Астафьев тоска по вальсу краткое содержание: Проза : Советская классическая проза : Тоска по вальсу : Виктор Астафьев : читать онлайн

Проза : Советская классическая проза : Тоска по вальсу : Виктор Астафьев : читать онлайн

вы читаете книгу

Тоска по вальсу

Из районного дома инвалидов провожали упокоенного. Это совершалось здесь часто, почти каждый день, и было, можно сказать, делом привычным и будничным. Буднична и привычна была и среда, и обстановка: казенный, не очень гладко струганный гроб, казенная пирамидка из четырех досочек, чуть почище, чем гроб, струганных и сбитых вместо гвоздями, наверху крестик или звездочка — в зависимости от желания покойного, если он успевал сказать «последнюю волю». А кто не успевал, сплошь набивали звездочки.

И покойник был обыденным: в черном просторном пиджаке, давно, видать, купленном, с подкладными еще плечами, в сереньком, с резиночкою галстуке, завязанном еще на фабрике, в казенных брезентовых тапочках, которые шили сами для себя инвалиды. На подушке из красного бархата, сильно потертого и исколотого от многократного пользования, висели тусклые медали «За отвагу» и «За победу над Германией» с пыльно обмахрившимися ленточками. Под ними плотным рядом расположились уже послевоенные, юбилейные медали и своею блескучей новизной, пестрядью ярких красок и ленточек глушили те, старые, боевые медали.

Покойный был инвалид войны и жил в этом доме долго, с ноября 1949 года — явствовало из похоронных документов, Долго жил. Тихо. Научился здесь столярному ремеслу и, пока мог, делал по дому что умел. И гробы тоже делал, и пирамидки. Потом остарел и сделался так болен, что ничего работать не мог. Последние два года жил и вовсе себе и людям в тягость — лежал на койке, окончательно и виновато стихнув.

В доме инвалидов имелась похоронная ячейка, составленная из самих жильцов, еще бойких на язык и на ногу старичков и старушек. В задачу ячейки входило заниматься снаряжением и проводами покойных, и также составлять и говорить речи у гроба тех, кто их заслуживал, — таких клали в обитые красной материей домовины и выставляли для прощания в красном уголке.

Но мероприятие это вызывало столько ссор, нареканий, кривотолков и нервного недовольства — всем хотелось в красный гроб и в красный уголок, что администрация невеселого пристанища в конце концов вынуждена была отказаться от выделения рангов и заслуг покойных, и теперь всех хоронили одинаково. Однако если кто имел чего сказать хорошее об отправляющемся в последний путь товарище по жилищу, то мог все это сделать на крыльце дома, где ненадолго опускали на пол домовину перед тем, как ее заколотить и поместить в кузов грузовой машины, принадлежавшей дому и перевозившей всякий без исключения груз.

На кладбище старики ездить не любили, особенно в осеннюю, зимнюю пору — холодно и далеко обратно брести. Прощались деловито, молча. Которые инвалиды крестились, которые смахивали слезы с глаз, которые виновато норовили что-то поправить в домовине и на покойном.

Этот солдат-инвалид и помер той же порой, что и поступил сюда, в ноябре.

Дула первая снежная метель, и товарищи его, ежась, думали, что могилу, вчера еще вырытую, забило снегом и кладбищенские рабочие конечно же не станут чистить ее, так в податливой пленкой обвисший снег и всунут гроб, так мерзлыми комками его и забросают, да, впрочем, какое это имеет значение — у всякого не только жизнь и смерть своя, но даже пора родиться или умереть — своя, и могила своя — в чужую не заляжешь.

Так о покойном никто и ничего не сказал — нечего было, не накопил он материалу для речи, а вот странность одну имел, и инвалиды, потакая ей, собрали по двадцать копеек с брата и заказали музыку для покойного.

Сзади дома инвалидов, за пустырем, был квадрат земли в два гектара, обсаженный тополями, лиственницами и горной колючей акацией. Посреди этого квадрата сколочена из толстых плах танцплощадка, за нею будка для музыки, и отдельная будка — для молодежных патрулей и дежурного милиционера. Инвалиды хоть и плевались, глядя на то, что называется нынче танцами, осудительно качая головами, говорили: «Шоркаются и шоркаются принародно!..» — но неизменно сюда волоклись, как только начинались танцы, садились на траву. Те, что были помоложе или выпившие, иной раз в круг затесывались и такую ли распотеху устраивали…

Никогда не ходил на танцплощадку инвалид-солдат. Он, лишь только занималась музыка, начинал плакать, и никакие таблетки и уколы не помогали ему. Он надолго лишался сна, ходил серый, погасший, как бы даже и перед собой виноватый. Его пытались расспросить, и он пытался объяснить, что с ним, но ничего внятного и вразумительного сказать не мог, а только мял рубаху на сердце: «Тоска! Тоска тут, тоска…»

Тоску инвалиды понимали, и недальний, привычный путь к ней тоже поняли: инвалид не успел до войны не только жениться, но и влюбиться, а с войны явился больным, дряхлым. Но ему тоже хотелось любить, ходить на танцы, гулять, может быть, даже и музыке выучиться.

Особенно безутешно плакал он, когда духовой оркестр исполнял «Вальс цветов», — прямо заходился в слезах, захлебывался ими. Но оркестр по причине отставания от моды распался. В будке установили проигрыватель, на будку выставили динамик, и он оглашал и оглушал окрестность новой музыкой, среди которой «Вальса цветов» не было. Зато сыскался «Белый вальс». Его-то и попросили инвалиды «вертеть».

Заспанный парень с вяло опавшими плечами, на которых спутанной гривой валялись волосья, не понимал, чего от него хотят инвалиды, а когда уразумел, сопротивляться начал: «Закрыто ж! Холодно ж! Да я и ключ потерял…» — «Постарайся, друг! Дело такое… редкое.

В человеке болесь особенная была…» — уламывали парня инвалиды.

Когда парню высыпали в пригоршни монеты, он, мягчая настроением, тряхнул грязной гривой: «Ну, вы даете! Во сколько надо-то? — И, узнав во сколько, оживился: — Я еще и опохмелиться успею!»

Он сдержал слово, под мышкой принес ящик для музыки, оторвал ломиком дверь в будке, подсоединил провода к динамику — и за пустырем так славно, так трогательно зазвучало:


Вальс над землей плывет,
Добрый, как друг, и белый, как снег.
Может быть, этот вальс
Нам предстоит запомнить навек…

Музыку трепало ветром, трепало и бахрому на гробе, сгармошенную из столовых синеньких бумажных салфеток, ворошило на голове покойного слабенькие, как бы в детском возрасте остановившиеся волосы. Раз-другой во дворе дома инвалидов крутануло снежный вихрь, а на танцплощадке как возник беленький, на одну тонкую ножку насаженный султанчик снега, так все не опадал, все кружился, кружился, и за тополями, звенящими под ветром редкими мерзлыми листьями, опохмелившийся районный маэстро все гонял и гонял заказанный вальс.

Провожавшие покойного подняли гроб, понесли к машине.


Музыка вновь слышна,
И на глазах у всех
К вам я сейчас иду…

Сунули гроб в машину, закрыли задний борт кузова. Но еще до того, как нажать шоферу на стартер и перечеркнуть визгливым моторным звуком вальс, певица успела молвить вослед навеки уходящему воину:


Я пригласить хочу на танец вас и только вас!

И когда ушла машина и совсем просторно стало на пустынном инвалидном дворе и все провожающие укрылись под крышей дома, долго еще над пустырем носило ветром музыку, а на танцплощадке все круче, все тоньше завивало снежный вихорек, и глядевшим сквозь мутные стекла инвалидам казалось, что там, на плахах, занесенных первой порошей, кружится девушка в белом, так и не дождавшаяся своего партнера на танцах, и кружится быстрее, быстрее, чтоб не было видно залитого слезами ее все еще юного лица.

Содержание:

 0  Затеси : Виктор Астафьев  1  Поход по метам (вместо предисловия) : Виктор Астафьев
 12  Ах ты, ноченька : Виктор Астафьев  24  Миленький ты мой : Виктор Астафьев
 29  Раньше здесь звонил колокол : Виктор Астафьев  30  вы читаете: Тоска по вальсу : Виктор Астафьев
 31  Песнопевица : Виктор Астафьев
 36 
Никто нас не слышит : Виктор Астафьев
 48  Звезды и елочки : Виктор Астафьев  60  Божий промысел : Виктор Астафьев
 72  Тура : Виктор Астафьев  84  Как моя теща блюла нравственность : Виктор Астафьев
 96  Смерть охотника : Виктор Астафьев  108  Хреновина : Виктор Астафьев
 120  Наклепки : Виктор Астафьев  132  С кусоцкём : Виктор Астафьев
 144  Эпидемия : Виктор Астафьев  156  И милосердия… : Виктор Астафьев
 168  Крик в тайге : Виктор Астафьев  180  Радость первого полета : Виктор Астафьев
 192  Блажь : Виктор Астафьев  204  Постскриптум : Виктор Астафьев
 216  Исторический пример : Виктор Астафьев  228  Самый памятный гонорар : Виктор Астафьев
 240  Короткий привал : Виктор Астафьев  252  Открытие костела : Виктор Астафьев
 264  Травинка : Виктор Астафьев  276  Сойки не стало : Виктор Астафьев
 288  Неведомый стрелок : Виктор Астафьев  300  Жизнь по-новому : Виктор Астафьев
 312  Скотоугонщица : Виктор Астафьев  324  Диво дивное : Виктор Астафьев
 336  Хаптура : Виктор Астафьев  348  Пошлость : Виктор Астафьев
 360  Цветной металл : Виктор Астафьев  368  продолжение 368
 369  Использовалась литература : Затеси    

Конспект урока по рассказу В.

П. Астафьева «Тоска по вальсу»

Главная → Публикации → Литература → Уроки → 11 класс → Конспект урока по рассказу В. П. Астафьева «Тоска по вальсу»

Урок изучения нового материала по рассказу В. П. Астафьева «Тоска по вальсу» Цели урока: 1. Образовательная: организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях. 2. Развивающая: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; содействовать развитию у школьников монологической и диалогической речи, умения ставить цель и планировать свою деятельность. 3. Воспитательная: способствовать формированию гражданской позиции, уважения к старшему поколению, ветеранам Великой Отечественной войны.

Содержимое публикации

Тема: Урок изучения нового материала по рассказу В. П. Астафьева «Тоска по вальсу»

Цели урока:

Образовательная: организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.

Развивающая: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; содействовать развитию у школьников монологической и диалогической речи, умения ставить цель и планировать свою деятельность.

Воспитательная: способствовать формированию гражданской позиции, уважения к старшему поколению, ветеранам Великой Отечественной войны.

Личностные УУД:

1.Уметь интерпретировать текст.

2. Высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией.

3.Уметь анализировать характеры и поступки героев.

4. Анализировать ситуацию с точки зрения всех возможных путей её решения.

Регулятивные УУД:

1. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое мнение.

2.Осуществлять самопроверку

Познавательные УУД:

1.Учиться основам смыслового чтения художественного произведения;

2. Уметь выделять существенную информацию.

3. Уметь осуществлять сравнение.

4. Прогнозировать содержание художественного произведения.

5.Формулировать проблему, обозначенную автором произведения.

Коммуникативные УУД:

1.Слушать своего одноклассника и обосновывать свое мнение

2. Выражать свои мысли и идеи

— Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями современной литературы, будем обсуждать рассказ Виктора Петровича Астафьева «Тоска по вальсу».

Проблематика рассказа и его объём предоставляют великолепную возможность написать по его материалу сочинение в формате ЕГЭ.

Поэтому сразу объявляю домашнее задание: написать сочинение с соблюдением критериев, которые предъявляются к сочинению на ЕГЭ.

А по сему, первый и главный критерий, который надо выдержать, чтобы сочинение состоялось… продолжите мою мысль (сформулировать проблему текста)

Таким образом, анализируя рассказ, мы с вами ставим перед собой цель сформулировать его проблемы. Что мы и сделаем в конце урока.

— Посмотрим на экран перед нами портрет писателя-фронтовика, сибиряка, выросшего на Енисее Виктора Петровича Астафьева. Мы с вами знакомы с его творчеством, читали отрывки из автобиографической трилогии «Последний поклон»: «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет».

Мы обсуждали рассказ «Записка», который вошёл в сборник лирических миниатюр «Затеси». И рассказ, о котором сегодня пойдёт речь, тоже входит в цикл «Затеси». Слово «затесь» означает стёс, зарубка на стволе дерева, его делают таёжники, чтобы не потерять дорогу, чтобы белеющая на стволе дерева мета была видна издалека. Автор своим рассказом оставляет такую зарубку в наших сердцах.

— Мы не читали рассказ, знаем только его название. Как вы думаете, о чём будет рассказ, судя по его названию? Давайте начнём с выяснения лексического значения слов, входящих в заголовок.

Тоска – душевная тревога, щемящее мучительное ощущение, не дающее человеку покоя.

Вальс – красивый парный танец, символ юности, любви жизни.

Тоска по вальсу – мучительная грусть человека по ушедшей юности?

Так ли это ответим в процессе анализа.

Чтение рассказа учителем.

— Астафьев поведал нам очень грустную историю о судьбе солдата-инвалида. Мы вместе с автором провожаем героя в последний путь.

— Как проходят похороны героя? Перечитайте 1 и 2 абзац. На какое средство художественной выразительности вы обратили внимание (лексический повтор). Автор изображает скорбное событие, похороны, как дело будничное. Но разве медали «За отвагу» и «За победу над Германией» вручали просто так.

Медалью «За отвагу» награждали рядовой и сержантский состав исключительно за личную храбрость, проявленную в бою. Эту медаль фронтовики особенно ценили. А медаль «За победу над Германией» — свидетельство того, что солдат, главный герой рассказа, дошёл до Берлина. Но выяснилось, что сказать о нём нечего: скромен был.

— Найдите строки, где речь о наградах героя. На что вы обратили внимание, читая о наградах? (тусклость боевых наград и блескучесть новизны юбилейных – это антитеза)

Конечно, награждение юбилейными медалями – знак внимания государства к ветеранам, но, наверное, одинокому больному человеку в преклонном возрасте важнее человеческое участие, реальная помощь, душевное тепло. Об одиночестве и заброшенности таких вот скромных героев с горечью говорит Астафьев.

Человеческое участие, желая по-человечески проводить покойного в последний путь, проявили к нему его соседи по инвалидному дому. Они знали его странность. В чём она?

Это тоска по ушедшей молодости, по настоящей любви, о которой мечтает каждый человек, по неродившимся детям, по жизни, которая не принесла ему личного счастья. Это ветеран не стал ни любящим мужем, ни заботливым отцом, поэтому умер в казённом доме. Но его чувствительную душу не способна убить даже война, поэтому он плачет, слушая музыку.

Вальс – это конечно, метафора. Она ведь имеет отношение и к нам с вами. Тоска ветерана по безвозвратно ушедшей юности и несложившейся жизни, должна пробуждать в нас чувство стыда перед такими вот скромными героями. Уровень нравственности любого общества определяется отношением к старикам и нуждающимся.

— Сформулируйте проблемы текста.

— Посмотрите на слайд и сопоставьте сформулированные вами проблемы с формулировками на слайде.

Проблема одиночества

Проблема необходимости заботы о старшем поколении

Проблема благодарной памяти о ветеранах войны

Проблема человеческого равнодушия

Дома вы напишете сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по рассказу Виктора Астафьева «Тоска по вальсу»

  Вам также может понравиться:

71 работа

Международный конкурс авторских изделий прикладного искусства «ВСЕ ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА »

10 Января – 25 Мая

Открытые 30 работ

Всероссийского конкурс изобразительного искусства «ПОЭТИКА АВАНГАРДА » к 145-летию со дня рождения Казимира Малевича

10 Января – 25 Мая

Конкурсы 70 работ

Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества, посвященный Дню Победы «САЛЮТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ »

15 Марта – 20 Мая

Свидетельство участника экспертной комиссии Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО! Подробнее

  • Предыдущая работа
  • Следующая работа
Также вас может заинтересовать
  • Конспект занятия по литературе для 5 класса «Дина и Жилин. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов» Литература
  • Конспект занятия по литературе для 5 класса «Сценарий урока по родной литературе «Паустовский «Кот- ворюга». Бережное отношение к окружающему миру. Сказки о добром и светлом.»» Литература
  • Планирование по литературе для «Работа с детьми с РАС» Литература
  • Уроки по литературе для 10 класса «ЛИТЕРАТУРА 10 КЛАСС ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»» Литература
  • Конспект занятия по литературе для 5 класса «Литературные роды и жанры» Литература

Я слышу вальс? (Мюзикл) Сюжет и персонажи

Сценаристы: Артур Лоранс Ричард Роджерс Стивен Сондхейм

Обзор

  • Обзор
  • Персонажи
  • Песни
  • Монологи
  • Сцены
  • викторины
  • изображения
  • сопутствующие товары
  • Полезные статьи

Обзор

Показать информацию

Книга

Артур Лорентс

Музыка

Ричард Роджерс

Текст песни

Стивен Сондхейм

Категория

Музыкальный

Количество актов

2

Первое производство

1965 г.

Жанры

Литой размер

середина

Танцы

Музыкальная постановка

Лицензиар

Международный Музыкальный Театр

Заметки о кастинге

В основном женский состав
Включает взрослых, зрелых взрослых, молодых взрослых персонажей.

Теги

италия итальянский нью-йорк звезда автомобиль (женский) роли для детей музыкальная комедия классика бродвей лоранс артур ларуентс рихард родджерс родджерс стивен сондхейм сондхейм

Сводка

После долгих лет борьбы в качестве бедного нью-йоркского секретаря Леона Самиш наконец-то отправилась в отпуск своей мечты в Венецию, Италия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *