Ангелы ислам: 6 ангелов, упоминаемых в Священном Коране

Содержание

6 ангелов, упоминаемых в Священном Коране

В Коране упоминаются имена следующих ангелов:

1) Джибриль (мир ему)

Всевышний Аллах в Коране сказал:

يَوْمَ يَقُومُ الرُّوحُ وَالْمَلَـئِكَةُ صَفّاً لاَّ يَتَكَلَّمُونَ 

«В тот день, когда Рух (Джибриль) и ангелы станут рядами, не будет говорить никто». (Сура Ан-Наба: 40)

Словом, «Рух»(дух) здесь назван ангел Джибриль. Так сказали Аш-Ша`аби,Са`ид ибн Джубейр и Ад-Даххак (да будет доволен ими Аллах).

Об этом свидетельствуют и другие слова Всевышнего Аллаха:

نَزَلَ بِهِ الرُّوحُ الاٌّمِينُ — عَلَى قَلْبِكَ لِتَكُونَ مِنَ الْمُنْذِرِينَ 

«Верный Рух (Джибрил) сошёл с ним (откровением) на твоё сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает». (сура Аш-Шуара:193-194)

Аль Мукатиль ибн Хаийян сказал: «Рух – это самый благородный из ангелов, наиболее близкий к Аллаху Всемогущему, и он передатчик откровения».

Исходя из своих безосновательных заблуждений иудеи считали ангела Джибриля врагом.

Абдуллах Ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал, комментируя слова Аллаха:

 وَيَسْـَلُونَكَ عَنِ الرُّوحِ

«Они спрашивают тебя о духе». Этот аят был ниспослан, когда иудеи спросили у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Расскажи нам о душе, как может быть душа подвержена мучению в теле, ведь о душе знает только Аллах?» И до этого не было ниспослано ничего по поводу души. Тогда пришёл Джибриль (мир ему) и сказал ему:

وَيَسْـَلُونَكَ عَنِ الرُّوحِ قُلِ الرُّوحُ مِنْ أَمْرِ رَبِّى

«Они спрашивают тебя о духе. Скажи: «Дух от повеления Господа моего»». И так же Пророк (мир ему и благословение Аллаха) передал им. Тогда они спросили: «Кто сказал тебе об этом?» Он ответил:

«جَاءَنِي بِهِ جِبْرِيلُ مِنْ عِنْدِ الله»

«Ко мне пришёл Джибриль от Аллаха». Они сказали: «Клянёмся Аллахом, никто не мог сказать тебе этого, кроме нашего врага (то есть Джибриля)».

И тогда Аллах ниспослал слова:

قُلْ مَن كَانَ عَدُوًّا لِّجِبْرِيلَ فَإِنَّهُ نَزَّلَهُ عَلَى قَلْبِكَ بِإِذْنِ اللَّهِ مُصَدِّقًا لِّمَا بَيْنَ يَدَيْهِ

«Скажи: “Кто является врагом Джибрилю” Джибриль низвёл его (Коран) на твоё сердце с соизволения Аллаха в подтверждение правдивости того, что было прежде». (сура аль-Бакара: 97)

 

2) Микаиль (мир ему)

Всевышний Аллах в Коране говорит:

مَن كَانَ عَدُوًّا للَّهِ وَمَلائِكَتِهِ وَرُسُلِهِ وَجِبْرِيلَ وَمِيكَالَ فَإِنَّ اللَّهَ عَدُوٌّ للْكَـافِرِينَ

«Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками Джибрилем и Микаилем (мир им), тому Аллах является врагом неверующих». (сура Аль-Бакара: 98)

Ибн Абу Джафар ибн Джарир ат-Табари сказал: «Знатоки тафсира убеждены в том, что этот аят был ниспослан как ответ иудеям, утверждавшим, что Джибриль (мир ему) является врагом иудеев, а Микаиль (мир ему) является их другом».

Также Всевышний Аллах в другом аяте говорит:

بِأَلْفٍ مِّنَ الْمَلَائِكَةِ مُرْدِفِينَ

«Тысячью ангелов, следующих друг за другом». (сура Аль-Анфаль: 9) То есть спускающихся друг за другом.

Али ибн Абу Тальха аль-Вабили сообщает, что ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Аллах поддержал Своего посланника (мир ему и благословение Аллаха) и верующих тысячью ангелами. Джибриль пришёл с пятью сотнями крылатых ангелов, и Микаиль пришёл с пятью сотнями крылатых ангелов».

 

3) Исрафиль (мир ему)

Всевышний Аллах Коране говорит:

مُهْطِعِينَ إِلَى الدَّاعِ ۖ يَقُولُ الْكَافِرُونَ هَٰذَا يَوْمٌ عَسِرٌ

«Они устремятся к глашатаю (Исрафилю), и неверующие скажут: «Это – Тяжкий день!» (аль-Камар: 8)

Также Аллах говорит:

وَلَهُ الْمُلْكُ يَوْمَ يُنفَخُ فِى الصُّورِ

 «Ему принадлежит власть в тот день, когда подуют в трубу

». (сура Аль-Анаам: 73)

Под трубой (Ас-Сур) здесь подразумевается рог, в который подует ангел Исрафиль (мир ему). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 «إِنَّ إِسْرَافِيلَ قَدِ الْتَقَمَ الصُّورَ، وَحَنَى جَبْهَتَهُ يَنْتَظِرُ مَتَى يُؤْمَر فَيَنْفُخ»

«Поистине, Исрафиль уже пригубил рог и опустил лоб – ждёт, когда ему будет приказано, и он подует в него». (Муслим)

От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вставал на ночное бдение в молитве, он возносил следующую мольбу:

«اللَّهُمَّ ربَّ جِبْرَائِيلَ وَمِيكَائِيلَ وَإِسْرَافِيلَ، فَاطِرَ السَّموَاتِ وَالْأَرْضِ»

«О Боже, Господь Джибриля, Микаиля и Исрафиля, Творец небес и земли…

». (Бухари)

 

4) Израиль (мир ему)

Израиль – это ангел смерти, который забирает души умирающих людей. В Коране и в хадисах он упоминается не под этим именем, а под именем ангел смерти (Малак аль-мавт).

В Коране говорится:

 حَتَّى إِذَا جَآءَتْهُمْ رُسُلُنَا يَتَوَفَّوْنَهُمْ قَالُواْ أَيْنَ مَا كُنتُمْ تَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ قَالُواْ ضَلُّواْ عَنَّا 

«А когда же к ним явятся Наши посланцы, чтобы завершить их жизнь, они скажут: «Где те, к кому вы взывали вместо Аллаха?» Они скажут: «Они бросили нас!»» (сура Аль-Аараф: 37)

Всевышний Аллах сообщает о том, что когда ангел (Израиль) будет умертвлять многобожников, то те ужаснутся, а их души будут забирать прямо в ад. Им скажут: «Где то, что вы придавали в сотоварищи Аллаху при жизни? Вы взывали к ним, поклонялись им наряду с Аллахом. Так позовите же их, дабы они избавили вас от того, что вы испытываете».

Идолопоклонники ответят им: «Они пропали от нас!» – то есть бросили нас.

 

5) Кираман-Кятибин

Ангелы, записывающие поступки и слова людей.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَإِنَّ عَلَيْكُمْ لَحَافِظِينَكِرَامًا كَاتِبِينَيَعْلَمُونَ مَا تَفْعَلُونَ 

«Воистину, над вами есть хранители – благородные писцы, которые знают обо всём, что вы совершаете». (сура Аль-Инфитар: 10-12)

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِنَّ اللَّهَ يَنْهَاكُمْ عَنِ التعرِّي، فَاسْتَحْيُوا مِنْ مَلَائِكَةِ اللَّهِ الَّذِينَ مَعَكُمْ، الْكِرَامِ الْكَاتِبِينَ، الَّذِينَ لَا يُفَارقونكم إِلَّا عِنْدَ إِحْدَى ثَلَاثِ حَالَاتٍ: الْغَائِطِ، وَالْجَنَابَةِ، وَالْغُسْلِ. فَإِذَا اغْتَسَلَ أَحَدُكُمْ بِالْعَرَاءِ فَلْيَسْتَتِرْ بِثَوْبِهِ، أَوْ بِحَرَمِ حَائِطٍ، أَوْ بِبَعِيرِهِ

«Поистине, Аллах запрещает вам оголяться. Постыдитесь ангелов, которые пребывают с вами и записывают. Они не расстаются с вами, за исключением трёх случаев: во время испражнения, осквернения и омовения. Когда кто-либо из вас моется нагишом, пусть повесит завесу своей одеждой, или моется за стеной или за верблюдом». (Аль-Баззар)

В другом хадисе от Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

عَنْ أَنَسٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: مَا مِنْ حَافِظَيْنِ يَرْفَعَانِ إِلَى اللَّهِ، عَزَّ وَجَلَّ، مَا حَفِظَا فِي يَوْمٍ، فَيَرَى فِي أَوَّلِ الصَّحِيفَةِ وَفِي آخِرِهَا اسْتِغْفَارٌ إِلَّا قَالَ اللَّهُ تَعَالَى: قَدْ غَفَرْتُ لِعَبْدِي مَا بَيْنَ طَرَفَيِ الصَّحِيفَةِ

«Ангелы-хранители поднимаются к Аллаху, свят он и велик, с тем, что они записали за день. Увидев, что в начале и в конце свитка Его раб просит прощения, Аллах говорит: «Я простил Моему рабу, что написано между двумя корками этого свитка

». (Аль-Баззар)

6) Ангелы, несущие Арш

В Коране говорится:

الَّذِينَ يَحْمِلُونَ الْعَرْشَ وَمَنْ حَوْلَهُ يُسَبِّحُونَ بِحَمْدِ رَبِّهِمْ وَيُؤْمِنُونَ بِهِ وَيَسْتَغْفِرُونَ لِلَّذِينَ آمَنُوا

«Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих» (сура Гафир: 7).

Ибн Касир в своем Тафсире приводит, что Шахр Ибн Хавшаб сказал:

«Ангелов, несущих Арш – восемь. Четыре из них читают это дуа:

«سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ، لَكَ الْحَمْدُ عَلَى حِلْمِكَ بَعْدَ عِلْمِكَ».

«Пречист ты, наш Господь, и хвала Тебе за то, что добр, несмотря на такие знания».

А другие четверо читают это дуа:

سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ، لَكَ الْحَمْدُ عَلَى عَفْوِكَ بَعْدَ قُدْرَتِكَ

«Пречист ты, наш Господь, и хвала Тебе за твоё прощение, несмотря на Твоё могущество»».

ИНФОГРАФИКА

Сколько ангелов всегда сопровождают человека?

Вопрос: Слышал, что человека всегда сопровождают два ангела, которые записывают его благие и не очень деяния. А есть ли у человека ангелы-хранители, которые защищают его то бед? И какие ещё ангелы сопровождают людей и в чём их предназначение?

Ответ:

Вначале следует пояснить, что ангелы являются разумными существами, верными слугами Господа ﷻ, которые не имеют тела и сотворены из света (нура). Ангелы не имеют пола (ни мужского, ни женского), они не едят и не пьют, у них отсутствуют страсти и влечения к греховному, при этом они всё время заняты поклонением Богу ﷻ и ни на миг не отвлекаются от этого служения, строго выполняют повеления Всевышнего и не делают ничего другого.

Ангелами заполнены все небеса и земли и точное их количество не знает никто, кроме Творца миров ﷻ. Эти Божьи создания выполняют разные функции, в том числе есть среди них и те, которые сопровождают человека, начиная с момента, когда плод находится ещё в утробе матери, и до самой смерти.

Ангелы хранители – аль-Муакибат

В первую очередь хотелось упомянуть ангелов-хранителей, которых называют аль-Муакибат. Эти ангелы в каждое мгновение находятся рядом человеком, охраняя его, будь он дома или же в пути, ночью или днём.

Об этом говорится в Коране:

لَهُ مُعَقِّبَاتٌ مِنْ بَيْنِ يَدَيْهِ وَمِنْ خَلْفِهِ يَحْفَظُونَهُ مِنْ أَمْرِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوْمٍ حَتَّى يُغَيِّرُوا مَا بِأَنْفُسِهِمْ وَإِذَا أَرَادَ اللَّهُ بِقَوْمٍ سُوءًا فَلَا مَرَدَّ لَهُ وَمَا لَهُمْ مِنْ دُونِهِ مِنْ وَالٍ

«Поистине, Аллах Всевышний вас охраняет.

У каждого человека есть свои ангелы-хранители, которые поочерёдно шествуют перед ним и позади, по воле Аллаха ﷻ охраняя его. Аллах ﷻ не меняет положения людей: не ведёт их от нужды к благополучию, от силы к слабости, пока они сами не переменятся душой в соответствии со своими стремлениями. Если Аллах ﷻ пожелает наказать людей, то не будет защитника, который спас бы их от наказания, и не будет покровителя, который отвратил бы от них то, что их постигло» (смысл 11 аята суры «ар-Рад», тафсир «аль-Мунтахаб»).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) говорит: «Аль-Муакибат – это ангелы-хранители, которые охраняют человека спереди и сзади. А когда срок этого человека приближается к концу, тогда они покидают его» (тафсир Ибну Касира, т. 2, с. 662).

Ангелы, записывающие наши деяния – Ракиб и Атид

Как вы упомянули в своём вопросе, действительно, человека всюду сопровождают два ангела, которые записывают все его деяния. Их зовут Ракиб и Атид.

Так о них упоминается в Коране:

وَإِنَّ عَلَيْكُمْ لَحَافِظِينَ * كِرَامًا كَاتِبِينَ * يَعْلَمُونَ مَا تَفْعَلُونَ

«Поистине, над вами есть досточтимые ангелы-хранители. Они записывают ваши деяния и знают, что вы делаете: добро или зло» (смысл 10-12 аятов суры «аль-Инфитар», тафсир «аль-Мунтахаб»).

إِذْ يَتَلَقَّى الْمُتَلَقِّيَانِ عَنِ الْيَمِينِ وَعَنِ الشِّمَالِ قَعِيدٌ * مَا يَلْفِظُ مِنْ قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ

«Ведь по правую и левую сторону от человека сидят два ангела для записи его деяний. Человек не молвит ни одного слова, чтобы не записал его ангел, приставленный к нему» (смысл 17-18 аятов суры «Каф», тафсир «аль-Мунтахаб»).

Из достоверных источников следует, что ангел, который находится справа, записывает благие деяния, а слева – прегрешения раба.

При этом по милости Божьей ﷻ, если человек совершит недостойный поступок, ангел не записывает его, а ждёт раскаяния. И только по прошествии определённого времени, если человек не сожалеет о содеянном и не раскаивается, его грех записывают.

Ангелы, призывающие к благому

Милость Всевышнего так велика, что Он приставил к каждому из нас ангела, который призывает нас к совершению благих дел.

Пророк Мухаммад ﷺ изрёк: «Нет никого из вас, чтобы не было с ним приставника из числа джинов и приставника из числа ангелов!» Люди спросили: «И с тобой, о посланник Аллаха?!» Он ответил: «И со мной. Однако Аллах ﷻ помог мне против него и он принял Ислам, и не велит мне ничего, кроме благого!» (имам Муслим).

Помимо перечисленных ангелов, в определённые моменты человека окружают и другие ангелы. Так, среди них есть те, которые посещают собрания верующих, поминающих Господа ﷻ, другие ангелы расстилают свои крылья перед ищущими знания, есть ангелы, смотрящие за утробами матерей и т.п.

Точное же количество ангелов, окружающих человека, ведомо лишь одному Всевышнему.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Ангелы в исламе — иерархия и цели мусульманских хранителей

Ангелы в исламе являются одним из ключевых столпов веры, о которых должен знать каждый мусульманин. Эти существа были созданы самим Аллахом, и их единственная цель — это воплощение воли Всевышнего во всех мирах. У них есть имена, определенный спектр обязанностей и почти безграничные возможности.

В статье:

Ангелы в исламе — кто они и как появились

Ангелы в исламе занимают особое место среди всех неземных существ. Они считаются наиболее сильными существами во всем мире — сильнее их есть лишь Аллах. Всего, с точки зрения мусульманской религии, существует несколько видов сверхъестественных существ. Одними из них являются джинны, которые похожи на людей в своих признаках. Они могут быть как добрыми, так и злыми, как правоверными мусульманами, которых будет ждать свой особый рай, так и бесноватыми духами — шайтанами. Сам Иблис также принадлежал к роду джиннов. Кроме джиннов, есть и другие бестелесные существа — это ангелы.

Ключевые отличия ангелов ислама от ангелов в христианстве и иудаизме— это их исключительная непогрешимость и доброта. Они не обладают свободой воли как таковой, в общем понимании этого слова. Если с точки зрения христианства и иудаизма, ангелы могут быть падшими, то ислам прямо опровергает такую богопротивную точку зрения. Аллах всеведущ, и потому он не мог бы создать своих верных слуг и проводников своей воли таковыми, какие могли бы предать его впоследствии.

Все ангельские существа не имеют пола, целиком лишены нафса — соблазнов, и полностью безгрешны. Их называют общим словом «малаика», однако, далеко не все они равны. У многих ангелов есть строго очерченный круг обязанностей и возможностей. Некоторые из ни заслужили великую славу и известны по собственным именам. Полчища же их есть безымянных или относящихся к какой-то определенной сфере мусульманской жизни.

Ангел смерти в исламе — кто такие малаикат аль-маут

Особое место в исламской религии уделяется карающей функции некоторых из малаика. В исламе есть ангел смерти — Азраил, который управляет миллионами своих слуг. В общем их называют малаикат аль-маут, но и внутри этой ангельской касты есть свои разделения обязанностей.

Азраил является верховным командующим над всеми ими, и входит в число самых близких приближенных Аллаха. Считается, что он будет последним существом, которое погибнет в Судный День, так как он будет выполнять положенную ему работу до последнего момента. В отличие от иудаизма, ангел Азраил, который во многом похож на демона Самаэля, является исключительно положительным персонажем. Убийство для него — лишь работа и обязанность, возложенная на него Аллахом, которую он выполняет с максимальной тщательностью. Среди подчиненных ангела смерти в исламе, есть три различных вида малаика:

  • Назиат, также известнее как малаикат аль-азаб — это ангелы-каратели, которые приходят по души всех неверных. Они жестоко и грубо вырезают души из тел, пахнут падалью и прячут свои лица за черной тканью. Все, за кем приходят назиат отправляются в преисподнюю.
  • Нашитат — это ангелы, которые приходят за праведными мусульманами. Их также называют малаикат аль-рахмат, которые имеют сострадание. У них идеально острые клинки, которыми те бережно разделяют тела и души без всякой боли. Они благоухают ароматом райских кущей и закрывают свои сияющие лица тонким белым  шелком, сотканным из облаков.
  • Сабихат и сабикат являются помощниками других ангелов смерти. Некоторые считают, что они отвечают за души безвольных животных. Ведь звери также являются живыми и кто-то должен оканчивать их существование в этом мире. Кроме того, они могут предупреждать праведников о близкой смерти и готовить их к кончине.

Согласно некоторым толкованиям, к ангелам смерти также относится Исраил или Исрафил. Он выглядит как жуткое существо, которое, тем не менее, все также является ближайшим к Аллаху. Исрафаил должен будет возвестить о конце света, дунув в огромную трубу, звук от которой разнесется по всей Вселенной.

Другие мусульманские ангелы, их силы и иерархия

Помимо ангелов смерти, есть и множество других малаика, которые способны выполнить любые задачи, устанавливаемые перед ними Аллахом. В исламе, также, как и в других авраамических религиях строгая иерархия ангелов. Несмотря на страшный вид некоторых из них и действительно жуткие обязанности, все они — безгрешные создания, проводящие сквозь себя волю Аллаха. Несмотря на отсутствие свободы воли и соблазнов, они обладают разумом, который нельзя постичь никакому человеку или джинну.

Иерархия в исламе начинается с мукаррабун — высших ангелов. Некоторые также называют их архангелами в исламе. К мукаррабун причисляется четверка сильнейших существ в мире после Аллаха. Кроме того, к ним также был причислен и Иса ибн-Марьям, которого христиане называют Иисусом. Это свидетельствует о исключительно ангельской природе пророка. Помимо Исы, сами ангелы мукаррабун представлены Исрафаилом, Азраилом, Микаилом и Джибрилом. Все они также есть и в христианстве, и в иудаизме.

Следующими по силе считаются ангелы, окружающие Трон Аллаха. Сильнейшими из них считаются хамаля аль-арш. Это четверо божественных созданий, которые несут трон Всевышнего. При этом их число должно удвоиться к моменту Старшего Суда. Некоторые мусульманские толкователи Корана объединяют их с мукаррабун. Есть и другие, приближенные к Трону малаика. Их называют карубин, что очень созвучно с ангелами херувимами из христианства. Такой ангельский чин в исламе имеют ангелы, окружающие трон, а их число — 70 тысяч.

Следующими по силе и важности считаются хафаза, или же — ангелы-хранители в исламе. Они подразделяются на муаккибат и киряман кятибин. Муаккибат есть у каждого правоверного мусульманина. Они следуют за ним всю жизнь, охраняя того от бед и отступая лишь когда Аллах посылает специальные испытания избранным. Киряман кятибин, которых также зовут Атид и Ракиб — это писари небесной канцелярии. Каждый человек или джинн имеют свою пару таких ангелов, восседающих на правом и левом плечах. Их долг — описывать каждое действие и слово человека, и именно по их записям будет выноситься приговор Аллахом во время Конца Света.

Мудаббират — это ангелы, никак не относящиеся к человеческой жизни. Их долг — это следить за ходом вещей во всей Вселенной. Они исполняют повеления Аллаха, касающиеся устройства мироздания и следят, чтобы миропорядок оставался в целостности. После этих ангелов следующая ступень — это муккосимат. Это — ангелы-посланники, которые разнося указания Аллаха и распределяют их между другими небесными силами.

Заажират, маляк аль-раат, Раббан-Нау, и маляк аль-джибаль — это ангелы, которые подчиняются непосредственно Микаилу. Долг заажират состоит в управлении облаками. Маляк аль-раат — должность одного из ангелов Микаила, который следит за небесным громом, а маляк аль-джибаль — ангел, охраняющий горы. Раббан-Нау — хранитель растений, животных, камней и почв.

Следующие ангелы упоминаются известным исламским историком Ибн Аббасом, состоящим в родстве с Пророком Мохаммедом. Это — хранители семи небес. Первое небо, по которому ходит луна охраняется Исмаилом, который предстает в форме коровы. Во втором небе, держащем Меркурий, живет ангел Шамаил, предстающий в виде орла. Третье небо Венеры управляется ангелом-стервятником Сайидом. Четвертое, среднее небо, держащее Солнце, защищается ангелом Салсаилом, который имеет вид лошади. Небо Марса, пятое, контролируется Калькаилом, выглядящим, как райская гурия. Самкхаил, хранитель шестого неба, выглядит как человекоголовая птица и повелевает Юпитером. Сатурном же, как планетой седьмого неба, заведует Бармаил, выглядящий, словно обычный человек.

Малаикат аль-архам — это ангелы, которые покровительствуют матерям. Их долг — предопределять жизнь людей еще в материнской утробе. Именно по их воле ребенок становится мальчиком или девочкой. И именно они изначально определяют срок жизни и её качество для каждого человека.

После стражей утробы идут малаикат аль-маут, о которых говорилось выше, а за ними следуют ангелы, охраняющие рай и ад. В аду живут аз-Забания — девятнадцать ангелов, раздувающих костер адского пламени и наказывающих грешников. Ими управляет Малик. Некоторые, не относящиеся к мусульманам историки и исследователи считают, что он произошел от огненного демона Молоха. Рай же охраняется Ридваном и хазанат-уль-джанна — ангелами-стражами.

Всем воинам ислама покровительствуют джундалла. Они незримо сопровождают джихад каждого человека — и как борьбу с внутренними страхами, и как войну против агрессии неверных. Считается, что их дает в помощь сам Аллах, выражая тем самым свое довольство этими праведниками.

После джундалла идут саффат — ангелы, которые стоят в один ряд, единой стеной охраняя Аллаха и рай. Таилят — это ангелы, которые постоянно перечитывают Коран и заповеди Аллаха, чтобы они всегда звучали в этом мире. А сайяхуны — это ангелы-странники, защищающие путешественников и помогающие им, выполняя все их желания ночью в Рамадан. Они же доносят молитвы мусульман к Аллаху.

Всех умерших оценивают Мункар и Нариб. Они допрашивают мертвых в могилах и имеют жуткий вид. В то же время к праведникам они приходят дважды. Во второй раз — в образе Мубашира и Башира, успокаивая и сообщая о том, что они прошли испытание и достойны рая.

Имена ангелов в исламе

Самыми известными ангелами в исламе являются Исрафил, Азраил, Микаил и Джибриль. Они являются самыми близкими к Аллаху и изображаются четырехкрылыми существами. Считается, что они неотступно сопровождали самого Пророка, даруя ему свое благословение. Они постоянно наставляли Мохаммеда, отводили от него беды и рассказывали ему волю Аллаха.


Микаил является ангелом милосердия. Именно он подарил людям пищу и научил их готовить ее и выращивать. Это — самый светлый и благостный образ из четверки ангелов, приближенных к Аллаху.

Азраил же является ангелом, олицетворяющим смерть. При этом он дарит мучительную смерть неверным и легкую — праведникам. Приходит он сам лишь к пророкам или великим грешникам, остальных же людей забирают его слуги.

Джибриль олицетворяет собой справедливость. Именно он являлся практически ко всем пророкам, охраняя их и защищая. Считается, что главная роль, переданная Аллахом Джибрилю, заключается именно в покровительстве людям.

Исрафил — это вестник гибели всего живого и олицетворение неотвратимости Страшного Суда. Он выглядит как жуткое существо с четырьмя крыльями и покрытым волосами телом. Главная его задача — возвестить о начале конца света, когда все живые существа погибнут, чтобы предстать перед Аллахом и получить причитающееся им воздаяние.

Есть и множество других ангелов, имеющих собственные имена, о которых сообщалось выше. Весьма интересной и поучительной для каждого мусульманина может быть история об ангелах, которых звали Харут и Марут. Они были единственными ангелами, посвященными в тайны нечестивого колдовства и имеющими право учить ему всех людей. Тем не менее, в отличие от шайтанов, они предупреждали всякого желающего обучиться магии о том, что за такие тайные знания их ждет посмертное наказание. Таким образом, они предоставляли людям свободу выбора и не обманывали их, демонстрируя, что Всевышний дает возможность решать свою судьбу каждому желающему, честно и открыто.

В целом роль ангелов в исламе нельзя недооценивать. Это — действительно могучие и кристально чистые существа, которые являются неотъемлемой составляющей жизни каждого правоверного. Они не требуют поклонения и являются лишь истинными проводниками замысла Аллаха, претворяя его в жизнь. Тем не менее праведные мусульмане почитают их — и как любое другое творение Аллаха, и как непосредственных проводников его воли, которые заботятся о человечестве.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Pinterest

Ангелы · Академия Корана

Ангелы

ПО-АРАБСКИ: الملائكة‎
В КОРАНЕ:
     м-л-к: 88 раз
ТЕГИ:
     ангелы
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
     малаика
СМ. ТАКЖЕ:
     сокровенное, люди, джинны

А́нгелы (ар. المَلَائِكَة [аль-Мала̄икат̈]‎) — творения, созданные Богом (Аллахом) являются обита­те­ля­ми параллельного мира. Ангелы отличаются по степеням и статусу, одни превосходят над други­ми и их положение перед Господом не является одинаковым. Ко­ран осо­бо выделяет ангелов, «при­бли­жённых» (ар. الْمُقَرَّبُونَ‎ [мук̣аррабӯн]‎) к Аллаху. Ангелы подразделяются на категории и име­ют свои функциональные обязанности. По степени своей близости к Богу ангелы составляют не­бес­ную иерархию.

Определение

В литературе, написанной немусульманами даются различные опреде­ле­ния данному понятию. Так, Беловинский Л. В. определяет ангелов как «существа духов­ные и бес­телесные, сотворённые Богом прежде видимого мира». Монотеистический взгляд на по­ни­мания ангелов определяет данное понятие как «бесплотные существа, населяющие сверхъ­ес­те­ст­вен­ный „невидимый мир“, посредники между богом и людьми». Филатов К. А. называет ан­ге­лов «ве­ст­ни­ками», а Го­го­беридзе Г. М. посланцами и слугами Аллаха. По определению Воль­тера ан­ге­лы — это по­с­ре­д­ники между божеством и людьми. Действительно, в этом кон­тек­сте в Ко­ра­не по­нятие анге­лы оп­ределяются как посланники [16:2; 22:75 …], которые по мне­нию ас-Са‘ди яв­ля­ют­ся пос­ред­ни­ка­ми, доводящими до сведения творений послания Господа ми­ров.

Природа и признаки ангелов

Ангелы сотворены из света, имеют крылья [35:1], бесполы, невероятно сильны и во всем по­кор­ны Господу. Хотя природа всех ангелов одинакова, внешне, по облику они отличаются друг от друга. Они ранжируются по степеням, и среди них есть двухкрылые, трехкрылые, четы­рёх­кры­лые [35:1], а у ангела Джибриля (Гавриил) — шестьсот крыльев. Господь сообщил, что ан­ге­лы и Дух (Джибриль) восходят к Нему, преодолевая огромное расстояние в течение одного дня (рав­ного 50 тысячам лет) благодаря тому, что они наделены высокой скоростью.

Ангелы распо­ла­га­ют такой силой, что на своих плечах могут держать Небеса. Они способны тран­сфор­ми­ро­вать­ся, принимать самые наилучшие образы. «Они не имеют пола и обладают не­ви­ди­мыми чело­ве­чес­ким глазам телами». Их также характеризуют как «разумные сущест­ва». Ан­гелы облада­ют пре­красной внешностью и красотой. В Коране, на примере Джибриля, ан­гел описывается как творение с прекрасным сложением, то есть огромной силой, а также внеш­ней и внутренней кра­со­той [53:5-6].

Поклоняющиеся рабы. Служители Господа

Ангелы постоянно поклоняются и служат Господу, испытывая почтенный страх [2:30 …]. Они живут не для себя и не сами по себе, а исключительно для служения Всевыш­не­му. Все ангелы жаждут поклоняться Господу, любят это занятие и выполняют его подо­баю­щим образом [4:172]. Ангелы выстраиваются в ряды для того, чтобы исправно служить Господу, они сгоняют облака и уп­рав­ля­ют дру­ги­ми природными явлениями [3:124-125 …]. Ангелы сами не принимают решения и нисходят только по по­ве­ле­нию Господа [19:64].

Сотворение человека и ангелы

Из Корана мы узнаём, что накануне сотворения человека Господь сообщил ангелам о том, что собирается создать человека и сделать его наместником на земле [2:30]. После сотворения человека Аллах приказал ангелам поклониться Адаму, признавая его пре­вос­ход­с­т­во. Всевышний повелел ангелам пасть ниц перед Адамом и тем самым выразить ему свое почтение. Это было формой поклонения Всевышнему Аллаху и повиновения Его велениям, и поэтому ангелы тотчас пали ниц перед Адамом [2:34; 7:11 …].

Вера в ангелов

Вера в ангелов является одним из шести столпов веры в исламе [4:136; 2:177, 285]. Согласно канонам ислама человек не считается верующим, пока не уверует в ангелов. Вера в ангелов должна быть лишь сквозь призму того, что это одно из Божественных творений, которые не способны ни создавать, ни управлять Вселенной ни распоряжаться чьими-либо судьбами. Исламское вероучение ка­те­го­ри­чес­ки запрещает поклоняться ангелам, поскольку признание творений достойными поклонения признаётся неверием [3:80; 43:20].

Приближённые ангелы

Согласно исламскому вероисповеданию к категории «приближённых» относятся ангелы Джибриль, Микаиль (Михаил) и Исрафиль (Рафаил). Чаще других ангелов упоминается Джибриль.

Джибриль (Джабраиль) был посредником между Господом и пророком Мухаммадом ﷺ при передаче Божественных откровений, наполняя его сердце им, так же как он нисходил к другими пророкам в качестве Божьего посланца [2:97; 16:102 …]. В Священном Коране упо­ми­на­ется, что Мухаммад ﷺ видел Джибриля возле огромного дерева Сидрат аль-Мунтаха, которое растёт на седьмом небе. Оно на­зы­ва­ется «Лотосом крайнего предела» [53:12-14; 81:23]. На место, роль, статус, занимаемом перед Господом положении Джибриля ука­зы­вает большое количество откровений. Так, например, он фигурирует как «свидетель» Господа [11:17]. Джибриль так­же назван «Другом Пророка» [66:4]. Согласно Корану, Господь отправил ангела Джибриля к Марйам (Марии), который воплотился пе­ред ней в об­ра­зе мужчины, обладающего красивой внешностью и стройным сложением, не имеющего никаких пороков и недос­тат­ков [19:17-18]. Его мис­сия заключалась вдохнуть Святой дух (рух аль-кудус) от Господа в Марйам [19:21; 21:91; 66:12], который впослед­ст­вии стал резуль­та­том рождения пророка ‘Исы (Иисуса) . Считается, что Господь поддержал ‘Ису Святым духом [5:110]. Со­г­ла­с­но ислам­с­кому вероучению, враждебное отношение к Джибрилю, так же как и вражда с ангелами в целом, равносиль­но не­верию в Бо­га и Его зна­мения и враждебному отношению к Господу, Его посланнику и Его ангелам [2:97-98].

Микаиль ведает пропитанием всех тварей, распоряжается природой и следит за ней. О его высоком положении перед Богом свиде­те­ль­ствует то, что он упомянут наряду с Джибрилем в контексте запретности вражды с ним, которое приравнивается к неверию [2:98].

Исрафиль — ангел, трубный глас которого, согласно исламскому вероучению, возвестит о наступлении Конца света и приходе Дня во­с­к­ресения [36:53; 37:19; 79:13-14]. Исрафиля называют «вестником Судного дня». Как только Исрафиль затрубит в Рог (сур), все живые твари на небесах и на земле потеряют сознание или умрут [39:68], кроме тех, кого Аллах избавит от этого. Затем прозвучит вто­рое дуновение в Рог, которое возвестит о начале воскрешения. Люди торопливо отправятся на зов глашатая, который будет созывать их к месту великого сбора (хашр), а неверующие почувствуют приближение лютой муки [54:8].

Ангел смерти

Ангел смерти отделяет души от тел по окончании срока жизни. Он выполняет свои обязанности без упущений, ничего не прибавляя к тому сроку, который предопределил Аллах, и ничего не убавляя от него [6:61]. Ангел смерти, в зависимости от того праведно про­жил человек или был нечестивцем, по-разному извлекает его душу. Например, совершавших только праведные поступки, ангелы упо­ко­ят праведниками и их души будут извлечены из тела нежно [16:32; 79:2], души неверующих будут вырваны из тела силой, жесто­ко [79:1]. Со­гласно, исламскому вероучению, когда грешники оказываются в предсмертной агонии, их поражают отвратительные муки и ужасная скорбь. Ангелы сообщат им весть о справедливом наказании и злом возмездии, которую нечестивцы впервые услышат в мо­мент расставания с мирской жизнью. «Происходящее с ними представляет собой ужасную картину, которую невозможно передать на словах. Ангелы протягивают к ним руки, нанося им тяжелые удары и причиняя им страдания. Их души пытаются сопротивляться и не желают покидать тела» [6:93; 8:50-51 …].

Некоторые ученые склонны считать, что у ангела смерти имеются помощники, которые помогают ему забирать души людей. Один из известных комментаторов Корана Муджахид, на которого в свою очередь ссылается другой известный комментатор, аль-Куртуби, так описывает процесс извлечения души из тела: «Перед ангелом смерти весь мир — как открытый ящик, в котором люди рассыпаны по­добно зернам, и он выхватывает те из них, которые хочет». Мусульмане часто называют ангела смерти ‘Азраилем. Однако, с точки зрения хадисоведения, наличие такого имени у ангела смерти является достаточно спорным вопросом.

Стражи Ада

Ангел Малик выполняет функции главного стража Ада. Существует мнение, что этот ангел никогда не улыбается. В подчинении Ма­лика находятся ангелы, отвечающие за наказание обитателей Ада. Находясь в пучине огня, обитатели Ада в надежде найти из­ба­в­ление от страданий воззовут к стражу Ада — Малику. Однако они не добьются своей цели, а отрицательный ответ ангела лишь раз­ру­шит их надежды и увеличит их скорбь [43:77-78].

В Коране сообщается, что стражи Ада — девятнадцать суровых и сильных ангелов. Согласно исламскому вероучению, Бог сооб­щил об их количестве для того, чтобы выявить, кто уверует в истину, а кто сочтёт её ложью. Эти ангелы, имеют суровый нрав и они беспо­щад­ные в возмездии. Своими голосами и своим видом они вселяют в обитателей Ада страх и ужас, своей мощью они уни­жают их и под­вергают каре, выполняя волю Аллаха, возложившего на грешников мучения и суровое наказание [66:6]. При этом они будут попре­кать не­верующих, напоминая им о том что к ним приходил увещеватель, который предупреждал и предостерагал от наказа­ния [67:8].

Ангелы-хранители

Ангелы-хранители по велению Господа оберегают людей от вредных привычек, поступков и влияний. Они днём и ночью неотступно сопровождают людей. Господь поручил ангелам присматривать за рабами и сохранять все деяния, которые они совершают [6:61]. Беловинский также считает, что к каждому человеку Богом приставлен ангел-хранитель. На взгляд Филатова «Каждому человеку от рождения для помощи ему в добрых делах Богом дается ангел-хранитель». Они оберегают душу и тело человека от всего, что может причинить им зло [13:11; 82:10; 86:4]. Ангел, которому Аллах поручил хранить человека в мирской жизни и хранить его деяния, в День воскресения приведёт своего подопечного и представит ему все его деяния [50:21-23].

Ангелы-записывающие

Существуют два ангела, которые ведут запись благих и дурных деяний человека. Один из низ них, который записывает все хорошие деяния и слова находится с правой стороны, а другой записывает все дурные деяния и слова и находится с левой стороны. Эти ангелы сопровождают человека повсюду, во всех жизненных ситуациях, за исключением особых случаев, как например, при входе в отхожее место. В Коране сообщается, что ангелы записывают деяния людей, а Всевышний в Судный день людям покажет их, чтобы они спо­лна получили заслуженное [10:21; 45:29]. Они сохранят книги с этими записями вплоть до Судного дня и в тот день вручат их лю­дям [43:80]. Рекомендуется уважать и почитать их и остерегаться говорить и делать то, что будет занесено в его книгу и вызовет не­до­во­ль­ство Господа [50:70]. В Коране ещё характеризуют записывающего ангела как «недремлющий страж» [50:18; 82:10-12; 86:4].

Несущие Трон

Согласно Священному Корану, ангелы, которые несут Трон (аль-‘Арш) прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих. Сообщается также, что восемь ангелов, обладающих неимоверной силой, понесут Трон Господа в Судный день [40:7; 69:17].

Харут и Марут

Харут и Марут — два ангела, находившиеся в Вавилоне в период жизни пророка Сулеймана (Соломона) . Они обучали людей кол­до­вству для того, чтобы подвергнуть их испытанию, дать им полезное наставление и лишить их любых оправданий. Они не делали это, не предупреждая о том, что они являются искушением и предостерегали от неверия [2:102]. «Они учили людей полезному, однако их уроки были использованы в нечистоплотных и отвратительных делах».

Вести от ангелов

Когда благородные ангелы явились к посланнику Ибрахиму (Авраама) , они принесли ему радостную весть о скором рождении Ис­хака (Исаака) , а вслед за ним и Йа‘куба (Якова) [15:51-60; 29:30 …].

Когда ангелы прибыли к пророку Ибрахиму с вестью о рождении Исхака и Йа‘куба , они сообщили ему о предстоящем на­ка­зании народа Лута (Лота) , после чего Ибрахим стал препираться с ними и уговаривал не делать этого [11:74-76; 29:31-32]. Впоследствии ангелы сообщили эту весть пророку Луту [11:77-81; 15:61-71; 29:33-34].

Ангелы принесли Закариййи весть о рождении пророка Йахйи (Иоанна) . Это событие отражено в Коране [11:74-76; 29:31-32] и Еван­ге­лии (Инджиль).

Когда приблизится миг расставания уверовавших с этим миром, на них один за другим будут нисходить благородные ангелы, которые обрадуют их вестью о райском блаженстве. Они возвестят верующим о том, что в Раю для них уготованы разные удовольствия и на­с­лаждения, которых не видывали очи, о которых не слышали уши и которые даже не приходили в голову людям [41:30-31].

Заключение

В настоящей публикации проанализирована группа ангелов, встречающиеся лишь в Священном Коране. Безусловно существуют и другие категории ангелов упомянутые в Сунне. Однако ввиду того, что данная работа выполнена именно в рамках Энциклопедии Ко­рана остальные категории ангелов не вошли в настоящее исследование.

Ангелы в исламе — Angels in Islam

Ангелы в исламской традиции

«Ангел, дующий в духовой инструмент», тушь и непрозрачная акварель из Ирана, ок. 1500, Академия искусств Гонолулу

В исламе ангелы ( арабский : ملاك malāk , «посланник»; множественное число: ملاًئِكة malā’ikah , «посланники») считаются небесными существами, сотворенными из светового источника Богом . У них разные роли, включая восхваление Бога, взаимодействие с людьми в обычной жизни и соблюдение законов природы. Ислам признает понятие ангелов как антропоморфное, так и абстрактное. Вера в ангелов — один из основных пунктов веры в исламе. Коран является основным источником исламской концепции ангелов, но более обширные черты ангелов появляются в хадисах , литературе мирадж , исламской экзегезе , теологии , философии и мистицизме . Ангелы отличаются от других духовных существ своим отношением к существам добродетели, в отличие от нечистых демонов и морально амбивалентных джиннов .

Телесные ангелы

Творчество

Ангелы — это еще один вид созданных Богом существ, известных человечеству, обычно обитающих в небесных сферах. Хотя в Коране не упоминается время, когда были созданы ангелы, они обычно считаются первым творением Бога. Согласно ат-Табари , ангелы были созданы в среду, а другие существа — в следующие дни. Хотя это не упоминается в Коране, считается, что ангелы созданы из светящейся субстанции, которая неоднократно описывалась как форма света. Вероятно, самый известный хадис об их происхождении изложен в Сахихе Муслиме : «Ангелы были созданы из света, и Джанн был создан из смеси огня, а Адам был создан из того, что характеризует вас». Нур , термин, используемый для света, из которого созданы ангелы, обычно соответствует холодному свету ночи или свету луны, в отличие от нар , который соответствует огню или дневному и солнечному свету, из которого ангелы считается, что наказание создано. Разделение ангелов на две группы, созданных из разных типов света, также подтверждается Табари, Абд аль-Гани аль-Макдиси , Аль-Джили и Аль-Суюти . Суйути различает в своей работе « Аль-Хайа ас-самья фил-хайа ас-сунмья» ангелов, созданных из «огня, который ест, но не пьет», в отличие от дьяволов, созданных из «огня, который пьет, но не пьет». есть », который также отождествляется с огнем солнца. Ученые также утверждали, что между нур и нар вообще нет различия . Хотя это и не его вывод, Табари утверждал, что оба могут рассматриваться как одно и то же вещество, поскольку оба переходят друг в друга, но относятся к одному и тому же предмету в разной степени. Утверждение, что и огонь, и свет на самом деле одно и то же, но в разной степени, также можно найти у Казвини и Ибиши. Отсутствие различия между огнем и светом можно объяснить тем фактом, что оба они тесно связаны морфологически и фонетически . Аль-Байдави утверждал, что свет служит только пословицей , но огонь и свет относятся к одной и той же субстанции. Помимо света, в других традициях также упоминаются исключения об ангелах, созданных из огня, льда или воды.

Характеристики

Одна из основных характеристик ислама — отсутствие телесных желаний; они никогда не устают, не едят и не пьют, не злятся. Как и в других монотеистических религиях, ангелы характеризуют их чистоту и послушание Богу. Однако их постоянная преданность Богу (Исмах), подчеркнутая некоторыми стихами Корана, такими как 16:49 , не обязательно подразумевает безупречность , и мотив заблудших ангелов также известен исламу. Непогрешимость (Исма) применительно как к ангелам, так и к пророкам не означает, что они не будут ошибаться, только у них нет желания грешить сами по себе. Обстоятельства могут повлиять на ангелов (как известно из хадисов, например, когда ангелы могут почувствовать запах), заставляя их совершить ошибку. Однако, как только ангел узнал об этой ошибке, ангел сразу же повернулся к Богу. С другой стороны, некоторые ученые, среди которых Хасан из Басры, как один из первых, выражают свою верность Богу, предполагая общую безупречность. Те, кто допускает возможность заблуждения ангелов, отстаивают, что на самом деле только посланники среди ангелов непогрешимы, поскольку Коран также описывает ангелов как испытываемых. Аль-Байдави утверждал, что ангелы остаются безупречными, только если они не падают. Ибн Араби заявил, что ангелы могут ошибаться, выступая против Адама как наместника и придерживаясь своего пути поклонения Богу, исключая другие создания.

Ангелы обычно описываются в антропоморфных формах в сочетании со сверхъестественными образами, такими как крылья, большие размеры, небесная одежда и великая красота. Некоторые ангелы отождествляются с определенными цветами, часто с белым, но некоторые особые ангелы имеют особый цвет, например, Гавриил ассоциируется с зеленым цветом.

В Коране говорится, что ангелы считались дочерьми Бога и поклонялись им в доисламской Аравии , а новорожденных девочек часто убивали, что осуждается в исламе. Это также упоминается в отношении Аль-Лат , Аль-Узза и Манат . Представление о том, что Бог создал ангелов женщинами и отцами дочерей, отвергается в Коране.

Ученые спорили, кто выше — люди или ангелы. Прострация ангелов перед Адамом часто рассматривается как доказательство превосходства людей над ангелами. Тем не менее, другие считают ангелов высшими, поскольку, будучи свободными от материальных недостатков, таких как гнев и похоть, ангелы свободны от таких низших побуждений и, следовательно, превосходят их, что особенно характерно для мутазилитов и некоторых ашаритов . Аналогичное мнение было высказано Хасаном из Басри, который утверждал, что ангелы превосходят людей из-за их непогрешимости, против чего первоначально выступали как сунниты, так и шииты . Эта точка зрения основана на предположении о превосходстве чистого духа над телом и плотью. Напротив, люди стоят выше ангелов, поскольку человеку труднее быть послушным и поклоняться Богу, преодолевая телесные искушения, в отличие от ангелов, чья жизнь намного проще и поэтому их послушание довольно незначительно. Ислам признает известную историю о конкурирующих ангелах и людях в рассказе об Харуте и Маруте , которые были проверены, чтобы определить, будут ли ангелы действовать лучше людей при тех же обстоятельствах, традиции, против которой выступали более поздние ученые, такие как ибн Таймийя. , но все еще принимается более ранними учеными, такими как ибн Ханбал . Некоторые суфийские традиции утверждают, что человек обычно стоит ниже ангелов, но развившись до Аль-Инсана аль-Камиля , он стоит выше ангелов. Сравнимо с другим широко распространенным мнением, что пророки и посланники среди людей стоят выше ангелов, но обычные люди ниже ангелов, а посланники среди ангелов стоят выше пророков. Матуридизм обычно считает, что превосходство и послушание ангелов и пророков проистекают из их добродетелей и понимания действий Бога, а не из их изначальной чистоты.

Чистота

Считается, что ангелы занимаются человеческими делами, они тесно связаны с исламскими ритуалами чистоты и скромности. Многие хадисы , в том числе Муватта Имам Малик из одного из Кутуб ас-Ситтах , говорят об ангелах, которых отталкивает состояние нечистоты людей. Такие ангелы держатся на расстоянии от людей, которые загрязняют себя определенными действиями (например, половым актом). Однако ангелы могли вернуться к человеку, как только человек (ритуально) очистился. Отсутствие ангелов может вызвать у человека несколько проблем. Если их прогнать из-за ритуальной нечистоты, Кираман Катибин , записывающий действия людей, и ангел-хранитель не будут выполнять свои задачи, возложенные на человека. В другом хадисе говорится, что в состоянии нечистоты плохие действия все еще записываются, а хорошие — нет. Когда человек говорит неправду, ангелы почти отделяются от человека от зловония, которое он исходит. Ангелы также отходят от людей, когда они обнажены или принимают ванну из приличия, но также проклинают людей, которые обнажены на публике.

Абстрактные ангелы

Философия

В исламской философии ангелы часто появляются как бестелесные существа. Аль-Кинди и Ибн Сина определяют ангелов как простые субстанции, что означает, что они принадлежат к небесным сферам, сравнимым с птолемеевой астрономией , наделенным жизнью, разумом и бессмертием, в отличие от подлунных сущностей, таких как люди и животные, которым наделены. с жизнью, а первые тоже с разумом, но смертны. Точно так же Казвини относит ангелов к небесным сферам, выделяя их среди животных, хотя оба, как говорят, обладают атрибутом жизни. Примечательно, что Аль-Дамири включает в свои зоологические работы животных, людей, джиннов и даже демонов, но не ангелов. Такая космологическая мысль, поддерживаемая такими учеными, как Аль-Фараби и Ибн Сина, имеет сильное сходство с неоплатонической эманационной космологией , отождествляющей различных ангелов в исламе с интеллектом , разделяющей космос на разные сферы. Однако исламские ученые неоднократно настаивают на том, что все небесные сферы в целом образуют единое тело и движутся Богом, в отличие от аристотелевской космологии, в которой Бог перемещает только внешнюю сферу. Согласно ибн Сине, но в отличие от аль-Фараби, Бог не является частью схемы эманации. Бог излучал вещи в соответствии со своей волей. В своей Theologia Aristotelis он показывает, что через проявление Бога интеллект осознает Бога и свою роль во вселенной. Далее Ибн Сина, по-видимому, проводит различие между двумя типами ангелов: одним, совершенно не связанным с материей, и другим, существующим в форме материи высшего вида. Последние могут нести сообщения между небесными сферами и подлунным миром, появляясь в видениях. Следовательно, высшие ангелы обитают в высших сферах , а их подчиненные ангелы появляются в промежуточных сферах . Объяснение Ибн Сины может подразумевать попытку рассматривать откровение как часть природного мира. Также Казвини перечисляет более низкий тип ангелов; земные ангелы как внутренние силы природы, которые поддерживают порядок в мире и никогда не отклоняются от своего долга. Казвини считал, что существование этих ангелов может быть доказано разумом и воздействием этих ангелов на назначенный им объект.

Исламская философия подчеркивала, что люди обладают ангельскими и демоническими качествами и что человеческая душа рассматривается как потенциальный ангел или потенциальный демон . В зависимости от того, развивается ли чувственная душа или разумная душа , человеческая душа становится ангелом или демоном. Ангелы могут также дать ВДОХНОВЕНИЕ напротив предложений злыми, называемых waswās , от сатаны .

В повествовании Ибн Аббаса Мираджа

Мухаммед просит Малика показать ему ад во время его небесного путешествия. Миниатюра из собрания Давида .

Встреча Мухаммеда с несколькими значительными ангелами во время его путешествия по небесным сферам играет важную роль в версии Ибн Аббаса . Многие ученые, такие как Аль-Талаби, основывали свое толкование на этом повествовании, но оно так и не привело к устоявшейся ангелологии, известной в христианстве. Главных ангелов небес называют Малкук , а не Малак .

Индивидуальные ангелы

В исламе нет стандартной иерархической организации, которая соответствовала бы разделению на разные «хоры» или сферы, выдвинутые и разработанные раннесредневековыми христианскими теологами , но проводилось различие между архангелами и ангелами. Ангелы не равны по статусу, и, следовательно, им поручаются разные задачи.

Архангелы

  • Джибраил / Джибрил / Джабрил ( английский язык : Габриэль ), ангел откровения. Джибраил — архангел, ответственный за раскрытие Корана Мухаммеду стих за стихом. Джибраил — ангел, который общается со всеми пророками, а также нисходит с благословения Бога в ночь Лейлат аль-Кадр («Ночь Божественной Судьбы (Судьбы)»). Джибраил также признан великолепным воином в исламских традициях, который привел армию ангелов в битву при Бадре и сражался против Иблиса, когда он искушал Ису.
  • Mīkāl / Mīkāʾīl / Mīkhā’īl (англ. Michael ), архангел милосердия, часто изображается как обеспечивающий питание для тел и душ, а также несущий ответственность за дождь и гром на Землю. Некоторые ученые отметили, что Микаил отвечает за ангелов, несущих законы природы. Согласно легенде, он был так потрясен видом ада, когда он был создан, что больше никогда не смеялся.
  • Исрафил (часто связанный с иудейским и христианским ангелом Рафаэлем ) — архангел, который трубит в трубу в последнее время, поэтому в некоторых традициях он также связан с музыкой. Исрафил ответственен за то, чтобы сигнализировать о приближении Киямы ( Судного Дня ), дуя в рог. О своей связи с Рафаэлем историк Али Оломи пишет: «В эзотерических кругах Исрафил — это ангел Запада, Солнца, а иногда и четверга. В других случаях ангел Юпитера Сарфаяйла назначается на четверг. Астрологическое совпадение может намекать на параллель с еврейским ангелом Серафиилом или Рафаэлем ».
  • Азраил / Азраил / Азраил — архангел смерти . Он и его подчиненные ангелы несут ответственность за отделение души от тела мертвых и унесут верующих в рай ( Illiyin ) и неверующих в ад ( Sijjin ).

Упоминается в Коране

  • Назиат и Нашинат , помощники Азраила , которые забирают души умерших.
    • Назиат: мучительно вынимает душу, он предназначен для вынимания душ кафиров.
    • Нашишат; Он вытащит души мамочек.
  • Хафаза ( ангел-хранитель ):
    • Кираман Катибин (« Достопочтенные рекордеры» ), двое из которых назначены каждому человеку; один записывает добрые дела, а другой — злые. Они оба описаны в Коране как «Ракибун Атид».
    • Муаккибат (Защитники), которые хранят людей от смерти до назначенного времени и приносят благословения.
  • Ангелы ада :
  • Те ангелы, которые раздают провизию, дождь и другие благословения по повелению Бога.
  • Те ангелы, которые гонят облака.
  • Хамалат аль-Арш , те, кто несут Арш ( Престол Бога ), сопоставимый с христианским Серафимом .
  • Харут и Марут , часто изображаемые как падшие ангелы , обучавшие людей магии Вавилона ; упоминается в Коране (2: 102).
  • Ар-Раад , как говорят, был Ангелом Грома; упоминается в Коране (13:13). Согласно Тафсиру аль-Куртуби : «Говорят, что он ангел, отвечающий за облака, и он гонит их, как велит Аллах, и он прославляет Его хвалу».
  • Ангел жизни дает душу каждому человеку

В канонических сборниках хадисов

  • Ангелы семи небес .
  • Джундулла, те, кто помогал Мухаммеду на поле боя.
  • Те, кто дают дух зародышу в утробе матери и которым поручено четыре команды: записать свое питание, продолжительность его жизни, его действия и то, будет ли он несчастен или счастлив.
  • Малакул Джибал (Ангел гор), которого Пророк встретил после своего испытания в Таифе .
  • Мункар и Накир , которые допрашивают мертвых в их могилах.

Другой

  • Ридван , хранитель рая .
  • Артия’ил , ангел, избавляющий детей Адама от горя и депрессии.
  • Хабиб , ангел, которого Мухаммед встретил во время ночного путешествия, состоящего из льда и пламени.
  • Ангелы заряжали все существующее, поддерживая порядок и защищая от порчи. Их точное количество известно только Богу.
  • Дардаил (Путешественники), которые путешествуют по земле в поисках собраний, где люди помнят имя Бога.

Оспаривается

  • Зуль-Карнайн , которого некоторые считают ангелом или « наполовину ангелом », основываясь на утверждении Умара бин Хаттаба .
  • Хидр , которого иногда считают ангелом, который принял человеческий облик и, таким образом, мог раскрыть скрытые знания, превосходящие знания пророков, чтобы направлять и помогать людям или пророкам.
  • Азазил , во многих ранних сообщениях, бывший архангел, который был среди тех, кому было приказано поклониться Адаму, но он отказался и был изгнан в ад.

суфизм

Ангелы играют важную роль в суфизме. Как и в традициях, не связанных с суфиями, ангелы считаются сотворенными из света. Аль-Джили указывает, что ангелы созданы из света Мухаммеда и в его атрибуте руководства, света и красоты. Под влиянием суфийской метафизики Ибн Арабиса , Хайдар Амули определяет ангелов как созданных, чтобы представлять различные имена / атрибуты красоты Бога, в то время как дьяволы созданы в соответствии с атрибутами Величия Бога, такими как «Хаугти» или «Власть». Суфийская космология делит мир на несколько сфер. Сфера Малакуты является плоскостью , в которой символы принимают форму. Это также сфера, в которой люди могут встретить ангелов во сне. Некоторые авторы предположили, что отдельные ангелы в микрокосмосе представляют определенные человеческие способности на макрокосмическом уровне. Согласно распространенному мнению, если суфий не может найти Шейха, чтобы научить его, его будет обучать ангел Хидр .

Современная эпоха

Современный салафизм продолжает рассматривать веру в ангелов как столп ислама и рассматривает отказ от буквальной веры в ангелов как неверие и нововведение, принесенное секуляризмом и позитивизмом . Современные переосмысления, например, предложенные Насром Абу Зайдом , полностью игнорируются. В то же время многие традиционные материалы об ангелах отвергаются на земле, они не являются подлинными. В Мусульманском братстве ученые Сайид Кутб и Умар Сулейман Аль-Ашкар отвергает много создан материал в отношении ангелов, таких как история Harut и Мрают или называя ангел смерти Азраила . Сулейман Ашкар не только отвергает сам традиционный материал, но и не одобряет ученых, которые их используют.

Ученые-исламские модернисты, такие как Мухаммад Асад и Гулам Ахмед Парвез , предложили метафорическую интерпретацию концепции ангелов.

Примечания

Смотрите также

Рекомендации

Ангелы в исламе: имена, иерархия, ответственность

Малаика – так называются непостижимые человеческому разуму творения Аллаха. Бестелесные, прекрасные и многокрылые существа беспрекословно исполняют волю Творца. Различаются по силе, красоте и контролируют каждую сферу жизни человека.

Кто они и как появились

Ангелы – первые по силе существа после Аллаха. Они бестелесны. Всего в исламе несколько бестелесных существ. Например, джинны, но они смертны. После кончины джиннов ждет особый рай или ад в зависимости от деяний.

В отличие от джиннов малаика бессмертны и наделены сверхъестественной добротой. Это главное отличие исламских ангелов от христианских. У них нет свободы выбора, они полностью подчинены воле Аллаха. Поэтому предательство подобное деянию Люцифера в исламе исключено. Аллах всеведущ и никогда не допустит такого.

Малаик бесполы и лишены нафса – соблазнов. В отличие от людей и джиннов, ангелы не подвержены страстям. Святое воинство безгрешно, потому что никогда не противоречит воле Аллаха. Большинство из них безлики, но особо великие наделены именами.

Четыре пророка

Среди светлых слуг Господа единицы называются пророками ангелов – мукаррабун. Их четверо:

  1. Джибрил (Джабраил) – первый среди равных и самый близкий к Аллаху. По праву назван «Господом ангелов». Приходит к пророкам в откровениях. Дважды посещал пророка Мухаммеда и вдохновил на создание Корана. Вознес основателя ислама на небо. По описанию Джибрил – обладатель шестисот крыльев, которые занимают собой все небо.
  2. Микаил – второй ангел в иерархии ислама. Отвечает за пропитание живых существ. Известен как милосердный ангел. Управляет стихиями. В Библии ассоциируется с архангелом Михаилом.
  3. Исрафил – вестник Судного дня. Стоя на иерусалимской горе, в назначенный час, ангел вострубит и старый мир разрушится. Когда Исрафил вострубит во второй раз, мертвые воскреснут и соберутся на суд Аллаха. По описанию Исрафил – огромное существо, покрытое волосами, ртами и глазами. Он вестник воли Аллаха другим малаика. Трижды в день Исрафил оплакивает муки грешников, томящихся в аду.
  4. Азраил – ангел смерти. Забирает души умерших и возглавляет воинство ангелов, которые приходят к усопшим. После Судного дня, когда умрет последний человек на земле, следом за ним падет Азраил. До тех пор он беспрекословно исполняет волю Творца.

Коран относит к мукаррабун еще одного пророка – Ису, которого Аллах отправил на землю для создания священной книги Корана – Инджиля (Евангелие). В христианской традиции пророка Ису принято называть Иисусом. Часть богословов ислама трактовали природу Исы, как наполовину ангельскую и называли одним из пяти посланников Аллаха, наряду с пророком Мухаммедом.

В данном видео рассказывается о 6 ангелах, упоминаемых в Священном Коране:

Имена (главные)

Кроме четырех пророков, которые возглавляют светлое воинство ангелов Аллаха, в исламе почитаются:

  • Малик – ангел ада, который поддерживает жар подземного пламени и никогда не улыбается. Согласно Корану, когда пророку Мухаммеду показали ад, он увидел Малика в образе высокого, смуглого человека с курчавыми волосами. О предназначении ангела говорится в 77 аяте суры Аз-Зухруф: «Отчаявшись в облегчении мучительного наказания, грешники воззовут к Малику — стражу огня, говоря: «Попроси твоего Господа послать нам кончину, чтобы мы избавились от ужасов адского огня». А Малик им ответит: «Вы вечно пребудете в адской муке».
  • Харут и Марут – два бестелесных существа из Вавилона. При жизни пророка Сулеймана (в Библии – царь Соломон) учили людей колдовству в обмен на спасение от Страшного суда.
  • Мункар и Накир – ангелы малого суда. После смерти человеческую душу ждала встреча с ними. Ангелы требовали назвать имя бога, пророка и религию, которую человек исповедовал при жизни. Мусульманам открывался доступ к раю, а души неверных Мункар и Накир подвергали жестоким мучениям.
  • Ридван – хранитель рая. Открывает врата перед верующими и дарует небесные одежды. В переводе с арабского имя ангела означает «божественное благоволение».

Различие по рангам

Часть малаика не получила имен:

  • Кираман кятибин – священные писари, сидящие по левую и правую сторону от человека. Каждое слово и поступок записывается, и на Страшном суде зачитывается ангелами. В Коране так сказано: «Мы, воистину, создали человека и ведаем о том, что нашептывает ему его душа, и Мы более близки к нему, чем яремная вена. [Помни], что два ангела сидят [у человека] справа и слева и записывают [его деяния]. [Человек] не проронит ни единого слова, чтобы его не записал недремлющий страж».
  • Хамаля-и арш – держатели трона Аллаха.
  • Забани — существа, призванные мучить грешников в аду. Это грозные великаны под предводительством Малика.
  • Хафаза созданы Всевышним для защиты людей от происков злого джинна – Иблиса.
  • Джунд-у Субхани — вдохновляют рабов Аллаха на борьбу с неверными и закидывают джиннов на земле небесными камнями – метеоритами.

Функции

Ангелы макараббун призваны прославлять Аллаха и поклоняться величию Творца. Ибад-и мусаббихы — ангелы, которые вечно славят Бога, а хамалаи мумтаси – посланники воли Всевышнего. Кроме них, Аллах создал особый род небесного воинства для защиты людей.

С момента зачатия и до смерти человека оберегают 360 ангелов. Среди них:

  • бестелесные существа, которые внушают людям мысли о справедливости;
  • святое воинство, что молится за правоверных мусульман;
  • духи, которые спускаются к праведникам, читающим Коран;
  • существа, которые присутствуют во время утреннего и вечернего намаза и вместе с верующими произносят: «Аминь»;
  • создания, которые внушают мусульманам мысли о Рае, а кяфиров (неверных) пугают: «Вкусите теперь муки и страдания Ада».

С позволения Аллаха ангелы заступаются за души людей (выполняют шафат). Благодаря им праведный человек никогда не чувствует одиночества – он под сенью защиты всегда и везде. От милости малаика зависит духовная сила человека – она даруется через откровения, которые доставляют малаика.

Ангелы на плечах

Слова и поступки каждого человека записаны. За это отвечают кираман кятибин. Гнев, злость и разрушительные действия бесстрастно фиксируются бестелесными наблюдателями. На Страшном суде свидетельства будут зачитаны писарями без утайки. Воздастся всем людям, независимо от социального положения и вероисповедания.

Дозволяется исправить греховный поступок и в первые три часа после совершения попросить прощения у Аллаха. Появится шанс, что Всевышний простит провинившегося и грех не появится в списке злодеяний у малаика. Возможность спасти душу зависит от силы раскаяния. Только истинно верующий избежит страшной участи попасть навечно в огненный ад.

Кроме писарей, спереди и сзади всех людей с рождения и до смерти приставлены защитники – ангелы-хранители. Они оберегают человека от опасностей внешнего мира, а также от дурных мыслей – козней шайтана.

В промежуток между утренней и дневной молитвой защитники сменяются. Одна пара поднимается на небеса, чтобы держать ответ перед Аллахом за подчиненного. Другая – прибывает к человеку и оберегает до возвращения первой.

Азраил: встреча с ангелом, несущим смерть

Четвертый из величайших пророков по воле Аллаха возглавляет миллионное войско, призванное следить за переходом душ в иной мир. Приход ангела смерти неизбежен, а возможности малаика безграничны.

Азраил успевает повсюду, поскольку выполняет волю Творца. Бестелесные создания не привязаны к материальному миру, поэтому способны находиться в разных местах одновременно. Уважаемый исламский богослов Абу Абдуллах аль-Куртуби так описывает встречу Азраила и пророка Мухаммеда:

Ангел обратился к нему со словами: «Представь себе число людей, живущих в городах и деревнях, и в лесах, в горах или у воды. Я вижу каждого из них пять раз в день. Поэтому я напрямую знаю всех их, молоды они или стары».

Кто такие малаикат аль-маут

Воинство ангела смерти многочисленно. Тысячи подданных Азраила рыщут по свету в поисках душ, покидающих смертное тело. Название для слуг ангела смерти – «малаикат аль-мут». Они различаются по внешнему виду и обязанностям, возложенных на них Творцом:

  • Назиат – «ангелы обреченности». Вырывают души из тел умерших кяфиров в момент смерти. Грубы и жестоки. Лица черны и закрыты погребальными тряпками. Источают запах разлагающейся плоти.
  • Нашитат – «ангелы сострадания». Аккуратно извлекают души правоверных мусульман из тел. Отличаются добротой и учтивостью. Лица сияют светом. Одежды ангелов белы и благоухают.
  • Сабихат и сабикат – помощники слуг Азраила. Отвечают за сбор душ животных.

Некоторые богословы относят к малаикат аль-маут Исрафила из-за функции вестника Конца света и разрушителя старого мира.

Другие мусульманские ангелы, их силы и иерархия

В исламе, как и в других авраамических религиях среди ангелов соблюдается строгая иерархия. Кроме мукаррабун, держателей трона Аллаха и ангелов ада, выделяют:

  1. Воинство, окружившее трон Аллаха – карубин.
  2. Заажират – управляют стихиями.
  3. Муддабират – наблюдатели за порядком во Вселенной.
  4. Муккосимат – посланники воли Аллаха.
  5. Ангелы семи небес – впервые упомянуты исламским историком Ибн Аббасом, родственником пророка Мухаммеда.
  6. Малаикат аль-архам – ангелы утробы. Определяют пол, жизнь и судьбу, когда ребенок зарождается во чреве матери.
  7. Хазанат-уль-джанна – воинство, охраняющее Рай. Возглавляет Ридван.
  8. Джундалла – покровительствуют воинам, осуществляющим джихад – борьбу с кознями Иблиса и неверными.
  9. Саффат – воинство, ставшее в ряд.
  10. Таилят – ангелы, читающие Коран вслух.
  11. Сайяхуны – доносят молитвы верующих до Бога.
  12. Аль-укуль уль-ашара – «десять разумов», ангелы, создавшие друг друга по воле Аллаха.

Несмотря на жуткий облик тех, кто несет службу в аду или собирает души неверных, все ангелы – безгрешны и прекрасны. Это создания Аллаха наделены разумом, который непостижим для людей и джиннов.


Поделиться новостью в соцсетях