Анаксимен милетский: Анаксимен — Русская историческая библиотека

Анаксимен — Русская историческая библиотека

Анаксимен, сын Эвристрата (см. кратко о нём), ученик и друг Анаксимандра, жил в наиболее критический период существования Милета. Видимо, поэтому практически ничего не известно о его жизни мы не знаем даже дат его рождения и смерти иначе как ориентировочно – принимаются обычно 588–525 гг. до н. э. Впрочем, не исключается возможность того, что он дожил до падения Милета в 494 г. до н. э. Хотя от его книги, написанной «просто и безыскусственно», осталось не больше, чем от книги его учителя, философия Анаксимена известна нам гораздо лучше. Вот свидетельство Симпликия, опирающееся на Теофраста: «… Анаксимен, бывший другом Анаксимандра, говорит, согласно с ним, что природа, лежащая в основе [всего], едина и бесконечна, но вопреки ему, признает ее не неопределенной, но [качественно] определенной, ибо он называет ее воздухом (aer). Она бывает различной по степени разрежения и уплотнения, соответственно веществам. А именно, разрежаясь, она становится огнем; сгущаясь же – ветром, затем облаком, затем землей, потом камнями, прочее же возникает из них. И он также признает вечное движение, вследствие которого происходит изменение» (ДК 13 А 5).

Анаксимен

 

Почему же Анаксимен изменил своему учителю? Видимо, здесь сказались те трудности, которые были связаны с неразвитостью абстрактного мышления и воспрепятствовали убедительному обоснованию и четкому изложению философии Анаксимандра. Согласно доксографам, два обстоятельства побудили последнего принять «беспредельное»-неопределенное начало. Во-первых, он хотел иметь «неиссякаемый источник для рождения»; во-вторых, с его точки зрения, признание исходным, безначальным, а потому и беспредельным какого-то одного элемента, например воды или воздуха, означало бы, что он обязательно поглотит все остальное – ведь бесконечное всегда «сильнее» конечного. Но «воздух» Анаксимена позволяет избежать этих трудностей, и в то же время гораздо проще для понимания. По своим качествам он достаточно неопределенен: равномерно распространенный и неподвижный, он незаметен для чувств, становясь ощутимым вследствие движения, сгущения и разрежения. Поскольку же из него все состоит и все существующие стихии и вещи суть его видоизменения, не иссякнет их источник, а сами они не будут поглощены воздухом.

Философия Анаксимена наглядно демонстрирует свойства воздуха и прежде всего его изменчивость. Действительно, не есть ли ветер движущийся и уплотненный вследствие движения воздух? А облако, появляющееся вслед за ним, – не уплотненный ли ветер? И разве не возникают противоположности теплового и холодного из того же самого воздуха? «Ибо он говорит, что стягивающееся и сгущающееся [состояние материи] есть холод, а тонкое и расслабленное (таково его дословное выражение) – теплота. Поэтому справедливо говорят, что человек выпускает из уст и теплоту и холод. А именно, дыхание при плотно сжатых губах охлаждает, между тем как выходящее при широко открытых устах делается теплым вследствие разрежения» (ДК 13 В 1). Правда, мы ошиблись бы, представив «воздух» Анаксимена абсолютно подобным обычному воздуху. Хотя в свидетельствах нет абсолютной ясности, все же следует думать, что его первоначало – нечто отличное от воздуха, будучи по своему физическому составу чем-то вроде пара или дыхания. Впрочем, Анаксимен и дает ему иное название – воздух как первоначало есть «дыхание» (pneyma).

Но здесь перед нами раскрывается новая перспектива. Конечно, нам следовало ожидать, что философия Анаксимена будет считать воздух живым, подвижным творческим началом, единой и подвижной «природой» всех вещей. Однако здесь на общую наивно-материалистическую установку мыслителя накладывается древнее мифологическое представление о дыхании-душе как особом начале живых и мыслящих тел. «Подобно тому, как душа, говорит он, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлет весь мир» (В 2). Анаксимен явно делает «душу» производной от «воздуха», вместе с Анаксимандром, Анаксагором и Архелаем считая природу души «воздухообразной». Более того, он сводит к воздуху и богов, поскольку «он был того убеждения, что не ими создан воздух, но они сами возникли из воздуха» (А 10). Это свидетельство Августина в иной, возможно, более адекватной форме выражено Цицероном и Аэцием, считающими, что, по Анаксимену, сам воздух есть бог. «Следует же под этими словами разуметь силы, имеющиеся в стихиях или в телах» (там же). Последние слова Аэция как будто подсказывают, что милетский мыслитель формулирует основную идею пантеизма – бог тождествен природе, в данном случае воздуху как природе и началу всего сущего. Однако слова Цицерона, «…что воздух есть бог, и что он возникает…», (там же) показывают, что перед нами лишь начальные шаги к пантеистическому отождествлению бога со всем сущим. Пожалуй, было бы вернее сказать, что воздух Анаксимена, как и апейрон Анаксимандра, «божествен, ибо бессмертен и неуничтожим».

 

 

Довольно проста и более примитивна, чем у Анаксимандра, космология Анаксимена. Считая Землю плоской, он утверждал, что она, как и Солнце и планеты, парит в воздухе. В отличие от неподвижной Земли, они приводятся в движение космическим ветром, тогда как звезды прикреплены к хрустальному небесному своду, который вращается вокруг Земли. Затмения Солнца и Луны и фазы последней он объяснял тем, что светила поворачиваются к Земле то светлой, то темной своей стороной. Вслед за Фалесом, Анаксимен считал, что небесные тела «землистой природы» (ДК 11 А 17, 13 А 7). Одновременно он утверждал, также подобно Фалесу, что «светила возникли из земли следующим образом: из последней поднимается влага, которая, разрежаясь, становится огнем, а из поднимающегося вверх огня образуются светила» (там же). Но если о Фалесе мы имеем такого же рода противоречащие свидетельства, то Анаксимен, видимо, говорит о небесных телах различного рода: возникающих из испарения и питающихся им и «землистых». Возможно, последние – это планеты. Анаксимен исправляет заимствованное Анаксимандром, видимо, из персидских источников представление о расположении небесных тел. Звезды он считает более далекими от Земли, чем Луна и Солнце.

Признание первоначала воздухом заставляет Анаксимена уделить в своей философии много внимания метеорологическим явлениям в земной атмосфере – дождю, граду, снегу и т. д. Так, град образуется из замерзающей воды, падающей из туч; примешивание к воде воздуха приводит к образованию более рыхлого снега; дождь выпадает из сгустившегося воздуха; молния и гром – это блеск и шум, возникающие, когда ветер резко разрывает облака; радуга – результат падения солнечного (реже лунного, так как он слабее) света на плотное облако, причем одна его часть накаляется, а другая остается темной, и т. д. Подобно Анаксимандру, Анаксимен объясняет землетрясения: это результат растрескивания земли при засухе или проваливания отдельных ее участков при излишнем увлажнении.

В философии Анаксимена наиболее последовательно выражена основная идея «фисиологов»: из чего возникают и состоят все вещи, в то же самое они и разрушаются, завершив цикл своей жизни. Чувственно-наглядный материализм милетской школы находит у него логическое завершение, как и представление о вечном движении мира, являющемся выражением самодвижения «стихии и начала» вещей, живого и «дышащего» воздуха, выражением становления всего сущего.

 

По материалам книги А. С. Богомолова «Античная философия»

 

Философия Анаксимена Милетского на сайте Игоря Гаршина



Философия Анаксимена Милетского на сайте Игоря Гаршина 

(Анаксимен Милетский)

Анаксимен Милетский, сын Евристрата, был учеником Анаксимандра; некоторые же пишут, будто он учился и у Парменида [но этот намного его младше!]. Он говорил, что первоначалом являются воздух и беспредельное и что светила движутся не над землей, а вокруг земли. Языком он пользовался ионийским, простым и безыскусственным. Жил он, по словам Аполлодора, около времени взятия Сард, скончался же в 63-ю олимпиаду.

Были и другие два Анаксимена, оба из Лампсака: один оратор, другой – историк, приходившийся оратору племянником от сестры; оратору этому принадлежит описание деяний Александра.

Философу же Анаксимену принадлежит такое письмо:

Анаксимен – Пифагору. «Фалес, сын Эксамия, достигнув преклонных лет, несчастным образом скончался. Ночью он по своему обыкновению вышел со служанкою из дома, чтобы посмотреть на звезды, и, созерцая их, свалился в колодец, о котором совсем запамятовал. Вот каков, по словам милетских жителей, был конец этого небоведца. Мы же, его собеседователи, и сами, и дети наши, и товарищи наши по занятиям, сохранили память об этом муже и блюдем его заветы. Пусть же всякая наша речь начинается именем Фалеса».

И другое письмо: Анаксимен – Пифагору.

«Ты оказался гораздо разумнее нас, потому что ты переселился из Самоса в Кротон и живешь там спокойно. А здесь Эакиды творят несчетные злодейства; милетян не выпускают из-под власти их тираны; и мидийский царь 5 грозит нам бедой, если мы не пожелаем платить ему дань. Ионяне собираются подняться на мидийцев войною за общую свою свободу; и когда это произойдет, у нас не останется никакой надежды на спасение. Как же помышлять Анаксимену о делах небесных, когда приходится страшиться гибели или рабства? Ты же с радостью встречен и кротонцами, и остальными италийцами, а ученики стекаются к тебе даже из Сицилии».
  • .

Главная
Античная философия: Размышления Марка Аврелия |

История и государство | Греко-римские мифы | Древние языки | Книги

На правах рекламы (см. условия):    



Страница обновлена 08.08.2018

Анаксимен Милетский | Греческий философ

Расцвет:
около 545 г. до н.э. —
г.
Предметы изучения:
воздух космология иметь значение

См. все связанные материалы →

Анаксимен Милетский (год расцвета ок. 545 до н. э.), греческий философ природы и один из трех мыслителей Милета, традиционно считающихся первыми философами западного мира. Из двух других Фалес считал, что вода является основным строительным блоком всей материи, тогда как Анаксимандр решил назвать основную субстанцию ​​«неограниченной».

Анаксимен заменил aer («туман», «пар», «воздух») на выбор своих предшественников. Его сочинения, сохранившиеся до эллинистической эпохи, больше не существуют, за исключением отрывков из произведений более поздних авторов. Следовательно, интерпретации его убеждений часто противоречат друг другу. Ясно, однако, что он верил в степени конденсации влаги, которые соответствовали плотности различных видов материи. При «наиболее равномерном распределении» aer представляет собой обычный невидимый воздух атмосферы. В результате конденсации он становится видимым сначала в виде тумана или облака, затем в виде воды и, наконец, в виде твердого вещества, такого как земля или камни. При дальнейшем разрежении превращается в огонь. Таким образом, жар и сухость олицетворяют редкость, тогда как холод и влажность относятся к более плотной материи.

Викторина «Британника»

Философия 101

Предположение Анаксимена о том, что aer вечно находится в движении, предполагает, что он думал, что оно также обладает жизнью. Поскольку он был вечно живым, aer приобрел качества божественного и стал причиной других богов, а также всей материи. Этим же движением объясняется переход из одного физического состояния в другое. Есть свидетельства того, что он провел общую аналогию между божественным воздухом, который поддерживает вселенную, и человеческим «воздухом», или душой, которая оживляет людей. Такое сравнение между макрокосмом и микрокосмом также позволило бы ему сохранить единство за разнообразием, а также укрепить мнение его современников о том, что существует всеобъемлющий принцип, регулирующий всю жизнь и поведение.

Практичный человек и талантливый наблюдатель с живым воображением, Анаксимен отметил радугу, иногда видимую в лунном свете, и описал фосфоресцирующее свечение, испускаемое лопастями весла, разбивающими воду. Его мысль типична для перехода от мифологии к науке; его рациональность очевидна из его рассуждений о радуге не как о богине, а как о воздействии солнечных лучей на сжатый воздух. Тем не менее, его мысль не полностью освобождена от прежних мифологических или мистических тенденций, как видно из его веры в то, что вселенная имеет полусферу. Таким образом, его постоянный вклад заключается не в его космологии, а в предположении, что известные природные процессы ( т.

е. сгущение и разрежение) играют роль в создании мира. Это предположение, вместе с анаксименовским сведением кажущихся качественных различий субстанций к простым количественным различиям, оказало большое влияние на развитие научной мысли.

Анаксимен | Интернет-энциклопедия философии

Согласно сохранившимся источникам о его жизни, Анаксимен процветал в середине 6 века до н.э. и умер около 528 г. Он является третьим философом милетской философской школы, названной так потому, что, подобно Фалесу и Анаксимандру, Анаксимен был жителем Милета в Ионии (Древняя Греция). Феофраст отмечает, что Анаксимен был соратником и, возможно, учеником Анаксимандра.

Анаксимен наиболее известен своим учением о том, что воздух является источником всех вещей. В этом он расходился со своими предшественниками, такими как Фалес, считавший, что вода есть источник всех вещей, и Анаксимандр, считавший, что все вещи происходят из неопределенного безграничного вещества.

Содержание

  1. Доктрина Воздуха
  2. Доктрина перемен
  3. Происхождение космоса
  4. Влияние на более позднюю философию
  5. Ссылки и дополнительная литература

1.

Доктрина Воздуха

Похоже, Анаксимен считал, что когда-то все было воздухом. Воздух можно рассматривать как своего рода нейтральное вещество, которое можно найти повсюду и которое доступно для участия в физических процессах. Природные силы постоянно воздействуют на воздух и превращают его в другие материалы, которые вместе образуют организованный мир. В ранней греческой литературе воздух ассоциируется с душой (дыханием жизни), и Анаксимен, возможно, думал о воздухе как о способном направлять собственное развитие, подобно тому как душа управляет телом (DK13B2 в коллекции досократовских источников Дильса-Кранца). . Соответственно, он приписывал воздуху божественные свойства.

2. Доктрина перемен

Учитывая свое учение о том, что все вещи состоят из воздуха, Анаксимен предложил интересное качественное объяснение естественных изменений:

[Воздух] различается по своей сущности в соответствии с его редкостью или плотностью. Когда оно истончается, оно становится огнем, а когда оно сгущается, оно становится ветром, потом облаком, когда еще больше сгущается, становится водой, потом землей, потом камнями. Все остальное происходит от них. (DK13A5)

Используя два противоположных процесса разрежения и конденсации, Анаксимен объясняет, как воздух является частью ряда изменений. Огонь превращается в воздух, воздух в ветер, ветер в облако, облако в воду, вода в землю и земля в камень. Материя может пройти этот путь, уплотняясь, или обратный путь от камней к огню, последовательно разрежаясь. Анаксимен обеспечивает грубую эмпирическую поддержку, обращаясь к простому эксперименту: если дуть в руку с расслабленным ртом, воздух становится горячим; если дуть с поджатыми губами, воздух холодный (DK13B1). Отсюда, согласно Анаксимену, мы видим, что разреженность соотносится с теплом (как в огне), а плотность с холодом (как в более плотных веществах).

Анаксимен был первым зарегистрированным мыслителем, который выдвинул теорию изменений и подкрепил ее наблюдениями. Анаксимандр описал последовательность изменений, которым подверглась часть безграничного, чтобы образовать различные материи мира, но он не дал никаких научных оснований для изменений и не описал никакого механизма, с помощью которого они могли бы произойти. Напротив, Анаксимен использует процесс, знакомый из повседневного опыта, для объяснения материальных изменений. Он также, кажется, имел в виду процесс валяния, при котором шерсть сжимается, чтобы получить войлок. Этот промышленный процесс представляет собой модель того, как один материал может приобретать новые свойства при его уплотнении.

3. Происхождение Космоса

Анаксимен, как и Анаксимандр, описывает, как наш мир возник из ранее существовавшей материи. Согласно Анаксимену, земля образовалась из воздуха в процессе валяния. Все началось с плоского диска. Из испарений земли возникли огненные тела, ставшие небесными телами. Земля плавает на воздушной подушке. Небесные тела, или, по крайней мере, солнце и луна, кажутся также плоскими телами, плавающими в потоках воздуха. С одной стороны, небеса подобны войлочной шапке, которая вращается вокруг головы. Звезды могут быть прикреплены к этой поверхности, как гвозди. В другом описании звезды подобны огненным листьям, парящим в воздухе (DK13A14). Солнце не проходит под землей, а вращается вокруг нее, и ночью скрывается за высокими частями земли.

Подобно Анаксимандру, Анаксимен использует свои принципы для объяснения различных явлений природы. Молния и гром возникают из-за того, что ветер вырывается из облаков; радуга — результат попадания солнечных лучей на облака; землетрясения вызваны растрескиванием земли, когда она высыхает после увлажнения дождями. Он дает в основном правильное описание града как замерзшей дождевой воды.

Большинство комментаторов, вслед за Аристотелем, понимают теорию изменений Анаксимена как предполагающую материальный монизм. Согласно этой теории, существует только одна субстанция (в данном случае воздух), из которой состоят все существующие вещи. Несколько субстанций: ветер, облако, вода и т. д. — лишь модификации реальной субстанции, которая всегда и везде присутствует. Нет независимых доказательств в поддержку этой интерпретации, которая, по-видимому, требует аристотелевских метафизических концепций формы и материи, субстрата и акциденции, которые слишком продвинуты для этого периода. Анаксимен мог предположить, что «вещи» просто переходят друг в друга по порядку.

4. Влияние на более позднюю философию

Теория Анаксимена о последовательном изменении материи путем разрежения и конденсации оказала влияние на более поздние теории. Он разработан Гераклитом (DK22B31) и подвергнут критике Парменидом (DK28B8.23-24, 47-48). Общая теория Анаксимена о том, как возникают материалы мира, принимается Анаксагором (DK59B16), хотя у последнего совершенно другая теория материи. И Мелисс (DK30B8.3), и Платон (Тимей 49b-c) рассматривают теорию Анаксимена как объяснение изменений на основе здравого смысла. Диоген Аполлонийский делает воздух основой своей явно монистической теории. Трактат Гиппократа  О дыхании использует воздух как центральное понятие в теории болезней. Предоставив космологическим объяснениям теорию изменений, Анаксимен отделил их от области простых спекуляций и сделал их, по крайней мере в замысле, научными теориями, пригодными для проверки.

5. Ссылки и дополнительная литература

Монографии по Анаксимену на английском языке отсутствуют. Статьи о нем иногда носят довольно специализированный характер. Целый ряд глав в книгах о досократиках полезен.

  • Барнс, Джонатан. Досократические философы. Лондон: Рутледж и Кеган Пол (1 том изд.), 1982. Гл. 3.
    • Дает философски богатую защиту стандартной интерпретации Анаксимена.
  • Бикнелл, П. Дж. «Астрономия Анаксимена». Acta Classica 12: 53-85.
    • Интересная реконструкция противоречивых сведений об астрономии Анаксимена.
  • Классен, К. Иоахим. «Анаксимандр и Анаксимен: самые ранние греческие теории перемен?» Phronesis 22: 89-102.
    • В этой статье дается хорошая оценка одного из основных вкладов Анаксимена.
  • Гатри, WKC История греческой философии. Том. 1. Кембридж: Кембриджский университет, 1962. 115–40.
    • Хорошее введение в мысли Анаксимена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *