Античная философия сократа: античная философия софистов и Сократа кратко

античная философия софистов и Сократа кратко

Фотограф Andrea Effulge

Сократ Софраниксович Алопекский был мыслителем безудержного таланта и колючей остроты языка, которые отражали его пытливый ум. Философия софистов и Сократ не могли уживаться спокойно, первая делала своей профессией утверждения о верном и ошибочном, которые понимались как знание и едва ли не истина. Учение Сократа же хоть и предполагало полную познаваемость мира, но не узурпировало исключительное право на истину. Мыслитель был убеждён, что мудрец, уже познавший тайны, будет почивать в отдыхе, так как ему нет нужды исследовать, искать и мыслить, но его мудрость на поверку может оказаться пустышкой. В этой небольшой статье я расскажу о сути философии Сократа кратко, но постараюсь не упустить важных деталей, благодаря которым учение Сократа снискало заслуженную славу даже за пределами научного сообщества.

Выступая интересным способом, прозванным сократическим, с критикой любых мнений, претендующих на звание истины, этот древнегреческий мыслитель из Афин мог в прямом смысле довести собеседника до негодования. А на вопросы о том, что же он сам знает о том или ином философском вопросе, Сократ спокойно и с иронией отвечал: «Я знаю, что ничего не знаю». Ирония и ироническое рассуждение нравились Сократу, так как они обнажали помпезность искусственной мудрости.

Метод философствования Сократа, который он применял в дискуссии, заключался в наводящих вопросах оппоненту, где в случае верности утверждений становилась понятна достоверность теории собеседника, либо в итоге обнажалась вся глупость и нелепость заявлений. Причём собеседник сам конструировал логическую цепочку доказательства или опровержения своих изначальных слов, а Сократ ему лишь помогал наводящими вопросами. Недаром этот метод философии Сократа ещё называется «майевтика» по названию повивального искусства эллинов, то есть мыслитель помогает родиться своему собеседнику.

Сократ резко развернул историю античной философии: в-первых, выступая апологетом идеализма и противником всякого материализма и безбожия, в-вторых, философия Сократа по сути есть поворот к человеку как к основному предмету от концентрации на познании мира. Проблема человека в философии Сократа ключевая, исследуя человека и его микрокосм, можно понимать и окружающий мир, то есть человек — это призма божественной действительности по Сократу. Несколько ограниченно может выглядеть мнение Сократа, что философия должна концентрироваться на познании человека и его этике, то есть нравственно-психологических вопросах, игнорируя исследование природы. Натурфилософию Сократ находил занятием бесполезным и бестолковым, в котором нет божественной и метафизической искры.

Суть философии Сократа кратко заключается в попытке понять себя и других соучастников своей эпохи, это поиск решений всех вопросов. связанных с человеком в областях психологии, этики, эстетики, логики и прочих. Однако, несмотря на столь прогрессивные взгляды и, можно сказать, просветительские труды, Сократ не был лишён примитивной религиозности, которую привносил и в свою философию. Он рассматривал мир как деяние всемогущего божественного начала, которое участвует в всех явлениях и процессах, а также о всём и всегда имеет знание. И только человек свободен благодаря своему разуму от управления с стороны этого божественного, таким образом, он, человек, может стать соучастником управления миром (через этику и самопознание), то есть прикоснуться к божественному своим сознанием. В таком отношении Сократ и его философия мало чем отличались от рядового набожного обывателя Афин или другого полиса эллинов.

Роль философии Сократа по преимуществу — это укрепление и совершенствование этического идеализма, в многом религиозного, но не ограничивается лишь этим. Исследование и совершенствование идеалистической этики играет ключевую роль в философском изыскании Сократа; понимание того, что такое добродетель и следование ей, это главная задача для мыслителя. Реализуя исследование морали методом беседы, Сократ старался исключить противоречия в совокупных суждениях своих и своего собеседника, тем самым находя истину. По сути, философия Сократа использовала метод индукции, то есть следование от частного к общему с детальным рассмотрением и установлением взаимосвязей.

Своей философией Сократ снискал себе как почитателей, так и ненавистников, особенно в лице философии софистов. В конечном итоге недоброжелатели, неоднократно инициирующие суды против Сократа, смогли его сгубить. Точнее, сам Сократ в ходе судебного разбирательства намеренно не оставил себе путей для оправдания от обвинений в богохульстве, развращении молодёжи и возмущении спокойствия города. Вынуждая суд выносить смертный приговор, Сократ изобличал суть суда не над ним, а над горожанами Афин, которые расписываются в своей испорченности, раз судят мыслителя, подтверждают свою косность, раз приговаривают к смерти искателя и исследователя. Сократ отказался от организованной для него возможности побега и ухода в изгнание и самостоятельно принял яд из настоя болиголова пятнистого, тем самым поставив точку в вопросе о своих последовательности и принципиальности. Афиняне, как и предрекал подсудимый, сами потом призвали к ответу всех обвинителей и участников гонений на видного философа города. Платон, юный ученик Сократа в связи с потерей друга и наставника от пережитого потрясения заболел, но это уже другая история. Но смерть Сократа и сами наставления Платону побудили последнего на создание труда по одной из первых утопий идеалистического социализма, где мыслитель в обществе занимал важное место, что нельзя не воспринимать как заслугу и самого Сократа, даже если и косвенную.

Значение философии Сократа для науки переоценить невозможно, он один из основателей зачатков психологии и метафизики, идеи и идеального в философии. Его ученик и ученик его ученика, Платон и Аристотель соответственно, развивая и совершенствуя учение Сократа, дали миру множество концепций в областях аксиологии, метафизики, социологии, политики и многих других, которые зачастую актуальны до сих пор. Но это только часть значения философии Сократа, мыслителя, который своей пытливостью, неустрашимостью, можно сказать, доблестью приобрёл ещё при жизни легендарный образ, философии, где основной проблемой был человек и сам Сократ, решающий вопросы о смысле своего бытия, нравственных ориентирах, критериях достоверности и мудрости. Объять кратко философию Сократа в её достижениях в рамках статьи невозможно, но из сказанного здесь должны быть понятны причины её влияния на культуру сквозь тысячелетия, особенно учитывая, что свои мысли этот античный философ не записывал.

(с) Algimantas Sargelas

Другие статьи по философии

Философия Сократа и Демокрита

Предшественники Сократа и Демокрита, древнегреческие философы Эмпедокл и Анаксагор, положив в основу философствования принцип множественности первоэлементов мира, по сути наметили тенденцию различения и индивидуализации космического целого, что нашло свое наиболее полное выявление в атомистической концепции бытия. Однако Эмпедокл и Анаксагор только подводили к этой концепции. Первую же адекватную ее формулировку мы находим в творчестве Левкиппа (ок. 500-440 до н. э.) и его выдающегося ученика, одного из самых известных античных мыслителей — Демокрита (ок. 460 — 370 до н. э.). О Левкиппе, к сожалению, не сохранилось почти никаких сведений, хотя именно он ввел в философию понятие атома как неделимой частицы материи, а также понятие пустоты, в которой движутся атомы.

Демокрит

Итак, единственное, что существует, — это бесконечное множество атомов, одинаковых по своей «субстанцией», но отличных по форме. Второй компонент реальности — пустота. Она, как и атомы, материальная и в этом плане является не чем иным, как положительным условием движения атомов, является тем, куда (или «в чем») движутся атомы. В понятии атома находит свое относительное завершение принцип индивидуации целостно-меняющегося (ионийцы) или цельно-нерушимого (элеаты) космоса.

Говоря о атомистической концепции Демокрита, следует еще раз сосредоточить внимание на специфичности западной (антично-эллинской) философской парадигмы, согласно которой весь предметно-вещевой миропорядок, его гармония, жестко и однозначно детерминированы «велениями неумолимого года», невозмутимой судьбы. Человек является частью этого миропорядка (космоса) и в этом плане является своеобразным «атомом» общественного «космоса». Судьба («ананке») так же неумолимо определяет поступки людей, как необходимость («еймармене») жестко определяет движение в пустоте каждого атома.  В этом плане характерно античное греческое общество, в котором индивиды воспринимали свою жизнедеятельность как движимую извне судьбой.

В философской концепции Демокрита мы находим и решения проблемы, которую обозначили элеаты. Демокрит сохраняет элейскую концепцию вечного, постоянного и нерушимого бытия (именно такими — вечными, постоянными и нерушимыми относительно своего «субстрата» — является его атомы). Сохраняет он и предполагаемый (существующий только в мыслях, а не в реальности) характер ощутимого, данного для наших чувств многообразия окружающего мира. «Только в совместной мыслях, — писал о позиции Демокрита Гален, — существует цвет, в мыслях — сладкое, в мыслях — горькое. На самом деле существуют только атомы и пустота. Так говорит Демокрит, полагая, что все ощущений качества возникают из соединения атомов, существуя только для нас, воспринимающих их. В природе же нет ничего ни белого, ни черного, ни желтого, ни красного, ни горького, ни сладкого … Итак, атомы суть мелкие тела, не имеющие свойств.  Пустота — определенное место, где движутся атомы.

Однако, в отличие от элеатов, вынужденных отрицать реальность движения, Демокрит, принимая вслед за Эмпедоклом и Анаксагором идею множественности фундамента мира, наряду с неизменными атомами предполагает другую, так же материальную реальность — пустоту, которая позволяет вечным и неизменным атомам двигаться и создавать самые разнообразные соединения, которые и выступают в материальном человеческом восприятии как разнообразные вещи и процессы мира, возникающие и исчезающие.

Космологический натурализм ионийцев, элеатов, Демокрита (их непосредственная направленность на природное бытие, в котором человек как бы растворяется) заводил, однако, в нигилистические дебри. Гераклитовская диалектика, например, в интерпретации Кратила (вторая половина V-начало IV в. до н. э.), вырождается в релятивизм, поскольку все становится настолько текучим, что пока произносится название вещи, она меняется и уже этому названию не отвечает. В элеатов вся конкретность бытия (мир, каким он предстает в мыслях) превращается в иллюзию.

Немалая доля субъективизма есть и у Демокрита, поскольку у него в мире «нет ничего, кроме атомов и пустоты». Вот почему космологический натурализм ставит греческую античную философию причиной кризиса,  она готова взорваться из-за отсутствия в античном космосе определенного центрирующего «ядра», упорядочивающего центра. И на роль такого «центра» начинает претендовать человек, который до этого была скромной «частью» космического «целого», жестко подчиненной (как и любая «часть») целому. Такой поворот к человеку четко прослеживается в философии так называемых софистов, профессиональных учителей красноречия и всевозможных знаний, необходимых для активного участия в общественной жизни греческих «полисов» (городов-государств).

Различают «старших» софистов (Протагор, Горгий, Продик, Антифонт, Критий и др.) и «младших» (Ликофтон, Алкидамант, Трасилах и др.). Именно старшее поколение и определило новый поворот в философии, который начал классическую эпоху греческой античной философии.  Однако позже среди младших софистов распространяются релятивистские взгляды, отрицающие возможность любого истинного содержания в человеческих знаниях.

Протагор (ок. 490-420 до н. э.) сформулировал знаменитый тезис, который является по сути первым определением специфической — центральной — роли человека в мире: «Человек есть мера всех вещей, существование существующих и несуществования несуществующих».

Атом Демокрита, как уже отмечалось, реализует индивидуацию космического целого, но реализует на абстрактном уровне. Софисты же обращаются к человеческому индивиду как к индивидуальности особого типа. Специфической чертой последней выступает способность толковать вещи, оценивать их и, следовательно, отличать друг от друга, то есть индивидуализировать. Софисты первыми в истории древнегреческой философии становятся на путь сознательного выделения среди различных отношений мира субъект-объектного отношения, главного, как известно, в формировании самого предмета философии. Правда, только становятся, поскольку окончательное определение и осознание субъект-объектного отношения принадлежит одному из самых выдающихся мыслителей античного мира — Сократу (ок. 469-399 до н. э.).

Сократ остро полемизировал с софистами, хотя серьезных оснований для этого у него не было. Более того, Сократ фактически продолжил дело софистов, по крайней мере в утверждении проблемы человека как главной темы философских размышлений.

Сократ

О трудностях натуралистически ориентированных космологических концепций школ древнегреческой философии много написано. С этих трудностей, собственно, и рождаются первые побуждения к повороту философии от природы к человеку. Именно поэтому Сократ изначально отказывается от создания картины мира. Подобные попытки, предпринимаемые предшествующими философами (основное произведение каждого из них так и назывался — «О природе»), давали разные результаты, поскольку у каждого из них картина мира выходила другой, чем у предшественников. Сократ решительно возвращает направление философского исследования от космоса, природы к человеку. «Познай самого себя» — таков исходный тезис сократовского философствования. И такое знание можно приобрести только в непосредственном контакте с другими людьми — диалоге, практической встрече умов.  Сократ принципиально не записывал свои мысли, считая действительной сферой существования истинного знания, мудрости живую беседу с оппонентами, живой диалог, полемику. Именно это он и называл диалектикой (от греч. — вести беседу, спорить).

Попытка разобраться таким образом с проблемой человека поставила Сократа перед новыми трудностями. Мы узнаем об этом прежде всего из произведений Ксенофонта (ок. 430-350 до н. э.) — «Воспоминания о Сократе», а также из первых семи диалогов Платона. «Сократовский метод» заключался в ведении беседы-диалога, в ходе которой Сократ ставил собеседникам вопрос, получал ответ (как правило, неполный), ставил новые вопросы, указывая на противоречие в суждениях оппонента, и т. д. Когда собеседники Сократа окончательно запутывались в противоречиях и интересовались мнением относительно этого самого Сократа, тот отвечал, что тоже не знает ответа. Именно этот момент и запечатлен в известном тезисе Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Тем самым Сократ подхватывает Протагоров тезис о человеке как мере не только существования, но и несуществования мировых реалий, то есть ставится вопрос о познании несуществующего небытия.  Поскольку, как уже отмечалось, вычленяя субъект-объектное отношение, Сократ начинает эпистемологическую тематику философии (теории познания), то вопрос о несуществовании (небытие) возвращается вопросом о познании несуществования (то есть познания того, в отношении чего еще нет знания). Речь идет, собственно, о специфическом «знание о незнании», иначе говоря, об умении четко осознавать, что именно из еще неизвестного должно стать предметом познавательных усилий, чтобы стать известным.

Сократ, следовательно, обнаруживает «проблему» как форму знания о еще не познанном. А поскольку решение любой проблемы обнаруживает новые проблемы, то окончательное познание, исчерпание проблем как таковых принципиально невозможно. Сократ и показывает, что окончательный ответ на тот или иной вопрос не может быть получен в следствии противоречивости и неисчерпаемости самого содержания познания. Однако такая позиция не означает обесценивание познавательных усилий; наоборот, ценность знания и заключается в познавательных усилиях, в способности ставить все новые и новые вопросы.  Недаром же философия является не самой мудростью, а лишь стремлением к мудрости.

Однако Сократ несколько преувеличивал, так сказать, «процессуальный момент» познания. Обсуждая проблему человека, он ставил вопрос о таких существенные характеристики человека, как «мужество», «благоразумие», «красота» и другие. Противоречия же в ответах собеседников, которые выявлял Сократ, возникали вследствие невозможности свести общий смысл изучаемых понятий ( ​​«мужество», «красота» и др.) к их индивидуально-конкретным проявлениям. Понимая невозможность существования «общего» как конкретно-индивидуального существования («красоты» вообще рядом с красивой женщиной, красивой вазой т.д.), Сократ жалуется: «Я вечно брожу и не нахожу выхода».

Жизнь Сократа закончилось трагически. Его обвинили в неуважении к богам, что каралось в те времена смертью. Узнав об этом обвинении в тюрьме, Сократ, рассказывают, спокойно выпил яд. Последователи мыслителя создали после его смерти несколько школ, самыми известными среди которых были Киническая (ее основатель — Антисфен, хотя более известным стал его ученик Диоген из Синопа, который, сведя свои потребности к элементарному минимуму, жил в бочке, противопоставляя природу законам и обычаям людей. Эти философы считали, что следует жить только «по природе». Отсюда происходит современный термин «цинизм» («кинизм») — нигилистическое отношение к культурным и нравственным ценностям; Киренская (ее основатель Аристиппа защищал позиции получения удовольствия от жизни, так называемого гедонизма) Мегарская (ее основатель Евклид из Мегары положил в основу своего учения противоречие между единством «сущего» и многочисленностью имен, которыми «сущее» называется) Элидо-Эритрейская (ее основатели Федон из Элиды и Менедем славились умением вести дискуссию, а также своим красноречием. Разрабатывая общую с мегарцам тематику, они не выдвинули, по сравнению с последними, никаких оригинальных идей).

Философия Сократа — своеобразный водораздел в истории античной философии. У всех досократовских мыслителей (их так и называют в истории философии — «досократиков») мир выступает в виде своеобразной «натуралистической» целостности, «растворяет» и подчиняет себе человека как одну из частиц космического целого.  Сократ, выделяя человека из космоса и направляя свое внимание только на него, кладет конец нечеткому осознанию философами специфических черт предмета их исследований — отношению «человек — мир». С Сократом завершается ранний период истории античной философии, период становления и утверждения, начинается классический ее период. Последний представлен именами Демокрита, который положил в основание своей позиции индивидуальную уникальность и неповторимость бытия; Платона, который энергично и с большим мастерством и талантом развил намеченную Сократом гуманистическую линию философских поисков; Аристотеля, подвел гениальный итог развития досократовой и классической античной философии.

История древней философии I

Джованни Реале
Отредактировал и перевел Джон Р. Катан

Темы: Древнегреческая философия
Серия: Серия SUNY по философии

Мягкая обложка : 9780887062902, 452 страницы, 19 августа87

Твердый переплет : 9780887062926, 452 страницы, Август 1987 г.

Альтернативные форматы доступны по адресу:

Прочитать отрывок

Служба запросов или копия для экзамена
Запрос копии для обзора СМИ

Начиная с истоков западной философии, глубокого творения эллинского гения, Реале представляет собой оценку натуралистов, софистов, Сократа и младших сократиков.

Особое внимание уделяется элеатам, потому что их проблемы решительно маркируют платоновскую и аристотелевскую философию.

Интерпретация софистов выиграла от недавней переоценки их мысли. Сам Сократ был бы немыслим без софистов, поскольку он один из них.

Сократу уделяется большое внимание. Платон, Аристотель и вся эллинистическая философия глубоко проникнуты его словами и духом.

Учения младших сократиков интерпретируются как односторонняя редукция плюралистических ценностей сократовской мысли и как предвосхищение некоторых проблем, которые взорвутся позднее, в эллинистическую эпоху.

Есть два приложения. Первая касается орфизма и содержит ряд документов, необходимых для понимания некоторых аспектов досократовской и платоновской мысли. Второй объясняет ключ к пониманию послания греков — послания «теореина».

Джованни Реале — профессор и заведующий кафедрой истории древней философии Миланского католического университета. Его Системы эллинистической эпохи: история древней философии, том III и Концепция первой философии и единство метафизики Аристотеля , отредактированные и переведенные Джоном Р. Катаном, также опубликованы SUNY Press. Джон Р. Катан — профессор философии Колледжа Государственного университета Нью-Йорка в Брокпорте. Он является редактором книг «Аристотель: собрание статей Джозефа Оуэнса » и «Святой Фома Аквинский о существовании Бога: собрание статей Джозефа Оуэнса », опубликованных SUNY Press.

Древняя философия: Платон и его предшественники

Об этом курсе

26 297 недавних просмотров

Что такое философия? Чем она отличается от науки, религии и других форм человеческого дискурса? Этот курс прослеживает истоки философии в западной традиции у мыслителей Древней Греции. Начнем с досократических естествоиспытателей, которые действовали в Ионии в VI веке до н. э. и также считаются первыми учеными. Фалес, Анаксимандр и Анаксимин сделали смелые предположения о конечных составляющих реальности, в то время как Гераклит настаивал на том, что в меняющемся мире существует некий порядок. Парменид Элейский сформулировал сильное возражение против всех этих предложений, в то время как более поздние греческие теоретики (такие как Анаксагор и атомист Демокрит) пытались ответить на это возражение. В Афинах пятого века Сократ настаивал на важности фундаментального этического вопроса — «Как мне жить?» — и его ученик Платон и ученик Платона Аристотель разработали сложные философские системы для объяснения природы реальности, знания, и человеческое счастье. После смерти Аристотеля, в эллинистический период, эпикурейцы и стоики развили и преобразовали эту более раннюю традицию. Мы изучим основные доктрины всех этих мыслителей. Часть I будет посвящена Платону и его предшественникам. Часть II будет посвящена Аристотелю и его последователям.

Гибкие сроки

Гибкие сроки

Сброс сроков в соответствии с вашим графиком.

Совместно используемый сертификат

Совместно используемый сертификат

Получите сертификат по завершении

100% онлайн

100% онлайн

Начните немедленно и учитесь по собственному графику.

Часов на выполнение

Прибл. 12 часов

Доступные языки

Английский

Субтитры: арабский, французский, португальский (европейский), итальянский, вьетнамский, немецкий, русский, турецкий, английский, испанский

Гибкие сроки

Гибкие сроки

Сброс сроков в соответствии с вашим графиком.

Совместно используемый сертификат

Совместно используемый сертификат

Получите сертификат по завершении

100% онлайн

100% онлайн

Начните немедленно и учитесь по собственному графику.

Часов на выполнение

Прибл. 12 часов

Доступные языки

Английский

Субтитры: арабский, французский, португальский (европейский), итальянский, вьетнамский, немецкий, русский, турецкий, английский, испанский

Инструктор

Сьюзен Сове Мейер

Профессор

Департамент философии

134,882 Учащиеся

2 Курс

(

7 2 Университет87

117 70017

17

7 7

7. to as Penn) — частный университет, расположенный в Филадельфии, штат Пенсильвания, США. Член Лиги плюща, Пенн является четвертым старейшим высшим учебным заведением в Соединенных Штатах и ​​​​считает себя первым университетом в Соединенных Штатах, где есть как бакалавриат, так и аспирантура.

Reviews

4.8

Filled StarFilled StarFilled StarFilled StarFilled Star

428 reviews

  • 5 stars

    82.75%

  • 4 stars

    13.99%

  • 3 stars

    2.26%

  • 2 звезды

    0,35%

  • 1 звезда

    0,63%

ЛУЧШИЕ ОТЗЫВЫ ИЗ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ: ПЛАТОНА И ЕГО ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ

0005 by DYJun 3, 2017

Проницательный и информативный курс. Профессору Мейеру удалось разбить сложные концепции на простые, краткие знания, которые любой неспециалист может эффективно понять.

Filled StarFilled StarFilled StarFilled StarFilled Star

by YYApr 2, 2019

Мне всегда хотелось узнать кое-что о древней философии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *