Анубис древнеегипетский бог: Анубис | это… Что такое Анубис?

Анубис | это… Что такое Анубис?

Ану́бис (греч.), Инпу (др. егип.) — божество Древнего Египта с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир. В Старом царстве являлся покровителем некрополей и кладбищ, один из судей царства мертвых, хранитель ядов и лекарств. В древнеегипетской мифологии сын Осириса.[1][2][3][4][5] Центром культа Анубиса являлась столица XVII верхнеегипетского нома г. Кинополь. Изображался в образе шакала или дикой собаки Саб; иногда в виде человека с головой шакала или собаки[6]. В Цикле Осириса помогал Исиде в поисках частей Осириса. Священные животные — шакал[7], собака.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Место в пантеоне
  • 3 Анубис в Цикле Осириса
  • 4 Анубис в античной литературе
  • 5 Связанные божества
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

История

В период анимизма Анубис представлялся в образе волка

[8]. С определённого периода развития религии Древнего Египта Анубиса стали изображать в виде человека с головой собаки, при этом функции божества изменились. Столица XVII египетского нома Кинополь на протяжении всей истории Древнего Египта был центром культа Анубиса[7]. Египтологи отмечают быстрое и повсеместное распространение данного культа в ранний период. В период Древнего царства Анубис был правителем загробного мира и носил эпитет Хентиаменти. К тому же, до появления культа Осириса он являлся главным божеством Запада. Согласно некоторым источникам «Хентиаментиу» является названием местоположения храма, в котором поклонялись этому божеству[8].

Анубис в образе собаки. Статуэтка из гробницы Тутанхамона

Одним из вариантов перевода данного эпитета является «Первый из жителей Запада». С расцветом культа Осириса эпитет правителя Дуата и некоторые функции Анубиса переходят непосредственно к богу Осирису (в Старом Царстве он олицетворял умершего фараона)

[7]. Сам же Анубис становится проводником умерших по Аменти (др.-егип. «Запад») — область Дуата, через которую душа попадала на Суд Осириса.

В одном из текстов Книги Мёртвых, приведённых в Папирусе Ани, даётся подробное описание представлений египтян о загробном мире. Данный текст, предположительно был написан во времена XVIII династии. В одной из глав данного текста приводится описание Суда Осириса, на котором Анубис взвешивал сердце на Весах истины. На левой чаше весов помещалось сердце умершего, на правое — перо богини Маат, которое символизировало истину.

Место в пантеоне

Анубис с мумией. Роспись на стене гробницы Сеннеджема

В период анимизма Анубис представлялся в образе шакала[8]. С определённого периода развития религии Древнего Египта Анубиса стали изображать в виде человека с головой собаки, при этом функции божества изменились. Столица XVII египетского нома Кинополь на протяжении всей истории Древнего Египта был центром культа Анубиса[7].

Египтологи отмечают быстрое и повсеместное распространение данного культа в ранний период. В период Древнего царства Анубис был правителем загробного мира и носил эпитет Хентиаменти. К тому же, до появления культа Осириса он являлся главным божеством Запада. Согласно некоторым источникам «Хентиаментиу» является названием местоположения храма, в котором поклонялись этому божеству[8]. Анубис в образе собаки. Статуэтка из гробницы Тутанхамона

Одним из вариантов перевода данного эпитета является «Первый из жителей Запада». С расцветом культа Осириса эпитет правителя Дуата и некоторые функции Анубиса переходят непосредственно к богу Осирису (в Старом Царстве он олицетворял умершего фараона)[7]. Сам же Анубис становится проводником умерших по Аменти (др.-егип. «Запад») — область Дуата, через которую душа попадала на Суд Осириса.

В одном из текстов Книги Мёртвых, приведённых в Папирусе Ани, даётся подробное описание представлений египтян о загробном мире. Данный текст, предположительно был написан во времена XVIII династии. В одной из глав данного текста приводится описание Суда Осириса, на котором Анубис взвешивал сердце на Весах истины. На левой чаше весов помещалось сердце умершего, на правое — перо богини Маат, которое символизировало истину.

Анубис в Цикле Осириса

Статуэтка Анубиса.

В Цикле Осириса Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Жена Сета Нефтида влюбилась в Осириса и, приняв облик Исиды, совратила его. В результате соития был рожден бог Анубис. Испугавшись возмездия Сета за измену, Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, где его потом нашла богиня Исида. После бог Анубис стал помогать Исиде в поисках частей Осириса и принял участие в бальзамировании воссозданного тела Осириса.

Анубис в античной литературе

В произведении Плутарха «Исида и Осирис» приводится трактовка, в которой Анубис есть сын Сета и Нефтиды, который был найден и воспитан Исидой [9]. Страбон упоминает, что это — египетское божество, почитаемое в XVII (Кинополисском) верхнеегипетском номе[10]. Согласно Вергилию, Анубис был изображен на щите Энея[11]. Ювенал упоминает о почитании божества в Риме[12].

Греки отождествляли Анубиса с Гермесом.[1][2][3][4]

Связанные божества

  • Инпут (др.-егип.) — в египетской мифологии богиня Дуата (место пребывания умерших). Изображалась в виде женщины с головой собаки. В XVII (Кинополисском) верхнеегипетском номе, носящем её имя, считалась женой Анубиса. Иногда почиталась как женская форма Анубиса
    [8]
    .

Суд Анубиса: взвешивание души.

  • Упуаут (др.-егип. «Открывающий пути»), Офоис (греч.) — в египетской мифологии бог в образе волка, проводник умершего в Дуат.
  • Исдес (также произносится как Астенну, Астен, Истен или Астес) — один из покровителей загробного мира (Дуат, Западной пустыни) в египетской мифологии, близкий в этом плане к Анубису. Исдес изображался в виде крупного чёрного пса, подобно тому, как Анубис изображался в виде шакала. В Поздний период отождествлялся с Анубисом[7].

Примечания

  1. 1
    2 «Мифы народов мира»[1]
  2. 1 2 «Древнеегипетский словарь-справочник»[2]
  3. 1 2 «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»[3]
  4. 1 2 «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.[4]
  5. «Словарь иностранных слов русского языка»[5]
  6. Мифы народов мира / Ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1991. — Т. 1, с. 89.
  7. 1 2 3 4 Иван Рак. Мифы Древнего Египта.
  8. 1
    2 3 Макс Мюллер. Египетская Мифология.
  9. Плутарх. Об Исиде и Осирисе 14; 44, см. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.127.
  10. Страбон. География XVII 1, 40 (стр.812)
  11. Вергилий. Энеида VIII 698
  12. См. Ювенал. Сатиры VI 534

Ссылки

  • Анубис // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Статья об Анубисе
  • В. Д. Гладкий «Древний Мир» Том 2
  • Анубисы
  • Символы Египта

Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Синонимы:

бог, покровитель

  • Уаджет
  • Эннеада

Полезное


Рассказ о боге Анубисе


Анубис – Древнеегипетский бог

Описание

Древнеегипетская мифология не менее интересна, нежели греческая: она наполнена множеством различных историй и фантастических героев.

Анубис – бог загробного мира, являющийся своеобразным проводником для душ: он встречал их и сопровождал до зала Двух Истин, где впоследствии решалась дальнейшая судьба умершего. В широком смысле, образ Анубиса связывают с самим словом «смерть». Некоторые описывают его, как карающего грешников судью или охраняющего места захоронения усопших. Можно заключить, что его роль, как божества Загробного мира, была неоспоримо одной из самых важных.

Образ Анубиса

Абсолютно во всех источниках Анубис предстает в виде зооморфного человека с головой шакала или обычного чёрного шакала. На неприкрытых одеждой частях тела можно увидеть полностью чёрную кожу. Такой цвет был дан ей не просто так: ранее, при захоронении египетских фараонов, каждый из них проходил обряд мумификации. Суть этого обряда заключалась в специальном бальзамировании тела усопшего чёрной смолой и последующем его обматыванием белыми бинтами. Бинты также являются атрибутикой Анубиса, а обряд также ассоциируется с этим божеством.

Зал двух истин

Согласно мифологии Древнего Египта, прежде чем попасть на Небеса, душе предстояло пройти через зал Двух Истин, представлявший собой место проведения своеобразного суда над усопшим. Главным там являлся Осирис, помимо него, в зале находились ещё сорок два бога. Основным элементом процессии было взвешивание погружаемых Анубисом и Тотом на весы элементов: сердца умершего и пера богини истины Маат. В ходе суда душа должна была оправдаться перед каждым богом, лицезревшим тот или иной грех человека. Если чаша весов склонялась в сторону сердца, значит, оно было отягощено какими-либо грехами, в противоположной ситуации, душа человека признавалась чистой и безгрешной. Успешно пройдя проверку богов, усопшему открывался путь к тростниковым полям Иалу – аналогу Рая. Однако, если человек признавался грешным, его сердце поедала богиня-чудовище Аммат, а самого осужденного сбрасывали в бездну, кишащую крокодилами.

Легенда о появлении

Рождение Анубиса связывают с любовной историей, произошедшей между Осирисом и его сестрой – Нефтидой.  Осирис был жента на её сестре, в то время как сама Нефтида была скована узами брака с Сетом – богом войны. Богиня плодородия была тайно влюблена в Осириса, не сумев совладать со своими чувствами, однажды она решилась на принятие облика своей сестры. С этим поступком она является перед Осирисом, после чего совращает его. Следствием произошедшего становится рождение младенца Анубиса. Испугавшаяся возможной жестокой кары со стороны Сета, Нефтида выбрасывает новорожденного в заросли, после чего его находит Исида – жена Осириса.

Сет, не прознавший о случившемся, однако завидовавший власти брата, вскоре разрывает тело Осириса на части и разбрасывает по разным частям мира. В дальнейшем взращённый богиней любви и уюта Анубис будет путешествовать с ней по миру в поисках частей тела отца.

В этой легенде также объясняется, каким образом Анубис получил такую роль среди богов. В конечном счёте, Анубису удается отыскать все части тела отца, но также их было необходимо ещё и соединить. Решением стала полная обмотка тела тканями, пропитанными специальной жидкостью и применение магии для воскрешения.

Заключение

Анубис – одно из самых почитаемых божеств Древнего Египта. Его имя было известно как в стране, где он родился, так и за её пределами. В наше время о нем часто можно услышать в туристической сфере, направленной на повествование о культурном достоянии Египта.

Добавить комментарий

Египет: Анубис, Бог Бальзамирования, Проводник и Друг Мертвых

Анубис, Бог Бальзамирования, Проводник и Друг Мертвых

Анубис ( Инпью, Йинепу, 90 0 анпу 9000 древнеегипетский бог подземного мира , который руководил и защищал духов мертвых. Он был известен как « Владыка Священной Земли » — некрополя — и Хенти Аментиу , «Выдающийся из жителей Запада» — Считалось, что Земля Мертвых находится на западе, где египтяне хоронили своих умерших. ( Хенти Аментиу было именем предыдущего собачьего божества, которое было заменено Анубисом .) Поклонение Анубису было древним — оно, вероятно, было даже старше, чем поклонение Осирису . В пирамидных текстах Унаса его роль уже была предельно ясна — он ассоциировался с Оком Гора и уже считался проводником умерших в загробном мире, указывающим им путь к Осирису. В тексте было написано, что «Унас стоит с Духами, иди вперед, Анубис, в Аменти, вперед, вперед к Осирису».

Обычно его изображали как человека с головой черного шакала или как черного шакала . Египтяне заметили шакалов, бродящих по кладбищам, и так в их сознании сформировалась связь между животным и мертвым . ( Флиндерс Петри заметил, что лучших проводников к египетским гробницам — это следы шакала .) Анубис был окрашен в черный цвет, чтобы еще больше связать его с умершим — тело, которое было забальзамировано, стало черным как смоль. Черный также был цветом плодородия и, таким образом, был связан со смертью и возрождением в загробной жизни. Анубис также считался божеством бальзамирования , а также богом мертвых . Для египтян Анубис был защитником бальзамирования и хранителем как мумии, так и некрополя .

Анубиса часто называли словом саб, «шакал», а не « собака » ( iwiw ). Хотя для египтян не было большой разницы между двумя псовыми, поэтому существует некоторая путаница в отношении того, каким животным на самом деле был Анубис. Это животное иногда называют «животным Анубисом», поскольку неизвестно, на каком именно виде собак был основан Анубис.

Когда культ Осириса пришел к власти, Осирис взял на себя многие обязанности Анубиса в качестве смотрителя и защитника мертвых. Когда это произошло, Анубис стал « Тот, Кто стоит перед Божественной будкой », богом бальзамирования, руководившим погребальными ритуалами. Погребальные священники носили маску бога-шакала во время процесса мумификации, символически становясь богом для ритуалов .

Предварительный стадии мумификации включали вскрытие — нарушение — тела, действие, которое было разрешено выполнить только самому Анубису. Священник, взявший на себя эту роль, назывался «Надзиратель таинств» (хэри сешта). Считалось, что он сам волшебным образом станет погребальным богом и сможет законно вскрыть труп для процесса мумификации .

Его иногда называют сыном Нефтиды и Сета или Нефтида и Осирис. С одной стороны, считалось, что Исида вырастила его, как Сет мог убить незаконнорожденного сына своей жены, и поэтому он вырос другом и последователем Осириса. Считалось, что у него есть дочь, известная как Кебечет ( Кабечет, Кебехут ), которую изображали в виде змеи или страуса, несущего воду. Она была богиней свежести и очищения водой, которая омывала внутренности умерших и приносила священную воду Анубису для выполнения его задач. Считалось, что она давала воду духам умерших, пока они ждали завершения процесса мумификации. Вероятно, она была связана с мумификацией, когда она защищала тело от порчи, чтобы оно оставалось свежим для реанимации ка умершего.

Считалось, что Анубис изобрел процесс мумификации . Анубис помог Исиде снова вернуть к жизни ее мужа после того, как Сет убил его. Он забальзамировал тело бога, завернув его в льняные ткани, сотканные богинями-близнецами, Исидой и Нефтидой , чтобы убедиться, что тело никогда не разложится и не сгниет.

Пробуждение мертвых также считалось функцией Анубиса. Он появлялся у мумии и пробуждал душу. Мумию сняли с саркофаг , когда он подошел к двери гробницы и был поставлен вертикально к стене священником в маске Анубиса, который, как считается, стал самим богом. Затем была проведена церемония « Открывание рта ». Он состоял из ряда ритуалов, которые превращали мумию (или статую мертвого) в обитаемый сосуд для ка умершего. Церемонии включали очищение, осязание и помазание мумии, а также заклинания. Мумии прикасались ритуальными предметами к различным частям тела, чтобы восстановить чувства. После этого дух мог видеть, слышать, говорить и есть как живое существо. Некоторые из инструментов для этого ритуала были найдены в додинастических амратских могилах, поэтому вполне вероятно, что по крайней мере некоторые из ритуалов, связанных с « открытием рта », произошли от этого раннего времени.

После того, как умершего поместили в гробницу и запечатали, считалось, что Анубис поведет умершего в загробную жизнь вместе с другим богом, Wepwawet (Упуаут). Они очень похожи, хотя Вепвавет был еще одним древним шакалом или богом-волком, появившимся на палитре Нармера. Он был не просто богом мертвых, а богом-воином, открывшим путь к победе фараону. «Открыватель Путей» помог Анубису провести мертвых в Залы Маати . Именно здесь Анубис, как «Тот, кто считает сердца», наблюдал за взвешиванием сердца и судом над умершим . Здесь его обязанностью было следить за тем, чтобы коромысло весов стояло на своем месте и чтобы взвешивание производилось правильно. Затем он выносил приговор умершему и Тот запишет это заявление. Анубис защитит невинных от пасти Аммута, а отдаст виновных ей навстречу окончательной смерти .

Согласно Е.А. Уоллис Бадж в « богах египтян» Анубис разделил обязанность вести мертвых через загробную жизнь с другим богом с головой шакала… «Открывателем путей»). Эти два бога оба «открыли пути», хотя Анубис открыл дороги на север, а Вапвавет — на юг. Далее Бадж говорит, что Анубис был олицетворением летнего солнцестояния, а Вапвавет — зимнего солнцестояния.

Странный фетиш, известный как имиут-фетиш, был связан с Анубисом. Это была безголовая набитая шкура (обычно большой кошки), привязанная хвостом к шесту, который был посажен в горшок. Известные как «Сын хесат-коровы» (корова, которая произвела быка Мневиса, была связана с богиней коров Хесат), еще одним титулом Анубиса, они являются свидетельством этого фетиша еще во времена 1-й династии. Они были связаны с погребальным культом, изображенным в часовне Анубиса и погребальном храме Хатшепсут и настоящие золотые фетиши, оставленные в гробнице Тутанхамона. Эти эмблемы Анубиса были помещены в западных концах коридоров, по одной с каждой стороны самого дальнего святилища в гробнице Тутанхамона. Горшки были сделаны из египетского алебастра , а шесты представляли собой стебель и бутон водяной лилии ( лотос ), а на кончике хвоста кожи был прикреплен цветок папируса , а сам шест и фетиш были позолочены. . Были обнаружены и другие фетиши, сделанные из настоящей кожи животных, завернутой в бинты. В ранние времена существовал бог Имиут, известный как «Тот, кто в Своем одеянии», который стал формой Анубиса. Фетиш, вероятно, был связан с обертыванием мумии, хотя, похоже, он также был связан с королевским юбилейным фестивалем.

Анубис, Обитатель Комнаты Мумии, Правитель Божественного Дома … говорит: — Почтение тебе, счастливый, господин! Ты видишь Утчат. Птах-Секер связал тебя. Анубис возвысил тебя. Шу поднял тебя, о Красивое Лицо, ты правитель вечности. У тебя есть глаз, о писец Небсени, владыка верности, и он прекрасен. Твой правый глаз подобен Лодке Сектет , твой левый глаз подобен Лодке Атет. Твои брови прекрасны в присутствии Общества Богов. Твое чело находится под защитой Анубиса, а голова и лицо твое, о прекрасная, пред святым Ястребом. Твои пальцы укреплены искусством твоего писца в присутствии Владыки Хемену, Тота, который даровал тебе знание речи священных книг. Твоя борода прекрасна в глазах Птах-Секер , и ты, о писец Небсени, ты, владыка верности, прекрасен перед Великой Компанией Богов. Взирает на тебя Великий Бог и ведет тебя по пути счастья. Тебе дарована погребальная трапеза, и он низвергает ради тебя твоих врагов, повергая их под твои ноги в присутствии Великого Собрания Богов, обитающих в Доме Великого Старца, что в Ану.

— Речь Анубиса из папируса Ню и папируса Небсени

К востоку от Анх-Тави (Саккара) находилось место, известное как Анубеон, один из центров культа Анубиса. Здесь проходили захоронения мумифицированных собак и шакалов. Хотя ему поклонялись по всему Египту, у него были другие культовые центры в Абте, 12-м номе, Завти (Асьют) и городе Хардаи (Кинополис) в 17-м номе, где на собачьих кладбищах было захоронено огромное количество собачьих мумий. .

Как защитник некрополя, Анубис был известен как «Тот, Кто на горе». Египтяне верили, что бог будет следить за гробницами и могилами с высокой точки в пустыне, готовый броситься вниз, чтобы защитить умершего от осквернения. Изображения Анубиса в виде сидящего шакала над девятью заключенными были отпечатаны на многих печатях гробниц в Долине Царей. Они символизируют защиту Анубиса от воров и злодеев, проникших в некрополь. Он защищал не только души умерших, но и место их вечного упокоения.

ЭКСКУРСИИ ПО ЕГИПТУ

Древние чудеса. Сокровища. Бескрайние моря и золотой песок. Сохраните воспоминания на всю жизнь о наших  Туры в Египет.

Когда-то земля династий и упадка; теперь земля, где время остановилось. Наши путешествия по Египту отправят вас в тень истории. У подножия легендарных Великих пирамид. В самом сердце усеянной гробницами Долины Царей. Или перед могучими храмами Абу-Симбела.

Это еще не все. Наши туры в Египет   предлагают то, что нельзя купить за деньги. Как шансы, которые выпадают раз в жизни. Редкий опыт. И дружба на всю жизнь с попутчиками.

Анубис | Ancient Egypt Online

Анубис — один из самых знаковых богов Древнего Египта.

Анубис — греческая версия его имени, древние египтяне знали его как Анпу (или Инпу). Анубис был чрезвычайно древним божеством, чье имя фигурирует в древнейших мастабах Древнего Царства и Текстах пирамид как страж и защитник мертвых.

Первоначально он был богом подземного мира, но стал ассоциироваться именно с процессом бальзамирования и погребальными обрядами. Его имя происходит от того же корня, что и слово, обозначающее королевского ребенка, «инпу». Однако оно также тесно связано со словом «инп», что означает «распадаться», и одна из версий его имени (Инп или Анп) больше напоминает это слово. В результате возможно, что его имя немного изменилось, когда он был усыновлен как сын царя Осириса. Он был известен как «Имы-ут» («Тот, кто на месте бальзамирования»), «нуб-та-джсер» («владыка испуганной земли»).

Анубис

Первоначально он был связан с Огдоадой Гермополя, как бог подземного мира. В Текстах пирамид Унаса Анубис ассоциируется с Оком Гора, который действовал как проводник для мертвых и помогал им найти Осириса.

В других мифах Анубис и Вепвавет (Упуаут) вели умерших в залы Маат, где их судили. Анубис наблюдал за всем процессом и следил за тем, чтобы взвешивание сердца проводилось правильно. Затем он привел невинных к небесному существованию и оставил виновных Аммиту.

Древние египтяне верили, что сохранение тела и употребление душистых трав и растений помогут усопшему, потому что Анубис обнюхал мумию и только чистые отпустили в рай. Согласно ранним мифам, Анубис взял и победил девять луков (собирательное название традиционных врагов Египта), получив еще один эпитет «Шакал, правитель луков».

Растущая мощь Эннеады Гелиополиса привела к слиянию двух религиозных систем. Осирис был царем подземного мира в Эннеаде, и он был более популярен (и могущественен), чем Анубис, поэтому Анубис был отнесен к богу мумификации. Чтобы сохранить лицо, было заявлено, что Анубис добровольно отказался от своего положения, когда Осирис умер в знак уважения. В некоторых мифах даже говорилось, что Анубис был сыном Осириса и Нефтиды (которая сама была связана с погребальными обрядами).

Анубис по-прежнему принимал активное участие в взвешивании сердца, но был скорее опекуном, чем правителем.

Он стал покровителем заблудших душ, в том числе сирот, и покровителем похоронных обрядов. В этом отношении он пересекался (и в конечном итоге поглотил) бога-шакала Вепвавета из Верхнего Египта.

В период Птолемеев Анубис стал ассоциироваться с греческим богом Гермесом как составной бог Германубис. Гермес был вестником богов, а Анубис главным проводником мертвых. Германубису иногда придавали атрибуты Гарпократа. Ему поклонялись в Риме до второго века, и он был популярен среди алхимиков и философов эпохи Возрождения.

Жрецы носили маски Анубиса во время мумификации. Неясно, была ли маска Анубиса более поздним развитием под влиянием мифа об Осириане, или эта практика была обычным явлением и в более ранние периоды. Анубис также был тесно связан с фетишем имиут, используемым во время ритуала бальзамирования. Анубису приписывали высокий уровень анатомических знаний в результате бальзамирования, поэтому он был покровителем анестезиологии, а его жрецы, по-видимому, были искусными целителями трав.

Гробницы в Долине Царей часто запечатывали изображением Анубиса, покоряющего «девять луков» (врагов Египта) как «Шакала-правителя луков», и считалось, что бог защитит захоронение физически и духовно. . Один из его эпитетов, «тпы-джуф» («тот, кто на своей горе»), относится к тому, что он охраняет некрополь и наблюдает с холма над фиванским некрополем. Ему также был дан эпитет «хентяментиу» («первый из жителей Запада», т.е. мертвый), потому что он охранял вход в Преисподнюю.

Первоначально он считался сыном Ра и Хесат, жены Ра (которую отождествляли с Хатхор), но более поздние мифы утверждали, что он был ребенком Осириса и Нефтиды или Сета и Нефтиды. Его иногда описывали как сына Баст из-за ее связи с ароматными маслами, используемыми при бальзамировании. Его жена Анпут (его женский аспект) действительно упоминалась только в связи с семнадцатым номом Верхнего Египта. Считается, что они были родителями Кебечет, богини очищения.

Собаки и шакалы часто патрулировали края пустыни, рядом с кладбищами, где хоронили мертвых, и считается, что первые гробницы были построены для защиты мертвых от них. Анубиса обычно представляли как шакала (sAb), но в равной степени он мог быть и дикой собакой (iwiw). Его обычно изображали в виде человека с головой шакала и настороженными ушами, часто с красной лентой и держащего цеп. . Иногда его изображали в виде шакала (например, в прекрасных примерах из гробницы Тутанхамона), но лишь изредка он появляется в виде человека (один пример находится в храме-кенотафе Рамсеса II в Абидосе).

Его мех обычно был черным (а не коричневым, как у настоящих шакалов), потому что черный цвет ассоциировался с плодородием и был тесно связан с возрождением в загробной жизни. В катакомбах Александрии он был изображен в римском платье и с солнечным диском в окружении двух кобр.

Анубису поклонялись по всему Египту, но центр его культа находился в Хардае (Кинополисе) в семнадцатом номе Верхнего Египта. К востоку от Саккары находилось место, известное как Анубеон, где было обнаружено святилище и кладбище мумифицированных собак и шакалов. Ему также поклонялись в культовых центрах в Абте (восьмой ном Верхнего Египта) и Сауте (Асьют, в тринадцатом номе Верхнего Египта).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *