Аристотель год: Год Аристотеля в России

Аристотель

Они живут для того, чтобы есть,
я же ем для того, чтобы жить

Аристотель (384 — 322 г.г. до нашей эры) — великий греческий философ, систематически разработавший все отрасли знания своего времени, впервые установивший законы так называемой формальной логики и положивший начало естественно-историческому исследованию природы. Философия Аристотеля имела громадное влияние на все последующее развитие философской мысли и в эпоху позднего средневековья приобрела в европейских странах значение непререкаемого авторитета во всех вопросах научного знания.

+ + +

Аристотель (384–322 до н. э.). Древнегреческий античный мыслитель, первый, кто увидел значение среднего класса для укрепления общества и демократического управления государством. Аристотель учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей.

Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частная собственность, по мнению Аристотеля, развивает здоровые эгоистические интересы. Человеком управляет множество потребностей и стремлений, но главная движущая сила – любовь к деньгам, ибо этой страстью больны все. При коллективной собственности все или большинство бедны и, следовательно, озлоблены. При частной собственности появляются богатство и неравенство, но только они дают гражданам возможность проявить щедрость и милосердие. Однако чрезмерное неравенство в собственности также опасно для государства, считал Аристотель.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Другие биографические материалы:

Подопригора С. Я., Подопригора А. С. Древнегреческий ученый-энциклопедист (

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013).

Кондаков И.М. Аристотель Стагирит (Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Ученик Платона (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010)

Фролов И.Т. С марксистской точки зрения (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Шуман А.Н. Явился основоположником формальной логики (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Лебедев А. В. Основатель перипатетической школы (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.

1983).

Лебедев А. В. Аристотель: Логика и теория познания. Метафизика. Этика… (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Ярошевский М.Г. Впервые пришел к пониманию внешнего взаимодействия организма со средой в качестве психически регулируемого целостного акта (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005).

Адкинс Л., Адкинс Р. Автор книг, охватывающих практически все сферы философии и науки (

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008).

Грейдина Н.Л., Мельничук А.А. В 17 лет поступил в Академию Платона (Грейдина Н.Л., Мельничук А.А. Античность от А до Я. Словарь-справочник. М., 2007).

Валентей С.Д. Рассматривал проблемы народонаселения (Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985).

Баландин Р.К. Добавил систематичности в философию Платона (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2012).

Сергеев В.С. Создан настоящий культ Аристотеля (Сергеев В.С. История Древней Греции. Под. ред. Н.А. Машкина и А.В. Мишулина. ОГИЗ, 1948).

Блинников Л.В. Социально-политические взгляды Аристотеля тесно переплетаются с его взглядами на мораль (

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002).

Редис Б. Был учителем юного Александра Македонского (Кто есть кто в античном мире. Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия, М., 1993).

Подверг критическому пересмотру систему Платона (Всемирная история. Том II. М., 1956).

Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Творец самой законченной и всеобъемлющей системы греческой науки (Ф. А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь).

Подробно рассматривает многие важные вопросы воспитания (Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И. Пискунов. 2 изд. перераб. М., 1981).

Далее читайте (Сочинения Аристотеля, исследования его творчества, справочные материалы).

 

 

 

Год Аристотеля: olga_srb — LiveJournal

?
Categories:
  • Философия
  • Лытдыбр
  • Cancel
Почти полгода прошло, а я только узнала, что по решению ЮНЕСКО 2016 год стал годом Аристотеля. Конечно, лучше поздно, чем очень поздно, но вот обидно – могли бы уже с января наслаждаться.

Как вы помните, Аристотель это философ. Я философию учила (и сдавала) неоднократно, и потому хорошо помню, что как только речь заходила об Аристотеле, так сразу хотелось зевать. «Аристо…» — и рот раскрывается в широком зевке. Вот буквально, как сейчас у многих из вас.

И даже то, что его взгляды повлияли на дальнейшее развитие человеческой мысли и цивилизации, ничуть не бодрило. Карл Маркс называл Аристотеля величайшим мыслителем древности, а я – зевала и зевала.
Возможно, потому, что все, связанное с Аристотелем, было так далеко, что казалось вымыслом, не имеющим отношения к жизни.

Только теперь в голове стали укладываться некоторые факты биографии философа. Например, факт, что он прожил всего 66 лет. Когда кого-то называют «древнегреческим», почему-то кажется, что этот кто-то должен быть очень древним в значении «очень старым». А Аристотель умер, по нашим меркам, почти молодым. Кстати, его могилу обнаружили только в конце мая этого года.

Аристотель уверял, что нечто не может возникнуть из ничего.

При этом он отстаивал существование Бога как первопричины. Мне кажется, тут есть противоречие, но не будем углубляться, чтобы не возобновлять зевоту.

А вот что точно интересно: чтобы не спать слишком долго, Аристотель ложился в кровать с бронзовым шаром в руке, ставя у кровати таз. Когда шар выкатывался из рук философа и падал в этот таз, Аристотель просыпался и начинал философствовать. А что? Остроумно!

Одним словом, если у вас есть желание отметить год Аристотеля – отметьте!

Tags: заметки, история

Subscribe

  • Коридор возможностей

    Одна моя знакомая много лет увлекалась астрологией и всерьез считала звезды, а также выкрутасы разных планет, своей профессиональной стихией. Она…

  • Одно простое замечание

    Уверена, что многие из вас являются участниками разнообразных групп, или сообществ, в социальных сетях и в сервисах обмена сообщениями типа WhatsApp…

  • Лучшие и худшие времена

    В интересное время мы живем, друзья. Жаль, что его характеристика не исчерпывается словом «интересное» и нуждается в других, менее приятных…

  • Безобидная афера?

    Вчерашним утром я поняла, что хочу посмотреть какую-нибудь увлекательную картину, но без риска разочарования и с гарантией для настроения.…

  • Не купить ли мне трубу?

    В поисках тихой душевной гавани (временами вполне успешных) я пересматриваю один из своих любимых сериалов «Дживс и Вустер». Внутри любимого сериала…

  • Большие и малые решения

    В комментариях к предыдущему посту прозвучали слова, поразившие меня в самое сердце: «А делать-то что?». Я физически почувствовала растерянность и…

  • Каждому свое

    Впервые я пишу свои заметки не накануне вечером, а утром текущего дня. Пришла на работу за час до ее начала, включила компьютер, попыталась…

  • Кто виноват и что делать

    Все интернаты, в которых проживают дети с нарушениями психического развития, делятся на две категории – хорошие и плохие. Я намеренно предлагаю вам…

  • Полет кулинарной мысли

    Итак, про разгадку вчерашней загадки. Признаюсь, что поначалу загадка казалась мне достаточно сложной. Я была уверена, что отгадывающий начнет…

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

Аристотель | Биография, произведения, цитаты, философия, этика и факты

Аристотель

Все СМИ

Родился:
384 г. до н.э. древняя Греция Греция
Умер:
322 г. до н.э. Халкида Греция
Учредитель:
Лицей
Известные работы:
«Категории» «Эвдемова этика» «История животных» «Метафизика» «Никомахова этика» «Ода добродетели» «О генерации и коррупции» «Об интерпретации» «О порождении животных» «На небесах» «О частях животных» «О душе» «Органон» «Физика» «Поэтика» «Политика» «Апостериорная аналитика» «Предыдущая аналитика» «Протрептикус» «Риторика» «Софистические опровержения» «Темы»
Предметы изучения:
биология заблуждение гиломорфизм первичный двигатель силлогистический

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что делал Аристотель?

Аристотель был одним из величайших когда-либо живших философов и первым настоящим ученым в истории. Он внес новаторский вклад во все области философии и науки, изобрел область формальной логики, определил различные научные дисциплины и исследовал их взаимосвязь. Аристотель также был учителем и основал в Афинах собственную школу, известную как Ликей.

Подробнее читайте ниже: Доктрины

формальная логика

Узнайте больше о формальной логике.

Где жил Аристотель?

После смерти отца около 367 г. до н. э. Аристотель отправился в Афины, где поступил в Академию Платона. Он покинул Академию после смерти Платона около 348 года, отправившись на северо-западное побережье современной Турции. Он жил там и на острове Лесбос до 343 или 342 года, когда король Македонии Филипп II вызвал его в столицу Македонии Пеллу, чтобы он стал наставником маленького сына-подростка Филиппа, Александра, что он и делал в течение двух или трех лет. Аристотель предположительно жил где-то в Македонии до своего (второго) прибытия в Афины в 335 году. В 323 году враждебность к македонцам в Афинах побудила Аристотеля бежать на остров Эвбея, где он умер в следующем году.

Подробнее читайте ниже: Жизнь

Александр Македонский

Узнайте больше об Александре Македонском, ученике Аристотеля.

Кто были учителями и учениками Аристотеля?

Самым известным учителем Аристотеля был Платон (ок. 428–ок. 348 до н. э.), который сам был учеником Сократа (ок. 470–399 до н. э.). Сократ, Платон и Аристотель, чья жизнь длилась всего около 150 лет, остаются одними из самых важных фигур в истории западной философии. Самым известным учеником Аристотеля был сын Филиппа II Александр, позже известный как Александр Македонский, военный гений, который в конце концов завоевал весь греческий мир, а также Северную Африку и Ближний Восток. Наиболее важным философским учеником Аристотеля был, вероятно, Теофраст, ставший главой Ликея около 323 г.

Подробнее читайте ниже: Life: The Lyceum

Теофраст

Узнайте больше об ученике Аристотеля Теофрасте.

Сколько произведений написал Аристотель?

Аристотель написал целых 200 трактатов и других работ, охватывающих все области философии и науки. Из них ни один не сохранился в готовом виде. Около 30 работ, через которые его мысли были переданы последующим векам, состоят из конспектов лекций (Аристотеля или его учеников) и черновых рукописей, отредактированных древними учеными, в частности Андроником Родосским, последним главой Ликея, который организовал, отредактировал и опубликовал сохранившиеся работы Аристотеля в Риме около 60 г. до н.э. Естественно сокращенный стиль этих сочинений затрудняет их чтение даже для философов.

Подробнее читайте ниже: Письма

Андроник Родосский

Узнайте больше об Андронике Родосском.

Какое влияние Аристотель оказал на последующую философию и науку?

Мысль Аристотеля оригинальна, глубока, обширна и систематична. В конечном итоге он стал интеллектуальной основой западной схоластики, системой философских предположений и проблем, характерных для философии Западной Европы в средние века. В 13 веке св. Фома Аквинский взялся примирить аристотелевскую философию и науку с христианской догмой, и через него богословие и интеллектуальное мировоззрение Римско-католической церкви стали аристотелевскими. С середины 20-го века этика Аристотеля вдохновила на создание теории добродетели, подхода к этике, который делает упор на человеческое благополучие и развитие характера. Мысли Аристотеля составляют важное течение и в других областях современной философии, особенно в метафизике, политической философии и философии науки.

Подробнее читайте ниже: Legacy

Святой Фома Аквинский

Узнайте больше о святом Фоме Аквинском.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Аристотель , греч. Аристотель , (род. 384 г. до н. э., Стагира, Халкидика, Греция — умер в 322 г., Халкида, Эвбея), древнегреческий философ и ученый, одна из величайших интеллектуальных фигур западной истории. Он был автором философской и научной системы, которая стала основой и средством как для христианской схоластики, так и для средневековой исламской философии. Даже после интеллектуальных революций Ренессанса, Реформации и Просвещения аристотелевские концепции оставались неотъемлемой частью западного мышления.

Интеллектуальный диапазон Аристотеля был обширен и охватывал большинство наук и многие искусства, включая биологию, ботанику, химию, этику, историю, логику, метафизику, риторику, философию разума, философию науки, физику, поэтику, политическую теорию. , психология и зоология. Он был основоположником формальной логики, придумав для нее законченную систему, которая веками считалась суммой дисциплины; и он был пионером в изучении зоологии, как наблюдательной, так и теоретической, в которой некоторые из его работ оставались непревзойденными до 19 века.век. Но он, конечно, наиболее выдающийся философ. Его труды по этике и политической теории, а также по метафизике и философии науки продолжают изучаться, и его работы остаются мощным течением в современных философских дебатах.

Эта статья посвящена жизни и мысли Аристотеля. О более позднем развитии аристотелевской философии см. Аристотелизм. Для трактовки аристотелизма в полном контексте западной философии см. философия, западн.

Жизнь

Аристотель родился на Халкидском полуострове Македонии, в северной Греции. Его отец, Никомах, был врачом Аминты III (годы правления ок. 393–370 до н. э.), царя Македонии и деда Александра Македонского (годы правления 336–323 до н. э.). После смерти отца в 367 г. Аристотель переселился в Афины, где вступил в Академию Платона (ок. 428–ок. 348 до н. э.). Он оставался там в течение 20 лет как ученик и коллега Платона.

Викторина «Британника»

История: правда или вымысел?

Прикоснитесь к истории, поскольку эта викторина выясняет прошлое. Узнайте, кто на самом деле изобрел подвижную литеру, кого Уинстон Черчилль называл «мама», и когда раздался первый звуковой удар.

Многие из более поздних диалогов Платона относятся к этим десятилетиям и могут отражать вклад Аристотеля в философские дебаты в Академии. Некоторые сочинения Аристотеля также относятся к этому периоду, хотя в основном они сохранились лишь во фрагментах. Как и его учитель, Аристотель первоначально писал в форме диалога, и его ранние идеи демонстрируют сильное влияние Платона. Его диалог Евдем , например, отражает платоновское представление о душе как заключенной в теле и способной к более счастливой жизни только тогда, когда тело оставлено позади. По Аристотелю, мертвые более благословенны и счастливы, чем живые, а умереть — значит вернуться в свой настоящий дом.

Другой юношеский труд, Protrepticus («Увещевание»), был реконструирован современными учеными на основе цитат из различных произведений поздней античности. Каждый должен заниматься философией, утверждает Аристотель, потому что даже возражение против практики философии само по себе является формой философствования. Наилучшей формой философии является созерцание вселенной природы; именно для этой цели Бог создал людей и дал им богоподобный интеллект. Все остальное — сила, красота, могущество и честь — ничего не стоит.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Возможно, к этому раннему периоду относятся две из сохранившихся работ Аристотеля по логике и диспутам, Темы и Софистические опровержения . Первый демонстрирует, как построить аргументы в пользу позиции, которую уже решили занять; последний показывает, как обнаружить слабые места в аргументах других. Хотя ни одна из этих работ не является систематическим трактатом по формальной логике, Аристотель справедливо может сказать, что в конце 9 в.0103 Софистические опровержения , что он изобрел дисциплину логики — когда он начинал, вообще ничего не существовало.

Во время пребывания Аристотеля в Академии царь Македонии Филипп II (годы правления 359–336 до н. э.) вел войну с рядом греческих городов-государств. Афиняне нерешительно защищали свою независимость и после ряда унизительных уступок позволили Филиппу к 338 г. стать владыкой греческого мира. Быть македонцем, проживающим в Афинах, было нелегко.

Однако внутри Академии отношения остались теплыми. Аристотель всегда признавал, что в большом долгу перед Платоном; он взял большую часть своей философской программы от Платона, и его учение чаще является модификацией, чем отказом от доктрин Платона. Однако уже Аристотель начал дистанцироваться от платоновской теории форм или идей ( эйдос ; см. форма). (Слово Форма , когда оно используется для обозначения форм в том виде, в каком их понимал Платон, в научной литературе часто пишется с заглавной буквы; когда оно используется для обозначения форм в том виде, в каком их понимал Аристотель, оно обычно пишется строчными буквами.) Платон считал, что, кроме того, для отдельных вещей существует сверхчувственное царство Форм, которые неизменны и вечны. Он утверждал, что это царство делает отдельные вещи понятными, объясняя их общую природу: например, вещь является лошадью в силу того факта, что она разделяет форму «лошади» или подражает ей. В потерянной работе Об идеях Аристотель утверждает, что аргументы центральных диалогов Платона устанавливают только то, что помимо частностей существуют некоторые общие объекты наук. В своих сохранившихся работах Аристотель также часто спорит с теорией форм, иногда вежливо, а иногда пренебрежительно. В своей книге «Метафизика » он утверждает, что теория не может решить проблемы, для решения которых она предназначалась. Он не придает постижимости частностям, потому что неизменные и вечные Формы не могут объяснить, как частности возникают и претерпевают изменения. Все, что делает теория, согласно Аристотелю, — это вводит новые сущности, равные по количеству объясняемым сущностям, как если бы можно было решить проблему, удвоив ее. ( См. ниже Форма.)

Путешествия

Когда Платон умер около 348 г., его племянник Спевсипп стал главой Академии, а Аристотель покинул Афины. Он переселился в Ассу, город на северо-западном побережье Анатолии (в современной Турции), где правил Гермий, выпускник Академии. Аристотель стал близким другом Гермия и в конце концов женился на его подопечной Пифии. Аристотель помог Гермию заключить союз с Македонией, что разозлило персидского царя, который предательски арестовал и казнил Гермия около 341 года. Аристотель почтил память Гермия в «Оде добродетели», его единственном сохранившемся стихотворении.

Находясь в Ассе и в последующие несколько лет, когда он жил в городе Митилини на острове Лесбос, Аристотель проводил обширные научные исследования, особенно в области зоологии и морской биологии. Эта работа была кратко изложена в книге, позже известной, но ошибочно, как История животных , к которой Аристотель добавил два коротких трактата: О частях животных и О происхождении животных . Хотя Аристотель не претендовал на то, чтобы основать науку зоологию, его подробные наблюдения за широким разнообразием организмов были совершенно беспрецедентными. Он или один из его научных сотрудников, должно быть, был одарен удивительно острым зрением, поскольку некоторые особенности насекомых, о которых он точно сообщает, не наблюдались до изобретения микроскопа в 17 веке.

Масштабы научных исследований Аристотеля поражают. Многое из этого связано с классификацией животных по родам и видам; в его трактатах фигурирует более 500 видов, многие из них подробно описаны. Бесчисленные сведения об анатомии, питании, среде обитания, способах совокупления и репродуктивных системах млекопитающих, рептилий, рыб и насекомых представляют собой смесь тщательных исследований и остатков суеверий. В некоторых случаях его маловероятные рассказы о редких видах рыб подтверждались много веков спустя. В других местах он ясно и справедливо ставит биологическую проблему, на решение которой потребовались тысячелетия, например, природу эмбрионального развития.

Несмотря на примесь фантастичности, биологические труды Аристотеля следует считать колоссальным достижением. Его расследования проводились в подлинно научном духе, и он всегда был готов сознаться в незнании там, где доказательств было недостаточно. Всякий раз, когда возникает конфликт между теорией и наблюдением, следует доверять наблюдению, настаивал он, а теориям следует доверять только в том случае, если их результаты согласуются с наблюдаемыми явлениями.

В 343 или 342 году Аристотель был вызван Филиппом II в столицу Македонии Пеллу в качестве наставника 13-летнего сына Филиппа, будущего Александра Македонского. Мало что известно о содержании наставлений Аристотеля; хотя Риторика Александра была включена в аристотелевский корпус на протяжении веков, теперь она обычно считается подделкой. К 326 г. Александр стал хозяином империи, которая простиралась от Дуная до Инда и включала Ливию и Египет. Древние источники сообщают, что во время своих походов Александр организовал отправку биологических образцов своему наставнику со всех концов Греции и Малой Азии.

Кем был Аристотель? — Universe Today

Философ, эрудит, педагог, синтезатор, основатель. Это лишь некоторые из слов, используемых для описания Аристотеля, греческого светила 4-го века до н.э., который (наряду с Платоном) известен как «отец западной философии». С предметами, варьирующимися от физики, биологии и астрономии до логики, этики, политики и метафизики, едва ли найдется какая-либо область исследования или предмет, на который он не оказал бы значительного и длительного влияния.

На самом деле, в области астрономии и физики Артистотель был одним из ведущих авторитетов, чьи работы считались каноном более двух тысяч лет после его смерти. От классической античности до Римской империи, Средних веков и эпохи Возрождения Аристотель считался авторитетным источником по бесчисленным вопросам.

В некоторых отношениях авторитет Артистотеля был неоднозначным благословением. Как отмечают современные ученые, многие теории греческого эрудита (особенно в области астрономии) были неверными. Следовательно, принятие их в качестве канона оказывало ограничивающее влияние на науку до «научной революции», когда развитие в области математики, физики, астрономии, биологии и химии поставило под сомнение многие аристотелевские теории.

Иллюминированная иллюстрация птолемеевской геоцентрической концепции Вселенной португальского космографа и картографа Бартоломеу Велью (?-1568). Из его работы Cosmographia, сделанной во Франции в 1568 году. Кредит: Bibilotèque nationale de France, Paris

Тем не менее, широта работы Аристотеля и его способность синтезировать различные философские теории обеспечили сохранение значительного объема классических знаний на протяжении называется Темными веками.

Ранняя жизнь и академическая карьера

Хотя подробности жизни Аристотеля точно не установлены, а его биографические данные являются предметом спекуляций, историки в целом согласны с некоторыми важными моментами. Например, Аристотель родился в 384 г. до н. э. в городе Стагира на полуострове Халкидики, расположенном примерно в 55 км к востоку от современных Салоников на севере Греции.

Его отец Никомах был личным врачом царя Македонии Аминты, отца Филиппа II (и деда Александра Македонского). Считается, что эта роль позволила Аристотелю установить связи при македонском царском дворе, что в конечном итоге привело к тому, что он стал наставником Александра Македонского.

Фреска Рафаэля «Афинская школа», крупный план, чтобы подчеркнуть Аристотеля и Платона. Фото: Public Domain

В возрасте около тринадцати лет оба родителя Аристотеля умерли, и Проксен из Атарнея (его дядя по браку) стал его опекуном и наблюдал за его ранним образованием. К семнадцати годам Аристотель переехал в Афины, чтобы поступить в знаменитую Академию Платона. Именно здесь Аристотель провел следующие 20 лет своей жизни, посвятив себя изучению науки и философии, и здесь он установил свои тесные отношения с Платоном.

В 348/347 г. до н. э., после смерти Платона, Аристотель покинул Афины и стал частью своего двора Гермия в городе Атарней, Малая Азия (современная Турция). В 343 г. до н.э. Филипп II Македонский пригласил Аристотеля стать главой его царской академии и перешел к македонскому царскому двору. К 335 г. до н. э. Аристотель вернулся в Афины, основал там свою школу (Лицей) и вел там курсы незадолго до своей смерти.

Логика и метафизика

Во времена классической античности разделение между философией и науками (как и граница между науками) не было четко определено. Таким образом, трудно отделить вклад Аристотеля друг от друга. Тем не менее, его теории, касающиеся политики, этики, психологии и метафизики, можно рассматривать как отличные от его работ в других областях.

В рамках этих философских дисциплин Аристотель написал множество работ, которые имели огромное влияние. С точки зрения логики Аристотель оказал глубокое влияние на формализацию аргументов, которую он называл «аналитикой» (или «логикой», если речь шла о диалектике). Различные работы, которые он написал по логическим рассуждениям, были собраны в том из шести книг под названием Organon в 40 г. до н.э.

Органон Аристотеля. Фото: projectpageone.com

Основная теория, выдвинутая Аристотелем, состоит в том, что логический аргумент строится на утверждениях, которые либо подтверждают, либо опровергают что-либо. Предложения включают термин , часть речи, которая представляет что-то, но сама по себе не является истинной или ложной; подлежащее и сказуемое, способные утверждать или отрицать; и силлогизм, умозаключение, в котором предложение необходимо следует за предыдущими двумя. Как показывает известный пример:

» Все философы смертны; Сократ — философ; следовательно, Сократ смертен ».

Аристотель также различал различные типы предложений в зависимости от того, были ли они общими или частными. Отсюда он разработал то, что называется «четверичной схемой» предложений, или «квадратом противопоставления». В этой схеме предложения делятся на одну из четырех групп, обозначенных буквами A, I, E и O. Они описываются следующим образом:

  • A-тип: универсальный и утвердительный («Все философы смертны»)
  • I-тип: частный и утвердительный («Некоторые философы смертны»)
  • E-тип: универсальный и отрицательный ( «Все философы не смертны»)
  • O-тип: партикулярный и отрицательный («Некоторые философы не смертны»)

предложение, содержащее два из них. Также важно, чтобы справедливость силлогизмов была общепризнанной (например, «пудели — это разновидность собак»). Пример такого рода аргументов можно резюмировать так: «Все пудели — собаки; некоторые собаки — пудели; следовательно, не все собаки — пудели».

Современный перевод Метафизики Аристотеля . Предоставлено: Penguin Books

Затем следует вклад Аристотеля в область метафизики, термин, который был придуман в I веке редактором, ответственным за сбор избранных работ Аристотеля и публикацию их вместе в одном трактате (под названием Метафизика ). . Работа состоит в основном из критики платоновской теории форм и идей, в которой все вещи физического мира происходят от вневременного, абсолютного и неизменного первоисточника.

К этому Аристотель выдвинул мировоззрение, основанное на анализе и наблюдениях за окружающей средой. Результатом стал синтез натурализма и эмпирической науки, который включает в себя критическое исследование языка, обучения, природы существования и противостояния постоянства и изменения — все, что будет формировать западную интеллектуальную традицию на протяжении более тысячи лет.

Сам Аристотель называл эту область исследований «первой философией», поскольку они касаются вопросов скорее фундаментальных или общих, чем конкретных. В этом отношении он рассматривал метафизику как имеющую дело с вещами, которые «нам лучше известны», в то время как натурфилософия (то есть физика и математика) имеет дело с вещами, которые «лучше известны сами по себе». Как он резюмировал в Части I, Книге VI из Метафизика :

«Мы отвечаем, что если нет другой субстанции, кроме тех, которые образованы природой, то естествознание будет первой наукой; но если есть неподвижная субстанция, то наука о ней должна быть предшествующей и должна быть первой философией, и в этом смысле всеобщей, потому что она первая. И к этому относится рассмотрение бытия как бытия — и того, что оно есть, и атрибутов, которые ему принадлежат как бытия».

«Аристотель» (1811) Франческо Айеса (1791–1882) Авторы и права: Francesco Hayez/The York Project (2002)/DIRECTMEDIA Publishing

Physics and Astronomy

В сферах биологии, геологии, оптики, физики и астрономии Аристотель оказал столь же огромное влияние, установив доктрины, которые будет существовать более тысячи лет. Как и большинство философов его времени, Аристотель считал, что Вселенная состоит из комбинации основных элементов — в данном случае Огня, Воды, Земли, Воздуха и Эфира (Духа).

Все четыре основных элемента имеют естественное движение, при котором Земля и Вода склонны опускаться, а Воздух и Огонь – подниматься. Аристотель считал, что скорость этого движения зависит от веса и плотности среды, и полагал, что вакуум не может существовать, поскольку скорости становятся бесконечными в единицу. Он также выдвинул идею о том, что для любого движения требуется Перводвигатель (или Перводвигатель), также известный как Перводвигатель. то, что инициирует процесс движения.

Эти теории будут подробно описаны в фундаментальной работе Аристотеля Физика , которую он написал около 350 г. до н.э. В ней Аристотель предложил систему общих принципов, управляющих всеми естественными телами во Вселенной. Эти принципы были основаны на изменении, которое включало движение (изменение места), количественное изменение (изменение размера или количества), качественное изменение и существенное изменение (возникновение и исчезновение).

Ключом к теориям Артистотеля была идея о том, что Вселенная состоит из концентрических сфер с Землей в центре и небесными сферами, расположенными вокруг нее. В то время как земные сферы были созданы из четырех элементов и, следовательно, подвержены изменению и распаду, небесные сферы были созданы из пятого элемента (эфира) и поэтому не подвержены изменению.

Печатная версия геоцентрической космологической модели из Cosmographia, Антверпен, 1539 г. Фото: Wikipedia Commons/Fastfission

Состав объектов — это то, что придает им естественное движение. Отсюда естественным образом возникли теории Аристотеля относительно астрономии и космологии. В космологической модели, которой он придерживался, сферическая Земля находилась в центре Вселенной, а Луна, Солнце, известные в то время планеты (Меркурий, Венера, Марс и Юпитер) и «неподвижные звезды» вращались вокруг нее. .

Крайняя небесная сфера была особенно важна, поскольку именно здесь Аристотель поместил «Перводвигатель» Вселенной. Это отражало собственную модель Платона, которая была подробно описана в диалоге Сократа Тимей , но с дополнениями, изложенными в Метафизика и На небесах (ок. 350 г. до н.э.). Как и у Платона, астрономические теории Аристотеля были не предсказательной математической моделью, а попыткой объяснить движение планет.

Объяснения Аристотелем астрономических явлений и поведения элементов также включены в трактат Meteorologica , еще один сборник его сочинений. В нем он опровергает идею о том, что Млечный Путь может состоять из далеких звезд, теорию, отстаиваемую Анаксагором (ок. 500–428 гг. до н. э.) и Демокритом (460–370 гг. звезды» в верхней части атмосферы.

Аристотель привнес свою практику построения теорий на основе данных наблюдений также в области биологии и геологии. Что касается первого, он был одним из первых сторонников вскрытия и отметил взаимосвязь между измеримыми величинами (такими как размер тела) и продолжительностью жизни. Что касается последнего, он был одним из первых ученых, записавших геологические наблюдения и предположивших, что изменения происходили в очень длительных временных масштабах.

Первая страница Никомаховой этики издания 1566 года на греческом и латинском языках. Предоставлено: Wikipedia Commons

Другие материалы

Аристотель написал несколько трактатов по этике, наиболее заметным из которых является Никомахова этика . Он считал этику делом практическим (а не теоретическим) и считал, что достоинство чего-либо связано с его надлежащим назначением ( ergon ). Таким образом, что-то по своей природе было хорошим или плохим в зависимости от того, эффективно оно работало или нет. Говоря о человеческой деятельности, он подчеркнул, что psuch e ( душа ) должен функционировать в соответствии с разумом ( logos ).

Аристотель утверждал, что целью всех человеческих действий должна быть «добродетельная середина» между идеальным поведением и излишеством, которое он обозначил как eudaimonia (обычно переводится как «счастье» или «благополучие»). Аристотель утверждал, что для этого необходимо ethike arete (моральная или этическая добродетель), которая возникает в результате сочетания хорошего воспитания, образования и опыта.

Согласно Артистотелю, люди, которые собираются вместе в состоянии эвдемонии, будут способствовать созданию среды практической мудрости ( phronesis ), интеллекта ( nous ) и наивысшей возможной человеческой добродетели. В более широком смысле взгляды Аристотеля на политику, экономику и образование были естественным продолжением этого рассуждения, первое из которых он резюмировал в своей работе «Политика » (или «Трактат о правительстве» ).

Эта книга наиболее известна своей ключевой цитатой: «Человек по своей природе является политическим животным» и поддерживает теорию о том, что сообщество представляет собой взаимозависимое и органичное целое. Он также предложил существование шести политических образований, основанных на их этической природе, причем три из них представляют собой «хорошую» разновидность (т. е. правят на благо всех), а остальные три представляют собой их извращенные версии (т. ).

Святой Павел произносит проповедь на Ареопаге в Афинах, с картины Рафаэля, 1515 г. Фото: Королевская коллекция Великобритании/Википедия Коммонс

Они состояли из королевства (тирании), дворянства (олигархии) и конституционного правительства (демократии). Прежде всего, он заявил, что в царстве животных люди определяются своей рациональностью. Следовательно, все правительства и законы, управляющие городом, должны стремиться к тому, чтобы их диктовали и согласовывали с разумом.

Александр Македонский

Находясь при дворе Филиппа II, Аристотель наблюдал за образованием Александра Македонского и некоторых его товарищей. Аристотель поощрял Александра к завоеванию Персии на востоке, что было частично мотивировано этноцентризмом первого, но также и его личной неприязнью к Персидской империи, которая была ответственна за смерть Гермия (его тестя).

Когда Александр завершил завоевание Персидской империи и большей части Центральной Азии, он и Аристотель отдалились друг от друга. Очевидно, это произошло из-за того, что первый воспринял восточную культуру и обычаи (которые Аристотель считал ниже греческих). Фактически, среди подозрений, что Александра отравили, было предположение, что Аристотель сыграл свою роль.

В 322 г. до н. э., через год после смерти Александра в столице его империи Вавилоне, в Афинах возродились антимакедонские настроения. Из-за своей связи с македонским царским двором и Александром сам Аристотель был предметом подозрений и обвинений в нечестии и, как сообщается, заявил: «Я не позволю афинянам дважды согрешить против философии» (ссылка на казнь Сократ).

Александр Македонский и Аристотель во дворце в древней Пелле, Греция, около 342 г. до н.э. Предоставлено: Могила Александра/Википедия Коммонс

Смерть и наследие

Вот почему в 322 г. до н. э. Аристотель переехал в родовое поместье своей матери в Халкиде на острове Эвбея, где в том же году умер естественной смертью. Ликей продолжал свою деятельность под руководством Антипатра — бывшего македонского полководца и государственного деятеля, которого Аристотель назвал своим главным душеприказчиком.

Несмотря на то, что его репутация была запятнана в последний год его жизни из-за его связи с Александром, Аристотель оказал глубокое влияние на более поздних греческих философов. Ко времени Средневековья его влияние станет беспрецедентным, простираясь от Западной Европы и Средиземноморья до Византийской империи и исламского мира.

В частности, модель Вселенной Аристотеля будет стандартизирована и усовершенствована греко-египетским астрономом и математиком Клавдием Птолемеем (он же Птолемей). В своем астрономическом трактате II века н.э. « Альмагест » он представил геоцентрическую модель Вселенной, которая разрешила многие математические вопросы, содержащиеся в модели Аристотеля.

Эта модель останется признанным каноном среди средневековых европейских и исламских ученых в течение следующих 1500 лет. Однако его влияние не ограничивалось астрономией и космологией. В сферах логики, образования, астрономии, биологии и оптики (среди прочего) теории Аристотеля — или их варианты — считались авторитетными в XVI и XVII веках.

Страницы из Annotazione 1550 года к Tractatus de Sphaera Сакробоско, показывающие систему Птолемея. Предоставлено: Wikipedia Commons

На самом деле, сохраняющийся авторитет Аристотеля отчасти объяснялся его согласованностью с элементами иудео-христианской теологии. Например, его концепция Перводвигателя — концепция, в соответствии с которой все движение во Вселенной инициируется «неподвижным двигателем» — имела весьма деистический подтекст. Эта же идея позднее была подхвачена Фомой Аквинским (1225–1274) в его «Пяти доказательствах», в которых первым аргументом был «перводвигатель».

Вера Аристотеля в то, что метафизика была «первой философией» или фундаментальной, могла также повлиять на представление о том, что теология (духовная) имеет приоритет над естественными науками (физическими). Представление Аристотеля о том, что небесные сферы состоят из эфира (и, следовательно, неизменны), также соответствовало христианской вере в то, что небеса совершенны, а Земля низка.

Идея геоцентрической Вселенной, где Земля является центром творения и все сущее вращается вокруг нее, также была очень привлекательной в контексте иудео-христианской мысли. В этом смысле Аристотель придал определенную степень научного авторитета мировоззрению, основанному на богословских условностях. Таким образом, оспаривание и реформирование этих взглядов было вопросом как устоявшихся догм, так и принятых научных теорий.

Поэтому наследие Аристотеля иногда считают смешанным. То, что сделало его работу таким устойчивым стандартом, также привело к тому, что она стала ортодоксальной, накладывающей ограничения. Однако с обновлением классического обучения в эпоху Возрождения и передачей классических знаний, сохраненных исламскими учеными, в Европу эти ограничения будут преодолены, и возникнет новое обучение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *