Андрей Болконский и его жена Лиза в романе «Война и мир», отношения, взаимоотношения
Андрей и Лиза Болконские на вечере у А. П. Шерер. Кадр из фильма 1967 г. |
Отношения князя Андрея Болконского и его жены Лизы являются одной из ярких сюжетных линий в знаменитом романе «Война и мир» Льва Толстого.
Ниже представлено цитатное описание отношений князя Андрея Болконского с его женой Лизой в романе «Война и мир», история любви героев, их взаимоотношения, смерть Лизы.
Смотрите:
— Все материалы по роману «Война и мир»
Андрей Болконский и его жена Лиза в романе «Война и мир», отношения, взаимоотношения
В начале романа, в 1805 г., князь Андрей Болконский и его жена Лиза ожидают рождения первого ребенка:
«Княгиня, толстенькая, румяная…» (том 1 часть 1 глава XXV)
«Князь Ипполит стоял возле хорошенькой беременной княгини...» (том 1 часть 1 глава V)
Судя по всему, Лиза и Андрей Болконский поженились зимой 1804-1805 гг. и состоят в браке около полугода (в начале романа):
«…молодая, маленькая княгиня Болконская, прошлую зиму вышедшая замуж и теперь не выезжавшая в большой свет по причине своей беременности, но ездившая еще на небольшие вечера.» (июль 1805 г., том 1 часть 1 глава II)
Андрей и Лиза оба чувствуют себя несчастливыми в браке. При этом супруги ни в чем не могут упрекнуть друг друга, по мнению князя Андрея:
«— Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду… хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…» (Андрей о себе и Лизе, том 1 часть 1 глава XXV)
«Вон Лиза за Андреем (лучше мужа теперь, кажется, трудно найти), а разве она довольна своей судьбой?. ..» (старый князь Болконский о Лизе, том 1 часть 3 глава IV)
По словам князя Андрея, Лиза является прекрасной, редкой женщиной и верной супругой. Но все же он глубоко жалеет, что женился на ней:
«Моя жена, — продолжал князь Андрей, — прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!» (Андрей — Пьеру, том 1 часть 1 глава VI)
По мнению Болконского, он жестоко и непоправимо ошибся, женившись на Лизе. По его словам, все хорошее в его душе теперь пропадает из-за того, что он женат:
«Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что́ мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно; а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда негодным. .. А то пропадет всё, что́ в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам. Да, да, да!» (том 1 часть 1 глава VI)
«Но свяжи себя с женщиной — и как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И всё, что́ есть в тебе надежд и сил, всё только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти.» (том 1 часть 1 глава VI)
Состоя в браке с Лизой, князь Андрей приходит к выводу, что все женщины эгоистичны, тщеславны, тупоумны и ничтожны во всем:
«Ежели бы ты только мог знать, что это такое toutes les femmes distinguées {эти порядочные женщины} и вообще женщины! Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем — вот женщины, когда они показываются так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что-то есть, а ничего, ничего, ничего! Да, не женись, душа моя, не женись, — кончил князь Андрей. » (том 1 часть 1 глава VI)
Болконский ведет себя равнодушно и сдержанно с беременной женой. Кажется, что ее лицо надоело ему больше всех:
«Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее.» (том 1 часть 1 глава III)
«Князь Андрей… равнодушно прислушивался к болтовне своей жены…» (том 1 часть 3 глава V)
По мнению Лизы, муж относится к ней хуже, чем полгода назад. Вероятно, она имеет в виду их отношений до свадьбы:
«Княгиня рассказывала… что Андрей совсем переменился…» (Лиза рассказывает княжне Марье, том 1 часть 1 глава XXIII)
«— …Я тебе давно хотела сказать, André: зa что́ ты ко мне так переменился? Что́ я тебе сделала? Ты едешь в армию, ты меня не жалеешь. За что́? <…>
— Ты обращаешься со мной, как с больною или с ребенком. Я всё вижу. Разве ты такой был полгода назад?» (том 1 часть 1 глава VI)
Беременная Лиза плачет из-за холодного отношения Андрея к себе. Она жалуется на мужа его сестре княжне Марье:
«Брат угадал: маленькая княгиня после обеда плакала, говорила, что предчувствует несчастные роды, боится их, и жаловалась на свою судьбу, на свекра и на мужа. После слез она заснула.» (том 1 часть 1 глава XXV)
Однажды беременная Лиза видит страшный сон, в котором она умирает в родах. После этого она начинает бояться рождения ребенка:
«…маленькая княгиня после обеда плакала, говорила, что предчувствует несчастные роды, боится их…» (том 1 часть 1 глава XXV)
«— Когда жене будет время родить, пошлите в Москву за акушером. .. Чтоб он тут был. <…> Я согласен, что из миллиона случаев один бывает несчастный, но это ее и моя фантазия. Ей наговорили,она во сне видела, и она боится.» (Андрей о Лизе, том 1 часть 1 глава XXV)
Чтобы сбежать от скучной светской жизни, князь Андрей в 1805 г. едет на войну с Наполеоном. Лиза недовольна тем, что муж оставляется ее в глуши, в деревне, а сам уезжает:
«Он покидает меня здесь, и Бог знает зачем, тогда как он мог бы получить повышение…» (том 1 часть 1 глава XXIII)
«Ты подумай, каково ей, бедняжке, после жизни, к которой она привыкла, расстаться с мужем и остаться одной в деревне и в ее положении? Это очень тяжело.» (княжна Марья о Лизе, том 1 часть 1 глава XXV)
Уезжая на фронт, князь Андрей просит отца в случае своей гибели, если родится сын, не отдавать его Лизе. Очевидно, в вопросах воспитания Болконский доверяет жене меньше, чем своему отцу:
«— Еще я хотел просить вас, — продолжал князь Андрей, — ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас. .. пожалуйста.
— Жене не отдавать? — сказал старик и засмеялся.
Они молча стояли друг против друга.» (том 1 часть 1 глава XXV)
Князь Андрей участвует в битве под Аустерлицем, получает тяжелое ранение и попадает в плен к французам. Пережив ранение и оказавшись на краю гибели, князь Андрей меняет свой взгляд на жизнь. Он надеется вернуться домой, чтобы насладиться тихим семейным счастьем в окружении жены и ребенка:
«…он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему ивозвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь.» (раненый Болконский на поле битвы под Аустерлицем, том 1 часть 3 глава XIX)
«Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усилилось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо, составляли главное основание его горячечных представлений.
Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему.» (том 1 часть 3 глава XIX)
В марте 1806 г. он возвращается из плена в Россию. В день возвращения Андрея домой у Лизы начинают роды. Когда муж входит в комнату, страдающая от боли Лиза оказывается не в состоянии узнать его. Болконский успевает сказать жене ласковое слово «душенька», которое никогда прежде не говорил. Однако женщина, судя по всему, уже этого не слышит. Лиза умирает в ту же ночь сразу после рождения сына Николеньки:
«Маленькая княгиня лежала на подушках, в белом чепчике. (Страдания только что отпустили ее.) Черные волосы прядями вились у ее воспаленных, вспотевших щек; румяный, прелестный ротик с губкой, покрытою черными волосиками, был раскрыт, и она радостно улыбалась. Князь Андрей вошел в комнату и остановился перед ней, у изножья дивана, на котором она лежала. Блестящие глаза, смотревшие детски-испуганно и взволнованно, остановились на нем, не изменяя выражения. «Я вас всех люблю, я никому зла не делала, за что́ я страдаю? помогите мне», говорило ее выражение. Она видела мужа, но не понимала значения его появления теперь перед нею. Князь Андрей обошел диван и в лоб поцеловал ее.
— Душенька моя, — сказал он: слово, которое никогда не говорил ей. — Бог милостив… — Она вопросительно, детски-укоризненно посмотрела на него.
«Я от тебя ждала помощи, и ничего, ничего, и ты тоже!» сказали ее глаза. Она не удивилась, что он приехал; она не поняла того, что он приехал. Его приезд не имел никакого отношения до ее страданий и облегчения их.» (том 2 часть 1 глава IX)
Князь Андрей чувствует свою вину перед покойной женой, но понимает, что ничего нельзя исправить. Во время похорон ему врезается в память лицо жены, которое как будто говорит: «Что вы со мной сделали?». Это лицо еще долго будет вспоминаться Болконскому:
«Через три дня отпевали маленькую княгиню, и, прощаясь с нею, князь Андрей взошел на ступени гроба. И в гробу было то же лицо, хотя и с закрытыми глазами. «Ах, что́ вы со мной сделали?» всё говорило оно, и князь Андрей почувствовал, что в душе его оторвалось что-то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть. Он не мог плакать. Старик тоже вошел и поцеловал ее восковую ручку, спокойно и высоко лежавшую на другой, и ему ее лицо сказало: «Ах, что́ и за что́ вы это со мной сделали?» И старик сердито отвернулся, увидав это лицо.» (том 2 часть 1 глава IX)
«Она мертвая лежала в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад, и то же выражение, несмотря на остановившиеся глаза и на бледность щек, было на этом прелестном, детском личике с губкой, покрытою черными волосиками. «Я вас всех люблю и никому дурного не делала, и что́ вы со мной сделали?» говорило ее прелестное, жалкое, мертвое лицо.» (том 2 часть 1 глава IX)
После смерти Лизы князь Андрей устанавливает на ее могиле в Лысых Горах мраморный памятник с изображением ангела. Лицо ангела оказывается удивительно похожим на лицо покойной Лизы:
«У алтаря лысогорской церкви была часовня над могилой маленькой княгини, и в часовне был поставлен привезенный из Италии мраморный памятник, изображавший ангела, расправившего крылья и готовящегося подняться на небо. У ангела была немного приподнята верхняя губа, как будто он сбирался улыбнуться, и однажды князь Андрей и княжна Марья, выходя из часовни, признались друг другу, что странно, лицо этого ангела напоминало им лицо покойницы. Но что было еще страннее и чего князь Андрей не сказал сестре, было то, что в выражении, которое дал случайно художник лицу ангела, князь Андрей читал те же слова кроткой укоризны, которые он прочел тогда на лице своей мертвой жены: «Ах, зачем вы это со мной сделали?. ..»» (том 2 часть 2 глава VIII)
Спустя 3 года после смерти Лизы князь Андрей наконец приходит в себя. Он чувствует, что в 31 год его жизнь все-таки еще не кончена:
««Нет, жизнь не кончена в 31 год», вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей.» (том 2 часть 3 глава III)
Князь Андрей наконец преодолевает чувство вины по отношению к Лизе. Теперь, глядя на ее портрет, он видит в ее чертах не упрек и печаль, а любопытство и нежность:
«Потом он отворачивался и смотрел на портрет покойницы Лизы, которая с взбитыми à la grecque {à la grecque} буклями нежно и весело смотрела на него из золотой рамки. Она уже не говорила мужу прежних страшных слов, она просто и весело с любопытством смотрела на него.» (том 2 часть 3 глава III)
В 1809 г. Князь Андрей едет в Петербург, где занимается государственной деятельностью. Там на балу он влюбляется в юную Наташу Ростову. По словам Андрея, его любовь к Наташе совсем не похожа на то, что он испытывал к Лизе:
«Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг. <…>
Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. <…>
Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде.» (Андрей о Наташе, том 2 часть 3 глава XXII)
Это было цитатное описание отношений князя Андрея Болконского с его женой Лизой в романе «Война и мир» Толстого: история любви, взаимоотношения героев.
Смотрите: Все материалы по роману «Война и мир»
Лиза Болконская – характеристика образа жены Андрея в романе “Война и мир”
Лиза Болконская – второстепенный женский образ, выполняющий определенную функцию в произведении. Героиня позволяет показать светское общество в современное Л. Н. Толстому время.
У нас появилась новая характеристика Лизы Болконской.
Положение в обществе
Лиза родилась в довольно знатной семье. Дядей героини был сам Кутузов. С самого детства она росла «в свете», поэтому привыкла «к лучшему обществу». Героиня любит посещать различные балы, постоянно находиться в центре внимания.
Внешность героини позволяла ей занимать хорошее положение в обществе. Всем она казалась милой и привлекательной девушкой. Лиза Болконская была любимицей света: «Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать».
Образ Лизы Болконской наиболее ярко характеризует светское общество, которое Л. Н. Толстой описывает иронично. Это люди, не имеющие достоинства и живущие, заботясь лишь о собственном благе. Жизнь Лизы Болконской была примитивна и ничего не представляла собой.
Судьба Лизы
Лизавета Карловна Мейнен – полное имя героини романа Л. Н. Толстого до замужества. Писатель не рассказывает о жизни героини до тех событий, которые происходят в романе. Известно лишь то, что Лиза с рождения была человеком светским.
Лиза Мейнен становится женой одного из самых завидных женихов в обществе – Андрея Болконского. Однако вскоре герой, томясь от скуки и разочаровавшись в своем браке, уезжает на войну, оставив беременную жену в доме своего отца.
В ходе беременности Лиза Болконская опасалась за собственную жизнь, и ее опасения сбылись: во время родов маленькая княгиня умирает.
Возможно, автор «Войны и мира» не видел смысла в данном персонаже. Как личность она не представляла интереса в произведении, а как мать она бы не смогла выполнять свои обязанности в связи со своим увлечением светской жизнью. Так говорит про смерть Лизы княжна Марья: «Она была слишком ангельски невинна для того, чтоб иметь силу перенести все обязанности матери».
Взаимоотношения в семье
Характеристика Лизы Болконской во многом определяется ее отношением со своим мужем Андреем и его семьей.
Мужа своего Лиза не любит вовсе. Она вышла за него замуж, потому что князь Андрей – хорошая кандидатура. Муж был необходимым элементом жизни светской женщины. Она пользовалась им для наилучшего положения в обществе.
Лиза видела, что отношения с мужем находятся в плачевном состоянии, однако она не хотела наладить их. Брак ради брака – вот к чему стремилась героиня. Князь Андрей и Лиза были слишком разными, чтобы понять друг друга, у них были разные жизненные цели. Именно это стало причиной отъезда Андрея Болконского. Ему наскучило то, что он должен был постоянно сопровождать свою жену на светские мероприятия.
С семейством Болконских, у которых и жила Лиза во время беременности, героине не удалось найти общий язык. У них были совершенно противоположные взгляды на жизнь. Не зря автор называет героиню «маленькой княгиней», показывая ее положение в семье. Связь Лиза смогла найти лишь с компаньонкой Бурьен, проживавшей в доме Болконских. К князю Николаю Лиза испытывала неприязнь, она боялась его.
Маленькая княгиня – ироничная характеристика героини. Несмотря на свое положение в обществе, она все равно была «маленькой», не имеющей значения.
Несмотря на то что между князем Андреем и Лизой не было настоящей любви, Болконский не отрицает того, что героиня была доброй девушкой. После смерти Лизы он думает о том, что она не только имела внешность ребенка, но и душу. Князь Андрей сравнивает жену с ангелом, которому не стоило бы умирать.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Лиза Болконская», рассмотрит образ героини, олицетворяющий высшее общество.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Ирина-Львовна Фрол
21/31
Яна Гулько
21/31
Асыл Марат
29/31
Марина Ставрогина
31/31
Александр Матвеев
24/31
Елена Наволокина
27/31
Екатерина Славская
13/31
Татьяна Габова
21/31
Катя Иванова
30/31
Михаил Палагин
23/31
Андрей (Андрей) Болконский Хронология в «Войне и мире»
от Leo Tolstoy
- Home /
- Литература /
- War and Peace /
- символ /
- Andrei (Andrew) Bolkonsky /
- Andrei (Andrew) Bolkonsky Timeline
Резюме
- Темы
- Роли персонажей (главный герой, антагонист…)
- Подсказки персонажей
- Введение
- Резюме
- Темы
- Котировки
- Персонажи
- Pierre Bezukhov
- Natasha Rostov
- Andrei (Andrew) Bolkonsky
- Timeline
- Nikolai (Nicholas) Rostov
- Count and Countess Rostov
- Sonya
- Marya (Mary) Bolkonsky
- Prince Bolkonsky
- Liza (Lise ) Болконский
- Mademoiselle Bourienne
- Helene Kuragin
- Anatole and Ippolit Kuragin
- Boris Drubetskoy
- Anna Mikhailovna Drubetskoy
- Julie Karagin
- Napoleon
- General Kutuzov
- General Bagration
- Dolokhov and Denisov
- Platon Karataev
- Osip Баздеев (Иосиф) Алексеевич
- Анализ
- Вопросы
- Викторины
- Карточки
- Лучшее из Интернета
- Написать эссе
- Глоссарий
- Содержание
- НАЗАД
- СЛЕДУЮЩИЙ
- Мы встречаемся с Андреем в Петербурге с его беременной женой Лизой.
- Андрей советует Пьеру отказаться от тусовочного образа жизни.
- Во время первой войны с Наполеоном Андрей поступает на военную службу адъютантом к генералу Кутузову, оставив жену с отцом и сестрой.
- Он ранен в бою и потерял сознание, глядя в небо. Наполеон спасает его и отпускает.
- Он возвращается в поместье своего отца, пока его жена рожает.
- После того, как она умирает при родах, Андрей чувствует себя виноватым за то, как он с ней обращался, и решает посвятить себя сыну и семье.
- В 1809 году Андрей встречает Наташу на балу и влюбляется в нее.
- Они обручаются, но отец не одобряет и требует отложить свадьбу на год.
- Андрей уезжает за границу лечиться от военных ран и шлет Наташе неромантические письма о своих путешествиях.
- Вернувшись, он узнает, что она расторгла помолвку и чуть не сбежала с Анатолем.
- После смерти отца Андрей решает вернуться в армию.
- В Бородинском сражении ранен в живот.
- Вместе со многими другими ранеными его увозят в Москву.
- Когда Наташа и ее семья бегут, они берут с собой много раненых, в том числе и Андрея.
- В середине полета Наташа узнает, что Андрей здесь, и идет к нему.
- Он очень болен и постоянно находится в сознании. В разгар своих галлюцинаций он понимает, что она с ним.
- Андрей прощает Наташу и снова в нее влюбляется.
- Он изо всех сил пытается остаться в живых, но в конце концов просто сдается.
- Сестра и сын Андрея приезжают к нему на несколько дней, потом он умирает.
- НАЗАД
- СЛЕДУЮЩИЙ
Процитировать эту страницу
Семья Болконских | вымышленные персонажи
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.