Анаксагор — фото, биография, личная жизнь, учение, причина смерти, философ
Биография
По утверждениям современников, Анаксагор был первым профессиональным ученым того времени, человеком, полностью посвятившим жизнь науке и философии. Его отличало и то, что он никогда не отказывался от своих убеждений, обладал твердым духом и презирал материальные блага.
Судьба
Философ родился в Ионии, в городе Клазомены, около 500 года до н. э. Его отец Гегесибул был зажиточным человеком, чем Анаксагор никогда не пользовался и вел аскетичный образ жизни. С ранних лет он увлекался философией Анаксимена Милетского. Отказавшись от наследства отца, отправился странствовать.
Философ Анаксагор / WikipediaВ момент интеллектуального рассвета Греции, в частности Афин, Анаксагор перебрался туда, чтобы глубже изучать науку и популяризировать свою философскую мысль. В этом ему помог афинский политик Перикл, с которым его связывали близкие отношения. Некоторые источники утверждают, что Перикл был учеником философа, но прямых подтверждений тому нет. Скорее, государственный деятель уважал мужчину и прислушивался к его мнению.
Наука и философия
В учении Анаксагора есть признаки материализма — философии, которая была развита до него. Отличающей чертой стало утверждение, что весь мировой порядок организован и управляется разумом как единственной движущей силой. Этой идеи придерживались его ученики Фукидид, Архелай и Еврипид.
Перикл и Анаксагор. Художник Августин-Луис Бель / WikipediaВ это же время свои труды писал мыслитель Эмпидокл, и оба философа базировали свои учения на одних и тех же принципах, пытаясь объяснить то, что не смогли материалисты. Если сравнивать эти две теории развития мира, то Анаксагор точнее и подробнее объяснял образование материи, чем его современник.
Греция повлияла на Анаксагора и как на ученого. Исследователь занимался разными науками, первостепенное значение для него имела математика. Неоплатоник Прокл в рукописях прокомментировал, что геометрию развивали Пифагор и Анаксагор.
Читайте такжеГениальные высказывания Альберта ЭйнштейнаВ астрономии ученый сделал немаловажное предсказание, которое теперь существует как обыкновенное и понятное явление. Анаксагор «предугадал падение большого камня с неба». Это сезонное явление нынешняя наука называет «падением звезд» и объясняет встречу с потоком метеоритов вращением Земли.
За это открытие астронома жестко раскритиковали некоторые афинские политики. Теория Анаксагора ставила под сомнение религиозные убеждения, что небесные светила — это божества, ведь, как предполагал ученый, звезды имеют материальное происхождение. Однако и среди других мыслителей нашлись те, кто не принял антирелигиозное «учение о небе». Ксенофонт, ученик Сократа, писал, что Солнце не может состоять из огня, потому что от солнечных лучей темнеет кожа, а от огня нет.
Анаксагор. Художник Джованни Ланджетти / WikipediaФилософа предали суду и приговорили к смертной казни. Однако Перикл убедил судей изменить приговор на изгнание из Афин. Он поселился в Лампсаке — торговом городе на берегу реки. Жители окружили его почтением и посещали школу, основанную ученым. В 428 году до н. э. он скончался, причина смерти нигде не указывается. В Лампсаке после смерти мыслителя в его честь устраивали празднования.
Современные ученые и историки по-прежнему разнятся в данных о биографии древнегреческого философа. Об Анаксагоре написано несколько сотен книг и статей, а цитаты и афоризмы по сей день остаются основами философии.
Цитаты и афоризмы
- «Целью жизни является теоретическое познание и происходящая отсюда свобода»
- «Ничто не возникает из небытия»
- «— Ты лишился общества афинян.
— Нет, это они лишились моего общества» - «Есть два урока смерти: время до рождения и сон»
Анаксагор из Клазомен | это… Что такое Анаксагор из Клазомен?
У этого термина существуют и другие значения, см. Анаксагор.
Анаксаго́р из Клазомен (др.-греч. Ἀναξαγόρας, ок. 500 до н. э. — 428 до н. э.) — древнегреческий философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы.
Анаксагор — один из самых выдающихся ионийских философов, сын богатых и знатных родителей, родился в Клазоменах около 500 до н. э. С ранних лет он отказался от удовольствий, на которые мог рассчитывать по своему богатству, и пристрастился к философии.
Привлечённый кипучей умственной жизнью Афин, начавшейся после блестящих побед над персами, 45-летний Анаксагор переселился туда, вступил в близкие сношения с Периклом и первый стал излагать философию в общедоступной форме. Кроме самого Перикла, его учениками были Фукидид, физик Архелай и Еврипид.
Анаксагор учил о вечных элементах мира, «семенах» (или «гомеомериях»), которые включают в себя всю полноту мировых качеств и управляются космическим Умом. Стараясь объяснять естественными причинами такие явления, как солнечное и лунное затмение, землетрясения и. т. п., он навлёк на себя обвинение в оскорблении богов. Его судили и приговорили к смерти, от которой спасло его только красноречие Перикла. Смертный приговор заменён был изгнанием. Анаксагор поселился в Лампсаке, где и умер в 428. «Не я потерял Афины, а афиняне потеряли меня» — гордо говорил он.
В противоположность милетцам, для объяснения бесконечного разнообразия видимых явлений, он принимал не одну первичную стихию, вроде воды, воздуха или огня, а бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек, гомеомерий (однородных частичек), которые не созданы и не могут ни разрушаться, ни переходить друг в друга. Но за такие первичные стихии, из которых состоят все вещи, он признавал не эмпедокловы элементы, а основные, первобытные тельца, отличающиеся друг от друга по своим качествам, и однородные тела, которые из них образуются. Впрочем, гомеомерии Анаксагора не похожи и на атомы в нашем смысле, то есть на простые химические тела, потому что в числе их у него приведены, между прочим, мясо, дерево и т. п. Гомеомерии, сами по себе лишённые движения, были первоначально выведены из покойного, хаотического состояния другим, тоже вечным, материально мыслимым началом-разумом (νοῦς, ум), и этим движением, отделением разнородного и соединением однородного, был создан мир.
Он первый был тем, кто предположил, что солнце — шар.
Многообразие тел в природе он сводит к различным неизменным, неисчислимо многим и бесконечно малым элементам действительного мира («семена вещей», «гомеомерии»), которые вначале были в беспорядке смешаны и образовывали хаос. Мировой «ум» (др.-греч. νοῦς) — тончайшее и легчайшее вещество — приводит их в движение и упорядочивает: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются — так возникают вещи. При этом ум заключён в материи, в которой он творит; однако не смешиваясь с ней, является чем-то «несоединимым» (др.-греч. ἄμυκτον, лат. immissibile). Этот взгляд имеет большое значение для схоластики. Ни одна вещь не возникает, а также не исчезает, а образуется из соединения уже существующих вещей, в результате отделения этих вещей друг от друга она обращается в ничто, распадается. Познано может быть только неодинаковое и противоречивое.
Литература
- Рожанский И. Д. Анаксагор. М: Мысль, 1983.
- Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1: От эпических космогоний до возникновения атомистики. Изд. А. В. Лебедев. М.: Наука, 1989.
- Хакимов Р. З. «Разум» как детерминирующий фактор в философской системе Анаксагора // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1993.№ 3. С. 56-64.
- Янков В. А. Геометрия Анаксагора. Историко-математические исследования, 8(43), 2003, с. 241—267.
- Янков В. А. Строение вещества в философии Анаксагора // Вопросы философии.
- Джон Дж. О’Коннор и Эдмунд Ф. Робертсон. Анаксагор из Клазомен (англ.) в архиве MacTutor. (англ.)
Ссылки
- Анаксагор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Анаксагор — Wikiquote
Взято из Wikiquote
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Все вещи были вместе, бесконечны как в числе, так и в малости; ибо малое тоже было бесконечным.
Анаксагор (ок. 500 г. до н.э. — 428 г. до н.э.) был греческим философом-досократом из Клазомен в Малой Азии. Он представил концепцию Nous (Разум) как упорядочивающей силы в космосе. Материальную субстанцию он рассматривал как бесконечное множество нетленных первоэлементов, относя всякое зарождение и исчезновение к смешению и разделению соответственно.
Содержание
- 1 Котировки
- 2 цитаты об Анаксагоре
- 3 См. также
- 4 Внешние ссылки
- Греки ошибочно предполагают, что что-то начинается или прекращается; ибо ничто не возникает и не разрушается; но все есть совокупность или секреция предсуществующих вещей, так что всестановление правильнее было бы назвать становлением-смешением, а всякое разрушение — становлением-отделением.
- , цитируется по Heinrich Ritter, Tr. с немецкого Александра Джеймса Уильяма Моррисона, 9 лет0011 История древней философии , Том 1 (1838)
- Все вещи были вместе, бесконечны как в числе, так и в малости; ибо малое тоже было бесконечным.
- Фраг. B 1, цитируется в книге Джона Бёрнета Ранняя греческая философия , (1920), глава 6.
- объединяются, семена всех вещей, со всеми видами форм, цветов и вкусов
- Фрагмент. B 4, цитируется в книге Джона Бернета « Ранняя греческая философия » (1920), глава 6.
- Фраг. B 12, цитируется в книге Джона Бернета « Ранняя греческая философия » (1920), глава 6. … То, что было смешано с ним, помешало бы ему иметь власть над чем-либо таким образом, как он это делает. … Ибо это самое прекрасное из всех вещей и самое чистое.
- Фрагмент. B12, у Джонатана Барнса, Ранняя греческая философия (1984), с. 190.
- Греки ошибаются, говоря о возникновении и исчезновении; ибо ничто не возникает и не исчезает, но происходит смешение и разделение сущего. Поэтому они были бы правы называть возникающее смешением, а исчезающее разделением.
- Фраг. B 17, цитируется в книге Джона Бернета « Ранняя греческая философия » (1920), глава 6.
- Солнце придает луне яркость.
- Фрагмент у Плутарха De facie in orbe lunae , 929b, как указано в The Riverside Dictionary of Biography (2005), p. 23
Цитаты об Анаксагоре других, можно заметить, что в каждом случае обвинения и причины изгнания были почти одинаковыми и необоснованными.
Но в последующие века пришло полное оправдание, как будто и не было никакой диффамации. Правильно было бы заключить, что такие работники были слишком возвышены для сознания современников, и меч палача был всегда готов отсечь высоко поднятую голову… О причинах гонений надо написать книгу. великих личностей. Сравнивая причины, можно ли проследить злую волю.- Агни Йога, Надземное , (1938), 222.
- Фраг. B 12, цитируется в книге Джона Бернета « Ранняя греческая философия » (1920), глава 6. … То, что было смешано с ним, помешало бы ему иметь власть над чем-либо таким образом, как он это делает. … Ибо это самое прекрасное из всех вещей и самое чистое.
- В математике… отношение греков резко отличалось от отношения более ранних потамических культур. Контраст был очевиден у… Фалеса и Пифагора, и он продолжает проявляться… в Афинах в героическую эпоху. …пока Анаксагор был в тюрьме, он занимался попыткой возвести круг в квадрат… первое упоминание о проблеме, которая более 2000 лет очаровывала математиков. …Здесь мы видим тип математики, который совершенно не похож на математику египтян и вавилонян. Это не практическое применение науки о числах… а теоретический вопрос, включающий… различие между точностью в приближении и точностью в мысли.
- Карл Б. Бойер, История математики (1968)
- Большой взрыв и дебаты об устойчивом состоянии в некотором роде перекликаются с идеями Анаксимандра и Анаксагора, существовавшими двумя с половиной тысячелетиями ранее. Анаксагор предполагал, что когда-то «все было вместе» и что движущая сила вселенной возникла в одной точке … Анаксимандр, с другой стороны, хотел, чтобы вселенная определялась «бесконечностью», и нуждался в «вечном движении». чтобы объяснить процесс уравновешивания вещей, возникающих и исчезающих в вечной вселенной … древняя философия обсуждала альтернативы сотворения, запускающего вселенную из одной точки, по сравнению с непрерывным творением в вечной вселенной.
- Дэвид Х. Кларк и Мэтью Д. Х. Кларк, в Измерение космоса: как ученый открыл размеры Вселенной (2004)
- Анаксагор из Клазомен постулировал другой элемент, называемый эфиром, который находился в постоянном вращении и унесла с собой небесные тела. Он также считал, что в природе существует направляющий разум, который он назвал Nous , который упорядочивает то, что в противном случае было бы хаотичной вселенной. К Nous он имел в виду буквально «Разум Космоса»… Анаксагор был последним из ионийских физиков.
- Джон Фрили, До Галилея: рождение современной науки в средневековой Европе
(2012)
- Джон Фрили, До Галилея: рождение современной науки в средневековой Европе
Бесконечная последовательность объяснений явно выражена у Анаксагора. Даже ингредиенты, из которых что-то состоит и которые объясняют его поведение, сами состоят из ингредиентов, которые сами тоже состоят из ингредиентов. […] В любом случае поведение является следствием как преобладающих черт (из-за которых оно кажется таким-то), так и скрытых черт (которые могут заставить его делать иначе необъяснимые вещи). И это двойное объяснение применимо как к скрытым ингредиентам, так и к макроскопическим объектам, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни.
Но тем не менее для Анаксагора остается верным то, что в принципе материальный состав (если бы мы могли знать его в деталях) объяснял бы текущее поведение каждого предмета в мире. Если вещь не живая, то есть. Для живых существ объяснение, похоже, должно быть дополнено обращением к другому принципу, который Анаксагор называл «Разумом».
- Кэтрин Осборн, Досократическая философия: очень краткое введение (2004), гл. 4 : Реальность и видимость: новые приключения в метафизике
- Дорогой Мелет, ты думаешь, что преследуешь Анаксагора? Неужели вы так презираете этих людей и думаете, что они настолько невежественны в письмах, что не знаете, что книги Анаксагора Клазоменского полны этих теорий, и, кроме того, что молодые люди учатся у меня тому, что они могут время от времени покупать за деньги? самое большее драхму в книжных магазинах и высмеивать Сократа, если он притворяется, что эти теории принадлежат ему, тем более что они так абсурдны? Клянусь Зевсом, ты думаешь обо мне, Мелет, что я не верю в богов? Я говорю, что ты совсем не веришь в богов.
- Платон, Апология , 26d-26e
- Анаксагор считал, что все бесконечно делимо и что даже мельчайшая часть материи содержит некоторое количество каждого элемента.
- Бертран Рассел, в История западной философии (1945), Книга первая, Часть I, Глава VIII, Анаксагор, с. 62
- В науке [Анаксагор] имел большие заслуги. Именно он первым объяснил, что луна светит отраженным светом… Анаксагор дал правильную теорию затмений и знал, что луна находится ниже солнца. Солнце и звезды, говорил он, — это огненные камни, но мы не чувствуем жара звезд, потому что они слишком далеки. Солнце больше, чем Пелопоннес. На луне есть горы и (думал он) обитатели.
- Бертран Рассел, Там же. , с. 63
- Анаксагор был более склонен к изучению физики, чем метафизики, поэтому Платон и Аристотель обвиняют его в том, что он недостаточно уступил конечным причинам и превратил Бога в машину. Соответственно, он объяснял на физических принципах образование растений и животных и даже небесные явления; что навлекло на него обвинение в атеизме. Тем не менее он считал свидетельство чувств субъективно верным; но как недостаточное для достижения объективной истины, которая была привилегией разума.
- Вильгельм Готлиб Теннеманн, Джон Рейнелл Морелл, Руководство по истории философии (1870)
См. Также [править]
- История западной философии # Глава VIII. Анаксагор
Внешние ссылки[править]
В Википедии есть статья о:
Анаксагор
В Wikisource есть исходный текст, относящийся к:
Фрагменты Анаксагора
Викискладе есть медиафайлы, связанные с:
Анаксагор
- Анаксагор запись Патрисии Курд в Стэнфордской энциклопедии философии
- Перевод и комментарий из книги Джона Бернета Раннегреческая философия .
Древнегреческие философские школы Досократов Анаксагор • Анаксимандр • Анаксимен • Демокрит • Эмпедокл • Гераклит • Левкипп • Мелисс • Парменид • Протагор • Пифагор • Фалес • Зенон Элейский Сократов Антисфен • Аристипп • Аристотель • Диоген Синопский • Евклид Мегарский • Федон Элидский • Платон • Сократ Эллинистический Аполлоний Тианский • Августин • Эпиктет • Эпикур • Иоанн Филопон • Лукреций • Плотин • Прокл • Пиррон • Секст Эмпирик • Зенон из Кития Математика Математики
(по странам)Абель • Анаксагор • Архимед • Аристарх Самосский • Аверроэс • Арнольд • Банах • Кантор • Картан • Коэн • Декарт • Диофант • Эрдёш • Евклид • Эйлер • Фурье • Гаусс • Гёдель • Грассманн • Гротендик • Гамильтон • Гильберт • Гипатия • Лагранж • Лаплас • Лейбниц • Милнор • Ньютон • фон Нейман • Нётер • Пенроуз • Перельман • Пуанкаре • Полиа • Пифагор • Риман • Рассел • Шварц • Серр • Дао • Тарский • Фалес • Тьюринг • Уайлс • Виттен
Номера 1 • 23 • 360 • и • № • Числа Фибоначчи • Иррациональное число • Отрицательное число • Число • Простое число • Кватернион
Концепции Абстракция • Алгоритмы • Аксиоматическая система • Полнота • Дедуктивное мышление • Дифференциальное уравнение • Измерение • Эллипс • Эллиптическая кривая • Экспоненциальный рост • Бесконечность • Интеграция • Геодезический • Индукция • Доказательство • Уравнение в частных производных • Принцип наименьшего действия • Дилемма заключенного • Вероятность • Случайность • Теорема • Топологическое пространство • Волновое уравнение
Результаты тождество Эйлера • Великая теорема Ферма
Чистая математика Абстрактная алгебра • Алгебра • Анализ • Алгебраическая геометрия (теория пучков) • Алгебраическая топология • Арифметика • Расчет • Теория категорий • Комбинаторика • Коммутативная алгебра • Комплексный анализ • Дифференциальное исчисление • Дифференциальная геометрия • Дифференциальная топология • Эргодическая теория • Основы математики • Функциональный анализ • Теория игры • Геометрия • Глобальный анализ • Теория графов • Теория групп • Гармонический анализ • Гомологическая алгебра • Теория инвариантов • Логика • Неевклидова геометрия • Нестандартный анализ • Теория чисел • Числовой анализ • Исследование операций • Теория представлений • Теория колец • Теория множеств • Теория пучков • Статистика • Симплектическая геометрия • Топология
Прикладная математика Вычислительная гидродинамика • Эконометрика • Гидромеханика • Математическая физика Наука
История математики Древнегреческая математика • элементов Евклида • История алгебры • История исчисления • История логарифмов • Индийская математика • Принципы математики
Прочее Математика и мистика • Математическое образование • Математика с точки зрения математика и физика • Философия математики • Объединение в науке и математике
Анаксагор | греческий философ | Британика
Анаксагор
См. все СМИ
- Дата рождения:
- около 500 г. до н.э. Клазомены
- Умер:
- около 428 г. до н.э. Лампсакус
- Предметы изучения:
- космология затмение ноус
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Анаксагор (род. ок. 500 г. до н. э., Клазомена, Анатолия [ныне в Турции] — умер ок. 428, Лампсак), греческий философ-натуралист, известный своей космологией и открытием истинной причины затмений. Он был связан с афинским государственным деятелем Периклом.
Около 480 г. Анаксагор переехал в Афины, ставшие затем центром греческой культуры, и принес из Ионии новую практику философии и дух научного исследования. После 30 лет проживания в Афинах он был привлечен к ответственности по обвинению в нечестии за то, что утверждал, что Солнце — это раскаленный камень, несколько больший, чем область Пелопоннеса. Нападение на него было задумано как косвенный удар по Периклу, и, хотя Периклу удалось спасти его, Анаксагор был вынужден покинуть Афины. Последние годы на пенсии он провел в Лампсаке.
Викторина по Британике
Философия 101
Что такое экзистенциализм? Кем был Сократ? Что такое идеализм? Проверьте свои знания по этим и другим темам с помощью викторины Philosophy 101!
Сохранилось лишь несколько фрагментов сочинений Анаксагора, и было сделано несколько различных интерпретаций его творчества. Однако основные черты очевидны. Его космология выросла из усилий более ранних греческих мыслителей, которые пытались объяснить физическую вселенную с помощью предположения об одном фундаментальном элементе. Парменид, однако, утверждал, что такое предположение не может объяснить движение и изменение, и в то время как Эмпедокл стремился разрешить эту трудность, постулируя четыре основных ингредиента, Анаксагор постулировал бесконечное число. В отличие от своих предшественников, избравших в качестве основного вещества такие элементы, как теплота или вода, Анаксагор включил те элементы, которые находятся в живых телах, такие как плоть, кости, кора и лист. Иначе, спрашивал он, как могла плоть появиться из того, что не есть плоть? Он также объяснил биологические изменения, при которых вещества появляются в новых проявлениях: по мере того, как люди едят и пьют, растут плоть, кости и волосы. Чтобы объяснить великое количество и разнообразие изменений, он сказал, что «в каждой вещи есть часть, т. больше всего в нем».
Наиболее оригинальным аспектом системы Анаксагора было его учение о nous («ум» или «разум»). Космос формировался разумом в два этапа: во-первых, в процессе вращения и перемешивания, который продолжается до сих пор; и, во-вторых, развитием живых существ. В первом вся «тьма» объединилась, чтобы сформировать ночь, «жидкость» объединилась, чтобы сформировать океаны, и так далее с другими элементами. Такой же процесс притяжения «подобного к подобному» происходил и на втором этапе, когда плоть и другие элементы сводились разумом в большом количестве. Этот этап проходил за счет семян животных и растений, присущих исходной смеси.
- Фрагмент. B 4, цитируется в книге Джона Бернета « Ранняя греческая философия » (1920), глава 6.