Полководец Суворов кратко
Александр Васильевич Суворов (1729-1800) – великий русский полководец, который ни разу за свою жизнь не был побежден, генерал-фельдмаршал, генералиссимус и обладатель многих других военных званий.
Краткая биография Суворова
Александр Васильевич вырос в семье военных, что не могло не отразиться на его жизни – с юношества он знал, что станет военным. Суворов обучался в кадетском корпусе и пошел служить в Семеновский полк, где провел почти семь лет.
В июле 1759 года Суворов впервые принял участие в военных действиях (до этого все время находился в тылу). Военная карьера складывалась удачно и Суворов постепенно поднимался вверх по службе, занимал должности дежурного при главнокомандующем, полковника, командира полка.
В 1769-1772 годах во время войны с Барской конфедерацией Суворов командовал сразу несколькими бригадами, благодаря чему в январе 1770 года получил звание генерал-майора. Благодаря большому количеству выигранных сражений вскоре он получил орден имени Св. Георгия.
Во время русско-турецкой войны принял решение захватить гарнизон, которое не понравилось императрице Екатерине 2. Суворов был осужден за свое решение, однако вскоре помилован.
Суворов участвовал в розыске Емельяна Пугачева, восстание которого было подавлено, однако опасность все еще оставалась.
В 1786 году Суворову было присвоено звание генерала-аншефа. В 1787-1792 годах участвовал в очередной русско-турецкой войне (Кинбургская битва, Измаилское, Фокшанское сражения, битва при Рымнике). Участвовал в подавлении польского восстания в 1794 году и в походе на город Прагу (предместье Варшавы).
Во времена правления Павла 1 Суворов принимал участие в Итальянском походе (1799г.) и Швейцарском.
Суворов скончался 6 мая 1800 года.
Наиболее заметные сражения Суворова
Историки отмечают несколько битв, которые можно считать самыми яркими и блестящими в военной карьере Суворова:
- Сражение при Рымнике. Одно из главных сражений русско-турецкой войны 1787-1792 годов. Сражение состоялось на реке Рымне, несмотря на численное превосходство турецких войск, Суворов принял решение атаковать первым и решительно продвигаться вперед, несмотря ни на что. Вскоре русская армия соединилась с австрийской, и союзники разгромили турков.
- Штурм Измаила. Осада и штурм турецкой крепости Измаил русскими войсками во главе с Суворовым во время русско-турецкой войны 1787-1792 годов. Подготовка к штурму велась около недели, а взят город был всего за несколько часов. До Суворова эту операцию пытались провести другие полководцы, но им не удавалось взять город.
- Штурм Праги (предместья Варшавы). В 1794 году русские войска штурмовали одно из предместий Варшавы во время польского восстания. Благодаря тому, что штурм был стремительным и всего за несколько часов город был захвачен и сломлен, польские повстанцы окончательно сдались и отказались от идее сопротивления. Восстание было подавлено.
- Битва при Треббии — сражение войны Второй коалиции между французской армией и русско-австрийскими войсками, состоявшееся 6-8 июня 1799 года. Армия противника снова превосходила союзную армию русских и австрийцев под руководством Суворова, однако трехдневное сражение завершилось не только победой союзников, но почти полным уничтожением армии противника – это сражение вошло в историю и до сих пор считается одним из самых уникальных.
- Битва при Нови. Сражение состоялось после битвы при Треббии между русско-австрийскими войсками и французской армией во время Итальянского похода Суворова в 1799 году.
Швейцарский поход Суворова. Переход через Альпы.
Несмотря на огромное количество битв, в которых участвовал Суворов, отдельно стоит упомянуть его Швейцарский поход и знаменитый переход через Альпы.
В августе 1799 года император издал приказ союзным войскам выступать в Швейцарию, где армия должна была соединиться с находившимся там русским корпусом. Командовал выступлением Суворов. Переход стал частью русско-французской войны и продолжением Итальянского похода Суворова. Поход начался 10 сентября.
Для того, чтобы достигнуть цели и нанести стремительный удар (стратегия Суворова) необходимо было как можно раньше добраться до места назначения. Суворов принял опасное решение вести свои войска через перевал Сен-Готард в Альпах.
Во время перехода русские войска столкнулись не только с ужасными походными условиями, но также с внутренними стычками из-за того, что австрийцы не выполняли собственных обещаний (позднее действия австрийцев были расценены как предательство).
Несмотря на все сложности, русской армии все-таки удалось совершить переход и разгромить французов, которые отчаянно сражались и даже взяли войско Суворова в окружение.
Альпийский переход Суворова завершился 8 октября.
Итоги военной карьеры Суворова
Суворов вошел в историю, как один из величайших русских и мировых военачальников. Российская Империя благодаря его таланту оставалась непобедимой державой на протяжении многих лет, смогла увеличить свои территории и разгромить всех захватчиков, и выиграть несколько войн.
За свою жизнь он завоевал не только звание непобедимого полководца, который не проиграл ни одной битвы и достиг невиданных высот в военном деле, но также славу прекрасного военного теоретика, создавшего свою собственную военную систему и внесшего огромный вклад в искусство войны.
Краткая биография Александра Суворова
Александр Васильевич Суворов (1729-1800) — великий русский полководец, генералиссимус и военный теоретик, который провел более 60 сражений и ни одного не проиграл.
Краткая биография Александра Суворова
Суворов вырос в семье военных, во многом благодаря этому он и решил пойти на службу и заниматься военным ремеслом. С детства он обучался искусству войны, сначала в кадетском корпусе, а затем на службе в Семеновском полку, в котором провел практически семь лет, но в сражениях не участвовал.
Впервые Суворов принял участие в военных действиях в 1759 г., где сразу же показал себя хорошим солдатом. С тех пор военная карьера Суворова начала стремительно двигаться вверх, и вскоре он уже занимал должности полковника, а затем командира полка.
В 1769-1772 гг. Суворов командовал несколькими русскими бригадами во время войны с барской конфедерацией. За свое командование в этом конфликте Суворов получил звание майора в 1770 г. , а вскоре, благодаря огромному числу выигранных сражений, — орден Святого Георгия.
Суворов также участвовал в Русско-турецкой войне, однако за свое неосторожное решение захватить вражеский гарнизон в плен был осужден императрицей Екатериной 2-й, но вскоре был помилован и возвращен на фронт. Суворов также помогал с розыском и поимкой Емельяна Пугачева после подавления восстания.
В 1786 г. Суворов получил звание генерала-аншефа.
В 1787-1792 гг. участвовал в очередной Русско-турецкой войне и провел ряд потрясающих сражений, которые вошли в историю как самые победоносные битвы генералиссимуса.
В 1794 г. подавлял восстание в предместьях Варшавы.
Во времена правления Павла 1-го Суворов совершил знаменитый военный поход — переход через Альпы во время Швейцарской кампании.
В 1799 г. он был удостоен звания генералиссимуса — высшего военного чина, который за всю историю России получали лишь несколько раз.
Скончался Суворов 6 мая 1800 г.
Военная карьера Суворова
Среди многочисленных побед Суворова можно выделить несколько сражений, которые считаются самыми блестящими в его карьере.
Сражение при Рымнике. Одно из ключевых сражений Русско-турецкой войны 1787-1792 гг.
Сражение состоялось на р. Рымна. Суворов, несмотря на значительное превосходство турецких войск, принял решение нападать первыми — и такой маневр принес ему успех. Армия Суворова стремительно двинулась на неприятеля и разбила его за несколько часов.
Осада и штурм крепости Измаил в Турции во время Русско-турецкой войны 1787-1792 гг.
Русская армия за неделю смогла подготовиться к штурму и взять крепость всего за несколько часов, разбив сопротивление неприятеля. Примечательно, что до Суворова крепость пытались взять многие другие полководцы, но им этого не удавалось.
Штурм Праги. Штурм городка Прага, предместья Варшавы, во время польского восстания в 1794 г.
Штурм, как и в случае с крепостью Измаил, был стремительным и победоносным. Восставшие поляки быстро сдались и отказались от дальнейшего сопротивления, благодаря чему польское восстание было подавлено.
Битва при Треббии.
Сражение между французской и объединенной Русско-австрийской армиями в 1799 г.Сражение длилось почти три дня, армия французов значительно превосходила русскую, однако это не помешало Суворову привести своих солдат к победе. В ходе битвы армия французов была не только повержена, но практически полностью уничтожена.
Битва при Нови
Сражение состоялось практически сразу после битвы при Треббии — в 1799 г. во время Итальянского похода Суворова. Остатки французов напали на русскую армию, но были быстро побеждены.
Переход через Альпы. Швейцарский поход Суворова
Переход через Альпы считается одним из самых известных достижений великого полководца. Переход состоялся в 1799 г. во время Швейцарского похода.
В августе император издал приказ, согласно которому русские войска должны были двинуться в Швейцарию и соединиться там со своим гарнизоном, а затем напасть на французов. Переход должен был стать частью русско-французской войны и продолжением Итальянского похода.
10 сентября войска Суворова выдвигаются в путь, однако полководец понял, что у армии слишком мало времени и они могут не успеть. Суворов принял опасное решение — двигаться через Альпы, что позволит не только скорее добраться до места назначения, но и совершить неожиданный удар по французам.
Во время перехода русская армия столкнулась со многими трудностями, включая ужасные погодные условия, труднопроходимую местность и постоянные нападения вооруженных отрядов французской армии. Кроме того, австрийцы, которые были союзниками России, не выполнили своих обещаний и не помогли армии Суворова, за что были признаны предателями. Но, несмотря на все сложности, переход все же был совершен.
Хотя разбить французов полностью так и не удалось, переход через Альпы считается величайшим тактическим решением Суворова. Переход завершился 8 октября 1799 г., длился он около месяца.
Выдающийся полководец А. В. Суворов в исторических документах и воспоминаниях современников — на сайте Президентской библиотеки
24 ноября 2017 года отмечается очередная годовщина со дня рождения великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Обширный массив источников, посвященных исключительному полководцу, не проигравшему ни одного сражения, доступен на сайте Президентской библиотеки. Коллекция содержит электронные копии научных работ, научно-популярных изданий, сборников документов и изобразительных материалов.
Отдельного внимания заслуживают книги, написанные самим Генералиссимусом. Среди них есть подробная «Жизнеописание Александра Суворова», написанная им самим в 1786 году, из которой читатель, в частности, узнает историю рода Суворовых: «В 1622 году, при жизни царя Михаила Феодоровича, Ном и Сувар покинули Швецию и по получении их прошения были предоставлены в российское подданство. Вышеупомянутые заслуженные люди разделились на разные роды, и Суворовы стали называться Суворовыми».
Биографическое исследование Знаменитый полководец светлейший князь Александр Суворов 1885 года рассказывает о юных годах будущего полководца: «Он был чадою болезненным и слабым, худощавым и низкорослым, оттого-то отец его боялся послать его на военную службу, а готовили к гражданской. Мальчик очень любил читать — особенно книги с описанием походов и сражений. От чтения подобных книг у него развилась такая страсть к военной службе, что он ничего больше не желает». Юный Александр уже в ранние годы обладал сильным характером и невероятной волей, поэтому его недуг не стал препятствием для осуществления мечты: «Чтобы укрепить здоровье, юный Суворов старался приучить себя и к холоду, и к зною, без устали бегала по лугам, купалась ранней весной и поздней осенью. Наконец отец решил передумать и согласился определить сына в полк».
В фонде Президентской библиотеки имеется электронная копия издания 1900-го года Александра Васильевича Суворова в собственных рукописях, которая содержит автограф полководца на итальянском языке. Вот он сам описывает начало своей карьеры: «…зачислен в солдаты 22 октября 1742 г.; присвоено звание капрала 25 апреля 1747 г .; подпоручика — 22 декабря 1749 г.; сержанта — 8 июня 1751 г.; освобожден лейтенантом 25 апреля 1754 года в возрасте 24 лет».
Такое начало карьеры дало ему возможность заслужить непререкаемый авторитет подчиненных, согласно очерку Знаменитый полководец, светлейший князь Александр Суворов: «Служа в нижних чинах, Суворов жил в казармах, питался солдатской пищу, сам чистил платье и всегда с особой охотой исполнял все солдатские обязанности. За время солдатской службы его здоровье значительно укрепилось, он лучше других привык переносить усталость, непогоду и различные невзгоды. Кроме того, он сблизился с солдатами, узнал их привычки и потребности, и солдаты полюбили его. Когда он уже был главнокомандующим, достаточно было одного его слова, чтобы воодушевить их; с ним забывали опасность и усталость, бросались в реку, рвались в огонь и лезли в неприступные крепости».
Интересно посмотреть на Александра Васильевича глазами его современников. В электронную коллекцию вошли несколько книг с воспоминаниями о полководце. Например, адъютант Суворова Э. Б. Фукс в своих записках, озаглавленных «Анекдоты о принце Италии, графе Рымнике Суворове, говорит: «Меня всегда поражало, поражало, как такой человек, лицом к лицу с умнейшим , такой образованный, всякий раз, когда он отходит от порога своего кабинета, становится таким шутником, проказником <…>. Он и комедию с народом разыгрывал, и на сцене дурачился, а зрители ему аплодировали. Однажды из терпения я осмелился спросить его, что все это значит? «Ничего, — ответил он, — это просто моя манера».
Личность полководца, отличительные черты его характера и внешности, а также его повадки раскрываются в издании 1808 года «Дух великого Суворова, или реальные анекдоты о князе Итальянском, Граф Рымник Александр Васильевич Суворов. В него входит, в том числе, уникальная переписка Суворова: письма Екатерины Великой и Павла I, а также правителей Германии, Пруссии, Польши. В одном из таких посланий генералиссимус изложил свою точку зрения на то, какими качествами должен обладать настоящий военачальник: «…он очень храбр, но без страсти; быстро рассуждает; подчиненный без унижений, начальник без чрезмерной надежды на себя, победитель без тщеславия, преданный без высокомерия, благородный без гордыни, гибкий во всем без лукавства, жесткий без упрямства, скромный без притворства…» В этой же книге есть сборник документов. командира, в том числе о науке и тактике ведения боя, навыках стрельбы, правилах ведения боя.
Особого внимания заслуживает отдельный военно-теоретический труд А. В. Суворова «Наука побеждать», также вошедший в цифровую подборку. Издание 1913 года сопровождается собственными иллюстрациями и макетами полководца, поясняющими его мысли.
Военной деятельности Александра Суворова посвящен целый раздел фонда Президентской библиотеки. В него вошли такие публикации, как «Суворов как солдат: 1742—1754 (Итоги архивных источников, связанные с его службой в нижнем чине) 19-го века».00-е издание, трехтомный Генералиссимус князь Суворов 1884 г., А. В. Суворов среди реформаторов Екатерининской армии 1886 г., Штурм Измаила Суворовым в 1790 г. (С портретами, рисунками и планами) 1890 г., книги «Походы Суворова в Италию и Швейцарию 1846 г.», «Анализ боевых действий Суворова в Италии в 1799 г. 1892 г.», «Конец Польши и Суворов 1900 г.» и многие другие.
Александр Васильевич Суворов скончался в Санкт-Петербурге 6 (18) мая 1800 года, похоронен в Александро-Невской лавре. На его надгробии начертано всего три слова: «Здесь лежит Суворов», прямо как повелел великий полководец и скромный человек.
Самостоятельное путешествие в космос
– Профессор Суворов, что такое детское сопровождение и менторство и какова в этом роль воспитателя?Подавляющее большинство великих учителей были еще и наставниками детей – например, Антон Макаренко или мой собственный учитель Александр Мещеряков. Другой мой учитель – академик Борис Бим-Бад – был последователем идей Константина Ушинского и пытался создать универсальный, всеобъемлющий подход к развитию личности. Он разработал и развил педагогическую антропологию. Бим-Бад определяет воспитание характера и формирование личности как триединство обучения, воспитания и развития. Таким образом, воспитатель является одновременно педагогом-практиком, теоретиком и учителем. Но самое главное такой человек является другом своим ученикам, который ведет и направляет их, стимулирует их собственное творчество, их собственные усилия. И на этот счет есть несколько афористичных фраз: «Воспитатель или учитель – дирижер детской радости». И здесь мы подходим к Василию Сухомлинскому совсем близко. Есть только один рефлексивный способ обучения – сначала обучаться самому. Нельзя учить по принципу «делай то, что я говорю, но не то, что я делаю».
— Означает ли это, что родители должны прежде всего заниматься самообразованием и делать это открыто, чтобы их дети это видели и понимали?
Родители должны в первую очередь делать то же самое, к чему они призывают своих детей. И когда происходит какое-либо несоответствие, они не должны удивляться, если их дети предпочитают копировать их нелестные поступки вместо красивых слов. Кроме того, родители должны быть абсолютно искренними по отношению к своим детям. В одной из книг по воспитанию детей под названием «Это для вас, родители» рассказывается история отца, который не мог разобраться в своих отношениях со своими двумя детьми. Он вел дневник, в котором описывал свои неудачи и корил себя за них, и в какой-то момент стал «забывать» этот дневник в местах, легкодоступных его детям.
Дети начали ее читать, и отец заметил, как их отношение к нему стало более снисходительным и понимающим, а конфликтов стало меньше. Так что лучшая политика в воспитании детей — это, вероятно, полное отсутствие политики. На самом деле я использую именно это в своей практике.У Юрия Устинова есть замечательная книга «Горстка советов», и в ней есть такой совет: «Не читать лекций», то есть не проповедовать, а постараться прожить с ребенком одну жизнь. И никогда не притворяйтесь, что делаете это, это должно быть по-настоящему. Не «стать хорошим человеком», а быть хорошим человеком прямо здесь и сейчас. Мне в этом плане легче, потому что я глухой и слепой. Я действительно нуждаюсь в помощи и ответственном отношении, это не притворство. И не надо никого поучать, что нужно быть добрым и честным — к этому призывает сама ситуация. Это помогало в наставничестве Олега, помогало с другими детьми до и после него, помогало с каждым ребенком, с которым я когда-либо работал. Проще говоря, мне не нужно проповедовать — моя ситуация делает это за меня.
– Сегодня распространены методы, при которых искусственно создается критическая среда, в которую намеренно помещается студент. Считается, что после того, как кто-то справился с кризисом, он продвигается на одну ступень в своем развитии. Должно ли образование включать в себя преодоление трудностей?
Очень опасная формулировка. Мы могли бы создать фетиш из всех этих кризисов. К сожалению, что-то подобное практиковал писатель и педагог Аркадий Гайдар – именно так он готовил солдат, будущих военнослужащих. То же самое можно сказать и о Макаренко. Но я думаю, что образование должно подразумевать взаимопонимание, взаимное доверие и решать реальные жизненные проблемы, естественные, но не обязательно экстремальные. Не должно быть никаких искусственных трудностей.
Александр Суворов потерял зрение в три года и слух в девять. Слепота наступила неожиданно. Младенец Александр вместе с семьей собирал в саду упавшие яблоки, и в какой-то момент его мать заметила, что он не смотрит на яблоки, а пытается найти их в траве наощупь. Мать Александра всегда хотела, чтобы ее сын получил хорошее образование, поэтому отдала его в специальную школу для слепых детей в городе Фрунзе (ныне Бишкек). После того, как его поразила глухота, мать узнала о приюте для глухих и слепых детей в Загорске (ныне Сергиев Посад) и отправила его туда учиться. С самого начала учебы Александр был необычным и интеллектуально любознательным ребенком: учился с удовольствием, любил читать, очень рано начал писать собственные стихи, часто конфликтовал с учителями. В Загорском детском доме он познакомился с советским философом Эвальдом Ильенковым и впоследствии стал одним из четырех слепоглухих студентов психологического факультета МГУ.
— Если говорить об этапах взросления 200 лет назад и сегодня: такое ощущение, что сегодня этот процесс идет намного медленнее, самостоятельными люди становятся намного позже. Например, Пушкин или Лермонтов уже к 30 годам были вполне состоявшимися людьми…
Это грубое обобщение, на мой взгляд. Действительно, к 30 годам они были совершены, но не как люди вообще, а скорее как государственные чиновники, если мы говорим о так называемых «образованных классах», господствующих — чиновниках, дворянах, дворянах. торговцы. Да и то совершенствовались они по-разному: это зависит от того, как, когда и при каких обстоятельствах они получали образование. А если говорить о рабочих или крестьянах, какие достижения они могли иметь к 30 годам? И на самом деле мало что изменилось в этом отношении. Все люди учатся и развиваются в своем собственном темпе: даже сегодня есть люди, которые многого достигают к 30 годам; то есть такие, от которых никогда ничего не ждешь, и вдруг они совершают прорыв; а есть и такие, которые вообще ничего особенного не достигают: только зарабатывают на жизнь, создают семьи и воспитывают детей. Итак, какой мерой мы должны измерять? Мерилом успешной карьеры или высокой должности? Но почему? Это вопрос, и большинство педагогов и психологов согласны с ним. Дети не являются объектом нашего тщеславия; у них своя жизнь и судьба.
И они совершенно не обязаны следовать нашим амбициям. Например, мне мог присниться Олег как мой будущий преемник, человек, который мог бы продолжить дело всей моей жизни. Но он стал арт-фотографом, выбрал свой путь. Да здравствует Пушкин: «Я иду своей дорогой, каждому своей». И именно поэтому я никогда ни на чем не настаиваю.Александр Суворов работает за компьютером с обновляемым дисплеем Брайля.
– Как вы учите детей продвигаться вперед самостоятельно? Как научить их мечтать? Саморазвитие невозможно без мечты, не так ли? Чаще всего это противоречит всему, что происходит вокруг, всему, что делают другие люди.
Есть определенные вещи, которым вы можете научить. Но нельзя научить человека мечтать. Мечта всегда своя, научиться ей можно только самому. Как только мы начинаем учить кого-то мечтать, это уже не сновидение. Потому что тогда это становится нашей собственной мечтой, и это должно быть мечтой ребенка. Вероятно, нам следует больше стараться, чтобы дети обращались к нам за помощью и нашим советом, чтобы они доверяли нам и были готовы работать с нами.
В теории, которую я защищаю и преподаю, это называется «совместно-раздельная контролируемая деятельность». Контролируется деятельность взрослого человека или педагога, роль которого снижается, а активность ребенка расширяется, поощряется и стимулируется, поэтому я и говорю о «контроле». Только тогда у детей будут свои мечты. Я также считаю, что никакие мечты нельзя оценивать с точки зрения «сбудется/не сбудется». Глухой и слепой ребенок имеет право мечтать стать космонавтом. Неважно, если это недостижимо, пусть мечтает об этом. И когда он вырастет, ему придется решать, что достижимо, а что нет. Я мечтал быть поэтом, и все надо мной смеялись, потому что не понимали смысла быть поэтом, путая его с журналистикой. Они спрашивали меня, где я собирался собирать материал для своих стихов и как я собирался его собирать, как будто поэзия была чем-то вроде интервью или репортажа или чего-то в этом роде. Но я отмахнулся от всего этого. Никогда не вмешивайтесь в детские сны.Можно сказать, что я стал в некотором смысле космонавтом. Видите ли, мечта о космическом путешествии не обязательно должна сбываться буквально. Можно мечтать о космическом путешествии, а работать над чем-то другим, и в этом чем-то ты становишься в некотором смысле космонавтом, продвигаешься по-своему. И я очень надеюсь, что Олег станет космонавтом в своей художественной фотографии. В то время как я стал космонавтом в том, в чем я никогда не думал, что буду хорош — в академической психологии. Я мечтал стать профессиональным поэтом, но так получилось, что я занялся академическими исследованиями и в этой области добился того, о чем многие люди только мечтают, хотя их мечты часто являются пустыми мечтами.
— Может ли мечта человека меняться с возрастом? Или это зависит от мировосприятия, а не от возраста?
Может измениться. Он меняется, когда меняется ваш смысл жизни. Я мечтал стать профессиональным поэтом потому, что видел смысл своей жизни в литературе и писательском творчестве. Когда мне было 28 лет, я посетил Загорский детский дом, в котором сам когда-то был воспитанником, и был поражен тем, насколько эти дети жаждали человеческого общения – они сразу окружили меня, столпились вокруг меня, они тянули ко мне руки над каждым чужие головы. И мой мир перевернулся, и в это время литература перестала быть смыслом моего существования. В тот момент окончательный и решающий смысл моего существования состоял в том, чтобы быть чем-то полезным для этих детей, удовлетворить их желание общения. Впрочем, писательского творчества я тоже не бросил, но теперь оно писалось не для себя, а для этих детей, для их пользы. Так все изменилось, и с тех пор это стало моей основной линией. Если бы не моя встреча с этими детьми и мое удивление от встречи с ними, я, вероятно, был бы сейчас обычным писакой.
– Как вы управляете своим личным развитием?
Я много планирую. Но отчасти его контролирует сама ситуация. Нужно использовать каждый шанс, который подвернется. Если мне вдруг выпадет шанс поехать в детский лагерь, я говорю себе, что обязательно должен поехать, даже если не совсем уверен, что у меня хватит для этого здоровья. Если у меня появляется возможность ненадолго поработать где-то помимо основной работы — например, читать лекции в другом университете — опять же, я должен использовать этот шанс, и очень осознанно. Это также часть управления вашим личным развитием.
— Перед встречей с вами я прочитал одну из ваших детских книг — «Как расчесать ежика». И я думаю, что в той книге я увидел, как вы работаете с содержанием и предметом. Вы продвигаетесь вперед, понимая разницу между терминами, очерчивая границы понятия или идеи. Откуда вы это взяли?
Я получил это от моего учителя и духовного наставника, великого философа Эвальда Ильенкова. Главной его книгой, вероятно, является монография «Диалектика абстрактного и конкретного в научном мышлении», которая как раз о том, как идеи движутся внутри внутренней логики субъекта. Об этом и книги «Диалектическая логика» и «Об идолах и идеалах».
Александр Суворов и его учитель Эвальд Ильенков.
– Как и с помощью чего человек может сформулировать сон, если он находится в ситуации, когда его восприятие действительности и ее образы могут быть получены только из ограниченного канала информации?
Проблема не в формулировании снов. «Каналы информации» — жалкий обман. Вместо этого компетентные психологи говорили бы об ощущении и восприятии, сенсорных и перцептивных свидетельствах. Все формируется в ходе какой-то деятельности, или, как говаривал друг, сподвижник и преемник Ильенкова, тоже философ Феликс Михайлов: «Культура не впитывается и не присваивается, а воссоздается в каждой деятельности ребенка», но, конечно, , с участием взрослых. Воссоздан, видите? Сон и его качество сильно зависят от воссоздания культуры и от того, насколько широк воссозданный пласт этой культуры. И источник информации не глаза, не уши и не руки. Источником информации является деятельность. Деятельность воссоздает культуру, создает информацию, формирует цели, задачи и мотивы. Активность — это все, это и альфа, и омега. Деятельность на протяжении всей жизни, от рождения до смерти, как часть человеческой культуры, осуществляемая лицом, принадлежащим к роду человеческому. Это понимание личности, человека как в марксистской философии, так и в учении Ильенкова. Так что проблемы формулирования снов даже не существует, это вообще не проблема. Задача – действовать, делать что-либо, ставить цели, мотивы, задачи, работать для достижения этих целей, удовлетворять свои потребности. А формулировка мечты происходит позже, задним числом, после того, как битва выиграна.
Но главный конфликт моей жизни уже решен. Это конфликт бытия вполне функциональной личностью в условиях слепоглухоты, вопреки слепоглухоте, и на общечеловеческом уровне, без учета инвалидности. Теперь, оглядываясь назад на прожитые десятилетия, я могу официально заявить, что я действительно стал полностью функциональным человеком. И мой конфликт был в первую очередь конфликтом человечества. Люди помогают мне и хорошо относятся ко мне; можно даже сказать, что они меня любят, но любят несколько оскорбительно. Они готовы помочь мне, но никогда не ждут ничего взамен, как не ждут ничего от осла, которому «позволительно лягаться». Но я не осел, и отсюда исходит моя главная идея — идея взаимной человечности. У вас может быть инвалидность или нет, но у вас должно быть сердце, особенно по отношению к тем, кто относится к вам с добротой. Это может быть в обмен на что-то, но это все еще человечество. Нужно быть гуманным в первую очередь к себе, потом к другим инвалидам, но больше всего – к подросткам и детям. Так и появилась так называемая «инклюзивная педагогика» — это одновременное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.
Когда мне было 13 лет, я часто злился на некоторых своих ровесников. Что бы их ни спрашивали, они давали один и тот же ответ – «это выше наших возможностей». Но как, черт возьми, они могли так хорошо знать свои возможности, каким инструментом они их измеряли? Тогда я впервые задумался над этим вопросом и случайно опередил в этом Льва Выготского. У Выготского есть эта зона теории ближайшего развития, и предполагается, что эта зона находится там, где ребенок не может действовать самостоятельно, но может добиться успеха с учителем, взаимодействуя и сотрудничая со взрослым наставником, а это и есть сотрудничество.