Антон антонович дельвиг сообщение – Дельвиг, Антон Антонович — Википедия

Дельвиг, Антон Антонович — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Дельвиг.
Антон Антонович Дельвиг
Дата рождения 6 (17) августа 1798(1798-08-17)
Место рождения Москва
Дата смерти 14 (26) января 1831(1831-01-26) (32 года)
Место смерти Санкт-Петербург
Гражданство (подданство)
  •  Российская империя
Род деятельности поэт, писатель, издатель
Язык произведений русский[1]
a-delvig.ru
Произведения на сайте Lib.ru
Произведения в Викитеке
 Медиафайлы на Викискладе
Цитаты в Викицитатнике

Барон Анто́н Анто́нович Де́львиг (6 [17] августа 1798, Москва — 14 [26] января 1831, Сан

ru.wikipedia.org

Антон Антонович Дельвиг: биография и произведения

10 – 30 годы 19-го века характеризуются большим подъемом дворянской культуры. Это обусловлено и реформами Александра I, и духом свободы, пришедшим в Россию после победы над Наполеоном, и поистине уникальным количеством одаренных литераторов, появившихся в это время. И Дельвиг, биография которого, к сожалению, коротка, – один их них.

Детство

Антон Антонович Дельвиг (1798 – 1831) принадлежал к старинному, но обедневшему роду баронов, давным-давно обрусевших выходцев из Прибалтики. Он родился в Москве. Семья была бедной. Она существовала на жалованье отца, служившего в Кремле. Свое образование Антон Антонович начал в частном пансионе. Там один из преподавателей заинтересовал его историей, литературой, но точные науки ребенок не полюбил.

Царскосельский лицей

В 13 лет Антона Дельвига отдали на обучение в только что отрывшийся лицей в Царском Селе. Он оказался в одном классе с А. Пушкиным и В. Кюхельбекером, с которыми подружился на всю жизнь.

С такой небогатой, но одаренной дворянской молодежью на шесть лет встретился Дельвиг. Биография его будет наполнена общением с этими неординарными людьми. Внешне Дельвиг был полноватый, розовощекий, неповоротливый и довольно неуклюжий. Учился он не просто посредственно, а, скорее, даже плохо. Его считали лентяем. Над ним незлобно подсмеивались и писали эпиграммы. Но куда только исчезала медлительность, когда дело касалось словесности или чтения? Он с удовольствием готовил уроки по интересующему его предмету. Даже не зная немецкого языка, он цитировал наизусть Шиллера и Гете. Он рано начал писать стихи, подражая Горацию («К Диону», «К Лилете»). А 1814 году, когда русские войска вошли в столицу Франции, он написал стихотворение «На взятие Парижа». Оно было опубликовано под псевдонимом «Русский» в «Вестнике Европы».

Его поэтический дар был оценен так высоко, что директор лицея попросил написать стихотворение, которое ознаменует первый выпуск лицея. И Дельвиг написал «Шесть лет». Это произведение положили на музыку, и оно стало гимном лицея на долгие годы.

Служба

После окончания лицея, где бы Дельвиг ни служил, он проявлял себя как человек нерадивый и не любящий работу. Часто меняя ведомства, равнодушно относился к делам Дельвиг. Биография говорит, что рутинная работа его тяготила.

Настоящие увлечения

Не хобби, а почти работой, но выполняемой все же с неизменной ленцой, стали стихосложение и издательская деятельность. Когда поэт, а Дельвиг был поэтом, женился на Софье Михайловне Салтыковой, то их дом стал литературно-музыкальным салоном.

В нем встречались Пушкин, Баратынский, Жуковский, Плетнев, Языков. В этом была и немалая заслуга его супруги, которая любила русскую словесность, много читала, а полюбившиеся стихотворения заучивала наизусть. Еще в годы учебы Софья Михайловна много слышала о Дельвиге, Баратынском, Рылееве, Бестужеве. Она с увлечением читала их произведения.

Кроме того, она много читала на немецком и французском языках и прекрасно играла на фортепьяно.

В 1825 году Дельвиг организовал издание альманаха «Северные цветы». Он умело распознавал зарождающийся талант и привлекал к печати новых авторов как из Петербурга, так и из Москвы. Но главным своим делом Дельвиг считал издание «Литературной газеты». Она выходила при участии Пушкина и Вяземского. Активным критиком проявил себя на ее страницах Дельвиг. Биография рассказывает о борьбе с «коммерческой» литературой, удачливым, продаваемым автором которой был бесталанный Булгарин. Он издавал почти запрещенного Пушкина и неугодного властям Кюхельбекера. Так в литературной и организаторской области развивался Дельвиг. Биография показывает, что этот человек не сгибался угодливо перед цензурой. Политическая и общественная деятельность были ему неинтересны. Он знал, и даже близко, будущих декабристов Ф. Глинку, А. Бестужева, К. Рылеева, но не разделял из взглядов. Не был революционером Антон Дельвиг. Биография его в этом плане сложилась удачно, в отличие от жизненного пути увлекшегося этими идеями Вильгельма Кюхельбекера.

Поэзия Дельвига

На поэзию Дельвига наложила отпечаток его тихая, далекая от общественно-политических течений, жизнь. Захудалое дворянство было выброшено от участия в управлении государством. Представителем этого сословия был Антон Дельвиг. Биография его отражена в том, что он был представителем «чистой» поэзии, свободной от потрясений политических бурь. Он написал примерно сто семьдесят стихотворений с виртуозным мастерством. Дельвиг искал новые формы стиха, у него у первого в России появились сонеты. Он писал в размерах русского народного стиха. И все это многообразие форм использовалось только для очень узкой тематики произведений. Он мечтал о тихой усадебной жизни, об отсутствии мирских забот, о дружеских забавах.

Две темы проходят через всю его поэзию. Одна идиллическая, с эллинскими мотивами, а другая – подражание народным песням. В зрелые годы он даже «скрещивал» два этих жанра («Отставной солдат»). На его стихи писали музыку Даргомыжский, Варламов, Глинка. А «Соловья» Алябьева, посвященного Пушкину, знают практически все. Произведения Дельвига и в наши дни известны, но как безымянные («Не осенний мелкий дождичек», «Ах, ты ночь ли, ноченька»).

Отношения с Пушкиным

Дружба с А. Пушкиным была самой задушевной с лицейских лет. Жизнь Дельвига показывает, что он всегда восхищался произведениями друга, а Пушкин, в свою очередь, очень ценил Дельвига как литератора и его разработки новых поэтических форм использовал в творчестве болдинской осенью. После длительных разлук они встречались очень нежно, обнимая и целуя друг друга. Таков был Дельвиг – друг Пушкина. Биография каждого из поэтов говорит о родстве их душевного строя.

Последние годы

Любимое детище Дельвига – «Литературную газету», – закрыли, благодаря доносам Булгарина шефу жандармов Бенкендорфу, в 1830 году. Поэт затосковал. А потом он разболелся и умер от тифа. Ему было всего тридцать два года. Смерть Дельвига потрясла Пушкина. В письмах к Плетневу Александр Сергеевич прямо говорит, что Дельвиг «был лучшим из нас».

В наши дни учредили ежегодную литературную премию им. Антона Дельвига «За верность Слову и Отечеству». Целью премии является поддержка литераторов, которые развивают в своем творчестве лучшие отечественные традиции.

fb.ru

ДЕЛЬВИГ АНТОН АНТОНОВИЧ

(1798-1831) русский поэт

 

Друг Пушкина и Баратынского, лицеист, издатель «Северных цветов» и «Литературной газеты» Антон Дель­виг был одним из лучших поэтов пушкинской поры. Как поэт и как личность он был особенным, неповторимым. Принадлежа к «пушкинской плеяде», он разделял взгля­ды ее представителей, но никогда не подражал своему великому другу и не был его эпигоном.

Дельвиг прожил недолгую и небогатую внешними со­бытиями жизнь. Он происходил из древнего немецкого рода: предки поэта были членами воинствующего ордена рыцарей-меченосцев. Антон Дельвиг носил баронский титул, но ни имений, ни даже достатка, который можно было назвать приличным, его родители не имели. Отец происходил из прибалтийских дворян и почти всю жизнь прослужил в русских губерниях, в не очень больших чи­нах. Симпатию ко всему русскому он выразил, по обычаю того времени, переходом в православие. Мать Дельвига была из семьи адъюнкта Академии наук астронома Красильникова, солдатского сына.

 

Антон Дельвиг родился в Москве. Друг Пушкина поэт и критик П.А.Плетнев вспоминал, что Пушкин и Дельвиг «всегда гордились этим преимуществом, утверждая, что тот из русских, кто не родился в Москве, не может быть судьею ни по части хорошего выговора на русском языке, ни по части выбора истинно русских выражений».

Первоначальное образование мальчик получил в час­тном московском пансионе. 12 августа 1811 года, в один день с Пушкиным выдержав вступительный экзамен, Дельвиг становится воспитанником Царскосельского ли­цея. Вспоминая об этом периоде его жизни, Пушкин пи­сал: «Способности его развивались медленно. Память у него была тупа; понятия ленивы. На 14-м году он не знал никакого иностранного языка и не оказывал склонности ни к какой науке. В нем заметна была только живость во­ображения».

Эта живость воображения, по-видимому, и сделала Дельвига поэтом. Спокойный, уравновешенный, он не мешал товарищам считать себя безмятежным ленивцем; между тем в его голове постоянно шла напряженная ра­бота ума. В нем рано пробудилась любовь к поэзии, и он знал почти наизусть собрание русских стихотворений, изданное Жуковским. Дельвиг не расставался с томиком Державина, хорошо знал Клопштока и Горация.

Он рано осознал свое поэтическое призвание. Может быть, поэтому и пренебрегал точными науками, заняв­шись изучением русской словесности. Вскоре он приоб­рел в ней поистине энциклопедические знания и вырабо­тал безошибочный вкус. В лицейских рукописных журна­лах Дельвиг выступал в качестве «цензора» (что-то вроде современного редактора), и это было свидетельством того, насколько товарищи доверяли его суждениям.

В лицее он начал писать и свои первые стихи. Всем особенно нравились его стихи на античные темы и посвя­щенные дружбе. В них уже заметно необыкновенное чув­ство гармонии и той классической стройности, которая будет отличать все его творчество. И в дальнейшем тяга к классической древности будет отличительным признаком его поэзии.

В 1814 году Дельвиг первым из лицеистов напечатал свои стихи, хотя их никто не заметил. Пушкин с горечью отмечал тогда, что «никто не приветствовал вдохновен­ного юношу». Сам же он уже в те годы отдавал должное поэтическому таланту друга.

Дружбу с Пушкиным Дельвиг свято сохранял всю жизнь. Для поэтов «пушкинской плеяды» вообще был ха­рактерен культ дружбы. А в жизни Дельвига дружествен­ные отношения играли особую роль. Он принадлежал к тем людям, которые для друзей способны сделать боль­ше, чем для самого себя. Это отразилось и в лирике по­эта, где тема дружбы занимает даже большее место, чем тема любви.

Немало вдохновенных строк Дельвиг посвятил своим лицейским друзьям. Прощаясь с ними, он пишет в их аль­бомы трогательные напутствия, создает знаменитую «Прощальную песнь воспитанников Царскосельского ли­цея»:

Друг на друге остановите

Вы взор с прощальною слезой!

Храните, о друзья, храните

Ту дружбу с тою же душой…

 

Любопытный портрет Дельвига вскоре после оконча­ния лицея оставил его друг Н.Коншин: «Болезненная пол­нота его казалась дородством. Он был росту выше чем среднего; лицо имел открытое, лоб высокий, прекрасный, всегда спокойный; голубые глаза его, вечно вооруженные очками, выказывали невыразимую доброту, ум и мысль…»

По окончании лицея Дельвиг, как и все лицеисты, по­ступил на службу — вначале в Департамент горных и со­ляных дел, потом перешел в канцелярию министра финан­сов. Он получал небольшое жалованье, поэтому вынуж­ден был поселиться на петербургской окраине вместе со своим другом поэтом Е.Баратынским.

Они жили весело и безалаберно, но это было время большого творческого подъема. Дельвиг много пишет, с успехом пробует себя в разных жанрах — сочиняет оды, элегии, сонеты, романсы. В русской поэзии трудно найти другого поэта, столь глубоко овладевшего одной из слож­нейших литературных форм — сонетом. Некоторые сти­хи, написанные им в духе русских народных песен, попу­лярны и сейчас. Среди них можно назвать песни на музы­ку М.Глинки «Не осенний мелкий дождичек…» и «Что, красотка молодая…», романс «Соловей, мой соловей…» на музыку А.Алябьева.

По свидетельству современников, Дельвиг был пре­красным товарищем, забавным рассказчиком, но чинов­ник из него вышел «беспечный до последней степени». Сменив два места службы, осенью 1821 года он устраива­ется в Императорскую публичную библиотеку — круп­нейшее книгохранилище столицы, во главе которого сто­ял просвещенный меценат А.Н.Оленин. В этот период там служил известный баснописец И.А.Крылов, под начало которого и попал Дельвиг.

Крылов ценил Дельвига как поэта, но не мог добиться от него прилежного исполнения службы. Современники с улыбкой отзывались о начальнике и подчиненном — равно ленивых, равно небрежных в работе и равно талан­тливых поэтах, для которых на первом месте стояло ис­кусство.

Кончилось все тем, что в 1825 году Дельвиг ушел со службы, даже не получив следующий чин, полагавшийся ему за выслугу лет. Но в том же году он определился в министерство внутренних дел, потом служил в главном управлении духовных дел и иностранных исповеданий. В 1826 году он получил чин коллежского асессора, а по­зднее — надворного советника, что соответствовало 7 рангу по Табели о рангах.

Несмотря на то, что Дельвиг по своим убеждениям был близок к декабристам, дружил с К.Рылеевым, А.Бестуже­вым, В.Кюхельбекером, членом тайного общества он не стал.

В 1825 году в его судьбе происходит важное событие: П.А.Плетнев знакомит его со своей воспитанницей, доче­рью маститого вельможи М.А.Салтыкова. Молодые люди гуляли по Царскосельскому парку, слушали соловья, а уже через месяц после знакомства Дельвиг просит у сво­их родителей согласия на брак. В том же году состоялась свадьба.

В доме Дельвига дважды в неделю устраивались лите­ратурные вечера. Здесь бывали его лицейские друзья : Лангер, Яковлев, а также Пушкин, Одоевский, Карамзин и другие. Жена Дельвига Софья прекрасно играла на фор­тепиано, что отмечал бывавший в их доме Глинка. Часто садился за фортепиано и сам Антон Антонович, напевая песни и романсы на свои стихи, положенные на музыку самыми известными композиторами того времени.

С конца 1824 года он начинает издавать альманах «Се­верные цветы», где печатались лучшие прозаики и поэты. Главным в альманахе был, конечно, отдел поэзии, в нем публиковались многие произведения Пушкина, в том чис­ле отрывки из «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова». Печатались также произведения Жуковского, Баратынс­кого, Тютчева, других поэтов.

После разгрома восстания декабристов для литерато­ров наступили тяжелые времена. Тогда самыми распрос­траненными изданиями стали журнал «Сын Отечества» и газета «Северная пчела», которые издавали Ф.Булгарин и Н.Греч. Пушкин с Дельвигом и другими близкими к ним литераторами решили противопоставить этим реакцион­ным изданиям свое, которое проводило бы прогрессивные идеи и в какой-то степени продолжило бы традиции де­кабристской периодики начала двадцатых годов. Так с 1 января 1830 года и стала выходить «Литературная газе­та», редактором-издателем которой стал Дельвиг. Новое издание с самого начала находилось в неравных услови­ях по сравнению с изданиями Булгарина и Греча. Прави­тельство не разрешило ему печатать материалы полити­ческого характера. Конечно, Дельвиг постоянно нарушал это условие, за что неоднократно получал предупрежде­ния от Бенкендорфа. Племянник Дельвига рассказывал, ‘ что Бенкендорф грозил «троих друзей» — Дельвига, Пуш­кина и Вяземского — «если не теперь, то вскоре упрятать в Сибирь». Дело кончилось тем, что в конце 1830 года

Дельвиг был отстранен от редактирования «Литератур­ной газеты».

 

В январе 1831 года его не стало. Он умер внезапно, от случайной простуды. Есть три версии, объясняющие без­временную смерть поэта. Согласно первой, он вообще не отличался крепким здоровьем, часто простужался, осо­бенно в последнюю зиму, и одна из простуд оказалась для него роковой.

Вторая возлагает вину за смерть Дельвига на всесиль­ного шефа жандармов Бенкендорфа, который остановил издание «Литературной газеты» и отстранил Дельвига от редактирования. Поэт впал в тяжелую депрессию, кото­рая и привела к его скорой кончине.

Третья версия главный упор делает на семейные не­урядицы Дельвига. Незадолго до смерти, обычно скрыт­ный, сдержанный, поэт написал стихотворение, в кото­ром содержался упрек в адрес жены:

За что, за что ты отравила

Неисцелимо жизнь мою?

Ты как дитя мне говорила:

«Верь сердцу, я тебя люблю!»

И много ль жертв мне нужно было?

Будь непорочной, я просил,

Чтоб вечно я душой унылой

Тебя без ропота любил…

 

Смерть Дельвига потрясла Пушкина. В письме к Плет­неву он писал: «Грустно, тоска. Вот первая смерть, мною оплаканная… Никто на свете не был мне ближе Дельви­га. Изо всех связей детства он один оставался на виду — около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели…».

Друзья почтили память Дельвига, издав в пользу его семьи последний выпуск альманаха «Северные цветы» (1832). Вскоре после смерти поэта прекратилось издание «Литературной газеты». В посмертных рецензиях и ста­тьях был очень высоко оценен единственный сборник «Стихотворения барона Дельвига», который вышел неза­долго до его смерти. Строгая красота и сдержанный тра­гизм его стихотворений сохранили свое очарование и в наши дни.

biography-peoples.ru

Дельвиг Антон Антонович, подробная биография

(1798-1831) русский поэт

Друг Пушкина и Баратынского, лицеист, издатель «Северных цветов» и «Литературной газеты» Антон Дельвиг был одним из лучших поэтов пушкинской поры. Как поэт и как личность он был особенным, неповторимым. Принадлежа к «пушкинской плеяде», он разделял взгляды ее представителей, но никогда не подражал своему великому другу и не был его эпигоном.

Дельвиг прожил недолгую и небогатую внешними событиями жизнь. Он происходил из древнего немецкого рода: предки поэта были членами воинствующего ордена рыцарей-меченосцев. Антон Дельвиг носил баронский титул, но ни имений, ни даже достатка, который можно было назвать приличным, его родители не имели. Отец происходил из прибалтийских дворян и почти всю жизнь прослужил в русских губерниях, в не очень больших чинах. Симпатию ко всему русскому он выразил, по обычаю того времени, переходом в православие. Мать Дельвига была из семьи адъюнкта Академии наук астронома Красильнико-ва, солдатского сына.

Антон Дельвиг родился в Москве. Друг Пушкина поэт и критик П.А.Плетнев вспоминал, что Пушкин и Дельвиг «всегда гордились этим преимуществом, утверждая, что тот из русских, кто не родился в Москве, не может быть судьею ни по части хорошего выговора на русском языке, ни по части выбора истинно русских выражений».

Первоначальное образование мальчик получил в частном московском пансионе. 12 августа 1811 года, в один день с Пушкиным выдержав вступительный экзамен, Дельвиг становится воспитанником Царскосельского лицея. Вспоминая об этом периоде его жизни, Пушкин писал: «Способности его развивались медленно. Память у него была тупа; понятия ленивы. На 14-м году он не знал никакого иностранного языка и не оказывал склонности ни к какой науке. В нем заметна была только живость воображения».

Эта живость воображения, по-видимому, и сделала Дельвига поэтом. Спокойный, уравновешенный, он не мешал товарищам считать себя безмятежным ленивцем; между тем в его голове постоянно шла напряженная работа ума. В нем рано пробудилась любовь к поэзии, и он знал почти наизусть собрание русских стихотворений, изданное Жуковским. Дельвиг не расставался с томиком Державина, хорошо знал Клопштока и Горация.

Он рано осознал свое поэтическое призвание. Может быть, поэтому и пренебрегал точными науками, занявшись изучением русской словесности. Вскоре он приобрел в ней поистине энциклопедические знания и выработал безошибочный вкус. В лицейских рукописных журналах Дельвиг выступал в качестве «цензора» (что-то вроде современного редактора), и это было свидетельством того, насколько товарищи доверяли его суждениям.

В Лицее он начал писать и свои первые стихи. Всем особенно нравились его стихи на античные темы и посвященные дружбе. В них уже заметно необыкновенное чувство гармонии и той классической стройности, которая будет отличать все его творчество. И в дальнейшем тяга к классической древности будет отличительным признаком его поэзии.

В 1814 году Дельвиг первым из лицеистов напечатал свои стихи, хотя их никто не заметил. Пушкин с горечью отмечал тогда, что «никто не приветствовал вдохновенного юношу». Сам же он уже в те годы отдавал должное поэтическому таланту друга.

Дружбу с Пушкиным Дельвиг свято сохранял всю жизнь. Для поэтов «пушкинской плеяды» вообще был характерен культ дружбы. А в жизни Дельвига дружественные отношения играли особую роль. Он принадлежал к тем людям, которые для друзей способны сделать больше, чем для самого себя. Это отразилось и в лирике поэта, где тема дружбы занимает даже большее место, чем тема любви.

Немало вдохновенных строк Дельвиг посвятил своим лицейским друзьям. Прощаясь с ними, он пишет в их альбомы трогательные напутствия, создает знаменитую «Прощальную песнь воспитанников Царскосельского лицея»:

Друг на друге остановите Вы

взор с прощальною слезой!

Храните, о друзья, храните

Ту дружбу с тою же душой…

Любопытный портрет Дельвига вскоре после окончания лицея оставил его друг Н.Коншин: «Болезненная полнота его казалась дородством. Он был росту выше чем среднего; лицо имел открытое, лоб высокий, прекрасный, всегда спокойный; голубые глаза его, вечно вооруженные очками, выказывали невыразимую доброту, ум и мысль…».

По окончании лицея Дельвиг, как и все лицеисты, поступил на службу — вначале в Департамент горных и соляных дел, потом перешел в канцелярию министра финансов. Он получал небольшое жалованье, поэтому вынужден был поселиться на петербургской окраине вместе со своим другом поэтом Е.Баратынским.

Они жили весело и безалаберно, но это было время большого творческого подъема. Дельвиг много пишет, с успехом пробует себя в разных жанрах — сочиняет оды, элегии, сонеты, романсы. В русской поэзии трудно найти другого поэта, столь глубоко овладевшего одной из сложнейших литературных форм — сонетом. Некоторые стихи, написанные им в духе русских народных песен, популярны и сейчас. Среди них можно назвать песни на музыку М.Глинки «Не осенний мелкий дождичек…» и «Что, красотка молодая…», романс «Соловей, мой соловей…» на музыку А.Алябьева.

По свидетельству современников, Дельвиг был прекрасным товарищем, забавным рассказчиком, но чиновник из него вышел «беспечный до последней степени». Сменив два места службы, осенью 1821 года он устраивается в Императорскую публичную библиотеку — крупнейшее книгохранилище столицы, во главе которого стоял просвещенный меценат А.Н.Оленин. В этот период там служил известный баснописец И.А.Крылов, под начало которого и попал Дельвиг.

Крылов ценил Дельвига как поэта, но не мог добиться от него прилежного исполнения службы. Современники с улыбкой отзывались о начальнике и подчиненном — равно ленивых, равно небрежных в работе и равно талантливых поэтах, для которых на первом месте стояло искусство.

Кончилось все тем, что в 1825 году Дельвиг ушел со службы, даже не получив следующий чин, полагавшийся ему за выслугу лет. Но в том же году он определился в министерство внутренних дел, потом служил в главном управлении духовных дел и иностранных исповеданий. В 1826 году он получил чин коллежского асессора, а позднее — надворного советника, что соответствовало 7 рангу по Табели о рангах.

Несмотря на то, что Дельвиг по своим убеждениям был близок к декабристам, дружил с К.Рылеевым, А.Бестужевым, В.Кюхельбекером, членом тайного общества он не стал. В 1825 году в его судьбе происходит важное событие: П.А.Плетнев знакомит его со своей воспитанницей, дочерью маститого вельможи М.А.Салтыкова. Молодые люди гуляли по Царскосельскому парку, слушали соловья, а уже через месяц после знакомства Дельвиг просит у своих родителей согласия на брак. В том же году состоялась свадьба.

В доме Дельвига дважды в неделю устраивались литературные вечера. Здесь бывали его лицейские друзья : Лан-гер, Яковлев, а также Пушкин, Одоевский, Карамзин и другие. Жена Дельвига Софья прекрасно играла на фортепиано, что отмечал бывавший в их доме Глинка. Часто садился за фортепиано и сам Антон Антонович, напевая песни и романсы на свои стихи, положенные на музыку самыми известными композиторами того времени.

С конца 1824 года он начинает издавать альманах «Северные цветы», где печатались лучшие прозаики и поэты. Главным в альманахе был, конечно, отдел поэзии, в нем публиковались многие произведения Пушкина, в том числе отрывки из «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова». Печатались также произведения Жуковского, Баратынского, Тютчева, других поэтов.

После разгрома восстания декабристов для литераторов наступили тяжелые времена. Тогда самыми распространенными изданиями стали журнал «Сын Отечества» и газета «Северная пчела», которые издавали Ф.Булгарин и Н.Греч. Пушкин с Дельвигом и другими близкими к ним литераторами решили противопоставить этим реакционным изданиям свое, которое проводило бы прогрессивные идеи и в какой-то степени продолжило бы традиции декабристской периодики начала двадцатых годов. Так с 1 января 1830 года и стала выходить «Литературная газета», редактором-издателем которой стал Дельвиг. Новое издание с самого начала находилось в неравных условиях по сравнению с изданиями Булгарина и Греча. Правительство не разрешило ему печатать материалы политического характера. Конечно, Дельвиг постоянно нарушал это условие, за что неоднократно получал предупреждения от Бенкендорфа. Племянник Дельвига рассказывал, что Бенкендорф грозил «троих друзей» — Дельвига, Пушкина и Вяземского — «если не теперь, то вскоре упрятать в Сибирь». Дело кончилось тем, что в конце 1830 года Дельвиг был отстранен от редактирования «Литературной газеты».

В январе 1831 года его не стало. Он умер внезапно, от случайной простуды. Есть три версии, объясняющие безвременную смерть поэта. Согласно первой, он вообще не отличался крепким здоровьем, часто простужался, особенно в последнюю зиму, и одна из простуд оказалась для него роковой. Вторая возлагает вину за смерть Дельвига на всесильного шефа жандармов Бенкендорфа, который остановил издание «Литературной газеты» и отстранил Дельвига от редактирования. Поэт впал в тяжелую депрессию, которая и привела к его скорой кончине.

Третья версия главный упор делает на семейные неурядицы Дельвига. Незадолго до смерти, обычно скрытный, сдержанный, поэт написал стихотворение, в котором содержался упрек в адрес жены:

За что, за что ты отравила

Иеисиелимо жизнь мою?

Ты как дитя мне говорила:

«Верь сердцу, я тебя люблю!»

И много ль жертв мне нужно было?

Будь непорочной, я просил.

Чтоб вечно я душой унылой

Тебя без ропота любил…

Смерть Дельвига потрясла Пушкина. В письме к Плетневу он писал: «Грустно, тоска. Вот первая смерть, мною оплаканная… Никто на свете не был мне ближе Дельвига. Изо всех связей детства он один оставался на виду — около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели…».

Друзья почтили память Дельвига, издав в пользу его семьи последний выпуск альманаха «Северные цветы» (1832). Вскоре после смерти поэта прекратилось издание «Литературной газеты». В посмертных рецензиях и статьях был очень высоко оценен единственный сборник «Стихотворения барона Дельвига», который вышел незадолго до его смерти. Строгая красота и сдержанный трагизм его стихотворений сохранили свое очарование и в наши дни.

biografiivsem.ru

биография, карьера, личная жизнь 🚩 Литература

Антон Антонович Дельвиг появился на свет 6 августа 1798 года в Москве. Он принадлежал к весьма старинному дворянскому роду. Его предки были обрусевшими прибалтийскими баронами. Увы, кроме высокого дворянского титула семья ничего не имела: род обеднел. Отец Антона служил помощником коменданта Кремля. Его жалованья с трудом хватало на то, чтобы обеспечить семье сносное проживание.

Образование Дельвиг поначалу получал в частном пансионате. Был у него и личный педагог, А. Бородков. Он привил мальчику уважение к русской истории и словесности, а также довольно прохладное отношение к точным наукам. Именно Бородков настоял на том, чтобы в 1811 году Антона отдали в только что созданный Царскосельский лицей

В только что образованном лицее Дельвиг оказался в одном классе с Кюхельбекером и Пушкиным. За несколько лет, проведенных в учебном заведении, ребята сдружились. Теплые отношения они поддерживали на протяжении всей жизни.

В свои четырнадцать лет Дельвиг был слегка полноват, неповоротлив и неуклюж. Его всегда отличал румянец на щеках. Учился Антон посредственно. Не самым лучшим было и прилежание лицеиста. За Антоном прочно закрепилась репутация лентяя и увальня. Дельвиг ничего не имел против, он даже стремился поддерживать такое мнение о себе. Черты характера Антона становились поводом для дружеских эпиграмм и подтруниваний.

Однако неповоротливость и медлительность юноши сразу исчезали, когда он брался за дело, к которому испытывал неподдельный интерес. Дельвиг много читал, прилежно готовился к занятиям по словесности. Не зная немецкого языка, Антон без труда цитировал по памяти Гёте и Шиллера.

В лицейские годы впервые проявилось творческое дарование Дельвига. Его ранние стихи были данью творчеству Горация. Впервые произведение Дельвига (стихотворение «На взятие Парижа») было опубликовано в 1814 году в «Вестнике Европы».

В 1817 году по просьбе директора лицея Антон написал стихотворение «Шесть лет». Оно было положено на музыку и многие годы исполнялось лицеистами.

Окончив лицей, Антон Дельвиг был определен на ответственную службу в Департамент горных и солярных дел. После этого он некоторое время служил в канцелярии Министерства финансов. На службе особого усердия и рвения Дельвиг не проявил. Карьера служащего его не привлекала. Обязанности исполнял неторопливо и не всего точно. Этим он не раз заслуживал упреков со стороны начальства.

В 1820 году Дельвиг приступил к работе в Публичной библиотеке Петербурга. Здесь он больше читал, чем трудился над составлением картотек. Последним местом службы Дельвига стало Министерство внутренних дел.

Была у Дельвига заметная черта: во всем, что имело отношение к литературе, но проявлял целеустремленность и особое рвение. В 1825 году он стал издавать альманах «Северные цветы». У Дельвига проявился редкий дар: он был способен распознать нарождающийся талант. К этому добавились недюжинные организаторские способности. Эти качества позволили Дельвигу привлечь к сотрудничеству многих петербургских и московских авторов.

Вскоре главным делом Антона Антоновича стала «Литературная газета». Он начал издавать ее с Вяземским и Пушкиным в 1830 году. В этом издании публиковались критические статьи Дельвига, который активно выступал против коммерциализации в литературе и против малообразованных читателей. Без оглядки на власти Дельвиг публиковал находившихся в опале Кюхельбекера и Пушкина. Уже в 1831 году газету закрыли: у издательства возникли проблемы с царской цензурой.

Поэтическое наследие Антона Дельвига не слишком велико. Он был силен в лирических жанрах. Дельвигу хорошо удавались послания, романсы, элегии. Многие считали Дельвига мастером изысканной литературной формы: сонетов, антологических стихотворений. В жанре идиллии он стал подлинным новатором. В своих сочинениях Дельвиг воссоздает гармоничный мир, где нет лицемерия и столкновения человеческих страстей. Перу Дельвига принадлежат и «русские песни», в основу которых положено устное народное творчество.

В 1825 году Дельвиг женился на Софье Салтыковой. Приветливая и умная девятнадцатилетняя девушка хорошо разбиралась в литературе. В доме четы Дельвигов нередко собирались музыканты, издатели и литераторы. Постепенно дом Антона Антоновича превратился в модный салон.

Софья Михайловна не была обделена вниманием поклонников и отвечала им взаимностью. Дельвиг знал об этом, однако скандалов не устраивал. Его отвлекали от семейных дел обвинения, которые стали сыпаться на него от недоброжелателей: кое-кто утверждал, что большую часть стихов Дельвига написали Пушкин и Баратынский.

Дельвиг стал часто болеть. К нездоровью и личным неприятностям добавился вызов на допрос в жандармское отделение. Поэта обвинили в неподчинении властям и пригрозили высылкой в Сибирь.

За визитом к властям последовал приступ лихорадки, который осложнился воспалением легких. Больше месяца Дельвиг провел в постели. 14 января 1831 года Антон Антонович Дельвиг ушел из жизни. В том же году в память об ушедшем друге Пушкин издал специальный том альманаха «Северные цветы».

www.kakprosto.ru

Дельвиг Антон Антонович биография, стихи, статьи, критика, письма

Дельвиг Антон Антонович (1798-1831) — барон, русский поэт, критик, издатель, друг и одноклассник А. С. Пушкина.

Родился 6 (17) августа 1798 в Москве. Из обрусевших лифляндских баронов. Первоначальное образование получил в частном пансионе в Москве. В 1811 был принят в Царскосельский лицей. Учился без энтузиазма, отмечалось лишь его увлечение отечественной словесностью. Особенно близок был с А.С. Пушкиным и В.К. Кюхельбекером — друзьями на всю жизнь. Ранние литературные опыты Антона Дельвига были удачны: он первым из лицеистов начал публиковаться, он же впервые отдал в печать стихи Пушкина. Написанная Дельвигом «Прощальная песнь воспитанников императорского Царскосельского лицея» (1817) стала лицейским гимном.

Служил в Департаменте горных и соляных дел, в канцелярии Министерства финансов. Служба по финансовой части не увлекала его, но и добившись в 1821 перевода в Публичную библиотеку, Антон Дельвиг своей нерасторопностью и ленью вызвал неудовольствие начальства и в 1825 был отправлен в отставку. Затем служил еще в разных ведомствах, но не с большим усердием.

К 1819 Пушкин, Кюхельбекер, Дельвиг и проживавший с ним в одной квартире Е.А. Боратынский составили дружеское сообщество, именуемое «союзом поэтов» (позднее в него вошел П.А. Плетнев). Противники называли их «вакхическими поэтами» за пристрастие к теме беззаботного наслаждения радостями жизни. В стихотворных посланиях, которыми они постоянно обменивались, господствовал культ дружбы и дух поэтической независимости. Антон Дельвиг — излюбленный их адресат и сам автор многих посланий.

В конце 1810 — начале 1820-х посещал литературные и масонские собрания, связанные с будущими декабристами, но в тайные общества не входил и радикальных убеждений не разделял, вообще чуждаясь активной политической деятельности. Однако аресты и ссылки, последовавшие за восстанием 14 декабря, воспринял как личную драму и был одним из немногих, кто присутствовал на казни пятерых заговорщиков.

В начале 1820-х пережил недолгое увлечение С.Д. Пономаревой, хозяйкой литературного салона, покорительницей сердец многих литераторов; адресовал ей ряд стихотворений («С.Д. Пономаревой», «К Софии» и др.), в том числе двустишную «Эпитафию» на ее безвременную кончину в 1824: «Жизнью земною играла она, как младенец игрушкой. / Скоро разбила ее: верно утешилась там».

В 1825 Антон Дельвиг женился на С.М. Салтыковой. В их доме часто бывали гости, устраивались литературно-музыкальные вечера, но желанного семейного счастья из-за увлекающегося характера супруги не было. Единственное посвященное жене стихотворение — «За что, за что ты отравила…» (ок.1830).

Поэтическое наследие Антона Дельвига невелико. Он славился как автор лирических жанров (элегий, романсов, посланий), был мастером изысканной литературной формы (сонет, антологическое стихотворение и др.). Подлинным новатором он явился в идиллии, традиционно связанной с античным образом счастливой Аркадии — страны пастухов и пастушек. В идиллиях Дельвига («Купальницы», «Изобретение ваяния» и др.) воссоздан этот гармоничный мир, где человеческие отношения естественны и чужды лицемерия и страстей. Пушкин считал их образцом «роскоши» и «неги» древней поэзии. Однако в лучшей идиллии Антона Дельвига «Конец золотого века» (1828) — трагическое крушение этого мира. Постоянные темы его «русских песен», созданных на основе устного народного творчества, — несчастная любовь, разлука, измена («Соловей мой, соловей», «Не осенний частый дождичек» и др.). Одни идиллии и «русские песни» обеспечили бы Антону Дельвигу место среди крупнейших поэтов пушкинского времени.

«Лентяй» Дельвиг не был таковым в литературных делах. В 1825-1831 он издает альманах «Северные цветы», проявляет незаурядные организаторские способности, привлекает петербургских и московских, известных и начинающих авторов для участия в альманахе, публикует и пишет сам критические статьи и рецензии. В 1829 Дельвиг выпустил альманах «Подснежник», сборник своих стихотворений, стал редактором и издателем «Литературной газеты» — полемического органа писателей пушкинского круга, которых бранили «литературными аристократами». По делам газеты имел ряд неприятных столкновений с начальником III отделения А.Х. Бенкендорфом, приведших к ее закрытию в 1830. В том же году издание удалось возобновить под редакцией О.М. Сомова, но все это наряду с семейными неурядицами тяжело сказалось на его здоровье. В несколько дней Антон Дельвиг скончался, как говорили тогда, от «гнилой горячки» 14 (26) января 1831 в Петербурге. Его внезапная смерть потрясла друзей. Пушкин написал в письме: «…никто на свете не был мне ближе Дельвига… Без него мы точно осиротели».

scanpoetry.ru

Дельвиг, Антон Антонович — Википедия. Что такое Дельвиг, Антон Антонович

Барон Анто́н Анто́нович Де́львиг (6 [17] августа 1798, Москва — 14 [26] января 1831, Санкт-Петербург) — русский поэт, издатель.

Биография

Антон Антонович Дельвиг родился в Москве, в семье генерал-майора рода прибалтийских немецких баронов. Семья была настолько обрусевшей, что Дельвиг даже не знал немецкого языка[2]. Отец, Антон Антонович Дельвиг (17.06.1773—08.07.1828), — офицер, майор Астраханского полка, генерал-майор (1816). Мать, Любовь Матвеевна (26.09.1777—1859), была дочерью статского советника Матвея Андреевича Красильникова, директора московского Ассигнационного банка, и внучкой русского ученого-астронома А. Д. Красильникова[3].

В 1811 году Дельвиг поступил в Царскосельский лицей; учился он лениво, но рано начал писать стихи, и уже в 1814 году они появились в печати, в «Вестнике Европы» («На взятие Парижа»[4] — за подписью Русский).

Окончил курс с первым выпуском лицея, в 1817 году, и к выпуску написал стихотворение «Шесть лет», которое было напечатано, положено на музыку и неоднократно пелось лицеистами. Служил в департаменте горных и соляных дел, оттуда перешёл в канцелярию Министерства финансов; с 1821 по 1825 годы был помощником библиотекаря (И. А. Крылова) в Императорской публичной библиотеке.

Творчество

Софья Михайловна Салтыкова (1806–1888), жена поэта

Свои стихотворения Дельвиг публиковал в журналах «Русский музеум» (1815), «Новости литературы», «Литературные листки» Ф. В. Булгарина, «Благонамеренный», «Соревнователь просвещения» и в различных альманахах в 1820-х годах.

30 октября (11 ноября) 1825 год Дельвиг женился на Софье Михайловне Салтыковой (1806–1888), и их дом стал одним из литературных салонов Петербурга. На литературные вечера здесь собирались друзья поэта: Пушкин, Баратынский, Жуковский, Плетнёв, Языков. В это же время он начал издательскую деятельность: в 1825—1830 годах вместе с О. М. Сомовым выпустил семь книжек альманаха «Северные цветы», и альманах «Подснежник» на 1829 год, а с 1830 года предпринял издание «Литературной газеты», которое продолжалось после его смерти.

Он был «ленивым баловнем» как в школе, так и в служебной деятельности. Столь же беспечно Дельвиг относился и к своей музе. Писал он очень мало. Вероятно, лень, а также его тучная фигура, немало способствовали этому.

Тем не менее он не был свободен от увлечений; предметом одного из них была С. Д. Пономарёва, которой он посвятил несколько стихотворений. Поэзия Дельвига развивалась по двум направлениям. С одной стороны, он стремился быть эллином и в подражание древним писал антологические стихотворения, идиллии во вкусе Феокрита и т. п.; с другой — увлекался русской народной поэзией и подражал народной лирической песне. Иногда в его произведениях звучат добродушие и задумчивость.

Уже при жизни поэта его стихи перелагались на музыку Даргомыжским, Варламовым, Глинкой, Алябьевым[3]. Пожалуй, самым известным его произведением стал романс «Соловей», посвящённый Александру Пушкину и положенный на музыку А. Алябьевым, дополненный вариациями М. Глинки; романс живёт уже около двух столетий и среди его исполнительниц самые выдающиеся певицы.

Могила Дельвига в Некрополе мастеров искусств в Санкт-Петербурге.

Известны слова Пушкина на смерть А. Дельвига: «Грустно, тоска. Вот первая смерть мною оплаканная… никто на свете не был мне ближе Дельвига», — писал Пушкин Плетнёву, получив в Москве известие о смерти своего друга (XIV, 147)[5];«Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас. Наши ряды начинают редеть». (Пушкин — Е. М. Хитрово. 21 января 1831 г.)[6]; «<его> жизнь была богата не романическими приключениями, но прекрасными чувствами, светлым чистым разумом и надеждами» (Пушкин — из письма П. Плетнёву 31 января 1831 г.)[6]. Пушкин же отмечал творчество Дельвига: «Идиллии Дельвига… — писал Пушкин, — удивительны. Какую должно иметь силу воображения, дабы из России так переселиться в Грецию, из 19 столетия в золотой век, и необыкновенное чутье изящного, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания или немецкие переводы, эту роскошь, эту негу греческую, эту прелесть более отрицательную, чем положительную, не допускающую ничего запутанного, темного или глубокого, лишнего, неестественного в описаниях, напряженного в чувствах…» (XI, 58, 329—330)[5].

Последние годы жизни

До конца своей жизни Дельвиг служил в Министерстве внутренних дел. Умер от тифа («гнилой горячки») в 32 года. Был похоронен на Волковском православном кладбище, в 1934 году его прах перенесен в некрополь мастеров искусств (Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры)[7].

Адреса в Санкт-Петербурге

Память

  • Всероссийская премия имени Антона Дельвига, с 2015 г. — премия «За верность Слову и Отечеству» имени первого редактора «Литературной газеты» Антона Дельвига, больше известная как «Золотой Дельвиг» (учреждена редакцией «Литературной газеты»).

Примечания

Литература

Ссылки

wiki.sc

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *