Авиценна ибн сина: ИБН СИНА • Большая российская энциклопедия

ИБН СИНА • Большая российская энциклопедия

Ибн Сина.

ИБН СИ́НА Абу Али Ху­сейн ибн Аб­дал­лах [ла­ти­ни­зир. Ави­цен­на (Avicenna)] (980, с. Ав­ша­на ок. Бу­ха­ры – 1037, Ха­ма­дан), му­сульм. фи­ло­соф, учё­ный-эн­цик­ло­пе­дист, врач; пред­ста­ви­тель вост. ари­сто­те­лиз­ма. Сог­ди­ец по про­ис­хо­ж­де­нию, юность про­вёл в Бу­ха­ре – сто­ли­це гос-ва Са­ма­ни­дов. По­лу­чил сис­те­ма­тич. до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние, в 10-лет­нем воз­рас­те наи­зусть знал весь Ко­ран и мно­гое из араб. по­эзии. Род­ным язы­ком И. С. был фар­си, но об­шир­ный круг ре­лиг. и свет­ских на­ук (ло­ги­ка, ма­те­ма­ти­ка, ме­та­фи­зи­ка, му­сульм. пра­во – фикх, ме­ди­ци­на и др.) он изу­чал на араб. яз. В ос­вое­нии Ари­сто­те­ля опи­рал­ся на ком­мен­та­рии аль-Фа­ра­би. В 17-лет­нем воз­рас­те вы­ле­чил эми­ра Бу­ха­ры Ну­ха ибн Ман­су­ра (976–997) и при­об­рёл сла­ву ис­кус­но­го вра­ча. По­сле за­вое­ва­ния Бу­ха­ры Ка­ра­ха­ни­да­ми и смер­ти от­ца пе­ре­ехал в 1002 в сто­ли­цу Хо­рез­ма Гур­гандж (ны­не Ур­генч), где про­дол­жал на­уч. за­ня­тия в «Ака­де­мии Ма­му­на», объ­е­ди­няв­шей круп­ных учё­ных то­го вре­ме­ни (в т. ч. Би­ру­ни). По­сле от­ка­за в 1008 пе­рей­ти на служ­бу к Мах­му­ду Газ­не­ви на­чал­ся ски­таль­че­ский пе­ри­од в жиз­ни И. С. Пре­сле­дуе­мый сул­та­ном, он бе­жал в Гур­ган, где на­шёл убе­жи­ще при дво­ре це­ни­те­ля ис­кусств и ли­те­ра­ту­ры Ка­бу­са ибн Вашм­ги­ра, за­тем, по­сле не­дол­го­го пре­бы­ва­ния в Рее, был вази­ром и при­двор­ным вра­чом у пра­ви­те­ля Ха­ма­да­на Шамс ад-Дау­лы (997–1021), по­сле смер­ти ко­то­ро­го в ре­зуль­та­те кон­флик­та с его сы­ном был за­клю­чён в тюрь­му. По­след­ние от­но­си­тель­но спо­кой­ные 14 лет жиз­ни И. С. про­вёл в Ис­фа­ха­не при дво­ре Ала ад-Дау­лы (1008–41), ко­то­ро­му по­свя­тил «Кни­гу зна­ния» («Да­ниш-на­мэ», на фар­си; рус. пер. 1999). Здесь он за­вер­шил на­ча­тые в Ха­ма­да­не два гл. со­чи­не­ния – «Кни­гу ис­це­ле­ния» и «Ка­нон вра­чеб­ной нау­ки» и б. ч. сво­их мно­го­числ. трак­та­тов (неск. со­тен на араб­ском и ок. двух де­сят­ков на фар­си) по фи­ло­со­фии, ме­ди­ци­не, фи­зи­ке, хи­мии, ас­тро­но­мии, по­эзии, му­зы­ке. В 1030 во вре­мя на­бе­га войск газ­не­вий­ско­го сул­та­на на Ис­фа­хан был раз­граб­лен дом И. С. и про­па­ли мно­гие его тру­ды, в т. ч. 20-том­ная «Кни­га спра­вед­ли­во­го [су­дей­ст­ва]».

Мно­го­том­ный эн­цик­ло­пе­дический труд «Кни­га ис­це­ле­ния» («Ки­таб аш-Ши­фа’») со­сто­ит из че­ты­рёх раз­де­лов: 1) фи­лос. про­пе­дев­ти­ка и ло­ги­ка; 2) фи­зи­ка, пси­хо­ло­гия и био­ло­гия; 3) ма­те­ма­ти­ка, ас­тро­но­мия и му­зы­ка; 4) ме­та­фи­зи­ка, вклю­чаю­щая в ка­че­ст­ве при­клад­ных дис­ци­п­лин по­ли­ти­ку, эти­ку, до­мо­вод­ст­во (эко­но­ми­ку) и ре­лиг. пра­во – фикх (уже в 12 в. на лат. яз. бы­ли пе­ре­ве­де­ны раз­де­лы по ме­та­фи­зи­ке и пси­хо­ло­гии под назв. «Suf­fi­cien­tiae», т. е. «Дос­та­точ­ное» – по вто­ро­му зна­че­нию араб. сло­ва «ши­фа»). Со­кра­щён­ные ва­ри­ан­ты этой эн­цик­ло­пе­дии – «Кни­га спа­се­ния» («ан-Над­жат») и «Кни­га зна­ния». В кон­це жиз­ни И. С. соз­дал сис­те­ма­тич. фи­лос. соч. «Ука­за­ния и на­став­ле­ния» («аль-Мша­рат ва-т-тан­би­хат»), за­клю­чит. гла­вы ко­то­ро­го на­пи­са­ны под влия­ни­ем су­физ­ма. Сре­ди его ма­лых про­из­ве­де­ний вы­де­ляют­ся «Трак­тат о люб­ви», а так­же ал­ле­го­рич. по­вести, об­ра­зую­щие свое­об­раз­ную фи­лос. три­ло­гию: «Жи­вой, сын Бодр­ст­вую­ще­го» («Хайй ибн Йак­зан»), «По­сла­ние о пти­цах» («Ри­са­лат ат-Тайр») и «Сал­ман и Аб­сал». Со­хра­ни­лись не­мно­го­числ. сти­хи И. С. на араб. яз. и на фар­си.

Философия и богословие

Со­еди­няя ан­тич­ную (пе­ри­па­те­ти­че­скую и не­оп­ла­то­ни­че­скую) фи­лос. тра­ди­цию с ис­лам­ским мо­но­те­из­мом, И. С. счи­тал ме­та­фи­зи­ку уче­ни­ем о Бо­ге как пер­во­при­чи­не все­го су­ще­го. При до­ка­за­тель­ст­ве бы­тия Бо­га он ис­хо­дил из то­го, что ве­щи, су­ще­ст­вую­щие в ми­ре, са­ми по се­бе толь­ко «воз­мож­ны», т. е. они мо­гут быть, но мо­гут и не быть, ибо их сущ­ность от­лич­на от их су­ще­ст­во­ва­ния; они яв­ля­ют­ся к бы­тию бла­го­да­ря на­ча­лу, ко­то­рое са­мо по се­бе не­об­хо­ди­мо в сво­ём бы­тии и у ко­то­ро­го сущ­ность и су­ще­ст­во­ва­ние то­ж­де­ст­вен­ны друг дру­гу. Это Пер­во­на­ча­ло есть аб­со­лют­но не­об­хо­ди­мое Су­щее, и та­кое по­ни­ма­ние Бо­га ста­ло об­ще­при­ня­тым в ср.-век. му­суль­ман­ском и иу­дей­ском бо­го­сло­вии, а от­час­ти и в хри­сти­ан­ском.

Вслед за аль-Фа­ра­би И. С. ис­тол­ко­вы­вал тво­ре­ние ми­ра как вне­вре­мен­ное ис­хо­ж­де­ние (эма­на­цию) его от Бо­га. В ие­рар­хии веч­но ис­хо­дя­щих от Бо­га кос­мич. ра­зу­мов, управ­ляю­щих не­бес­ны­ми сфе­ра­ми и ото­жде­ст­в­ляе­мых с ан­ге­ла­ми, по­след­ний, де­ся­тый – Дея­тель­ный ра­зум вы­сту­па­ет как ор­га­ни­зую­щее на­ча­ло в от­но­ше­нии все­го су­ще­ст­вую­ще­го в под­лун­ном ми­ре, как «да­ри­тель форм»: бла­го­да­ря ему ма­те­рия как чис­тая по­тен­ци­аль­ность вос­при­ни­ма­ет фор­мы и воз­ни­ка­ют ве­щи, со­стоя­щие из фор­мы и ма­те­рии. Че­ло­ве­че­ский ра­зум, дос­тиг­ший выс­шей сте­пе­ни со­вер­шен­ст­ва, спо­со­бен со­еди­нить­ся с Дея­тель­ным ра­зу­мом [И. С. ото­ж­де­ст­в­лял его с ар­хан­ге­лом Гав­рии­лом (араб. Джаб­ри­ил), пе­ре­дат­чи­ком От­кро­ве­ния в му­сульм. тра­ди­ции], и то­гда про­рок по­лу­ча­ет от не­го ис­ти­ны в фор­ме дос­туп­ных для ши­ро­кой пуб­ли­ки об­ра­зов, а фи­ло­соф – в ви­де умо­зрений. Спо­соб­ность про­ро­ков тво­рить чу­де­са И. С. объ­яс­нял их чрез­вы­чай­но раз­ви­той си­лой во­об­ра­же­ния, мо­гу­щей воз­дей­ст­во­вать не толь­ко на соб­ст­вен­ное те­ло, но и на те­ла др. лю­дей.

В от­ли­чие как от аль-Фа­ра­би, при­знаю­ще­го ин­ди­ви­ду­аль­ное бес­смер­тие толь­ко для про­свет­лён­ных душ, так и от бо­го­сло­вов ка­ла­ма, счи­тав­ших ду­шу пре­хо­дя­щей ак­ци­ден­ци­ей те­ла, И. С. от­стаи­вал суб­стан­ци­аль­ный ха­рак­тер ду­ши, её им­ма­те­ри­аль­ность, не­за­ви­си­мость от те­ла и, сле­до­ва­тель­но, веч­ность ин­ди­ви­ду­аль­ной че­ло­ве­че­ской ду­ши. В обос­но­ва­ние это­го он вы­дви­гал разл. до­ка­за­тель­ст­ва, в т. ч. ин­трос­пек­тив­ный опыт «па­ря­ще­го че­ло­ве­ка», осоз­наю­ще­го, что «я есть я, да­же ес­ли я не знаю, что у ме­ня есть ру­ка, но­га или ка­кой-ни­будь иной ор­ган». И. С. не при­нял ни пла­то­нов­ско­го уче­ния о пред­су­ще­ст­во­ва­нии ду­ши и ме­тем­пси­хо­зе, ни му­сульм. док­три­ны о те­лес­ном вос­кре­ше­нии. Со­глас­но И. С., Суд­ный день на­сту­па­ет для че­ло­ве­ка сра­зу же по­сле его смер­ти.

В му­сульм. ми­ре за И. С. за­кре­пи­лось поч. про­зви­ще «князь фи­ло­со­фов» (аш-Шайх ар-ра’ис). Мно­гие его идеи бы­ли вос­при­ня­ты в позд­нем ка­ла­ме. Наи­боль­шее же рас­про­стра­не­ние его фи­ло­со­фия на­шла в пер­соя­зыч­ном ареа­ле, пре­ж­де все­го че­рез су­фий­ское уче­ние об оза­ре­нии Сух­ра­вар­ди. И. С. ока­зал боль­шое влия­ние на раз­ви­тие ср.-век. мыс­ли, в т. ч. евр. фи­ло­со­фии (Ибн Эз­ра, Ибн Да­уд) и осо­бен­но ев­роп. схо­ла­сти­ки (ус­вое­ние в 13 в. на­сле­дия Ари­сто­те­ля в ин­тер­пре­та­ции И. С., те­че­ние «ла­тин­ско­го ави­цен­низ­ма» и др.).

Медицина

«Канон врачебной науки». Титульный лист. Венеция. 1544.

«Ка­нон вра­чеб­ной нау­ки» (ок. 1020, рус. пер., кн. 1–5, 1954–60), при­нёс­ший И. С. все­мир­ную из­вест­ность и ти­тул «кня­зь вра­чей», пред­став­ля­ет со­бой эн­цик­ло­пе­дич. свод мед. зна­ний и вра­чеб­но­го опы­та ан­тич­но­сти и ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья (Гип­по­крат, Га­лен), а так­же вклю­ча­ет собств. от­кры­тия и на­блю­де­ния И. С. «Ка­нон» со­сто­ит из 5 книг. Пер­вая кни­га со­дер­жит све­де­ния по ана­то­мии и фи­зио­ло­гии; о при­чи­нах и при­зна­ках бо­лез­ней; опи­са­ние уче­ний о т. н. со­ках (кровь, лим­фа, жёлчь) и ви­дах те­ло­сло­же­ния; дан­ные о дие­те, со­хра­не­нии здо­ро­вья и пре­ду­пре­ж­де­нии бо­лез­ней, об об­щих прин­ци­пах ле­че­ния. Вто­рая – по­свя­ще­на опи­са­нию ле­карств как рас­тит., так и жи­вот­но­го про­ис­хо­ж­де­ния. В треть­ей – рас­смат­ри­ва­ют­ся отд. за­бо­ле­ва­ния, их рас­по­зна­ва­ние и ле­че­ние. В чет­вёр­той – опи­са­ны спо­со­бы ле­че­ния за­бо­ле­ва­ний. Пя­тая – по­свя­ще­на т. н. слож­ным ле­кар­ст­вам, ядам и про­ти­во­яди­ям. При­чи­на­ми бо­лез­ней И. С. счи­тал разл. «вред­но­сти» – ме­ст­но­сти, кли­ма­та, вре­ме­ни го­да; ус­ло­вий бы­та, пи­та­ния, тру­да; ду­шев­ные по­тря­се­ния и др. Он впер­вые опи­сал раз­ли­чия ме­ж­ду ос­пой, про­ка­зой, чу­мой; до­ка­зал воз­мож­ность за­ра­зить­ся эти­ми бо­лез­ня­ми че­рез воз­дух, поч­ву, во­ду, кон­так­ты ме­ж­ду людь­ми; опи­сал ту­бер­ку­лёз, яз­ву же­луд­ка, плев­рит, диа­бет; пред­при­нял по­пыт­ку ле­че­ния си­фи­ли­са рту­тью. К об­щим прин­ци­пам ле­че­ния бо­лез­ней И. С. от­но­сил ре­жим дня и пи­та­ние, при­ме­не­ние ле­карств и «дей­ст­вие ру­кой» (т. е. хи­рур­гич. вме­ша­тель­ст­во).

В 12 в. «Ка­нон» был пе­ре­ве­дён на лат. яз., в даль­ней­шем на мн. др. язы­ки, в т. ч. на рус­ский (по­сле изо­бре­те­ния кни­го­пе­ча­та­ния по чис­лу из­да­ний он со­пер­ни­чал с Биб­ли­ей). В те­че­ние не­сколь­ких сто­ле­тий «Ка­нон» слу­жил ру­ко­во­д­ством для вра­чей.

Теория музыки

И. С. ос­но­вы­ва­лась гл. обр. на дос­ти­же­ни­ях греч. учё­ных и аль-Фа­ра­би. «Свод нау­ки о му­зы­ке» (рус. пер. – в кн. «Му­зы­каль­ная эс­те­ти­ка стран Вос­то­ка», М., 1967), вхо­дя­щий в «Кни­гу ис­це­ле­ния», со­дер­жит све­де­ния о зву­ке, ин­тер­ва­лах (И. С. рас­по­ла­га­ет их по сте­пе­ни кон­со­нант­но­сти), ви­дах тет­ра­хор­да и их рас­по­ло­же­нии в т. н. полной сис­те­ме, о рит­ми­ке, тех­ни­ке ком­по­зи­ции, приё­мах клас­си­фи­ка­ции ин­ст­ру­мен­тов, на­строй­ке лют­ни. Ука­за­ния на ле­чеб­ное и вос­пи­тат. зна­че­ние му­зы­ки со­дер­жат­ся в «Трак­тате о ду­ше» («Ри­са­ла фи-н-нафс») и трак­тате «Раз­де­ле­ния ме­ж­ду муд­ро­стью и нау­ка­ми» («Та­ка­сим аль-хик­ма ва-ль-улум»).

Ибн Сина (Авиценна) — биография, факты, фото

Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина, известный на Западе как Авиценна – средневековый персидский ученый, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным доктором саманидских эмиров и дайлемитских султанов, а также какое-то время являлся визирем в Хамадане.

Ибн Сина считается автором свыше 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. Самый выдающийся философ-ученый средневекового исламского мира.

В биографии Ибн Сины есть множество интересных фактов, о которых вы наверняка не слышали.

Итак, перед вами краткая биография Ибн Сины.

Биография Ибн Сины

Ибн Сина появился на свет 16 августа 980 г. в небольшой деревне Афшана, расположенной на территории Саманидского государства.

Он рос и воспитывался в состоятельно семье. Принято считать, что его отец был богатым чиновником.

Детство и юность

С раннего возраста Ибн Сина проявлял большие способности к разным наукам. Когда ему едва исполнилось 10 лет, он выучил наизусть почти весь Коран – главную книгу мусульман.

Поскольку Ибн Сина обладал впечатляющими знаниями, отец отправил его в школу, где глубоко изучались мусульманские законы и принципы. Однако преподавателям пришлось признать, что мальчик гораздо лучше их разбирался в самых разных вопросах.

Интересен факт, что когда Ибн Сине было всего 12 лет, к нему за советами приходили как учителя, так и местные мудрецы.

В Бухаре Авиценна обучался философии, логике и астрономии у приехавшего в город ученого Абу Абдаллаха Натли. После этого он самостоятельно продолжил получать знания в этих и других областях.

Ибн Сина проявлял интерес к медицине, музыке и геометрии. Большое впечатление на парня произвела «Метафизика» Аристотеля.

В 14-летнем возрасте юноша исследовал все имеющиеся в городе труды, так или иначе связанные с медициной. Он даже пробовал лечить особо больных людей, чтобы применить свои знания на практике.

Случилось так, что эмир Бухары заболел, но никто из его лекарей не мог излечить правителя от недуга. В результате, к нему пригласили молодого Ибн Сину, который поставил правильный диагноз и прописал соответствующее лечение. После этого он стал личным врачом эмира.

Хусейн продолжил получать знания из книг, когда у него появился доступ к библиотеке правителя.

В 18-летнем возрасте Ибн Сина обладал такими глубокими познаниями, что начал свободно дискуссировать с самыми известными учеными Востока и Средней Азии по переписке.

Когда Ибн Сине было только 20 лет, он издал несколько научных трудов, включая обширные энциклопедии, книги по этике и медицинский словарь.

В тот период биографии умер отец Ибн Сины, а Бухару оккупировали тюркские племена. По этой причине, мудрец решил уехать в Хорезм.

Медицина

Переехав в Хорезм, Ибн Сина смог продолжить медицинскую практику. Его успехи были настолько велики, что местные жители начали называть его «князем врачей».

В то время власти запрещали кому-либо вскрывать трупы с целью изучения. За это нарушителей ждала смертная казнь, однако Ибн Сина вместе с другим медиком по имени Масихи, продолжали заниматься вскрытием втайне от других.

Ибн Сина за работой

Со временем об этом стало известно султану, в результате чего Авиценна и Масихи решили спасаться бегством. Во время своего спешного побега, ученые попали под сильный ураган. Они сбились с пути, изнывая от голода и жажды.

Престарелый Масихи умер, не сумев перенести таких испытаний, тогда как Ибн Сина лишь чудом остался в живых.

Ученый долго скитался от преследований султана, но все равно продолжал заниматься писательской деятельностью. Интересен факт, что некоторые работы он писал прямо в седле, в ходе своих продолжительных переездов.

В 1016 г. Ибн Сина обосновался в Хамадане – бывшей столице Мидии. В этих землях правили малограмотные правители, что не могло не радовать мыслителя.

Авиценна быстро получил место главного врача эмира, а позже удостоился должности министра-визира.

В этот период биографии Ибн Сине удалось завершить написание первой части его главного труда – «Канона врачебной науки». Позже он будет дополнен еще 4 частями.

Канон врачебной науки

В книге уделялось внимание описанию хронических заболеваний, хирургии, переломам костей и приготовлению лекарств. Также автор рассказывал о медицинских практиках древних врачей Европы и Азии.

Любопытно, что Ибн Сина определил, что вирусы выступают в качестве невидимых возбудителей инфекционных заболеваний. Стоит заметить, что его гипотеза была доказана Пастером только спустя 8 веков.

В своих книгах Ибн Сина также описывал разновидности и состояния пульса. Он был первым врачом, который дал определения таким серьезным болезням, как холера, чума, желтуха и т.д.

Большой вклад Авиценна сделал и в развитие зрительной системы. Он во всех деталях объяснил устройство человеческого глаза.

До этого времени, современники Ибн Сины думали будто глаз представляет собой некий фонарик с лучами особенного происхождения. В кротчайшие сроки «Канон врачебной науки» превратился в энциклопедию мирового значения.

Философия

Немало трудов Ибн Сины были утрачены или переписаны необразованными переводчиками. Тем не менее, до наших дней сохранилось достаточно много работ ученого, помогающих понять его взгляды на те или иные вопросы.

По мнению Авиценны наука разделялась на 3 категории:

  1. Высшая.
  2. Средняя.
  3. Низшая.

Ибн Сина относился к тому числу философов и ученых, которые считали началом всех начал – Бога.

После определения вечности мира, мудрец глубоко рассмотрел сущность человеческой души, которая проявляла себя в различных обличиях и телах (как животное или человек) на земле, после чего снова возвращалась к Богу.

Философская концепция Ибн Сины критиковалась еврейскими мыслителями и суфиями (исламскими эзотериками). Тем не менее, идеи Авиценны были приняты многими людьми.

Литература и другие науки

Ибн Сина нередко рассуждал о серьезных вещах посредством стихосложений. В подобной манере им были написаны такие работы, как «Трактат о любви», «Хай ибн Якзан», «Птица» и многие другие.

Значительный вклад ученый внес в развитие психологии. К примеру, он разделил характер людей на 4 категории:

  • горячий;
  • холодный;
  • влажный;
  • сухой.

Ибн Сина добился немалых успехов в механике, музыке и астрономии.  Также он смог показать себя и в качестве талантливого химика. К примеру, он научился добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.

Его труды до сих пор с интересом изучаются во всем мире. Современные специалисты удивляются тому, как ему удалось достичь таких высот, живя в ту эпоху.

Личная жизнь

На данный момент биографам Ибн Сины практически ничего не известно о его личной жизни.

Ученый часто менял места жительства, переезжая из одной местности в другую. Успел ли он завести семью сказать сложно, поэтому данная тема по-прежнему вызывает много вопросов у историков.

Смерть

Незадолго до смерти, у философа открылась серьезная желудочная болезнь, от которой он вылечить себя не смог. Ибн Сина умер 18 июня 1037 года в возрасте 56 лет.

Накануне своей кончины Авиценна распорядился отпустить на волю всех своих рабов, наградив их, а все свое состояние раздать нищим.

Ибн Сину похоронили в Хамадане рядом с городской стеной. Менее чем через год, его останки перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее.

Изображения Ибн Сины

Статуя Ибн Сины с Павильоне персидских мудрецов

Рукопись Ибн СиныЧереп Ибн Сины найденный в 1950 г. при строительстве нового мавзолея

Если вам понравилась краткая биография Ибн Сины – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Neurosurgical Focus Volume 11 Issue 2 (2001) Journals

Ибн Сина (часто известный под своей фамилией на латыни Авиценна; 980–1037 гг. н.э.) был самым известным врачом и философом своего времени. В его «Каноне медицины » , одной из самых известных книг в истории медицины, содержится обзор всех медицинских знаний, доступных из древних и мусульманских источников, и содержится его собственный вклад. В данной статье авторы представляют уникальную картину нейрохирургической техники Ибн Сины и кратко обобщают его жизнь и деятельность.

Ибн Сина (часто известный под латинской фамилией Авиценна; 980–1037 гг. н.э.) был самым известным врачом и философом своего времени. В его «Каноне медицины

» , одной из самых известных книг в истории медицины, содержится обзор всех медицинских знаний, доступных из древних и мусульманских источников, и содержится его собственный вклад. В данной статье авторы представляют уникальную картину нейрохирургической техники Ибн Сины и кратко обобщают его жизнь и деятельность.

  • Крах
  • Расширять
Проблема Журнал

Том 11: Выпуск 2

Примечания автора

Адресуйте запросы на перепечатку: Асита С. Саррафзаде, отделение нейрохирургии, Шарите, Медицинский центр Вирхова, Берлинский университет им. Гумбольдта, Аугустенбургер Платц 1, 13353 Берлин, Германия. электронная почта: [email protected].

Метрики

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные представления 2 0 0
Полнотекстовые просмотры 1513 259 26
Загрузка PDF 3306 561 55
Загрузки EPUB 0
0
0


  • PubMed Цитата

  • Статьи Аситы С. Саррафзаде
  • Статьи Нури Сарафяна
  • Статьи Альмута фон Гладисса
  • Статьи Андреаса В. Унтерберга
  • Статьи Вольфганга Р. Ланкша

  • Похожие статьи в PubMed

  • Статья Аситы С. Саррафзаде
  • Статья Нури Сарафяна
  • Статья Альмута фон Гладисса
  • Статья Андреаса В. Унтерберга
  • Статья Вольфганга Р. Ланкша

  • Похожие статьи в Google Scholar

АВИЦЕННА (АБУ АЛИ ИБН АБДАЛАХ ИБН СИНА)

Содержание

  • Его значение как философа.
  • «Канон».
  • Логика и метафизика.
  • Психология.

Известный врач и философ; родился в Бухаре в 9 г.80; умер в 1037 г. Его работы, привезенные в Испанию примерно через сто лет после публикации, оказали большое влияние на еврейскую мысль в Средние века. Его философские исследования воплощены в большом энциклопедическом труде, озаглавленном «Аль-Шафа» (Исцеление), термин, который в латинском переводе был искажен до «Достаточности». Этот латинский перевод, подготовленный с помощью переводчиков-евреев, часто использовался еврейскими авторами, в частности Самуэлем ибн Тиббоном в его «Йикаву ха-Майим». Он разделен на четыре части; а именно, логика, физика, математика и метафизика. В дополнение к «Шафа» существует меньшая по размеру энциклопедия «Ай-Наджах», которая под названием «Исцеление души» была в 1330 году переведена Тодросом Тодроси в Риме.

Его значение как философа.

Что касается важности Авиценны как философа, Маймонид и Шем-Тоб Фалакера высказали свое мнение. Маймонид говорит: «Труды Авиценны, хотя и отличаются сносной точностью, а также тонкостью рассуждений, тем не менее уступают трудам Абу-Насра аль-Фараби; однако они полезны и заслуживают изучения». Это мнение разделяет Шем-Тоб Фалакера, заявляющий, что сочинения Авиценны «точны, но непонятны тем, кто не знаком с логикой». Еще большее значение имеют медицинские труды Авиценны, и как автор он был отмечен в этой области почетным титулом «князь врачей». Его главное медицинское издание — «Канон», полная система медицины, которая в 1279 г., был переведен на иврит Натаном ха-Меати («из Ченто»). Части работы были переведены также двумя другими еврейскими учеными, и время от времени к ней писались многочисленные комментарии. В дополнение к этому труду Авиценна оставил небольшой медицинский сборник — в десяти томах — и даже выразил свои медицинские познания в риме. Последние упомянутые публикации также были увековечены в еврейских переводах.

«Канон».

«Канон» («Аль-Канун фиал-Тибб») величайшее литературное произведение Авиценны, представляет собой колоссальный труд, который на протяжении пяти столетий принимался в качестве руководства в европейских университетах, и который использовался в качестве учебника в университетов Лувена и Монпелье примерно до 1650 года.

Он состоит из пяти книг, разделенных на funûn или fen (разделы), tractatus, summa и caput. Из этих томов первый и второй посвящены физиологии, патологии и гигиене; третья и четвертая — методов лечения болезней; и пятое, о Материи медике. Многочисленные достоинства этого объемистого труда и его восхитительный литературный стиль позволяют легко понять причину его большой популярности как в восточных школах, так и среди западных арабистов более позднего времени. Именно среди последних, а не в арабской Испании, где преобладало влияние Аверроэса, сочинения Авиценны приобрели наибольшую популярность.

В некоторых отношениях «Канон» Авиценны мало чем отличается от работ его предшественников Разеса и Али, хотя и превосходит «Эль-Хави» (Continens) или «Краткое изложение» первого большей точностью метода.

Логика и метафизика.

Эта способность к систематизации объяснялась, возможно, его мастерством в логике — области, в которой его знания давали ему право считаться одним из главных предшественников Альберта Великого и его непосредственных преемников, каждый из которых был вынужден выводить свои формулы в значительной степени из произведений Авиценны.

Логика Авиценны отличается большой полнотой охвата и скрупулезно добросовестным стремлением автора, который здесь явно следует примеру аль-Фараби, изложить предмет ясно, всесторонне и обстоятельно.

Что касается основных положений его философии, то Авиценна учил, что материя, принцип индивидуации, не исходит непосредственно от Божества, хотя в своем изначальном происхождении она вечна и включает в себя все возможности развития. Другими словами, он считал, что, хотя все вещи в первую очередь прослеживаются благодаря действию неизменного Божества, они не могут быть обязаны своим существованием непосредственному влиянию такого Божества, поскольку неизменное не может само по себе создавать субстанции, подчиненные стихии изменять. Таким образом, первым и единственным непосредственным продуктом Бога является мировая душа или мировой разум, который раскручивает бесконечную цепь творения по всем небесным сферам вплоть до земли. Однако причина, которая производит, должна также сохранять, ибо причина и следствие тождественны; из чего следует, что сам мир, как и Бог, должен быть вечным.

Психология.

Психологические взгляды Авиценны, выраженные в шестом томе его труда по физике (вторая часть «Шефы», в так называемой «Liber Sextus Naturalium»), оказали большое влияние на еврейских ученых. В своем предисловии к этой книге латинский переводчик Иоганн Хиспаленсис заявляет, что она содержит «Quidquid Aristoteles dixit in libro suo de anima et de sensu et sensato et de intellectu et intellecto». В дополнение к этой основной работе Авиценны по психологии он написал ряд диссертаций о душе, почти все из которых были переведены на иврит; и хотя в целом они основаны на психологических теориях Аристотеля, взгляды Авиценны во многих отношениях оригинальны. В качестве примера можно упомянуть его разделение атрибутов души на четыре класса; а именно, внешние силы, или пять чувств; внутренние полномочия; движущие силы и интеллектуальные силы. Авиценна был также первым философом после Галена, указавшим на три полости мозга местонахождение функций души; его мнения по этому вопросу, как и по другим предметам, позже были восприняты еврейскими авторами, и в частности Шем-Тобом Фалакерой, который в своих работах по психологии показал себя верным сторонником Авиценны. Подобно последнему, Фалакера исходит из принципа: «Познай самого себя, и ты познаешь своего Создателя», тем самым устанавливая психологию как введение в метафизику.

Произведения Авиценны нередко содержат противоречащие друг другу теории — факт, объясняемый Аверроэсом (самым яростным противником великого философа) тем, что Авиценна боялся открыто признавать свои взгляды, желая сохранить благосклонность всех сторон и никого не обидеть. В самом деле, рано утверждалось, что истинные взгляды Авиценны вообще не содержались в «Шефе», а были найдены в мистическом труде под названием «Восточная мудрость или философия» — труде, который сейчас не существует ни на арабском, ни на латыни. , в еврейской рукописи сохранился только фрагмент (Штайншнейдер, Jüdische Literatur, стр. 301).

Таким образом, оказывается, что неоплатоническая теория эволюции Авиценны постепенно привела его к мистицизму, и как приверженец новой платоновской системы в нем странным образом смешались душа рационалиста и душа мистика, что сделало его создателем в конечном счете роковое учение о двойной истине — учение, сосредоточенное в предложении «Secundum fidem verum; secundum ratione falsum» («Истинно согласно вере; ложно согласно разуму»), которое впоследствии использовал Исаак Альбалаг для защиты своих смелых мнений (ср.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *