ИБН СИНА • Большая российская энциклопедия
Ибн Сина.
ИБН СИ́НА Абу Али Хусейн ибн Абдаллах [латинизир. Авиценна (Avicenna)] (980, с. Авшана ок. Бухары – 1037, Хамадан), мусульм. философ, учёный-энциклопедист, врач; представитель вост. аристотелизма. Согдиец по происхождению, юность провёл в Бухаре – столице гос-ва Саманидов. Получил систематич. домашнее образование, в 10-летнем возрасте наизусть знал весь Коран и многое из араб. поэзии. Родным языком И. С. был фарси, но обширный круг религ. и светских наук (логика, математика, метафизика, мусульм. право – фикх, медицина и др.) он изучал на араб. яз. В освоении Аристотеля опирался на комментарии аль-Фараби. В 17-летнем возрасте вылечил эмира Бухары Нуха ибн Мансура (976–997) и приобрёл славу искусного врача. После завоевания Бухары Караханидами и смерти отца переехал в 1002 в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч), где продолжал науч.
занятия в «Академии Мамуна», объединявшей крупных учёных того времени (в т. ч. Бируни). После отказа в 1008 перейти на службу к Махмуду Газневи начался скитальческий период в жизни И. С. Преследуемый султаном, он бежал в Гурган, где нашёл убежище при дворе ценителя искусств и литературы Кабуса ибн Вашмгира, затем, после недолгого пребывания в Рее, был вазиром и придворным врачом у правителя Хамадана Шамс ад-Даулы (997–1021), после смерти которого в результате конфликта с его сыном был заключён в тюрьму. Последние относительно спокойные 14 лет жизни И. С. провёл в Исфахане при дворе Ала ад-Даулы (1008–41), которому посвятил «Книгу знания» («Даниш-намэ», на фарси; рус. пер. 1999). Здесь он завершил начатые в Хамадане два гл. сочинения – «Книгу исцеления» и «Канон врачебной науки» и б. ч. своих многочисл. трактатов (неск. сотен на арабском и ок. двух десятков на фарси) по философии, медицине, физике, химии, астрономии, поэзии, музыке.
В 1030 во время набега войск газневийского султана на Исфахан был разграблен дом И. С. и пропали многие его труды, в т. ч. 20-томная «Книга справедливого [судейства]».
Многотомный энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аш-Шифа’») состоит из четырёх разделов: 1) филос. пропедевтика и логика; 2) физика, психология и биология; 3) математика, астрономия и музыка; 4) метафизика, включающая в качестве прикладных дисциплин политику, этику, домоводство (экономику) и религ. право – фикх (уже в 12 в. на лат. яз. были переведены разделы по метафизике и психологии под назв. «Sufficientiae», т. е. «Достаточное» – по второму значению араб. слова «шифа»). Сокращённые варианты этой энциклопедии – «Книга спасения» («ан-Наджат») и «Книга знания». В конце жизни И. С. создал систематич. филос. соч. «Указания и наставления» («аль-Мшарат ва-т-танбихат»), заключит.
главы которого написаны под влиянием суфизма. Среди его малых произведений выделяются «Трактат о любви», а также аллегорич. повести, образующие своеобразную филос. трилогию: «Живой, сын Бодрствующего» («Хайй ибн Йакзан»), «Послание о птицах» («Рисалат ат-Тайр») и «Салман и Абсал». Сохранились немногочисл. стихи И. С. на араб. яз. и на фарси.
Философия и богословие
Соединяя античную (перипатетическую и неоплатоническую) филос. традицию с исламским монотеизмом, И. С. считал метафизику учением о Боге как первопричине всего сущего. При доказательстве бытия Бога он исходил из того, что вещи, существующие в мире, сами по себе только «возможны», т. е. они могут быть, но могут и не быть, ибо их сущность отлична от их существования; они являются к бытию благодаря началу, которое само по себе необходимо в своём бытии и у которого сущность и существование тождественны друг другу.
Это Первоначало есть абсолютно необходимое Сущее, и такое понимание Бога стало общепринятым в ср.-век. мусульманском и иудейском богословии, а отчасти и в христианском.
Вслед за аль-Фараби И. С. истолковывал творение мира как вневременное исхождение (эманацию) его от Бога. В иерархии вечно исходящих от Бога космич. разумов, управляющих небесными сферами и отождествляемых с ангелами, последний, десятый – Деятельный разум выступает как организующее начало в отношении всего существующего в подлунном мире, как «даритель форм»: благодаря ему материя как чистая потенциальность воспринимает формы и возникают вещи, состоящие из формы и материи. Человеческий разум, достигший высшей степени совершенства, способен соединиться с Деятельным разумом [И. С. отождествлял его с архангелом Гавриилом (араб. Джабриил), передатчиком Откровения в мусульм.
традиции], и тогда пророк получает от него истины в форме доступных для широкой публики образов, а философ – в виде умозрений. Способность пророков творить чудеса И. С. объяснял их чрезвычайно развитой силой воображения, могущей воздействовать не только на собственное тело, но и на тела др. людей.
В отличие как от аль-Фараби, признающего индивидуальное бессмертие только для просветлённых душ, так и от богословов калама, считавших душу преходящей акциденцией тела, И. С. отстаивал субстанциальный характер души, её имматериальность, независимость от тела и, следовательно, вечность индивидуальной человеческой души. В обоснование этого он выдвигал разл. доказательства, в т. ч. интроспективный опыт «парящего человека», осознающего, что «я есть я, даже если я не знаю, что у меня есть рука, нога или какой-нибудь иной орган». И. С. не принял ни платоновского учения о предсуществовании души и метемпсихозе, ни мусульм.
доктрины о телесном воскрешении. Согласно И. С., Судный день наступает для человека сразу же после его смерти.
В мусульм. мире за И. С. закрепилось поч. прозвище «князь философов» (аш-Шайх ар-ра’ис). Многие его идеи были восприняты в позднем каламе. Наибольшее же распространение его философия нашла в персоязычном ареале, прежде всего через суфийское учение об озарении Сухраварди. И. С. оказал большое влияние на развитие ср.-век. мысли, в т. ч. евр. философии (Ибн Эзра, Ибн Дауд) и особенно европ. схоластики (усвоение в 13 в. наследия Аристотеля в интерпретации И. С., течение «латинского авиценнизма» и др.).
Медицина
«Канон врачебной науки». Титульный лист. Венеция. 1544.
«Канон врачебной науки» (ок. 1020, рус. пер., кн. 1–5, 1954–60), принёсший И. С. всемирную известность и титул «князь врачей», представляет собой энциклопедич. свод мед. знаний и врачебного опыта античности и раннего Средневековья (Гиппократ, Гален), а также включает собств.
открытия и наблюдения И. С. «Канон» состоит из 5 книг. Первая книга содержит сведения по анатомии и физиологии; о причинах и признаках болезней; описание учений о т. н. соках (кровь, лимфа, жёлчь) и видах телосложения; данные о диете, сохранении здоровья и предупреждении болезней, об общих принципах лечения. Вторая – посвящена описанию лекарств как растит., так и животного происхождения. В третьей – рассматриваются отд. заболевания, их распознавание и лечение. В четвёртой – описаны способы лечения заболеваний. Пятая – посвящена т. н. сложным лекарствам, ядам и противоядиям. Причинами болезней И. С. считал разл. «вредности» – местности, климата, времени года; условий быта, питания, труда; душевные потрясения и др. Он впервые описал различия между оспой, проказой, чумой; доказал возможность заразиться этими болезнями через воздух, почву, воду, контакты между людьми; описал туберкулёз, язву желудка, плеврит, диабет; предпринял попытку лечения сифилиса ртутью.
К общим принципам лечения болезней И. С. относил режим дня и питание, применение лекарств и «действие рукой» (т. е. хирургич. вмешательство).
В 12 в. «Канон» был переведён на лат. яз., в дальнейшем на мн. др. языки, в т. ч. на русский (после изобретения книгопечатания по числу изданий он соперничал с Библией). В течение нескольких столетий «Канон» служил руководством для врачей.
Теория музыки
И. С. основывалась гл. обр. на достижениях греч. учёных и аль-Фараби. «Свод науки о музыке» (рус. пер. – в кн. «Музыкальная эстетика стран Востока», М., 1967), входящий в «Книгу исцеления», содержит сведения о звуке, интервалах (И. С. располагает их по степени консонантности), видах тетрахорда и их расположении в т. н. полной системе, о ритмике, технике композиции, приёмах классификации инструментов, настройке лютни. Указания на лечебное и воспитат.
значение музыки содержатся в «Трактате о душе» («Рисала фи-н-нафс») и трактате «Разделения между мудростью и науками» («Такасим аль-хикма ва-ль-улум»).
Ибн Сина (Авиценна) — биография, факты, фото
Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина, известный на Западе как Авиценна – средневековый персидский ученый, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным доктором саманидских эмиров и дайлемитских султанов, а также какое-то время являлся визирем в Хамадане.
Ибн Сина считается автором свыше 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. Самый выдающийся философ-ученый средневекового исламского мира.
В биографии Ибн Сины есть множество интересных фактов, о которых вы наверняка не слышали.
Итак, перед вами краткая биография Ибн Сины.
Биография Ибн Сины
Ибн Сина появился на свет 16 августа 980 г. в небольшой деревне Афшана, расположенной на территории Саманидского государства.
Он рос и воспитывался в состоятельно семье. Принято считать, что его отец был богатым чиновником.
Детство и юность
С раннего возраста Ибн Сина проявлял большие способности к разным наукам. Когда ему едва исполнилось 10 лет, он выучил наизусть почти весь Коран – главную книгу мусульман.
Поскольку Ибн Сина обладал впечатляющими знаниями, отец отправил его в школу, где глубоко изучались мусульманские законы и принципы. Однако преподавателям пришлось признать, что мальчик гораздо лучше их разбирался в самых разных вопросах.
Интересен факт, что когда Ибн Сине было всего 12 лет, к нему за советами приходили как учителя, так и местные мудрецы.
В Бухаре Авиценна обучался философии, логике и астрономии у приехавшего в город ученого Абу Абдаллаха Натли. После этого он самостоятельно продолжил получать знания в этих и других областях.
Ибн Сина проявлял интерес к медицине, музыке и геометрии. Большое впечатление на парня произвела «Метафизика» Аристотеля.
В 14-летнем возрасте юноша исследовал все имеющиеся в городе труды, так или иначе связанные с медициной. Он даже пробовал лечить особо больных людей, чтобы применить свои знания на практике.
Случилось так, что эмир Бухары заболел, но никто из его лекарей не мог излечить правителя от недуга. В результате, к нему пригласили молодого Ибн Сину, который поставил правильный диагноз и прописал соответствующее лечение. После этого он стал личным врачом эмира.
Хусейн продолжил получать знания из книг, когда у него появился доступ к библиотеке правителя.
В 18-летнем возрасте Ибн Сина обладал такими глубокими познаниями, что начал свободно дискуссировать с самыми известными учеными Востока и Средней Азии по переписке.
Когда Ибн Сине было только 20 лет, он издал несколько научных трудов, включая обширные энциклопедии, книги по этике и медицинский словарь.
В тот период биографии умер отец Ибн Сины, а Бухару оккупировали тюркские племена. По этой причине, мудрец решил уехать в Хорезм.
Медицина
Переехав в Хорезм, Ибн Сина смог продолжить медицинскую практику. Его успехи были настолько велики, что местные жители начали называть его «князем врачей».
В то время власти запрещали кому-либо вскрывать трупы с целью изучения. За это нарушителей ждала смертная казнь, однако Ибн Сина вместе с другим медиком по имени Масихи, продолжали заниматься вскрытием втайне от других.
Ибн Сина за работойСо временем об этом стало известно султану, в результате чего Авиценна и Масихи решили спасаться бегством. Во время своего спешного побега, ученые попали под сильный ураган. Они сбились с пути, изнывая от голода и жажды.
Престарелый Масихи умер, не сумев перенести таких испытаний, тогда как Ибн Сина лишь чудом остался в живых.
Ученый долго скитался от преследований султана, но все равно продолжал заниматься писательской деятельностью. Интересен факт, что некоторые работы он писал прямо в седле, в ходе своих продолжительных переездов.
В 1016 г. Ибн Сина обосновался в Хамадане – бывшей столице Мидии.
В этих землях правили малограмотные правители, что не могло не радовать мыслителя.
Авиценна быстро получил место главного врача эмира, а позже удостоился должности министра-визира.
В этот период биографии Ибн Сине удалось завершить написание первой части его главного труда – «Канона врачебной науки». Позже он будет дополнен еще 4 частями.
Канон врачебной наукиВ книге уделялось внимание описанию хронических заболеваний, хирургии, переломам костей и приготовлению лекарств. Также автор рассказывал о медицинских практиках древних врачей Европы и Азии.
Любопытно, что Ибн Сина определил, что вирусы выступают в качестве невидимых возбудителей инфекционных заболеваний. Стоит заметить, что его гипотеза была доказана Пастером только спустя 8 веков.
В своих книгах Ибн Сина также описывал разновидности и состояния пульса. Он был первым врачом, который дал определения таким серьезным болезням, как холера, чума, желтуха и т.д.
Большой вклад Авиценна сделал и в развитие зрительной системы.
Он во всех деталях объяснил устройство человеческого глаза.
До этого времени, современники Ибн Сины думали будто глаз представляет собой некий фонарик с лучами особенного происхождения. В кротчайшие сроки «Канон врачебной науки» превратился в энциклопедию мирового значения.
Философия
Немало трудов Ибн Сины были утрачены или переписаны необразованными переводчиками. Тем не менее, до наших дней сохранилось достаточно много работ ученого, помогающих понять его взгляды на те или иные вопросы.
По мнению Авиценны наука разделялась на 3 категории:
- Высшая.
- Средняя.
- Низшая.
Ибн Сина относился к тому числу философов и ученых, которые считали началом всех начал – Бога.
После определения вечности мира, мудрец глубоко рассмотрел сущность человеческой души, которая проявляла себя в различных обличиях и телах (как животное или человек) на земле, после чего снова возвращалась к Богу.
Философская концепция Ибн Сины критиковалась еврейскими мыслителями и суфиями (исламскими эзотериками).
Тем не менее, идеи Авиценны были приняты многими людьми.
Литература и другие науки
Ибн Сина нередко рассуждал о серьезных вещах посредством стихосложений. В подобной манере им были написаны такие работы, как «Трактат о любви», «Хай ибн Якзан», «Птица» и многие другие.
Значительный вклад ученый внес в развитие психологии. К примеру, он разделил характер людей на 4 категории:
- горячий;
- холодный;
- влажный;
- сухой.
Ибн Сина добился немалых успехов в механике, музыке и астрономии. Также он смог показать себя и в качестве талантливого химика. К примеру, он научился добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.
Его труды до сих пор с интересом изучаются во всем мире. Современные специалисты удивляются тому, как ему удалось достичь таких высот, живя в ту эпоху.
Личная жизнь
На данный момент биографам Ибн Сины практически ничего не известно о его личной жизни.
Ученый часто менял места жительства, переезжая из одной местности в другую.
Успел ли он завести семью сказать сложно, поэтому данная тема по-прежнему вызывает много вопросов у историков.
Смерть
Незадолго до смерти, у философа открылась серьезная желудочная болезнь, от которой он вылечить себя не смог. Ибн Сина умер 18 июня 1037 года в возрасте 56 лет.
Накануне своей кончины Авиценна распорядился отпустить на волю всех своих рабов, наградив их, а все свое состояние раздать нищим.
Ибн Сину похоронили в Хамадане рядом с городской стеной. Менее чем через год, его останки перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее.
Изображения Ибн Сины
Статуя Ибн Сины с Павильоне персидских мудрецовРукопись Ибн СиныЧереп Ибн Сины найденный в 1950 г. при строительстве нового мавзолеяЕсли вам понравилась краткая биография Ибн Сины – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Neurosurgical Focus Volume 11 Issue 2 (2001) Journals
Ибн Сина (часто известный под своей фамилией на латыни Авиценна; 980–1037 гг.
н.э.) был самым известным врачом и философом своего времени. В его «Каноне медицины » , одной из самых известных книг в истории медицины, содержится обзор всех медицинских знаний, доступных из древних и мусульманских источников, и содержится его собственный вклад. В данной статье авторы представляют уникальную картину нейрохирургической техники Ибн Сины и кратко обобщают его жизнь и деятельность.
Ибн Сина (часто известный под латинской фамилией Авиценна; 980–1037 гг. н.э.) был самым известным врачом и философом своего времени. В его «Каноне медицины
- Крах
- Расширять
Том 11: Выпуск 2
Примечания автора
Адресуйте запросы на перепечатку: Асита С.
Саррафзаде, отделение нейрохирургии, Шарите, Медицинский центр Вирхова, Берлинский университет им. Гумбольдта, Аугустенбургер Платц 1, 13353 Берлин, Германия. электронная почта:
[email protected].
Метрики
| Все время | Прошлый год | Последние 30 дней | |
|---|---|---|---|
| Абстрактные представления | 2 | 0 | 0 |
| Полнотекстовые просмотры | 1513 | 259 | 26 |
| Загрузка PDF | 3306 | 561 | 55 |
| Загрузки EPUB | 0 | 0 | 0 |
- PubMed Цитата
- Статьи Аситы С.
Саррафзаде - Статьи Нури Сарафяна
- Статьи Альмута фон Гладисса
- Статьи Андреаса В. Унтерберга
- Статьи Вольфганга Р. Ланкша
- Похожие статьи в PubMed
- Статья Аситы С. Саррафзаде
- Статья Нури Сарафяна
- Статья Альмута фон Гладисса
- Статья Андреаса В. Унтерберга
- Статья Вольфганга Р. Ланкша
Похожие статьи в Google Scholar
АВИЦЕННА (АБУ АЛИ ИБН АБДАЛАХ ИБН СИНА)
Содержание
- Его значение как философа.
- «Канон».

- Логика и метафизика.
- Психология.
Известный врач и философ; родился в Бухаре в 9 г.80; умер в 1037 г. Его работы, привезенные в Испанию примерно через сто лет после публикации, оказали большое влияние на еврейскую мысль в Средние века. Его философские исследования воплощены в большом энциклопедическом труде, озаглавленном «Аль-Шафа» (Исцеление), термин, который в латинском переводе был искажен до «Достаточности». Этот латинский перевод, подготовленный с помощью переводчиков-евреев, часто использовался еврейскими авторами, в частности Самуэлем ибн Тиббоном в его «Йикаву ха-Майим». Он разделен на четыре части; а именно, логика, физика, математика и метафизика. В дополнение к «Шафа» существует меньшая по размеру энциклопедия «Ай-Наджах», которая под названием «Исцеление души» была в 1330 году переведена Тодросом Тодроси в Риме.
Его значение как философа.
Что касается важности Авиценны как философа, Маймонид и Шем-Тоб Фалакера высказали свое мнение.
Маймонид говорит: «Труды Авиценны, хотя и отличаются сносной точностью, а также тонкостью рассуждений, тем не менее уступают трудам Абу-Насра аль-Фараби; однако они полезны и заслуживают изучения». Это мнение разделяет Шем-Тоб Фалакера, заявляющий, что сочинения Авиценны «точны, но непонятны тем, кто не знаком с логикой». Еще большее значение имеют медицинские труды Авиценны, и как автор он был отмечен в этой области почетным титулом «князь врачей». Его главное медицинское издание — «Канон», полная система медицины, которая в 1279 г., был переведен на иврит Натаном ха-Меати («из Ченто»). Части работы были переведены также двумя другими еврейскими учеными, и время от времени к ней писались многочисленные комментарии. В дополнение к этому труду Авиценна оставил небольшой медицинский сборник — в десяти томах — и даже выразил свои медицинские познания в риме. Последние упомянутые публикации также были увековечены в еврейских переводах.
«Канон».
«Канон» («Аль-Канун фиал-Тибб») величайшее литературное произведение Авиценны, представляет собой колоссальный труд, который на протяжении пяти столетий принимался в качестве руководства в европейских университетах, и который использовался в качестве учебника в университетов Лувена и Монпелье примерно до 1650 года.
В некоторых отношениях «Канон» Авиценны мало чем отличается от работ его предшественников Разеса и Али, хотя и превосходит «Эль-Хави» (Continens) или «Краткое изложение» первого большей точностью метода.
Логика и метафизика.
Эта способность к систематизации объяснялась, возможно, его мастерством в логике — области, в которой его знания давали ему право считаться одним из главных предшественников Альберта Великого и его непосредственных преемников, каждый из которых был вынужден выводить свои формулы в значительной степени из произведений Авиценны.
Что касается основных положений его философии, то Авиценна учил, что материя, принцип индивидуации, не исходит непосредственно от Божества, хотя в своем изначальном происхождении она вечна и включает в себя все возможности развития. Другими словами, он считал, что, хотя все вещи в первую очередь прослеживаются благодаря действию неизменного Божества, они не могут быть обязаны своим существованием непосредственному влиянию такого Божества, поскольку неизменное не может само по себе создавать субстанции, подчиненные стихии изменять. Таким образом, первым и единственным непосредственным продуктом Бога является мировая душа или мировой разум, который раскручивает бесконечную цепь творения по всем небесным сферам вплоть до земли. Однако причина, которая производит, должна также сохранять, ибо причина и следствие тождественны; из чего следует, что сам мир, как и Бог, должен быть вечным.
Психология.
Психологические взгляды Авиценны, выраженные в шестом томе его труда по физике (вторая часть «Шефы», в так называемой «Liber Sextus Naturalium»), оказали большое влияние на еврейских ученых. В своем предисловии к этой книге латинский переводчик Иоганн Хиспаленсис заявляет, что она содержит «Quidquid Aristoteles dixit in libro suo de anima et de sensu et sensato et de intellectu et intellecto». В дополнение к этой основной работе Авиценны по психологии он написал ряд диссертаций о душе, почти все из которых были переведены на иврит; и хотя в целом они основаны на психологических теориях Аристотеля, взгляды Авиценны во многих отношениях оригинальны. В качестве примера можно упомянуть его разделение атрибутов души на четыре класса; а именно, внешние силы, или пять чувств; внутренние полномочия; движущие силы и интеллектуальные силы. Авиценна был также первым философом после Галена, указавшим на три полости мозга местонахождение функций души; его мнения по этому вопросу, как и по другим предметам, позже были восприняты еврейскими авторами, и в частности Шем-Тобом Фалакерой, который в своих работах по психологии показал себя верным сторонником Авиценны.
Подобно последнему, Фалакера исходит из принципа: «Познай самого себя, и ты познаешь своего Создателя», тем самым устанавливая психологию как введение в метафизику.
Произведения Авиценны нередко содержат противоречащие друг другу теории — факт, объясняемый Аверроэсом (самым яростным противником великого философа) тем, что Авиценна боялся открыто признавать свои взгляды, желая сохранить благосклонность всех сторон и никого не обидеть. В самом деле, рано утверждалось, что истинные взгляды Авиценны вообще не содержались в «Шефе», а были найдены в мистическом труде под названием «Восточная мудрость или философия» — труде, который сейчас не существует ни на арабском, ни на латыни. , в еврейской рукописи сохранился только фрагмент (Штайншнейдер, Jüdische Literatur, стр. 301).
Таким образом, оказывается, что неоплатоническая теория эволюции Авиценны постепенно привела его к мистицизму, и как приверженец новой платоновской системы в нем странным образом смешались душа рационалиста и душа мистика, что сделало его создателем в конечном счете роковое учение о двойной истине — учение, сосредоточенное в предложении «Secundum fidem verum; secundum ratione falsum» («Истинно согласно вере; ложно согласно разуму»), которое впоследствии использовал Исаак Альбалаг для защиты своих смелых мнений (ср.

Саррафзаде