Анна ильинична милославская – Милославская, Мария Ильинична — Википедия

Милославские. Алексей Михайлович

Морозов не испытывал нехватки в панегиристах. Охотников пропеть дифирамбы временщику хватало. «Болярин честен, и смотритель крайний» — так назвал один из них царского воспитателя[80]. Борис Иванович и вправду рьяно смотрел за делами. Был он и «честен», если иметь в виду «отеческую честь» Морозова, человека родовитого и знатного. Но едва речь заходит о прозаической честности, как приходится в лучшем случае пожимать плечами. И дело не только в неуемной тяге боярина к стяжательству, о чем разговор ниже. Борис Иванович был нечестен и к своему воспитаннику. Во всяком случае, он легко покривил душой и пожертвовал счастьем юного царя Алексея, когда под угрозой оказалось его собственное благополучие.

Русский Мазарини не особенно полагался на такие чувства, как благодарность и привязанность. Это приятно, возвышенно, но слишком зыбко. Придворная философия диктовала иные исходные данные для строительства благополучия — выгода, сила, обман. Это вполне совпадало с миропониманием боярина, который измерял окружающих на свой лад и по собственной своекорыстной мерке. Привязанность привязанностью, но по мере взросления Алексея Михайловича Морозов предпочел строить взаимоотношения на основаниях более прочных, не подверженных эрозии времени. Такими отношениями могли быть прежде всего отношения родственные, особенно важные, поскольку именно они лучше всего могли держать удары интригующих родственников.

Словом, пора было думать о царской женитьбе.

О намерении семнадцатилетнего царя сочетаться браком было объявлено в 1647 году. По-видимому, инициатива исходила от противников «дядьки» царя, которые таким образом надеялись подорвать позиции временщика. По обычаю были собраны лучшие невесты, из которых отобрали шесть «кандидаток» в царицы. Царь вручил платок и кольцо дворянской дочери Афимье Всеволожской, по свидетельству современников, красавице необыкновенной. Всеволожская тотчас была наречена царевной и взята в палаты сестер царя.

Насколько дворец был опасен для царских невест, мы уже знаем из истории Марии Хлоповой. Все повторилось и на этот раз, с той только разницей, что Хлопова тогда не устроила Салтыковых, а Всеволожская — Морозова.

Существуют неясные известия, что избранница царя была как-то связана с Я. К. Черкасским и его родственником, князем С. В. Прозоровским[81]. Угроза для Бориса Ивановича явная, особенно если вспомнить, что выбор племянника с большим жаром поддерживал и С. Л. Стрешнев. К тому же Борис Иванович столкнулся с родными нареченной царевны, которые повели себя неожиданно вызывающе. Трудно предположить, что Всеволожские были столь ограничены, чтобы бросить вызов могущественному временщику, не ощущая поддержки со стороны противников Морозова. Естественно, что Борис Иванович сделал все, чтобы избавиться от опасных соперников. Говорили, будто именно по его наущению прислуга в канун венчания перетянула Афимье волосы, отчего та упала в обморок[82]. Пошли разговоры о «порче» невесты, ее непригодности к «государевой радости». Нареченную царевну свезли сначала из царицыных теремов на московское подворье, а потом и того дальше, со всей семьей в ссылку — в далекую и завьюженную Тюмень.

Алексей Михайлович, не в пример своему отцу, скоро утешился. Однако о своей первой невесте не забыл и позднее вернул ее из ссылки. Должно быть, несчастная Всеволожская все же ущемила сердце молодого государя, который избрал ее сам, не по подсказке Морозова. Он испытывал к ней жалость, быть может, смешанную с чувством вины.

Расстроив одну свадьбу, Борис Иванович принялся хлопотать о другой. Однако на этот раз не стал доверяться слепому случаю. Им была выстроена целая комбинация, которая не просто расстраивала козни конкурентов, а раз и навсегда упрочивала его положение. Боярин измыслил породниться с царем.

Выбор Морозова пал на дочерей московского дворянина Ильи Даниловича Милославского, человека малородовитого, не лишенного, впрочем, бойкости и способностей. Главное, что привлекло в Милославском Бориса Ивановича (кроме, естественно, его дочерей), — это его готовность во всем повиноваться и следовать за своим покровителем. Правда, своим предложением Морозов отворял Илье Даниловичу двери в царские палаты, где у того голова могла пойти кругом — там и власть, и казна, и боярская шапка: сегодня Милославский согбен, а завтра, глядишь, и головы не повернет. Но царский воспитатель был человеком умудренным, а потому, делая поправку на приязнь Ильи Даниловича, решил перестраховаться. Вся комбинация была задумана им очень просто и очень надежно. Одну дочь в жены царю, другую — себе.

Борис Иванович принялся расхваливать царю сестер-красавиц Милославских. Царь живо откликнулся. Была организована встреча, оправдавшая надежды царского «дядьки». Алексею Михайловичу приглянулась старшая сестра, Мария Ильинична. Было объявлено о ее избрании царской невестой. Свадебное дело, подталкиваемое на этот раз могущественным Морозовым, катилось точно по наледи — без препятствий и интриг.

В отличие от изображений второй супруги Алексея Михайловича, Натальи Кирилловны, подлинного изображения Марии Ильиничны не сохранилось. Иконографические образы царицы достаточно условны, а позднейшие портреты и гравюры — фантастичны. Приходится исходить из традиционного предположения, что Алексей Михайлович, обладавший отменным вкусом, выбирал хотя и по подсказке, но все же красавицу из красавиц.

На Руси свадьбе издревле придавали огромное значение. Свадьба — свидетельство зрелости. Свадьба — звено в цепи поколений, условие непрерывности рода. Не случайно это семейное торжество называли «вторым земным почетом» и праздновали шумно и весело. Но в январе 1648 года в царском дворце была сыграна свадьба, сильно отличавшаяся от всех предшествующих. Вместо привычных скоморошьих плясок, гудков и бубнов — «бесовского играния» и «трубного козлогласования» — на свадьбе звучали стройные духовные песнопения. «Да на прежних же государских радостях бывало в то время, как государь пойдет в мыленко, во весь день с вечера до ночи на дворе играли в сурны и в трубы и били по накрам. Ныне великий государь на своей государевой радости накрам, трубам быти не изволил. А велел государь в свои государски столы вместо труб и органов и всяких свадебных потех пети своим государевым певчим, дьякам, всем станицам, переменяясь… со всяким благочинием». Это из описания свадьбы, с напоминанием о прежних обычаях и с назойливым подчеркиванием несомненного превосходства нововведения.

Но, должно быть, какая это была скучная свадьба!

На том, чтобы свадьба состоялась «в тишине и страсе Божии», настоял царский духовник, благовещенский протопоп Стефан Вонифатьев, влияние которого на Алексея Михайловича становилось все более сильным[83]. Подчеркнутая строгость и благопристойность торжества свидетельствовали о высоком религиозном настрое молодого государя и близких переменах в духовной жизни страны.

Через десять дней после женитьбы царя была сыграна еще одна свадьба. Сидевший совсем еще недавно на свадьбе Тишайшего в почетное «отцово место» Борис Иванович занял на этот раз место жениха. Человек по тогдашним понятиям старый — Морозову шел 58-й год, — боярин брал в жены младшую, «отвергнутую» сестру царицы, Анну Ильиничну Милославскую. И если у историков нет прямых данных, чтобы обвинять Морозова в интриге против несчастной Всеволожской, то сама эта свадьба очень показательна — не в ней ли можно найти ответ на сакраментальный вопрос, кому было выгодно чернить нареченную невесту и перекраивать на иной лад судьбу воспитанника?!

Борис Иванович стал царским свояком, «затесавшись» — пускай и седьмой водой на киселе — в царскую родню. Окончательно приручен был и И. Д. Милославский, не только всецело обязанный своим возвышением боярину, но и ставший его тестем (много моложе, кстати сказать, своего зятя).

17 января, на другой день после свадьбы, Милославский был пожалован из стольников в окольничие, а спустя две недели, 2 февраля, ему уже было сказано боярство. Так завершилась прозаическая сделка, в которой разбитными «продавцами» выступили Морозов и Милославский, «красным товаром» — Мария и Анна Милославские, а простоватым «покупателем», который по наивности думал, что «покупает» он по своей воле — Алексей Михайлович.

Будущее, впрочем, «понаказало» Морозова. Его семейная жизнь развивалась по канонам неравного брака, пускай и сильно придавленного теремной тяжестью домостроя. «Молодые» не питали друг к другу нежных чувств. Борису Ивановичу новая жена годилась во внучки. По едкому замечанию придворного врача, англичанина Самуэля Коллинса, бывшего в курсе многих дворцовых сплетен, вместо детей у Морозовых родилась ревность, которая «произвела на свет ременную плеть в палец толщиной»[84].

Борис Иванович скончался в 1664 году. Несчастная Анна Ильинична ненадолго пережила нелюбимого мужа. Умерла она в сентябре 1669 года, и отпевали ее с подчеркнутой торжественностью в Чудовом монастыре в присутствии вселенских патриархов и с поучением митрополита Газского Паисия, который «говорил своим языком и рассуждал руками (!), указуючи на гроб». Затем Анну Ильиничну положили «подле мужа ея… в той же полатке». В браке жизнь все время разводила супругов — смерть соединила их[85].

Судьба Марии Ильиничны оказалась счастливее судьбы сестры. Алексей Михайлович любил свою жену и заботился о ней. Из военных походов он почасту слал ей и сестрам грамотки, тревожась за здоровье и делясь новостями. Правда, в этих письмах мало мысли: царь ровно заботлив и внимателен, не прочь иногда даже прихвастнуть, но особенно поделиться и пооткровенничать не стремится — не ее, царицы, и не их, царевен, ума дела. Милославская иного и не искала. Она была воспитана традиционно — то было не столько воспитание, сколько питание, издавна утвердившееся в дворянских и боярских теремах. Из хозяйских дочерей здесь старательно растили будущих послушных жен, заботливых матерей, рачительных хозяек, строгих молитвенниц. Положение царицы в этом смысле было еще более стесненным. Жизнь ее обставлялась множеством условностей и запретов.

За 21 год замужества Мария Ильинична родила Алексею Михайловичу 13 детей (пять царевичей: Дмитрия, Алексея, Федора, Симеона, Ивана и восемь царевен: Евдокию, Марфу, Анну, Софью, Екатерину, Марию, Феодосию, Евдокию). Царевичи рождались хворыми и скоро сходили в могилу: первенец Дмитрий не прожил и года, Алексей Алексеевич, с котором были связаны большие надежды, умер не достигнув 16 лет, Симеон — 5 лет. Ставшие царями Федор и Иван протянули дольше — Федор почти до 22 лет, Иван и того больше. Впрочем, Иван Алексеевич, соправитель Петра I, кроме телесной слабости, отличался расслабленностью умственной.

Ко всему этому после смерти первенца Дмитрия у Алексея Михайловича долгое время не появлялся в семье наследник. Мария Ильинична исправно рождала младенцев, но все они были женского пола, так что продолжение династии некоторое время оставалось под вопросом. Иностранцы даже писали, что расстроенный царь «не шутя» пригрозил жене пострижением[86]. Разумеется, это были слухи. Но слухи, свидетельствующие о все еще сохранявшейся династической уязвимости Романовых. Так или иначе, рождение царевича Алексея, а затем Федора сняло напряженность.

Кто из родителей «виновен» в физической немощи сыновей — сказать трудно. В мужской линии Романовых долго наследовалась цинга. Ею страдал Михаил Федорович, несколько меньше сам Алексей Михайлович, затем сильно и остро — сыновья от Милославской. Сразу же по восшествии на престол Федора Алексеевича врачи обследовали царя, которого даже во время похорон отца — от царского терема до Архангельского собора! — несли на носилках. Консилиум иноземных врачей пришел к выводу, что приключилась «ево государская болезнь не от внешняго случая и ни от какой порчи, но от его царского величества природы… та де цынга была отца ево государева… в персоне»[87].

Зато хорошим здоровьем отличались дочери Милославской. Дольше всех — 63 года — прожила Мария Алексеевна, увидевшая не только Полтавский триумф сводного брата, но даже окончание Северной войны.

Царевны, как показали события конца столетия, оказались не только крепки телом, но и бойки в поступках. Пошли ли они в этом смысле в мать? Едва ли. Виноваты скорее обстоятельства, время и отсутствие твердой руки, способной приструнить не в меру разнуздавшихся царевен.

Первый брак царя Алексея длился более двадцати лет. Срок немалый. Однако почти невозможно уловить влияние Марии Ильиничны на государя. Обреченная чуть ли не каждые полтора-два года рождать ребенка, часто пребывающая в дороге — то в очередном «богомольном походе», то в поездке из одного подмосковного дворцового села в другое — царица вела совсем не простой образ жизни.

Как уже отмечалось, она не стремилась вмешиваться в дела — не так воспитана! — однако все же с ее мнениями в отдельных случаях царь считался. Он долго терпел «выходки» знаменитой боярыни Морозовой, жены брата Бориса Ивановича, боярина Глеба Ивановича, староверческие симпатии которой ни для кого при дворе не были секретом. Но за боярыню горячо вступилась Мария Ильинична, и Тишайший молча закрывал глаза даже тогда, когда закрывать и молчать уже было просто невмоготу.

Из родни первой царицы более всех известен Илья Данилович Милославский. Вознесенный случаем, имя которому боярин Морозов, он вскоре занял видное место в окружении царя, несравненно более высокое, чем в свое время занимали Стрешневы. Не лишенный ловкости, побывавший даже в посольской отсылке за границей, он прочно усвоил главную истину, которая неизменно приносила ему успех — крепко держаться Бориса Ивановича. Даже когда после Московского бунта 1648 года судьбе было угодно, чтобы он заменил Бориса Ивановича почти на всех его постах, Илья Данилович не сделал никакой попытки занять истинное место зятя, подлинного правителя государства. Едва ли это было вызвано недостатком честолюбия или родственной привязанностью. Просто более молодой Илья Данилович признавал первенство Бориса Ивановича.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Милославский, Илья Данилович — Википедия

Эта статья должна быть полностью переписана.

На странице обсуждения могут быть пояснения.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Милославский.
Илья Данилович Милославский
Дата рождения 3 (13) июля 1595(1595-07-13)
Дата смерти 19 (29) мая 1668(1668-05-29) (72 года)
Гражданство Русское царство Русское царство
Род деятельности стольник, боярин
Отец Даниил Иванович Милославский
Мать Степанида[d]
Супруга Екатерина Фёдоровна (в девичестве Нарбекова)
Дети Анна, Екатерина, Ирина и Мария

Илья Данилович Милосла́вский (3 (13) июля 1595 (1595-07-13) — 19 (29) мая 1668) — стольник, боярин и дипломат. Отец царицы Марии Милославской, первый владелец Потешного дворца.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Семья и дети
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Биография

ru.wikipedia.org

VII. Царица Марья Ильинична (Милославская). Русские исторические женщины

VII. Царица Марья Ильинична (Милославская)

Царица Марья Ильинична, или, как ее тогда называли во всех государственных грамотах и других официальных актах, Марья Ильинична, из рода Милославских, была первой супругой царя Алексея Михайловича, но она была не первой избранной им невестой: честь эта выпала, было на долю другой девушки, которая кончила, впрочем, так же несчастливо, как и известная уже нам Марья Хлопова, первая невеста отца Алексея Михайловича, царя Михаила Федоровича, потерявшая счастье быть царицею потому только, что была слишком большая любительница сладкого.

Первый выбор царя Алексея Михайловича пал было на дочь дворянина Рафа или Федора Всеволожского.

Вот как современник, находившийся в то время в Москве, шведский поверенный в делах, Фербер, говорит об этом событии в письме своем в Ригу, как о самой свежей новости дня (письмо писано 1-го марта 1647 года):

«14-го февраля его даровому величеству представлены были во дворце, в большой зале, шесть девиц, выбранных из 200 других назначенными для того вельможами, и царь избрал себе в подруги дочь незнатного боярина Федора Всеволожского; когда девица сия услышала о том, то от великого страха и радости упала в обморок; великий князь и вельможи заключили из того, что она подвержена падучей болезни: ее отослали на три версты от Москвы к одному боярину, чтобы узнать, что с ней будет, между тем родители ее, которые поклялись, что она прежде была совершенно здорова, взяты под стражу. Ежели девица сия получит опять ту же болезнь, то родители и друзья их должны отвечать за то, и будут сосланы в ссылку. Некоторые думают, что великий князь после. Пасхи женится на другой».

Значит, письмо писано через две недели после самого события.

Неизвестно, что оказалось по испытанию здоровья девушки в доме помянутого боярина, жившего от Москвы в трех верстах, но дальнейшие свидетельства об этом времени показывают, что Всеволожские были столь несчастны, что все сосланы в Сибирь, подобно тому, как туда же были сосланы и Хлоповы.

Другие же современные свидетельства утверждают, что Всеволожская действительно была испорчена. Так, сохранилась грамота царя Алексее Михайловича с 10-го апреля 1647 года, – то есть, менее чем через два месяца после смотрин невест, от царя писано в Кирилов-Белозерский монастырь о заточении крестьянина боярина Романова (двоюродного брата царя), Мишки Иванова, а в грамоте, между прочим, сказано: «послан к вам в Кирилов монастырь, под крепкое начало, боярина нашего Никиты Ивановича Романова крестьянин Мишка Иванов за чародейство и за косной развод и за наговор, что объявился в Рафове деле Всеволожского, и для ссылки отдан стряпчему Филипу Ерастеву; и как к вам сия наша грамота придет, а колодника Мишку Иванова к вам в Кирилов монастырь привезут, и вы б его, взяв, велели посадить под начал старцу добру и крепкожительну и велели его держать под крепким началом с великим бережением».

Следовательно, происки против Всеволожской действительно были, и несчастная девушка погибла от придворной интриги. Иностранцы упрекают в этом любимца царского, Морозова, которому не хотелось, чтобы Всеволожские породнились с царем, тем более, что он уже прочил за Алексея Михайловича Марью Ильиничну Милославскую, а за себя сестру Анну, что весьма правдоподобно, так как и Фербер говорит: «некоторые думают, что великий князь после Пасхи женится на другой». Ясно, что уже указывали на «другую»: она и была, конечно, Марья Ильинична Милославская.

Другой современник описываемых событий, известный Котошихин, со своей стороны, говорит в пользу того мнения, что несчастную Всеволожскую испортили из зависти ближние придворные боярыни, ходившие за девушкой, когда она, по обычаю, была уже взята во дворец и поступила на все права царевны.

У Котошихина обстоятельство это рассказывается таким образом: «Царь с патриархом советовал, и со властьми и с бояре и с думными людьми говорил, чтобы ему сочетатися законным браком; и патриарх и власти на такое доброе дело к сочетанию законные любви благословили, а бояре и думные люди приговорили. И сведав царь у некоторого своего ближнего дочь, девицу добру, ростом и красотой и разумом исполнену, велел взять к себе на двор и отдать в бережение в сестрам своим, царевнам, и честь над нею велел держать, яко и над сестрами своими, царевнами, доколе сбудется веселье и радость. И искони в Российской земле лукавый дьявол всеял плевелы свои, аще человек хотя мало приидет в славу и честь и в богатство, не возненавидети не могут. У некоторых бояр и ближних людей дочери были, а царю об них к женитьбе ни об единой мысль не пришла: и тех девиц матери и сестры, которые жили у царевен, завидуя о том, умыслили учинить над той обранной царевной, чтоб извести, для того надеялися, что по ней возьмет царь дочь за себя которого иного великого боярина или ближнего человека, и скоро то и сотворили, упоиша ее отравами. Царь же о том велми печален был, и многи дни лишен был яди; и потом. не мыслил ни о каких высокородных девицах, понеже познал о том, что-то учинилось по ненависти и зависти».

Во всяком случае Всеволожская была загублена и сослана в Сибирь.

Только уже через пять или шесть лет вспомнили о ней и об ее семье: в Сибири их сначала пересылали из одного города в другой – из Яранска в Верхотурье, из Верхотурья в Тобольск. В «Тоболеск» велено было отправить их «без мотчанья», а с ними велено послать «боярского сына добра, да стрельцов, да казаков сколько пригоже».

В 1652-м году Всеволожским позволили, наконец, переехать в одну из дальних деревень Касимовского уезда.

Но Алексей Михайлович недолго оставался без невесты, – и Морозов скоро достиг своих тайных целей.

О вторичном избрании невесты Котошихин говорит следующее:

«И после того времени случился царю быть в церкви, где коронован, и узре некоторого московского дворянина Ильи Милославского две дочери в церкве стоят на молитве, послал по некоторых девиц в себе на двор, велел им того дворянина едину мнейшую дочь взяти к себе в верх; а, как пение совершилось и в то время царь пришед в свои хоромы, те девицы смотрел и возлюбил, и нарек царевной, и в соблюдение предале ее сестрам своим, и возложиша на нее царское одеяние, и поставил к ней для обереганья жен верных и богобоязливых, дондеже приспеет час женитбы».

Затем Котошихин говорит и о самой женитьбе:

«Царю ж отложивше всякие государственные и земские дела правити и расправу чинити, почал с своими князи и бояры и оволничими и думными людьми мыслити о жинитбе своей, кого из бояр и из думных и из ближних людей, и из их жен, обрати в какой свадебной чин, во отцово и в материно место, и в сидячие бояре и боярыни, и в поезжаня, в тысяцкие, и в бояре, и дружки, и в свах, и в свещники, и в коровайники, и в конюшенной чин, и в дворецкие, также и с царевнину сторону сидячих бояр и бояронь и дружек и свах. И мысли о том многие дни, указал, для такия своее царския радости, думным дьякам росписати на роспись: кому в каком в том свадебном чину бояром и овольничим и думным и ближним людем, и их женам, в чинех же быти, по своему обранию, кого в какой чин излюбил не по родом и не по чином и не по местом, где кому в каком чину указано быти и тому по тому и быти, а написав тое роспись, закрепити им же дьяком и поднести себе. А свой царской указ бояром, и окольничим, и думным и ближним людем велел сказати, при многих людех: чтоб они к тому дни, в которой день у него будет радость, в том чину кому где указано быть, были готовы без мест, не по роду и не по чином; а как у него будет радость, и в те дни будет кто из них бояр и окольничих и думных и ближних учинять в свадебном деле, породой своею или местом или чином, какую смуту, и в том свадебном деле учинится помешка, и того за его ослушание и смуту казнити, безо всякого милосердия, а поместья его и отчины взяти на царя; также и после сватбы никому никого никакими словами о свадебных чинах не поносити, и в случаи не ставити, кто кого в чину выше ни был, а кто кого учнет поносити, а себя высити, и про то сыщется, и тому от царя быти в великой опале и в наказании».

Выше мы уже видели описание свадебной церемонии при женитьбе великого князя Василия Ивановича на Елене Глинской. А теперь у Котошихина читаем более подробное описание всего свадебного чина на свадьбе Алексее Михайловича и потому считаем не лишним привести здесь любопытный подробности, которые при описании свадьбы Василия Ивановича не были упомянуты.

Невеста в церковь явилась закрытой, равно она закрыта была и тогда, когда, перед выходом в церковь, ей чесали косу.

«А вшед в церковь царь и царевна станут среди церкви, блиско олтаря, и постелются под них на чем стояти обяри золотной сколько доведется, и с одну сторону царя держат под руку дружка, а царевну сваха; и протопоп, устройся в одеяние церковное, начнет их венчати по чину, – в то время царевну открывают, и возлагает на них протопоп венцы церковные, а по венчании подносить им из единого сосуда пити вина французского красного, и снимает с них церковные венцы, и взложат на царя корону. И потом протопоп поучает их, как им жити: жене у мужа быти в послушестве, и друг на друга не гневатися, разве некия ради вины мужу поучити ее слехка жезлом, зане же муж жене яко глава на церкве».

При возвращении новобрачных из церкви, по Москве звонят колокола.

«Начинается пир. И садятся за столы царь с царицею, а бояре и чин свадебный за своими столами, и начнут носити есть, и едят и пьют до тех мест, как принесут еству третью, лебедя, и поставят на стол: – и в то время дружка у отца и у матери, и у тысецкого, благословляются новобрачному с новобрачной итти опочивать, и они их благословляют словом же; и царь, и царица, и отец, и мать, и иные немногие люди и жены, провожают их до той палаты, где им опочивать, и проводя пойдут все прочь по прежнему за стол, и едят и пьют до тех мест, как от царя ведомо будет. А как начнет царь с царицей опочивать, и в то время конюшей ездит около той палаты на коне, вымя мечь ноголо, и блиско к тому месту никто не приходит; и ездит конюшей во всю ночь до света. И спустя час боевой, отец и мать, и тысецкий посылают к царю и к царице спрашивати о здоровье, и как дружка приходя спрашивает о здоровье, и в то время царь отвещает, что в добром здоровье: будет доброе меж ними совершилось; а ежели не совершилось, и царь приказывает приходить в другой ряд, или и в третьие и дружка потому же приходит и спрашивает. И будет доброе меж ими учинилось, скажет царь, что в добром здоровье, и велит к себе быти всему свадебному чину и отцем и матерем, а протопоп не бывает; а когда доброго ничего не учинитца, тогда все бояре и свадебный чин разедутца в печали, не быв у царя».

Когда свадебное торжество кончилось, то по всем городам царства разосланы были грамоты, в которых говорилось: «в города и уезды, по монастырем игуменом и строителем и чорным попом с братиею, а по погостам и по восточным церквам попом и диаконом и всем церковным причетником, и государевым князем и дворяном, и головам, и сотникам, и земским и церковным старостам и всем православным христианом» оповестить, что царь «сочетался законному браку, а радость его государская была января в 16 день нынешнего 156 году» (т. е. 1648), «и как к вам сия грамота придет, и вам бы молиться и молебны петь со звоном о их государском многолетном здравии, соборне и келейне, по церковному уставу, и чтоб всемилостивейший Бог даровал им благоверные года, в наследие рода их, и покорил бы Бог врагов и супостат их под нозе их, и царства бы его государево сохранил мирно и немятежно».

В 1650-м году царица Марья Ильинична родила дочь Евдокию, и вот, по случаю этого торжества, патриарх пишет «богомольные грамоты» к архиепископам и епископам:

«В нынешнем 158-м году, февраля в 19 день, по прошению у Всемогущего в Троице славимого Бога благочестивого и христолюбивого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Русии и его благочестивый и христолюбивые царицы и великия княгини Марьи Ильичны, Бог простил ее государыню благоверную царицу и великую княгиню Марью Ильичну, и родила ему государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Русии дщерь, благочестивую царевну и великую княжну Евдокию Алексеевну», и потому вновь повелевалось «соборне и келейне петь молебны со звоном».

Когда, в 1654-м году, Марья Ильинична родила сына Алексея, то об этом оповещалось по царству еще с большим торжеством и в «богомольных грамотах» не просто говорилось, что «Бог простил царицу», а «благодатию Своею всесильной простил», и событие это называлось уже не просто рождением царевны, а «всемирной радостию».

Рождается, наконец, и царевна Софья, будущая соперница царя Петра, и о ней уже в богомольных грамотах говорится очень коротко и не упоминается даже о пении молебнов со звоном.

Всего же от царицы Марьи Ильиничны царь Алексей Михайлович имел шесть дочерей и пять сыновей.

Но Марья Ильинична, по-видимому, не была любима народом, отчасти потому, что Милославские и Морозов, женившийся, спустя 10 дней после царской свадьбы, на сестре царицы, Анне, были немилостивы к народу особенно же первые, которых обвиняли в притеснениях и «граблениях православных людей». Оттого в царствование Алексея Михайловича неоднократно вспыхивали бунты, а в народе иногда поносилось имя царицы.

Таким поносителем, между прочим, оказался, в 1651-м году, во Пскове, посадский человек Гришка Трясисоломин, известие о котором читаем в следующей царской грамоте, повелевавшей отрезать Трясисоломину язык:

«от царя и великого князя Алексея Михайловича всей Руси, в нашу отчину во Псков, окольничему и воеводе нашему князю Василию Петровичу Львову да дьяку нашему Дмитрию Шубину: писал к нам ты, окольничей наш и воевода князь Василей Петрович да дьяк Иван Степанов, что псковитин посадской человек, Гришка Трясисоломин, говорил про царицу нашу и великую княгиню Марью Ильичну непристойные речи, и с пыток в том винился, и вы того Гришку велели держать за сторожею; и как к вам сия наша грамота придет, и вы б того вора, Гришку Трясисоломина, за его воровския непристойныя речи, велели казнить, вырезать ему язык, и сослали его в Великий Новгород с женой и с детьми, с приставом и с провожатыми, с великим береженьем».

Немало неприятностей испытала Марья Ильинична и во время свирепствовавшего тогда морового поветрия. Алексей Михайлович находился при войске, а царица оставалась одна и, в сопровождении патриарха Никона, спасалась от мора в Калязине, в тамошнем монастыре.

Когда царица ехала в Калязин, то ей донесли, что перед тем временем через калязинскую дорогу провезено было тело умершей от заразы думной дворянки Гавреневой. И вот, во избежание опасности от этого для царицы, велено было по обе стороны дороги, сажен на десять и более, наложить кучи дров и выжечь гораздо, уголья и пепел с землею свезти, и насыпать новой земли, привезя оную издалека».

Затем, по отсутствию царя, царице доносили, что в Москве проявилась Степанида-калужанка с братом Терешкой, которая рассказывает разные видения и запрещает, будто бы, печатать книги, так как в это время происходило предпринятое Никоном исправление и печатание церковных книг. Марья Ильинична, под руководством, конечно, Никона, отвечает на Москву: «Степанидка с братом своим Терешкой в речах рознились, из чего ясно, что они солгали, и вы бы вперед таким небыличным вракам не верили: печатный двор запечатан давно и книг печатать не велено для торгового поветрия, а не для их бездельных врак».

Царица Марья Ильинична скончалась 3-го марта 1669 года: «Божьими праведными судьбами – как говорилось в царских грамотах – наша великая государыня, благочестивая царица и великая княгиня Марья Ильична остави земное царствие и преселилась в вечный покой».

Через три года царь взял себе другую супругу, знаменитую мать преобразователя России и «Царя работника», Наталью Кирилловну Нарышкину, к характеристике которой мы и переходим.

Вообще же личность Марьи Ильиничны в памятниках того времени отражается бледным, как бы недоконченным образом, и образ этот много уступает образу ее преемницы, которая является живым человеком, выпестовавшим такого великого «сына Петруньку», каким она передала его России, умирая в тот самый момент, когда кончалась ее материнская миссия по отношению к сыну.

О сестре Марьи Ильиничны, Анне Морозовой, упоминается, что она будто бы спасла царя Алексея Михайловича, когда, во время псковского бунта, под царскую палату подкатили будто бы зелья.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Мария Ильинична Милославская — Традиция

Мари́я Ильи́нична Милосла́вская (1 (11) апреля 1624(16240411), Москва — 3 (13) марта 1669, Москва) — царица, 1-я жена царя Алексея Михайловича, мать Фёдора III, Ивана V и царевны Софьи Алексеевны.

Принадлежала к дворянскому роду Милославских, в XIV вышедших из Польши. Дочь стольника Ильи Даниловича Милославского, сторонника Бориса Морозова.

Свадьба[править]

В 1647 году по традиции, начавшейся со времени Ивана ΙΙΙ, когда его жена София Палеолог возобновила древний византийский обычай, для выбора супруги русскому царю был устроен смотр невест из русских красавиц. На смотр к Алексею привели почти двести девушек. Свой выбор он остановил на Евфимии Фёдоровне Всеволожской, дочери касимовского помещика. Царь отправил ей платок и кольцо в знак обручения.

Однако, согласно сообщению Олеария, свадьба была расстроена боярином Борисом Морозовым, царским воспитателем, обладавшем при дворе большой властью. Он желал породниться с царём, женив Алексея Михайловича на одной из сестёр Милославских — Марии, а себе взяв в жёны другую — Анну. Морозов подкупил парикмахера, и тот во время обряда наречения царской невестой так стянул девушке волосы, что она упала в обморок. Подкупленный Морозовым врач усмотрел в этом признаки падучей болезни. Отца невесты обвинили в сокрытии болезни и со всей семьёй отправили в ссылку в Тюмень.[1] (Аналогичный случай произошёл с отцом Алексея: выбранная им на смотре Мария Хлопова тоже была «изведена интригами» и сослана).

Яков Казанец. Святитель Алексий Человек Божий и преподобная Мария Египетская. Весна 1648 г. Икона написана к бракосочетанию царя Алексея Михайловича с царицей Марией Ильиничной

Боярин Морозов представил царю другую невесту — Марию Ильиничну Милославскую. По сообщению Григория Котошихина царь сам заметил её в церкви и повелел взять во дворец где «тое девицы смотрел и возлюбил и нарек царевной и в соблюдение предаде её сестрам своим, дондеже приспеет час женитьбы».[2] Девушка была красивой, доктора признали её здоровой. Венчание состоялось через два дня после объявления, 16 января 1648 года в Москве. По настоянию царского духовника на ней не были допущены «кощуны, бесовские играния, песни студные сопельные и трубное козлогласование», а исполнялись духовные песни — это находилось в русле царских указов 1648 года, когда в течение нескольких месяцев во всей стране были запрещены все увеселения, игры, празднества и шутки из-за религиозной ревности патриарха Иосифа.

Через 10 дней после этой свадьбы Морозов обвенчался с сестрой царицы.

Жизнь в браке[править]

Мария Ильинична, которая была старше мужа на 5 лет, родила Алексею Михайловичу 13 детей.

Во время Соляного бунта 1648 года, состоявшегося вскоре после свадьбы, царь с женой находились в Коломенском. Несмотря на то, что чернь требовала выдачи Морозова, расчёт последнего оказался верным, и царь не выдал свояка.

В 1654 и 1660 годах принимала в Золотой палате грузинскую царицу Елену Леоновну. В 1654 году, когда в Москве свирепствовало моровое поветрие, Мария Ильинична с детьми и всем двором нашли убежище в Калязинском монастыре; с нею был там и патриарх Никон; «царица с двором помещалась в построенном в 1641 г. братском корпусе, с того времени получившем название царского, а патриарх Никон в настоятельском, получившем с тех пор название патриаршего. Царица Мария в следующем, 1655 г., в память своего пребывания в Колязином монастыре исходатайствовала ему степень архимандрии»[3].

Благотворительность и церковная жизнь[править]

Отличалась благотворительностью. Во время царского похода 1654 г. Царица Мария Ильинична выделила средства на устройство по городам госпиталей для больных и увечных. Помогал царице в её благотворительной деятельности Федор Михайлович Ртищев.

Своей небесной покровительницей считала св. Марию Египетскую, культ которой стал более важным в период её жизни. Единственным храмом преподобной Марии в Москве в XVII веке была церковь на Сретенке. «С 1648 года празднование 1 апреля в честь святой Марии в Сретенском монастыре приобретает характер государственного праздника, на который съезжаются бояре, митрополиты, приходит торжественным выходом из Кремля патриарх. В 1668 году патриарх Иоасаф II поздравлял царицу в Сретенской обители: „Марта 31-го, святейший патриарх ходил в Стретенский монастырь, что на Устретенке, к вечерне и к молебну для празднества преподобной Марии Египецкия и для имянин государыни царицы и великой княгини Марьи Ильиничны, и на монастыре и идучи дорогою роздано нищим и бедным милостины 3 руб(ля)“. В 1651—1652 годах Алексей Михайлович и Мария Ильинична вложили в Сретенскую обитель икону „Святые Алексий, человек Божий, и Мария Египетская“ для местного ряда иконостаса собора. С царицей Марией Ильиничной связан также так называемый Мариинский колокол, изготовленный для церкви преподобной Марии Египетской в 1668 году. Торжественное почитание святой Марии Египетской в Сретенском монастыре как покровительницы царского рода Романовых-Милославских продолжалось и после смерти Марии Ильиничны (в 1669 году) вплоть до кончины царя Иоанна Алексеевича 29 января 1696 года. С царицей Марией Ильиничной связан также так называемый Мариинский колокол, изготовленный для церкви преподобной Марии Египетской в 1668 году»[4].

Торжественный выход царицы Марии Ильиничны в церковь. Рисунок из Альбома Мейерберга. XVII в.

Троицкий Оптин монастырь (Болхов) также пользовался её вниманием — она была болховской уроженкой (Имение её отца «Ильинское» находилось в трех верстах от Болхова). Здесь приняли «последнее целование» отец царицы Илия Милославский и её сестра Анна.

Смерть[править]

Скончалась 3 (13) марта 1669 года, в День прославления иконы Божией Матери «Волоколамская». «Государыня скончалась от родильной горячки через пять дней после тяжелейших родов, в которых Царица разрешилась от бремени восьмой Венценосной дочерью Евдокией Алексеевной младшей (1669—1669), прожившей, к несчастью, лишь два дня и скончавшейся 28 февраля (10 марта) 1669 года». К этому времени в живых оставалось 10 из 13 её детей, через три месяца скончался царевич Симеон, а ещё через несколько месяцев царевич Алексей.

Через 6 дней после её кончины царю исполнилось 40 лет, 21 из которых он прожил в браке. Спустя 23 месяца и девять дней он женился вторично на Наталье Кирилловне Нарышкиной.

Мария Милославская похоронена в Вознесенском соборе Вознесенского девичьего монастыря Московского Кремля. Её гробница была второй направо от южных ворот. «В течение трех лет по её кончине государь и супруг её пожертвовал в монастырь две печатные книги бесед святого Иоанна Златоуста с надписью на них и устроил над надгробием великой княгини бархатный покров, а также подарил в монастырь серебряное золоченое блюдо»[5][неавторитетный источник?][?]. После его разрушения в 1929 её останки перенесены в подвал Архангельского собора Московского Кремля.

Государь заказал сорокоуст для поминовения царицы в храме, который именовался в то время Новая церковь Спас, что у Троицких ворот в Кремле.

Сказание о чудесах от икон Богородицы в Успенском девичьем монастыре Александровой слободы упоминает о чудесных явлениях покойной царицы Марии Ильиничны, покровительницы этого монастыря, монахиням этого монастыря:

Прихождаше некая девица именем Мавра из слободы Александровы, била челом отцу Корнилию, приходя в монастырь 5 лет, дабы ея принял во святую обитель и причел ко избранному стаду. Отец же Корнилий, видев ея слезы и прилежное прошение, прият ю. Она же поживе лето еди но, отец же Корнилий возложи на ню аггелский образ. Она же поживе 11 лет во мнишестве, в тяшких трудех и службах монастырских. По сем диаволским наваждением, от неразумия своего клятся клятвою великою, проклиная жизнь свою. И в тои час удари ея о землю, и пребысть в той болезни лютой годищное время. Видя же себе толико страждущу зелне, начат со слезами молитися Богу и Пресвятеи Богородице с великою верою и с сокрушенным сердцем. По сем видит в видении благоверную царицу Марию Ильичну со двема аггелома, среди трапезы стоящую. Монахиня же, трепещуще, стояше. Благоверная рече ей: «Старица, приближися ко мне». Она же рече: «Не смею, госпоже моя, приближитися к тебе, понеже заповедано нам от наставника нашего не приближатися к Вашему царскому величеству». Рече же ей царица: «Приближися ко мне, не бойся». Она же пришедши и припаде к честным ногам ея, и нача со слезами молитися. Благоверная же царица и великая княиня Мария Ильична глагола ей: «Остани». Она же, воставши от земли, просящи прощения. Благоверная же царица велиим гласом рече к ней: «Старица! Почто тако кленешися? Престани клятися — и исцелееши от недуга твоего». Паки виде видение старица Мария, держащи в своей руце икону Успения Пресвятыя Богородицы, а в другой руце — икону Казанския Богородицы. Тогда глас бысть от образа Успения Пресвятыя Богородицы, глаголющ ей: «Престани клятися, Марие, и здрава будеши от недуга твоего». И тако невидима бысть[6].

Царица Мария Ильинична родила 13 детей:

  1. Дмитрий (1648—1649), умер младенцем
  2. Евдокия (1650—1712), незамужняя.
  3. Марфа Алексеевна (1652—1707), незамужняя, в 46 лет приняла постриг.
  4. Алексей (1654—1670), умер в 16 лет.
  5. Анна (1655—1659), скончалась в детском возрасте.
  6. Софья (1657—1704), регентша России в 1682—1689.
  7. Екатерина (1658—1718), незамужняя, крестила в православие будущую Екатерину Ι.
  8. Мария (1660—1723), незамужняя.
  9. Феодор III (1661—1682), царь в 1676—1682
  10. Феодосия (1662—1713), жила в Москве, а с 1708 в Санкт-Петербурге. Незамужняя, в 1698 году приняла монашеский постриг с именем Сусанна.
  11. Симеон (1665—1669), умер ребёнком.
  12. Иван V (1666—1696), царь (вместе с Петром Ι) с 1682—1696.
  13. Евдокия (1669—1669), умерла во младенчестве.
  • Пчелов Е. В. Романовы. История династии — М.: Олма — Пресс, 2002. С. 30, 38 — 54.
  • Кузнецова И. С. Софья: несостоявшаяся союзница Петра Великого — Янтарный сказ, 2004. С. 14 — 15.
  • Детлеф Й. Русские царицы — Аст • Астрель, 2006. С. 59.

traditio.wiki

Екатерина Федоровна Нарбекова — Родовод

рождение: 1623, «полу-лях», казацких предков не имел, образование получил в униатской школе
войсковое звание: 1648, Чигирин, Черкасский полк, Малороссия, Начал службу в Войске Запорожском, как старший джура (слуга) при гетмане Богдане Хмельницком
войсковое звание: 1649, Чигирин, Черкасский полк, Малороссия, Упоминается в реестре 1649 года среди казаков Чигиринской сотни
войсковое звание: после 16 август 1657, Киев, Малороссия, Русское царство, После смерти Богдана Хмельницкого верно служил его сыну Юрию, уехал с ним в Киев и жил в одном доме, исполняя обязанности слуги
титул: с 1659 по 1663, Малороссия, Русское царство, Избран кошевым атаманом Запорожской Сечи и безуспешно попытался отбить у гетмана Ивана Выговского Чигирин
войсковое звание: ок. март 1660?, Чигирин, Черкасский полк, Малороссия, Русское царство, Наместник в Чигирине, назначен гетманом Юрием Хмельницким на время похода на Львов
войсковое звание: 8 октябрь 1660, Лохвица, Лохвицкая сотня, Полтавский полк, Малороссия, Русское царство, Бежал из Чигирина в Лохвицу к князю Борису Мышецкому после капитуляции Юрия Хмельницкого в битве под Слободищем и перехода гетмана на сторону Речи Посполитой
войсковое звание: 1661, Москва, Русское царство, Отправился из Лохвицы в Москву за царской поддержкой
войсковое звание: 1662, Вновь избран кошевым атаманом Запорожской Сечи Левобережной Украины
войсковое звание: январь 1663, Лівобережна Україна, Провозглашён «кошевым гетманом» Левобережной Украины в противовес наказному гетману Якиму Сомко
войсковое звание: июнь 1663, Нежин, Нежинский полк, Малороссия, Русское царство, На Чёрной раде в Нежине Иван Брюховецкий был избран гетманом Левобережной Украины. Представители враждебной Брюховецкому старшины были арестованы и потом сосланы в Сибирь, Сомко и Золотаренко - казнены
войсковое звание: с 22 январь 1664 по 9 февраль 1664, Глухов, Глуховский полк, Малороссия, Русское царство, Гетман. Участвовал в обороне Глухова от польско-татарских войск, которая предопределила провал похода короля Яна II Казимира на Левобережную Украину
войсковое звание: 11 февраль 1664, Гетман. Участвовал в битве на переправе через Десну у села Пироговка под Новгородом-Северским, в которой русско-казацкое войско одержало победу над польской армией короля Яна II Казимира при её отступлении
войсковое звание: сентябрь 1665, Москва, Русское царство, За оборону Глухова и Пироговскую битву Гетман получил дворянский придворный чин: боярин и в вечное владение Шестаковскую сотню в Стародубском полку и двор в Москве, где бы он на всякий случай мог найти приют. В ответ Брюховецкий подписал с царским правительством Московские статьи, существенно ограничившие автономию Гетманщины
брак: ♀ Дарья Дмитриевна Долгорукова (Брюховецкая) , Москва, Русское царство, Царь Алексей Михайлович сам устраивал этот брак
войсковое звание: декабрь 1665, Лохвица, Полтавский полк, Малороссия, Русское царство, Гетман. Вернулся из Москвы в Малороссию. Попытки реализовать Московские Статьи привели к стремительному падению авторитета гетмана
войсковое звание: 1667, Андрусовский договор закончил войну России с Польшей (1654-1667), но политически закрепил разделение территории Украины на левобережье и правобережье. Правобережный гетман Пётр Дорошенко уговарил Левобережного гетмана Ивана Брюховецкого отказаться от Москвы, обещая помочь ему сделаться гетманом обеих сторон Днепра под покровительством Турции и Крыма
войсковое звание: 1 январь 1668, Гадяч, Гадячский полк, Малороссия, Русское царство, Чувствуя непрочность своего положения в Русском царстве и стремясь сохранить власть гетмана, на съезде полковников Брюховецкий объявил разрыв с Москвой и объединение с правобережной частью Гетманщины
войсковое звание: март 1668, Гадяч, Гадячский полк, Малороссия, Русское царство, Пётр Дорошенко потребовал, чтобы Брюховецкий отдал булаву и присягнул ему. Обманутый Брюховецкий попытался договориться с султаном и принять протекцию Турции. Султан согласился и в Гадяче Брюховецкий присягнул на верность Турции
смерть: 17 июнь 1668, Сербово поле близ Диканьки, Полтавский полк, Малороссия, Русское царство, Убит собственными левобережными казаками во время встречи войск Правобережной и Левобережной Украины и совместной генеральной рады. По приказу гетмана объединённой Украины Петра Дорошенко, тело Брюховецкого было перевезено в город Гадяч и там похоронено со всеми гетманскими почестями в построенной им церкви

ru.rodovid.org

Илья Данилович Милославский р. 3 июль 1594 ум. 19 май 1668 — Родовод

рождение: 1623, «полу-лях», казацких предков не имел, образование получил в униатской школе
войсковое звание: 1648, Чигирин, Черкасский полк, Малороссия, Начал службу в Войске Запорожском, как старший джура (слуга) при гетмане Богдане Хмельницком
войсковое звание: 1649, Чигирин, Черкасский полк, Малороссия, Упоминается в реестре 1649 года среди казаков Чигиринской сотни
войсковое звание: после 16 август 1657, Киев, Малороссия, Русское царство, После смерти Богдана Хмельницкого верно служил его сыну Юрию, уехал с ним в Киев и жил в одном доме, исполняя обязанности слуги
титул: с 1659 по 1663, Малороссия, Русское царство, Избран кошевым атаманом Запорожской Сечи и безуспешно попытался отбить у гетмана Ивана Выговского Чигирин
войсковое звание: ок. март 1660?, Чигирин, Черкасский полк, Малороссия, Русское царство, Наместник в Чигирине, назначен гетманом Юрием Хмельницким на время похода на Львов
войсковое звание: 8 октябрь 1660, Лохвица, Лохвицкая сотня, Полтавский полк, Малороссия, Русское царство, Бежал из Чигирина в Лохвицу к князю Борису Мышецкому после капитуляции Юрия Хмельницкого в битве под Слободищем и перехода гетмана на сторону Речи Посполитой
войсковое звание: 1661, Москва, Русское царство, Отправился из Лохвицы в Москву за царской поддержкой
войсковое звание: 1662, Вновь избран кошевым атаманом Запорожской Сечи Левобережной Украины
войсковое звание: январь 1663, Лівобережна Україна, Провозглашён «кошевым гетманом» Левобережной Украины в противовес наказному гетману Якиму Сомко
войсковое звание: июнь 1663, Нежин, Нежинский полк, Малороссия, Русское царство, На Чёрной раде в Нежине Иван Брюховецкий был избран гетманом Левобережной Украины. Представители враждебной Брюховецкому старшины были арестованы и потом сосланы в Сибирь, Сомко и Золотаренко - казнены
войсковое звание: с 22 январь 1664 по 9 февраль 1664, Глухов, Глуховский полк, Малороссия, Русское царство, Гетман. Участвовал в обороне Глухова от польско-татарских войск, которая предопределила провал похода короля Яна II Казимира на Левобережную Украину
войсковое звание: 11 февраль 1664, Гетман. Участвовал в битве на переправе через Десну у села Пироговка под Новгородом-Северским, в которой русско-казацкое войско одержало победу над польской армией короля Яна II Казимира при её отступлении
войсковое звание: сентябрь 1665, Москва, Русское царство, За оборону Глухова и Пироговскую битву Гетман получил дворянский придворный чин: боярин и в вечное владение Шестаковскую сотню в Стародубском полку и двор в Москве, где бы он на всякий случай мог найти приют. В ответ Брюховецкий подписал с царским правительством Московские статьи, существенно ограничившие автономию Гетманщины
брак: ♀ Дарья Дмитриевна Долгорукова (Брюховецкая) , Москва, Русское царство, Царь Алексей Михайлович сам устраивал этот брак
войсковое звание: декабрь 1665, Лохвица, Полтавский полк, Малороссия, Русское царство, Гетман. Вернулся из Москвы в Малороссию. Попытки реализовать Московские Статьи привели к стремительному падению авторитета гетмана
войсковое звание: 1667, Андрусовский договор закончил войну России с Польшей (1654-1667), но политически закрепил разделение территории Украины на левобережье и правобережье. Правобережный гетман Пётр Дорошенко уговарил Левобережного гетмана Ивана Брюховецкого отказаться от Москвы, обещая помочь ему сделаться гетманом обеих сторон Днепра под покровительством Турции и Крыма
войсковое звание: 1 январь 1668, Гадяч, Гадячский полк, Малороссия, Русское царство, Чувствуя непрочность своего положения в Русском царстве и стремясь сохранить власть гетмана, на съезде полковников Брюховецкий объявил разрыв с Москвой и объединение с правобережной частью Гетманщины
войсковое звание: март 1668, Гадяч, Гадячский полк, Малороссия, Русское царство, Пётр Дорошенко потребовал, чтобы Брюховецкий отдал булаву и присягнул ему. Обманутый Брюховецкий попытался договориться с султаном и принять протекцию Турции. Султан согласился и в Гадяче Брюховецкий присягнул на верность Турции
смерть: 17 июнь 1668, Сербово поле близ Диканьки, Полтавский полк, Малороссия, Русское царство, Убит собственными левобережными казаками во время встречи войск Правобережной и Левобережной Украины и совместной генеральной рады. По приказу гетмана объединённой Украины Петра Дорошенко, тело Брюховецкого было перевезено в город Гадяч и там похоронено со всеми гетманскими почестями в построенной им церкви

ru.rodovid.org

Мария Ильинична Милославская (Романова) р. 1 апрель 1624 ум. 3 март 1669 — Родовод

Материал из Родовод.

Запись:59817

События

1 апрель 1624 рождение: Москва, Россия

16 январь 1648 брак: ♂ Алексей Михайлович Тишайший Романов [Романовы] р. 19 март 1629 ум. 26 январь 1676

с 16 январь 1648 по 3 март 1669 титул: Царица

22 август 1648 рождение ребёнка: ♂ Дмитрий Алексеевич Романов [Романовы] р. 22 август 1648 ум. октябрь 1649

17 февраль 1650 рождение ребёнка: ♀ Евдокия Алексеевна Романова [Романовы] р. 17 февраль 1650 ум. 10 март 1712

4 сентябрь 1652 рождение ребёнка: ♀ Марфа Алексеевна Романова [Романовы] р. 4 сентябрь 1652 ум. 18 июль 1707

15 февраль 1654 рождение ребёнка: ♂ w Алексей Алексеевич Романов [Романовы] р. 15 февраль 1654 ум. 17 январь 1670

январь 1655 рождение ребёнка: ♀ Анна Алексеевна Романова [Романовы] р. январь 1655 ум. май 1659

17 сентябрь 1657 рождение ребёнка: ♀ Софья Алексеевна Романова [Романовы] р. 17 сентябрь 1657 ум. 3 июль 1704

ноябрь 1658 рождение ребёнка: Москва, Россия, ♀ Екатерина Алексеевна Романова [Романовы] р. ноябрь 1658 ум. май 1718

28 январь 1660 рождение ребёнка: Москва, Россия, ♀ w Мария Алексеевна Романова [Романовы] р. 28 январь 1660 ум. 20 март 1723

30 май 1661 рождение ребёнка: Москва, Россия, ♂ Федор III Алексеевич Романов [Романовы] р. 30 май 1661 ум. 27 апрель 1682

7 июнь 1662 рождение ребёнка: ♀ Феодосия Алексеевна Романова [Романовы] р. 7 июнь 1662 ум. 25 декабрь 1713

апрель 1665 рождение ребёнка: ♂ Симеон Алексеевич Романов [Романовы] р. апрель 1665 ум. 29 июнь 1669

27 август 1666 рождение ребёнка: Москва, Россия, ♂ Иван V Алексеевич Романов [Романовы] р. 27 август 1666 ум. 29 январь 1696

1669 рождение ребёнка: ♀ Евдокия Алексеевна Романова [Романовы] р. 1669 ум. 1669

3 март 1669 смерть: Москва, Россия

похороны: Москва, Россия, Вознесенский собор Вознесенского девичьего монастыря Московского Кремля

Ближайшие предки и потомки

Прародители

Прародители

Родители

Родители

 

== 3 ==

♂ Алексей Михайлович Тишайший Романов рождение: 19 март 1629, Москва, Русское царство
титул: 1645, Москва, Русское царство, Великий князь Московский
титул: 14 июль 1645, Москва, Русское царство, Русский царь
брак: ♀ Мария Ильинична Милославская (Романова)
брак: ♀ Наталья Кирилловна Нарышкина (Романова)
смерть: 26 январь 1676, Москва, Русское царство

== 3 ==

Дети

♂ Пётр I Великий Алексеевич Романов рождение: 9 июнь 1672, Москва, Русское царство, Теремный дворец Кремля
титул: Царевич
титул: с 7 май 1682 по 8 февраль 1725, Царь России
титул: с 7 май 1682 по 8 февраль 1696, Соправитель России (с Иваном V)
...: 5 июль 1682, коронация (Царь)
брак: ♀ Евдокия Фёдоровна Прасковья Илларионовна Елена Лопухина , Москва, Россия
развод: ♀ Евдокия Фёдоровна Прасковья Илларионовна Елена Лопухина
брак: ♀ Екатерина I Алексеевна (Марта Елена Самуиловна) Скавронская (Михайлова, Романова)
смерть: 8 февраль 1725, Санкт-Петербург, Российская империя
похороны: после 8 февраль 1725, Санкт-Петербург, Российская империя, Петропавловский собор ♂ Федор III Алексеевич Романов рождение: 30 май 1661, Москва, Россия
титул: с 17 январь 1670 по 8 февраль 1676, Цесаревич
титул: с 8 февраль 1676 по 7 май 1682, Царь России
...: 18 июнь 1676, коронация
брак: ♀ Агафья Семёновна Грушецкая (Грушевская, Романова)
брак: ♀ Марфа Матвеевна Апраксина (Романова)
смерть: 27 апрель 1682, Москва, Россия
похороны: Архангельский собор, Кремль, Москва, Россия ♀ Прасковья Фёдоровна Салтыкова (Романова) рождение: 12 октябрь 1664, Смоленск, Русское царство
титул: с 19 январь 1684 по 8 февраль 1696, Москва, Русское царство, царица
брак: ♂ Иван V Алексеевич Романов , Москва, Русское царство
смерть: 13 октябрь 1723, Санкт-Петербург, Российская империя, Похороны: Благовещенская церковь, Александро-Невская лавра, Санкт-Петербург

Дети

Внуки

♂ Илья Фёдорович Романов

рождение: 21 июль 1681, Москва, Россия
титул: Царевич
смерть: 30 июль 1681, Москва, Россия, умер в младенчестве

♀ Мария Ивановна Романова

рождение: 31 март 1689, Москва, Русское царство, Титул: царевна
смерть: 23 февраль 1692, Москва, Русское царство, умерла в детстве

♀ Феодосия Ивановна Романова

рождение: 14 июнь 1690, Москва, Русское царство, Титул: царевна
смерть: 22 май 1691, Москва, Русское царство, умерла в младенчестве

♀ Анна Иоанновна Романова рождение: 17 февраль 1693, Москва, Русское царство
брак: ♂ Фридрих III Вильгельм Курляндский
титул: с 11 ноябрь 1710 по 26 февраль 1730, Герцогиня Курляндская
титул: с 26 февраль 1730 по 28 октябрь 1740, Императрица России
...: 9 май 1730, коронация
смерть: 17 октябрь 1740, Санкт-Петербург, Российская империя, Похороны: Петропавловский собор, Санкт-Петербург

Внуки

ru.rodovid.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о