Лермонтов — Ангел смерти: краткое содержание, пересказ для читательского дневника
Содержание:
- 1 Читательский дневник по поэме «Ангел смерти» Лермонтова
- 2 Отзыв
Автор посвящает свою историю подруге юности и молит ее стать для него ангелом смерти. События происходят на «Златом Востоке», на лоне первозданной природы, где цветут надменные восточные красавицы. Впрочем, в «стране любви» хватает и несчастных, и отверженных.
Ангел смерти, каким его теперь знают люди, не всегда был таким. Когда-то его считали избавителем, почти последним другом, проводником в иную, лучшую жизнь. В его присутствии смирялся гордый человек, а несчастный чувствовал отраду. В ту пору «ангел молодой» был счастлив. Теперь же он дарит умирающих ледяным поцелуем, и нет в его взгляде ни капли сочувствия или утешенья.
Причина кроется в давней истории. Когда-то в одной здешней пещере поселился чужестранец, юный Зораим. Жизнь среди людей показалась ему ничтожной, суетной, он искал себе достойного поприща – и не нашел. Оказалось, что и сам он – всего лишь слабый, смертный человек. Не доверяя людям и себе, Зораим решил стать отшельником. Величественная природа, простая суровая жизнь была ему по душе. Тем более что ее с ним разделяла прекрасная возлюбленная – Ада. Она его полная противоположность, жизнерадостна и с надеждой смотрит в будущее. И все-таки они вместе.
В одну из ночей случается событие, перевернувшее жизнь всех участников этой истории. Тяжкий недуг поразил Аду. Ей становится хуже с каждым часом и уже ясно, что до утра девушка не доживет. К месту трагедии летит тот самый ангел смерти. Он послан был именно за ней. С последней нежностью он запечатлевает на устах угасшей красавицы поцелуй смерти. И только потом замечает в пещере убитого горем юношу. Мгновенно ангел понимает, что целый мир был заключен в этой девушке для несчастного изгоя. Тогда ангел совершает невероятное: свою душу отдает бездыханному трупу. К Аде возвращается жизнь.
Казалось бы, на этом счастливом моменте история должна закончиться. Однако ненасытная душа человеческая вновь обращает ее в трагедию. Зораим, поначалу обрадованный, день ото дня все задумчивее. Уже наскучила ему одинокая пещера и общество Ады не может отвлечь его от тяжелых мыслей. Зораим решил идти в мир. Он желает славы, битвы и победы. Отсиживаться в пещере дальше он считает трусостью. Он уже узнал, что неподалеку сошлись два могучих войска. Завтра закипит бой. Все нерастраченные силы своей души готов отдать он за славу и богатство. Воин в душе, он стремится испытать себя на деле. Тем более когда-то прорицатель уверял его, что он рожден для подвига.
Однако Аду его слова не воодушевляют. Она счастлива в их мирном уголке. Война ей кажется варварством, преступлением против жизни и природы. Но делать нечего – Зораим слишком упрям. Она с горы наблюдает за исходом битвы. К несчастью, юноша примкнул к стану побежденных – и разделил с ними страшную участь. Ада с ангельской душой находит среди трупов умирающего возлюбленного. Подавленный своим провалом, Зораим вдруг с тоской вспоминает старую пещеру и свою жизнь там с верной Адой. Теперь не только умирает он, но и она остается совершенно одна в холодном мире.
После смерти юноши ангел смерти сбрасывает с гневом тело девушки. Смертные не умеют любить и ценить жизнь. Даже чудо не способно их изменить или исправить. Шанс, подаренный судьбой, люди втаптывают в прах. Ангел смерти стал мстителем, наказанием, разлучником, суровым приговором.
Читательский дневник по поэме «Ангел смерти» Лермонтова
Сюжет. Вдали от людей в пещере живет молодой Зораим. Жить суетой он не захотел, а своего предназначения в мире не нашел. Любовь милой Ады придает смысл его жизни. Однажды она скоропостижно умирает. Сам ангел смерти поражен горем юноши и возвращает девушке жизнь, отдав ей собственную душу. Душевное беспокойство снедает юношу. Он хочет славной и богатой жизни. Напрасно Ада предостерегает его – он отправляется на войну. Его соратники разбиты, а он убит. Ангел смерти с презрением покидает тело Ады: человеческая любовь ничего не значит. С тех пор ангел смерти – грозный палач, черный вестник, устрашающий умирающих людей.
Отзыв
Важно найти действительно свое место в жизни, а не гоняться за призраками. Следует ценить любовь – немногие ее имеют в мире. Простые человеческие радости – один из источников счастья. Нужно всегда помнить о смерти и ценить каждый прожитый день.
Михаил Лермонтов — Ангел смерти читать онлайн
Михаил Юрьевич Лермонтов
Ангел смерти
Посвящается А. М. В.
Тебе – тебе мой дар смиренный,
Мой труд безвестный и простой,
Но пламенный, но вдохновенный
Воспоминаньем и – тобой!
Я дни мои влачу тоскуя
И в сердце, образ твой храня.
Но об одном тебя прошу я:
Будь ангел смерти для меня.
Явись мне в грозный час страданья,
И поцелуй пусть будет твой
Залогом близкого свиданья
В стране любви, в стране другой!
Златой Восток, страна чудес,
Страна любви и сладострастья,
Где блещет роза – дочь небес,
Где всё обильно, кроме счастья;
Где чище катится река,
Вольнее мчатся облака,
Пышнее вечер догорает,
И мир всю прелесть сохраняет
Тех дней, когда печатью зла
Душа людей, по воле рока,
Не обесславлена была,
Люблю тебя, страна Востока!
Кто знал тебя, тот забывал
Свою отчизну; кто видал
Твоих красавиц, не забудет
Надменный пламень их очей,
И без сомненья верить будет
Печальной повести моей.
Есть ангел смерти; в грозный час
Последних мук и расставанья
Он крепко обнимает нас,
Но холодны его лобзанья,
И страшен вид его для глаз
Бессильной жертвы; и невольно
Он заставляет трепетать,
И часто сердцу больно, больно
Последний вздох ему отдать.
Но прежде людям эти встречи
Казались – сладостный удел.
Он знал таинственные речи,
Он взором утешать умел,
И бурные смирял он страсти,
И было у него во власти
Больную душу как-нибудь
На миг надеждой обмануть!
Равно во все края вселенной
Являлся ангел молодой;
На всё, что только прах земной,
Глядел с презрением нетленный;
Его приход благословенный
Дышал небесной тишиной;
Лучами тихими блистая,
Как полуночная звезда,
Манил он смертных иногда,
И провожал он к дверям рая
Толпы освобожденных душ,
И сам был счастлив. – Почему ж
Теперь томит его объятье,
И поцелуй его – проклятье?
. . . . . . . . . .
Недалеко от берегов
И волн ревущих океана,
Под жарким небом Индостана,
Синеет длинный ряд холмов.
Последний холм высок и страшен,
Скалами серыми украшен,
И вдался в море; и на нем
Орлы да коршуны гнездятся,
И рыбаки к нему боятся
Подъехать в сумраке ночном.
Прикрыта дикими кустами
На нем пещера есть одна —
Жилище змей – хладна, темна,
Как ум, обманутый мечтами,
Как жизнь, которой цели нет,
Как недосказанный очами
Убийцы хитрого привет.
Ее лампада – месяц полный,
С ней говорят морские волны,
И у отверстия стоят
Сторожевые пальмы в ряд.
Давным-давно в ней жил изгнанник,
Пришелец, юный Зораим.
Он на земле был только странник,
Людьми и небом был гоним.
Он мог быть счастлив, но блаженства
Искал в забавах он пустых,
Искал он в людях совершенства,
А сам – сам не был лучше их;
Искал великого в ничтожном,
Страшась надеяться, жалел
О том, что было счастьем ложным,
И, став без пользы осторожным,
Поверить никому не смел.
Любил он ночь, свободу, горы,
И всё в природе – и людей —
Но избегал их. С ранних дней
К презренью приучил он взоры,
Но сердца пылкого не мог
Заставить так же охладиться:
Любовь насильства не боится,
Она – хоть презрена – всё бог.
Одно сокровище – святыню
Имел под небесами он;
С ним раем почитал пустыню…
Но что ж? всегда ли верен сон?..
На гордых высотах Ливана
Растет могильный кипарис,
И ветви плюща обвились
Вокруг его прямого стана;
Пусть вихорь мчится и шумит
И сломит кипарис высокой, —
Вкруг кипариса плющ обвит:
Он не погибнет одиноко!..
Так, миру чуждый, Зораим
Не вовсе беден – Ада с ним!
Она резва, как лань степная,
Мила, как цвет душистый рая;
Всё страстно в ней, и грудь и стан,
Глаза – два солнца южных стран.
И деве было всё забавой,
Покуда не явился ей
Изгнанник бледный, величавый,
С холодной дерзостью очей;
И ей пришло тогда желанье —
Огонь в очах его родить
И в мертвом сердце возбудить
Любви безумное страданье,
И удалось ей. – Зораим
Любил – с тех пор, как был любим;
Судьбина их соединила,
А разлучит – одна могила!
На синих небесах луна.
С звездами дальними сияет,
Лучом в пещеру ударяет;
И беспокойная волна,
Ночной прохладою полна,
Утес, белея, обнимает.
Я помню – в этот самый час
Обыкновенно нежный глас,
Сопровождаемый игрою,
Звучал, теряясь за горою:
Он из пещеры выходил.
Какой же демон эти звуки
Волшебной властью усыпил?..
Почти без чувств, без дум, без сил,
Лежит на ложе смертной муки
Младая Ада. Ветерок
Не освежит ее ланиты,
И томный взор, полуоткрытый,
Напрасно смотрит на восток,
И утра ждет она напрасно:
Ей не видать зари прекрасной,
Она до утра будет там,
Где солнца уж не нужно нам.
У изголовья, пораженный
Боязнью тайной, Зораим
Стоит – коленопреклоненный,
Тоской отчаянья томим.
В руке изгнанника белеет
Девицы хладная рука,
И жизни жар ее не греет.
«Но смерть, – он мыслит, – не близка!
Рука – не жизнь; болезнь простая —
Всё не кончина роковая!»
Так иногда надежды свет
Являет то, чего уж нет;
И нам хотя не остается
Для утешенья ничего,
Она над сердцем всё смеется,
Не исчезая из него.
В то время смерти ангел нежный
Летел чрез южный небосклон;
Вдруг слышит ропот он мятежный,
И плач любви – и слабый стон,
И, быстрый как полет мгновенья,
К пещере подлетает он.
Тоску последнего мученья
Дух смерти усладить хотел,
И на устах покорной Ады
Свой поцелуй напечатлел:
Он дать не мог другой отрады!
Или, быть может, Зораим
Еще замечен не был им…
Но скоро при огне лампады
Недвижный, мутный встретив взор,
Он в нем прочел себе укор;
И ангел смерти сожаленье
В душе почувствовал святой.
Скажу ли? – даже в преступленье
Он обвинял себя порой.
Он отнял всё у Зораима:
Одна была лишь им любима,
Его любовь была сильней
Всех дум и всех других страстей.
И он не плакал, – но понятно
По цвету бледному чела,
Что мука смерть превозмогла,
Хоть потерял он невозвратно.
И ангел знал, – и как не знать?
Что безнадежности печать
В спокойном холоде молчанья,
Что легче плакать, чем страдать
Без всяких признаков страданья.
И ангел мыслью поражен
Достойною небес: желает
Вознаградить страдальца он.
Ужель создатель запрещает
Несчастных утешать людей?
И девы труп он оживляет
Душою ангельской своей.
И, чудо! кровь в груди остылой
Опять волнуется, кипит;
И взор, волшебной полон силой,
В тени ресниц ее горит.
Так ангел смерти съединился
Со всем, чем только жизнь мила;
Но ум границам подчинился,
И власть – не та уж, как была,
И только в памяти туманной
Хранит он думы прежних лет;
Их появленье Аде странно,
Как ночью метеора свет,
И ей смешна ее беспечность
И ей грядущее темно,
И чувства, вечные как вечность,
Соединились все в одно.
Желаньям друга посвятила
Она все радости свои,
Как будто смерть и не гасила
В невинном сердце жар любви!..
Однажды на скале прибрежной,
Внимая плеск волны морской,
Задумчив, рядом с Адой нежной,
Сидел изгнанник молодой.
Лучи вечерние златили
Широкий синий океан,
И видно было сквозь туман,
Как паруса вдали бродили.
Большие черные глаза
На друга дева устремляла,
Но в диком сердце бушевала,
Казалось, тайная гроза.
Порой рассеянные взгляды
На красный запад он кидал,
И вдруг, взяв тихо руку Ады,
И обратившись к ней, сказал:
«Нет! не могу в пустыне доле
Однообразно дни влачить;
Я волен – но душа в неволе:
Ей должно цепи раздробить…
Что жизнь? – давай мне чашу славы,
Хотя бы в ней был смертный яд,
Я не вздрогну – я выпить рад:
Не все ль блаженства – лишь отравы?
Когда-нибудь всё должен я
Оставить ношу бытия…
Скажи, ужель одна могила
Ничтожный в мире будет след
Того, чье сердце столько лет
Мысль о ничтожестве томила?
И мне покойну быть? – о нет!..
Взгляни: за этими горами
С могучим войском под шатрами
Стоят два грозные царя;
И завтра только что заря
Успеет в облаках проснуться,
Труба войны и звук мечей
В пустыне нашей раздадутся.
И к одному из тех царей
Идти как воин я решился,
Но ты не жди, чтоб возвратился
Я побежденным. Нет, скорей
Волна, гонимая волнами
По бесконечности морей,
В приют родимых камышей
Воротится. Но если с нами
Победа будет, я принесть
Клянусь тебе жемчуг и злато,
Себе одну оставлю честь…
И буду счастлив, и тогда-то
Мы заживем с тобой богато…
Я знаю: никогда любовь
Геройский меч не презирала,
Но если б даже ты желала…
Мой друг, я должен видеть кровь!
Верь: для меня ничто угрозы
Судьбы коварной и слепой.
Как? ты бледнеешь?.. слезы, слезы?
Об чем же плакать, ангел мой?»
И ангел-дева отвечает:
«Видал ли ты, как отражает
Ручей склонившийся цветок?
Когда вода не шевелится,
Он неподвижно в ней глядится,
Но если свежий ветерок
Волну зеленую встревожит,
И всколебается волна,
Ужели тень цветочка может
Не колебаться, как она?
Мою судьбу с твоей судьбою
Соединил так точно рок,
Волна – твой образ, мой – цветок.
Ты грустен, – я грустна с тобою.
Как знать? – быть может, этот час
Последний счастливый для нас!. .»
Зачем в долине сокровенной
От миртов дышит аромат?
Зачем?.. Властители вселенной,
Природу люди осквернят.
Цветок измятый обагрится
Их кровью, и стрела промчится
На место птицы в небесах,
И солнце отуманит прах.
Крик победивших, стон сраженных
Принудят мирных соловьев
Искать в пределах отдаленных
Иных долин, других кустов,
Где красный день, как ночь, спокоен,
Где их царицу, их любовь,
Не стопчет розу мрачный воин
И обагрить не может кровь.
Чу!.. топот… пыль клубится тучей,
И вот звучит труба войны,
И первый свист стрелы летучей
Раздался с каждой стороны!
Новорожденное светило
С лазурной неба вышины
Кровавым блеском озарило
Доспехи ратные бойцов.
Меж тем войска еще сходились
Всё ближе, ближе, – и сразились;
И треску копий и щитов,
Казалось, сами удивились.
Но мщенье – царь в душах людей
И удивления сильней.
Была ужасна эта встреча,
Подобно встрече двух громов
В грозу меж дымных облаков.
С успехом равным длилась сеча,
И всё теснилось. Кровь рекой
Лилась везде, мечи блистали,
Как тени знамена блуждали
Над каждой темною толпой,
И с криком смерти роковой
На трупы трупы упадали…
Но отступает наконец
Одна толпа; и побежденный
Уж не противится боец;
И по траве окровавленной
Скользит испуганный беглец.
Один лишь воин, окруженный
Враждебным войском, не хотел
Еще бежать. Из мертвых тел
Вокруг него была ограда…
И тут остался он один.
Он не был царь иль царский сын,
Хоть одарен был силой взгляда
И гордой важностью чела.
Но вдруг коварная стрела
Пронзила витязя младого,
И шумно навзничь он упал,
И кровь струилась… и ни слова
Он упадая не сказал,
Когда победный крик раздался,
Как погребальный крик, над ним,
И мимо смелый враг промчался,
Огнем пылая боевым.
На битву издали взирая
С горы кремнистой и крутой,
Стояла Ада молодая
Одна, волнуема тоской,
Высоко перси подымая,
Боязнью сердце билось в ней,
Всечасно слезы набегали
На очи, полные печали…
О боже! – Для таких очей
Кто не пожертвовал бы славой?
Но Зораиму был милей
Девичьей ласки путь кровавый!
Безумец! ты цены не знал
Всему, всему, чем обладал,
Не ведал ты, что ангел нежный
Оставил рай свой безмятежный,
Чтоб сердце Ады оживить;
Что многих он лишил отрады
В последний миг, чтоб усладить
Твое страданье. Бедной Ады
Мольбу отвергнул хладно ты;
Возможно ль? ангел красоты
Тебе, изгнанник не дороже
Надменной и пустой мечты?..
Она глядит и ждет… но что же?
Давно уж в поле тишина,
Враги умчались за врагами,
Лишь искаженными телами
Долина битвы устлана…
Увы! где ангел утешенья?
Где вестник рая молодой?
Он мучим страстию земной
И не услышит их моленья…
Уж солнце низко – Ада ждет…
Всё тихо вкруг… он всё нейдет!..
Она спускается в долину
И видит страшную картину.
Идет меж трупов чуть дыша;
Как у невинного пред казнью
Надеждой, смешанной с боязнью,
Ее волнуется душа.
Она предчувствовать страшится,
И с каждым шагом воротиться
Она желала б; но любовь
Превозмогла в ней ужас вновь;
Бледны ланиты девы милой,
На грудь склонилась голова…
И вот недвижна! – Такова
Была б лилея над могилой!
Где Зораим? – Что, если он
Убит? – но чей раздался стон?
Кто этот раненый стрелою
У ног красавицы? Чей глас
Так сильно душу в ней потряс?
Он мертвых окружен грядою,
Но час кончины и над ним…
Кто ж он? – Свершилось! – Зораим.
»Ты здесь? теперь? – и ты ли, Ада?
О! твой приход мне не отрада!
Зачем? – Для ужасов войны
Твои глаза не созданы,
Смерть не должна быть их предметом;
Тебя излишняя любовь
Вела сюда – что пользы в этом?..
Лишь я хотел увидеть кровь
И вижу… и приход мгновенья,
Когда усну, без сновиденья.
Никто – я сам тому виной…
Я гибну! – Первою звездой
Нам возвестит судьба разлуку.
Не бойся крови, дай мне руку:
Я виноват перед тобой…
Прости! Ты будешь сиротой,
Ты не найдешь родных, ни крова,
И даже – на груди другого
Не будешь счастлива опять:
Кто может дважды счастье знать?
»Мой друг! к чему твои лобзанья
Теперь столь полные огня?
Они не оживят меня
И увеличат лишь страданья,
Напомнив, как я счастлив был;
О если б, если б я забыл
Что в мире есть воспоминанья!
Я чувствую, в груди моей
Всё ближе, ближе смертный холод.
О, кто б подумал, как я молод!
Как много я провел бы дней
С тобою, в тишине глубокой,
Под тенью пальм береговых,
Когда б сегодня рок жестокой
Не обманул надежд моих!. .
Еще в стране моей родимой
Гадатель мудрый, всеми чтимый,
Мне предсказал, что час придет —
И громкий подвиг совершу я,
И глас молвы произнесет
Мое названье торжествуя,
Но…» Тут, как арфы дальней звон,
Его слова невнятны стали,
Глаза всю яркость потеряли
И ослабел приметно он…
Страдальцу Ада не внимала,
Лишь молча крепко обнимала,
Забыв, что у нее уж нет
Чудесной власти прежних лет;
Что поцелуй ее бессильный,
Ничтожный, как ничтожный звук,
Не озаряет тьмы могильной,
Не облегчит последних мук.
Меж тем на своде отдаленном
Одна алмазная звезда
Явилась в блеске неизменном,
Чиста, прекрасна как всегда,
И мнилось: луч ее не знает,
Что на земле он озаряет:
Так он игриво нисходил
На жертву тленья и могил.
И Зораим хотел напрасно
Последним ласкам отвечать;
Всё, всё, что может он сказать —
Уныло, мрачно – но не страстно!
Уж пламень слез ее не жжет
Ланиты хладные как лед,
Уж тихо каплет кровь из раны;
И с криком, точно дух ночной,
Над ослабевшей головой
Летает коршун, гость незваный.
И грустно юноша взглянул
На отдаленное светило,
Взглянул он в очи деве милой,
Привстал – и вздрогнул – и вздохнул —
И умер. С синими губами
И с побелевшими глазами,
Лик – прежде нежный – был страшней
Всего, что страшно для людей.
Чья тень прозрачной мглой одета,
Как заблудившийся луч света,
С земли возносится туда,
Где блещет первая звезда?
Венец играет серебристый
Над мирным, радостным челом,
И долго виден след огнистый
За нею в сумраке ночном…
То ангел смерти, смертью тленной
От уз земных освобожденный!..
Он тело девы бросил в прах:
Его отчизна в небесах.
Там всё, что он любил земного,
Он встретит и полюбит снова!..
Всё тот же он, и власть его
Не изменилась ничего;
Прошло печали в нем волненье,
Как улетает призрак сна,
И только хладное презренье
К земле оставила она:
За гибель друга в нем осталось
Желанье миру мстить всему;
И ненависть к другим, казалось,
Была любовию к нему.
Всё тот же он – и бесконечность
Как мысль он может пролетать,
И может взором измерять
Лета, века и даже вечность.
Но Ангел смерти молодой
Простился с прежней добротой;
Людей узнал он: «состраданья
Они не могут заслужить;
Не награжденье – наказанье
Последний миг их должен быть.
Они коварны и жестоки,
Их добродетели – пороки,
И жизнь им в тягость с юных лет…»
Так думал он – зачем же нет?..
Его неизбежимой встречи
Боится каждый с этих пор;
Как меч – его пронзает взор;
Его приветственные речи
Тревожат нас, как злой укор,
И льда хладней его объятье,
И поцелуй его – проклятье!..
Примечания
Читать дальше
М.Ю. Лермонтов «Ангел»: анализ стихотворения
Михаил Лермонтов «Ангел» написал в очень юном возрасте, автору едва исполнилось 16 лет. Несмотря на то, что стихотворение относится к раннему периоду творчества поэта, оно отличается легкостью, красотой, поражает читателя спокойной, умиротворяющей атмосферой. Михаил Юрьевич взял за основу колыбельную, которую пел в детстве маме. Содержание полузабытой песни он полностью изменил, позаимствовав лишь размер.
Смысл произведения
Поэма «Ангел» М.Ю. Лермонтову принадлежит эпическое романтическое произведение. Он состоит из четырех четверостиший и повествует о зарождении новой жизни на земле. По небу летит ангел, поет прекрасную песню о рае, блаженстве безгрешных духов. Он несет с собой Душу, чтобы воссоединить ее с телом в момент рождения ребенка. Чистая душа младенца-ангела сулит вечный рай при условии праведной жизни и искренней веры в Бога.
К сожалению, человеку с самого детства приходится сталкиваться с печалью, обидой, болью, унижением. Земная жизнь далека от блаженства Небесного, но все же в глубине души звучит прекрасная песня ангела, не позволяющая опустить руки, утратить веру в свои силы. Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел» позволяет увидеть мелодию произведения. По своей нежности он действительно похож на песню. С помощью преобладающих в стихе свистящих и шипящих звуков писателю удалось добиться умиротворяющей атмосферы. Они создают эффект парения ангела над землей и являются отличным фоном.
Гимн божественному миру
Поэт не говорит прямо о происходящих событиях, читатель лишь в общих чертах догадывается, что хотел сказать Лермонтов. «Ангел» — это гимн Царствию Небесному, в которое могут попасть только праведники с чистой душой. Поэт подчеркивает, что человек не любил земных песен, они казались ему скучными. На земле Душа томится в ожидании возвращения в Рай. Михаилу Юревичу удалось добиться легкого и мягкого контраста в сравнении земной и небесной жизни.
В поэме прослеживается четкая грань между параллельными мирами, она видна только в момент рождения и смерти человека. Если посмотреть на произведение с философской точки зрения, становится понятно, каким идеалистом в молодости был Лермонтов. Ангел в его понимании – посланник Божий, который дает человеку надежду на лучшее будущее, убеждает вести праведную жизнь. Поэт утверждает, что человек приходит на землю только для того, чтобы страдать, что он может грехами искупить свою боль, слезами очистить собственную душу.
Михаил Юрьевич уверен, что в своей телесной оболочке человек находится на земле временно, в смерти нет ничего плохого и страшного, ибо Душа не умирает, а живет вечно. Лермонтов «Ангел» сочинил для сравнения Божественного и бренного бытия. Недаром стихотворение начинается со слова «небо», а заканчивается на «земля». Поэт сравнивает пение колыбельных со своеобразным ритуалом, напоминающим процесс взращивания души. Лермонтов подчеркивает, что даже самая красивая, нежная колыбельная не может сравниться с песней ангела. Это просто ее дешевая копия, напоминающая о существовании Рая.
«Демон» М. Лермонтова. Образ Темного Ангела / Paulturner-Mitchell.com
Поэма Лермонтова переносит читателя на Кавказ, где с космической высоты за происходящим на земле наблюдает грустный темный ангел. Давит его одиночество, поэтому уже нет в радости бессмертия и возможности творить зло, окружающие пейзажи ничего кроме презрения не вызывают, но гнетущая атмосфера не передает краткого содержания. Демон (Лермонтов завораживал и одновременно пугал этого персонажа) пролетел над Грузией, когда его внимание привлекло радостное оживление возле имения местного феодала. Ангел порока опустился ниже и увидел, что принц Гудал собирается жениться на своей единственной прекрасной дочери, а в доме как раз готовятся последние приготовления к торжеству. А вот радостное настроение окружающих резюме не передать.
Демон Лермонтов не может понять радости, царящей в княжестве. Гости уже в сборе, вино льется рекой, а царевна Тамара готовится исполнить свой свадебный танец до прихода жениха. Даже Демон не может оторвать глаз от красавицы, то с бубном мечется с испуганной ланью, то взлетает с птицей по старым коврам. Тамара была отдана замуж по ее просьбе, правитель Синода красив, молод и влюблен в свою невесту. Но тем не менее девочка переживала, как ее примут в семье, не ограничат ли ее свободу.
Чувства владыки тьмы, когда он увидел Тамару, очень хорошо изображено в поэме Лермонтова «Демон». Краткое содержание, однако, позволяет узнать в темном ангеле жестокого и эгоистичного тирана. Он хотел, чтобы красавица принадлежала ему одному, поэтому подослал к каравану жениха разбойников, которые разграбили свадебные подарки, перебили стражу, а самого князя ранили. Лошадь мчалась, что были силы везти барина на свадебный пир, не зная, что он уже мертв.
В семье невесты трагедия: отец не идет своей дорогой, и Тамара в красивом свадебном наряде в горах падает на кровать. Сквозь рыдания девушка слышит очаровательный голос, утешающий ее, рассказывающий сказки, он обещает приходить к ней каждую ночь. Динамику развития событий нельзя передать кратко. Демон Лермонтов смущает Тамару: она догадывается, что красивый юноша, приходящий к ней во сне, не может быть ангелом-хранителем, но и не похож на демона ада. Чтобы избежать искушения, девушка просит отца отдать ее в монастырь. Князь Гудал сердится, ведь женихи осаждают поместье, слыша постоянные отказы Тамары, но все же соглашается выполнить ее просьбу.
Силу, эгоизм и упорство темного ангела показал в своей поэме Лермонтов. Бес (краткое содержание стихотворения раскрывает его истинную природу) понимает, какие чувства вызывает у девушки — она влюблена в него, пытается молиться иконам, но молится ему. Он хочет физической близости, но понимает, что за эту красоту расплатится жизнью, поэтому медлит с решением. Ночью Демон приближается к клетке с желанием отказаться от своего коварного плана, но летать не может. По его щеке катится слеза, но он все же приближается к девушке.
Рядом с кроватью Тамары стоит ее ангел-хранитель, который просит Демона уйти, но тот объясняет, что защитник пришел слишком поздно. Девушке больше не нравятся разговоры темного незнакомца, он не кажется ей таким прекрасным, как во сне. Но может ли он передать всю полноту чувств Тамары в сжатой форме? Демон Лермонтов видит сомнения красавицы, открывает ее душу, и Тамара позволяет прикоснуться к ней. Посреди ночи раздается пронзительный крик и предсмертный крик, слышимый только монастырским сторожем.