Читать «Естествознание. Базовый уровень. 10 класс» — Сивоглазов Владислав Иванович, Титов Сергей Алексеевич, Агафонова Инна Борисовна — Страница 3
Рис. 4. Платон
Аристотель как основатель натурфилософии
Ученик Платона Аристотель (384–322 до н. э.) хотя и воспринял в значительной мере мысли своего учителя, но существенно их переосмыслил (рис. 5). Он перенёс основное внимание с небес на землю, т. е. попытался объяснить предметы и явления с позиций, доступных человеческому наблюдению. Именно его считают основателем натурфилософии, из которой с течением веков и развилась современная наука.
Рис. 5. Аристотель
К этому времени слово «философия» утратило буквальный смысл «любви к мудрости», а стало означать примерно то же, что оно означает и в наше время – знание, учение. Слово же «натурфилософия» включает корень, происходящий от латинского слова «натура», т. е. «природа», и означает философию природы, а название нашего предмета «естествознание» есть точный перевод на русский язык вышедшего из употребления слова «натурфилософия»[1].
Аристотель, конечно, не называл своё учение натурфилософией, поскольку не использовал латинский язык. Этот термин, вернее его первую часть, перевёл на латынь спустя несколько веков римский философ Сенека. В оригинале же Аристотель использовал слово «физика», что по-гречески тоже означает «знание о природе». В отличие от своих философских предшественников, в частности Пифагора и Платона, Аристотель в своей физике (или натурфилософии) обращает главное внимание не на управляющие Миром божественные принципы, а на наблюдения и эксперименты. Этот философ сам провёл множество таких наблюдений и экспериментов, исследуя всё: от падения предметов до внутреннего устройства растений и животных. В трудах Аристотеля содержатся сведения из области музыки, метеорологии; он высказывает правильные мысли о распространении звука в воздухе, делает попытку опытным путём определить вес воздуха, размышляет о распространении света и т. д.
Особое внимание Аристотель уделял движению, под которым он понимал любое количественное и качественное изменение, т. е. толковал его шире, чем это принято в современной физике. Поэтому он утверждал, что в природе всё движется. Аристотель пытался разобраться в причинах движения, однако совершил при этом много ошибок, так как понятия точного эксперимента в его время ещё не существовало.
Так, заметив, что в природе есть тела, которые падают вниз, и тела, которые поднимаются вверх (например, дым или огонь), он делает заключение, что тяжёлые тела естественно стремятся к своему месту, находящемуся в центре Земли, а лёгкие стремятся вверх – к поверхности мировой сферы. Во всех случаях тела стремятся «к своему естественному месту». Аристотель, как и большинство его современников, считал, что все предметы состоят из смеси четырёх основных элементов (первоэлементов): земли, воды, воздуха и огня. Каждый из этих элементов в силу своей природы стремится занять своё место: ниже всего расположена тяжёлая земля, над ней вода, ещё выше – воздух, а выше всех находится огонь. Поэтому те предметы, которые содержат много земли, падают вниз, а те, в которых преобладает огонь, стремятся вверх.
Аристотель также предполагал, что скорость движения тела прямо пропорциональна действующей на него силе и обратно пропорциональна сопротивлению окружающей его среды. До открытия закона инерции это казалось очевидным: две лошади могут везти повозку быстрее, чем одна. Но каким же образом поддерживается движение брошенного предмета? И Аристотель придумывает замысловатую теорию, согласно которой брошенное тело непрерывно подталкивается воздухом, стремящимся занять своё место, освобождаемое летящим телом.
Таким образом, Аристотель не сумел разработать точных методов исследования и прибегнуть к той степени абстракции, которая характеризует современную науку. Поэтому его выводы во многом были ошибочны, что, однако, не умаляет колоссальную роль учёного в истории естествознания.
Проверьте свои знания
1. Какие технические изобретения были сделаны во втором тысячелетии до н. э.?
2. Что в переводе на русский язык означает слово «философия»? Кто впервые использовал это понятие?
3. В чём заключаются отличия философии Аристотеля от философии Платона?
4. Каким термином Сенека заменил использовавшееся Аристотелем понятие «физика»?
Задания
Покажите, какие основания были у Аристотеля утверждать, что скорость движения предмета зависит от действующей на него силы. Для этого возьмите динамометр, прикрепите его к какому– либо предмету и, двигая его по шершавой поверхности, отмечайте зависимость между скоростью движения и показаниями динамометра.
§ 3 Наука и техника в поздней античности
Архимеду Гиерон приказал открыть закон —
Чтоб исследовать составы корон.
Ювелиры Сиракуз, к золоту имея вкус,
Из казны немалый груз увели.
Архимеду хоть бы хны – он поехал в Сандуны,
Снял рубашку, снял штаны, в ванну – плюх.
Архимед в воде лежал, и открытие искал,
И пузырики пускал в забытьи…
Тут случилась бы беда, но спасла его вода!
Не дала ему вода утонуть.
Осенило старика – заплясал он трепака
И из бани сиганул – эврика!
Из оперы «Архимед» физического факультета МГУ
Не вполне точные теоретические выводы, сделанные Аристотелем и его современниками, не помешали людям античного мира разработать основы точной механики и создать разнообразные технические приспособления. Большинство этих открытий и изобретений приходится на время, которое называют эллинистической эпохой. Завоевания Александра Македонского способствовали широкому распространению греческой культуры и философии на окружающие страны (Египет, Персия и др.), культура которых также оказывала влияние на греческое мировоззрение. Так возникло новое культурное течение – эллинизм.
Рис. 6. Архимед
После смерти Александра в 323 г. до н. э. интеллектуальная столица переместилась из Афин в основанный этим завоевателем город Александрию Египетскую, где один из учеников Аристотеля создал научно-учебное заведение, называвшееся Александрийским музеем. Музей стал большим культурным центром, где учёные жили за государственный счёт и имели в своём распоряжении две огромные библиотеки, насчитывающие к 48 г. до н. э. около 700 тыс. томов. Музей не только собирал, но и издавал книги, чему способствовала естественная монополия Египта на производство папируса.
Архимед.
Такие исключительно благоприятные условия привлекали в Александрию учёных со всех концов света. Фактически вся физика эллинистического периода, а значит, и вся лучшая часть античного естествознания связана с Александрийским музеем. В частности, самый выдающийся физик и механик того времени Архимед (287–212 до н. э.) учился в Александрии и всю свою жизнь сохранял связи с музеем (рис. 6). Архимед не только обосновал многие правила механики, но и создал поразительные технические приспособления, которыми и через две тысячи лет не переставали восхищаться учёные. Среди его открытий наиболее известными являются правило рычага и то, что все и всегда называли законом Архимеда. Поговорим о них подробнее.
Sasapost (Египет): четыре идеи Аристотеля, которые актуальны по сей день
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Спустя 2500 лет идеи Аристотеля продолжают регулировать нашу повседневную жизнь, хотя некоторые люди до сих пор видят в них несправедливость. Что это за идеи? Какое отражение они нашли в современном мире? Издание Sasapost выделили четыре основные концепции величайшего древнегреческого философа.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) — величайший древнегреческий философ, также известный как «первый учитель» и «учитель человечества». Он был наставником Александра Македонского (356-323 гг. до н. э.). Идеи, которые Аристотель выдвинул почти 2 500 лет назад, не только до сих пор актуальны, но и регулируют основные аспекты жизни современного общества. Что это за идеи? Какое отражение они нашли в современном мире?
Когда мы говорим о людях, живших в античном мире, мы должны помнить о том, что до нас дошло мало источников, содержащих их биографические данные. Мы можем представить жизнь этих людей, опираясь только на информацию об их личной жизни и общественной деятельности.
Биография юноши, который любил учиться
В Стагире (город древней Македонии) жил мальчик, который обладал недюжинным интеллектом. В 17 лет отец отправил его учиться в академию Платона в Афинах. В то время образование имело огромное значение для богатых семей, так как оно обеспечивало высокое социальное положение в древнегреческом обществе. Аристотель находится в академии до смерти Платона в 347 г. до н. э, а затем уезжает в Ассос, прибрежный город Малой Азии (северо-западное побережье современной Турции).
В Ассосе молодой Аристотель продолжает увлекаться философией и параллельно занимается исследованиями в области морской биологии. После смерти правителя Ассоса Гермия, который был его другом и соратником, Аристотель отправляется на остров Лесбос.
На Лесбосе он продолжает заниматься исследованиями вместе со своим другом и учеником Феофрастом. Аристотель женится на девушке по имени Пифиада, приемной дочери и племяннице правителя Ассоса Гермия, которая родила ему дочь, получившую имя матери. После ее смерти он берет в жены Герпеллиду, от которой он имел нескольких сыновей, в том числе Никомаха, названного в честь отца Аристотеля. Считается, что сочинение Аристотеля «Никомахова этика» было посвящено либо его отцу, либо сыну.
В 343 году по просьбе Филиппа II, царя Македонии, Аристотель уезжает в Пеллу (столица Македонии), чтобы обучать его тринадцатилетнего сына, который впоследствии станет известным как Александр Македонский. Вполне вероятно, что Аристотель оказывал влияние на Александра, но мы мало знаем об этом периоде его жизни. Несомненно одно — Александр Македонский был учеником Аристотеля. Большинство историков сходятся во мнении, что обучение длилось два-три года, то есть, когда Александру было 13-15 лет.
Подобно тому, как Аристотель восстал против идей Платона, так и Александр восстал против идей Аристотеля, выступавшего против вторжения в другие страны. Аристотель был убежден, что народы, проживающие в других странах, ниже греков, поэтому не стоит тратить на их завоевание время и ресурсы. Но ученик, похоже, не разделял убеждений своего учителя и продолжал военные кампании пока не покорил весь ближневосточный мир вплоть до Индии.
1. Концепция средней общеобразовательной школы и библиотеки
Аристотель основал свою школу в Афинах в 335 г. до н. э. Она располагалась недалеко от храма Аполлона Ликейского, что дало ей название Ликей. Со временем так стала называться и школа Аристотеля. При ней находились строения и сад, а также крытая галерея для прогулок. Поэтому школа Аристотеля стала называться Перипатос (от греч. «перипатос» — место для прогулок), а ученики Аристотеля — перипатетиками. Что отличает школу Аристотеля от академии Платона?
Разница в том, что перипатетическая школа Аристотеля была первой общеобразовательной школой в древнем мире, принимающей всех учеников. В академии Платона все было иначе. Платон не только был против поэзии, но и повесил над входом табличку: «Пусть не входит сюда тот, кто не знает геометрии». Что касается школы Аристотеля, то в нее принимали всех желающих, независимо от того, знают они геометрию или нет. Любой, кто хотел философствовать и учиться, мог присоединиться к перипатетикам.
Программа в перипатетической школе включала множество различных предметов, среди них: ботаника, биология, логика, музыка, математика, астрономия, медицина, космология, физика, история философии, метафизика, психология, этика, теология, риторика, политическая история, теория политики, литература и искусство.
Древнегреческий историк Страбон утверждал, что Аристотель коллекционировал рукописи и манускрипты. Он был первым, кто собрал библиотеку в античном мире, задолго до основания Александрийской библиотеки Птолемеями.
Греческое слово «лицей» в современных языках используется как синоним «средней общеобразовательной школы». На английском, как и на французском языке оно обозначает обычную общеобразовательную школу, в которой проводятся публичные уроки-лекции.
Таким образом, лицей Аристотеля стал прообразом современной общеобразовательной школы, которая готовит учащегося к поступлению в университет, обучая его основам различных наук.
2. «Верховенство закона»
Идея о том, что закон регулирует права и обязанности зародилась еще 2 500 лет назад.
Аристотель двадцать лет провел в академии учеником Платона, который называл его «умом» своей школы. Но в последние годы он выступал против ключевой идеи в философии Платона — деления общества на четыре добродетели, три из которых соответствуют трем классам в идеальном государстве.Платон делил добродетельное общество на три класса, высший из которых является класс философов-правителей. Он считал, что только человек, обладающий философским складом ума, способен править, но Аристотель отвергал абсолютное превосходство философов-правителей и выступал против классификации Платона.
Аристотель видел, что государства отличаются друг от друга по форме правления. Государством мог управлять человек или группа людей, но их объединяло одно — верховенство закона.
Аристотель подвергал критике идеи Платона об идеальном государстве, выдвигая идею о так называемых «политиях», известных сегодня как конституционное правительство. Такое государство управляется конституционным правом, а опорой порядка является средний класс.
Аристотель сформулировал четыре условия для тех, кто желает баллотироваться на выборах, которые используются в современном мире:
Во-первых, кандидатом должен быть мужчина средних лет. Во-вторых, его родители не должны быть иностранцами. В-третьих, он должен быть свободным человеком, а не рабом. В-четвертых, он должен полностью посвятить себя политике и не заниматься другими вещами. Эти условия кажутся нам довольно современными, хотя Аристотель сформулировал их 2 500 лет назад.
3. Концепция раннего капитализма
Аристотель не разделял взгляды своего учителя Платона, который выступал за общественную собственность для всех граждан, кроме правящего класса.
Аристотель признавал важность частной собственности. Он говорил, что главное — это справедливое разделение собственности между отдельными лицами и предложил механизм пользования. Например, все мы можем заказать такси, которое на самом деле является собственностью другого человека. Мы получаем выгоду, не покушаясь при этом на чужую собственность. Эти идеи были опубликованы в трактате «Политика», переведенный на арабский язык Ахмедом Лютфи ас-Сейдом.
Эти идеи могут показаться нам обычными, но они определенно не были таковыми 25 веков назад. Аристотель не только критиковал взгляды величайшего философа своего времени — Платона, но и предложил решения многих проблем.
4. Концепция патриархата
Каждый философ — зеркало своего времени, отражающее мысли того периода, в который он жил, и Аристотель не был исключением. Он не разделял взгляды Платона и выступал против равенства между мужчинами и женщинами, считая, что мужчины должны опекать женщин. Таким образом, он отдал мужчине безграничную власть и сказал, что женщина должна подчиняться ему, так как он в семье главный.
Аристотель утверждал, что одни существа рождаются для послушания, а другие — для господства, как в случае с самим человеком. Душа властвует над телом, как господин над своим слугой, а разум над стремлениями — как государственный муж.
Эти идеи в отношении женщин не были в новинку для древнегреческого общества, но высказывания Аристотеля предали им значимость, сделав эти идеи доминирующими в Средние века и вплоть до начала Нового времени.
Как идеи Аристотеля стали настолько популярными?
Ученые называют средневековую философию — «Золотым веком Аристотеля». В Средние века христианская философия подверглась влиянию Аристотеля, особенно после так называемого переводческого движения, когда античные сочинения активно переводились на арабский язык. Далее идеи Аристотеля проникли в Европу и быстро обзавелись как сторонниками, так и противниками.
Так продолжалось до тех пор, пока великий христианский философ Фома Аквинский не примирил христианство и философию Аристотеля. В XV-XVII веках философия и идеи Аристотеля стали доминировать в обществе, но впоследствии Европе и ее идейным лидерам удалось отойти от его философии и сформировать свое собственное видение мира.
Но некоторые идеи Аристотеля остались, в том числе доступное для всех среднее образование, принцип верховенства закона, отношение к частной собственности и, наконец, остатки патриархата. Европейцы, несмотря на попытки полностью избавиться от философии Аристотеля, так и не смогли до конца это сделать.
Спустя 2 500 лет идеи Аристотеля продолжают регулировать нашу повседневную жизнь. Одни люди до сих пор видят в его идеях несправедливость, а другие утверждают, что если бы в мире не было общеобразовательных школ или, что еще хуже, мы бы жили в обществе, где нет никаких законов или правил, то как бы выглядела тогда наша жизнь?
Аристотель – выдающиеся люди, которых история не замечает
Введение
Аристотеля помнят по многим причинам. Возможно, вы знаете о его вкладе в области риторики, или его трудах по философии, или его вкладе в науку, или многих других научных вкладах, которые он сделал за свою жизнь. Эти вклады охватывают множество различных образовательных дисциплин, каждая из которых служит закладке основ для многих повседневных областей знаний, что привело его к влиянию на мировые события через тысячи лет после его смерти.
История
Аристотель родился в 384 г. до н.э. в Королевстве Македония. Его отец был придворным врачом царя Македонии в то время, царя Аминта III. Когда Аристотелю исполнилось 17 лет, он покинул Македонию и отправился в Афины, чтобы учиться у самого известного философа того времени Платона. Он оставался в Академии Платона в течение следующих 20 лет. Спустя 20 лет он покинул Академию в 347 г. до н.э., когда Платон умер, оставив своего племянника директором Академии. Конкретной причиной отъезда были многие разногласия по поводу направления, в котором племянник Платона пытался взять Академию. Однако предполагалось, что фактическая причина того, что Аристотель покинул академию, заключалась в том, что около 347 г. до н.э. в Афинах резко усилились антимакедонские настроения в результате экспансионистской политики Македонии. Следующие несколько лет Аристотель посвятил изучению биологии (в первую очередь животных и растений) на островах Лесбос и Ассос. Он продолжал эти биологические и другие научные занятия в течение пяти лет, пока македонский царь Филипп II не попросил его обучать своего сына Александра (Великого). После обучения Александра в течение 10 лет он вернулся в Афины, чтобы открыть собственную школу, которая впоследствии стала известна как лицей. Аристотель преподавал в лицее в течение 12 лет, пока ему снова не пришлось бежать из Афин из-за антимакедонских настроений, направленных против него соперничающими учеными. В следующем году он умер естественной смертью немного севернее Афин. Его работа была неожиданно забыта почти на двести лет, пока не была заново открыта в первом веке до нашей эры. После повторного открытия он сразу же снова стал популярным, что привело к сильному влиянию на римлян, византийцев, исламский мир и всю Европу с момента их повторного открытия до наших дней.
Значение
Работы Аристотеля достигли цели, которой достигли немногие другие: ему удалось повлиять на развитие почти каждого средиземноморского и европейского общества и, соответственно, любого современного общества. Наибольшее влияние Аристотеля можно увидеть в создании им логической системы, основанной во многих областях науки, и в создании системы философии, которая и по сей день служит одним из основополагающих произведений философии.
Аристотель первым создал и широко распространил систему логического мышления. Он сделал это, предложив систему логических рассуждений, очень похожую на прототип дедуктивного рассуждения, в котором исследуются характеристики известных вещей, а затем сравниваются с характеристиками неизвестных вещей. Если характеристики одинаковы, то знание одной вещи можно экстраполировать на вторую вещь, потому что они, вероятно, одинаковы или, по крайней мере, достаточно похожи, чтобы данные работали для обоих. Эта идея была настолько революционной, потому что она позволяла дедукции и разуму систематически решать проблемы. Эта логическая система будет настолько помогать научным исследованиям и другим интеллектуальным исследованиям, что останется на месте до тех пор, пока в конце 1800-х годов ее не заменит более научный подход.
С точки зрения науки, Аристотель внес большой вклад в основы многих областей. Аристотель начал заниматься ботоникой и зоологией, когда наблюдал за растительной и животной жизнью на Лесбосе и Ассосе и написал подробную информацию о характеристиках и предполагаемых свойствах многих вещей, которые он наблюдал. Он также начал заниматься физикой, когда размышлял и читал лекции о природе движения. В дополнение к физике он также оказал влияние на астрономию, его самым известным вкладом было создание модели солнечной системы, в которой Земля находилась в центре солнечной системы. Он сыграл большую роль в основании психологии благодаря своим размышлениям о человеческом разуме в форме своих философских сочинений. Несмотря на то, что многие из его убеждений и открытий оказались неверными, именно его оригинальное исследование побудило последующие поколения исследовать различные области, которые он исследовал.
Наконец, Аристотель создал очень влиятельную философскую мораль, которая была и в определенной степени до сих пор широко распространена. Аристотель считал, что природа наделила человека определенным поведением для выживания, с этой целью он глубоко обосновал свою философию в пределах человеческой природы. Он считал, что общество должно быть создано, чтобы стремиться к довольству и счастью своих граждан. Он думал, что это счастье, или процветание, как он его называл, может быть достигнуто только в долгосрочной перспективе, если люди будут добродетельными, в частности, уравновешивая различные черты вокруг умеренной точки. Эта концепция уравновешивания черт через умеренность, весьма спорная, повлияла на основы христианства и ислама.
В заключение, Аристотель важен тем, что он создал первую систему широко распространенных логических рассуждений, создал множество областей науки и поощрял исследования в этих областях, а также создал моральную систему, которая до сих пор влияет на мир.
Источники изображений (в порядке появления)
Изображение 1
Изображение 2
Изображение 3
Изображение 4
Изображение 5
Древнегреческая наука — Энциклопедия всемирной истории
Достижения древнегреческой науки были одними из лучших в древности. Опираясь на египетские и вавилонские знания, такие деятели, как Фалес Милетский, Пифагор и Аристотель, разработали идеи в области математики, астрономии и логики, которые будут влиять на западную мысль, науку и философию на века вперед. Аристотель был первым философом, разработавшим систематическое изучение логики, ранняя форма эволюции преподавалась такими деятелями греческой философии, как Анаксимандр и Эмпедокл, а математическая теорема Пифагора используется до сих пор.
Однако, помимо великих достижений, греческая наука имела и недостатки. Греки недооценивали наблюдение в пользу дедуктивного процесса, где знание строится посредством чистого мышления. Этот метод является ключевым в математике, и греки придавали ему такое значение, что ошибочно полагали, что дедукция — это способ получения высшего знания.
Удалить рекламу
Реклама
Ранние достижения
Во времена 26-й династии Египта (ок. 685–525 до н. э.) порты Нила были впервые открыты для греческой торговли. Важные греческие деятели, такие как Фалес и Пифагор, посетили Египет и привезли с собой новые навыки и знания. Иония, помимо египетского влияния, подверглась воздействию культуры и идей Месопотамии через своего соседа, Лидийское царство.
Астрономические знания, полученные Фалесом от египтян и вавилонян, вероятно, позволили ему предсказать солнечное затмение 28 мая 585 г. до н.э.
Согласно греческой традиции, в Ионии начинается процесс замены понятия сверхъестественного объяснения концепцией вселенной, управляемой законами природы. Фалес Милетский, ок. 600 г. до н.э. впервые разработали идею о том, что мир можно объяснить, не прибегая к сверхъестественным объяснениям. Вполне вероятно, что астрономические знания, полученные Фалесом из египетской и вавилонской астрономии, позволили ему предсказать солнечное затмение, которое произошло 28 мая 585 г. до н.э.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!Анаксимандр, другой ионийец, утверждал, что, поскольку человеческие младенцы беспомощны при рождении, если бы первый человек каким-то образом появился на земле в младенчестве, он бы не выжил. Анаксимандр рассудил, что люди, следовательно, должны были произойти от других животных, детеныши которых более выносливы. Именно Эмпедокл первым рассказал о ранней форме эволюции и о выживании наиболее приспособленных. Он считал, что первоначально «бесчисленные племена смертных существ были разбросаны по всему миру, наделенные всевозможными формами, на что можно было бы созерцать», но в конце концов смогли выжить только определенные формы.
Влияние математики
Достижения греков в области математики и астрономии были одними из лучших в древности. Математика развивалась первой, чему способствовало влияние египетской математики; Астрономия процветала позже, в эллинистический период, после того как Александр Македонский (356 г. до н.э. — 323 г. до н.э.) завоевал Восток, чему способствовало влияние Вавилона.
История любви?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Мощным аспектом науки является то, что она стремится отделиться от понятий, имеющих конкретное применение, и ищет общие принципы с широким применением. Чем более общей становится наука, тем более она абстрактна и имеет больше приложений. То, что греки вывели из египетской математики, было главным образом эмпирическими правилами с конкретными приложениями. Египтяне знали, например, что треугольник, стороны которого относятся как 3:4:5, является прямоугольным. Пифагор взял это понятие и расширил его до предела, выведя математическую теорему, носящую его имя: в прямоугольном треугольнике квадрат на противоположной стороне прямого угла (гипотенуза) равен сумме квадратов на противоположной стороне. две другие стороны. Это верно не только для треугольника 3:4:5, но этот принцип применим и к любому другому прямоугольному треугольнику, независимо от его размеров.
Бюст Пифагора
Небо (CC BY-SA)
Пифагор был основателем и лидером секты, в которой греческая философия, религия, искусство и мистицизм были слиты воедино. В древности греки не делали четкого разграничения между наукой и ненаучными дисциплинами. Существует широко распространенный аргумент, утверждающий, что сосуществование греческого искусства, философии, мистицизма и других ненаучных дисциплин, взаимодействующих вместе с наукой, мешало развитию научных идей. Это, кажется, показывает неправильное представление о том, как работает человеческий дух. Это правда, что в прошлом моральные и мистические предубеждения либо задерживали, либо вели некоторые знания в тупик, и что острые пределы научного знания не были ясны. Однако в равной степени верно и то, что ненаучные дисциплины расширили воображение человеческого разума, дали вдохновение для подхода к проблемам, которые казались неразрешимыми, и побудили человека к рассмотрению нелогичных возможностей (таких как сферическая Земля в движении), которые доказали время. быть правдой. Человеческий дух нашел множество мотивов для научного прогресса в ненаучных дисциплинах, и вполне вероятно, что без движущей силы искусства, мистицизма и философии научный прогресс в значительной степени потерял бы свой импульс.
Удалить рекламу
Реклама
Дедуктивный процесс
Открыв математические теоремы, греки познакомились с искусством дедуктивного мышления. Чтобы построить свои математические знания, они пришли к выводам, рассуждая дедуктивно из того, что казалось самоочевидным. Этот подход оказался мощным, и его успех в математике стимулировал его применение во многих других дисциплинах. Со временем греки пришли к выводу, что единственным приемлемым способом получения знаний является использование дедукции.
Однако такой способ ведения науки имел серьезные ограничения при применении к другим областям знаний, но с точки зрения греков это было трудно заметить. В древности отправной точкой для открытия принципов всегда была идея в уме философа: иногда наблюдения недооценивались, а иногда греки не могли провести четкое различие между эмпирическими наблюдениями и логическими аргументами. Современный научный метод больше не опирается на эту технику; сегодня наука стремится открыть принципы, основанные на наблюдениях в качестве отправной точки. Точно так же логический метод науки сегодня предпочитает индукцию дедукции: вместо того, чтобы строить выводы на предполагаемом наборе самоочевидных обобщений, индукция начинается с наблюдения за конкретными фактами и выводит из них обобщения.
Древнегреческая наука использовала эксперименты, чтобы помочь теоретическому пониманию, в то время как современная наука использует теорию для получения практических результатов.
Дедукция не работала для некоторых знаний. «Каково расстояние от Афин до Хиоса?» В этом случае ответ нельзя вывести из абстрактных принципов; мы должны на самом деле измерить его. Греки, когда это было необходимо, смотрели на природу, чтобы получить ответы, которые они искали, но они по-прежнему считали, что высшим типом знания является то, которое получено непосредственно из интеллекта. Интересно отметить, что когда принимались во внимание наблюдения, они имели тенденцию подчиняться теоретическим знаниям. Примером этого может быть одно из сохранившихся произведений Архимеда, Метод , в котором объясняется, как механические эксперименты могут помочь в понимании геометрии. В общем, древняя наука использовала эксперименты, чтобы помочь теоретическому пониманию, в то время как современная наука использует теорию для получения практических результатов.
Удалить рекламу
Реклама
Недооценка эмпирического наблюдения и акцент на чистом мышлении как надежной отправной точке для построения знания также могут быть отражены в известном рассказе (по всей вероятности, апокрифическом) греческого философа Демокрита, который убрал свои глаза, чтобы зрение не отвлекало внимание. его от его домыслов. Есть также рассказ об ученике Платона, который с раздражением спросил на уроке математики: «А какой от всего этого толк?» Платон призвал раба, приказал ему дать ученику монету и сказал: «Теперь ты не должен думать, что твое обучение было совершенно бесполезным». С этими словами ученик был исключен.
Аристотелевская логика
Аристотель был первым философом, разработавшим систематическое изучение логики. Его структура станет авторитетом в дедуктивных рассуждениях более чем на две тысячи лет. Хотя он неоднократно признавал важность индукции, он отдавал приоритет использованию дедукции для построения знаний. В конце концов оказалось, что его влияние усилило переоценку дедукции в науке и силлогизмов в логике.
Учение о силлогизме — его самый влиятельный вклад в логику. Он определил силлогизм как рассуждение, в котором из того, что известно, с необходимостью вытекает что-то другое. Известный пример:
Удалить рекламу
Реклама
- Все люди смертны. (большое помещение)
- Сократ — мужчина. (второстепенное помещение)
- Сократ смертен. (заключение)
Этот аргумент нельзя оспорить логически, и мы не можем оспорить его заключение. Однако у этого способа ведения науки есть как минимум два недостатка. Во-первых, как работает главная предпосылка. Почему мы должны принимать основную посылку без вопросов? Единственный способ принять основную посылку — это представить очевидное утверждение, например, «все люди смертны», которое считается самоочевидным. Это означает, что вывод этого аргумента не является новым пониманием, а скорее чем-то, что уже прямо или косвенно подразумевалось в рамках основной посылки. Во-вторых, не кажется необходимым проходить через все это, чтобы логически доказать, что Сократ смертен.
Бюст Аристотеля работы Лисиппо
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Еще одна проблема такого способа построения знания состоит в том, что если мы хотим иметь дело с областями знаний, выходящим за рамки обычной повседневной жизни, то велик риск выбора неверных самоочевидных обобщений в качестве отправной точки рассуждений. Примером могут служить две аксиомы, на которых была построена вся греческая астрономия:
- Земля неподвижно покоится в центре вселенной.
- Земля порочна и несовершенна, а небеса вечны, неизменны и совершенны.
Эти две аксиомы кажутся самоочевидными и подтверждаются нашим интуитивным опытом. Однако научные идеи могут противоречить здравому смыслу. Сегодня мы знаем, что интуиция сама по себе никогда не должна быть проводником к знанию и что всякая интуиция должна подвергаться скептической проверке. Ошибки в способах рассуждений иногда трудно обнаружить, и греки не могли заметить ничего плохого в своем способе заниматься наукой. Есть очень яркий пример этого у Айзека Азимова:
…если коньяк и вода, виски и вода, водка и вода, ром и вода — все это опьяняющие напитки, можно прийти к выводу, что опьяняющим фактором должен быть ингредиент, общий для этих напитков, а именно вода. В этом рассуждении есть что-то неправильное, но ошибка в логике сразу не очевидна; а в более тонких случаях ошибку может быть действительно трудно обнаружить. (Азимова, 7)
Логическая система Аристотеля была записана в пяти трактатах, известных как Organon , и хотя он не исчерпывает всей логики, он был новаторским, почитаемым на протяжении веков и считавшимся окончательным решением логики и эталоном для науки.
Наследие
Вклад Аристотеля в логику и науку стал авторитетом и оставался неоспоримым даже в современную эпоху. Потребовалось много столетий, чтобы заметить недостатки аристотелевского подхода к науке. Влияние Платона также способствовало недооценке выводов и экспериментов: философия Платона считала мир лишь несовершенным представлением идеальной истины, находящейся в мире идей.
Еще одним препятствием для греческой науки было понятие «абсолютной истины». После того как греки выяснили все следствия своих аксиом, дальнейший прогресс казался невозможным. Некоторые аспекты знания казались им «законченными», а некоторые их представления превратились в догмы, не поддающиеся дальнейшему анализу. Сегодня мы понимаем, что никогда не бывает достаточно наблюдений, которые могли бы превратить понятие в «окончательное». Никакие индуктивные проверки не могут сказать нам, что обобщение является полностью и абсолютно верным. Одно наблюдение, противоречащее теории, заставляет ее пересмотреть.
Многие видные ученые обвиняли Платона и Аристотеля в замедлении научного прогресса, поскольку их идеи были превращены в догмы и, особенно в средние века, никто не мог оспаривать их работу, сохраняя при этом их репутацию. Весьма вероятно, что наука достигла бы своего современного состояния намного раньше, если бы эти идеи были открыты для обзора, но это никоим образом не ставит под сомнение гениальность этих двух талантливых греков.