Авиценна вклад в психологию – психология авицены

психология авицены

3

Психология Авиценны.

Большое значение для психологии имели и работы выдающегося арабского мыслителя - Ибн Сины (латинизированное имя - Авиценна, 980-1037), который был одним из самых выдающихся врачей в истории медицины.

Его учение сложилось в эпоху социально-экономического расцвета Халифата, которая образовалась в результате арабских завоеваний.

Ибн Сина был энциклопедистом, его творчество не ограничивалось медициной и психологией, но наибольших достижений он достиг именно в этих областях.

В своих философских трудах Ибн Сина разработал так называемую теорию двух истин, которая имела огромное значение для развития не только психологии, но и других наук в средневековый период.

В теории двух истин доказывалось, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины - вера и знание. Поэтому истина знания, не входя в соприкосновение и противоречие с религией, имеет право на собственную область исследований и на собственные методы изучения человека. Соответственно складывалось

два учения о душе - религиозно-философское и естественно-научное.

Изучая процесс познания, Ибн Сина подчеркивал, что в каждой вещи есть всеобщее, которое роднит ее с другими предметами данного класса, а также отличное от других, единичное - то, что характеризует именно эту вещь. Такие разные свойства есть во всех окружающих предметах, в том числе и в человеке, и они являются предметом исследования разных наук. Исходя из этого, ученый и доказывал, что медицина и психология имеют особый предмет. Философия исследует сущее, множественное в каждой вещи, в то время как медицина и психология изучают конкретное, единичное.

Обобщенное знание, накопленное вековым опытом изучения поведения живых существ и их проявлений, с которыми имеет дело практическая медицина, было изложено в трактате Ибн Сины «Канон врачебной науки». Этот трактат на протяжении нескольких столетий был популярен не только на Востоке, но и в странах Западной Европы (начиная с XII в., когда он был переведен на латинский язык). В Европе этот трактат затмил труды великих врачей древности Гиппократа и Галена. Уже одно это говорит о том, что Ибн Сина не ограничился представлениями о функциях организма, которые накопила прежняя наука, а обогатил свое учение новыми сведениями и обобщениями. Следует иметь в виду, что под медициной тогда понималась не узкоспециальная область врачевания. Она охватывала объяснения, которые в дальнейшем стали относить к таким дисциплинам, как химия, ботаника, астрономия, география и др. И конечно, все эти дисциплины

содержали эмпирические знания, умело обобщенные Ибн Синой в «психологическую картину человека».

Положение Ибн Сины о зависимости психических явлений от физиологических касалось чувствительности организма, его способности реагировать на внешние раздражения, а также его эмоциональных состояний. Познание функций души было направлено на познание материального, органического тела, доступного чувственному наблюдению, воздействию лекарственных и хирургических средств и т.д.

Ибн Сина не ограничивался опорой на факты, почерпнутые из практического изуче ния простейших реакций организма. Он учил, что, используя эти факты, можно объяснить и такое сложное явление в психической жизни, как воображение, когда человек воссоздает и даже изменяет в своей душе воспринятые прежде образы вещей.

Во всех случаях Ибн Сина апеллировал к своему врачебному опыту. Он был одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение он придавал воспитанию: именно посредством воспитания, учил он, осуществляется воздействие психики на организм, так что она, будучи активной силой, способна физиологические свойства этого организма изменять в определенном направлении.

Особое место отводилось чувствам, аффектам, которые испытывает ребенок в различные возрастные периоды. Аффекты же возникают обычно при общении с родителями, при их воздействии на ребенка. Соответственно, вызывая у ребенка те или иные аффекты, взрослые формируют его натуру, его организм, всю систему его психофизиологических функций.

Нельзя не обратить внимание на то, что за всеми этими положениями скрыта общая мысль о способности регулировать внутренние психические состояния человека путем воздействия на его внешнее поведение. Идея взаимосвязи психического (как зависящего от этого поведения) и физиологического разрабатывалась Ибн Синой, исходя из принесшего ему мировую славу медицинского опыта. Сохранились сведения, что он в ряде

случаев выступал как превосходный психотерапевт, в частности излечил юношу, который погибал от истощения из-за нежелания принимать пищу. При лечении использовался прием, который в современной науке называется ассоциативным экспериментом. По изменению пульса этого юноши Ибн Сина, называя различные объекты, установил, какие именно из этих объектов вызывают у него аффект, препятствующий приему пищи.

Ибн Сине также приписывают постановку опыта, который предвосхитил изучение явления, названного экспериментальным неврозом. Двум баранам давали одинаковую пищу. Но один питался в нормальных условиях, тогда как около второго стоял на привязи волк. Страх влиял на пищевое поведение этого барана. Он хотя и ел, но быстро худел и погиб. Неизвестно, какое объяснение дал ученый этому опыту, но его схема говорит об открытии роли сшибок, противоположных эмоциональных установок (потребность в пище - с одной стороны, страх - с другой), в возникновении глубоких соматических сдвигов. Сказанное дает основание видеть у Ибн Сины зачатки

экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.

studfiles.net

Психология на арабском Востоке | Диплом по психологии

Содержание

Введение

1. Психологические взгляды Авиценны

2. Альгазен: психофизиология зрения

3. Психологическая теория Аверроэса

Заключение

Список литературы

Введение

Расцвет культуры, науки и искусства на арабском Востоке произошел в период Средневековья и пришелся преимущественно на VIII-XII века нашей эры [2; 5; 7].

Расцвету арабоязычной культуры предшествовало крушение античной цивилизации, обусловленное социально-экономической деградацией общества: «В тот период была утрачена большая часть достигнутых знаний. Вначале исчезала потребность читать книги. Вскоре никто не мог их уже и понять. Они сжигались для нагревания воды в общественных банях … удары по распадавшейся античной культуре наносила христианская церковь, которая разрушала ее памятники и создавала атмосферу воинственной нетерпимости ко всему «языческому». … Естественнонаучное исследование природы приостановилось. Его сменили религиозные спекуляции» [5, с.81]. Наука и культура в Западной Европе пришли в упадок.

В это же время на Востоке в результате объединения арабских племен (VII век) и последующего завоевательного движения, роста городов, развития торговли и сельского хозяйства возникло огромное единое государство – Арабский Халифат. Единой религией Арабского Халифата был ислам, единым языком – арабский, и это облегчало как развитие экономических и миграционных связей, так и распространение научной информации.

Арабские ученые переводили труды древнегреческих мыслителей и опирались на опыт античной культуры. Кроме того, «географическое положение (от Индийского до Атлантического океана) позволяло арабам использовать достижения науки не только Азии, но и Европы, Индии, Китая: караваны с книгами стекались в библиотеки халифов со всего мира» [6].

В результате на арабском Востоке в средние века был сконцентрирован научный потенциал беспрецедентных на тот период масштабов: в объединенном государстве был накоплен и развит богатый опыт предшествующих и современных Арабскому Халифату культур.

1. Психологические взгляды Авиценны

Одним из самых известных ученых Арабского Халифата являлся выдающийся мыслитель Ибн-Сина, или Авиценна (980-1037). Ибн-Сина был ученым-энциклопедистом: он занимался изучением и развитием многих различных наук, но наибольший вклад он внес в развитие медицины. Созданный им фундаментальный труд «Канон медицинской науки» обеспечил ему «самодержавную власть во всех медицинских школах средних веков» [5, с.83].

Основой психологических взглядов Авиценны являлось его убеждение в том, что душевные явления связаны с телесным устройством, т.е. идея зависимости психических явлений от физиологических. Однако сведения о том, каких конкретно представлений о локализации психических функций в организме человека придерживался Ибн-Сина, в литературных источниках различаются.

Согласно одному из источников, Авиценна считал, что материальным субстратом психики человека является мозг: «Наблюдения за нарушениями, вызванными ранениями мозга, позволили мыслителю дать более точное определение его связи с процессами ощущения и мышления. … В решении психофизиологической проблемы Авиценной делается заключение о том, что источником психики человека является мозг. Локализованность душевных сил в мозгу и в органах чувств признается ученым как неоспоримый факт: каждой психической функции соответствует участок чувственных нервов или полушарий головного мозга» [6]. В другом источнике указано, что с точки зрения Ибн-Сины, душа человека локализуется в мозге, сердце и печени: «за разум человека отвечает локализующаяся в мозге часть души, за проявление эмоций и аффектов отвечает часть души, находящаяся в сердце, а за проявление потребностей и влечений ответственна часть души, локализующаяся в печени» [3]. Возможно, различие сведений в источниках связано с тем, что взгляды Авиценны в ходе его научной деятельности менялись.

Исходя из естественнонаучного понимания сущности психических явлений, Ибн-Сина считал, что изучение души человека следует осуществлять объективными методами, как и изучение любых других явлений природы. По мнению Авиценны, «на психические феномены распространялись общие законы природы. Следовательно, подобно другим явле­ниям природы, они могут изучаться объективными при­емами, сходными с теми, которые применяются в ес­тественных науках, т.е. опытным путем. Именно у Ави­ценны мы впервые встречаемся с началом опытного, экспериментального проникновения в мир психических явлений» [2]. Таким образом, Ибн-Сина выступал за

применение естественнонаучных методов для изучения психических явлений.

С естественнонаучных позиций Ибн-Сина изучал чувствительность человеческого организма. Он выделил пять основных видов ощущений: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание, а также их характеристики: чувственный тон, интенсивность и длительность. Кроме того, Авиценна открыл некоторые закономерности функционирования ощущений и восприятия: «Интенсивность, как одна из ведущих харак­теристик ощущений, раскрывается во взаимоотношении различных видов чувствительности и их влияния друг на друга. Если, например, какое-либо одно из ощущений предваряется сильным раздражителем, то последующее ощущение воспринимается человеком как менее яркое и отчетливое. Длительность психических актов впервые была определена экспериментально. Опыты Авиценны были связаны с изучением эффекта смешения цветов, для чего им был специально создан раскрашенный в разные цвета диск. При его вращении с различной скоростью было установлено, что при низкой скорости цвета вос­принимаются как раздельные, тогда как при увеличении скорости происходит смешение цветов» [2]. По мнению Авиценны, ощущения являются источником всех познавательных процессов человека.

Большое внимание Ибн-Сина уделял и изучению эмоций (аффектов) человека: «Аффектам Авиценна придавал особое значение, рас­сматривая их как силы, оживляющие душевную жизнь человека и определяющие его реальные действия и по­ступки. Подобно познавательным процессам, аффекты находятся в полной зависимости от тела. Вместе с тем, находясь в зависимости от тела, эмоции, в свою очередь, могут оказывать обратное влияние, вызывая в организме известные телесные перемены и изменения» [2].

Эмоции Ибн-Сина исследовал так же с естественнонаучных позиций: «Авиценной описывается первый в истории случай психодиагностики – поиска эмоционального комплекса по изменениям в вегетативной сфере (учащению пульса при реакции на различные внешние факторы). Им же проведены первые опыты по психологии эмоций – зачатки экспериментальной психофизиологии аффективных состояний (кормление баранов одинаковой пищей, но одного рядом с волком)» [6]. Эксперимент Ибн-Сины заключался в следующем: два барана получали одинаковую пищу, но один из них питался в безопасных условиях, а рядом с другим привязывали волка. В результате страх влиял на пищевое поведение второго барана: он начинал быстро худеть и погибал. Данный опыт экспериментально подтверждает наличие связи между психическим и физиологическим, эмоциями и организмом. Кроме того, современные ученые говорят о том, что эксперимент Авиценны предвосхитил научное открытие, осуществленное на гораздо более поздних этапах развития психологии и свидетельствует о «роли «сшибок» противоположных эмоциональных установок (потребность в пище – с одной стороны, страх – с другой) в возникновении глубоких соматических сдвигов» [4].

Влиянию эмоций на организм человека Ибн-Сина придавал большое значение. Основываясь на своем богатом медицинском опыте, он считал, что возможно управлять процессами, происходящими в организме, воздействуя на эмоции человека, на его психическое состояние, в том числе изменять физиологические свойства организма в требуемом направлении, достигая устойчивого результата.

Данная концепция лежит в основе взглядов Авиценны на возрастную психологию. Он считал, что в процессе развития человека меняются не только характеристики его организма, но и психологические особенности. Изменение психологических особенностей происходит под воздействием окружающих людей – прежде всего, в процессе воспитания. Оказывая влияние на эмоции и чувства ребенка, взрослые, с одной стороны, формируют его характер (натуру), с другой стороны, изменяют течение физиологических процессов. Таким образом, социальное окружение через эмоции оказывает влияние на организм и психику ребенка [3; 4; 6; 7].

Несмотря на общую естественнонаучную направленность теоретических и практических изысканий, Ибн-Сина придерживался концепции «двойственной истины»: наряду с естественнонаучными, теория Авиценны содержит и метафизические взгляды. Так, например, он считал, что душа бессмертна, верил в существование «чистого» и «божественного» разума [3]. По мнению историков, метафизические взгляды Ибн-Сины обезопасили от нападок исламской религии и сохранили для потомков его естественнонаучные взгляды [6].

Таким образом, Авиценна внес огромный вклад в развитие психологии. Несмотря на то, что прошла уже тысяча лет с тех времен, когда Ибн-Сина жил и осуществлял свою научную деятельность, многие его взгляды и открытия до сих пор не утратили своей актуальности. 

2. Альгазен: психофизиология зрения

Современник Авиценны Ибн-Аль-Хайсам, или Альгазен (965-1039) сконцентрировал свою деятельность на изучении зрительного восприятия.

В структуре зрительного восприятия Альгазен выделил две основных составляющих: во-первых, непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия, во-вторых, умственную деятельность, сопровождающую данный эффект.

Изучая первую составляющую – запечатление внешних воздействий, – Ибн-Аль-Хайсам впервые в истории науки экспериментально доказал, что глаз представляет собой тонкий и точный оптический прибор, и, соответственно, что причиной возникновения зрительного образа являются законы отражения и пре­ломления света. До открытия Альгазена господствовала зарожденная в античности точка зрения о том, что зрительные образы возникают вследствие «истечений» от предмета или от глаза, поэтому на современном Альгазену этапе развития науки его открытие являлось величайшим.

Кроме того, изучая физиологию зрения, Ибн-Аль-Хайсам выявлял конкретные законы функционирования глаза как оптического прибора. Так, например, он рассматривал феномены бинокулярного зрения, смешения цветов, эффект контраста; доказывал, что для полного восприятия объектов необходимо движение глаз – перемещение зрительных осей [7].

Вторую составляющую зрительного восприятия – участие умственной деятельности – Альгазен рассматривал как способность человека находить сходства и различия воспринимаемых объектов, их размеры и формы [3], соотносить образы и внешние предметы. По мнению Альгазена, эта умственная деятельность не осознается самим человеком, осуществляется им автоматически. Следует отметить, что «с аналогичной тео­рией о внутренних факторах восприятия, названной уче­нием о «бессознательном умозаключении», выступит во второй половине XIX в. Г.Гельмгольц» [2]. Таким образом, некоторые взгляды Ибн-Аль-Хайсама опередили время почти на тысячу лет.

В поисках естественнонаучного объяснения умственной деятельности в структуре зрительного восприятия, Альгазен обратил внимание на то, что при кратковременном предъявлении могут быть правильно восприняты лишь знакомые объекты. Из этого он сделал вывод: «условием возникновения зрительного образа служат не только непосредственные воздействия световых раздражителей, но и сохраняющиеся в нервной системе следы прежних впечатлений» [7].

Современные ученые высоко оценивают вклад Альгазена в развитие психологии: «Схемы Ибн Аль-Хайсама не только разрушали несовершенные теории зрения, доставшиеся арабам от античных авторов, но и вводили новое объяснительное начало. Исходная сенсорная структура зрительного восприятия рассматривалась как производное от имеющих опытное и математическое обоснование законов оптики и от свойств нервной системы. Это направление противостояло одному из главных догматов схоластики, как мусульманской, так и христианской – учению о том, что душа во всех ее проявлениях есть особого рода сущность, принадлежащая надприродному миру. Таким образом, Ибн Аль-Хайсам экспериментальным путем построил научные основы зарождающейся теории чувственных восприятий, возвел психологические взгляды на уровень естественнонаучных закономерностей» [6].

3. Психологическая теория Аверроэса

Ибн-Рошд, в других переводах – Ибн-Рушд, или Аверроэс (1126-1198), развивая естественнонаучные представления о психике, вслед за Альгазеном доказал, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, как предполагалось прежде, а сетчатая оболочка. Однако это лишь незначительная часть его вклада в развитие науки.

Основные труды Аверроэса представляли собой оригинальный комментарий к сочинениям Аристотеля, но приобрели значение самостоятельного учения: «Ибн Рушдом написаны более полусотни произведений, среди которых выделяются «большие», «средние» и «малые» комментарии к работам Аристотеля. Почетное прозвище «Великого комментатора» арабский мыслитель получил благодаря анализу в своих трудах наследия выдающегося древнегреческого ученого. Современники говорили, что Аристотель объяснил природу, а Аверроэс – Аристотеля … Ибн Рушд не только объяснил учение античного мыслителя, но и переработал его» [6]. Труды Аверроэса оказали огромное влияние на последующие развитие западноевропейской научной мысли в период Средневековья и эпоху Возрождения.

Опираясь на идеи Аристотеля, Ибн-Рошд пришел к выводу о том, что существует тесная связь между душой и телом человека, и, соответственно, «необходимо изучать неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих его душе» [4]. Будучи врачом, он доказал наличие зависимости особенностей восприятия окружающего мира от свойств нервной системы человека. Аверроэс считал, что психика является продуктом чувственности и формируется в процессе жизни на основе связи с окружающим миром [6].

Исходя из этого, Ибн-Рошд сделал вывод о том, что душа человека не является бессмертной и уничтожается вместе с распадом тела. Но при этом Аверроэс четко разграничивал, разделял душу и разум человека: «разум является божественным и входит в индивидуальную душу извне, подобно тому, как солнце посылает лучи органу зрения. С исчезновением тела и индивидуальной души «следы», оставленные божественным разумом в душе, отделяются от исчезнувшего смертного индивида и продолжают существовать как момент универсального разума, присущего всему человеческому роду» [7].

Следовательно, по мнению Аверроэса, человек богоподобен, и при всем многообразии индивидуальных различий, для людей характерно высшее интеллектуальное равенство.

Поскольку выводы Ибн-Рошда о том, что душа не является бессмертной, и о богоподобии человека противоречили догматам как мусульманской, так и христианской религии, учение Аверроэса преследовалось представителями официального мировоззрения его эпохи: «Ибн Рушда называли «бешеной собакой, не перестающей лаять на Христа» … В 1256 году по поручению Папы Альберт Великий прочитал в Парижском университете лекцию «О единстве разума против Аверроэса», а в 1270 году с таким же заголовком появился трактат Фомы Аквинского» [6].

Однако идеи Ибн-Рошда получили широкое распространение, в том числе в Западной Европе. Учение Аверроэса поддерживали и развивали его многочисленные последователи – аверроисты. «Его теоретические концепции об уничтожаемости индивидуальной души и о богоподобии человека в познании наносили удар по схоластико-догматическим воззрениям, утверждали идею природного равенства людей, защищали их земное достоинство. … для многих деятелей средневековья и европейского Возрождения аверроизм явился знаменем в утверждении подлинно научного мировоззрения» [6]. 

Заключение

Таким образом, мыслители средневекового арабского Востока, прежде всего, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Аль-Хайсам (Альгазен) и Ибн-Рошд (Аверроэс) внесли большой вклад в развитие психологии. Заслуга арабских мыслителей заключается, главным образом, в том, что, стремясь изучить душу человека с объективных естественнонаучных позиций, они разработали и накопили конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевной жизни. Этот материал стал основой для дальнейшего изучения психических явлений с естественнонаучной точки зрения: «Исследования в области физической оптики, нача­тые арабскими учеными и продолженные в средневековье Р.Бэконом, закладывали фундамент будущей психофи­зиологии органов чувств. За этими исследованиями стояли решающие сдвиги теоретико-методологического характера. Дело в том, что рассмотрение глаза как оптического прибора несло с со­бой новое понимание природы психических процессов и, в частности, зрительных ощущений и восприятии. Объяс­нение процесса построения психического изображения в терминах оптики означало распространение физических законов на психические явления. В этом отношении достижения арабских мыслителей способствовали преодо­лению телеологической интерпретации психики, с кото­рой выступил в свое время Аристотель, и выступили предпосылками для утвердившегося уже в Новое время физико-механического способа интерпретации психики животных и человека» [2].

Кроме того, именно на арабском Востоке в период Средневековья были сохранены и развиты труды античных мыслителей: «Историческая заслуга прогрессивной арабоязычной культуры состоит также в том, что она вернула народам Европы греческую философию и развила ее дальше, подготовив материализм XVIII в» [1]. Таким образом, ученые арабского Востока также способствовали обеспечению исторической преемственности научных знаний.

Список литературы

  1. Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с. – http://www.myword.ru.
  2. История психологии. Лекции. – http://www.myword.ru.
  3. Константинов В.В. История психологии: учебное пособие. – Пенза: ПГПУ им. В.Г.Белинского, 2007. – 144 с.
  4. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 272 с. – http://www.koob.ru.
  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. – 416 с.
  6. Помогайбин В.Н. История психологии: лица, взгляды, концепции. – М., 1999.
  7. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века. – М., 1996. – http://www.psylib.kiev.ua.

psy-diplom.ru

Авиценна | Info-Farm.RU

Абу Али аль-Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, латинизированной — Авиценна, (араб. ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا, лат. Avicenna, 980 — † 1037) — персидский ученый-энциклопедист, философ, врач, химик, астроном, теолог, поэт. Считается самым влиятельным полиматом Золотого века ислама.

Ибн Сина написал около 450 трактатов на темы из различных областей науки, из них сохранилось около 240. Большинство из его работ (около 150) посвящены философской тематике 40 — медицине. Самыми известными работами являются «Книга исцеления», обширная философская и научная энциклопедия, и «Канон врачебной науки», который был основным учебником для изучения медицины во многих средневековых университетах.

Был врачом и визирем правителей среднеазиатских государств того времени.

Исторический контекст

Авиценна жил и создавал свои работы обширной тематики в течение периода, который обычно называют золотой век ислама. В этот период всесторонне изучались переводы греко-римских, персидских и индийских текстов. Были распространены греко-римские тексты (направлений платонизма, неоплатонизма, и аристотелизма) с комментариями представителей школы Аль-Кинди, их адаптировали к своей системе знаний, которая основывалась на индийской науке — математике, астрономии, алгебре, тригонометрии, медицине. В восточной части Персии, Хорасане и Средней Азии правителями династии Саманидов, а в западной части Персии и Ираке — династией Буидив, были созданы благоприятные условия для научного и культурного развития. Во времена правления Саманидов Бухара и Багдад была культурными центрами исламского мира.

Распространилось изучения Корана и хадисов. Также Авиценной и его оппонентами сделан вклад в дальнейшее развитие философии, фикха и исламской теологии. Аль-Рази и аль-Фараби разработали методологию и основные сведения по философии и медицины. Авиценна имел доступ к большим библиотек Балха, Хорезма, Горгана, Рея, Исфахана и Гамадана. Во время пребывания в Хорезме Авиценна встречался с известными учеными того времени — Аль-Бируни, математиком Ибн Ираки, врачом Аль-Хаммар, философом Аль-Масих.

Биография

Происхождение

Ибн Сина родился в сентябре 980 года в небольшом укрепленном поселении Афшана, неподалеку от Бухары. В своей автобиографии он указывал, что его отец принадлежал к исмаилитов и происходил из города Балха (современный Афганистан). Переехал во дни правления Саманидов Нух ибн Мансура в Бухару, где был должностным лицом в диване. Мать была родом из Афшаны, где семья жила до рождения второго сына, а затем переехала в Бухару. Бухара в то время была одним из главных центров науки и культуры исламского мира.

Есть несколько разных версий относительно принадлежности Авиценны к какой школы права в исламе — мазхаба. Средневековый историк Захир аль-Байхаки считал Авиценну последователем Братьев Чистоты. С другой стороны, шиитский Факих Нурулла Шуштаре и современный иранский историк Сеид Хоссейн Наср считают наиболее вероятной принадлежности Авиценны к шиитам-двонадесятникив. Однако, тот факт, что Авиценна изучал ханафитского мазхаб может свидетельствовать о том, что он принадлежал к этой суннитской школы. По версии французского исследователя ислама Анри Корбен, Ибн Сина, как и его отец, был исмаилитов. Такие же различия существуют и относительно происхождения семьи Авиценны, одни исследователи считают, что члены его семьи были суннитами, большинство современных относят их к шиитам.

Начало образования

Сначала отец Авиценны занимался его образованием самостоятельно, а также с помощью торговца зеленью, жившего по соседству. От него Авиценна узнал об основах индийской математики и изучил арифметические действия с числами. Некоторое время изучал фикх с учителем по имени Исмаил-запад.

Впоследствии Ибн Сина занимался со знакомым своего отца Абу Абдаллахом ан-Натили, который был известен как «знаток философии». Сдав экзамен на знание на память Корана, получил звание хафиз. С Натили он начал изучать книгу «Исагуджи», арабский перевод труда философа Порфирия Тирского «Введение», где изложены основы логики. С ним же Ибн-Сина прошел несколько теорем Евклида, а затем перешел к вивченння Альмагеста, труда по астрономии греч ученого Клавдия Птолемея. Нередко, отвечая на вопросы учителя, ученик вникал в суть вопроса лучше чем он сам.

С 14 лет парень начал заниматься самостоятельно, поскольку, по его же поздним свидетельствам, учитель был не в состоянии ответить на его многочисленные вопросы. Начав исследовать труд Аристотеля «Метафизика», по его словам, «не понял ничего и намерения ее автора остались для меня закрытыми». В понимании метафизики помогла книга Аль-Фараби Тезисы метафизики, которую Авиценна приобрел случайно на рынке за три дирхамы.

Кроме того, с 12 лет, по совету врача и философа Абу Салаха Аль-Масих, стал интересоваться медициной. Сначала под руководством бухарского медика Абдул-Мансура Камари, а потом начал самостоятельную врачебную практику. В 16 лет Ибн Сину пригласили во дворец лечить эмира Бухары — правителя Самонидськои государства. Лечение было успешным, и в награду молодому врачу разрешили пользоваться библиотекой Самонидив, одной из лучших в мире в то время. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, дополняя чтения наблюдением за больными, что меня научило многим приемам лечения, которых нельзя найти в книгах».

В возрасте 18 лет Ибн Сина переписывался с известным ученым Аль-Бируни. Также по заказу отдельных жителей города написал для них несколько книг:

работа под названием «Сводное» («аль-Маджму»), в которой доступно излагались базовые знания по всем наукам, кроме математики.
книга комментариев по философским вопросам «Получение и достижения» («аль-Хасил ва-ль-Махсули») (другой вариант названия «Итог и результат») в 20 томах.
книга по вопросам этики «Деяния хорошо и грех» («аль-Барр ва-ль Исм»).

Взрослая жизнь

В 1002 году умер отец Авиценны, и теперь заботиться о семье стало его обязанностью. Кроме того, во время завоевания Бухары караханиды была сожжена библиотека, где он занимался научными исследованиями.

Хорезм (1002-1012)

Ибн Сина с родным братом Махмудом решают переехать семьей в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. За службу при дворе получал небольшое денежное довольствие. Вскоре в Хорезм прибыли Аль-Бируни и Аль-Масих. Вместе с ними Ибн Сина занимается научными исследованиями по физике, химии, астрономии. Здесь он начинает работу над философской энциклопедией «Книга исцеления».

Предполагается, что возможно в Хорезме Ибн Сина женился и у него родился сын. Об этом факте не упоминается ни в одном источнике. Однако с полного варианта имени «Абу-Али аль-Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина» (Отец Али Хусейн сын Абдаллаха сына Сины) можно сделать такое предположение.

В 1010 году правитель соседней Газневидськои государства султан Махмуд Газневи потребовал, чтобы Ибн Сина поступил на службу при его дворце. После отказа сделать это султан начал преследовать ученого, за его голову была установлена ​​вознаграждение. Авиценна вынужден был бежать из Ургенча через пустыню Каракумы в Горгана, города на южном побережье Каспийского моря. При переходе через пустыню умер Аль-Масих, который оставил Ургенч вместе с Ибн Сино. По дороге в Горгана Авиценна на короткое время останавливался в Абиверди, Несси, Нишапуре. Останавливаясь в этих местах, он зарабатывал на жизнь лечением. В Несси в него появилась небольшая группа учеников, для которых он написал несколько трактатов о математических теоремы, об углах, о параллельных линиях на сфере. Занятия геометрией подтолкнули его к исследованию земных мер, так был написан трактат «О экватор».

Горган и Рэй (1012-1014)

Добравшись до Горгана, Авиценна останавливается там на длительный срок. Один из местных вельмож подарил ученому дом, где он поселился. Там Авиценна занимается практической медициной и продолжает работать над своими книгами.

Именно в Горганы в Авиценны появилась группа учеников, которым он преподавал логику и астрономию. Среди них был и Абу-Убейд Джузджани, с тех пор сопровождал Авиценну до конца жизни. Также в Горган Авиценна начал работу над своей самой известной книгой — «Канон врачебной науки».

Однако вскоре для Авиценны оставаться в Горган стало опасно, поскольку между эмиром и султаном Газневи стали развиваться хорошие отношения. Он вынужден оставить этот город.

Вскоре ему поступило приглашение от правительницы соседнего Рея — Саид. Она правила там после смерти своего мужа в качестве регента у сына. В Реи также длительная вражда в правление городом между матерью номинального эмира, и его старшим братом — Шамс ад-Давлю. Кроме того, Махмуд Газневи вскоре должен был прибыть в Рэй с военным отрядом. Прожив недолго в Рее, вылечив сына Саида, написав там около 30 небольших произведений, среди которых философская «Книга возвращения», ученый вынужден снова искать новое пристанище.

После временного пребывания в Казвини, 1017 Авиценна перебрался в Гамадан, где эмиром стал Шамс ад-Давлю. Узнав о его приезде эмир вызвал его в свою резиденцию и назначил своим врачом, впоследствии получил должность визиря.

Гамадан (1017-1023)

Через свои философские убеждения, которые часто расходились с догмами ислама, Авиценна приобрел врагов среди мусульманского духовенства и среди военного окружения эмира. Современник Авиценны имам Аль-Газали назвал его «неверным», а на его труды наложил запрет. Мероприятия, которые он посоветовал эмиру, направленные на уменьшение расходов на армию и борьбу со взяточничеством, настроили против него ближайшее окружение правителя. В то же время Ибн Сина имел поддержку среди городских купцов и предпринимателей, потому что его реформы должны были способствовать развитию торговли. Эмир отклонил требование военных казнить Ибн Сину за вольнодумство, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром. Гамаданськи купцы соглашались дать ссуду для городской казны лишь после возвращения на пост Ибн-Сины.

Однако во время военного похода эмиру стало плохо, а врача рядом не было, и он умер. После смерти ад-Давла Авиценну освободили от должности визиря, и он вынужден был скрываться в доме местного аптекаря, где продолжал работу над своими произведениями.

Из-за преследований Авиценна написал письмо префекту города Исфахана, где предлагал свою службу. В то время шла война между правителями Гамадана и Исфахана. Новый эмир Гамадана узнал об этом письме и о месте пребывания Ибн Сины, его схватили и на четыре месяца посадили в крепости Фардджан. После падения Гамадана В 1024 году, Авиценна еще некоторое время оставался там. Но позже, переодевшись дервишем, вместе с родным братом, учеником и двумя слугами, покинул город и отправился в Исфахан.

В заключении Авиценна не прекращал работать. Именно в тюрьме написана повесть «О Хая, сына Якзана», законченные «Книга исцеления» и трактат «О правильный путь».

Исфахан (1023-1037)

Последние четырнадцать лет жизни служил в Исфахане при дворе эмира Абу Джафар Аль-Аддаула, где для него создали благоприятные условия для научной работы. Он был главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах.

В течение этих лет Авиценна, движимый критикой его стиля, обратился к изучению литературы и филологии. Также продолжал плодотворную научную работу. Завершил «Канон врачебной науки».

Многие рукописей трудов, в том числе «Книга справедливости» («Китаб ул-Инсаф»), сгорели во время нападения на Исфахан газнийського войска.

Во время одного из военных походов правителя Исфахан в Ибн Сины оказалась тяжелая желудочная болезнь, от которой вылечить себя он не смог. Умер Авиценна в июне 1037 года. Перед смертью он продиктовал свое завещание незнакомцу. В нем давалась указание отпустить на волю всех слуг, а имущество раздать бедным.

Похоронили Авиценну в Гамадани у городской стены, а через 8 месяцев его прах перевезли в Исфахана и перезахоронили в мавзолее эмира.

Работы

Точное количество написанных Авиценной произведений не установлено. Ему приписывают до 456 работ, в том числе 23 на фарси.

Канон врачебной науки

К написанию Авиценной «Канона врачебной науки» самыми известными научными работами по медицине были «Царская книга», основателя больницы в Багдаде Али ибн-Аббаса и 30-ти томная работа Абу Бакара Ар-Рази «Комплексная книга по медицине». Однако, эти книги имели много общих недостатков: сведения в них были недостаточно систематизированы, результаты наблюдений часто смешивались с выдумками, рекомендации дополнялись мистическими толкованиями. Изложение материала был сложным для понимания даже практикующего врача. Перед написанием своей книги Ибн Сина стремился избежать этих ошибок своих предшественников.

Книга известна тем, что в ней впервые описано заразные болезни и заболевания, передающиеся половым путем,, также карантин как средство для предотвращения распространения инфекций. Авиценна в своей книге начал исследовать такую ​​область медицины, как нейропсихиатрия, и первым выдвинул идею о синдроме при диагностировании отдельных заболеваний, Ибн Сина перенял от древнегреческих медиков теорию о том, что эпидемии вызываются выбросами в атмосферу (теория миазмов) ..

«Канон врачебной науки» был первой книгой, которая касалась темы экспериментальной медицины, доказательной медицины, случайно контролируемых исследований и тестов эффективности лекарств. Канон установил правила и принципы для проверки эффективности новых лекарств и медикаментов, которые до сих пор являются основой клинической фармакологии и современных клинических исследований.

По этому правилу, лечебные свойства различных веществ определяются двумя путями — испытанием и сравнением. При испытании лекарств следует придерживаться следующих указаний, тогда результат испытания будет точно:

  • на лекарства не должны влиять факторы, которые могут изменить его активное действие;
  • болезнь, которой испытывают лекарства, должна быть простой, без осложнений;
  • лекарства следует испытывать на противоположных болезнях, поскольку иногда они имеют лечебный эффект при одной болезни по своему назначению, а при другой — как побочный эффект.

В «Каноне» много внимания уделяется не только способам лечения различных болезней, но и вопросам профилактики, предупреждения болезней, сохранения здоровья. Важное значение Авиценна предоставляет физическим упражнениям, режима питания, отдыха, личной гигиене людей разного возраста.

Ибн Сина является одним из первых медиков, кто серьезно исследовал образ жизни долгожителей, чем заложил основы геронтологии

Арабском языке книга издана в Риме 1593, перевод на иврите издан в Неаполе 1491. Перевод латинском языке издавался около 30 раз, основой этих изданий был начальный перевод Герарда Кремонский. В 15 веке появились комментарии «Канона». Латинском языке также были изданы такие произведения Авиценны «О сердечные препараты» (Medicamenta Cordialia), «Песня медицины» (Canticum de Medicina) и Tractatus de Syrupo Acetoso.

Работа Авиценны «Канон врачебной науки» (араб. «Аль-Канун фи-т-Тибби») является сводом опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, а также его собственных наблюдений, как практикующего врача. Это произведение уже в 12 веке был переведен с арабского на латинский язык. Эта книга по количеству изданий некоторое время равнялась с Библией и в течение пяти веков была обязательным пособием для врачей в средневековой Европе.

«Канон врачебной науки» состоит из пяти книг.

В первом томе, который в свою очередь разделен на четыре части, изложены теоретические сведения о медицинской науке, к которой Авиценна включил такие области знания как анатомия, физиология, диагностика, хирургия. Авиценна первым дал научное определение болезни как нарушение функционирования организма. Также сформировал учение о пульсе, которое с некоторыми дополнениями используется современной медициной. Описал строение мышц человеческого глаза.

Во втором томе описано 811 лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения, расположенных в алфавитном порядке. Авиценна описывает их действие на организм, способы применения, правила сбора и хранения. В книге приводится более 200 рецептов лекарств с использованием меда и подчеркиваются его лечебные свойства для организма.

Интересным фактом является то, что особое место занимают рецепты приготовления плова, который Авиценна советовал как лекарство при недомогании, истощении организма и при некоторых болезнях.

Третий том «Канона» является крупнейшим по объему и посвящен патологии и терапии. Здесь описываются различные болезни и способы их лечения. К каждому разделу сделано анатомо-топографический вступление.

Четвертый том посвящен хирургии. Авиценна подробно описывает лечения вывихов и переломов, лихорадки, отдельно выделены методы лечения различных опухолей, гнойных воспалений. В свое время Авиценна первым из хирургов провел трепанацию черепа.

В этом же томе рассказывается о вирусах. Гипотезу Авиценны о том, что возбудителями инфекционных болезней являются вирусы, подтвердил Луи Пастер через 800 лет. В книге описаны такие болезни, как чума, холера, желтуха. Кроме того, Авиценна первым проанализировал причины возникновения таких тяжелых болезней, как менингит и язва желудка. Дал подробное описание симптомов и признаков диабета

Пятый том посвящен сложным лекарствам, а также ядам и противоядий.

Другие работы по медицине

В «Китаб аль Адвия аль-Калбия» («Книга о сердечные препараты»), написанной в «Канона», Ибн Сина впервые в истории медицины дает полную характеристику известных в его эпоху медикаментов, используемых при лечении сердечных заболеваний, описывает десять сложных лекарств, которые разработал он сам и применял при лечении сердечных заболеваний. В трактате «Алвахия», в котором собраны рецепты Ибн Сины, впервые рассказывается о средствах, усиливающих память и умственные способности человека, то есть о психостимуляторы.

Книга исцеления

Написана на арабском «Книга исцеления» («Китаб аш-Шифа») также является многотомной философской и научной энциклопедией. Она состоит из 18 томов, разделенных на четыре части.

Первая часть «Книги исцеления» посвящена логике. Но наряду с широким анализом проблем логики — понятие, суждение, силлогизма, доказательства, диалектики — здесь изложены взгляды мыслителя на сущность риторики, поэзии, соотношение логики и грамматики, а также анализ многих грамматических категорий: существительного, глагола и других частей речи.

Вторую часть этой работы Авиценна назвал физикой, в которой относил все естественные науки. В ней он подробно излагает общие принципы своей натурфилософии — учение о материи и форме, движение, время и пространство, конечности и бесконечности, теорию возникновения и исчезновения предмете и явлений действительности. В этом же разделе излагая свою теорию о душе, делает глубокий анализ проблем психологии и гносеологии.

Здесь Ибн Сина изложил свои геологические взгляды и касался многих природных явлений. Обобщил научные знания в области метеорологии, минералогии, ботаники и зоологии.

Излагая свои соображения об изменении рельефа Земли он описывал две возможные причины образования гор:

«Они вызваны или поднятием земной коры, которое могло быть следствием сильного землетрясения, или действием вод, прокладывая себе новый путь, оставляли долины и просачивались сквозь слои, различной плотности, иногда очень мягкие, иногда очень жесткие. Ветры и воды разрушали одни из этих слоев, а другие оставляли нетронутыми »

Такие исследования для тогдашней науки были новыми, по его фундаментальный вклад в развитие геологической науки Авиценну называли «отцом геологии»

Третья часть «Книги исцеления» охватывает все известные в то время автору математические науки, к которым он вместе с арифметикой, геометрией и астрономией, относит и музыку.

Четвертую часть Авиценна посвятил метафизике (собственно философии). Сделал подробное изложение своей философской онтологии, описал ряд гносеологических проблем, учение о человеке, о сущности общественной жизни и пророчества.

Другие философские работы

Для понимания развития идей Ибн Сины и эволюции его взглядов важное значение имела 20-томная «Книга справедливости», рукопись которой был уничтожен во время ограбления дома Авиценны в Исфахане. Во введении к своей поздней работы «Споры» (Мубахисат) он пишет: «Я написал книгу под названием« Инсаф »(Справедливость). В этой книге я разделил ученых на две группы: восточных и западных. Они спорят между собой. В каждой споре я показываю их противоречия и после этого указываю на справедливое путь решения этого вопроса. Книга содержит примерно 28000 проблем ». Идеи изложены в «Книге справедливости», Авиценна впоследствии пытался восстановить в «Хикмат-аш-Машрикиеш» («Философия восточных»).

Философские взгляды

Авиценна был известным философом средневекового ислама, последователем античной традиции, прежде всего аристотелевской, стоической и неоплатонической, которую он стремился приспособить к практическим потребностям жизни и задач естественнонаучных исследований. Его философские труды были написаны под влиянием Аль-Фараби, Аристотеля и неоплатоников, и в свою очередь, повлияли на схоластики 13 века.

В философском учении Ибн Сины идеи Аристотеля и неоплатоников сложно переплетаются с общими принципами мусульманской теологии. Ибн Сина отрицал сотворение мира во времени, разглядывая его, вслед за неоплатониками, как вневременную эманацию божества, но не по воле последнего, а в силу объективной необходимости, или как проявление «необходимо-сущего самого по себе» (аналогия — Единственное в неоплатонизме). Природа за Ибн Сино, в дальнейшем существовании развивается независимо от Бога, по принципу самодвижения, но вместе с тем является замкнутой в пространстве и времени.

В целом в учении о структуре знания и бытия Авиценна был перипатетики. В своей классификации наук, Ибн Сина придерживается принципов и критериев, которыми пользовался Аристотель, разделяя все науки на практические и теоретические. Практические науки рассматривают проблемы поведения человека в обществе и семье, а также человека в целом, как таковую. Теоретические науки направлены на достижение знания. В состав теоретических наук Ибн Сина включал «первую» (высшую) науку (учение об абсолютном бытии), «среднюю» науку (математика, астрономия, музыка) и «физику» (все естественнонаучные знания своего времени).

Теория науки Авиценны основывается на его убежденности в познаваемости мира. В этом его позиция прямо противоположна представлениям мусульманской религии и философским взглядам метукаллимив. Авиценна не сомневается в возможности познания мира силами самого человека и в ценности такого познания.

Рационализм Авиценны оказывался также в его высокой оценке логики. Как и Аристотель, он не включал логики к одной из теоретических наук, а во всех своих философских трудах вступлением к философскому и любого другого знания.

В то же время в свое распределение наук Авиценна включал дисциплины, не имеют логического научного метода, и не могли считаться науками, как таковыми. Так, к физике он относит физиогномику, толкование снов, теургию, алхимию, естественную магию, талисманознавство; к метафизике — учение о высшем на низший мир ангелов чудеса, откровение. Описывал физическое воздействие души на объекты внешнего мира, о влиянии дурного глаза. Это дает основания говорить об определенной двойственность взглядов Авиценны как философа

Концепция о строго упорядоченный мир, который существует по законам детерминизма, является одним из центральных пунктов его философии. Следуя перипатической традиции в учении о причинности, Ибн Сина все же отказался от жесткого детерминизма: существование «возможно-сущего» не является необходимым само по себе, а становится таким в результате изменения воли «необходимо-сущего», как Первой причины, которая дает начало следующему ряда сущих и делает их необходимыми. Исток — это единственное, что необходимо само по себе. Все остальное является производным от него, и потому лишь возможным. Первая причина является только первым толчком, дальше мир сущего определяется причинной зависимостью внутри него самого.

Другим важным пунктом философии Авиценны является учение о душе. Считал душу нетелесное субстанцией, которая находясь в теле, отлична от него и доминирует над ним. Она не просто форма, существующая в телесном субстрате, она не приедуеться к телу, а создает человеческое тело, является его причиной. Именно душа позволяет человеку жить осмысленно, руководит делами, направляет их к нравственности. Справедливость, как идеал, возможна при постоянном совершенствовании души через познание, постепенно освобождает душу от оков чувственности и приближает ее к ангелов ». На этой стадии, подчеркивал Авиценна, достигается «последняя ступень человечности».

В теории общих понятий, которая в Западной Европе получила название универсалий, придерживался позиции аристотелизма. Считал, что универсалии могут существовать к вещам, в вещах и после них. Эти взгляды стали в дальнейшем в Европе источником для так называемого умеренного реализма. В области психологии, вслед за Аристотелем, подчеркивал важность различения в живых созданий растительного, животного и умственной функций.

Основными работами по философии является «Книга исцеления», «Книга спасения» «Книга указаний и наставлений» и «Книга знания» («Даниш-наме») на языке фарси, которая также является энциклопедией.

Другие отрасли

Психология

Разработал также свое собственное учение о темпераменте и характере человека. Так, по Авиценной натура человека делится четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая. Эти натуры нестабильны, а изменяются под влиянием внутренних и внешних факторов, таких как метеорологические условия и смена времен года. Алиментарные факторы, а также изменения в жидкостях организма также могут корректировать натуру в соответствующем направлении. Кроме простых натур, Авиценна различал еще четыре сложных натуры, на основе превалирование одной из четырех жидкостей организма (крови, слизи, желтой и черной желчи).

Химия

В области химии Авиценна открыл процесс перегонки эфирных масел. Умел добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.

Астрономия

Находясь в Горган, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни, и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и ее сравнении с высотой в Багдаде путем вычислений по правилам сферической тригонометрии.

В «Книге о способе, что преобладает над другими способами при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретенный им инструмент для наблюдения, который по его мнению, должен был заменить астролябии; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса.

В своих трудах Авиценна критиковал астрологию. Считал ее лженаукой и отрицал утверждение астрологии о том, что по расположению созвездий и движением планет можно предсказать будущие события, судьбы народов и отдельных людей:

«Говорят, что вхождение Луны в созвездие Скорпиона — признак дождя. Но дождь имеет много других причин. Дождь идет том, что с влажной земли поднимаются испарения, которые конденсируются в облака под действием холода. Это явление часто может происходить в момент вхождения Луны в созвездие Скорпиона, но если это явление происходит в горных и прохладных областях, как, например, в Табаристан, то оно может произойти в тот же момент в пустынях, над которыми поднимается теплый воздух »

Видео по теме

Изображения по теме

info-farm.ru

19. Вклад арабоязычной культуры в развитие психологии (Авиценна, Альгазен, Аверроэс)

После объединения в VII веке арабских племен возникло государство, имевшее своим идеологическим оплотом новую религию – ислам. Под эгидой этой религии началось завоевательное движение арабов, завершившееся образованием Халифата, на территориях которого жили народы с древними культурными традициями. Государственным языком Халифата стал арабский, хотя культура этого огромного государства восприняла достижения многих населявших его народов, а также эллинов и народов Индии. В культурные центры Халифата прибывали караваны верблюдов, навьюченных книгами чуть ли не на всех известных тогда языках. В то время, когда в Западной Европе, распавшейся на замкнутые феодальные мирки, были начисто забыты достижения европейской и александрийской науки, на арабском Востоке кипела интеллектуальная жизнь. Сочинения Платона и Аристотеля, других античных мыслителей переводились на арабский язык, переписывались и распространялись по всей огромной арабской державе – от Средней Азии до Пиренейского полуострова и Африки. Именно это стимулировало развитие науки, прежде всего физико-математической и медицинской. Астрономы, математики, химики, географы, ботаники, врачи создавали мощный культурно-научный слой, из которого выделились крупнейшие умы. Они обогатили достижения своих древних предшественников и создали предпосылки для последующего подъема философской и научной мысли на Западе, в том числе и психологической. Среди них следует выделить прежде всего среднеазиатского ученого Ибн-Сину (ХI век) (в латинской транскрипции Авиценну). С точки зрения развития естественнонаучных знаний о душе, особый интерес представляет медицинская психология Ибн-Сины. В ней важное место отводилось роли аффектов в регуляции и развитии поведения организма. Созданный Ибн-Синой "Канон медицинской науки" обеспечил ему "самодержавную власть во всех медицинских школах средних веков". Ибн-Сина был также одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды, придавая при этом важное значение воспитанию. Именно посредством воспитания осуществляется, по Ибн-Сине, воздействие психического на устойчивую структуру организма. Чувства, изменяющие течение физиологических процессов, возникают у ребенка в результате воздействия на него окружающих людей; вызывая у ребенка те или другие аффекты, взрослые формируют его натуру. Физиологическая психология Ибн-Сины включала, таким образом, предположения о возможности управлять процессами в организме и даже придавать организму определенный устойчивый склад путем воздействия на его чувственную, аффективную жизнь, зависящую от поведения других людей. Идея взаимосвязи психического и физиологического (не только зависимость психики от телесных состояний, но и ее способность – при аффектах, психических травмах, деятельности воображения – глубоко влиять на них) разрабатывалась Ибн-Синой на основе его обширного медицинского опыта. Особый интерес арабские натуралисты и математики, Ибн-Сина в том числе, проявляли к органу зрения. Среди исследований в этой области выделяются открытия Ибн-аль-Хайсама (ХI век) (в латинской транскрипции Альгазена). В каждом зрительном акте он различал, с одной стороны, непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия, с другой – присоединяющуюся к этому эффекту работу ума, благодаря которой устанавливается сходство и различие видимых объектов. Ибн-аль-Хайсам изучил такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т.д. Он указывал, что для полного восприятия объектов необходимо движение глаз – перемещение зрительных осей. Ибн-аль-Хайсам подверг анализу зависимость зрительного восприятия от его длительности. Подметив, что при кратковременном предъявлении могут быть правильно восприняты лишь знакомые объекты, он сделал вывод: условием возникновения зрительного образа служат не только непосредственные воздействия световых раздражителей, но и сохраняющиеся в нервной системе следы прежних впечатлений. Схема Ибн-аль-Хайсама не только разрушала теории зрения, доставшиеся в наследство от античных авторов, но и вводила новое объяснительное начало. Исходная сенсорная структура зрительного восприятия рассматривалась как производное от законов оптики, имеющих опытное и математическое основание, и от свойств нервной системы. Изучением функций глаза занимались и другие ученые, обнаружившие, в частности, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, как предполагалось прежде, а сетчатая оболочка. Автором этого открытия считают философа и врача Ибн-Рошда (ХII век) (в латинской транскрипции Аверроэса). Его учение о человеке и его душе оказало наибольшее влияние на западноевропейскую философско-психологическую мысль. Оно жестоко преследовалось как мусульманской, так и христианской религией. И это не удивительно, поскольку Ибн-Рошд отрицал бессмертие индивидуальной души. Он по-своему прокомментировал учение Аристотеля, подчеркнув разделение души и разума. Под душой разумелись функции, которые неотделимы от организма (прежде всего – чувственность). Они необходимы (таково было и мнение Аристотеля) для деятельности разума, нераздельно связаны с телом и исчезают вместе с ним. Сам же разум является божественным и входит в индивидуальную душу извне, подобно тому, как солнце посылает лучи органу зрения. С исчезновением тела и индивидуальной души "следы", оставленные божественным разумом в душе, отделяются от исчезнувшего смертного индивида и продолжают существовать как момент универсального разума, присущего всему человеческому роду.

studfiles.net

Авиценна - биография и наследие

  • Беременность
    • Беременность - признаки и подготовка
    • Питание и фитнес при беременности
    • Первый триместр беременности
    • Второй триместр беременности
    • Третий триместр беременности
    • Роды и подготовка
    • Беременность: ответы на частые вопросы
  • Лечение
    • Бесплодие
      • Лечение бесплодия
      • Женское бесплодие
      • Лечение женского бесплодия
    • Сахарный диабет
    • Простуда
    • Геморрой
    • Гайморит
    • Герпес
    • Молочница
    • Цистит
    • Грипп
    • Ветрянка
    • Как бросить курить
    • Депрессия
  • Энциклопедия
    • Питание
      • Правильное питание
      • Полезные диеты
      • Практические рекомендации
      • Витамины
      • Макро- и микроэлементы
      • Аминокислоты
      • Жиры
      • Фрукты, ягоды, орехи
      • Овощи, грибы, бобовые
      • Крупы, макароны, хлеб
      • Травы и растения
    • Наш организм
      • Аборт
      • Похудение
        • Основы похудения
        • Диеты для похудения
      • Внутренние органы
      • Части тела
      • УЗИ
    • Инструменты
    • Новости и сюжеты
  • Статьи
    • Питание
      • Диеты
      • Вегетарианство и сыроедение
      • Правильное питание
      • Натуральные продукты
    • Образ жизни
      • Сон
      • Стрессы
      • Фитнес
      • Мышление
      • Духовность
    • Окружающая среда
      • Экология
      • Климат
      • Атмосфера
    • Профилактика
      • БАД
      • Закаливание
    • Наш организм
      • Анатомия
      • Физиология
      • Психология
    • Оздоровление
      • Болезни
      • Лечение
      • Лекарства
      • Аппараты
    • Медицина
      • Восточная
      • Народная
      • Западная
  • Врачи и клиники
    • Врачи
    • Косметические улучшения
    • Массаж
    • Оздоровление
    • Отдых
    • Профилактика
    • Психическое здоровье
    • Салоны
    • Спа
    • Спорт
    • Товары
    • Услуги
    • Уход за глазами
    • Уход за зубами
    • Фитнес
    • Холизм
  • Сообщество
    • Группы
    • Участники
    • Найти соратников
    • Делимся опытом
    • Форум
    • Блоги
    • Фото

www.nazdor.ru

19 Вклад арабоязычной культуры в развитие психологии(Авиценна,Альгазен,Аверроэс)

После объединения в VII веке арабских племен возникло государство, имевшее своим идеологическим оплотом новую религию – ислам. Под эгидой этой религии началось завоевательное движение арабов, завершившееся образованием Халифата, на территориях которого жили народы с древними культурными традициями.Государственным языком Халифата стал арабский. Особый интерес представляет медицинская психология Ибн-Сины(Авиценна). В ней важное место отводилось роли аффектов в регуляции и развитии поведения организма. Созданный Ибн-Синой "Канон медицинской науки" обеспечил ему "самодержавную власть во всех медицинских школах средних веков".Ибн-Сина был также одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды, придавая при этом важное значение воспитанию. Именно посредством воспитания осуществляется воздействие психического на устойчивую структуру организма. Чувства, изменяющие течение физиологических процессов, возникают у ребенка в результате воздействия на него окружающих людей; вызывая у ребенка те или другие аффекты, взрослые формируют его натуру.Физиологическая психология Ибн-Сины включала предположения о возможности управлять процессами в организме и даже придавать организму определенный устойчивый склад путем воздействия на его чувственную, аффективную жизнь, зависящую от поведения других людей. Идея взаимосвязи психического и физиологического разрабатывалась Ибн-Синой на основе его обширного медицинского опыта. Особый интерес арабские натуралисты и математики, Ибн-Сина в том числе, проявляли к органу зрения. Среди исследований в этой области выделяются открытия Ибн-аль-Хайсама (ХI век) (Альгазена). В каждом зрительном акте он различал, с одной стороны, непосредственный эффект запечатления внешнего воздействия, с другой – присоединяющуюся к этому эффекту работу ума, благодаря которой устанавливается сходство и различие видимых объектов.Ибн-аль-Хайсам изучил такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т.д. Он указывал, что для полного восприятия объектов необходимо движение глаз – перемещение зри тельных осей. Ибн-аль-Хайсам подверг анализу зависимость зрительного восприятия от его длительности. Подметив, что при кратковременном предъявлении могут быть правильно восприняты лишь знакомые объекты, он сделал вывод: условием возникновения зрительного образа служат не только непосредственные воздействия световых раздражителей, но и сохраняющиеся в нервной системе следы прежних впечатлений.Схема Ибн-аль-Хайсама не только разрушала теории зрения, доставшиеся в наследство от античных авторов, но и вводила новое объяснительное начало. Исходная сенсорная структура зрительного восприятия рассматривалась как производное от законов оп тики, имеющих опытное и математическое основание, и от свойств нервной системы.Изучением функций глаза занимались и другие ученые, обнаружившие, в частности, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, как предполагалось прежде, а сетчатая оболочка. Автором этого открытия считают философа и врача Ибн-Рошда (ХII веке Аверроэса). Его учение о человеке и его душе оказало наибольшее влияние на западноевропейскую философско-психологическую мысль. Оно жестоко преследовалось как мусульманской, так и христианской религией. И это не удивительно, поскольку Ибн-Рошд отрицал бессмертие индивидуальной души. Он по-своему прокомментировал учение Аристотеля, подчеркнув разделение души и разума.

studfiles.net

Психологические идеи арабского востока | PSYERA

В VII веке нашей эры происходит объединение арабских племён, и на базе идеологии ислама возникает государство Халифат. Арабская экспансия на территории соседних государств привела к возникновению огромного территориального образования, в котором интенсивно развивалась наука. Причём развитие арабской науки строилось с опорой на достижения античной научной мысли. Так, на арабский язык активно переводились произведения античной мудрости, бурно развивались естественные науки. Наиболее известными представителями научной мысли Халифата, внесшими вклад в развитие психологического знания, были: Ибн-Сина, Ибн-Аль-Хайсам и Ибн-Рушд.

Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037), таджикский врач и учёный, автор фундаментального труда «Канон врачебной науки». Ибн-Сина стал одним из основоположников возрастной психологии. Акцентируя внимание на проблеме воспитания, он полагал, что взрослые, вызывая у ребёнка те или иные аффекты, формируют его характер («натуру»).

Ибн-Сина предпринял попытку экспериментального исследования связи между психическим и физиологическим. Опыт Ибн-Сины строился следующим образом: два барана получали одинаковую пищу, но рядом с одним из них привязывали волка. Баран, рядом с которым был привязан волк, начинал быстро худеть и погибал.

Ибн-Сина считал, что душа человека локализуется в мозге, сердце и печени. Вслед за Галеном Ибн-Сина придерживался мнения о том, что за разум человека отвечает локализующаяся в мозге часть души, за проявление эмоций и аффектов отвечает часть души, находящаяся в сердце, а за проявление потребностей и влечений ответственна часть души, локализующаяся в печени. Он считал, что душа бессмертна. Акты жизнедеятельности Ибн-Сина рассматривал в контексте физиологических (телесных) изменений, происходящих в разных системах организма.

Ибн-Сина выделял пять видов ощущений: 1) зрение, 2) слух, 3) вкус, 4) обоняние и 5) осязание. По мнению арабского учёного, функционирование чувствительности осуществляется посредством нервных окончаний, подходящих к органам чувств, а перенесение ощущения по нервным окончаниям осуществляется благодаря движению парообразных частиц. Характеристиками ощущений являются: 1) длительность, 2) интенсивность и 3) чувственный тон.

Ибн-Сина полагал, что существует надиндивидуальный (чистый) разум, черпающий своё знание из универсалий (божественного разума), характеризующих сущность явлений и вещей.

Ибн-Аль-Хайсам (Альгазена) (965-1039), арабский учёный, внёсший огромный вклад в развитие представлений о природе построения зрительного образа. Ибн-Аль-Хайсаму удалось экспериментальным путем опровергнуть доминирующую точку зрения на природу зрительного восприятия, в соответствии с которой в основе восприятия лежат истечения. Он показал, что в основе зрительного восприятия лежат законы оптики, а сам зрительный анализатор - это сложный оптический прибор.

По мнению Ибн-Аль-Хайсама, зрительный образ возникает при непосредственном участии умственной деятельности, которая обеспечивает способность человека находить сходства и различия воспринимаемых объектов, их размеры и формы. Ибн-Аль-Хайсамом опытным путём были исследованы такие феномены, как бинокулярное зрение, эффект контраста, смешение цветов. Ибн Аль-Хайсам считал, что условием качественного восприятия зрительных объектов является движение глаз, то есть перемещение зрительных осей.

Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198), арабский философ и врач, учение которого оказало серьёзное влияние на европейскую научную мысль в средние века. Опираясь на идеи Аристотеля, Ибн-Рушд пришёл к выводу о том, что существует неразрывная связь между психическим (душевным) и телесным в человеке, причём тело влияет на душу посредством чувственности. Ибн-Рушд считал, что индивидуальная душа человека умирает после его смерти, а разум - бессмертен. Арабский философ полагал, что каждый человек наделён способностью воспринимать божественный разум. Ибн-Рушд высказал тезис о недопустимости смешения истин, полученных при изучении природы, и истин, исповедуемых религией.

Ибн-Рушдом опытным путём была установлена роль сетчатой оболочки глаза как чувствительной части органа зрения, а до этого момента считалось, что чувствительной частью глаза является хрусталик.

psyera.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о