Априорный в философии это: АПРИОРИ | это… Что такое АПРИОРИ?

Априорное и апостериорное

Априорное знание

Определение 1

Априори — это знание, которое получено непосредственно до опыта и вне зависимости от него.

Априорное знание является первичным и предшествующим опыту, так как оно заранее известное. Данный философский термин получил значительное распространение в логике и теории познания благодаря И. Канту. Идея априорного знания неразрывно связана с представлением в внутренних источниках активности мышления человека. Априоризм — это учение, которое признает знание априори.

Замечание 1

Противоположным знанием является апостериорное — получаемое вследствие обретенного опыта.

И. Кант, как яркий представитель Немецкой классической философии, в своей работе «Критика чистого разума» рассматривал априорное знание как условия всеобщности, необходимости и организованности опытного знания. Познание в полной мере соответствует данным параметрам как своему идеалу.

Априорное знание Канта — это необходимые и всеобщие, не зависящие от опыта понятия.

Апостериорное — все опытное знание — единичное и случайное.

Апостериорное знание

Определение 2

Апостеориори — это знание, которое получено непосредственно от приобретенного опыта.

Замечание 2

Аостериори противопоставляется априорному знанию. С течением мировой истории определение термина видоизменялось. Нынешнее «классическое» понимание приписывается И. Канту.

Оппозиция априорного и апостериорного возникла еще в период Античности и прослеживалась в контексте философской традиции Аристотеля и Платона. В дальнейшее время данное различие исследовалось средневековыми арабскими философами (Ибн Руш, Ибн Сина) и западными схоластами (Тома Аквинский, Альберт Великий).

В период Нового времени Лейбниц изменил значение обоих понятий. Апостериорное познание отличается от априорного познания как «истина факта» от «истины разума». Именно данное разграничение в своей философской традиции развил И. Кант. Всеобщие принципы познания являются априорными, а знание апостериорное приобретается посредством чувственного восприятия. Чувственный опыт является случайным, так как предыдущий опыт не отрицает возможного обретения в будущем опыта нового, который не будет согласовываться со старым.

Знание, которое базируется лишь на чувственном восприятии не является истинным. Для приобретения всеобщего и необходимого характера апостериорного знания нужно подвести чувственный опыт под определенные априорные формы знания, вследствие чего можно познать и особые законы «восприимчивых» наук. С позиции И. Канта, математика является примером знания априори, в то время как физика — апостериорное знание.

Сопоставление априорного и апостериорного

Апостериори и априори являют собою два связанных понятия научно-философского дискурса, которые обозначают два различных типа знания. К первому относится знание, которое обретается посредством чувственного опыта, а второе является независимым, так как предшествует любому опыту.

Немецкая классическая философия окончательно устанавливает границы между двумя видами знания, которые являются по своей сути противоположными. Тем не менее, такая противоположность не является преградой для их сосуществования, так как «фактическая» истина предшествует «разумной» истине.

Замечание 3

Данные две категории могут соотносится, как чувственное и рациональное познание. Одно базируется на эмпирическом восприятии, а другое – на познании посредством разума.

1.2.3. Синтетические суждения априори — Департамент философии

 Но действительно ли существует априорное познание? Кант доказывает, что это так.  При этом он определенным образом изменяет понятие априорности. Кант согласен с Локком, что познания не бывает без опыта и что все человеческое познание начинается с опыта. Но это признание не отменяет наличия априорного знания. Кант говорит:  “Хотя всякое наше познание и начинается  с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта”.  И далее Кант продолжает: “Вполне возможно, что даже наше опытное познание складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша собственная познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) дает от себя самой.

..” (Т.3, с.105). Таким образом, для Канта априорное знание – это не то знание, которое предшествует опыту во времени.  Это такое знание, которое, проявляясь только вместе с опытом, тем не менее абсолютно не зависит от любого возможного опыта.

Но почему Кант так уверен в том, что подобное знание вообще существует?  Потому что  опыт не может придать знанию всеобщность и необходимость.  Следовательно, если в науках имеются необходимые и всеобщие утверждения, значит, делает вывод Кант, в них обязательно должен быть элемент содержания, который происходит не из опыта, т.е. является априорным. Поэтому необходимо исследование возможности, принципов и объема имеющегося у человека априорного знания.

Чтобы более  точно сформулировать свою проблему, Кант строит классификацию суждений.  Прежде всего, суждения могут быть аналитическими или синтетическими. Аналитические суждения ничего не добавляют к имеющемуся знанию и являются только поясняющими.

Это, в сущности, тавтологии. Пример Канта: суждение «Все тела протяженны» является аналитическим, потому что для того, чтобы убедиться в его истинности, достаточно просто проанализировать понятие тела и понять, что в нем уже подразумевается свойство протяженности.

Синтетические суждения, напротив, дают новое содержание. Пример Канта: суждение «Все тела имеют тяжесть»  является синтетическим, потому что присоединяет к представлению о теле, в котором мы неявно мыслим некоторые признаки (например признак протяженности, т.е. занимания некоторого пространства),   новое представление, которое в понятии тела  не содержится – признак тяжести.

Итак, синтетические суждения потому и называются синтетическими, что в них рассудок  синтезирует различные содержания. Тем самым, они обогащают наше знание. На каком основании рассудок делает это?

Таким основанием может  быть опыт. Все суждения, основывающиеся на опыте, являются, разумеется, синтетическими. Опыт и есть синтетическое связывание созерцаний. Например, если в опыте мы имеем восприятие розы и ее цвета, то этот опыт будет являться основанием для синтетического суждения «роза красна».

Но могут ли, помимо них, существовать синтетические суждения априори?  Кант отвечает, что да. Это, прежде всего, суждения математики. В самом деле, они не имеют опытного характера и в то же время расширяют наше знание.

Далее, оказывается, что и естествознание заключает в себе априорные синтетические суждения. В самом деле, хотя естествознание по определению есть познание, опирающееся на опыт, тем не менее, оно опирается на некоторые принципы, которые  обладают всеобщностью и необходимостью, например: “Все, что происходит, имеет свою причину”; “При всех изменениях телесного мира количество материи остается неизменным”, “При всякой передаче движения действие и противодействие всегда должны быть равны друг другу». Следовательно, вопреки самым распространенным представлениям о научном познании,

оно не полностью обусловлено опытом, но опирается на априорную синтезирующую деятельность познания.

И, наконец, третьей сферой синтетических суждений априори является метафизика. “Метафизика,  — говорит Кант, — даже если и рассматривать ее как науку, которую до сих пор только пытались создать, хотя природа человеческого разума такова, что без метафизики и нельзя обойтись,  должна заключать в себе априорные синтетические знания…” [Кант, Т. 3, с.116] . В самом деле, метафизическое учение не может быть только совокупностью аналитических суждений – в таком случае оно превратилось бы в простой набор определений. В то же время, метафизика обращается к объектам,

выходящим за пределы любого возможного опыта, т. е. умопостигаемым. Поэтому метафизика, если она вообще возможна, должна состоять из синтетических априорных суждений.

Таким образом, исследование человеческого познания, по Канту,  требует ответа на вопрос: Как возможны априорные синтетические суждения?  Этот общий  вопрос, сообразно тем основным сферам, в которых обнаружились синтетические суждения априори, подразделяется у Канта на следующие четыре вопроса:

Как возможна чистая математика?

Как возможно чистое естествознание?

Как возможна метафизика в качестве природной склонности?

Как возможна метафизика как наука?

Нас будет интересовать ответ Канта на первые два вопроса.

априорных знаний | Определение, теории и факты

Иммануил Кант

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Платон Иммануил Кант Рене Декарт Рудольф Карнап Сол Крипке
Похожие темы:
философия синтетическое априорное предложение аналитико-синтетическое различие рациональная психология аналитическое априорное предложение

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

априорное знание , в западной философии со времен Иммануила Канта, знание, которое приобретается независимо от какого-либо конкретного опыта, в отличие от апостериорного знания, которое выводится из опыта. Латинские словосочетания a priori («от того, что было раньше») и

a posteriori («от того, что после») использовались в философии первоначально для различения аргументов от причин и аргументов от следствий.

Впервые эти фразы встречаются в трудах логика 14 века Альберта Саксонского. Здесь аргумент априори называется «от причин к следствию», а аргумент апостериори — «от следствий к причинам». Подобные определения давали многие более поздние философы, вплоть до Готфрида Вильгельма Лейбница (1646–1716) включительно, и выражения до сих пор иногда встречаются с этими значениями в нефилософских контекстах.

Скрытый в различии между априорное и апостериорное для Канта есть противоположность между необходимой истиной и условной истиной (истина необходима, если ее нельзя отрицать без противоречия). Первое относится к априорным суждениям, которые вырабатываются независимо от опыта и универсальны, а второе относится к апостериорным суждениям, которые зависят от опыта и поэтому должны признавать возможные исключения. В своей «Критике чистого разума

» (1781; 1787) Кант отчасти использовал эти различия для объяснения особого случая математического знания, которое он рассматривал как фундаментальный пример априорного знания.

Хотя использование термина a priori для различения знаний, представленных в математике, сравнительно недавно, интерес философов к такого рода знаниям почти так же стар, как и сама философия. В обычной жизни никого не смущает, что знания можно получить, глядя, чувствуя или слушая. Но философы, которые серьезно относились к возможности обучения простым мышлением, часто считали, что она требует специального объяснения. Платон утверждал в своих диалогах Менон

и Федон , что изучение геометрических истин включало в себя воспоминание знаний, которыми обладала душа в бестелесном существовании до рождения ее обладателя, когда она могла непосредственно созерцать вечные Формы. Св. Августин и его средневековые последователи, сочувствуя выводам Платона, но не в силах принять детали его теории, заявляли, что такие вечные идеи были в уме Бога, Который время от времени давал интеллектуальное озарение людям. Рене Декарт, идущий дальше в том же направлении, считал, что все идеи, необходимые для априорного знания, врождены каждому человеческому уму. Для Канта загадка заключалась в том, чтобы объяснить возможность априорных суждений, которые также были бы синтетическими (т. о которых могли быть сделаны такие суждения, были формами, наложенными разумом на материю опыта.

В каждой из этих теорий возможность априорного знания объясняется предположением, что существует привилегированная возможность изучения предмета такого знания. Та же концепция повторяется и в весьма неплатоновской теории априорного знания, впервые изложенной Томасом Гоббсом в его

De Corpore и принятой в 20 веке логическими эмпириками. Согласно этой теории, утверждения о необходимости познаваемы априори, потому что они являются просто побочными продуктами правил, регулирующих использование языка. В 19В 70-х годах американский философ Сол Крипке бросил вызов кантианской точке зрения, убедительно доказав, что существуют утверждения, которые обязательно истинны, но познаваемы только апостериори, и утверждения, которые условно истинны, но познаваемы априори.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Брайаном Дуиньяном.

Априорные и апостериорные

Термины априорные (лат. «от бывшего») и a posteriori (лат. «от более позднего») относятся прежде всего к видам пропозиционального знания. Априорное знание относится к знанию, которое подтверждается независимо от опыта, т. е. к знанию, которое не зависит от эмпирических данных или оснований. Напротив, апостериорное знание обосновывается посредством опыта и, следовательно, зависит от эмпирических свидетельств или оснований. Различие между априорно и апостериори знание можно понимать как соответствующее различию между неэмпирическим и эмпирическим знанием. Математическое знание парадигматически является априорным , тогда как истины физики, химии и биологии являются примерами апостериорного знания. Это априорное / апостериорное различие было размыто католическими богословами, такими как Карл Ранер, которые конструктивно восприняли понимание Иммануила Канта априорного по антропологии и теологии.

Содержание

  • 1 априорное / апостериорное отличие
  • 2 Родственные отличия
  • 3 Стирание различий
  • 4 Каталожные номера
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки
    • 6.1 Общие источники по философии
  • 7 кредитов

априорное / апостериорное различие

Историческим источником современного понимания априорного / апостериорного различения является кантовская «Критика чистого разума» . Кант формулирует это различие как эпистемологическое по своей природе, т. е. относящееся к познанию. Поскольку знание понимается как ранжирование предложений, априорное / апостериорное различие относится к подразделению внутри класса известных или способных быть известными предложений. Если предложение может быть известно априори , то его можно узнать независимо от опыта. Например, ваше знание того, что холостяки не женаты, что 5 + 2 = 7 и что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов двух других сторон, считается априори знаниями. Напротив, если предложение известно или может быть известно апостериори , то оно известно в результате эмпирических данных. Например, ваше знание о том, что перед вами компьютер, что сегодня утром вы завтракали, что снег белый, что у индийских слонов уши меньше, чем у африканских слонов, — все это считается за 9.0063 апостериорное знание. Различие между априорным и апостериорным соответствует различию между эмпирическим и неэмпирическим знанием.

Важно отличать [1] утверждение, что предложение познаваемо без какого-либо опыта, от [2], которое утверждает, что опыт не является необходимым для того, чтобы предложение было познано. Утверждение, что «все холостяки неженаты», известно априори , но это не значит, что вы могли бы знать это без всякого опыта. Ясно, что это знание требует концептуальных и лингвистических способностей, связанных с пониманием английского языка. Таким образом, важно сказать, что предложение известно 9.0063 априори не индоссировать [1], а только индоссировать [2]. Предложение известно априорно только в том случае, если в дополнение к какому-либо опыту, необходимому для того, чтобы вообще иметь убеждения или понять предложение, которое p , ваше обоснование веры в то, что p не зависит от опыта. Таким образом, утверждение о том, что «все холостяки не женаты», не зависит от проведения опроса всех холостяков, хотя для его знания необходим английский язык. Точно так же ваше знание о том, что женщины являются человеческими существами женского пола, предполагает, но не основано на опыте, и считается равным 9.0063 априорное знание.

Хотя в основном термины априорно и апостериорно относятся к знанию и обоснованию, философы иногда также говорят о априорных или апостериорных понятиях. Разумно думать, что понятия являются составными частями предложений и, следовательно, не являются ни истинными, ни ложными, а потому не могут быть познаны. Ссылка на априорных понятий может тогда естественно пониматься как те, которые имеют значение или значение независимо от опыта и не требуют опыта для легитимации. Точно так же апостериорные понятия — это те, которые не могут быть поняты независимо от конкретного опыта.

Родственные различия

Различие между априорным и апостериорным знанием должно быть отделено от двух других различений, с которыми оно тесно связано и иногда смешивается. Это метафизическое различие между необходимыми и случайными истинами и семантическое различие между аналитическими и синтетическими предложениями.

Исторически большинство философов утверждали, что все априорные знания соответствуют знанию необходимых истин. Необходимая истина — это предложение, которое не может быть ложным; это верно во всех возможных мирах. Математические истины, такие как «3 + 5 = 8», являются парадигматическими примерами необходимых истин. Напротив, контингентная истина — это предложение, которое истинно, как вещи есть, но предположительно ложно. Например, кажется условно верным, что население Нью-Йорка превышает пять миллионов человек. Это суждение называется случайным, потому что мы легко можем представить его ложным. Какой бы ни была правдоподобность утверждения о том, что априорное знание ограничивается знанием необходимых истин, эта точка зрения была оспорена некоторыми выдающимися современными философами.

Саул Крипке (1972) утверждает, что некоторые пропозиции, известные априори, условно истинны, в то время как некоторые пропозиции, известные апостериори, обязательно истинны. В качестве примера первого Крипке утверждает, что пропозиция «S имеет длину один метр» известна априори , когда S относится к стандартной метровой планке. Крипке утверждает, что, хотя это положение известно априори это условно верно, поскольку длина S могла быть меньше одного метра. Основные примеры 90 063 апостериорных 90 066 необходимых истин Крипке включают утверждения о тождестве, такие как «Геспер есть Фосфор». Эти вопросы противоречивы и продолжают вызывать широкомасштабные дебаты.

Различие априорного / апостериорного также иногда совпадает с семантическим различием между аналитическими и синтетическими истинами. Многие философы считали, что априорное знание ограничивается знанием аналитических предложений, а апостериорное знание — синтетическими предложениями (см. статью об различии аналитического и синтетического). Аналитическое суждение — это, грубо говоря, суждение, истинное только по смыслу, тогда как, вообще говоря, истинность или ложность синтетического предложения не зависит от значения. Кант (1781) лихо оспаривал согласование априорного с аналитическим и апостериорного с синтетическим, утверждая, что истины арифметики и геометрии являются синтетическими утверждениями, которые могут быть познаны априори .

Наконец, важно отметить, что различие между априорным и апостериорным знанием не соответствует различию между врожденным и приобретенным знанием. Врожденность фокусируется на генетическом вопросе о том, как приобретается убеждение, тогда как различение априори / апостериори касается природы эпистемологического обоснования в поддержку предложения. Кажется возможным, чтобы вера была врожденной и все же была оправданной апостериорный ; и наоборот, для убеждения, приобретаемого посредством обучения, будучи оправданным a priori . Истинность последней теоремы Ферма, например, есть нечто известное априорно , но не врожденное знание.

Размытие различия

Некоторые католические богословы, такие как Карл Ранер, вышли за рамки кантианского различия априорно и апостериори . Согласно эпистемологии Канта, когда апостериорные «впечатления» от предметов обрабатываются априорными «формами созерцания» и «формами понимания» субъекта, устанавливаются знания субъекта об объектах. Но эта гносеология не может позволить субъекту познать Бога, бессмертие, свободу и «вещи в себе», учитывая ограниченность априорных «форм» или структур познавательной способности субъекта. Отсюда принципиальное отрицание Кантом естественной теологии и изначально негативная католическая реакция на Канта. Но Карл Ранер и другие представители католицизма двадцатого века восприняли кантовское понимание априори как возможность обновления естественной теологии. По Ранеру, элементы, которые априори , даны Богом и поэтому гораздо шире кантианских «форм», и они находятся не только в субъектах, но и в объектах. Итак, знание познающего субъекта всегда есть в то же время знание об объектах, в том числе и о Боге. Таким образом, различие между априорным и апостериорным было размыто.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Кант, Иммануил. Критика чистого разума . Перевод Н. К. Смита. Лондон: Макмиллан, 1929.
  • .
  • Крипке, Сол. Именование и необходимость . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1972.
  • .
  • Ранер, Карл. Считыватель Ранера . Под редакцией Джеральда А. Маккула. Нью-Йорк: Crossroad, 1989.

Дополнительная литература

  • Билер, Джордж. 1999. «Априори», в . Руководство Блэквелла по эпистемологии . Под редакцией Джона Греко и Эрнеста Сосы. Оксфорд: Блэквелл. стр. 243-70.
  • Казулло, Альберт. 1992. «A priori/a posteriori», в A Companion to Epistemology . Под редакцией Джонатана Дэнси и Эрнеста Сосы. Оксфорд: Блэквелл. стр. 1-3.
  • Фейгель, Х. и В. Селларс (ред.). Новые чтения в философском анализе . Прентис Холл, 1972.
  • Хэмлин, Д. В. 1967. «Априори и апостериори», в The Encyclopedia of Philosophy , vol. 1. Под редакцией Пола Эдвардса. Нью-Йорк: издательство Macmillan Publishing Company и The Free Press. стр. 140-44.
  • Мозер, Пол (ред.). 1987. Априорные знания . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Плантинга, Элвин. 1993. «Априорные знания», в Warrant and Proper Function . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 102-21.
  • Куайн, В. В. 1963. «Две догмы эмпиризма», в С логической точки зрения , 2-е изд. Нью-Йорк: Харпер и Роу. стр. 20-46.
  • Витгенштейн, Людвиг. 1969. О достоверности . Под редакцией G.E.M. Анскомб и Г.Х. фон Райт, переведенный Д. Полом и Анскомбом. Нью-Йорк: Харпер и Роу.

Внешние ссылки

Все ссылки получены 11 января 2021 г.

  • Априори и апостериори в Интернет-энциклопедии философии
  • Теория суждения Канта в Стэнфордской философской энциклопедии

Общие источники по философии

  • Стэнфордская философская энциклопедия
  • Проект Пайдейя Онлайн
  • Интернет-энциклопедия философии
  • Проект Гутенберг

Кредиты

Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *