23. Атомистическая программа Левкиппа и Демокрита
Демокрит считал, что мир состоит из мельчайших, неделимых частиц — атомов — и пустоты; все процессы в природе — продукт противоречия между атомами и пустотой как условием возможности их движения. Атомы, согласно Демокриту, материальны, они неделимы вследствие своей абсолютной плотности и исключительной малости. Они бесконечно разнообразны по форме, размеру и весу. Соединения атомов образуют все многообразие природы, в том числе и человеческую душу. С помощью этой гениальной гипотезы Демокрит пытался разрешить огромный круг вопросов космогонии, физики, математики, психологии, теории познания, объяснял происхождение Космоса из спонтанных вихревых движений атомов.
Атомистами впервые был сформулирован в универсальном виде закон причинности «Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости». Случайность рассматривается как то, причину чего люди не знают. Аристотель утверждал, что именно Демокрит заложил основы научного метода исследования
Методологи науки считают, что это была первая в истории теоретической мысли программа, последовательно и продуманно выдвигавшая методологический принцип, требовавший объяснять целое как сумму отдельных составляющих его частей — «неделимых» (индивидуумов), объяснять структуру целого исходя из формы, порядка и положения составляющих это целое индивидуумов.
Атомистическая программа легла в основу целого ряда не только физических теорий античности и Нового времени, но и многих психологических, социальных теорий.
Между математической и атомистической программами есть определенное сходство: и та, и другая в качестве важнейшего понятия вводят понятие неделимого: Демокрит — неделимое физическое тело, Платон — единица как идеальное неделимое. Основателями атомизма стали Левкипп и Демокрит.
Атомы – это бытие в собственном смысле слова, пустота – небытие. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие, так как атомы никогда не возникают и не погибают, существуя вечно.
Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение – это распад вещей на части, в пределе – на атомы. Причиной возникновения вещей является вихрь, собирающий атомы вместе, сталкивающий и сцепляющий их. Разделение на части означает уничтожение вещей, но не атомов.Очень важна была также высказанная Демокритом идея жесткого детерминизма.
Детерминизм – (от лат. determino — определяю) — философское учение об объективной, закономерной связи и всеобщей обусловленности всех явлений и процессов окружающего мира.
Каковы основные положения атомистики Демокрита?
1. Из ничего ничего не бывает: ничто из того что есть, не может быть уничтожено. Всякое изменение есть только соединение и разделение частей.
2. Ничто не происходит случайно, но все происходит по некоторой причине и необходимости.
3. Ничего не существует, кроме атомов и пустого пространства, все же прочее есть мнение.
4. Атомы невидимы глазом, бесконечны в числе и бесконечно различны по форме.
5. Различие всех предметов зависит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке. Качественного различия атомов не существует. Атомы не имеют “внутреннего состояния”; они действуют друг на друга посредством давления и удара.
6. Душа состоит из мелких, гладких и круглых атомов, подобных атомам огня. Эти атомы суть самые подвижные, от их движения, проникающего через все тело, происходят все явления жизни.
В заключение рассмотрим особенности научной программы атомистов и ее значения для естествознания.
1. Наука, как ее понимает Демокрит, должна объяснять явления физического мира. Это физическая программа.
2. Само объяснение физического мира понимается атомистами как указание на механические причины всех возможных изменений в природе. Все изменения понимаются как результат движения атомов,
3. Наглядность объясняющей модели и, в то же время, его простота и последовательность.
4. Значение атомистической теории велико не только для естествознания. Это была первая в истории мысли теоретическая программа, последовательно и продумано выдвигавшая методологический принцип, требовавший объяснить целое как сумму отдельных составляющих его частей. Такая программа легла в основу целого ряда не только физических теорий древности и нового времени, но и многих психологических и социальных доктрин. Этот метод можно назвать механистическим.
Основные положения по курсу«Концепции современного естествознания»(требование государственного общеобразовательного стандарта)Наука Научное познание имеет тройственную задачу, связанную с описанием, объяснением, предсказанием возможного поведения процессов и явлений Научная грамотность – способность понимать достаточно хорошо, чтобы быть в состоянии следить за обсуждением спорных вопросов науки, техники и общества, а при необходимости – участвовать в нем. Свойства научного познания: — объективность – воспроизведение действительности такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания — достоверность – связана с постоянной проверкой полученных результатов — системность – стремление к целостностному охвату объекта изучения, заключающееся в исследовании явлений и объектов как части целостностной системы и сведению многообразных типов связей элементов системы в единую теоретическую картину — наблюдение – преднамеренное и целенаправленное изучение объектов и явлений, опирающееся на чувственные способности человека — эксперимент – изучение объекта или явления путем активного, целенаправленного, строго контролируемого воздействия исследователя на изучаемый объект или явление. Эксперимент непременно должен обладать качеством воспроизводимости. — измерение – определение количественных значений, свойств и сторон изучаемого объекта или явления с помощью специальных средств. Это достигается совокупностью операций по определению отношения одной (измеряемой) величины к другой однородной величине, принятой за единицу. — индукция – способ исследования и рассуждения, в котором общий вывод строится на основе обобщения частных посылок — анализ – мысленное или реальное расчленение, разложение объекта на составные элементы в целях всестороннего изучения — синтез – соединение, ранее выделенных частей предмета, в единое целое — абстрагирование – отвлечение от ряда, несущественных для данного исследования, свойств изучаемого явления с одновременным выделением интересующих свойств и отношений — моделирование – изучение объекта путем создания и исследования его копии, замещающей объект исследования с определенных сторон — гипотеза – интуитивное научное предположение о природе наблюдаемых явлений, основанное на анализе экспериментальных данных — научный закон – многократно экспериментально проверенная и подтвержденная гипотеза переходит в разряд научных законов— научная теория – это группа научных законов, описывающая совокупность родственных явлений с единой точки зрения. Требования к гипотезам, законам, теориям: — они должны соответствовать принципу верификации (верификация – эмпирическое подтверждение теоретических положений науки) — они должны соответствовать принципу фальсифицируемости (опровергаемости) суть которого заключается в том, что из теоретических положений должны выводиться положения, поддающиеся проверке, и должен быть возможен результат эксперимента, демонстрирующий неверность теории. Принцип фальсифицируемости научных положений, т.е. их свойство быть опровергнутыми на практике, является критерием статуса научной или ненаучной теории. Примеры:
Специальная теория относительности переходит в классическую механику, если скорости движения тел много меньше скорости света. Это и определяет границы применимости классической механики. 1.02 Естественнонаучная и гуманитарные культурыНаука – раздел культуры Естествознание – комплекс наук о природе Естественные науки: — исследуют повторяющиеся (типичные), универсальные процессы в природе — истолковывают явления — характеризуются упором на строго объективную количественную оценку изучаемых явлений Систему естественных наук можно представить в виде иерархической лестницы, каждая ступень которой является фундаментом для следующей науки, основывающейся на данных предыдущей: физика, химия, биология . Это обусловлено тем, что химические свойства веществ однозначно определяются физическими свойствами атомов и молекул, которые описываются в таких разделах физики, как термодинамика, электромагнетизм и квантовая физика, а биологические явления невозможно рассматривать вне связи с химическими и физическими факторами. Примеры дифференциации естественных наук: физика твердого тела, физика плазмы, органическая химия. Примеры интеграции естественных наук: биофизика, биохимия, астробиология. Математика играет роль универсального языка естествознания, предназначенного не только для лаконичной записи различных утверждений, но и выступает в качестве аппарата – особого приема исследования и обобщения опытного материала. В гуманитарных науках (в отличие от естественных наук): — нестрогий образный язык — изучаются явления, вероятность повторения которых мала — предмет изучения всегда историчен — выделение индивидуальных свойств изучаемых предметов — сложность (или невозможность) верификации и фальсификации — знание субъективно (различие этических, эстетических, религиозных и др. взглядов приводит к тому, что осуществляется индивидуальная оценка явлений, результатом чего и является многовариантность представлений, оценок и позиций по исследуемому явлению). — фрагматичность (несистемность) – отсутствие определенной системы псевдонаучных знаний, вследствие чего из них не выстраивается цельная картина мира — некритический подход к исходным данным (часто, в качестве последних выступают рассказы, пересказы «очевидцев», мифы, легенды) — невосприимчивость к критике — отсутствие общих законов — неверифицируемость и нефальсифицируемость псевдонаучных данных. — астрология: занимается изучением зависимости судьбы человека от положения планет — уфология: занимается поисками внеземных цивилизаций — парапсихология: предметом ее изучения является взаимодействие человека с потусторонним миром — девиантная наука: в рамках ее имеют место фальшивые археологические находки. Каталог: student Скачать 1.06 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
История философии 5
История философии 5 Центр Жака Маритена: История философии / Уильям ТернерГЛАВА V
АТОМИСТЫ
Атомисты представляют последнюю фазу ионийских спекуляций относительно природа. Они принимают дуалистические идеи, характерные для Позднего ионийской философии, но заменой необходимости на разумной силой они отказываются от всего, что дуалистическая философия должна была завещать им и упасть ниже того уровня, на котором ранние достигли гилозоисты.
Именно в Милете впервые появилась ионийская философия. Милет, породивший Левкиппа, основателя атомизма, фактически завершает первый период греческой философии. Так мало известно о Левкиппе, что само его существование подвергается сомнению. {1} Его мнения также настолько несовершенно переданы нам, что принято говорить об учениях атомистов, не различая сколь многим мы обязаны Левкиппу, который, согласно Аристотелю и Теофрасту, считается основателем системы, и насколько мы обязаны Демокрит, который был самым способным и самым известным толкователем атомистического философия.
ДЕМОКРИТ
Жизнь . Демокрит Абдерский родился около 460 г. до н. э. Это сказал — хотя это никоим образом не достоверно — что он получил инструкции от волхвов и других восточных учителей. Несомненно верно, что, в более позднее время он считался колдуном и магом, — факт, который может объяснить легенду о его раннем обучении. Он был вероятно, ученик Левкиппа. Нет исторической основы широко распространенное мнение, что он смеялся над всем. {2}
Источники . Если, как это вероятно, Левкипп придерживался своих учений до написания до нас не дошло ни одного достоверного фрагмента его сочинений. От названия и фрагментов сочинений Демокрита видно, что последний освещал в своих письменных трактатах широкий круг вопросов. Большинство прославленный из этих трактатов назывался megas diakosmos . Муллах ( Fragmenta , I, 340 ff.) публикует фрагменты этого и других сочинения Демокрита.
Аристотель в «Метафизике » и в других местах дает адекватное изложение учений Левкиппа и Демокрита.
ДОКТРИНЫ
Общая точка зрения . Одна из причин, побудивших элеатов отрицать множественность и Становление заключалось в том, что они немыслимы без пустота, а пустота немыслима. Атомисты признают, что без пустоты нет движения, но они утверждают, что пустота существует и что в нем существует бесконечное число неделимых тел ( атомои ) которые составляют пленум. Таким образом, Аристотель оправдывает говоря {3} , что согласно Левкиппу и Демокриту элементы полная ( плерес ) и пустота ( кенон ). Полный соответствует элейскому бытию, а пустота — небытию. Но последний так же реален, как и предыдущий. {4} О соединении и разделении атомов зависят Становление и распад.
Атомы . Атомы, бесконечные в числе и неделимые, различаются по форме, порядку и положению. {5} Кроме того, они отличаются количеством или величина, {6} ибо они не просто математические точки, их неделимость обусловлена тем, что они не содержат пустоты. Они имеют, как бы мы сказали, одинаковый удельный вес, но из-за их разных размеров они отличаются по весу. {7}
Движение , которым атомы сближаются, не вызвано присущим им жизненным принципом (гилозоизм), ни любовью и ненавистью, ни какой-либо бестелесной силой, но естественная необходимость , в силу которой атомы равного веса приходят вместе. Поэтому неверно говорить, что атомисты объяснил движение атомов, приписав его случайным . Аристотель дал повод к этому недоразумению, отождествив автомат и tuchê хотя это Цицерон {8} кто есть ответственности за то, что это заблуждение получило широкое распространение, которое оно получено.
Следовательно, атомистическое объяснение состояло в том, что атомы различных грузы падали с неравными скоростями в первобытной пустоте. Чем тяжелее атомы, следовательно, сталкивались с более легкими, сообщая им вихревое движение ( dinê ). Атомисты, как Аристотель примечания, {9} не рекламировал тот факт, что в вакууме все тела падают с одинаковой скоростью. Нигде в космологической схеме Атомисты — это место для ума или дизайна; это полный материализм и казуализм, если под казуализмом понимать исключение разумных цель.
Антропология . Растения и животные возникли из влажной земли. Демокрит, по свидетельству наших авторитетов, особое внимание уделял изучение Человека, который, по его мнению, является даже из-за его телесного одна структура, заслуживающая восхищения. Он не только описывает как подробно, насколько он может, телесную организацию человека, но, отходя от свое механическое понимание природы старается показать полезность и адаптации всех частей человеческого тела. Но над всем и пронизывающим все это душа . Теперь душа для атомистов могла быть ничего, кроме телесного. Он состоит из мельчайших атомов, идеально гладкие и круглые, как атомы огня. {10} Демокрит, соответственно, не отрицает различия между душой и телом. Он учит, что душа — самая благородная часть человека; венец славы человека моральный совершенство. Говорят, что он причислил человеческую душу к божества. {11} И все же для Демокрита, как и для всякого материалист, душа есть не что иное, как более тонкая материя. Действительно, согласно Аристотеля, {12} Атомисты отождествляли атомы души с атомами огонь, который парит в воздухе.
Теория познания атомистов определялась, конечно, их представления о природе души. Они были вынуждены начать с постулатом о том, что все познавательные процессы телесны процессов, а так как действие тела на тело обусловлено контакта, они были вынуждены заключить, что все чувства просто модификации осязания. {13}
Контакт, являющийся необходимым условием всякого чувственного познания, осуществляется с помощью эманаций ( aporroai , — термин Аристотеля), или образов ( эйдола, дейкела). Эти представляют собой материальные слепки или оболочки, выделяющиеся с поверхности объект; они производят в среде впечатления, которые входят в поры чувств. Они практически такие же, как эпикурейцы. истечения , которые описывает Лукреций:
Quae, semi membranae, summo de corpore rerum
Dereptae, volitant ultro citroque per auras.
Мысль не может существенно отличаться от чувственного знания. Они есть оба изменения ( heteroiôseis ) душевной субстанции вызванные материальными впечатлениями. Логически, следовательно, Демокрит должен был придавать мышлению такое же значение, как и чувственному знанию, а так как чувственное знание неясно (skotiê), он должен был бы пришел к выводу, что ни одно знание не является удовлетворительным. Тем не менее, он спасает себя от абсолютного скептицизма, хотя и в ущерб логическому последовательность; ибо он поддерживает эту мысль, раскрывая существование невидимых атомов, показывает нам истинную природу вещей. Доктрина который Аристотель {14} приписывает Демокриту его мнение о том, что Демокрит должен был учить, а не рассказывать о том, что он на самом деле учил. {15}
Этика . Хотя большинство сохранившихся фрагментов, содержащих Этические учения Демокрита — лишь отдельные аксиомы, не имеющие никакой научной связи, однако наши второстепенные авторитеты приписывают ему теория счастья что на самом деле начало науки этики у греков. Из того, что Демокрит говорит о превосходство души над телом, мысли над чувством, естественно ожидать, что он поставит высшее человеческое счастье в правильное расположение духа, а не в благах внешнего мира. «Счастье», говорит он, {16} «и несчастья не живут ни в стадах, ни в золото; душа есть обитель Божества». Счастье ни в чем не внешней вещью, а в «веселости и благополучии, право расположение и неизменный душевный покой». Слово, которое здесь передано бодрость ( euthumia ) интерпретируется Сенекой и другие стоики как спокойствие . Однако Демокрит был более ближе к эпикурейцам, чем к стоикам, и вполне вероятно, что к euthumia он имел в виду «восторг» или «хорошее настроение». {17} Есть в моральные максимы Демокрита с ноткой пессимизма. Счастье, считает он, трудно достижимо, в то время как несчастье ищет человека непрошенным.
Историческая позиция . Атомистическое движение признано попытка примирить выводы элеатов с фактами опыт. Однако определить с точностью, насколько Атомисты испытали влияние своих предшественников и современников. Даже если даты Гераклита, Анаксагора, Эмпедокла и Левкиппа были бы известны более определенно, чем они, это все равно было бы вопросом немалая трудность — показать, в какой степени каждый философ зависел от и, в свою очередь, повлиял на мысли и писания других. Один несомненно: это был атомизм, который больше, чем любой другой досократовские системы подготовили почву для софизма и последующего презрение ко всем знаниям.
Во-первых, атомистическая философия была материалистической. «Материализм заканчивается там, где начинаются высшие проблемы философии». Более того, броня Атомиста предлагала несколько уязвимых мест для валы софизм. Он сделал ошибочный вывод, что атомы беспричинны, потому что они вечны; и, что еще хуже, он непоследовательно сохранял разницу в стоимости между чувственное знание и мышление. Софисты вполне могли бы возразить, ведь некоторые из них действительно утверждали, что если чувствам нельзя доверять, разум тоже недостоверен, ибо душа, по мнению атомистов, так же, как и чувства, телесны. Так атомистическая философия подготовила Путь к софизму.
{1} См. Бернет, оп. цит. , с. 350.
{2} См. Целлер, Досократов Фил. , II, 213, н.
{3} Мет. , И, 4, 985 б, 4.
{4} См. Арист., Физ. , IV, 6, 213 а, 31, для аргументов по которым атомисты доказали существование пустоты.
{5} Арист., мет. , I, 4, 985 б, 14.
{6} Арист., Физ. , III, 4, 203 а, 33.
{7} Арист., De Generatione et Corruptione , I, 8, 324 б и 325 а.
{8} Де Нац. Деорум , I, 24, 66.
{9} Физ. , IV, 8, 225 а.
{10} Арист., Де Ан. , I, 2, 403 б, 28.
{11} См. Целлер, ор. цит. , II, с. 262.
{12} De Respiratione , 4, 472 а, 30.
{13} Арист., мет. , IV, 5, 1009 б и Де Сенсу , 4, 442 а, 29.
{14} мет. , IV, 5, 1009 а, 38.
{15} См. Целлер, ор. цит. , II, 272.
{16} Фрагмент. 1.
{17} См. Сиджвик, Исторический. этики , с. 15.
<< История философии >>
Атомизм | Oxford Classical Dictionary
- https://doi.org/10.1093/acrefore/9780199381135.013.938
- Опубликовано в сети: 06 июля 2015 г.
Предметы
- Философия
Атомизм, термин, используемый для теорий, которые постулируют существование малых неделимых частиц как первичных компонентов материи. Греческий термин atomon , используемый некоторыми древними философами для описания этих конечных компонентов, означает «неразделимый» или «неделимый». Теории древней философии, подпадающие под общий термин «атомизм», имеют некоторые общие черты: все постулируют бесконечное число этих микроскопических сущностей типа частиц (9).0285 атомов, атомов) как физических обитателей вселенной; эти атомы движутся сквозь пустое пространство, а само пространство не имеет в себе ни границ, ни четких мест; атомы бывают разных видов, которые различаются по форме и имеют определенные фундаментальные характеристики, такие как плотность, сопротивление, текстура и, возможно, вес. Внутренние свойства атома никогда не меняются, но когда атомы собираются вместе, образуя более крупные тела (либо совокупность нескольких атомов одного и того же вида, либо набор различных видов), их внутренние или первичные качества объясняют другие вторичные эффекты, являющиеся свойствами более крупных тел. тела, включая внешний вид цвета, вкуса и запаха (то, что мы могли бы назвать вторичными качествами). Эти производные эффекты могут изменяться по мере изменения расположения атомов в теле или наборе тел, даже если сами атомы не приобретают и не теряют никаких собственных свойств.
Левкипп и Демокрит в ранний период, а также Эпикур и его последователи в эллинистический период (включая работы римского поэта Лукреция) являются главными кандидатами на определение «атомисты». Ибо ни одна из них не подкрепляла и не защищала атомистическую гипотезу с помощью экспериментальных исследований физики, и предполагалось, что все атомы, которые они постулировали, слишком малы, чтобы их можно было увидеть, и, следовательно, не могли быть обнаружены наблюдением тогда, как и сейчас. . Все атомистические теории были вызваны теоретическими вопросами, включая метафизические загадки о природе реальности и ее постоянстве, а также вопросы о том, действительно ли вещи меняются и как мы можем знать об этом. Некоторых также подсказали загадки по математике и логике, такие как загадки Зенона о делимости.
Поскольку эти загадки возникают из-за трудностей, поднимаемых другими философами, атомистические теории необходимо рассматривать в их контексте. К ранним атомистам Левкиппу и Демокриту можно относиться как к группе, поскольку трудно распутать запись того, что каждый из них мог внести по отдельности в то, что стало рассматриваться как совместное предприятие. Хронологически они занимают место в самом конце того, что мы называем досократической философией. Трудовая жизнь Демокрита фактически совпадает с жизнью Сократа. Его считают «досократиком», потому что он в первую очередь отвечает своим предшественникам, по крайней мере, в своих работах по физике. В метафизике главная забота первых атомистов, по-видимому, заключалась в том, чтобы противостоять аргументам против множественности и изменения, которые были выдвинуты Парменидом, а затем подтверждены другими мыслителями, включая Зенона Элейского и Мелисса. По крайней мере, некоторые из пресловутых парадоксов Зенона, по-видимому, призваны показать, что деление на части логически невозможно, независимо от того, предполагается ли, что это деление заканчивается конечным числом дискретных составных частей или бесконечной последовательностью более тонких делений и подразделений. Левкипп и Демокрит отвечают, предлагая конечные дискретные составные части, сами по себе твердые и неразделимые, но разделенные частями пустого пространства или небытия.
Это последнее предположение, утверждающее существование «ничего» или «того, чего нет» — и что это «ничто» занимает пространство между вещами — было наиболее спорным. Такая очевидная бессмыслица противоречит основополагающим утверждениям Парменида (о том, что только то, что есть , может быть включено в содержание логически возможного мира). Наоборот, смело утверждают атомисты, мир содержит то, что есть нечто, и то, что есть ничто, и части пространства между вещами, которые есть нечто, заняты тем, что есть ничто. Это означает, что тела можно отличить по тому, что они отделены друг от друга, так что в реальности может быть более одной вещи, даже если все тела сделаны из одного и того же материала.
Предположение о том, что существует пустое пространство, также решает другую загадку, а именно утверждение Мелисса о том, что движение невозможно, потому что вещам необходимо пустое пространство, чтобы двигаться в нем. Полагая пустоту, атомисты создают пространство для движения атомов внутри нее, и тем самым объяснить изменения в макроскопическом виде вещей. Поскольку расположение и совокупность атомов определяют воспринимаемый внешний вид, а сами атомы слишком малы, чтобы их можно было увидеть, меняется только внешний вид вещей. Нет изменений в том, что находится внизу: сами атомы никогда не меняют своей формы или своих внутренних свойств. Таким образом, атомисты отрицают, что что-либо реальное перестало существовать, поскольку впечатления, создаваемые нагромождениями вещей, являются лишь видимостью, а не подлинными частями реальности. Такой способ ухода от проблем изменения и вытекающее из этого различие между первичными и вторичными качествами вещей мотивирует скептическое отношение к чувствам, характерное для творчества Демокрита.
В эллинистический период эпикурейская философия защищает атомизм в том же духе. Развитие можно определить в концепции пустоты (возможно, теперь рассматриваемой как чистое расширение, которое может быть занято или не занято, в отличие от места, занятого «ничем»), и в идее о том, что сами атомы содержат «минимальные части»: то есть, хотя атом и мал, он имеет некоторый размер, и мы можем думать, что у него есть край и середина, левая сторона и правая сторона; эти части не только не могут быть разделены физически, но они также имеют конечный размер: и здесь есть предел того, насколько далеко мы можем подразделить величину в нашем уме, и результатом должно быть конечное число частей конечного размера. Эти и другие особенности эпикурейской версии атомизма были вызваны работами Аристотеля и Диодора Кроноса над временем, пространством и бесконечными задачами.