Атомисты древнегреческие: Древнегреческие атомисты

Вопросы по философии | Механико-математический факультет

Вопросы по философии

 

ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В АСПИРАНТУРУ 
МЕХАНИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ им. М.В.Ломоносова

I

  1. Природа философского знания. Специфика философии по отношению к мифологии, религии, науке, искусству.
  2. Возникновение и становление европейской философии. Исторические рамки, периодизация и основные парадигмы философии.
  3. Структура философского знания. Основные разделы философии и их соотношение.
  4. Специфика древнеиндийской философской мысли (на примере одной из систем).
  5. Специфика древнекитайской философской мысли (на примере одной из систем).
  6. Специфика русской философии, ее основные проблемы.

II

  1. Онтология как философская дисциплина. Основные проблемы и типы онтологии.
  2. Космоцентризм философии античности. Проблема единого и многого.
  3. Ранняя древнегреческая философия: милетская школа, Анаксагор, атомисты.
  4. Ранняя древнегреческая философия: пифагорейцы, Гераклит, элеаты.
  5. Онтология Платона: вещи и идеи. Философия математики Платона.
  6. Учение Аристотеля о природных процессах (материя и форма, возможность и действительность, четыре причины, сущность и другие категории). Философия математики Аристотеля.
  7. Эллинистическо-римская философия. Общая характеристика и более подробное изложение одной из концепций.
  8. Онтология и космология стоиков.
  9. Космологическая концепция неоплатонизма: учение о Едином, Уме, Душе и материи.
  10. Теоцентризм средневековой философии. Философия и богословие. Проблема универсалий и варианты ее решения в средневековой схоластике.
  11. Натурфилософские концепции Возрождения. Общая характеристика и изложение одной из концепций. Место человека в космосе.
  12. Онтологическая проблематика в философии XX века (по текстам (на выбор) Н.
    Гартмана, М. Хайдеггера, Л. Витгенштейна, У. Куайна).

III

  1. Теория познания (гносеология) как философская дисциплина. Основные проблемы и типы гносеологии.
  2. Проблема достоверности и обоснование знания. Учение о методе познания: индукция, дедукция, интуиция. Основные концепции истины (истинности).
  3. Основные концепции познания в древнегреческой философии: Платон, Аристотель, стоики, атомисты.
  4. Проблема соотношения веры и разума в средневековой философии. Соотношение доверия и доказательства в познании.
  5. Гносеологический поворот в философии Нового времени. Психофизическая проблема и философия сознания (по книге Ст. Приста «Теории сознания»).
  6. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Проблема первичных и вторичных качеств. Спор о врожденных идеях.
  7. Английский эмпиризм ХУП-ХУШ вв. Общая характеристика и изложение одной из концепций: Ф.Бэкон, Дж.Локк, Дж. Беркли, Д.Юм.
  8. Континентальный рационализм. Общая характеристика и изложение одной из концепций: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц. Философия математики Декарта и Лейбница.
  9. Философия Просвещения: темы, идеи, проблемы, представители. Французский материализм и деизм (более подробное изложение одной из концепций: Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах, Ф. Вольтер).
  10. «Коперниканский переворот» И.Канта. Учение об априорных формах и трансцендентализм. Кантовская философия математики.
  11.  Диалектический метод и система Гегеля.
  12. Современные теории познания (на примере одной из концепций: неокантианство, герменевтика, прагматизм, феноменология).

IV

  1. Антропология как философская дисциплина. Античная («разумное живое существо»), христианская и естественнонаучная концепции человека. Индивид и личность.
  2. Древнегреческая антропология: Платон, Аристотель, стоики, атомисты. Основные особенности средневековой антропологии.
  3. Экзистенциальная трактовка человека (общая характеристика и более подробное изложение одной из концепций: С. Кьеркегор, Н.Бердяев, Г.Марсель, К.Ясперс, М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А.Камю).
  4. Антропология русских религиозных философов (на примере одной из концепций: Вл.Соловьев, Н.Фёдоров, П.Флоренский, С.Булгаков, Н.Лосский, С.Франк, Л.Карсавин).
  5. Общество (социум) как предмет философского осмысления.
  6. Марксистская концепция общества. Материалистическое понимание истории. К.Маркс о человеке, его отчуждении и свободе.
  7. Цивилизационная концепция общества (на примере одной из концепций: Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, Л.Гумилев).
  8. Философия истории. Проблема развития общества и антропологический смысл истории. Специфика исторического познания и методологические проблемы исторического исследования.
  9. Проблема исторического пути России: западники, славянофилы, евразийцы.
  10. Аксиология как философская дисциплина. Проблема иерархии ценностей.
  11. Этика как философская дисциплина. Нормативная и дескриптивная этика. Гетерономная и автономная этика.
  12. Основные этические концепции: античные этические школы, христианская этика, «золотое правило» нравственности и кантовский категорический императив, утилитаризм, этика в условиях «смерти Бога» (Ф.Ницше).
  13. Эстетика как философская дисциплина. Основные категории и концепции.

V

  1. Наука как феномен Нового времени. Проблема отличия науки и ненаучного знания. Специфика естественнонаучного и гуманитарного знания. Наука и техника.
  2. Позитивизм: основные этапы, идеи и представители. Постпозитивизм. Трактовка математики в неопозитивизме.
  3. Язык как предмет философского осмысления. Семиотика как наука о знаковых системах. Лингвистический поворот в философии XX в. Основные направления современной философии языка.
  4. Специфика математического знания и его единство (концепция Н.Бурбаки). Три периода в развитии математики (концепция А.Н. Колмогорова).
  5. Парадоксы теории множеств и программы обоснования математики первой половины XX в. (логицизм, формализм, интуиционизм, конструктивизм). Роль формализации в математике и философский смысл теорем об ограниченных возможностях формализмов (теоремы К.Геделя). 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Кунцман П., Буркард Ф.-П., Видман Ф. Философия:  М., 2002.
  2. Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. М., 2000-2001. 
  3. История философии: Запад — Россия — Восток / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. В 4-х книгах. М.,1995-1999. 
  4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х томах. СПб., 1994-1997. 
  5. Русская философия. Малый энциклопедический словарь / Редколлегия: А.И.Алешин и др. М., 1995.
  6. Русская философия: Словарь / Под общей ред. М.А.Маслина. М., 1999.
  7. История русской философии: Учебник для вузов / Редколлегия.: М.А.Маслин и др. М., 2001.
  8. Гусейнов А.А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. М., 2003.
  9. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М., 2002.
  10. Клайн М. Математика. Утрата определенности. М., 1984.

Атомизм | это… Что такое Атомизм?

Атоми́зм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов. Возникла в древнегреческой философии[1].

Дальнейшее развитие получила в философии и науке Средних веков и Нового времени.

Содержание

  • 1 Термин
  • 2 Индия
  • 3 Античная философия и наука
    • 3.1 Школа атомистов
    • 3.2 Платон
    • 3.3 Эпикурейство
    • 3.4 Критика атомизма
  • 4 Средневековье
  • 5 Возрождение и раннее Новое время
  • 6 XIX—XX века
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

Термин

Термин атомизм употребляется в двух смыслах. В широком смысле атомизмом называется любое учение об атомах, в узком — древнегреческая философская школа V-IV веков до н. э., учение которой является самой ранней исторической формой атомизма. В обоих случаях употребляется также термин атоми́стика. Термин атомисти́ческий материали́зм является более узким, так как некоторые сторонники учения об атомах считали атомы идеальными.

Индия

В индийской философии атомизм разрабатывался независимо от европейской философии. Примером этого может служить школа вайшешика.

Античная философия и наука

Европейская атомистика возникла в Древней Греции.

Школа атомистов

Атомизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским. Согласно их учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов. Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытие Парменида на множество отдельных «бытий»-атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.

Платон

Сторонником атомизма был Платон, который считал, что атомы имеют форму идеальных Платоновских тел (правильных многогранников).

Эпикурейство

Эпикур, основатель эпикурейства, воспринял от атомистов учение об атомах.

В поэме древнеримского эпикурейца Лукреция «О природе вещей» атомы характеризуются как телесные («тельца» — корпускулы) и состоящие из материи.

Критика атомизма

Основная статья: Бесконечная вложенность материи

Противники атомизма Демокрита утверждали, что материя делится до бесконечности.

Средневековье

Сторонниками атомизма были европейские схоласты Николай из Отрекура, Гильом из Конша, арабский философ Ар-Рази.

Возрождение и раннее Новое время

Сторонники атомизма: Джордано Бруно, Галилей, Исаак Бекман, Пьер Гассенди и др.

В 1808 г. Дальтон, Джон возродил атомизм и писал:

«Атомы — химические элементы, которые нельзя создать заново, разделить на более мелкие частицы, уничтожить путем каких-либо химических превращений. Любая химическая реакция просто изменяет порядок группировки атомов»

Под неделимыми атомами Дальтон понимал химические элементы

XIX—XX века

В XIX веке стало известно, что химические атомы разлагаются на более мелкие элементарные частицы и таким образом «атомами» в Демокритовском смысле не являются. Тем не менее, термин используется и теперь в современной химии и физике, несмотря на несоответствие его этимологии современным представлениям о строении атома.

В современной физике вопрос об атомизме является открытым. Некоторые теоретики придерживаются атомизма, но под атомами подразумевают фундаментальные частицы, которые далее неделимы.

См. также

  • Апейрон
  • Континуум (философия)
  • Ананке (философия)

Примечания

  1. Атомизм // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона.
     — СПб., 1906—1913.

Ссылки

  • Атомизм // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 4 т. — СПб., 1907—1909.
  • Атомы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Атомизм | Определение, философия, история и факты

Эпикур

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Демокрит Левкипп
Похожие темы:
атом атомная теория Логический атомизм холизм пустота

См. весь связанный контент →

атомизм , любая доктрина, объясняющая сложные явления с точки зрения агрегатов неподвижных частиц или единиц. Эта философия нашла свое наиболее успешное применение в естествознании: согласно атомистическому взгляду, материальная вселенная состоит из мельчайших частиц, которые считаются относительно простыми и неизменными и слишком маленькими, чтобы быть видимыми. Таким образом, множественность видимых форм в природе основана на различиях в этих частицах и в их конфигурациях; следовательно, любые наблюдаемые изменения должны быть сведены к изменениям в этих конфигурациях.

Основная природа атомизма

Атомизм по своей сути является аналитической доктриной. Он рассматривает наблюдаемые формы в природе не как внутренние целостности, а как агрегаты. В отличие от холистических теорий, которые объясняют части с точки зрения свойств, проявляемых целым, атомизм объясняет наблюдаемые свойства целого свойствами его компонентов и их конфигураций.

Чтобы понять историческое развитие атомизма и, особенно, его отношение к современной атомной теории, необходимо различать атомизм в строгом смысле слова и другие формы атомизма. Атомизм в строгом смысле характеризуется тремя моментами: атомы абсолютно неделимы, качественно тождественны (т. е. различны только по форме, величине и движению) и соединяются друг с другом только путем сопоставления. Другие формы атомизма менее строги в этих вопросах.

Атомизм обычно ассоциируется с «реалистичным» и механистическим взглядом на мир. Это реалистично в том смысле, что атомы не рассматриваются как субъективные конструкции разума, используемые для лучшего понимания явлений, которые необходимо объяснить; вместо этого атомы существуют в реальной реальности. Точно так же механистический взгляд на вещи, согласно которому все наблюдаемые изменения могут быть сведены к изменениям конфигурации, — это не просто вопрос использования полезной объяснительной модели; вместо этого механистический тезис утверждает, что все наблюдаемые изменения вызваны движением атомов. Наконец, как аналитическое учение, атомизм противостоит организмистическим учениям, которые учат, что природа целого не может быть открыта путем разделения его на составные части и изучения каждой части в отдельности.

Различные значения атомизма

Термин атомизм происходит от греческого слова atoma — «вещи, которые нельзя разрезать или разделить».

Два основных типа атомизма

Историю атомизма можно разделить на два более или менее обособленных периода, один философский и другой научный, с переходным периодом между ними (с XVII по XIX век). Этот исторический факт оправдывает различие между философским и научным атомизмом.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Философский атомизм

В философском атомизме, столь же древнем, как греческая философия, внимание было сосредоточено не на подробном объяснении всякого рода конкретных явлений, а на некоторых основных общих сторонах этих явлений и на общих чертах согласно которому рациональное объяснение этих аспектов было возможно. Этими основными аспектами были существование в природе многообразия различных форм и непрерывного изменения. Как можно объяснить эти особенности? Философский атомизм дал общий ответ на этот вопрос. Однако она не ограничивалась строго общей проблемой объяснения возможности изменения и множественности — даже в древнегреческом атомизме, ибо в греческой мысли философия и наука еще составляли единство. Следовательно, атомисты также пытались дать более подробные объяснения конкретных явлений, таких как испарение, хотя эти объяснения предназначались скорее для подтверждения общей доктрины атомизма, чем для установления физической теории в современном смысле этого слова. Такая теория еще была невозможна, потому что физическая теория должна была основываться на косвенной или прямой информации о конкретных свойствах вовлеченных атомов, а такой информации тогда не было.

Древнегреческие мыслители открыли атом?

 

Слово «атом» происходит от греческого прилагательного « atomos», , которое буквально переводится как «неразрезаемый». Сегодня атомная теория обычно преподается в рамках научного контекста. На уроках естествознания дети узнают, что атомы являются строительными блоками всей материи на Земле: мельчайшие единицы материи, которые до недавнего времени считались неделимыми или «неразделимыми». Идее о том, что физический мир состоит из микроскопических атомов, уже тысячи лет. Хотя технически атомизм не является официальной «школой», подобно таким течениям, как стоицизм и платонизм, многие влиятельные древние философы разработали атомистические взгляды на вселенную. Их натурфилософия, которая обычно утверждает, что все существует и изменяется благодаря взаимодействию крошечных неделимых атомов, стала называться атомизмом.

 

Такие известные мыслители, как Эпикур и Лукреций, связывали свои атомистические убеждения с другими областями философии, такими как этика и мораль. Однако в данной статье основное внимание будет уделено развитию атомизма как натурфилософии.

 

Начало атомизма: Левкипп и Демокрит
Демокрит среди абдеританцев, Франсуа-Андре Винсент, ок. 1784 г., через LACMA.

 

Левкипп был философом 5 века до н.э. из неизвестной области Древней Греции. О его жизни известно очень мало. Благодаря его знаменитому ученику Демокриту известно, что Левкипп — самый ранний известный атомщик. Демокрит задокументировал идеи своего наставника и помог популяризировать теорию о том, что мир природы состоит из двух компонентов: атомов и пустоты.

 

Пустота есть ничто, вакуум, отсутствие или отрицание материи. Атомы, по Левкиппу и Демокриту, — вечные неделимые тела, взаимодействующие друг с другом в пустоте. Подобно научным представлениям об атомах 21-го века, Левкипп и Демокрит утверждают, что атомы могут двигаться, образовывать кластеры и объединяться, образуя материю. Однако эти кластеры не сливаются на постоянной основе. Если атомы разделены пустотой, они всегда должны отскакивать друг от друга при столкновении.

 

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Идея о неделимых и неизменных атомах, бесконечно отскакивающих друг от друга, является ключом к пониманию атомистического взгляда на изменения. Из этой идеи естественным образом следует, что окружающий нас мир постоянно находится в движении, всегда подвержен изменениям. Ничто никогда не бывает по-настоящему стабильным и постоянным, даже если так кажется на первый взгляд. Деревья теряют листву, стены постепенно разрушаются, реки текут и меняют форму берегов. Эти взгляды на мир оставались влиятельными столетия спустя, особенно в эпоху Возрождения среди таких философов, как Джордано Бруно.

 

Атомизм в платонизме и ответ Аристотеля
Бюст Платона, через Encyclopedia Britannica.

 

Атомистские теории не ограничивались досократическими философами, такими как Левкипп и Демокрит. Фактически, Платон, возможно, представляет атомистическую физическую теорию в «Тимее ». По крайней мере, так истолковывал это Аристотель. « Тимей » — наиболее полное изложение Платоном натурфилософии, и в нем он выделяет четыре основные формы материи: землю, воздух, огонь и воду.

 

Платон предполагает, что эти твердые формы материи состоят из неделимых элементов, имеющих форму треугольников (вопреки распространенному представлению об атомах как о сферах). Он считает, что треугольники должны быть правильной формой, потому что они могут соединяться вместе, образуя самые разные формы. Это также объясняет, как (как считали многие греки в то время) земля может превращаться в огонь и т. д. Подобно современным научным теориям об атомах, Платон утверждает, что неделимы сами атомы, а не твердая материя, которую они объединяют, чтобы создать.

 

Аристотель не был большим поклонником платоновского атомизма. Хотя именно Аристотель первым указал на сходство между теориями Платона и теориями Демокрита и Левкиппа, он критиковал атомистическую натурфилософию. Аристотель утверждал, что четыре элемента состоят не из атомов, а представляют собой непрерывные формы материи. Он также отрицал возможность существования «пустоты» между атомами. В философии Аристотеля изменение объяснялось не перестановкой атомов, а превращением материи из потенциальной в актуальную. Хотя в наши дни теории Платона и Демокрита кажутся более близкими к истине, версия Аристотеля оказалась более широко принятой в течение столетий, последовавших за древнегреческим периодом.

 

Эпикур в раннеэллинистический период
Статуя Эпикура, через BBC.

 

История атомизма не может рассматриваться без упоминания Эпикура. Эпикур был ранним эллинистическим философом, который предположительно узнал об атомистической мысли от одного из последователей Демокрита. Несмотря на это, он внес некоторые изменения в философию Демокрита, чтобы соответствовать своей собственной школе мысли.

 

В частности, Эпикур рассматривает движение атомов как тенденцию падать вниз через бесконечную вселенную. В то время как Демокрит считал, что атомы движутся к центру космоса, Эпикур верил в общую нисходящую траекторию, которая время от времени прерывалась атомами, «отклоняющимися» от своего пути и сталкивающимися друг с другом.

 

Эпикур считал, что это «отклонение» было причиной бесконечных столкновений между атомами при их падении, гарантируя, что они отскакивают друг от друга, создавая различные формы материи. Помимо этих разработок в реальной физической теории атомизма, Эпикур применил атомизм к другим аспектам философии, даже рекламируя атомистическую мысль как ключ к спокойной жизни, связав ее со своими определениями удовольствия и боли.

 

Лукреций: самый известный атомщик?
Иллюстрация Лукреция, неизвестный автор, с Викисклада.

 

Подобно Демокриту и Левкиппу, одна из главных причин, по которой мы знаем об эпикурейской мысли, — это заслуга его самого известного ученика Лукреция. Весьма влиятельный Лукреций De rerum natura (О природе вещей) сохранился почти полностью нетронутым и представлен как философская поэма о природе вселенной в соответствии с эпикурейской мыслью.

 

Было бы невозможно пересказать здесь все соответствующие части поэмы, но первые несколько стихов, в частности, помогают понять, как Лукреций интерпретировал мысли Эпикура. В De rerum natura утверждается, что ничто не возникает из ничего и не исчезает в ничто. Подобно Демокриту, вселенская жизнь расщепляется на пустоту и тело или материю. Природа, которая нас окружает, представляет собой композицию этих двух вещей.

 

В настоящей атомистической форме тело характеризуется микроскопическими атомами. Эти крошечные неделимые атомы существуют с бесконечной вселенной, поскольку существует бесконечное число атомов, простирающихся в бесконечное пространство. Благодаря таким описаниям, которые на одном уровне отражают наше научное понимание Вселенной, Лукреций и его De rerum natura остаются чрезвычайно популярными и по сей день.

 

Атомизм в эпоху Средневековья и Возрождения
Статуя Джордано Бруно на площади Кампо-деи-Фиори в Риме, через Wikimedia Commons.

 

Несмотря на то, что ранние отцы Церкви презирали Лукреция (говорившего об отсутствии загробной жизни и цели сотворения мира), его поэма и труды других античных атомистов продолжали оказывать влияние на мыслителей самых разных культур. Помимо распространения в исламском мире, атомизм испытал различные всплески интереса в Средние века и в эпоху Возрождения.

 

Комментарий Кальцидия к « Тимею » Платона помог создать научные исследования по атомизму в 12-м и 14-м веках. Большая часть этих исследований включала попытки объединить атомистические взгляды на мир с более популярной аристотелевской натурфилософией, особенно с его учением о четырех элементах (огонь, воздух, земля и вода). Тьерри Шартрский, например, использовал атомизм, чтобы попытаться объяснить движение этих элементов, утверждая, что каждый из них состоит из атомов, движущихся с разной скоростью.

 

Атомизм в эпоху Возрождения превратился в более анти-истеблишментскую философию по сравнению со Средневековьем. Обычно его изучали и хвалили радикальные антиаристотелевские мыслители, такие как Джордано Бруно, которые не были удовлетворены христианско-аристотелевским взглядом на мир, продвигаемым в университетах. Бруно включил атомы в свою знаменитую теорию бесконечной вселенной, заполненной бесконечными планетами и солнечными системами. Эти атомы были мельчайшими формами материи и были наполнены божественной субстанцией, которая связывала все со всем остальным. К сожалению, религиозные авторитеты сочли эти идеи глубоко еретическими, и в конце концов он был сожжен на костре.

 

Атомизм в эпоху Просвещения и после него
Изображение атома и его составных частей

 

Несмотря на судьбу таких людей, как Бруно, интерес к атомизму сохранялся в 17 веке и позже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *