Фалес. Анаксимандр. Анаксимен из Милета. Гераклит из Эфеса. Пифагор. Парменид
Философия \ Философия
Страницы работы
3 страницы (Word-файл)
Посмотреть все страницы
Скачать файл
Фрагмент текста работы
Фалес — (ок.640\650-ок.547\545 до н. эр.) — древнегреческий
философ и политический деятель (из Милета), один из «семи мудрецов».
Основные труды – сочинения «О солнцевороте» и «О
равноденствии», др. не сохранились. В фокусе внимания Ф. были проблемы природы.
Предположительно, возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии
– воде. Ф. делает первый шаг на пути формирования в античной философии идеи arche как
субстрата мира заложив основы перехода от свойственного для мифологии генетизма
к субстратному мышлению. Магнит и янтарь, по Фалесу, имеют душу. Бог, по Фалесу,
— это ум космоса, а вселенная одушевлена и одновременно полна божеств.
Анаксимандр-(610-540 гг. до н. эр.) из Милета. Древнегреческий философ, ученик Фалеса. А. автор первого в Греции философского сочинения «О природе». Он ввел понятие принципа первоначала всего сущего (архэ). Этим первоначалом, по его мнению, является «беспредельное» – опейрон. Он является бесконечным в пространстве и вечным во времени. Весь мир Анаксимандр представлял в форме сферы, а землю – в виде цилиндрического образования. Вокруг земли существуют «три обода колесницы»: звезды, солнце и луна. Всю материю А. считал одушевленной, такое воззрение стали называть гилозоизмом. Картина мира Анаксимандра была начисто лишена идеи божественного творения. А. выдвинул идею о равноправии материальных состояний.
Анаксимен из Милета – (ок.588-ок.525 гг. до н. эр.) – древнегреческий философ
ученик Анаксимандра. Автор сочинения «О природе». Он провозгласил
воздух началом всего сущего. Богов он также выводи из воздуха. Он впервые
высказал догадку о существовании различия между звездами и планетами.
Гераклит из Эфеса – (ок.540-ок.480 гг. до н. эр.) – древнегреческий философ, «отец диалектики». Из всех философов наибольшее влияние на него оказал Демокрит. Г. отвергал традиционное неписаное право элиты, веря в устанавливаемый государством закон. Сочинения Г. «О природе» дошло до нас в 130 отрывках. Первоначалом всего сущего он считал огонь – тонкую и подвижную стихию. Пульсация огня – момент зарождения или гибели вещей. Мир, по мнению Г. не создан никем из богов. Душа человека – ипостась огня – логоса. Душу, он считал бессмертной, говорил о единстве души и тела. Широко известно изречение: «Все течет». Нельзя войти в одну реку дважды. Конечная цель познания – постижение логоса.
Пифагор
Согласно П. начало мира лежит в единице – матери богов. За единицей следует
двойка – принцип противоположности в природе. Бог – это число чисел. Он выделял
10 пар противоположностей, которые создают гармонию вселенной:¨ предел – беспредел
¨ нечет – чет
¨ единое — многое
¨ правое – левое
¨ мужское – женское
¨ покой – движение
¨ прямое – кривое
¨ свет – тьма
¨ доброе – злое
¨ квадрат – прямоугольник
Парменид — (ок.540-470 гг. до н. эр.) – древнегреческий философ, руководитель элейской школы. Основной его философский труд – поэма «О природе». П. считал, что возможны две системы философии, дающие нам представление о мире. Одна основана на разуме, другая на чувстве. Парменид впервые прибег к логичному доказательству своих тезисов. Согласно П. в мире господствуют 2 начала: активное – огонь, пассивное – тьма. Проблему бога не рассматривал.
Зенон — (ок.490-ок.430 гг. до н. эр.) – древнегреческий
философ, ученик Парменида.
Зенон написал сочинения: «Споры»,
«Против философов», «О природе», «Толкование стихов Эмпедокла».
Из 45 апорий Зенона наиболее известны 4 апории: «Дихотомия»,
«Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадий». Зенон
утверждал, что движение и множественность не присущи «истинному бытию»,
а относится только к миру «мнений».
Демокрит из Абедры — (ок.460-370 до н. эр.) – древнегреческий философ. Сочинения: «Великий Диакосмос», «О царстве Аида». Написал около 70 сочинений: «О разуме», «О геометрии», «О красоте слов», «Военное дело», «Халдейская книга» и др., но до нас они не дошли. Д. считал, что начала вселенной суть атомы и пустота, все остальное лишь считается существующим. Демокрит отрицал учение о разумном творце вселенной. Наилучшей формой проявления он считал демократический полис. Д. одним из первых высказал мысль о космополитизме.
Протагор из Абедры во
Фракии — (ок.490-420 гг. до н.
эр.) – древнегреческий философ-софист, ученик Демокрита. Протагор автор
сочинений «Истина, или Ниспровергающие речи»,
«Противоречия», «Великое слово», «О богах»,
«О государстве», «О неправильном поведении людей», «О сущем»,
«О том что в Аиде», «О первоначальном порядке вещей».
По
его мнению, материя текуча, что обуславливает изменчивость всего. Протагор
полагал, что если мы не знаем истины, то, по крайней мере, можем знать, что полезно.
«О богах и не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком
многое препятствует такому знанию, и вопрос темен, и людская жизнь коротка.
Сократ – (ок.470-399 гг. до н. эр.) из Афин – древнегреческий
философ. Впервые заговорил о нравственной философии. Сократ сделал диалог основным
методом отыскания истины. Выступал с резкой критикой софистики. «Истина
объективная, ил общая для всех людей, существует». С. сосредоточил свое
внимание на «малом диакосмосе», т. е. человеке. Главное в жизни – забота
о душе. Сколь важно для С. соотношение бога как универсальной основы
миропорядка с эмпирически фиксированными гранями мироздания, столь значимо и
соотношение бога как всеобщего разума с индивидуальным разумом – дай моном.
Важнейшей характеристикой учения С., является то, что оно в полной мере наследует
свойственные этой культуре идеи единства истины, добра и красоты.
Платон из Афин – (427-347 гг. до н. эр.) – ученик Сократа. Наиболее
известные труды: «Лахес», «Кретон», «Протагор»,
«Гиппий Большой», «Федр», «Федон» и др. Платон
полагал, что в основе мира 2 начала – бог и вещество. Пронизанное идеей
вещество порождает сущность. Идея всех людей – это идея блага. Причина
многообразия мира лежит не в сфере идей, а в области материи. Идея и материя
связаны мировой душой – движущей силой мироздания. Кроме бога, существует еще и
«небесный род богов», сотворенный из огненной стихии, т. е. небесные
тела и земля. Корпус его сочинений, дошедший в рукописях, включает 34 диалога,
«Апологию Сократа», 13 писем и др. Специфика главного метода
платоновской философии определяется тем, что он вводит в круг философской
литературы жанр диалога. Идеи числа вмещают у позднего П. всю полноту подлинного
бытия. В проблематике платоновской философии первоначально доминировала этика. Проблема
души возникает у П. в связи с уяснением возможности научиться добродетели.
Похожие материалы
Информация о работе
Скачать файл
Выбери свой ВУЗ
- АлтГТУ 419
- АлтГУ 113
- АмПГУ 296
- АГТУ 267
- БИТТУ 794
- БГТУ «Военмех» 1191
- БГМУ 172
- БГТУ 603
- БГУ 155
- БГУИР 391
- БелГУТ 4908
- БГЭУ 963
- БНТУ 1070
- БТЭУ ПК 689
- БрГУ 179
- ВНТУ 120
- ВГУЭС 426
- ВлГУ 645
- ВМедА 611
- ВолгГТУ 235
- ВНУ им.
Даля 166 - ВЗФЭИ 245
- ВятГСХА 101
- ВятГГУ 139
- ВятГУ 559
- ГГДСК 171
- ГомГМК 501
- ГГМУ 1966
- ГГТУ им. Сухого 4467
- ГГУ им. Скорины 1590
- ГМА им. Макарова 299
- ДГПУ 159
- ДальГАУ 279
- ДВГГУ 134
- ДВГМУ 408
- ДВГТУ 936
- ДВГУПС 305
- ДВФУ 949
- ДонГТУ 498
- ДИТМ МНТУ 109
- ИвГМА 488
- ИГХТУ 131
- ИжГТУ 145
- КемГППК 171
- КемГУ 508
- КГМТУ 270
- КировАТ 147
- КГКСЭП 407
- КГТА им.
Дегтярева 174 - КнАГТУ 2910
- КрасГАУ 345
- КрасГМУ 629
- КГПУ им. Астафьева 133
- КГТУ (СФУ) 567
- КГТЭИ (СФУ) 112
- КПК №2 177
- КубГТУ 138
- КубГУ 109
- КузГПА 182
- КузГТУ 789
- МГТУ им. Носова 369
- МГЭУ им. Сахарова 232
- МГЭК 249
- МГПУ 165
- МАИ 144
- МАДИ 151
- МГИУ 1179
- МГОУ 121
- МГСУ 331
- МГУ 273
- МГУКИ 101
- МГУПИ 225
- МГУПС (МИИТ) 637
- МГУТУ 122
- МТУСИ 179
- ХАИ 656
- ТПУ 455
- НИУ МЭИ 640
- НМСУ «Горный» 1701
- ХПИ 1534
- НТУУ «КПИ» 213
- НУК им.
Макарова 543 - НВ 1001
- НГАВТ 362
- НГАУ 411
- НГАСУ 817
- НГМУ 665
- НГПУ 214
- НГТУ 4610
- НГУ 1993
- НГУЭУ 499
- НИИ 201
- ОмГТУ 302
- ОмГУПС 230
- СПбПК №4 115
- ПГУПС 2489
- ПГПУ им. Короленко 296
- ПНТУ им. Кондратюка 120
- РАНХиГС 190
- РОАТ МИИТ 608
- РТА 245
- РГГМУ 117
- РГПУ им.
Герцена 123 - РГППУ 142
- РГСУ 162
- «МАТИ» — РГТУ 121
- РГУНиГ 260
- РЭУ им. Плеханова 123
- РГАТУ им. Соловьёва 219
- РязГМУ 125
- РГРТУ 666
- СамГТУ 131
- СПбГАСУ 315
- ИНЖЭКОН 328
- СПбГИПСР 136
- СПбГЛТУ им. Кирова 227
- СПбГМТУ 143
- СПбГПМУ 146
- СПбГПУ 1599
- СПбГТИ (ТУ) 293
- СПбГТУРП 236
- СПбГУ 578
- ГУАП 524
- СПбГУНиПТ 291
- СПбГУПТД 438
- СПбГУСЭ 226
- СПбГУТ 194
- СПГУТД 151
- СПбГУЭФ 145
- СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 379
- ПИМаш 247
- НИУ ИТМО 531
- СГТУ им.
Гагарина 114 - СахГУ 278
- СЗТУ 484
- СибАГС 249
- СибГАУ 462
- СибГИУ 1654
- СибГТУ 946
- СГУПС 1473
- СибГУТИ 2083
- СибУПК 377
- СФУ 2424
- СНАУ 567
- СумГУ 768
- ТРТУ 149
- ТОГУ 551
- ТГЭУ 325
- ТГУ (Томск) 276
- ТГПУ 181
- ТулГУ 553
- УкрГАЖТ 234
- УлГТУ 536
- УИПКПРО 123
- УрГПУ 195
- УГТУ-УПИ 758
- УГНТУ 570
- УГТУ 134
- ХГАЭП 138
- ХГАФК 110
- ХНАГХ 407
- ХНУВД 512
- ХНУ им.
Каразина 305 - ХНУРЭ 325
- ХНЭУ 495
- ЦПУ 157
- ЧитГУ 220
- ЮУрГУ 309
Философские взгляды Анаксимена
Сам по себе апейрон вечен. По сохранившимся словам Анаксимандра мы знаем, что апейрон «не знает старости» что апейрон «бессмертен и неуничтожим». Он находится в вечной активности, в вечном движении. Движение присуще апейрону как его свойство.
У Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь абстрактно обозначает,- проблематика возникновения информирования жизни: «Первые животные зародились во влажном и имели на себе покров с шипами. Но когда они вырастали, выходили на сушу и, когда покров ломался, жили еще краткое время»[10]. Способность жизни приписывается здесь непосредственно определенному виду материи.
Это воззрение, характерное для представителей милетской школы, можно определить как гилозоизм (от греч. hyle — материя, dzoe — жизнь). Согласно ему, вся материя живая. Следующим проявлением стихийного материализма является тот факт, что Анаксимандр к естественному ряду развития животных относит и человека.
Мысли Анаксимандра, таким образом, углубляют стихийно-материалистические положения милетской школы, и в частности ее ориентацию на диалектику. Везде, где Анаксимандр оригинален, его взгляды носят научный и рационалистический характер.
Философские взгляды Анаксимена
Анаксимен — последний из милетской триады — далеко не так интересен, как Анаксимандр, но он делает некоторый важный шаг вперед. Даты его жизни совершенно неопределенны. Несомненно, что он жил после Анаксимандра, и, по-видимому, расцвет его деятельности предшествовал 494 году до н.э., поскольку в этом году Милег был разрушен персами при подавлении ионийского восстания.
Анаксимен — ученик и последователь Анаксимандра.
Он в отличие от своего учителя, который писал, как отметили сами древние, «вычурной прозой», писал просто и безыскусственно. Это говорит о становлении научного и философского языка, об освобождении его от пережитков мифологии и социоантропоморфизма. Анаксимен, как и милетские философы, был ученым. Но круг его научных интересов уже, чем у Анаксимандра. Вопросы биологии и математики его, по-видимому, не интересовали. Анаксимен — астроном и метеоролог. Он автор своего сочинения «О природе».
В определенном смысле он укрепил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого материализма поисков естественных причин явлении и вещей. Сторонники подобных взглядов в своем большинстве были представителями прогрессивных общественных классов, а их мысли формируют ядро нового мировоззрения, которое возникает в борьбе против старого религиозно-мифологического. Именно поэтому они считают естественное объяснение природных явлений важной задачей и прилагают в этом направлении много усилий. С этой точки зрения Анаксимен, как ранее Фалес и Анаксимандр, выдвигает и решает вопрос об основной, первоисходной причине бытия и действия, о том, что является основой мира.
Он, как и его предшественники, первоосновой мира полагает определенный вид материи. Анаксимен нашел первоначало всего сущего в самой бескачественной из четырех стихий — в воздухе. Анаксимен называет воздух беспредельным, т. е. апейрос. Так апейрон превратился из субстанции в ее свойство. Апейрон — свойство воздуха. Из воздуха затем возникает все остальное. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры — тучи — воду — землю — камни. Сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи. Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на объяснение происхождения богов. Анаксимен впервые вводит понятие взаимного отношения праматерии и движения. Воздух как праматерия, согласно его взглядам, Первые милетские философы, Фалес и Анаксимандр, насколько нам известно, мало говорили о душе, о сознании. Фалес связывал душу со способностью к самодвижению.
Магнит, говорил он, имеет душу, потому что он притягивает железо. Тем более ценно то немногое, что мы находим по этому вопросу у Анаксимена. Завершая построение единой картины мира, Анаксимен видел в беспредельном воздухе начало и тела, и души. Душа воздушна.
Заключение
Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. И хотя философия в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов и форм познания (как теоретического, так и практического), главный интерес всех представителей милетской школы охватывает определенный круг проблем. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму. Вообще вопрос о взаимном отношении материального и духовного принципов, естественно, еще не ставился, он был сформулирован позже.
Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный.
Милетская школа стремилась материалистически объяснять мир, его отдельные явления, его общий принцип или основу. Ф. Энгельс подчеркивал в «Диалектике природы»: «…Аристотель говорит, что эти древнейшие философы полагают первосущность в некотором виде материи…»[11]. Анализ их мыслей показывает, что уже с самого возникновения философии происходит, с одной стороны, ее соединение с материализмом, а с другой — соединение материализма с диалектикой. Характерной чертой этой первой исторической стадии материализма является его тесная связь с научным познанием и с прогрессивными общественными силами того времени. Материалистический способ объяснения мира, к которому стремятся ионийские философы, является орудием ожесточенной и непримиримой борьбы против отживающего религиозно-мифологического объяснения мира как идеологии старой родовой аристократии. Философия, таким образом, рождается не из потребностей духа в процессе его саморазвития, но прежде всего из практических потребностей развития общества.
Милетская школа является в этом смысле классическим примером.
Милетская школа важна не своими достижениями, а своими исканиями. Эта школа была вызвана к существованию благодаря контакту греческого духа с Вавилонией и Египтом. Милет был богатым торговым городом; благодаря сношениям Милета со многими народами первобытные предрассудки и суеверия в этом городе были ослаблены. До того как Иония была в начале V века до н.э. покорена Дарием, она в культурном отношении являлась важнейшей частью эллинского мира. Религиозное движение, связанное с Вакхом и Орфеем, почти не затронуло ее; ее религия была олимпийской, но она, по-видимому, не принималась всерьез. Философские построения Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена следует рассматривать как научные гипотезы, и они редко испытывают на себе какие-либо неуместные влияния антропоморфных стремлений и нравственных идей. Поставленные ими вопросы заслуживали внимания, и их смелость воодушевила последующих исследователей.
Литература в Древней Греции впервые стала неотъемлемой частью жизни общества.
Огромным успехом в Древней Греции пользовалась поэзия. Первоначально развивалась ее эпическая форма. В ней наиболее заметна фигура Гомера, автора двух знаменитых поэм «Илиада» и «Одиссея», которые стали каноном поведения и источником знаний, кладезем мудрости. Воспевая подвиг как образ жизни, Гомер заложил основы всей греко-римской поэзии. Эпос, как форма поэтического творчества, на многие века стал носителем высших этических принципов.
Творения Гомера «Илиада» и «Одиссея» являются бессмертным памятником античной культуры. О философских воззрениях Гомера можно сказать, что он всецело находился на почве мифологии. Он не задавался философским вопросом о происхождении мира
Творения Гомера отличаются не только своеобразным литературным стилем, эпической глубиной и бесспорной исторической ценностью. Загадка личности Гомера, историческое подтверждение описанных им событий будут волновать человечество еще многие столетия
Следующая стадия в развитии греческой философии, связанная с греческими городами в Южной Италии, более религиозна и, в частности, более орфична по своему характеру.
В некоторых отношениях она более интересна; ее достижения более замечательны, но по своему духу она менее научна, чем милетская школа.
Список использованной литературы
Майданов А.С. Миф как источник знания. // Вопросы философии. 2004. №9
Асмус В.Ф. Античная философия,-М., 2004.
Лавриненко В.Н., Ратникова В.П., Философия: учебник для вузов.–М., 2000 г.
Блинников Л.В. Великие философы. Учебный словарь-справочник.-М., 1997.
История философии. /Гусев Д.А. и др.-М., 2004.
1
[1] Майданов А.С. Миф как источник знания. // Вопросы философии.2004. №9 с.56
[2] Лавриненко В.Н., Ратникова В.П., Философия: учебник для Вузов.-М., 2000г., с.
23
[3] Блинников Л.В. Великие философы. Учебный словарь-справочник. –М., 1997, с.25
[4] История философии./ Гусев Д.А. и др. –М., 2004, с.34
[5] Асмус В.Д. Античная философия, -М., 2004, с. 47
[6] Лавриненко В.Н., Ратникова В.П., Философия: учебник для Вузов.-М., 2000г., с.115
[7] История философии./ Гусев Д.А. и др. –М., 2004, с.51
[8] Блинников Л.В. Великие философы. Учебный словарь-справочник. –М., 1997, с.87
[9] История философии./ Гусев Д.А. и др. –М., 2004, с.67
[10] Лавриненко В.Н., Ратникова В.П., Философия: учебник для Вузов.-М., 2000г., с.89
[11] Асмус В.Д. Античная философия, -М., 2004, с. 83
Анаксимен — Энциклопедия всемирной истории
Анаксимен из Милета (ок. 546 г. до н. э.) был младшим современником Анаксимандра и обычно считался его учеником. Известный как третий философ милетской школы после Фалеса (ок. 585 г. до н. э.) и Анаксимандра (ок. 610 — ок. 546 г. до н. э.), Анаксимен считал воздух первопричиной, из которой исходит все остальное.
Делая это заявление, Анаксимен расходился с Фалесом, который утверждал, что вода является источником всех вещей, и Анаксимандром, который ссылался на «безграничную бесконечность». Для греков того времени «воздух» сравнивался с «душой», и подобно тому, как дыхание давало жизнь человеку, так и воздух, утверждал Анаксимен, давал жизнь всем наблюдаемым явлениям.
Удалить рекламу
Реклама
О жизни Анаксимена почти ничего не известно, за исключением того, что он был современником и учеником Анаксимандра. Согласно Диогену Лаэртскому (III век н. э.), Анаксимен «писал на чистом несмешанном ионийском наречии. И жил он, по утверждениям Аполлодора, в шестьдесят третьей Олимпиаде и умер примерно во время взятия Сард [в 546 г. до н.э.]» (Бэрд, 12 лет). События его жизни могут быть неизвестны, но воздействие его теории на эфир как на Первопричину было широкомасштабным. Хотя современной аудитории может показаться, что он делает заявление, которое не может доказать, его попытка такого доказательства послужила ранней моделью научного метода.
Фалес и Анаксимандр
Сегодня Анаксимен составляет третью часть триады милетских философов, которые искали основное «вещество», из которого состоит Вселенная, «Первопричину». Их работа оказала влияние на более поздних греческих философов, включая Платона (ок. 428/427–348/347 до н. э.) и Аристотеля (ок. 384–322 до н. э.). Милетские философы отошли от традиционного культурного представления своего времени о том, что вселенная создана богами и действует согласно их воле. Для Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена существовало более простое и рациональное объяснение того, как устроена Вселенная. Их попытки обнаружить, что такое объяснение могло бы стать основой для греческих философов, которые пришли после них.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!Фалес из Милета утверждал, что Первопричиной была вода, и основывал это на трех предположениях:
- Основополагающее объяснение Вселенной должно быть единым, единым элементом
- Этот единый элемент должен быть «вещью» — чем-то наблюдаемым
- Этот единый элемент должен обладать способностью трансформироваться.

Вода казалась очевидным выбором, потому что при нагревании она превращается в пар, а при охлаждении превращается в лед. Это был единый элемент, наблюдаемый и способный измениться.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Анаксимандр согласился с Фалесом в том, что существует Первопричина, но отверг утверждение, что это наблюдаемый элемент. Анаксимандр утверждал, что вместо воды все сущее произошло из-за апейрона и , определяемого как «неограниченное, безграничное, бесконечное или неопределенное» (Baird, 10). Что именно представляло собой это « aperion », неизвестно, потому что все, что существует из сочинения Анаксимандра, — это фрагменты, цитируемые более поздними авторами. Тем не менее, он выдвинул утверждение Фалеса о том, что лежащее в основе объяснение Вселенной должно быть единой, единой «вещью», он просто поднял эту «вещь» из наблюдаемой в невидимую и, кажется, утверждал, что, хотя ее нельзя увидеть, можно было узнать о его существовании по наблюдаемым явлениям.
Анаксимандр Милетский
Неизвестный художник (общественное достояние)
аперион , своего рода пустота-которая-не-пустота, заставляла все вещи возникать и исчезать в постоянном столкновении противоположностей — холодного и горячего, влажного и сухого, низкого и высокого — и это можно наблюдать через изменчивую природу элементов и человеческой жизни. Вода тушит огонь, но огонь и сушит мокрое, а то, что поднимается в воздух, и опускается. Элементы земли, воздуха, огня и воды не могли сами по себе быть Первопричиной, потому что все они, очевидно, находились под влиянием и получили свои характеристики от чего-то другого. Вода не могла решить сама по себе, что она не будет высушена огнем, а огонь не мог сопротивляться тому, чтобы его потушила вода. Таким образом, Первопричиной была скрытая сила, которая заставляла все происходить так, как это происходило.
Удалить рекламу
Реклама
Первопричина Анаксимена
Проблема с теорией Анаксимандра заключалась в том, что она была далека от ясности (философы и изучающие философию до сих пор борются с этой концепцией), поэтому Анаксимен стремился упростить Первопричину, пытаясь доказать, что это воздух.
Комментарии профессора Форреста Э. Бэрда:
Анаксимен предложил воздух как основное мировое начало. Хотя на первый взгляд его тезис может показаться шагом назад от более всеобъемлющего (как безграничное у Анаксимандра) к менее всеобъемлющему частному (как у Фалеса вода), Анаксимен добавил важный момент. Он объяснил процесс, посредством которого лежащее в основе одно (воздух) становится наблюдаемым множеством: при разрежении воздух становится огнем, а при конденсации воздух последовательно становится ветром, водой и землей. Наблюдаемые качественные различия (огонь, ветер, вода, земля) являются результатом количественных изменений, т. е. того, насколько плотно упаковано основное начало. Такой точки зрения до сих пор придерживаются ученые. (12)
Анаксимен так объяснил процесс, посредством которого Первопричина создает наблюдаемый мир:
Воздух различается по своей сути в соответствии с его редкостью или плотностью. Когда оно истончается, оно становится огнем, а когда оно сгущается, оно становится ветром, потом облаком, когда еще больше сгущается, становится водой, потом землей, потом камнями.
Все остальное происходит от них. (ДК13А5)
Анаксимен заложил основу для рационального дискурса и дебатов по поводу своего утверждения и заложил основу для будущих научных исследований.
Для Анаксимена все находилось в состоянии постоянного изменения благодаря свойству воздуха и тому, что он всегда находится в движении. Он утверждал, что сам мир был создан воздухом посредством процесса, который он сравнил с процессом валяния, при котором шерсть сжимается для создания войлока. Таким же образом была создана земля посредством сжатия воздуха, который в процессе испарения породил звезды и планеты. Вся жизнь возникла из такого же процесса, когда воздух уплотняется, чтобы превратиться в себя или другого в другую вещь.
Удалить рекламу
Реклама
Вслед за Анаксимандром Анаксимен утверждал, что взаимодействие наблюдаемых противоположностей доказывает, что воздух является Первопричиной. Ученый Дэниел В. Грэм отмечает:
Используя два противоположных процесса разрежения и конденсации, Анаксимен объясняет, как воздух является частью ряда изменений.
Огонь превращается в воздух, воздух в ветер, ветер в облако, облако в воду, вода в землю и земля в камень. Материя может пройти этот путь, уплотняясь, или обратный путь от камней к огню, последовательно разрежаясь. Анаксимен обеспечивает грубую эмпирическую поддержку, обращаясь к простому эксперименту: если дуть в руку с расслабленным ртом, воздух становится горячим; если дуть с поджатыми губами, воздух холодный (DK13B1). Отсюда, согласно Анаксимену, мы видим, что разреженность соотносится с теплом (как в огне), а плотность с холодом (как в более плотных веществах). (3)
Таким образом, Анаксимен заложил основу для рационального рассуждения и дебатов по поводу своего утверждения и заложил основу для будущих научных исследований природы существования.
Воздух как Бог
Подобно Фалесу и Анаксимандру до него, Анаксимен искал основную причину существования и явлений природы, не апеллируя к традиции сверхъестественных божеств как Первопричины, но даже в этом случае не отрицая существования богов.
Он утверждал, что вместо того, чтобы боги создавали воздух вместе с другими элементами, воздух породил богов. Если принять это утверждение, то неясно, что именно сделали боги. Если мир действовал через последовательность разрежения и уплотнения и если этот процесс объяснял работу Вселенной в целом, то в нем, по-видимому, не было места сверхъестественным божествам.
Удалить рекламу
Реклама
Однако из произведений более поздних писателей кажется, что Анаксимен действительно находил место для богов в своей теории — что это было за место, к сожалению, неизвестно. Св. Августин Гиппопотамский (ок. 354–430 гг. н. э.) в своем «Городе » отмечает, что Анаксимен «не отрицал существования богов и не умалчивал о них; однако он не верил, что воздух был сотворен». ими, а скорее, что они возникли из воздуха» (VIII.ii). Августин не уточняет, какова была функция божества после того, как оно возникло в мировоззрении Анаксимена.
Если, однако, интерпретировать «воздух» Анаксимена как раннего предшественника перводвигателя Аристотеля, то можно найти место для богов или одного бога.
Перводвигатель, по Аристотелю, есть постоянный, неизменный источник всего сущего, видимого и невидимого. Точно так же воздух Анаксимена — это просто то, что заставляет все остальное существовать, но божества все еще могут действовать в рамках этого процесса, чтобы регулировать его. Тем не менее, эта точка зрения, похоже, не согласуется с фрагментами его работ, цитируемыми более поздними авторами.
Несмотря на то, что, как и другие милетийцы, он никогда не цитируется как проповедник атеизма, ни в одном из дошедших до нас фрагментов его сочинений, ни в каких-либо ссылках на него древними авторами нет ничего теистического. Цицерон (106–143 гг. до н. э.) в своем труде «О природе » отмечает, что «Анаксимен определил, что воздух — это бог, что он возникает, безмерен, бесконечен и всегда находится в движении» (Бэрд, 13). Это утверждение отражает философию, более соответствующую апериону Анаксимандра 9.0038 , мировоззрение, в котором, похоже, также не было места для богов.
Наследие
Влияние Анаксимена было далеко идущим, и ряд более поздних философов взяли его работу за основу своих собственных теорий о Первопричине. Комментарии Грэма:
Теория Анаксимена о последовательном изменении материи путем разрежения и конденсации оказала влияние на более поздние теории. Он разработан Гераклитом (DK22B31) и подвергнут критике Парменидом (DK28B8.23-24, 47-48). Общая теория Анаксимена о том, как возникают материалы мира, принята Анаксагором (DK59B16), хотя у последнего совсем другая теория материи. И Мелисс (DK30B8.3), и Платон (Тимей 49b-c) рассматривают теорию Анаксимена как объяснение изменений на основе здравого смысла. Диоген Аполлонийский делает воздух основой своей явно монистической теории. В трактате Гиппократа «О дыхании» воздух используется как центральное понятие в теории болезней. Предоставив космологическим объяснениям теорию изменений, Анаксимен отделил их от области простых спекуляций и сделал их, по крайней мере в замысле, научными теориями, пригодными для проверки.
(3)
Его влияние особенно заметно в философии более позднего писателя Гераклита, как отмечалось выше, который развил концепцию Потока как Первопричины самой по себе. Для Гераклита столкновение противоположностей было движущей жизненной силой. В этом Гераклит объединил теории милетских философов с Анаксименом в качестве отправной точки: подобно разрежению и сгущению, Поток (изменение) можно было наблюдать; подобно апериону , он был неопределенным и казался вечным; и, как вода, она была единой, всегда обладая одной и той же характеристикой.
Эта же основная концепция легла в основу философии Пифагора, предшественника Гераклита (ок. 571 — ок. 497 до н. э.), который утверждал, что жизнь представляет собой вечную серию трансформаций между земным и бессмертным состояниями по мере того, как душа пробивается через жизнь к пониманию и целостности. , смерть и реинкарнация в различных формах. Хотя Пифагор был старше Анаксимена, они были современниками, и неизвестно, в каком возрасте Пифагор начал свои философские изыскания.
Таким образом, вполне вероятно, что на Пифагора повлияли работы Анаксимена. Теории Гераклита, и особенно Пифагора, повлияли на видение Платона, чья философия тогда так или иначе повлияла практически на каждого другого философа, пришедшего после него.
(Примечание автора: Цитаты DK ссылаются на классификацию Дильса/Кранца, используемую в книге Фримена Фрагменты досократиков ).
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Анаксимен (ок. В физических науках Анаксимен был первым греком, который четко различал планеты и звезды , и он использовал свои принципы для объяснения различных природных явлений , таких как гром и молния, радуга, землетрясения и т. д. Ничего известно о его жизни Анаксимена (произносится как ан-акс-ИМ-эн-ис), кроме того, что он был сыном Евристрата Милета и был учеником или компаньоном Анаксимандра. Некоторые говорят, что он также был учеником Парменида Элейского, хотя это кажется маловероятным . По крайней мере, часть своей жизни он прожил под персидским правлением, и поэтому он, возможно, был свидетелем ионийского восстания против греческой оккупации.
Согласно Диогену Ларцию (биографу греческих философов, жившему во II или III в. н. э.), Анаксимен изложил свои философские взгляды в книга , которая хорошо сохранилась в эллинистический период, хотя от нее сейчас ничего не осталось . Как и другие милетские философы до него, Анаксимен прежде всего стремился определить единый источник всех вещей во вселенной (монизм). Фалес, самый ранний милетец, принял это за воду . Его ученик Анаксимандр несколько усовершенствовал это, утверждая, что ни один элемент не может адекватно объяснить все из противоположностей , встречающихся в природе, и предложил решение бесконечной, неограниченной изначальной массы , которую он назвал «апейроном» . Анаксимен, возможно, сделал шаг назад , пересмотрев представление о том, что единственный элемент действительно был источником всех вещей, и этот элемент он считал воздухом (на самом деле греческое слово «аэр» также означает « туман» или «пар», а также обычный воздух, которым мы дышим). Он считал, что когда-то все было воздухом , и что даже сейчас все есть воздух разной степени плотности . Так как воздух бесконечен и постоянно находится в движении , он может производить все вещи, но на самом деле не производится ничем. Под действием тепла (расширяющего его) и холодного (сжимающего его) и связанных с ним процессов разрежения (разделения воздуха) и конденсации (воздух сближается) воздух постепенно образует к нескольким фазы существования и все материалы организованного мира. Анаксимен полагал, что воздух состоит из нитей , которые соединяются в процессе, называемом «валянием» , аналогичному процессу прессования шерсти для изготовления войлока. Таким образом, Анаксимен использовал естественные процессы знакомые из повседневного опыта для объяснения материальных изменений и, по крайней мере в этом отношении, его теория была 0154 опережает по сравнению с Фалесом и Анаксимандром. Согласно Анаксимену, земля представляет собой широкий диск , плавающий в окружающем воздухе. Он считал, что солнце и звезды образовались в результате одних и тех же процессов уплотнения и разрежения, и пламенная природа этих тел обусловлена только скоростью их движений. Он также использовал свои принципы для объяснения различных природных явлений 9.0155 : гром и молния возникают в результате ветра, вырывающегося из облаков; радуги — результат попадания солнечных лучей на облака; землетрясения вызваны растрескиванием земли при ее высыхании после увлажнения дождями; град – результат замерзания дождевой воды; и т. |

Даля 166
Дегтярева 174
Макарова 543
Герцена 123
Гагарина 114
Каразина 305
Все остальное происходит от них. (ДК13А5)
Огонь превращается в воздух, воздух в ветер, ветер в облако, облако в воду, вода в землю и земля в камень. Материя может пройти этот путь, уплотняясь, или обратный путь от камней к огню, последовательно разрежаясь. Анаксимен обеспечивает грубую эмпирическую поддержку, обращаясь к простому эксперименту: если дуть в руку с расслабленным ртом, воздух становится горячим; если дуть с поджатыми губами, воздух холодный (DK13B1). Отсюда, согласно Анаксимену, мы видим, что разреженность соотносится с теплом (как в огне), а плотность с холодом (как в более плотных веществах). (3)
(3)
585 — 525 до н.э.) был ранним досократическим философом из греческого города Милета в Ионии (современная Турция). Он был ключевой фигурой милетской школы, другом и учеником Анаксимандра и продолжил философские изыскания милетцев в «арке» 9.0155 или первый принцип вселенной (который Анаксимен считал воздухом ), и стремился дать квазинаучное объяснение мира.
Есть некоторые свидетельства из писем что он общался с Пифагором, хотя какое-либо влияние на философское развитие Пифагора было, вероятно, незначительным (кроме желания объяснить мир немифологическими терминами).
Таким образом, очень близкий воздух был твердым, менее близкий — жидким и т. д.