Античный атомизм: Античный атомизм | Понятия и категории

Античный атомизм | Понятия и категории

АНТИЧНЫЙ АТОМИЗМ. Возник в 5 веке до н.э. в Древней Греции и связан с именами Левкиппа и Демокрита, которые ввели в философский лексикон само понятие «атом» (греч. ἠ ἄτομος οὐσία, неделимая сущность). Генезис античного атомизма связан с поставленной в Элейской школе проблемой обоснования множества и движения. Своим учением об атомах Демокрит предложил изначально плюралистическую онтологию, избежав таким образом проблемы выведения множества из единства, а введение пустоты (как принципа различения и как пустого места) позволяло обосновать как множество атомов, так и их движение; понимание атомов как «бытия», полного, неделимого и вечного (ср. характеристики бытия Парменида), позволяло трактовать видимое возникновение вещей как соединение атомов, а уничтожение – как рассредоточение атомарных конгломератов, и тем самым выполнить безусловный закон «сохраненения бытия» («из ничего ничего не бывает»). Продолжением традиции античного атомизма было учение Эпикура, который в целом следовал понятию атома, введенного Демокритом – маленькое плотное микротело, имеющее свою форму, величину и поворот в пространстве, однако ввел для атомов также тяжесть и способность отклоняться от первоначального движения по прямой линии.

Введение в абсолютно детерминированную физическую картину мира элемента свободы – главное отличие атомистического учения Эпикура. Остается открытым вопрос, Демокриту или Эпикуру принадлежит интерпретация физического атомизма в смысле математического, т.е. дискретного, пространства-времени; возможно, что эта обозначенная Аристотелем проблема была разработана Диодором Кроном и через него повлияла на Эпикура. Завершением традиции атомистики Демокрита-Эпикура стала поэма Лукреция «О природе вещей», в которой были изложены основы эпикуровской философии, в т. ч. учение об атомах. Если понимать атомизм шире – как вообще теорию дискретного бытия, тогда предтечей его можно считать Эмпедокла, согласно которому материя состоит из четырех элементов и соответственно дискретна. Но в отличие от классического атомизма его учение не может считаться количественной теорией мира, Ибо четыре элемента здесь – это предельно ограниченное понятие качества. Уже в античности в рамках атомизма (противопоставляемого теориям единой и непрерывной материи) рассматривали учения о гомеомериях Анаксагора и Архелая (Alex.
Aphrod. De mixt. 213.18–214.5) и об «амерах» Диодора Крона (Alex. Aphrod. De sensu 172, 29). Учение Диодора – это математизированная версия атомизма; амеры мыслились не только как кванты материи (в отличие от атомов Демокрита, амеры не различались по форме, так что нельзя говорить даже о мысленной их делимости на части), но и как кванты пространства и времени. Наконец, атомистическим считалось и учение о треугольниках Платона, предложившего в «Тимее» теорию материи, согласно которой мелкие качественные частицы (элементы) состоят из более мелких количественных частиц (первичных «треугольников», квантов пространства). Эта геометризованная теория материи была раскритикована представителями Перипатетической школы (ср. Arist. De Caelo III 1, 299a3–300al9; Alex. Aphrod. Quaestiones II 13), однако в современной науке из всех версий античного атомизма именно математический атомизм Платона вызывает наибольший интерес как повод для плодотворных сопоставлений.

М. А. Солопова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А — Д, с. 199-200.

Литература:

Рожанскии И. Д. Развитие естествознания в эпоху анти-чности. М., 1979, с. 265-395; Alfieri V. Е. Gli Atomisti: Frammentie testimoniaze. Ban, 1936; Idem. Atomosidea. Firenze, 1953; FurleyD. Two Studies in the Greek Atomists. Princeton, 1967; Stiickelberger A. Vestigia Democritea. Die Rezeption der Lehre von den Atomen in der antiken Naturwissensehaft und Medizin. Basel, 1984; Sambursky S. Conceptual Developments in Greek Atomism. — «Arch, internat. hist, sci», 1958, N 44, p. 251—62; Idem. Atomism versus continuum theory in ancient Greece.—«Scientia», 1961, ser. VI, vol. 96. N 596, p. 376—81. См. также лит. к ст. Демокрит, Эпикур.

Tags: 

Философия

Понятие: 

Атомизм

Античный атомизм: кратко


Атомиз был попыткой примирить крайности логоса элеатов с требованиями опыта. В логику атомистов перекочевала большая часть логики элеатов (первый атомист Левкипп был учеником Мелисса). Ясно, что также это было неизбежным и для Эпикура.

Понимание природы атома Эпикуром отличается от понимания Левкиппа и Демокрита по трем позициям.

1. Древние атомисты выделяли как существенные следующие характеристики атома: фигура, порядок и позиция. У Эпикура – это фигура, вес и величина. Различия атомов по форме чисто количественные; это не качественные формы Платона и Аристотеля.

2. Второе отличие заключается в теории минимумов. Все атомы, от самых больших до самых маленьких, физически неделимы. Однако тот факт, что речь идет о телах, наделенных фигурой, следовательно, объемом, величиной, означает, означает, что они должны иметь части. Здесь идет речь о частях неделимых, а только логически выделяемых, именно потому, что атом структурно неделим. Элеаты в силу этого же мотива говорили о том, что невозможно, чтобы атомы уменьшались до бесконечности, лишь до известного предела, который Эпикур назвал «минимумом» или «единицей меры». При этом Эпикур говорил о «минимуме» не только относительно атомов, но и относительно пространства, времени.

3. Третье отличие касается понятия первоначального толчка. Эпикур понимает движение атомов не так, как первые атомисты – как равное во всех направлениях; для него движение – это падение вниз, в бесконечное пространство, под действием тяжести атомов.

Отвечая на вопрос: «Почему же атомы не падают в бесконечности по параллельным траекториям?», Эпикур вводит теорию «отклонения» атомов, согласно которой атомы в любой момент времени и в любой точке пространства могут отклоняться от прямой линии на минимальный интервал и могут встречаться с другими атомами.

Однако теория «отклонения» была введена не только для физического обоснования, а, прежде всего, для обоснования этики. В системе античного атомизма господствует необходимость: фатум и судьба правят миром для человеческой свободы места нет, а следовательно нет места для мудреца с его опытом жизни. Эпикур говорил, что лучше бы верить в мифических богов, чтобы не быть рабами фатума, о котором говорят физики.

По поводу существования богов у Эпикура не было сомнений, однако он не допускал какой-либо их озабоченности по поводу человеческого мира. Они все блаженствуют своим многочисленным семейством в межмировом пространстве, общаются между собой на языке мудрецов, проводят жизнь в мудром величии.

Душа, как и все прочее, есть агрегат атомов. Атомы воздухообразные и подвижные образуют алогичную часть души. Другие же, без специфического названия, образуют рациональную часть души. Душа как агрегат не вечна и подлежит разрушению и смерти.
        … 
          
Античный атомизм : кратко: по философии. Ответы на вопросы: для экзаменов: конспекты, лекции, шпаргалки по философии для учеников и студентов.

Содержание сайта:

философия кратко:

философия кратко

философия понятия

философия главное

философия конспекты

кратко философия

философия ответы

более подробно:

учебник по философии

история философии
основы философии

философии и философы
философы

по алфавиту:

философский словарь   А
философский словарь   Е
философские термины  М
философские термины  Р
философские термины  У

понятия: определения А Б В
понятия: определения Г Д Ж
понятия: определения З И К
понятия: определения Л М Н
понятия: определения О П Р
понятия: определения  С Т У
понятия: определения Ф Э Я

философские загадки

Древнегреческие мыслители открыли атомы?

 

Слово «атом» происходит от греческого прилагательного « атомос», , что буквально переводится как «неразрезаемый». Сегодня атомная теория обычно преподается в рамках научного контекста. На уроках естествознания дети узнают, что атомы являются строительными блоками всей материи на Земле: мельчайшие единицы материи, которые до недавнего времени считались неделимыми или «неразделимыми». Идее о том, что физический мир состоит из микроскопических атомов, уже тысячи лет. Хотя технически атомизм не является официальной «школой», подобно таким течениям, как стоицизм и платонизм, многие влиятельные древние философы разработали атомистические взгляды на вселенную. Их натурфилософия, которая обычно утверждает, что все существует и изменяется благодаря взаимодействию крошечных неделимых атомов, стала называться атомизмом.

 

Такие известные мыслители, как Эпикур и Лукреций, связывали свои атомистические убеждения с другими областями философии, такими как этика и мораль. Однако в данной статье основное внимание будет уделено развитию атомизма как натурфилософии.

 

Начало атомизма: Левкипп и Демокрит
Демокрит среди абдеританцев, Франсуа-Андре Винсент, ок.
1784 г., через LACMA.

 

Левкипп был философом 5 века до н.э. из неизвестной области Древней Греции. О его жизни известно очень мало. Благодаря его знаменитому ученику Демокриту известно, что Левкипп — самый ранний известный атомщик. Демокрит задокументировал идеи своего наставника и помог популяризировать теорию о том, что мир природы состоит из двух компонентов: атомов и пустоты.

 

Пустота есть ничто, вакуум, отсутствие или отрицание материи. Атомы, по Левкиппу и Демокриту, — вечные неделимые тела, взаимодействующие друг с другом в пустоте. Подобно научным представлениям об атомах 21-го века, Левкипп и Демокрит утверждают, что атомы могут двигаться, образовывать кластеры и объединяться, образуя материю. Однако эти кластеры не сливаются на постоянной основе. Если атомы разделены пустотой, они всегда должны отскакивать друг от друга при столкновении.

 

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Идея о неделимых и неизменных атомах, бесконечно отскакивающих друг от друга, является ключом к пониманию атомистического взгляда на изменения. Из этой идеи естественным образом следует, что окружающий нас мир постоянно находится в движении, всегда подвержен изменениям. Ничто никогда не бывает по-настоящему стабильным и постоянным, даже если так кажется на первый взгляд. Деревья теряют листву, стены постепенно разрушаются, реки текут и меняют форму берегов. Эти взгляды на мир оставались влиятельными столетия спустя, особенно в эпоху Возрождения среди таких философов, как Джордано Бруно.

 

Атомизм в платонизме и ответ Аристотеля
Бюст Платона, через Encyclopedia Britannica.

 

Атомистские теории не ограничивались досократическими философами, такими как Левкипп и Демокрит. Фактически, Платон, возможно, представляет атомистическую физическую теорию в «Тимее ». По крайней мере, так истолковывал это Аристотель. « Тимей » — это наиболее полная разработка Платоном натурфилософии, и в ней он выделяет четыре основные формы материи: землю, воздух, огонь и воду.

 

Платон предполагает, что эти твердые формы материи состоят из неделимых элементов, имеющих форму треугольников (вопреки распространенному представлению об атомах как о сферах). Он считает, что треугольники должны быть правильной формой, потому что они могут соединяться вместе, образуя самые разные формы. Это также объясняет, как (как считали многие греки в то время) земля может превращаться в огонь и т. д. Подобно современным научным теориям об атомах, Платон утверждает, что неделимы сами атомы, а не твердая материя, которую они объединяют, чтобы создать.

 

Аристотель не был большим поклонником платоновского атомизма. Хотя именно Аристотель первым указал на сходство между теориями Платона и теориями Демокрита и Левкиппа, он критиковал атомистическую натурфилософию. Аристотель утверждал, что четыре элемента состоят не из атомов, а представляют собой непрерывные формы материи. Он также отрицал возможность существования «пустоты» между атомами. В философии Аристотеля изменение объяснялось не перестановкой атомов, а превращением материи из потенциальной в актуальную. Хотя в наши дни теории Платона и Демокрита кажутся более близкими к истине, версия Аристотеля оказалась более широко принятой в течение столетий, последовавших за древнегреческим периодом.

 

Эпикур в раннеэллинистический период
Статуя Эпикура, BBC.

 

История атомизма не может рассматриваться без упоминания Эпикура. Эпикур был ранним эллинистическим философом, который предположительно узнал об атомистической мысли от одного из последователей Демокрита. Несмотря на это, он внес некоторые изменения в философию Демокрита, чтобы соответствовать своей собственной школе мысли.

 

В частности, Эпикур рассматривает движение атомов как тенденцию падать вниз через бесконечную вселенную. В то время как Демокрит считал, что атомы движутся к центру космоса, Эпикур верил в общую нисходящую траекторию, которая время от времени прерывалась атомами, «отклоняющимися» от своего пути и сталкивающимися друг с другом.

 

Эпикур считал, что это «отклонение» было причиной бесконечных столкновений между атомами при их падении, гарантируя, что они отскакивают друг от друга, создавая различные формы материи. Помимо этих разработок в реальной физической теории атомизма, Эпикур применил атомизм к другим аспектам философии, даже рекламируя атомистическую мысль как ключ к спокойной жизни, связав ее со своими определениями удовольствия и боли.

 

Лукреций: самый известный атомщик?
Иллюстрация Лукреция, неизвестный автор, с Викисклада.

 

Подобно Демокриту и Левкиппу, одна из главных причин, по которой мы знаем об эпикурейской мысли, — это заслуга его самого известного ученика Лукреция. Очень влиятельный Лукреций De rerum natura (О природе вещей) сохранился почти полностью нетронутым и представлен как философская поэма о природе вселенной в соответствии с эпикурейской мыслью.

 

Было бы невозможно пересказать здесь все соответствующие части поэмы, но первые несколько стихов, в частности, помогают понять, как Лукреций интерпретировал мысль Эпикура. В De rerum natura утверждается, что ничто не возникает из ничего и не исчезает в ничто. Подобно Демокриту, вселенская жизнь расщепляется на пустоту и тело или материю. Природа, которая нас окружает, представляет собой композицию этих двух вещей.

 

В настоящей атомистической форме тело характеризуется микроскопическими атомами. Эти крошечные неделимые атомы существуют с бесконечной вселенной, поскольку существует бесконечное число атомов, простирающихся в бесконечное пространство. Благодаря таким описаниям, которые на одном уровне отражают наше научное понимание Вселенной, Лукреций и его De rerum natura остаются чрезвычайно популярными и по сей день.

 

Атомизм в эпоху Средневековья и Возрождения
Статуя Джордано Бруно на площади Кампо-деи-Фьори в Риме, через Wikimedia Commons.

 

Несмотря на то, что ранние отцы Церкви презирали Лукреция (который говорил, что нет загробной жизни и нет цели в сотворении мира), его поэма и работы других античных атомщиков продолжали оказывать влияние на мыслителей самых разных культур. Помимо распространения в исламском мире, атомизм испытал различные всплески интереса в Средние века и в эпоху Возрождения.

 

Комментарий Кальцидия к « Тимею » Платона помог создать исследования по атомизму в 12-м и 14-м веках. Большая часть этих исследований включала попытки объединить атомистические взгляды на мир с более популярной аристотелевской натурфилософией, особенно с его учением о четырех элементах (огонь, воздух, земля и вода). Тьерри Шартрский, например, использовал атомизм, чтобы попытаться объяснить движение этих элементов, утверждая, что каждый из них состоит из атомов, движущихся с разной скоростью.

 

Атомизм эпохи Возрождения превратился в более анти-истеблишментскую философию по сравнению со Средневековьем. Обычно его изучали и хвалили радикальные антиаристотелевские мыслители, такие как Джордано Бруно, которые не были удовлетворены христианско-аристотелевским взглядом на мир, продвигаемым в университетах. Бруно включил атомы в свою знаменитую теорию бесконечной вселенной, заполненной бесконечными планетами и солнечными системами. Эти атомы были мельчайшими формами материи и были наполнены божественной субстанцией, которая связывала все со всем остальным. К сожалению, религиозные авторитеты сочли эти идеи глубоко еретическими, и в конце концов он был сожжен на костре.

 

Атомизм в эпоху Просвещения и после него
Изображение атома и его составных частей

 

Несмотря на судьбу таких людей, как Бруно, интерес к атомизму сохранялся и в 17 веке, и позже. В отличие от античного атомизма, растущее научное движение Просвещения в целом больше интересовало «механический атомизм». Вместо того, чтобы использовать атомизм для исследования природы души, небесных существ и т. д., механические атомисты предпочитали применять свои теории к окружающему их материальному миру.

 

Как и многие теории до них, механический атомизм также считал, что мир полностью состоит из атомов, движущихся через пустоту. Атомы все еще оставались неизменными, и механические атомщики все еще рассматривали их как мельчайшие элементы материи. Работа Исаака Ньютона о силе была включена в объяснение свойств этих атомов, но философы и ученые изо всех сил пытались доказать свои теории с помощью эмпирических экспериментов.

 

С тех пор атомизм продолжает вдохновлять различных мыслителей и ученых. Он появился в исследованиях по термодинамике и кинетической теории в 19го века, а также теории движения частиц начала 20 века. Хотя между древним философским атомизмом и современной атомной теорией существуют огромные различия в контексте и теории, все же удивительно думать, что люди вроде Демокрита в определенной степени «оправдались» в своих идеях!

Атомизм – по ветвям/доктринам

Введение | Древнеиндийский атомизм | История западного атомизма | Типы атомизма
 
Введение Наверх

Atomism is the theory that all of reality and all the objects in the universe are composed of very small , indivisible and indestructible building blocks known as atoms (from греческое «атомос», что означает «неразрезаемый»). Это логически приводит к положению, что существуют только атомы , а 9 не существует.0018 составных объектов (объекты с частями), что означает, что человеческие тела, облака, планеты и т. д. не существуют.

Традиционный атомизм утверждает, что все физических объектов состоят из различных сочетаний вечных атомов и бесконечной пустоты , в которой они образуют различных комбинаций и форм. В этой теории нет места концепции Бога , и по существу это разновидность материализма или физикализма.

Древнеиндийский атомизм Наверх

Индуистская Ньяя Вайшешика школа разработала одну из самых ранних форм атомизма в Индии между 6 веком до н.э. и I век до н.э., с подробными теориями о том, как четыре типа элементарных атомов (с 24 различными возможными качествами ) сочетаются. Считалось, что эти атомы обладают общими (интенсивными и экстенсивными) свойствами и специфическими (интенсивными) свойствами и объединяются попарно ( диад ), а затем сгруппировать в трио пар ( триад ), которые являются наименьшими видимыми единицами материи.

Существовало учение буддийского атомизма , начавшее развиваться в Индии до 4 века до н.э., в котором также были четыре вида атомов , соответствующие стандартным элементам. Каждый из этих элементов имеет определенное свойство , такое как твердость или движение, и выполняет определенную функцию в смесях, таких как поддерживающие или вызывающие рост. Движение имело вторую фазу в течение 7-го века нашей эры, во главе с Дхармакирти , который считал атомы точечными , непродолжительными и состоящими из энергии .

Затем джайнская религия в Индии также разработала атомистическую теорию к 1 веку до н.э. Джайны представляли мир полностью состоящим из атомов , за исключением душ . Каждый атом, согласно джайнской философии, имеет один вид вкуса , один запаха , один цвета и два вида осязания , и может существовать в одном из двух состояний , «тонком» (в этом случае они могут поместиться в бесконечно малом пространстве) и «грубых» (в этом случае они имеют протяженность и занимают конечное пространство). Атомы могут комбинировать на основе их вечных свойств, чтобы произвести любую из шести совокупностей (земля, вода, тень, объекты чувств, кармическая материя и негодная материя), аналогично греческой концепции элементов .

История западного атомизма Наверх

В западной философии атомизм обычно ассоциируется с греческим философом-досократиком Демокритом, хотя в действительности учитель Демокрита Левкипп (V век до н. это. Аристотель прямо приписывал Левкиппу изобретение атомизма, хотя фрагменты его сочинений не сохранились, и у нас есть только несколько фрагментов сочинений Демокрита (и большая часть из них подержанные).

Демокрит и Левкипп учили, что скрытая субстанция во всех физических объектах состоит из различного расположения атомов и пустоты . И атомы, и пустота были никогда не созданными , и они будут бесконечными . Пустота бесконечна и обеспечивает пространство , в котором атомы могут упаковываться или рассеиваться по-разному. Различные возможные упаковки и рассеяния внутри пустоты составляют изменяющиеся очертания и объем объектов , которые мы чувствуем, видим, едим, слышим, обоняем и пробуем на вкус. В то время как мы можем ощущать горячее или холодное, «горячее» и «холодное» на самом деле не имеют реального существования , а являются просто ощущениями, производимыми в нас различной упаковкой и рассеянием атомов в пустоте, составляющих объект.

Платон возражал против механистической бесцельности Атомизма Демокрита, утверждая, что атомы, просто врезающиеся в другие атомы, никогда не могли бы создать красоты и формы мира. Для Платона четыре простых тел (огонь, воздух, вода и земля) были геометрическими телами , грани которых, в свою очередь, состояли из треугольников . Поскольку простые тела могут быть разложены на треугольники, треугольников может быть .0018 повторно собрал в атомы различных элементов и веществ.

Аристотель утверждал, что элементы огня, воздуха, земли и воды не состоят из атомов, а непрерывны . Он рассматривал существование пустоты , которая требуется атомными теориями для нарушения физических принципов , и предположил, что изменение произошло не перегруппировкой атомов с образованием новых структур, а преобразованием материи из того, что было в потенциальном , в новую действительность. Аристотель представлял первое важное движение от атомизма.

Эпикур был последователем атомизма Демокрита, хотя и задавался вопросом, как эта теория может объяснить конкретные природные явления (такие как землетрясения, молнии, кометы или фазы Луны). Другие эпикурейцы, особенно Лукреций (99–55 гг. до н. э.), конкретизировали атомизм и описали, как Вселенная начала свою нынешнюю стадию (после столкновений , которые разбивают большие объекты на более мелкие объекты, образующаяся пыль, все еще состоящая из тех же вечных атомов , что и предыдущие конфигурации Вселенной, попадает в вихревое движение , которое притягивает пыль снова в более крупные объекты, чтобы начать еще один цикл ).

Аристотелевская философия затмила значение атомистов, и мало интереса проявляли к этой идее на протяжении всей0018 средневековый период до его воскресения в 16-м и 17-м веках, хотя исламская ашаритская философская школа, особенно аль-Газали (1058–1111), предлагала тип гибридного атомизма, в котором атомы являются только вечных , материальных существующих вещей, а все остальное в мире случайное (продолжающееся только мгновение), а случайных событий являются прямым результатом постоянной Бога вмешательство .

Во многом возобновление интереса к атомизму в XVI и XVII веках было вызвано научными достижениями, особенно достижениями Николая Коперника (1473–1543) и Галилео Галилея (1564–1642), которые сами обратились в атомизм, когда он обнаружил, что его корпускулярная теория материи и его эксперименты с падающими телами и наклонными плоскостями противоречили господствующим аристотелевским теориям. Английские философы сэр Фрэнсис Бэкон и Томас Гоббс какое-то время были убеждёнными атомистами, как и Джордано Бруно (1548–1600) в Италии.

Однако главными фигурами возрождения атомизма были французские философы Рен Декарт и Пьер Гассенди (1592 — 1655), а также ирландский философ и ученый Роберт Бойль (1627 — 1691).

Декарт механическая философия корпускуляризма (что все физическое во вселенной состоит из крошечных корпускул материи, и что ощущения , такие как вкус или температура, вызваны формой и размером крошечных кусочков материя ) имела много общего с атомизмом и может считаться в некотором смысле другой его версией , хотя для Декарта могло быть отсутствие пустоты , и вся материя была постоянно циркулирующей , чтобы предотвратить пустоту в виде корпускул. перешел через другую материю. Декарт также твердо придерживался концепции дуальности разума и тела, которая допускала независимую сферу существования для мысли , души и, что наиболее важно, Бога 9.0019 .

Пьер Гассенди был французским священником и естествоиспытателем, который поставил перед собой цель очистить Атомизм от его еретических и атеистических философских выводов. Он сформулировал свою атомистическую концепцию механической философии отчасти в ответ на Декарта, в частности, выступая против редукционистского взгляда Декарта на то, что только чисто механические объяснения физики являются действительными.

Форма атомизма Роберта Бойля , которая была принята большинством английских ученых, была, по сути, слиянием двух французских систем. Он пришел к ней после того, как столкнулся с проблемами примирения аристотелевской физики с его химия экспериментирование.

Роджер Боскович (1711 — 1787) представил первую общую математическую теорию атомизма, используя принципы ньютоновской механики . Затем, в начале 19 века, Джон Дальтон (1766 — 1844) разработал свою атомную теорию , в которой он впервые предположил, что каждый химический элемент состоит из атомов одного уникального типа, которые могут объединять формировать более сложные структуры ( химические соединения ).

Хотя философский атомизм привел к развитию ранней научной атомной теории, современная наука показала, что атомы в химическом смысле на самом деле состоят из более мелких частиц (электронов, нейтронов и протонов), и что они, в свою очередь, состоит из еще более фундаментальных частиц , называемых кварками . Хотя теоретически этот принцип все еще может применяться, современных атомщиков мало, если они вообще есть.

Типы атомизма Наверх