Аристотель краткая биография и его открытия в биологии: Аристотель биография кратко для 5 класса о философе и интересные факты

Аристотель — краткая биография — презентация онлайн

Похожие презентации:

Иван Алексеевич Бунин и Липецкий край

Биография Карамзина Николая Михайловича (1766 — 1826)

Авиценна Ибн Сина

Бауыржан Момышулы (1910-1982)

Аль-Фараби

Жан Жак Руссо

Леонардо да Винчи

Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого

Ахмет Байтурсынов

Зигмунд Фрейд

Аристотель – краткая биография
Аристотель Стагирский, один из величайших
философов античной Греции, родился в 384 г. до н.
э. в Стагире, греческой колонии во Фракии,
недалеко от Афона. Отец Аристотеля Никомах и мать
Фестида были благородного происхождения. Рано (в
15 лет) потеряв родителей, Аристотель отправился
сначала в Атарней, в Малой Азии, а затем, в 367
году,

в
Афины.
Там
Аристотель
стал
учеником Платона и в течении 20 лет был участником
платоновской Академии.
В 343 г. Аристотель был приглашен Филиппом (царём
Македонии) воспитывать его сына – 13-летнего

Александра. В 335 г. Аристотель вернулся в Афины и
создал там свою школу «Ликей» (в латинском
написании — «Лицей»). После смерти Александра
Аристотель был обвинён в безбожии и покинул Афины,
чтобы избежать смерти. Аристотель переселился в
Халкис на Эвбее, куда за ним последовала толпа
учеников и где через несколько месяцев в возрасте 62
лет он скончался от болезни желудка которой он
страдал всю жизнь.
После себя Аристотель оставил около 300
трудов. Его идеи и сочинения распространили
многочисленные ученики и последователи. До
нас дошла лишь небольшая часть работ
философа.
Аристотель
обладал
энциклопедическими
знаниями. Он занимался философией и
историей, математикой и физикой, зоологией
и ботаникой, медициной и этикой, теорией
искусства, литературы и театра, риторикой.
«Друг — это одна душа,
живущая в двух
телах».Аристотель.
Аристотель. Вклад в науку
Самые значительные труды Аристотеля по биологии —
«История животных», «О частях животных» и «Возникновение
животных». В «Истории животных» Аристотель первым в
истории науки разработал систематику животных. Он
разделил их на две большие группы: животные с кровью и
бескровные. Это деление примерно соответствует делению на
позвоночных и беспозвоночных. Животных с кровью он в свою
очередь разделил на яйцекладущих и живородящих.
Человека Аристотель разместил на почётном месте — во главе
животных с кровью. Аристотелю принадлежит крылатая фраза
о том, что человек — это «общественное животное»,
наделённое разумом.
В труде «О частях животных» Аристотель высказал важную
мысль о том, что от неживых тел к растениям, от растений к
животным, вплоть до человека, идёт непрерывный ряд
усложняющихся форм.
В работе «Возникновение животных»
Аристотель, в частности, изо дня в день
проследил развитие куриного зародыша.
Он обратил внимание, что на начальных
стадиях развития зародыши самых
разных животных похожи. Аристотель
предположил,
что
зародыш
живородящих животных в начале своего
развития тоже представляет собой яйцо,
хотя и лишённое твёрдой оболочки.
Таким образом, Аристотеля можно в
какой-то степени считать основателем
эмбриологии (науки о зародышевом
развитии), предвосхитившим многие
позднейшие биологические идеи.
Природа, как известно, со
времен Аристотеля, «не терпит
пустоты»
Аристотеля
называют
«отцом
зоологии». Он изучил более 500
видов животных, описав их внешний
вид и строение, образ жизни и
поведение. Он доказал, что акулы и
некоторые
змеи
являются
живородящими, а также то, что
трутни
развиваются
из
неоплодотворённых
яиц.
Изучил
третье веко у птиц, рудиментарные
глаза у крота, жевательный аппарат
морских ежей (который до сих пор
зовётся «аристотелевым фонарём»),
зимнюю спячку животных, перелёты
птиц,
миграции
рыб
и
млекопитающих и многое другое.
Интересовала Аристотеля и проблема происхождения жизни. Он
считал, что жизнь зарождается сама собой, причём даже такие
сложные существа, как рыбы, могут возникать из морского ила.
С именем Аристотеля связывают и открытие некоторых биологических
законов. Он разработал учение об аналогичных и гомологичных частях
тела. «У животных различных родов большая часть органов имеет
различную форму. Одни сходны по положению и функции, а
происхождения различного. Другие одной и той же природы, но
различны по форме», — утверждал учёный.
Это далеко не полный рассказ о вкладе Аристотеля в развитие
биологии. За свою жизнь он сделал для науки гораздо больше, чем
было сделано за целый ряд последующих столетий.
Как говорил Аристотель:
«В системе мира нам дан короткий
срок пребывания — жизнь. Дар этот
высок и прекрасен. Мышление —
доблестнейшее занятие человека,
верх блаженства и радость в жизни».

English     Русский Правила

Краткая биография Аристотеля: жизнь и творчество

Аристотель – мыслитель Древней Греции, о котором до сих пор говорят во всем мире. Он не просто великий философ своего времени, но и знаменитый ученый: сейчас его труды и отраженные в них мысли представляют собой нечто привычное, однако во времена античной Греции это были дерзкие и смелые идеи. Его считают создателем философской системы, которая захватила в себя и политический аспект, и социологический, и физику, и литературу и даже логику. Острый ум и тяга к знаниям, трудолюбие позволили Аристотелю увековечить себя в истории. Биография Аристотеля и его открытия представлены в статье от Многомудрого Литрекона.

Содержание:

  • 1 Детство и происхождение 
  • 2 Юность и образование 
  • 3 Зрелые годы 
  • 4 Творческий путь 
  • 5 Главные достижения 
  • 6 Отношения с властью 
  • 7 Личная жизнь 
  • 8 Интересные факты 
  • 9 Последние годы 

Детство и происхождение 

Великий мыслитель был рожден в Страгира, одном из городов восточных Балкан во Фракии. Мать ученого происходила из аристократичного рода. Отец Аристотеля, Никомах, был врачом. Он служил при дворе Аминта III, македонского царя. 

Отец лелеял надежды воспитать из сына врача, ради сохранения традиций. Поэтому Аристотель обучался известным медицинским техникам и премудростям, усваивал материал и дисциплины (одной из которых была также и философия). Во времена Древней Греции считалось, что каждый лекарь, врач и достойный ученый должен быть сведущим в этой науке. Но нужно сказать, что планы Никомаха были нарушены: Аристотель рано лишился обоих родителей, обеднел и был вынужден покинуть город. Однако он не завершил обучение и принял решение заниматься науками. 

В те годы выбор Аристотеля был обусловлен политическим и социальным контекстом: диктаторы, правящие отдельными землями, составляли свой собственный двор из ученых мужей, которые могли развлечь царя и его двор остроумной речью или помочь мудрым советом. Передовые мыслители были украшением двора и славой для правителя. Это был социальный лифт, который обеспечил Аристотелю высокое положение. Кратко биография Аристотеля не вмещает в себя всего многообразия его взаимоотношений с правителями.

Юность и образование 

С ранних лет будущий философ изучал все имеющиеся области знаний, погружался в основы различных наук. В том числе он обучался и у своего отца, Никомаха, который за годы своей жизни написал одну книгу по натурфилософии («philosophia naturalis») и целых шесть трудов в области медицины. Нужно отметить и то, что именно отец обучал Аристотеля основам философии, открыв мальчику мир столь интересной и популярной в ту временную эпоху науки. Важно понимать, что люди очень мало знали о мире в то время. Почти все современные области знаний им заменяла философия, которая пробовала объяснить на свой манер, как устроен мир. Люди вроде Аристотеля объясняли значение звезд и солнца, природу окружающих вещей и делали догадки, зачем, как и почему возник человек?

После смерти родителей воспитанием и обучением Аристотеля занялся муж старшей сестры Аримнесты – Проксен. В возрасте семнадцати лет Аристотель направился в Афины, где открыл для себя учения Платона и увлекся ими. Спустя время он стал учеником не менее великого ученого Древней Греции и потратил около двадцати лет на обучение в академии. С этого времени юноша углубился в изучение не только философии, но и биологии (особенно зоологии), политики, физики и вообще всеми доступными науками. Спустя столь долгий временной промежуток философ обрел собственное мировоззрение, свои взгляды на жизнь, а потому подверг идеи относительно «бестелесных сущностей» своего учителя критике. Кроме всего прочего, на основе полученных знаний, Аристотель сформировал и развил собственную теорию относительно неотделимости души от тела, идеи о первичной материи и форме. Аристотель был непослушным и дерзким учеником. Он часто подстерегал Платона и обрушивался на него с каверзными вопросами. Некоторые ученики злились на него за неуважение к учителю и даже хотели его прогнать, а сам Платон начал побаиваться своего оппонента. Тем не менее, оба ученых признавали заслуги друг друга и не переставали общаться.

Зрелые годы 

Уже в зрелом возрасте философ, прославившись своими идеями, получил предложение о т Филиппа II, македонского царя, переехать и служить там, воспитывая Александра Македонского. Аристотель согласился, и на протяжении восьми лет воспитывал будущего полководца и правителя. Ученый служил при дворе и даже заключил выгодный брак со знатной дамой. Но вольнодумие и смелые выпады против деспотизма правителей (Аристотель имел своеобразные взгляды на политику и выступал за формирование гражданского общества) не позволили ему стать любимцем власть имущих. Не раз он менял королевства и царей, чудом избегая расправы.

После долгих исканий, продолжительного изучения наук и обучения Аристотель вернулся в родной город – Афины, и открыл свою философскую школу. Она известна под названием перипатетической школы, потому что во время лекций наставник и ученики гуляли в садах и на улице. Официальным название было «Ликей» (в будущем изменилось и превратилось в «Лицей»). Самое главное из биографии Аристотеля и его достижений описано ниже.

Творческий путь 

Ранее уже упоминалось, что великий мыслитель «отметился» во множестве связанных между собой наук, во многих сферах искусства. Одним из трудов, что были посвящены «помеси» искусства и науки, стала «Поэтика» Аристотеля. В данном труде философ отразил свое понимание драмы, возвышенного жанра. И если первая часть дошла до современных ученых в сохраненном виде, то вторая (о комедии) – нет. На основе изучения биографии Аристотеля и дошедших до современных людей трудов исследователи сделали вывод о том, что несохранившаяся часть работы целиком была посвящена комедии как жанру, ее структуре и причине возникновения. Аристотель разработал понятие «катарсиса» и «мимесиса», которые до сих пор объясняют феномен воздействия искусства на публику. Благодаря труду Аристотеля мы получили первую классификацию литературных жанров. 

Не менее важным сочинением великого мыслителя является и «Душа». В данный труд Аристотель помещает свои размышления касательно вопросов, связанных с духовной жизнью людей, основами метафизики. В работе философ описывает основные человеческие чувства (осязание, зрение, обоняние, слух и вкус) и духовные способности, которые присущи людям: ощущение, размышление и рост (постепенный). В этом же сочинении он разделяет животных, людей и растения, описывая разницу. 

Необходимо отметить и вклад, который внес Аристотель в формирование и развитие наук о космосе. Аристотель был одним из первых людей, которые утверждали, что Земля имеет форму шара. Он же стал тем, кто доказал, за счет наблюдений за объектом в разных фазах, что Луна, спутник нашей планеты, имеет также форму шара. 

А «Метеорологика» Аристотеля, одно из первых сочинений в области физической географии, стало основой некоторого ряда наук. Но особое отношение у философа было к риторике. Пусть он и считал эту науку некоторым творческим занятием. Уделять ей особое внимание философ стал еще во время обучения у Платона, хотя некоторые дефекты речи и вызывали ряд трудностей. Там он читал курс лекций, а после стал преподавать риторическое искусство на протяжении всей жизни. В понимании философа, от того, насколько красиво и грамотно говорит человек, можно судить о его успехе. Так оно и было, ведь иначе никакой царь не стал бы финансировать деятельного ученого и не доверил бы ему воспитание наследника. Как ученый, Аристотель разделил риторику на три направления: судебную (суть которой заключается в воздействии на слушателя и убеждении верности мыслей говорящего), совещательную (суть которой в склонении слушателей на ту или иную сторону) и риторику указания, которая сводится к порицанию или похвале. Таким образом, философ, за всю свою жизнь оставил свой след во всех древнегреческих науках, создал множество трудов, которые стали базисными для дальнейшего развития науки. Благодаря всеобъемлющему охвату все труды впоследствии стали носить объединенное название «Аристотелев корпус». В то время он продвинул науку, но спустя несколько веков наследие Аристотеля стало прокрустовым ложем для новых ученых, ведь никто не смел пойти против авторитета такого известного человека.

Главные достижения 

Разделение наук на теоретические (такие, как математика и физика), практические (политика и этика – как пример) и творческие (искусство, поэзия и, конечно же, риторика) стало одним из главных достижений древнегреческого мыслителя. Философ неоднократно утверждал, что науки требуются людям для получения знаний, опыта или эстетического удовольствия. И при разделении наук взял за основу именно это умозаключение. Важным и интересным достижением философа является его разделение «неживого» на десять основных категорий; сущность, действие, количество, время, отношение, положение, качество, обладание, страдание и место. А на мир живых организмов, растений, человека и животных мыслитель разделил все живое.  

Таким образом, главным и общим достижением стало то, что достижения и идеи Аристотеля стали базой для временных и пространственных концепций. 

Отношения с властью 

Аристотель в своих трудах уделял внимание не только наукам, но и вопросам общественной жизни и устройства. Так, о человеке в своих сочинениях он нередко отзывался как о «политическом животном», а главной его способностью считал умение разделять добро, зло, справедливость и ее отсутствие. Наравне с этим философ называет человека «общественным существом», у которого есть врожденная необходимость объединения в группы. Отдельное отношение у философа было к цели общественной жизни: не только стремление к экономическому развитию, но и в стремлении к достижению всеобщего блага. 

Кроме всего прочего, древнегреческий философ различал три отрицательных и три положительных формы управления государством. К отрицательным он отнес власть тирана (тиранию), власть «немногих» (олигархию) и власть народа (демократию), а к положительным власть лучших (аристократию), правление одного (монархию) и власть государства (политию).

Жизнь Аристотеля не была простой. Интересная его биография указывает на то, что он имел сложный характер и «задирался» даже в компании правителей. Из-за этого он, например, был вынужден бежать из Афин, несмотря на всю свою славу. Его обвинили в неуважении к языческим богам местного пантеона.

Личная жизнь 

Спустя множество веков сведений о личной жизни Аристотеля сохранилось катастрофически мало. Достоверно известно, что философ был дважды женат: первая супруга Пифиада, которая была дочерью ближайшего друга философа – Гермия, тирана города Атарнея. Когда Аристотель и Пифиада поженились, философу было тридцать семь лет. Пифиада родила ему дочь, которую они назвали в честь матери. Спустя время любимая супруга умерла, после чего Аристотель начал жить со служанкой. 

Сначала та была просто рабыней, а после стала наложницей великого философа. Ее звали Герпеллида, и она родила Аристотелю сына. Его назвали Никомахом, в честь отца философа. 

Интересные факты 

Практически каждый человек хотя бы раз в жизни слышал об Аристотеле. Кем он был, где жил, чем занимался и в области какой науки получил наибольшую славу. Но далеко не каждый знает о том, что: 

  1. Объяснение того, почему одно и то же растение по-разному «откликается» на жизнь в разных местах, заслуга именно Аристотеля. Он же разделил животных на тех, у кого есть кровь, и тех, у кого нет. 
  2. Гений философской жизни считал, что человек мыслит сердцем, а задача мозга состоит в том, чтобы воссоздавать кровь. 
  3. Труды Аристотеля удалось сохранить за счет наличия копий сочинений у персидских, египетских и индийских ученых. Ученый бы канул в лету вместе с Древней Греции, не будь этих копий. 
  4. Аристотель делил планету на четыре царства: «мир» людей, «мир» животных, царство растений и неорганическое царство. 
  5. В Греции не сохранилось никаких данных о внешности философа. Историки и биографы лишь говорят о том, что он был ухожен, страдал дефектами речи и красиво, по мерках того времени, одевался. 
  6. Самый знаменитый ученик мыслителя, во время своих завоеваний, собирал образцы разных видов почвы по просьбе учителя. Этим учеником был Александр Македонский.
  7. Несмотря на всю «ученость», Аристотель считал, что двигателем процесса и развития жизни является Бог.
  8. Несмотря на дефекты речи, Аристотель очень быстро говорил. 

Последние годы 

Когда Александр Македонский погиб, общественность вспомнила об его учителе. Тогда философа стали обвинять в предательстве и безбожии. Тогда Аристотель принял решение сбежать из Афин. В заметках он писал о том, что думал повторить судьбу Сократа: отравиться и отойти в мир иной.

«Хочу избавить афинян от нового преступления против философии» — именно тогда Аристотелем была произнесена эта громкая знаменитая фраза. В поисках дома Аристотель добрался до города Халкис. 

Интересно то, что все немалочисленные ученики философа отправились вслед за наставником, выражая таким образом поддержку. Однако спустя каких-то два месяца Аристотель погиб из-за болезни желудка. Она долгое время беспокоила Аристотеля, обострившись из-за происходящего. На этом свете древнегреческий ученый прожил шестьдесят два года. Школу, после траура о почившем наставнике, возглавил Теофраст, продолжив развитие философской мысли своего наставника.

Автор: Екатерина Грачева

Биология | Определение, история, концепции, отрасли и факты

биология; микроскоп

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Джордж П. Смит Жак Дюбоше Ричард Хендерсон Чарльз Дарвин Томас Генри Хаксли
Похожие темы:
эволюция философия биологии таксономия микробиология омикс

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое биология?

Биология — это отрасль науки, изучающая живые организмы и их жизненные процессы. Биология охватывает различные области, включая ботанику, охрану природы, экологию, эволюцию, генетику, морскую биологию, медицину, микробиологию, молекулярную биологию, физиологию и зоологию.

Почему важна биология?

Биология как область науки помогает нам понять живой мир и то, как многие его виды (включая людей) функционируют, развиваются и взаимодействуют. Достижения в медицине, сельском хозяйстве, биотехнологии и многих других областях биологии привели к улучшению качества жизни. Такие области, как генетика и эволюция, дают представление о прошлом и могут помочь сформировать будущее, а исследования в области экологии и охраны природы сообщают, как мы можем защитить драгоценное биоразнообразие этой планеты.

Где работают выпускники факультета биологии?

Выпускники факультета биологии могут занимать широкий круг должностей, некоторые из которых могут потребовать дополнительного образования. Человек со степенью в области биологии может работать в сельском хозяйстве, здравоохранении, биотехнологии, образовании, охране окружающей среды, исследованиях, криминалистике, политике, научной коммуникации и многих других областях.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

биология , изучение живых существ и процессов их жизнедеятельности. Область занимается всеми физико-химическими аспектами жизни. Современная тенденция к междисциплинарным исследованиям и объединению научных знаний и исследований из разных областей привела к значительному пересечению области биологии с другими научными дисциплинами. Современные принципы других областей — например, химии, медицины и физики — интегрированы с принципами биологии в таких областях, как биохимия, биомедицина и биофизика.

Биология разделена на отдельные разделы для удобства изучения, хотя все разделы взаимосвязаны по основным принципам. Таким образом, хотя принято отделять изучение растений (ботанику) от изучения животных (зоологию) и изучение строения организмов (морфологию) от изучения функций (физиологию), все живые существа имеют общие определенные биологические свойства.

явления — например, различные способы размножения, клеточного деления, передачи генетического материала.

К биологии часто подходят на основе уровней, которые имеют дело с фундаментальными единицами жизни. На уровне молекулярной биологии, например, жизнь рассматривается как проявление химических и энергетических превращений, происходящих между многими химическими составляющими, составляющими организм. В результате развития все более мощных и точных лабораторных приборов и методов становится возможным понять и определить с высокой точностью не только конечную физико-химическую организацию (ультраструктуру) молекул в живой материи, но и способ воспроизводства живой материи. на молекулярном уровне. Особенно важным для этих достижений был подъем геномики в конце 20-го и начале 21-го веков.

Клеточная биология изучает клетки — основные единицы структуры и функции живых организмов. Клетки впервые наблюдали в 17 веке, когда был изобретен составной микроскоп. До этого индивидуальный организм изучался как единое целое в области, известной как организменная биология; эта область исследований остается важным компонентом биологических наук. Популяционная биология имеет дело с группами или популяциями организмов, населяющих данную область или регион. К этому уровню относятся исследования ролей, которые определенные виды растений и животных играют в сложных и самоподдерживающихся взаимосвязях, существующих между живым и неживым миром, а также изучение встроенных средств контроля, которые естественным образом поддерживают эти отношения. . Эти широкие уровни — молекулы, клетки, целые организмы и популяции — могут быть дополнительно подразделены для изучения, что приведет к таким специализациям, как морфология, таксономия, биофизика, биохимия, генетика, эпигенетика и экология. Область биологии может быть специально связана с исследованием одного вида живых существ, например, изучением птиц в орнитологии, изучением рыб в ихтиологии или изучением микроорганизмов в микробиологии.

Викторина «Британника»

Химия и биология: правда или вымысел?

Основные понятия биологии

Биологические принципы

Концепция гомеостаза — то, что живые существа поддерживают постоянство внутренней среды — была впервые предложена в XIX веке французским физиологом Клодом Бернаром, который заявил, что «все жизненные механизмы, какими бы разнообразными они ни были, имеют только одну цель: сохранение постоянные условия жизни».

Как изначально задумал Бернар, гомеостаз относится к борьбе отдельного организма за выживание. Позднее это понятие было расширено на любую биологическую систему от клетки до всей биосферы, всех областей Земли, населенных живыми существами.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Единство

Все живые организмы, независимо от их уникальности, имеют определенные общие биологические, химические и физические характеристики. Все они, например, состоят из основных единиц, известных как клетки, и из одних и тех же химических веществ, которые при анализе обнаруживают заметное сходство даже в таких несопоставимых организмах, как бактерии и человек. Более того, поскольку действие любого организма определяется тем, как взаимодействуют его клетки, и поскольку все клетки взаимодействуют примерно одинаково, базовое функционирование всех организмов также сходно.

Существует не только единство основного живого вещества и функционирования, но и единство происхождения всего живого. Согласно теории, предложенной в 1855 году немецким патологом Рудольфом Вирховым, «все живые клетки возникают из ранее существовавших живых клеток». Эта теория кажется справедливой для всех живых существ в настоящее время в существующих условиях окружающей среды. Однако если жизнь возникла на Земле более одного раза в прошлом, тот факт, что все организмы имеют одинаковое базовое строение, состав и функции, по-видимому, указывает на то, что только один первоначальный тип преуспел.

Общее происхождение жизни объясняет, почему у людей или бактерий — и у всех промежуточных форм жизни — одно и то же химическое вещество, дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК), в форме генов отвечает за способность всего живого воспроизводить себя. точно и для передачи генетической информации от родителя к потомству. Кроме того, механизмы этой передачи следуют схеме, одинаковой для всех организмов.

Всякий раз, когда происходит изменение гена (мутация), происходит какое-то изменение в организме, содержащем этот ген. Именно это универсальное явление порождает различия (вариации) в популяциях организмов, из которых природа отбирает для выживания те, которые лучше всего приспособлены к изменяющимся условиям среды.

Биология Аристотеля. Серьезная наука

Много лет назад я был в книжном магазине в Афинах. Это был старый книжный магазин, очень красивый, в котором продавались подержанные книги. Я был в Греции в отпуске, было жарко и снаружи было много народу, поэтому я зашел в этот книжный магазин. Это было не очень полезно: все книги были на греческом, но было несколько на английском, и среди них было собрание сочинений Аристотеля, переведенное на английский язык издательством Оксфордского университета, изданное в начале 20-го века. Меня это не очень интересовало, поскольку я ученый, а не философ. Я смутно знал об Аристотеле. Но одна из книг привлекла мое внимание, и это была вот эта: она называлась Historia Animalium, «История животных». А я зоолог, поэтому подумал: «О, животные! Как хорошо!» И я открыла и начала читать, и вот что меня поразило: я читала о внутренней анатомии улиток, и об органах, о пищеварительных железах, о пищеводе, он все подробно описывает, и это именно то, что я знал, как я узнал об этом, когда я был студентом. Это было замечательно! Я понятия не имел, что Аристотель знал это. Он как бы говорил со мной через 2500 лет.

Кроме того, переводчик книги, известный зоолог по имени Д’Арси Томпсон, сказал: «Я думаю, можно показать, что Аристотель занимался своей биологической работой в среднем возрасте и что его любимым местом для охоты была спокойная лагуна в Пирра». Где была эта лагуна? Оказалось, что это было на острове Лесбос в восточной части Эгейского моря. Итак, в ту ночь я сел на паром, отправился туда и провел две недели, разглядывая животных Аристотеля на берегу этой лагуны, где была основана биология. И с тех пор Аристотель стал частью моей жизни: я написал о нем книгу, снял телесериал и все о том, как он открыл биологию и что он там сделал.

Итак, Аристотелю в то время, скажем, 37 или около того; он только что пересек Эгейское море, он покинул Академию Платона, около 345 года до нашей эры, и он только что женился. Мы думаем, что его жена была очень молода, и причина, по которой мы так думаем, в том, что он говорит в одной из своих работ: «Лучший возраст для мужчины, чтобы жениться, — 37 лет», а мы знаем, что ему было 37 лет в то время. «Лучший возраст для женщины, чтобы выйти замуж — 18 лет», поэтому мы предполагаем, что ей было 18 лет. Он отличный человек для рационализации всего. А потом он отправляется на Лесбос, наверное, в эту лагуну, и впервые в истории начинает расспрашивать о биологическом мире. Он берет улитку, открывает ее и впервые спрашивает, что внутри. Дело не в том, что люди не вскрывали улиток, а в том, что они делали это, чтобы их есть. И он начинает собирать всю информацию о биологии от охотников, рыбаков, земледельцев, откуда только можно получить информацию, и начинает ее разбирать. Он излагает это в этой книге.

Он пишет не одну книгу о животных: это самая первая. На самом деле он пишет за свою жизнь восемь или девять из них, и они составляют целую науку биологии. Historia Animalium, книга, которую я взял в руки, первая, это не Естествознание , это не энциклопедия, полная глупых историй, как писал Плиний, Римлянин. Наоборот, это база данных, способ взять всю эту информацию, упорядочить ее, рассортировать, чтобы он мог ее использовать, увидеть закономерности, которые затем становятся целью для объяснений в остальных его книгах. Например, у него есть книга под названием Части животных , в котором он описывает отношения между частями и почему у существ есть те части, которые они имеют, почему у птиц есть определенные виды клювов и почему у птиц с длинными тонкими клювами длинные ноги (потому что они должны ходить по воде и использовать свои клювы) и почему у других птиц есть когти и крючковатые клювы, как у ястреба или орла и так далее, и так далее, и так далее. Он описывает все это очень подробно. На самом деле все выглядит очень по-дарвиновски; это не так.

А потом у него есть еще одна книга о передвижении животных: он объясняет, как они ходят в свете его физики. У него есть книги о биохимии, о том, что мы сейчас назвали бы биохимией существ, о том, как они поддерживают свою жизнь, об их внутреннем огне: это полное физиологическое описание. Он своего рода отдел биологии из одного человека. И затем у нас есть его величайшая книга, его самая блестящая книга, которая называется 9.0081 Поколение животных . В серии «Поколение животных » он впервые открывает куриное яйцо и наблюдает за цыпленком, лежащим на альбуминовой подстилке с бьющимся сердечком, и описывает, как он со временем меняется, превращаясь в цыпленка». возникнуть», как говорит Аристотель. Это первый раз, когда кто-либо делает это.

Это великолепное достижение, хотя в некоторых отношениях его трудно оценить. Столько деталей неверные! Физика Аристотеля была неверна, его химия основывается на четырех элементах, поэтому то, как он думает, что животные будут ходить, не совсем разумно, потому что, если ваша основная механика неверна и если ваша химия основана на четырех элементах, ваша физиология не может быть такой. хороший. И все же, и все же это так блестяще и так озаряюще! Вы можете проследить идеи Аристотеля, которые формируют всю нашу область, даже если мы этого не знаем. Его мысль подобна подземной реке, которая время от времени выходит на поверхность и влияет на нас, хотя мы этого даже не осознаем. Он дал нам саму структуру нашего мышления.

Одна из моих любимых идей и одна из самых важных его идей, например, его идея души, ψῡχή (psukhḗ, «психика»). Он был не первым, кто написал о душе: это сделал Платон, Гомер использовал термин ψῡχή, и, конечно, с тех пор мы используем его. Но душа Аристотеля — это не наша душа, это не иудео-христианская душа: вы не должны представлять ее какой-то мистической сущностью, имеющей отношение к нашим религиозным верованиям. Нисколько. Аристотель очень ясно выразился: душа животного — это принцип, то, что поддерживает жизнь любого существа, и когда животное умирает, его душа умирает вместе с ним, или, еще лучше, когда его душа распадается, животное умирает. Что это за вещь? Я думаю, что это то, что мы сейчас назвали бы взаимосвязью частей, ответственных за саму жизнь, это система, поддерживающая существование существа. Вот почему, например, я бы сказал, что Аристотель — самый первый системный биолог.

Но то, что он нам дает, на самом деле гораздо глубже. Это так просто, но именно поэтому вы должны любить его, если вы биолог. Есть отрывок, с которого он начинает свою книгу «О частях животных». Чтобы понять отрывок, вы должны помнить, что Аристотель тоже был учителем. В более позднем возрасте он открывает школу в Афинах, и ясно, что он читает отличный курс естественной истории: записи, все, что у нас есть, это, по сути, конспекты его лекций. Вы должны представить, что он только что прочитал лекцию о внутренней анатомии некоторых существ, морских животных, для своих студентов, которые, я думаю, мы должны представить, были бы чем-то вроде золотых афинских юношей, довольно избалованных, немного чопорных. У него есть куча каракатиц или рыбы с местного рыбного рынка, и они лежат там и гниют на солнце, в жаре (никакого холодильника!). И он говорит: хорошо, теперь иди разрежь их, возьми одну из этих штук, разрежь и посмотри. Делайте то же, что и я, смотрите, что внутри, и описывайте. Они колеблются, а он раздражается, и вот что он говорит, это парафраз: он говорит: «Мы не должны шарахаться, как дети от отвращения, от самых ничтожных существ, потому что и в самых скромных животных есть порядок и добро».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *