IV Сыновья и ближайшие потомки Адама. Каин и Авель. Два направления в жизни допотопного человечества. Долговечность патриархов. Летосчисление
IV
Сыновья и ближайшие потомки Адама. Каин и Авель. Два направления в жизни допотопного человечества. Долговечность патриархов. Летосчисление
Лишившись своего прежнего блаженного жилища, первые люди поселились к востоку от Эдема. Эта восточная внерайская страна сделалась колыбелью человечества. Здесь начались первые труды обыденной суровой жизни, и здесь же явилось первое поколение «рожденных» людей. «Адам познал жену свою Еву, и она зачала и родила сына, которому дала имя Каин, что значит: приобрела я человека от Господа». При первом рождении Ева переживала совершенно новые, неизвестные ей состояния – беременность и болезненность родов. Последствием их явилось новое, дорогое для нее существо, которое привело ее в восторг, выразившийся в самом его наименовании, в котором, очевидно, выражается память об обетовании Божием касательно семени жены. Но она жестоко ошиблась, предполагая в своем первом сыне начало избавления от постигшей ее кары: в нем явилось для нее лишь начало новых, неизвестных еще ей страданий и горя. Впрочем, Ева скоро сама поняла, что она слишком рано стала лелеять себя надеждой на исполнение обетования, и потому, когда родился у нее второй сын, она назвала его Авелем, что значит призрак, пар.
Теперь уже первые люди не одни: образовалось семейство, а вместе с ним стали вырабатываться и новые отношения. С приращением семейства увеличились потребности, для удовлетворения которых понадобился усиленный труд. Уже с первых дней нового положения, в которое люди поставлены были грехопадением, потребности оказались разнообразными: требовалось добывать пищу и одеяние. Соответственно этому произошло у первых людей и разделение труда: первый сын, Каин, стал обрабатывать землю для удовлетворения первой потребности – питания, а второй – Авель – стал заниматься скотоводством для добывания молока, а также и шерсти, и шкур.
Выбор рода труда и занятий первых братьев, конечно, зависел от различия их характеров и склонностей. Занятия еще больше разделили их, и между первыми братьями не замедлило обнаружиться соперничество, кончившееся страшным злодеянием, какого дотоле не видела еще земля. «Однажды Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел». Причину этого, конечно, нужно видеть не только в качестве самих даров, но и особенно во внутреннем расположении для принесения их. Этим навсегда давался урок, что жертва Богу должна соединяться с внутренней жертвой доброго сердца и добродетельной жизни. Между тем, если Авель принес свою жертву с верой, подтверждаемой доброй жизнью, то, напротив, Каин принес ее очевидно без внутреннего участия, так как в жизни «дела его были злы» (1 Ин 3:12). Увидев предпочтение, оказанное брату, и видя в нем явное обличение своих «злых дел», Каин сильно огорчился, и омраченное лицо его поникло.И пошел Каин скитаться по земле, и, наконец, поселился в земле Нод, еще далее на восток от Эдема. Трудно определить точное положение этой страны. Некоторые исследователи указывают на Северную Индию, Китай и др. Во всяком случае, это земля, удаленная от первичного поселения людей, страна «изгнания», как показывает и самое ее название. Но туда Каин удалился не один. Как ни велико было его злодеяние и оскорбление, нанесенное чистоте и святости братской любви, из среды размножившихся за это время братьев, сестер и последующих поколений нашлись люди, которые решились последовать за Каином в страну изгнания, так что он поселился там с женой. Здесь у него родился сын, которого он назвал Енохом. Удаленный от остального общества людей, предоставленный своей собственной судьбе, Каин, от природы суровый и упорный, теперь еще с большим упорством должен был бороться с природой и внешними условиями жизни.
И он действительно весь отдался тяжелому труду для обеспечения своего существования и был первым человеком, который построил город как начало оседлой жизни. Город назван был по имени сына его Еноха. Некоторые исследователи возражают, будто бы немыслимо допустить построение города в такое раннее время. Но до этого события могло пройти от происхождения человека уже несколько столетий, в продолжение которых люди могли прийти к мысли о лучших средствах защиты своего существования от внешних врагов. Притом, под именем «города», конечно, нельзя разуметь в собственном теперешнем смысле город, а просто ограду, возведенную для защиты находившегося среди ее жилища.Поколение Каина стало быстро размножаться, а вместе с тем продолжалась начатая его родоначальником борьба с природой (культура). Из среды его выходили люди, которые, наследовав от Каина упорную волю в борьбе с природой, продолжали неутомимо изыскивать новые средства для успешнейшего ведения ее. Особенно замечательно в этом отношении семейство Ламеха, шестого члена в поколении Каина по прямой от него линии[1].
Сам Ламех замечателен в истории человечества тем, что он первый нарушил естественный, установленный при начале, порядок брачных отношений и ввел многоженство, сделавшееся впоследствии источником ужасного попрания человеческого достоинства женщины, особенно на Востоке. Подчиняясь своей страстной натуре, он взял себе две жены – Аду и Циллу. От них родились сыновья, которые явились изобретателями первых ремесел и искусств. От Ады родился Иавал. Он первый изобрел палатки и с ними начал вести вполне кочевую жизнь, перенося шатры и перегоняя стада с одного места на другое.
Убийство Авеля
Брат его Иувал был более поэтической натуры и прославился изобретением инструментов, посредством которых можно выражать порывы и чувства души. Он первый изобрел гусли и свирель и есть отец всех играющих на них. Гусли или арфа (по-еврейски кинур), по описанию Иосифа Флавия, имела десять струн, на которых играли при помощи плектра – особой музыкальной палочки. Изобретение Иувала, конечно, представляло простейшую форму струнного инструмента.
Ада и Цилла, послушайте голоса моего,
Жены Ламеховы, внимайте словам моим:
Я убил бы мужа за язву мне,
И отрока за рану мне.
Если за Каина отомстится всемеро,
То за Ламеха в семьдесят раз всемеро.
В этом шестистишии представляется первый пример собственно поэтической речи в первобытную эпоху, и песнь эта представляет верное отражение еврейской, как самой древней, поэзии. Что касается содержания этой первобытной поэмы, то в общем смысл ее таков. Среди насилий и жестокостей того времени, особенно свирепствовавших между потомками Каина, Ламех утешает своих жен уверением, что с помощью медного и железного оружия, находящегося теперь, благодаря изобретению Тувал-Каина, в его руках, он может убить всякого, кто бы осмелился оскорбить его; и если Каину было обещано, что за него отомстится всемеро, то в руках потомства Ламехова теперь есть средство отмстить за себя в семьдесят раз всемеро.
Новое поколение, в котором проявилось противоположное каиновскому направление, будучи носителем истинной религии и связанного с ней обетования, естественно, должно было стать тем корнем, из которого надлежало развиться всему дереву человечества. И оно действительно стало им. Ход исторического развития, начинаясь от первого человека и разделяясь на два течения, главнейшим своим руслом направился в сторону этого именно поколения. В этом поколении выступают один за другим те великие представители первобытного человечества или патриархи, которые, крепкие духом и телом, призваны были долговечным трудом вырабатывать и сохранять начала, долженствовавшие лечь в основу жизни всех дальнейших поколений. Для успешнейшего осуществления своего назначения они, по особому промышлению Божию, наделены были необыкновенной долговечностью, так что каждый из них почти целое тысячелетие мог быть живым хранителем и истолкователем вверенного им обетования.
Первый человек Адам, этот первый виновник совершившегося в истории человечества переворота и первый свидетель великого обетования о Спасителе, жил 930 лет; его сын Сиф – 912 лет; сын Сифа Енос – 905 лет; представители последующих поколений: Каинан – 910 лет, Малелеил – 895, Иаред – 962, Енох, жизнь которого прервана взятием на небо, – 365, Мафусал – 969, Ламех – 777 и сын последнего, Ной, – 950 лет. Об этой необычайной долговечности патриархов единогласно свидетельствует предание всех древних народов. При суждении о ней нужно иметь в виду, что они были близкие потомки только что созданных людей (и притом созданных бессмертными), естественные условия жизни были отличны от нынешних, сама жизнь была проста и естественна, да и вообще в состоянии природы после райского ее состояния не вдруг произошли те перемены, которые сделали ее влияние часто разрушительным для жизни. Еще и теперь продолжительность жизни человеческой достигает до 200 лет и между африканскими арабами, по свидетельству путешественников, даже не редко. Почему же нельзя считать возможной более чем в 200 лет продолжительность жизни в первобытное время, когда первобытные ископаемые останки указывают на грандиозные размеры и исполинскую крепость живших тогда существ? Доказано, что некоторые животные, и особенно птицы, и теперь живут 300–400 лет. Не невозможно поэтому, что и человек в стране своего первоначального происхождения и при образе жизни, более сообразном с природой, чем теперь, мог жить так долго, как именно свидетельствует летопись библейская.
Летосчисление жизни патриархов служит основой и для общего определения жизни человечества на земле, для установления хронологии первобытной истории. Построение ее облегчается и упрощается тем, что счет лет патриархам ведется в библейской летописи троякий: 1) от начала жизни до рождения первого сына, 2) от рождения первого сына до конца жизни и 3) число лет всей жизни.
Особенно важен первый счет. Он дает возможность провести непрерывную линию лет от Адама до всякого последующего патриарха: следует только складывать годы каждого, прожитые до рождения первого сына. Так, Адаму было 130 лет, когда у него родился сын Сиф, Сифу было 105 лет при рождении Еноса, Еносу было 90 лет при рождении Каинана. Сумма этих лет составит период от сотворения Адама до рождения Каинана: 130 + 105 + 90 = 325 лет. Тем же способом можно определить количество лет от Адама до Ноя, от которого началась новая эпоха в истории человечества[2].
Но при видимой простоте летосчисление представляет почти неразрешимые трудности в другом отношении. Чтобы установить хронологию этой первобытной эпохи, необходимо еще предварительно найти прочную опору в самом счете лет жизни патриархов – как всей, так и до рождения первого сына, так как этот счет значительно разнится в трех наиболее древних и авторитетных текстах библейской летописи: еврейском, самаританском и греческом. Разницу эту можно видеть из сравнительной таблицы, приведенной выше.
Над разрешением и соглашением этого различия в счете лет трудились многочисленные толкователи, но до сих пор дело не выяснено с достаточной полнотой.
Делались всевозможные предположения. Одни объясняют эту разницу из случайных ошибок переписчиков святых книг; другие в отступлениях самаритянского текста видят последовательное стремление к уменьшению невероятной будто бы долговечности патриархов, а в отступлениях греческого текста от еврейского – стремление семидесяти толковников подвести библейское летосчисление под формы египетского; иные, наконец, в уменьшенных показаниях еврейского текста видят преднамеренное искажение текста иудеями, желавшими этим доказать, что еще «не пришло исполнение времен», которое по древнему пророчеству должно было совершиться на шестой тысяче лет от сотворения мира.
Больше вероятности имеют первое и последнее предположения, хотя, быть может, существовали и другие причины, еще неоткрытые наукой.
Во всяком случае, показания греческого перевода имеют за себя больше оснований, и они легли в основу летосчисления, принятого православной церковью и поддерживаемого многими знаменитыми учеными-исследователями. По этому летосчислению рассмотренный период обнимает (до потопа) 2 262 года.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Глава 5. Потомки Адама: Каин и Авель – поляризация человечества
Глава 5. Потомки Адама: Каин и Авель – поляризация человечества Что же было дальше? Библия повествует об этом так: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец,
Сыновья Адама: Каин и Авель, Сиф
Сыновья Адама: Каин и Авель, Сиф «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала и родила» сына, которому дала имя Каин, что значит «приобрела я человека от Господа» (Быт. 4.1). Адам и Ева, вероятно, надеялись, что в лице Каина они видят исполнение обетования об Искупителе, но их
КАИН И АВЕЛЬ
КАИН И АВЕЛЬ Сначала у Адама и Евы родился Каин, потом Авель. Авель пас овец, а Каин пахал землю. Собрал Каин урожай и понес дар Господу, и Авель тоже решил отнести Богу дар. Выбрал он ягненка из стада и преподнес.Обратился Бог к Авелю с любовью, а на Каина и не взглянул. Сильно
АВЕЛЬ И КАИН
АВЕЛЬ И КАИН Говорил равви Ури: «У моего учителя, равви Шеломо из Карлина, была душа Авеля. Теперь же встречаются люди лишь с душой Каина, и таких людей очень
Каин и Авель
Каин и Авель У Адама было два сына: Каин и Авель. Каин занимался земледелием, Авель пас овец.Однажды они приносили Богу жертву:[5] Каин – земные плоды, а Авель – первородное животное из своего стада. Жертву Авелеву Бог принял, а Каинову нет.[6] За это Каин возненавидел своего
АВЕЛЬ И КАИН
АВЕЛЬ И КАИН На протяжении всей Библии звучит мотив, впервые намеченный в «Шестодневе»: мотив отделения.В рассказе о творении мира видно, что мир создается путем вычленения, разделения, структурирования. «По определению Господа дела Его от начала, и от сотворения их Он
Род человеческий до потопа. Первая семья. Каин и Авель. Религиозно-нравственное состояние допотопного человечества.
Род человеческий до потопа. Первая семья. Каин и Авель. Религиозно-нравственное состояние допотопного человечества. Быт. 4–16Лишившись своего блаженного жилища, первые люди поселились к востоку от Эдема. Эта восточная внерайская страна сделалась колыбелью человечества.
Каин и Авель
Каин и Авель Познал Адам жену свою, Еву, — она зачала и родила Каина, и сказала: «Обрела я человека, дар от Господа обрела!» 2 Потом родила она Авеля, брата Каина. Авель пас овец, а Каин возделывал землю.3 Когда пришло время для жертвоприношения, Каин принес Господу плоды
Каин и Авель
Каин и Авель 1 Адам познал Еву, свою жену, и она забеременела и родила Каина a. Она сказала: «С помощью Господа я приобрела человека». 2 Потом она родила его брата Авеля.Авель пас стада, а Каин обрабатывал землю. 3 Через некоторое время Каин принес в дар Господу плоды земли, 4 а
КАИН И АВЕЛЬ
КАИН И АВЕЛЬ В Библии ничего не говорится о том, как жили Адам и Ева после своего изгнания из рая.Известно лишь о необыкновенном долголетии Адама, прожившего 930 лет. То неединственный случай такого долголетия, и мы еще не раз встретимся на страницах Библии со старцами, чей
Два направления в жизни допотопного человечества
Два направления в жизни допотопного человечества И пошел Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток от Едема. 17 И познал Каин жену свою; и она зачала, и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.18 У Еноха родился Ирад; Ирад
Каин и Авель
Каин и Авель Тяжело было Адаму и Еве расставаться с раем, и ещё тяжелее было им привыкать к труду и болезням. Звери теперь уже не слушались их и вредили, животные бежали от них, и земля не всегда приносила им плоды для пропитания. Они жили в бедном шалаше посреди поля.Скоро у
Каин и Авель
Каин и Авель У Адама и Евы было два сына: Каин и Авель.Старший, Каин, обрабатывал землю; младший, Авель, пас овец. Авель отличался добротой и кротостью; Каин же был злой и завистливый. Однажды оба брата захотели принести Богу в жертву, то есть в дар, что было у них лучшего: Каин
КАИН И АВЕЛЬ
КАИН И АВЕЛЬ Тяжело было Адаму и Еве расставаться с раем, и еще тяжелее было им привыкнуть к труду и болезням. Звери теперь уже не слушались их и вредили, животные бежали от них, и земля не всегда приносила им плоды для пропитания. Они жили в бедном шалаше посреди поля.Скоро
КАИН И АВЕЛЬ
КАИН И АВЕЛЬ Тяжело было Адаму и Еве расставаться с раем, но ещё тяжелее было им привыкать к труду и болезням. Звери теперь уже не слушались и боялись их, а земля не всегда приносила им плоды для пропитания.Вскоре у Адама и Евы родились дети. Было у них два сына: Каин и Авель.
Каин и Авель
Каин и Авель Адам и Ева очень переживали свою разлуку с Богом и старались заслужить его прощение, показать ему свою любовь.Но как это сделать? Ведь Бог не разрешал им даже близко подходить к воротам Рая и поставил там на страже крылатого херувима с огненным мечом.Тогда
Каин — история первого сына Адама и Евы, убийство Авеля, значение имени
История персонажа
Человек, совершивший первое убийство в мире, не мог затеряться в истории. Имя главного грешника запечатлено в Библии и навсегда останется на слуху. Правда, причина убийства все-таки остается загадкой. На Каина возложили ответственность за распущенность и несдержанность человеческого рода. Невозможно представить, как сильно мужчина разочаровал собственных родных.
История появления Каина
Первое упоминание старшего сына Евы встречается в четвертой главе Книги Бытия, где раскрывается тайна рождения первых людей на Земле. Там же кратко рассказывается история первого убийства и изгнание первенца Евы.
В пятой главе Книги Бытия имя грешника-братоубийцы уже не встречается. Подобное отношение к персонажу Писания вызывает массу споров среди теологов. Исследователи Слово Божьего утверждают, что из Библии пропал кусок, затрагивающий жизнь грешника после изгнания. Достоверных доказательств выдвинутой теории нет.
В иудаизме, христианстве и мусульманстве существуют постбиблейские предания, посвященные прославленным братьям, но все они основаны на Ветхом Завете и субъективно раскрывают тему, зачем Каин убил Авеля. Несмотря на значимость фигуры братоубийцы для нескольких религий, Библия почти не содержит информации о первом земном грешнике.
Биография
Каин – первый рожденный на Земле человек. Старший сын Адама и Евы (по мнению последователей каббалы и гностицизма – сын ангела Самаэля и Евы) выбрал делом своей жизни земледелие. Младший брат Каина – Авель – пошел по другому пути и увлекся разведением овец. Оба мужчины чтили бога и регулярно приносили Всевышнему подношения.
Адам и Ева с детьмиПри очередном жертвоприношении Бог отклонил жертву Каина, а жертва Авеля была принята. Неравнозначное отношение Всевышнего к детям Адама задело Каина. В порыве эмоций первый человек на Земле убивает младшего брата:
«И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его».
В древних писаниях утверждается, что Каин не знал, как совершается убийство. Молодой человек вспомнил акт жертвоприношения овцы, которое совершал Авель, и так же перерезал брату горло. По другой версии, во время ссоры братьев на поле прилетели вороны. Одна из птиц убила другую камнем. Каин в точности повторил поведение ворона.
Каин убивает АвеляВ наказание Бог изгнал Каина в землю Нод – территорию, расположенную восточнее Эдема. Напоследок Господь поставил на лбу Каина печать, которая изображала первую букву имени Всевышнего. Отмеченный клеймом, Каин скитался по земле и встретил женщину, в будущем ставшую женой грешника. Имя возлюбленной Каина неизвестно. В скором времени у мужчины родился сын. Каин – отец Еноха – основал в честь первенца город:
«И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох».
Богословы придерживаются трех вариантов смерти Каина. Первый – мужчина погиб под завалами собственного дома. Вторая теория – первый убийца на Земле умер во время Всемирного потопа.
Каин строит город ЕнохТретья теория гласит, что Каин умер от рук собственного потомка. Слепой Ламех (внук в седьмом колене) вышел с сыном на охоту. Юноша направил руку отца в сторону виднеющихся из-за дерева рогов. Ламех выпустил стрелу и попал в голову Каина (Бог одарил мужчину не только печатью, но и рогами). Осознав ошибку, Ламех убил собственного сына.
Каин в религии
История первого убийства на Земле эксплуатируется во многих религиях, но имеет различное толкование. В христианстве и исламе причиной смерти Авеля считают зависть Каина. В отличие от младшего брата мужчина приносил жертвоприношения формально. Каин не испытывал истинного чувства веры и праведности, поэтому Господь предпочел подношения Авеля.
КаинИудеи считают, что Авель заслужил смерть за убийство животного. Скотовод, принесший в жертву овцу, поступил не менее гадко, чем Каин. В поздних вариантах трактование смерти Авеля рассматривается шире – Каин был не только братоубийцей, но и обманщиком. Убийству предшествовала драка, в которой победил Авель. Униженный Каин попросил о помощи, а получив ее, убил родственника. Еще одну теорию выдвинул раби Э. Эссас:
«Их было двое братьев. И это означало, что никому из них мир не принадлежал целиком. И Каин совершил убийство».
Помимо классических вариантов, существуют более экстравагантные версии. Выдвигается теория, что легенда о Каине и Авеле демонстрирует конфликт между земледельческим и скотоводческим ритмами жизни.
Скульптура КаинаРадикально мыслящие представители религиозных течений считают, что причиной убийства стала Ева. Единственная представительница противоположного пола была не только матерью, но и возлюбленной мужчин. Поэтому имя жены Каина нигде не упоминается. Раздираемый чувством ревности, первенец Евы избавился от соперника.
Экранизации
Биография братоубийцы – интригующая основа для фильма. Сценаристы предпочитают эксплуатировать библейский мотив, добавляя собственное видение ситуации.
Тимоти Омандсон в роли КаинаЯркий пример – сериал «Сверхъестественное». В одном из эпизодов главные герои сталкиваются с библейским персонажем. Только Каин предстает перед зрителями вовсе не плохим парнем. Мужчина убил брата, чтобы спасти его душу. Авель отправляется на небеса, а старший брат становится могущественным демоном. Роль служителя Люцифера досталась актеру Тимоти Омандсону.
Создатели сериала «Люцифер» имеют собственное видение жизни Каина после смерти Авеля. Проскитавшись по Земле сотни лет, братоубийца занимает пост лейтенанта полиции в Лос-Анджелесе. Мужчина борется с преступностью, заглаживая грех перед Господом. Образ бессмертного полицейского воплотил на экране Том Уэллинг.
Том Уэллинг в роли КаинаВ фильме «Ной», вышедшем в 2014 году, Даррен Аронофски напоминает зрителю классическое толкование библейского сюжета. Перед тем, как рассказать легенду о Ное, режиссер напоминает о Каине, ставшем родоначальником человеческих пороков. Роль братоубийцы сыграл Йоуханнес Хёйкьюр Йоуханнессон.
Интересные факты
- Значение имени первого человека на Земле многообразно. Слово «Каин» может происходить от глагола «кана» и означать «производить». Или имя братоубийцы происходит от слова «кузнец».
- Сказание утверждает, что Каин старше Авеля на 3 года. Первенец занялся земледелием в 12 лет.
- По мнению исследователей и философов, женой Каина (если отбросить мысли о Еве) стала родная сестра мужчины. Чаще всего упоминаются имена Савы и Аваны.
Кем были дети Адама и Евы? Сколько у них было сыновей и дочерей?
История детей Адама и Евы, Каина и Авеля, не занимает много места в Библии. История их жизни занимает одну главу, а в следующей добавлено несколько генеалогических сделок. Несмотря на это, фраза «Каин и Авель» известна во всей нашей культуре, и все мы достаточно хорошо понимаем, что она означает. Давайте подробнее рассмотрим, что на самом деле Библия говорит об этих двух мужчинах и их менее известных братьях и сестрах.
Кем были Каин и Авель?
Согласно Книге Бытия 4, после изгнания из Эдемского сада у Адама и Евы родилось два сына: Каин и Авель. Каин был первым сыном, Библия не указывает, насколько позже родился Авель.
Став взрослыми, Каин и Авель сделали разные карьеры: Авель стал пастухом, а Каин стал земледельцем (Бытие 4:2). В какой-то момент и Каин, и Авель принесли жертвы Богу из своих продуктов. Каин дал урожай из своего урожая, а Авель дал части первенцев ягнят. Бог принял предложение Авеля, но не одобрил то, что принес Каин. В результате Каин был расстроен и завидовал Авелю (Бытие 4:5), и Бог предупредил Каина быть осторожным:
«Почему ты такой злой?» Господь спросил Каина. «Почему ты выглядишь таким подавленным? Вас примут, если вы будете поступать правильно, тогда будьте осторожны! Грех притаился у двери, стремясь контролировать вас. Но ты должен подчинить его и стать его хозяином».
—Бытие 4:6-7
Позже (дата не ясна, просто «один день») Каин попросил Авеля пойти с ним в поле, и Каин убил Авеля. Бог применил тактику, аналогичную той, которую он применил в Бытие 3:9 после того, как родители Каина вкусили запретный плод: Он подошел к преступнику и задал вопрос. В этом случае он спросил Каина: «Где твой брат?» Каин ответил: «Я не знаю… разве я опекун брату моему?» (Бытие 4:9).
Бог упрекнул Каина за его действия и сказал ему, что с этого момента он будет «бездомным скитальцем на земле» (Бытие 4:12). Каин ответил, что не может нести наказание вечного скитания и что «всякий, кто найдет меня, убьет меня!» Бог ответил, что накажет любого, кто убьет Каина семь раз, и наложит на Каина знак, чтобы любой, кто попытается убить Каина, был предупрежден (Бытие 4:15-16). После этого у Каина родился сын по имени Енох, он основал город и имел различных потомков, которые развили такие навыки, как музыка, ковка металла и кочевничество (Бытие 4:17-24).
Фото: Pixabay/Cocoparisienne
Почему Каин убил Авеля?
Бог одобрил приношение Авеля, но не Каина, и в результате Каин обиделся на своего брата. Трудно сказать, почему именно Бог не одобрил приношение Каина. Стоит отметить, что в Библии говорится, что Каин дал «некоторые из своего урожая», не описывая качество приношения (Бытие 4:3). Напротив, в следующем стихе говорится, что Авель отдал «лучшую долю первенцев из своего стада». Авель отдавал лучшее и брал с первых результатов своих трудов, а не задним числом или после того, как был уверен, что у него есть излишки.
У нас нет таких подробностей об урожае Каина, что может означать, что он не выкладывался наилучшим образом. Каин, возможно, просто не проявлял должного уважения к Богу своим приношением. Независимо от того, что Каин сделал неправильно, тот факт, что Бог сказал Каину, что он будет принят, если он будет поступать правильно (Бытие 4:7), указывает на то, что в целом его приношение было неправильным.
Каин не только завидовал тому, что Бог благоволит Авелю, но и не оценил предостережение, данное ему Богом. Его предупредили, но он продолжал вести себя бунтарски. Даже после того, как он убил Авеля, его мятежный настрой продолжался, о чем свидетельствует его насмешливый ответ: «Разве я опекун своего брата?» (Бытие 4:9).
По сути, ответ Каина был эгоистичным. В результате он стал странником, человеком без общества. Он жил для себя и получал взамен только себя.
Кем был Сет?
Бытие 4:25-26 продолжается после истории семьи Каина и говорит, что у Адама и Евы был еще один сын по имени Сиф. После рождения Сифа Ева сказала: «Бог даровал мне другого сына вместо Авеля, которого убил Каин» (Бытие 4:25). Позже у Сифа родился сын по имени Енос (Бытие 4:26), а генеалогия в Бытие 5 сосредоточена на потомках Сифа, заканчивая Ноем, который прославился тем, что построил ковчег.
На первый взгляд, Бытие 4–5 звучит так, будто в нем говорится, что у Адама и Евы не было детей между Авелем и Сифом. В нем говорится, что «после рождения Сифа Адам жил еще 800 лет, и у него были другие сыновья и дочери» (5:4), как будто был долгий период, когда были только Адам, Ева и их два сына, а затем большое расширение после Сета. Однако при этом упускается несколько вещей.
Во-первых, Каин сказал после того, как Бог проклял его, чего он боялся: «Каждый, кто найдет меня, убьет меня!» Если бы в этот момент вокруг не было других детей Адама и Евы, о ком мог бы говорить Каин? Некоторые ученые предполагают, что ответ заключается в том, что Адам и Ева не были первыми и единственными созданными человеческими существами, а просто теми, на которых сосредотачивается Бытие, потому что они жили в Эдемском саду. Однако после того, как Адам и Ева согрешили в Бытие 3, Бог сказал: «Смотрите, люди стали подобны нам», говоря о них как о представителях всего их вида. 1 Коринфянам 15 продолжает этот метод, описывая Адама как первого человека. В нем говорится: «Ибо, как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (15:22) и что «Первый человек был из праха земного; второй человек с неба» (15:47). Следовательно, кажется, что Адам и Ева были первыми людьми.
Во-вторых, в Бытие 5 говорится о происхождении Адама без упоминания Каина и Авеля. Он начинается со слов «это письменный отчет о потомках Адама», а затем : «Когда Адаму было 130 лет, он стал отцом сына, который был таким же, как он… Он назвал своего сына Сифом» ( 5:3). В этой генеалогии записаны не все потомки Адама, а только избранные. Следовательно, у Адама Евы могло быть больше детей от Авеля и Сифа, и, вероятно, так оно и было. Мы просто не знаем, сколько, Каин и Авель выросли со многими братьями или сестрами.
Это подводит нас к другому вопросу.
Фото: ©Getty Images/Yaom
Женились ли сыновья Адама и Евы на своих сестрах?
Если предположить, что Адам и Ева были первыми мужчиной и женщиной, и не существовало «доадамических» существ, с которыми люди спаривались, может показаться, что Каин и Сет Ева должны были жениться на женщинах, происходящих от Адама и Евы.
Как установлено, мы не знаем, когда у Адама и Евы появились дочери (или, если уж на то пошло, были ли у Авеля жена и дети, не упомянутые в повествовании). Мы также знаем, что Адаму было 130 лет, когда родился Сиф, поэтому между Бытие 4:1 и Бытие 4:17 (впервые упоминается жена Каина) могло родиться несколько поколений людей. Поэтому мы не знаем, женились ли Каин или Сиф на своих прямых братьях и сестрах — один из них мог жениться, а другой женился на племяннице или двоюродной сестре. Тем не менее, чистая математика показала бы, что по крайней мере один из трех сыновей Адама женился на сестре.
Эта идея вызывает беспокойство и противоречит законам, запрещающим инцест в Левит 18. Однако до того, как этот закон был дан в Левите, были различные случаи, когда мужчины женились на своих сестрах или других родственницах. Жена Авраама Сарра была его сводной сестрой от другой матери (Бытие 20:11-13). Иаков женился на двух своих двоюродных сестрах (Бытие 29-30). Отец Моисея женился на его тете (Исход 6:20). По какой-то причине закон против инцеста, похоже, не действовал (по крайней мере, не так строго) до того, как Бог заключил завет с израильтянами на горе Синай.
Трудно сказать, почему произошло это смещение. Поскольку Бытие описывает все, что было создано в Эдемском саду, как хорошее, включая Адама и Еву, их гены, возможно, были хорошо развиты до такой степени, что их дети могли жениться на братьях и сестрах и производить детей без генетических дефектов. Это соответствовало бы сдвигу, который мы наблюдаем в Книге Бытия, от ранних поколений с долгой жизнью, производящих детей старше 100 лет, к людям с более короткой жизнью и более низким коэффициентом фертильности. Мы идем от Адама и Евы, у которых все еще были дети, когда им было более 100 лет (Сиф родился, когда Адаму было 130 лет), к Аврааму и Сарре, которые вышли из детородного возраста, когда Саре было 9 лет.0 и Аврааму 100 лет (Бытие 17:17, 18:12). В Бытии 6:3 Бог постановляет, что люди будут жить только до 120 лет, и, за исключением нескольких патриархов, это справедливо для всей остальной части Библии.
Так что вполне возможно, что в период Каина и Авеля генетика человека была настолько хороша, что все биологические проблемы, которые создает инцест (мутации и т. д.), не были проблемой. Несмотря на это, Бог запрещает инцест позже (и тогда довольно жестко) в Библии. Как бы мы ни интерпретировали, на ком женились сыновья Адама и Евы, остается факт, что Библия не сообщает нам всю информацию, которую мы хотим. Это дает нам необходимые факты и оставляет нам напоминания о том, что какие бы странные вещи ни делали люди в Библии, Бог знал, что он делал, и в конечном итоге сотворил из этого что-то хорошее.
Фото предоставлено: Unsplash/Jude Beck
Г. Коннор Солтер — писатель и редактор со степенью бакалавра наук в области профессионального письма Университета Тейлора. В 2020 году он получил первую премию за лучший очерк на региональном конкурсе сети Colorado Press Association Network. Он написал более 1000 статей для различных изданий, включая интервью для Christian Communicator и рецензии на книги для Библиотечной ассоциации евангелической церкви. Узнайте больше о его работе здесь.
На ком женился Каин? — Библейская Одиссея
Евы Мрочек
Книга Бытия говорит нам, что у Адама и Евы было два сына, Каин и Авель. После того, как Каин убивает Авеля и поселяется в земле Нод, мы читаем, что «Каин познал жену свою, и она зачала и родила Еноха» (Бытие 4:17). Но откуда взялась жена Каина?
Поскольку Адам, Ева и их сыновья — единственные люди, упомянутые в Библии до сих пор, внезапное появление жены Каина беспокоило читателей с древних времен до наших дней. Этот вопрос возник даже в ходе судебного разбирательства по делу Скоупса в 19 году.25: Кларенс Дэрроу спросил своего оппонента, Уильяма Дженнингса Брайана: «Вы когда-нибудь узнавали, где Каин взял свою жену?» как способ подвергнуть сомнению историческую достоверность Библии. В ответ на это консервативные читатели указывают на более поздний стих, Бытие 5:4, в котором говорится, что у Адама были «другие сыновья и дочери», утверждая, что жена Каина была его сестрой (или, возможно, его племянницей) и что в первые дни человечества, брак между братьями и сестрами был необходим и генетически безопасен.
Такие «проблемы преемственности» в библейском сюжете требуют объяснения — если мы ожидаем, что Библия будет читаться как история в современном понимании. Но эти вопросы, возможно, не беспокоили первых авторов Библии, которые сочиняли литературу другого рода. История Адама, Евы и их детей — это легенда о происхождении, а не историческая хроника. А некоторые эпизоды в первых главах Бытия распространялись отдельно, вероятно, в устной форме, прежде чем они были объединены в непрерывный рассказ.
Но не только современные читатели пытаются заполнить пробелы в Книге Бытия. Некоторые древние еврейские писатели, которые пересказывают эту историю, упоминают, что у Адама и Евы рано появились дочери, и даже дают им имена. Книга Юбилеев, второй век до н. э. пересказывая Бытие, называет дочь Евы Аван; а писатель I века н. э. Псевдофилон упоминает дочь по имени Ноаба. Для ранних еврейских писателей было обычной практикой давать имена женским персонажам, которые не были названы или полностью отсутствовали в библейских текстах.
Более поздние иудейские и христианские интерпретации первых нескольких столетий нашей эры более сложны. Некоторые древние читатели предположили, что соперничество Каина и Авеля было чем-то большим, чем необъяснимое предпочтение Бога жертве Авеля (Бытие 4:4), предполагая, что это была борьба за женщину — их сестру — которая привела к первому убийству. Еврейские, христианские и мусульманские источники передают ту или иную версию этого мотива, но детали сильно различаются.