Патриархальная — Теории происхождения государства
Теории > Патриархальная
|
Основные теории происхождения государства и права
(1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права — наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).
2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, так же опекающую своих подданных, как отец — своих детей.
Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа — это как власть отца в семье.
3. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в Древней Греции (софисты, Эпикур, Гиппий — V-IV вв. до н.э.), была возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из “естественного” (догосударственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, то они могут быть лишены власти.
4. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства. Крупнейший представитель этой теории Г. Спенсер утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства. Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболее приспособленных государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции.
5. Теория насилия. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель — в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство. В истории известны реальные факты существования государств в результате завоевания одних народов другими (например, Золотая Орда). Но абсолютизировать роль насилия в истории нельзя, так как многие государства и правовые системы создавались в прошлом и создаются сейчас не в результате внешнего завоевания или только насильственным путем.
6. Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или иным свойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.
д. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного общества. Психике индивида якобы изначально присуща потребность к повиновению, подчинению “выдающимся личностям”. Из психологии индивида выводил необходимость создания государства и права З. Фрейд — основатель влиятельного психологического направления в социологии и учениях о государстве и праве. Он исходил из существования первоначальной орды, деспотический глава которой был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми биопсихическими, сексуальными инстинктами. Для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека и понадобилось создать государство, право, всю систему социальных норм и вообще цивилизацию.7. Расовая теория появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы — деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей — рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы.
Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые — недочеловеки — слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882) объявлял арийцев высшей расой, призванной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др. В фашистской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде “вождя нации”, “чистоты крови”, история представлялась как история борьбы высшей арийской расы с другими, низшими расами. Расовая теория считала важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну, которая, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства. 8. Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.
На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям — право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное явление — оно возникло вместе с возникновением классов и тж. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.
Selected Works of Aristotel Policies Summary & Analysis
ПРИМЕЧАНИЕ . В этом разделе «Сводка и анализ» в этом учебном пособии SparkNotes рассматривается Политика Аристотеля . Существует также полное учебное пособие SparkNotes, в котором Политика обсуждается в одиннадцати разделах «Сводка и анализ».
Резюме
Все ассоциации создаются с целью достижения какого-либо блага.
Греческий город-государство, или полис , , является наиболее общей ассоциацией в греческом мире, включающей в себя все другие ассоциации, такие как семьи и торговые ассоциации. Таким образом, город-государство должен стремиться к достижению высшего блага. Аристотель заключает, что «человек — политическое животное»: мы можем добиться хорошей жизни, только живя как граждане в государстве. Обсуждая экономические отношения в городе-государстве, Аристотель защищает институт частной собственности, осуждает чрезмерный капитализм и общеизвестно защищает институт рабства. Прежде чем изложить свои взгляды, Аристотель обсуждает различные теоретические и актуальные модели, существовавшие в его время. В частности, он предпринимает продолжительные атаки на 9 Платона.0005 Республика и Законы, которые большинство комментаторов находят неудовлетворительными и неуместными, а также критикуют других современных философов и конституции Спарты, Крита и Карфагена.
Аристотель отождествляет гражданство с занятием государственной должности и отправлением правосудия и утверждает, что идентичность города основывается на его конституции.
В случае революции, когда меняются гражданство и конституция, меняется идентичность города, и поэтому он не может нести ответственность за свои действия до революции.
Грубо говоря, существует шесть видов конституции, три справедливых и три несправедливых. Конституция справедлива, когда от нее выигрывают все жители города, и несправедлива, когда от нее выигрывают только те, кто находится у власти. Когда правит один человек, конституция является монархией, если правитель хороший, и тиранией, если правитель плохой. Когда правит небольшая элита, конституция — это аристократия, если правители хорошие, и олигархия, если правители плохи. Когда правят массы, конституция является государством, если они правят хорошо, и демократией, если они правят плохо. Аристотель признает, что предоставление полного суверенитета как руководящему органу, так и законам может освободить место для злоупотреблений властью, и предполагает, что государство, вероятно, наименее подвержено коррупции, особенно когда законы наделены более высокой властью, чем руководящий орган.
Он предлагает принцип распределительной справедливости, утверждая, что блага должны предоставляться разным гражданам по-разному, в зависимости от вклада, который они вносят в благосостояние государства.
В книгах с IV по VI Аристотель переходит от своих теоретических рассуждений к практическому изучению политических институтов, существующих в греческом мире. Он отмечает, что потребности городов-государств сильно различаются в зависимости от их богатства, населения, классового распределения и так далее. Он исследует различные разновидности государств и конституций и дает ряд общих рекомендаций. Самое большое напряжение в любом государстве — это взаимная неприязнь между богатыми и бедными. Следовательно, сильный средний класс удерживает государство в равновесии и защищает от коррупции и угнетения. Три ветви гражданского управления: совещательная, которая принимает основные политические решения государства; исполнительная власть, которая занимается повседневными делами государства; и судебная, которая наблюдает за юридическими делами государства.
Хотя нет необходимости предоставлять всем равный доступ к государственным должностям, никогда не следует полностью исключать какую-либо группу из власти. Конституции обычно меняются большой недовольной фракцией, которая восстает против людей, стоящих у власти. Чтобы сохранить конституцию, Аристотель рекомендует умеренность, образование и инклюзивность. Интересы богатого меньшинства и бедного большинства можно сбалансировать, предоставив обеим фракциям примерно равное количество власти. При таком устройстве каждый отдельный богатый человек будет иметь больше политической власти, чем каждый отдельный бедный человек, но бедные и богатые как группы будут уравновешены друг другом.
Книги VII и VIII возвращаются к вопросу о том, каким должно быть идеальное государство. Хорошая жизнь состоит прежде всего в рациональном созерцании, поэтому, хотя политическая деятельность достойна восхищения и необходима, она является лишь средством достижения окончательного счастья рационального созерцания.
Идеальный город-государство должен быть устроен так, чтобы максимизировать счастье его граждан. Такой город был бы достаточно большим для самодостаточности, но достаточно маленьким, чтобы обеспечить чувство товарищества. Он должен быть расположен у воды, чтобы облегчить морскую торговлю. Молодые граждане служат в армии, граждане среднего возраста управляют, а граждане старшего возраста занимаются религиозными делами, в то время как рабочие-неграждане занимаются сельским хозяйством и ремеслами. Образование важно для обеспечения благосостояния города, и Аристотель предпочитает государственную программу образования частному репетиторству. Он рекомендует позаботиться о воспитании у детей правильных привычек с момента их нахождения в утробе матери и о том, чтобы, когда они повзрослеют, они научились оттачивать свой разум. Его рекомендуемая учебная программа состоит из чтения и письма, физического воспитания, музыки и рисования. Это образование поможет гражданам максимально использовать работу и развлечения, а также свободное время, чтобы вести хорошую жизнь.
Анализ
Аристотелевские рассуждения о политике прочно укоренены в мире греческого города-государства, или полис . Он предполагает, что любое государство будет состоять из тех же основных элементов, что и греческий город-государство: граждане-мужчины, которые управляют государством, а затем женщины, рабы, иностранцы и рабочие-неграждане, выполняющие необходимую черную работу для поддержания города в рабочем состоянии. Гражданство в греческом мире было гораздо более сложной обязанностью, чем в современных представительных демократиях. Все граждане греческого города-государства принимают участие в управлении государством и занимают различные государственные должности, поэтому Аристотель считает государственные должности определяющей чертой гражданства. Поскольку гражданство предполагает активную роль в управлении государством, гражданин сильно идентифицирует себя с городом-государством, к которому он принадлежит, до такой степени, что греки считают изгнание судьбой хуже смерти.
Тесная связь между гражданином и городом-государством также объясняет, почему Аристотель считает активное гражданство необходимой чертой хорошей жизни. Он настаивает на том, что мы можем полностью реализовать нашу рациональность и человечность только как граждане города-государства, и поэтому он заключает, что полностью реализованные люди по необходимости являются политическими животными.
Аристотелевскую Политику иногда называют «коммунитарной», потому что она ставит благо общества в целом выше благополучия отдельного человека. Аристотель называет людей «политическими животными», потому что мы не можем быть полноценными людьми без активного участия в жизни города-государства, а его рекомендации относительно справедливости и образования учитывают только то, что необходимо для самого сильного государства. Полностью отсутствует забота современного либерализма об индивидуальных свободах и защите частной жизни гражданина от посторонних глаз. Аристотель не упускает возможности обсудить противоречие между индивидуальной свободой и требованиями государства, поскольку он не живет в мире, где существует это противоречие.
Идея частной жизни показалась бы абсурдной в греческом городе-государстве. Все самые высокие цели в жизни, от политических дебатов до физических упражнений, имеют место в публичной сфере, и не существует понятия «частного лица», которое отличалось бы от лица людей, присутствующих на публике. Следовательно, интересы личности и интересы государства равнозначны, по Аристотелю. Его приоритет общества над личностью, а также его предупреждения об опасностях безудержного капитализма оказали сильное влияние на творчество Карла Маркса.
Хотя аристотелевская концепция распределительной справедливости ясно указывает на его собственные аристократические наклонности, большая часть рассуждений Аристотеля о справедливости остается актуальной и по сей день. Распределяющая справедливость — это идея о том, что почести и богатство должны распределяться в соответствии с заслугами, чтобы лучшие люди получали самые высокие награды. Хотя Аристотель настаивает на том, что «лучший» — это вопрос заслуг, его, похоже, не волнует, что у богатых гораздо больше возможностей для достижения заслуг, а у неграждан, женщин и рабов вообще нет таких возможностей.
По сути, он приговаривает их к низшей ступени социальной лестницы, настаивая на том, чтобы блага предоставлялись тем, у кого есть заслуги, и определяя заслуги с точки зрения качеств, которые им запрещает их низкий статус. Однако, несмотря на эти аристократические наклонности, Аристотель остро чувствует опасность злоупотребления властью. В Книге III он подробно обсуждает трудности обеспечения подотчетности всех граждан. Он не первый, кто рекомендует, чтобы писаный закон имел больший авторитет, чем правящий класс, но он убедительно приводит аргумент, и во многом благодаря его влиянию мы принимаем примат закона как данность в современном мире.
Одной из менее привлекательных черт Политики является одобрение Аристотелем рабства, что не удивительно. Его аргумент основан на утверждении, что всем нужно управлять, а те, кому не хватает рациональности, чтобы управлять собой, должны управляться другими. Аристотель выступает против порабощения других греков, потому что он считает, что все греки, по крайней мере, в некоторой степени разумные существа, и поэтому их порабощение было бы несправедливым.
Однако в типично греческой манере Аристотель считает всех негреков низшими варварами, многие из которых могут продуктивно жить только в состоянии рабства. Однако он также утверждает, что рабам нужна достаточная рациональность, чтобы понимать и выполнять приказы своих хозяев. Этот аргумент противоречит аргументу о том, что рабы заслуживают своей участи, потому что им совершенно не хватает рациональности. Если мы доведем рассуждения Аристотеля до их логического завершения, мы сможем утверждать, что рабство всегда неправильно, потому что те, кто делает способных рабов, обязательно обладают таким уровнем рациональности, который делает их порабощение несправедливым. К сожалению, сам Аристотель был слишком захвачен предрассудками своего времени, чтобы признать, что его аргумент опровергает сам себя.
Политическая наука Аристотеля — Центр Джека Миллера
Резюме
Основные документы
Комментарий
Хотя Платон был первым, кто разработал сократовскую философию политики, его ученик Аристотель первым сформулировал практически ориентированную политическую науку, предназначенную для использования законодателями, государственными деятелями и гражданами.
Подобно своим учителям, Аристотель много сделал для продвижения философии как союзника города и руководства для политических действий и тем самым не только поощрял терпимость к философии, но и сделал ее важнейшей основой власти во всем западном мире. Тем не менее, несмотря на важность разума или слова в политическом учении Аристотеля, он не выдвинул никакой теории или аргумента в пользу свободы слова. Более того, он утверждал, что город (или политическое сообщество) имеет высшую власть над всем, подразумевая, что нет абсолютного предела политической власти, которая могла бы обеспечить какие-либо универсальные «права», такие как право на свободу слова.
Аргумент Аристотеля в пользу верховной власти города лежит в основе Politics , его трактата по политологии. В первых главах « Политики » Аристотель утверждает, что город — это естественное целое, органически возникающее из естественных, но примитивных ассоциаций, таких как независимая семья.
На этом основании он заключает, что человек — это просто «часть» города, так же как рука — часть тела, подразумевая, что все в человеке — его или ее функции, обязанности и счастье — определяется город, то есть по его законам и правителям. С этой точки зрения, за пределами города нет четкой сферы человеческой свободы, как это предполагает наша ориентированная на права конституция.
Последствия такого взгляда на вопрос о речи более четко обозначены во введении к Никомаховой этике , дополненной или предыстории Политики , которая исследует счастье и добродетель. Аристотель начинает Этику с аргумента, что «каждое искусство и каждое исследование» — а, следовательно, и каждая «наука» — «считается направленной на какое-то благо» и что это благо или, по крайней мере, его высшая или наиболее полная форма является политическое благо. Из этого он заключает, что город имеет власть над использованием и назначением всех искусств и наук.
Политическая власть определяет границы, если не выводы, всех научных исследований.
Хотя эти аргументы укрепляют авторитет города, очевидно, в ущерб философии или свободному исследованию, они также в решающей степени связывают авторитет города с философией. Поэтому, хотя они и не предлагают никаких конкретных мер по установлению свободы слова, они тем не менее подразумевают, что город зависит от философии и, следовательно, от тщательного исследования всех вопросов. Например, в то время как Аристотель утверждает, что город авторитетен над всеми частными науками, он также настаивает на том, что этот авторитет сам допускает науку — высшую, или «архитектоническую», науку. Кроме того, Аристотель предполагает, что, хотя не всем обязательно нужно владеть такой наукой, она всегда необходима.0063 лучше разбираться во всем самому, чем ориентироваться только на авторитетах.
Более того, в своем описании естественного происхождения города в Политике Аристотель оказывается еще более радикальным, чем его учителя.
В то время как Сократ изо всех сил старается отрицать на суде, что он занимался естественными науками или сомневался в богах города, аргумент Аристотеля в пользу верховной власти города основан на естественной науке, которая почти полностью отрицает влияние традиционных богов на человеческую политику. . Таким образом, укрепляя авторитет города, Аристотель ставит город в зависимость от естественных наук, которые он до сих пор считал в лучшем случае помехой, а в худшем — серьезной опасностью. При этом Аристотель радикально подрывает традиционные религиозные источники авторитета.
Политика Аристотеля . 2-е изд. Отредактировано и переведено Карнесом Лордом. Чикаго: University of Chicago Press, 2013.
Найдите на Amazon.
Прочтите на греческом языке в проекте «Персей».
Прочтите английский перевод в Internet Classics Archive.
Никомахова этика Аристотеля .
Отредактировано и переведено Робертом К. Бартлеттом и Сьюзен Д. Коллинз. Чикаго: University of Chicago Press, 2011.
Найдите его на Amazon.
Прочтите на греческом языке в проекте «Персей».
Прочтите английский перевод в Internet Classics Archive.
Краут, Ричард. Аристотель: политическая философия . Оксфорд: Oxford University Press, 2002.
Найдите на Amazon.
Малган, Ричард Г. Политическая теория Аристотеля . Оксфорд: Oxford University Press, 1977.
Найдите на Amazon.
Стэнфордская философская энциклопедия
Статья о политической теории Аристотеля.
Статья об этике Аристотеля.
Интернет-энциклопедия философии
Рубрика «Политика» под статьей «Аристотель».
Отдельная запись для Политики Аристотеля .
Эмблер, Уэйн. «Понимание Аристотелем естественности города».
Обзор политики 47, вып. 2 (1985): 163-185.
Найдите на JSTOR (бесплатный доступ).
Бартлетт, Роберт. «Интерпретативное эссе». В Никомаховой этике Аристотеля . Отредактировано и переведено Робертом К. Бартлеттом и Сьюзен Д. Коллинз. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2011: 237–302.
См., в частности, стр. 237-243, где изложен вступительный аргумент Этики и вопрос авторитета города по отношению к разуму или философии.
Найдите на Amazon.
Бартлетт, Роберт К. «Пределы Просвещения: политика Аристотеля». В Идея Просвещения: Посмертное исследование . Торонто: Университет Торонто, 2001: 125–186.
Найдите на Amazon.
Найдите его на JSTOR.
Эверсон, Стивен. «Аристотель об основаниях государства». Политические исследования 36 (1988), 89–101.
Найдите его на Wiley Online.
Кейт, Дэвид. 1991. «Три основные теоремы в политике Аристотеля». В Компаньон к политике Аристотеля , под редакцией Дэвида Кейта и Фреда Д. Миллера-младшего. Оксфорд: Блэквелл.
Найдите на JSTOR (бесплатный доступ).
Найдите на Amazon.
Пэнгл, Томас. Учение Аристотеля о политике . Чикаго: University of Chicago Press, 2013.
Найдите на Amazon.
Салкевер, Стивен Г. В поисках среднего: теория и практика в аристотелевской политической философии . Принстон: Издательство Принстонского университета, 19.90.
Найдите на Амазоне.
Краут, Ричард. «Есть ли у Аристотеля естественные права?» T Обзор метафизики 49 (1996), 755–74.
Миллер, Фред Д. мл. Природа, справедливость и права в политике Аристотеля .




Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа — это как власть отца в семье.



