви, воспевал в произведениях красоту природы. В его творчестве уже тогда появилась одна характерная черта: Афанасий Афанасьевич говорил о вечных и важных понятиях только намеками, умел мастерски передавать различные оттенки настроений, пробуждая у читателей светлые и чистые эмоции.

Любовная лирика Фета. Музыкальность поэтической речи

В написанной во время романтических встреч с Марией Лазич элегии «Шепот, робкое дыхание…» (1850 г.) переплетены между собой отдельные детали, говорящие о природе и любви человека: шепот влюбленных, вечер с соловьиными трелями, колыхание серебристой глади «сонного ручья», «ночные тени» и изменение выражения «милого лица», утренняя заря в дымке тучек, цвета которой переданы в метафорах «пурпур розы», «отблеск янтаря». При полном отсутствии глаголов есть динамика и развитие действия от заката до рассвета. Отдельные штрихи пейзажных зарисовок и любовного свидания, дополняя друг друга, передают гармоническое единение человека и природы.

Избегая автобиографичности, Фет о любви писал максимально отстраненно и обобщенно, но трагическая нота утраты любимой звучит почти в каждом произведении любовной лирики, что было отзвуком душевной драмы, связанной с гибелью Марии Лазич. В стихотворении «Когда читала ты мучительные строки» (1887 г.) поэт пытается представить последние мысли любимой, читающей послание о его пылающем сердце. Метафорический образ загорающейся зари в полуночной темноте перед ней, к которой«невольно взор тянуло», словно как предзнаменование, что без нее «там человек сгорел» душой, остался с выжженным сердцем.


Мария Лазич

В стихотворении «Alter ego» («Второе Я»), написанном в 1878 г.–обращение к любимой, которая своей «душой младенческой поняла» силу его поэтического дара, и осознание того, кем была для него та, без которой «суждено влачить» существование, но их «нельзя разлучить» и суждено встретиться на высшем суде.

Фету было уже почти семьдесят лет, но он сам писал, что не изменил своим чувствам, «до старости глубокой… раб твоей любви», хотя «память и твердит», что их «разлучила могила». Обращается к любимой, как к живой, верит, что и она его не забыла.

Даже в преклонные годы Фет писал о любви, как юноша, чем вызывал немало насмешек. Но у него были так живы и сильны воспоминания, что даже спустя сорок лет после романтического события в своей жизни он написал стихотворение «Качели», а критики, не понимая силы его памяти и особенностей любовной лирики,пошло злословили об «разыгравшихся старичках».

В лирике Фета звучание слова не менее важно, чем его значение, он использует звукопись, в том числе аллитерацию и ассонанс, ритмику, повторы, что придает стихотворениям песенное звучание и мелодичность. Так в стихотворении «Сияла ночь» передана игра на музыкальном инструменте и пение: «рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали», издавая «рыдающие звуки».

Многие композиторы создавали романсы на стихи Фета, в том числе и Чайковский, который отмечал музыкальность поэтической речи Фета, которую считал эталоном, а его самого назвал «поэтом-музыкантом», который не ограничен «пределами слова». Самыми знаменитыми романсами стали «На заре ты ее не буди», «Я пришел к тебе с приветом», «Уноси мое сердце в звенящую даль», «Я тебе ничего не скажу» и множество других.

«Талисман»

Творчество Фета после смерти Марии Лазич приобрело новое направление. Своей возлюбленной посвятил поэму под названием «Талисман» Афанасий Афанасьевич Фет. Краткая биография этой девушки будет представлена в конце этой статьи, когда мы расскажем вам о некоторых интересных фактах из жизни поэта. Исследователи предполагают, что ей же были посвящены и все последующие стихи Афанасия Афанасьевича о любви. «Талисман» вызвал живой интерес критиков и множество положительных отзывов. Фет в это время был признан одним из лучших поэтов современности.

Афанасий Афанасьевич считался одним из представителей так называемого чистого искусства. То есть в своих произведениях он не затрагивал важных социальных вопросов, оставаясь до конца жизни убежденным монархистом и консерватором. Фет в 1856 году выпустил свой третий поэтический сборник, в котором воспевал красоту. Именно ее он считал главной и единственной целью творчества.

Не прошли бесследно для поэта тяжелые удары судьбы. Афанасий Афанасьевич ожесточился, порвал отношения со многими приятелями, практически перестал творить. Поэт в 1863 году издал двухтомное собрание своих произведений, а затем наступил 20-летний перерыв в его творчестве.

Биография А.А. Фета

Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году. Загадочные обстоятельства его рождения составляли наиболее драматические переживания самого поэта и предмет специального изучения многих исследователей его творчества. Согласно разысканиям биографов, А.А. Фет был сыном амт-асессора Иоганна Петера Карла Вильгельма Фета, жившего в Дармштадте, и его жены Шарлотты. Но родился будущий поэт в России, в имении Афанасия Неофитовича Шеншина, русского офицера, который увез мать А. Фета из ее родного города и, добившись ее развода с первым мужем, женился на ней. До 14 лет Фет считался сыном А.Н. Шеншина и носил его фамилию. Открывшаяся истина лишила мальчика и права именоваться русским дворянином Шеншиным, и русского гражданства, и надежд на будущее.

Всю свою жизнь Афанасий Фет подчинил «идее-страсти» – вернуть фамилию Шеншин и именоваться русским дворянином. В борьбе с жизненными обстоятельствами молодой человек проявил незаурядное мужество, терпение, упорство. Правда, сам Фет был не склонен признавать только роль личной воли в человеческой судьбе. В своих воспоминаниях он утверждал: «<…> Какова бы ни была личная воля человека, – она бессильна выступить за круг, указанный Провидением». И далее еще более подчеркивал эту зависимость человеческих стремлений от высшей воли: «Мысль о подчиненности нашей воли другой высшей до того мне дорога, что я не знаю духовного наслаждения превыше созерцания ее на жизненном потоке». Но как бы то ни было, сам А.А. Фет действительно проявил незаурядные волю и терпение, добиваясь поставленной цели.

Служба в армии и получение офицерского чина были единственным путем к возвращению утраченных дворянского звания и гражданства, и Фет, окончив Московский университет и отказавшись от более близкой ему по духовным склонностям жизни в Москве, начинает службу в провинции. Несомненной жертвой на алтарь цели был и отказ Фета от женитьбы на Марии Лазич, дочери бедного херсонского помещика. «У нее ничего, и у меня ничего», – писал он Я. Полонскому, объясняя свое решение. Вскоре, в 1851 г., Мария Лазич трагически погибает.

Но офицерские чины, которые Фет получает за добросовестную службу, приносят не только удовлетворение, а и горькое разочарование. По высочайшему указу императора, дворянского звания с 1849 г. не давал только что полученный Фетом чин корнета, а с 1852 г. – присвоенный ему чин майора. Фет выходит в отставку в 1853 г., так и не добившись дворянского звания.

И все же Фет на склоне жизни возвращает фамилию Шеншин, становится камергером. Удалось этой цели достигнуть не благодаря воинской службе, а той известности, которую обретает его поэзия, правда, в кругах достаточно узких, хотя и влиятельных (например, учеником Фета считал себя великий князь Константин Константинович Романов, вошедший в русскую поэзию под псевдонимом К. Р.). Уже после смерти Фета, хорошо знавший его известный критик Н. Страхов писал С.А. Толстой: «Он был сильный человек, всю жизнь боролся и достиг всего, чего хотел: завоевал себе имя, богатство, литературную знаменитость и место в высшем свете, даже при дворе. Все это он ценил и всем этим наслаждался, но я уверен, что всего дороже на свете ему были его стихи и что он знал: их прелесть несомненна, самые вершины поэзии».

Несомненная сила воли понадобилась Фету не только на жизненных перепутьях, но и в его творческой судьбе. Литературная судьба Фета тоже не была безоблачной: ценителей фетовской поэзии было немного, хотя среди них были столь авторитетные судьи, как В.Г. Белинский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Н.Н. Страхов, Ф.М. Достоевский, Вл. Соловьев. Широкого же признания у демократической критики или рядовых читателей Фет не получил. Поэту гораздо чаще приходилось слышать голоса критиков скорее насмешливые и недоброжелательные, чем восхищенные.

Недоброжелательство современной Фету критики объяснялось разными мотивами. Одна из причин коренилась в демонстративном непризнании Фетом гражданской тематики как предмета поэзии, что в эпоху господства Музы Некрасова, «печальной спутницы печальных бедняков», и подражавших Некрасову «скорбных» поэтов воспринималось как вызов настроениям радикально настроенного общества, жаждущего видеть в поэзии трибуну для обсуждения социальных и политических проблем.

В предисловии к третьему выпуску «Вечерних огней» Фет так объяснял неприятие «скорбных» поэтов и их поэзии, описывающей социальные язвы: «<…> Никто не предположит, чтобы, в отличие от всех людей, мы одни не чувствовали, с одной стороны – неизбежной тягости будничной жизни, а с другой – тех периодических веяний нелепостей, которые действительно способны исполнить всякого практического деятеля гражданской скорбью. Но эта скорбь никак не могла вдохновить нас. Напротив, эти-то жизненные тяготы и заставляли нас в течение 50 лет по временам отворачиваться от них и пробивать будничный лед, чтобы хотя на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии». И далее Фет дает свое понимание поэзии как «единственного убежища от всяких житейских скорбей, в том числе и гражданских». По мысли Фета, «поэзия, или вообще художественное творчество, есть чистое восприятие не предмета, а только одностороннего его идеала. <…> Художнику, – полагает он в статье, посвященной стихотворениям Ф. Тютчева, – дорога только одна сторона предметов – их красота».

Несомненно, это было выстраданное убеждение. Фет тяжело переживал «безобразие всего хода нашей жизни», как утверждал Н.Н. Страхов после встречи с поэтом. Но мысль о «безобразии всего хода нашей жизни» не нашла последовательного поэтического воплощения. Определяя жизнь земную как «базар крикливый Бога», как «тюрьму» («Окна в решетках, и сумрачны лица», 1882), «голубую тюрьму» («Н.Я. Данилевскому»), поэт не видит свою задачу в том, чтобы выносить ей приговор или подробно описывать «житейские скорби». Признавая неидеальность социального устройства, Фет предметом своего творчества сделал красоту земного бытия: прелесть природы и поэзию человеческих чувств.

1880-е гг. – один из самых интенсивных, плодотворных периодов творчества А.А. Фета. В 1883 г. выходит его поэтический сборник «Вечерние огни», собравший лучшие его произведения, через каждые два-три года выходят еще три выпуска сборника. Фет работает над своими мемуарами, и в 1890 г. публикует два толстых тома «Моих воспоминаний». Третий том – «Ранние годы моей жизни» выходит уже после смерти поэта в 1893 г. Фет много переводит. Среди наиболее значительных его переводов – основной труд немецкого философа А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление», стихотворный перевод всех сочинений Горация (труд, начатый еще в юношеские годы). Менее высоко исследователи оценивают переводы других римских авторов, сделанные Фетом, но нельзя не поразиться целеустремленностью и увлеченностью русского поэта. Он переводит комедии Плавта, «Сатиры» Ювенала, лирические произведения Катулла, «Скорбные элегии» и «Метаморфозы» Овидия, эпиграммы Марциала. Перед смертью Фет работает над пятым выпуском «Вечерних огней».

В 1892 г. поэт умер.

«Вечерние огни»

Лишь после возвращения привилегий потомственного дворянина и фамилии отчима он занялся творчеством с новыми силами. Произведения Афанасия Фета к концу жизни приобретали все более философский оттенок, присутствовал в них так называемый метафизический реализм. Писал Афанасий Фет о единстве человека со всей Вселенной, о вечности, о высшей реальности. Афанасий Афанасьевич написал в период с 1883 по 1891 год более трехсот различных стихотворений, вошедших в сборник под названием «Вечерние огни». Данный сборник пережил четыре выпуска при жизни поэта, а пятый вышел после его смерти.

Последние годы жизни

В 1873 году Афанасию Фету было возвращено звание, а также фамилия Шеншин. После этого поэт занимается благотворительностью. На этом этапе стихи Афанасия Фета публикуются в сборниках «Вечерние огни», которых с 1883 по 1891 выходит четыре выпуска. Поэзия Фета содержит в основном две темы: природу, любовь.

Смерть настигла поэта 21 ноября 1892 года в Москве в своем доме на Плющихе. Фет скончался от сердечного приступа. Афанасий Афанасьевич был похоронен в родовом имении Шеншиных в с. Клейменово Орловской губернии.

Смерть Афанасия Фета

Великий поэт умер от сердечного приступа. Однако исследователи его творчества и жизни убеждены, что перед смертью им была предпринята попытка покончить с собой. Но точно нельзя сказать, была ли отмечена этим эпизодом жизнь такого человека, как Афанасий Фет. Биография, интересные факты о нем иногда вызывают у исследователей споры. Некоторые из них все же признаются большинством как достоверные.

Интересные факты о Фете

  • Когда будущему поэту было 14 лет (в 1834 году) выяснилось, что он не является юридически сыном Шеншина, русского помещика, и запись об этом сделана была незаконно. Анонимный донос, сделанный неизвестным, стал причиной разбирательств. Как приговор прозвучало решение: Афанасий отныне должен носить фамилию матери, а также он лишался российского подданства и привилегий потомственного дворянина. Внезапно из богатого наследника он превратился в человека без имени. Как позор воспринял данное событие Фет. Навязчивой идеей стало для него возвращение утраченного положения. Его мечта сбылась лишь в 1873 году, когда Фету было уже 53 года.
  • Тяжелым бременем была отмечена судьба такого поэта, как Афанасий Афанасьевич Фет. Биография для детей о нем обычно об этом не упоминает. Для поэта существовала опасность одной родовой болезни. Дело в том, что в его роду имелись сумасшедшие. Уже в зрелом возрасте два брата Фета потеряли рассудок. Под конец жизни его мать также страдала безумием. Эта женщина умоляла всех убить ее. Сестра Надя незадолго до брака Афанасия Афанасьевича с Марией Боткиной также попала в психиатрическую клинику. Ее там навещал брат, однако Надя не узнавала его. Часто замечал и за собой приступы тяжелой меланхолии Афанасий Фет, биография и творчество которого это подтверждают. Поэт все время опасался, что его постигнет та же участь, что и родных.

  • В 1847 году во время военной службы в Федоровке поэт познакомился с девушкой по имени Мария Лазич. Ее очень полюбил Афанасий Афанасьевич Фет. Биография и творчество его во многом сложились под влиянием этой встречи. Отношения между влюбленными начались с легкого флирта, переросшего постепенно в глубокое чувство. Однако красивая, хорошо образованная Мария не могла все-таки стать хорошей партией для надеявшегося вернуть звание дворянина Фета. Поняв, что любит эту девушку по-настоящему, поэт все-таки решил, что не женится на ней. Девушка к этому отнеслась спокойно, однако решила через некоторое время разорвать отношения с Фетом. После этого поэту сообщили о трагедии в Федоровке. В комнате Марии вспыхнул пожар, на ней загорелась одежда. Девушка, пытаясь спастись, выбежала сначала на балкон, а затем в сад. Однако ветер лишь раздувал пламя. Умирала Мария Лазич несколько дней. Последние слова этой девушки были о Фете. Эту потерю тяжело перенес поэт. До конца жизни он сожалел о том, что не женился на Марии. Душа его опустела, и больше не было в его жизни настоящей любви.

Итак, вы познакомились с таким поэтом, как Афанасий Афанасьевич Фет. Биография и творчество кратко были представлены в этой статье. Надеемся, что эта информация вызывала желание у читателя познакомиться поближе с великим поэтом. Поэзию так называемого нового классицизма ознаменовало творчество такого автора, как Фет Афанасий Афанасьевич. Биография (полная) представлена Бухштабом Б.Я. Называется книга «А. А. Фет. Очерк жизни и творчества». По этой работе вы можете ближе познакомиться с таким великим русским поэтом, как Афанасий Афанасьевич Фет. Биография по датам в ней дается довольно подробно.

Основные этапы жизни и творчества

Не существует документально точной биографии Афанасия Фета. Это связано с его загадочным происхождением и некоторыми обстоятельствами жизни. Фет сам установил дату своего рождения 23 ноября 1820 г. и определил свою национальную принадлежность. В своем дневнике поэт написал, что «все страдания и горести» его жизни, полной драматизма и противоречий, можно назвать просто — «имя Фет».

Афанасий Афанасьевич появился на свет в усадьбе Новоселки под городом Мценском Орловской губернии в семье дворянина Шеншина, где жил до 14-летнего возраста, после был определен в немецкую частную школу-пансион в эстонском городе Выро. Он стал одним из лучших учеников, начал пробовать сочинять стихи. Тогда же он получил известие от отца, которое изменило всю его жизнь.По анонимному доносу было назначено расследование, и стали известны двусмысленные обстоятельства его рождения.

Его мать Шарлотта Фёт, проживавшая в немецком городе Дармштадте, познакомилась с отставным русским офицером Афанасием Шеншиным, находившемся там на лечении, и сбежала с ним от первого мужав Россию, где у нее родился сын. Мальчика крестили по православному обряду и записали сыном Шеншина, но обвенчаться его родители смогли лишь спустя 2 года, когда Шарлотта смогла добиться развода с Иоганном Фётом и принять православие как Елизавета Петровна. По законам Российской империи Афанасия признали незаконнорожденным, он был лишен российского подданства, дворянского звания, фамилии отца и права наследования его состояния, отныне вынужден был подписываться «иностранец Фёт».Так в одночасье произошел трагический перелом в жизни Фета: он лишился всего и почти сорок лет будет стремиться вернуть утраченное.

После окончания пансиона в 1838 г. продолжил обучение в Московском университете на юридическом факультете, после перевелся на философский. Там стал посещать студенческий кружок, где увлекались изучением литературы и философии, подружился с будущим историком Сергеем Соловьевым, поэтами Яковом Полонским и Аполлоном Григорьевым, при содействии которого выпустил в 1840 г.свою первую книгу стихов «Лирический пантеон». Литературный дебют молодого студента был одобрен Белинским, который сказал, что из всех московских поэтов «всех даровитее господин Фет», а Гоголь признал «несомненное дарование» начинающего литератора. Благодаря благословению таких литературных авторитетов его стихи стали публиковать в самых известных журналах.

Окончив университет в 1844 г., выбирает военную карьеру ради получения офицерского чина, чтобы вернуть себе утраченное дворянство. Службу проходит в южных провинциях России в кирасирском полку, после в кавалерийском полку, расквартированном возле Петербурга.


Фет в армии

В 1848 г. знакомится с миловидной 22-летней Марией Лазич, дочерью обедневшего херсонского помещика, сербского генерала в отставке, девушкой весьма образованной, начитанной и музыкально одаренной. Несмотря на сильные чувства, которые Фет испытывал к Марии, он не решился на женитьбу, считая их бедность препятствием для будущей семейной жизни. После их расставания, он узнал о страшной трагедии: в 1850 г. Мария погибла. От оброненной горевшей спички вспыхнул подол ее платья, огонь мгновенно охватил одежду и волосы. Хотя возгорание удалось потушить,через четыре дня девушка в мучениях скончалась от сильных ожогов. Перед смертью она просила сохранить письма Фета, последними ее словами были: «Он не виноват, а я…». Многие считали это самоубийством, а не несчастным случаем, потому что она в свои последние часы думала не о своем спасении, а о том, кого любила. Эту утрату Фет очень тяжело переживал, винил себя в смерти возлюбленной. Отношения с Марией Лазич и воспоминания о ней определят мотивы любовной лирики Фета.

В 1854 г. Фет знакомится с писателями литературного круга «Современника»: Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым и др. При их поддержке издается второй сборник, но многие стихи правил Тургенев, делая их более понятными и доступными. Позже Фет признался, что после редакции Тургенева издание получилось «настолько же очищенным, насколько изувеченным».

В 1857 г. путешествует по Европе, в Париже обвенчался с Марией Боткиной, дочерью богатого купца-чаеторговца. В 1858 г., в чине штаб-ротмистра подает в отставку, так и не сумев выслужить дворянство. В 1860 г. покупает совершенно разоренное имение Степановку, которое за несколько лет превратил в образцовое и процветающее хозяйство с великолепным конным заводом, фермами, пасеками и плодородными угодьями. Тогда же сблизился с Львом Толстым, жившим недалеко в имении Ясная поляна, они часто навещают друг друга и переписываются. Толстому были близки взгляды поэта, он преклонялся перед творчеством Фета.


Мария Петровна Боткина

В 1863 г. Фет издает двухтомник стихотворений, регулярно печатает экономические статьи о состоянии сельского хозяйства в «Русском вестнике» и других журналах.Эту двойственность творчества Фета, «то публициста, то поэта» отметил в своем стихотворении А.Жемчужников: «Искупят прозу Шеншина стихи пленительного Фета». Многие критики обрушились на Фета с обличительными статьями, обвиняя, что под маской поэта-лирика скрывается душа «помещика-крепостника». Хотя его имения были куплены в пореформенное время, у него работали не крепостные, а наемные крестьяне, а он сам был рачительным хозяином, толковым агрономом и экономистом. Но его созерцательная поэзия, ее чрезмерная отвлеченность и мистицизм во времена повышенной социальной активности литературных кругов в 60-е годы XIX в. вызывала насмешки, часто на его стихи писали эпиграммы . Поэт и реальная личность воспринимались как разные люди.

Фет не писал стихов на злобу дня, поэтому как поэт был презираем демократической критикой. Наиболее резкой была оценка Писарева, который писал, что творчество Фета настолько бесполезно, что в листы его сборников будут заворачивать сыр или копченую рыбу, и тогда он будет приносить лишь какую-то «долю практической пользы». Некрасов, хотя и был демократом, признавал дарование Фета, «в высшей степени самобытное».

Фет придерживался консервативных взглядов и был убежденным монархистом.В 1867 г. его избирают мировым судьей, и он довольно ревностно относится к своим обязанностям почти 11 лет. В 1873 г. Фету императорским указом Александра II было возвращено дворянство и фамилия Шеншин, но он продолжает подписывать свои произведения фамилией Фет. В 1877 г. продает Степановку, чтобы приобрести дом в Москве и большое старинное имение Воробьевка в Курской губернии, которое тоже преобразит в «земной рай» и проведет там оставшиеся годы жизни.

Фет много времени уделял переводам произведений Гете, Гейне, Шиллера, Мицкевича, античных поэтов Ювенала, Овидия, Вергилия, Лукреция и др.; перевел всего Горация, труды немецкого философа Шопенгауэра. За свою переводческую деятельность был удостоен Пушкинской премии, в 1886 г. избран членом-корреспондентом Академии наук.

После двадцатилетнего перерыва, с 1883 г. публикует четыре выпуска стихотворного сборника «Вечерние огни», пятый выйдет после его смерти.

21 ноября 1892г., страдая от болезни легких, оставив предсмертную записку, пытался совершить самоубийство: ударил себя в область сердца ножом, но умер не от незначительного ранения, а от внезапного сердечного приступа. Погребен в родовом имении Клейменово Орловской губернии.

Краткая биография Фета

Афанасий Афанасьевич Фет

Афанасий Афанасьевич Фет — поэт-лирик, стихи которого известны во всем мире. Его произведения посвящены любви, природе и искусству. Настоящая фамилия поэта Шеншин. Афанасий Фет родился 5 декабря 1820 года в Новоселках в Орловской губернии. Его отец был ротмистром и богатым помещиком. Мать — Шарлотта Фет, проживавшая в Дармштадте.

Афанасий обучался в пансионе Крюммера. В раннем возрасте он начал интересоваться поэзией и филологией. На протяжении нескольких лет Фет проживал в пансионе Погодина. В это время он подготавливался к поступлению в высшее учебное заведение. В 1838 году Афанасий стал студентом Московского университета. Изначально он выбрал юридический факультет, но потом перешел на философский факультет.

Первые стихи юного поэта появились в журналах еще в студенческие годы. Произведения печатались в издании «Отечественные записки» и «Москвитянин». Читателям и критикам понравился сборник стихов «Лирический пантеон». В него вошли эпитафии, элегии и баллады.

После окончания университета Фет поступил в кирасирский Военного ордена полк. В 1846 году его произвели в корнеты, а через пять лет — в штабс-ротмистры. Вскоре Афанасия Афанасьевича перевели в полк, расквартированный под Петербургом. В этом городе поэт познакомился с Иваном Тургеневым и Николаем Некрасовым. Когда началась Крымская война, Фет был в Балтийском Порту. Он охранял эстонское побережье.

В 1857 году поэт женился на Марии Боткиной, обладающей легким характером и деньгами. Детей у пары не было. После заключения брака Фет стал владельцем нескольких поместий. Он посвятил себя хозяйству. Афанасий Афанасьевич выращивал зерновые культуры, разводил птиц и овец. Также Фет обустроил водоем для рыб и создал конный завод. Труд вскоре окупился. В год семья получала достаточную сумму денег для проживания. Поэт умудрялся одновременно писать лирические стихи и быть предприимчивым помещиком.

В 1867 году Афанасия Афанасьевича избрали мировым судьей. На этом посту он пробыл 11 лет.

Фет — автор стихов, наполненных любовью и романтикой. Поэт считал, что нужно апеллировать не к разуму читателей, а вызывать у них положительные эмоции. Фет написал стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…», «Деревня», «Ласточки», «Весенний дождь». Не менее известны произведения «У камина», «Еще майская ночь», «Среди звезд».

Фет не только писал лирические стихи, но и занимался переводами. Афанасий Афанасьевич перевел две части философской драмы «Фауст». Также Фет переводил произведения латинских поэтов. К ним относится элегия Тибулла, эпиграммы Марциала, сатиры Ювенала. Фет хотел перевести на русский язык труд Иммануила Канта «Критики чистого разума», но он узнал, что такой перевод уже есть. После этого Фет перевел два сочинения немецкого философа Артура Шопенгауэра.

В 1890 году в продаже появилась книга «Мои воспоминания». В ней автор показывает себя в роли помещика. В 1893 году вышла книга «Ранние годы моей жизни».

Афанасий Фет умер 3 декабря 1892 года в Москве. Причина смерти — сердечный приступ. Существуют сведения о том, что перед этим Фет пытался покончить жизнь самоубийством с помощью ножа для писем. Поэта похоронили в селе Клейменово. Здесь находилось родовое имение Шеншиных.

Афанасий Фет — Вики | Золотой

Однажды на вопрос анкеты дочери Льва Толстого Татьяны «Сколько вы хотели бы прожить?» Фет ответил: «Самая длинная». А между тем у писателя была долгая и очень насыщенная жизнь – он не только написал множество лирических произведений, критических статей и воспоминаний, но и целые годы посвятил сельскому хозяйству, а яблочный зефир из его имения поставлялся даже к императорскому столу.

Ненаследственный дворянин: детство и юность Афанасия Фета

Афанасий Фет родился в 1820 году в селе Новоселки близ города Мценска Орловской губернии. До 14 лет носил фамилию отца, богатого помещика Афанасия Шеншина. Как потом выяснилось, брак Шеншина с Шарлоттой Фет был в России незаконным, так как они обвенчались только после рождения сына, чего православная церковь категорически не принимала. Из-за этого юноша был лишен привилегий потомственного дворянина. Он стал носить фамилию первого мужа своей матери Иоганна Фета.

Афанасий получил домашнее образование. В основном грамоте и азбуке его обучали не профессиональные учителя, а лакеи, повара, дворовые, семинаристы. Но большую часть своих знаний Фет черпал из окружающей природы, крестьянского быта и сельской жизни. Он любил подолгу общаться со служанками, которые делились новостями, рассказывали байки и легенды.

В 14 лет мальчика отдали в немецкий интернат Krummer в эстонском городе Выру. Именно там он полюбил поэзию Александра Пушкина. В 1837 году юный Фет приехал в Москву, где продолжил обучение в пансионе профессора всемирной истории Михаила Погодина.

В тихие минуты полной беззаботности я словно ощущал подводное вращение цветочных спиралей, стремящихся вывести цветок на поверхность; но в итоге оказалось, что наружу стремились только спирали стеблей, на которых не было цветов. Я нарисовал несколько стихов на грифельной доске и снова стер их, найдя их бессмысленными. Из воспоминаний Афанасия Фета

В 1838 году Фет поступил на юридический факультет Московского университета, но вскоре перешел на историко-филологическое отделение. С первого курса он писал стихи, которые интересовали одноклассников. Молодой человек решил показать их профессору Погодину, а тот писателю Николаю Гоголю. Вскоре Погодин передал рецензию на знаменитого классика: «Гоголь сказал, что это несомненный талант». Были одобрены произведения Фета и его друзей — переводчика Иринарха Введенского и поэта Аполлона Григорьева, к которым Фет переехал из дома Погодина. Он вспоминал, что «дом Григорьевых был настоящей колыбелью моего душевного я». Два поэта поддерживали друг друга в творчестве и жизни.

В 1840 году вышел первый сборник стихов Фета «Лирический пантеон». Он был опубликован под инициалами «А.Ф.» В него вошли баллады и элегии, идиллии и эпитафии. Сборник понравился критикам: Виссариону Белинскому, Петру Кудрявцеву и поэту Евгению Баратынскому. Спустя год стихи Фета регулярно публиковались в погодинском журнале «Москвитянин», а позже в журнале «Отечественные записки». В прошлом году было опубликовано 85 стихотворений Фетова.

Идея вернуть дворянский титул не покидала Афанасия Фета, и он решил поступить на военную службу: офицерский чин давал право на потомственное дворянство. В 1845 году он был принят унтер-офицером в Орденский кирасирский полк в Херсонесской губернии. Через год Фета произвели в корнеты.

Известный столичный писатель и «агроном-мастер до отчаяния»

В 1850 году, минуя все цензурные комитеты, Фет выпустил второй сборник стихов, получивший высокую оценку на страницах крупнейших российских журналов. К этому времени он был переведен в чин лейтенанта и расквартирован ближе к столице. В Балтийском порту в Крымском походе участвовал Афанасий Фет, войска которого охраняли эстонское побережье.

В 1854 году в Петербурге поэт вошел в литературный кружок «Современника», где познакомился с писателями Николаем Некрасовым, Иваном Гончаровым и Иваном Тургеневым, критиками Александром Дружининым и Василием Боткиным. Вскоре стихи Фета стали печатать в «Современнике».

… Мы считаем г-на Фета не только истинным поэтическим талантом, но явлением редким в наше время, ибо истинный поэтический талант, в какой бы степени он ни проявлялся, всегда явление редкое: для этого нужно много особых , счастливые, естественные условия. Василий Боткин

Под руководством Тургенева был тщательно переработан второй сборник стихов Фетова, и в 1856 году вышли «Стихи А.А. Фета. Поэт, хотя и принял исправления знаменитого писателя, позднее признал, что «издание от редакции Тургенева вышло столь же очищенным, сколь и изуродованным».

Воодушевленный успехом, Фет начал писать целые стихи, рассказы в стихах, художественную литературу, а также путевые очерки и критические статьи. Кроме того, он переводил произведения Генриха Гейне, Иоганна Гёте, Андре Шенье, Адама Мицкевича и других поэтов.

«Можно смело сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу ее ощущениям, ни от одного русского автора после Пушкина не получит столько поэтического наслаждения, сколько доставляет ему г-н Фет». Николай Некрасов

В 1857 году Афанасий Фет женился на младшей сестре Василия Боткина Марии, наследнице богатого купеческого рода.

На следующий год в чине гвардии штабс-ротмистра вышел в отставку, так и не добившись дворянства. Супруги поселились сначала в Москве, а в 1860 году в имении Степановка, которое они купили в Мценском уезде Орловской губернии — на родине писателя.

Как говорил Иван Тургенев, «он [Фет] стал теперь агрономом-собственником до отчаяния, спустил бороду до чресл, о литературе и слышать не хочет, а Музой отогнал сзади». ..”. Фет посвятил себя сельскому хозяйству и домашним делам: выращивал урожай, спроектировал конезавод, держал коров, овец, птицу, разводил пчел, рыбу. Из Степановки Фет сделал образцовое поместье: урожаи с его полей поднимали статистику губернии, а яблочный зефир Фета доставляли прямо к императорскому двору.

Однако в 1863 году поэт издал еще одну книгу — двухтомник своих стихов. Одни критики встретили книгу с радостью, отметив «чудесный лирический талант» писателя, другие обрушились на него резкими статьями и пародиями.

Фета обвинили в том, что он «крепостной помещик» и скрывается под личиной лирика.

Афанасий Фет регулярно публикуется в журналах «Русский вестник», «Литературная библиотека» и «Заря». Там печатались его очерки о пореформенном состоянии сельского хозяйства. Они были опубликованы под редакционными названиями «Записки о вольном труде», «Из деревни» и «К вопросу о найме рабочих». В 1867 году Афанасий Фет был избран мировым судьей. Это во многом повлияло на то, что через 10 лет императорским указом за ним была окончательно утверждена фамилия Шеншин и возвращен дворянский титул. Но писатель продолжал подписывать свои произведения фамилией Фет.

Лауреат полной Пушкинской премии: зрелые годы и смерть поэта

В 1877 году Фет продал Степановку, чтобы купить дом в Москве, а в Курской губернии старинное имение Воробьевка. Несмотря на то, что на помещика Шеншина свалилось много новых забот, он не забросил литературу. После 20-летнего перерыва в 1883 г. выходит новая книга стихов «Вечерние огни». К этому времени Фет смирился с тем, что его работы «для избранных». «Моя литература не нужна людям, а мне не нужны дураки», — сказал он. В свою очередь, читатели ответили поэту тем же.

«Когда я стал перечитывать эти три кусочка [«Отступники», «Смерть», «Alter ego»] — меня ужасно поразила их связь, и то страшное уныние, которое скрыто под этим энергичным, светлым речь. Бедный Фет! .. Везде один, и в своей великолепной Воробьевке! Из письма Николая Страхова Льву Толстому, 1879

В последние годы жизни Фет получил общественное признание. В 1884 году за перевод произведений Горация он стал первым лауреатом полной Пушкинской премии Императорской Академии наук. Через два года поэт был избран ее членом-корреспондентом. В 1888 году Афанасий Фет был лично представлен императору Александру III и удостоен придворного чина камергера.

Еще в Степановке Фет начал писать книгу «Мои воспоминания», где рассказал о своей помещичьей жизни. Воспоминания охватывают период с 1848 по 1889 год. Книга вышла в двух томах в 1890 году.

3 декабря 1892 года Фет попросил жену вызвать врача, а тем временем продиктовал секретарю: «Я не не понимаю сознательного увеличения неизбежных страданий. Добровольно иду на неизбежное» и подписался «Фет ​​(Шеншин)». Писатель умер от сердечного приступа, но известно, что сначала он пытался покончить жизнь самоубийством, бросившись за стальным стилетом. Афанасий Фет похоронен в селе Клейменово, родовое имение Шеншиных.

Мне было обидно видеть, как равнодушно восприняли печальную новость даже те, кого она больше всего должна была коснуться. Какие мы эгоисты! <...> Он был сильным человеком, всю жизнь боролся и добился всего, чего хотел: завоевал имя, богатство, литературную знаменитость и место в высшем свете, даже при дворе. Он все это ценил и всем наслаждался, но я уверен, что его стихи были ему дороже всего на свете и что он знал, что их прелесть несравненна, самые вершины поэзии. Чем дальше, тем больше это поймут окружающие. Из письма Николая Страхова Софье Толстой, 189 г.2

Уже после смерти писателя, в 1893 году, вышел в свет последний том воспоминаний «Ранние годы моей жизни». Не успел Фет выпустить и том, завершающий цикл стихов «Вечерние огни». Произведения для этой поэтической книги вошли в двухтомник «Лирические поэмы», изданный в 1894 году Николаем Страховым и великим князем Константином Романовым.

3 Вокальные квартеты Антона Аренского, вдохновленные Афанасием Афанасьевичем Фетом : Интерлюдия

Портрет Афанасия Фета работы Ильи Репина, 1882

В русских литературных кругах, да и во многих других частях мира, Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892) считается «в числе лучших лириков русской литературы». Критик писал: «Такого лирического проникновения в самую суть человеческого чувства доселе не знала русская поэзия». Обстоятельства его рождения оказались исключительно травмирующим опытом. Он родился в России у Шарлотты Беккер, которая на седьмом месяце беременности бросила своего мужа Иоганна Фота, чтобы последовать за богатым русским помещиком Афанасием Шеншиным. Поскольку их брак в 1822 году стал в России юридически недействительным, мальчика отнесли к категории лиц, не принадлежащих к определенному сословию или государству.

Антон Аренский, 1910

В возрасте 14 лет ему больше не разрешалось носить фамилию отчима, и администраторы присвоили ему фамилию «Фет», случайный перевод имени его родного отца. Еще в 1873 году Фет писал жене: «Вы даже не представляете, как я ненавижу имя Фет. Умоляю вас никогда не упоминать об этом… Если бы кто-нибудь попросил меня назвать одним-единственным именем все испытания и невзгоды моей жизни, я бы без колебаний сказал, что это имя Фет». Неудивительно, что его чувственная и меланхоличная лирика часто проникнута грустью и трагедией, и она, безусловно, вдохновляла многих композиторов, в том числе Антона Аренского (1861-1819). 06).

Антон Аренский: 3 вокальных квартета, соч. 57 – № 1. Серенада (Дмитрий Миллер, виолончель; Российская государственная симфоническая капелла; Российский государственный симфонический оркестр; Валерий Полянский, дирижер)

Афанасий Фет , 1892

Фет в итоге смог реализовать свои социальные амбиции и сбросить клеймо незаконнорожденности. Получив повышение в армии в 1873 году, он, наконец, получил фамилию отчима, а вместе с ней и права и привилегии, связанные с принадлежностью к этому аристократическому русскому роду. Тем не менее, был один эмоциональный шрам, который так и не зажил. Осенью 1848 года Фет познакомился и полюбил 20-летнюю дочь бедного помещика Марию Лазич. Они страстно влюбились друг в друга, но о женитьбе на нищей девушке в его социальных условиях не могло быть и речи, и он ее бросил. Мария умерла в 1851 году, и было высказано предположение, что она намеренно подожгла свое платье. Через четыре дня она умерла от полученных ожогов, и ее последними словами были: «Он невиновен». Фет так и не смог преодолеть свою вину, и Мария часто упоминается в его стихах.

Жизнью терзаемой, И хитрой надеждою,
Когда моя душа сдается в битве с ними,
День и ночь Я зажмуриваю веки
И иногда даруют мне странные видения.

Мрак бытия сгущается,
Как после яркой вспышки осенней молнии,
И только в небе, как зов сердца,
Блестят ресницы звёзд золотые.

———-

Во мраке и тишине таинственной ночи
Я вижу ласковую и приветливую искру,
Из хора сфер знакомые глаза
Сияют над забытой в степи могилой.

Трава поблекла, пустыня мрачна,
Одинокая гробница снится сиротским сном,
И только в небе, как вечная мысль,
Звёзд блестят ресницы златые.

И мне снится, что ты воскрес из мертвых,
Неизменный с тех пор, как ты покинул землю,
И мне снится сон: мы оба молоды,
И ты смотрел на меня, как тогда.

Антон Аренский: 3 вокальных квартета, соч. 57 – № 2. Умирающей звезде (Дмитрий Миллер, виолончель; Российская государственная симфоническая капелла; Российский государственный симфонический оркестр; Валерий Полянский, дирижер)

Портрет Антона Аренского работы Карла Тавастстержна, 1901

Чайковский писал , «Фет ​​— исключительное явление. Нечего сравнивать его с другими первоклассными поэтами, ходить и анализировать Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тютчева в поисках сходства… Ибо в лучшие свои минуты Фет вообще выходит за пределы поэзии и смело вторгается в нашу область. Вот почему, когда я думаю о Фете, мне часто приходит на ум Бетховен… Подобно Бетховену, он наделен способностью затрагивать те струны нашей души, которые недосягаемы для поэтов, как бы они ни были сильны, полагающихся на только слова. Он не поэт, а поэт-музыкант». Аренский написал свою Три вокальных квартета , соч. 57 в какой-то момент во время или вскоре после его помолвки с Императорской Капеллой в Санкт-Петербурге. Аренский ранее неоднократно обращался к поэзии Фета, но эта четырехчастная хоровая постановка необычна тем, что он добавил облигато соло виолончели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *