Александр невский википедия биография кратко и подвиги: Александр Невский биография кратко и интересно о князе для детей

Александр Невский. Детство и юность

Александр Невский – русский национальный герой, которым гордится вся страна. Новгородский князь был разумным политиком, великим воином, стратегом и тактиком. Он заслужил звание истинно христианского правителя, хранителя православной веры, свободы народа. Александр Невский признан святым, канонизирован Русской православной церковью.

Будущий герой родился в Переяславле ок. 1220 года. Его отец, Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо, удер­живал в своей власти процветающее Переяславль-Залесское княжество. Он был глубоко верующим, благочестивым, суровым и замкнутым, с порывами гнева и милосердия человеком. О матери Александра — княгине Феодосии, известно очень мало. Летописные сказания противоречивы даже в указаниях того, чьей она была дочерью. Ее имя изредка и кратко упоминается в летописи всегда только в связи с именем мужа или сына. У нее было девять детей. Через житие она проходит тихой и смиренной, отдавшей себя своему женскому служению.

Прямые сведения о детстве Александра очень скудны. Известно, что он быстро научился читать и писать, пристрастился к чтению, был силен и ловок, поэтому во всех играх, на лове, а потом и на войне он был всегда первым, как и за чтением Псалтири. Житие повествует, что еще мальчиком он был очень серьезен. Эта черта осталась у него на всю жизнь. Александр — ловкий охотник, храбрый воин, богатырь по силе и сложению. Но в то же время в нем есть постоянная обращенность в себя. Эта его резко отличающая особенность — совмещение двух, казалось бы, противоречивых черт характера, начала проявляться еще в годы раннего детства. Но детские годы в Переяславле были очень кратки. Александру рано пришлось войти во взрослую жизнь. Причиной этому послужил переезд его вместе с отцом из Переяславля в Новгород.

Княжение Ярослава в Новгороде было неспокойным. В первый же год по своем приезде он пошел походом на Чудь. С тех пор летопись пестрит рассказами о его походах на Литву, на Емь и на Чудь, со всех сторон наседавших на новгородские пределы. Промежутки между походами были заполнены распрями с новгородцами. За семь лет Ярослав четыре раза уходил из Новгорода в Переяславль и четыре раза возвращался. В 1228 году Ярослав в очередной раз ушел со своей княгиней в Переяславль, оставив в Новгороде сыновей с боярином Феодором Даниловичем и тиуном Акимом. Так Александр остался с братом один без поддержки отца среди мятежного Новгорода. Молодые князья не могли править самостоятельно. За них правили тиуны. Но все же это было первым княжением Александра совместно с братом.

В 1233 году брат Александра Феодор должен был жениться. В Новгород съехались родичи жениха и невесты. Но перед самой свадьбой Феодор занемог. Вскоре он скончался и был погребен в монастыре Св. Георгия. В летописях имена Феодора и Александра всегда упоминаются вместе. Они вместе росли и учились, остались одни в Новгороде, из него бежали, вернулись в него, вместе княжили в нем при голоде. Так, наряду с несчастьями всей земли, Александра впервые посетило семейное горе в радостной обстановке готовящегося свадебного пира. После смерти брата Александр остался один в Новгороде. В 1234 году Ярослав приходил в Новгород и водил новгородцев под Юрьев на меченосцев, а потом на Литву. По всей вероятности, Александр уже участвовал в этих походах. Через два года Ярослав сделался Великим Князем Киевским, и с этого года началось уже совсем самостоятельное княжение Александра в Новгороде.

 Список источников:

Бегунов, Ю. К. Александр Невский : жизнь и деяния благоверного великого князя / Ю. К. Бегунов. — Москва : Молодая гвардия, 2003. — 262 с.
Богданов, А. П. Александр Невский / А. П. Богданов. — Москва : Вече, 2009. — 316 с.
Пашуто, В. Т. Александр Невский / В. Т. Пашуто. — Москва : Молодая гвардия, 1974. — 160 с.
Рыжов, К. В. Александр Невский // Сто великих россиян / К. В. Рыжов. — Москва : Вече, 2005. — С. 48-52.
Сахаров, А. Н. Александр Невский / А. Н. Сахаров . — Москва : АСТ, 2008. — 127 с.

 ***

Александр Невский – биография, жизнь и смерть князя [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://biographe.ru/politiki/aleksandr-nevskiy/
Александр Ярославич Невский – Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki
Детство и юность – Свято-Троицкая Александро-Невская лавра [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://lavra.spb.ru/about/aleksandr-nevskij/30-2010-03-31-09-08-41.html

Александр Невский в искусстве

Имя Александра Невского носят улицы, площади и храмы по всей стране, он является небесным покровителем Петербурга и Петрозаводска. Поскольку прижизненных изображений победителя немцев на Чудском озере не сохранилось, каждый художник, который брался за образ князя, ориентировался на собственный идеал военачальника и заступника Руси.

Генрих Семирадский. Князь Александр Невский принимает папских легатов (1876)

Александр Невский принимает папских легатов

Фото: ru. wikipedia.org

Кончина Александра Невского

Фото: rusmuseumvrm.ru

Похороны Александра Невского

Фото: wikipedia.org

В 1877—1878 годах русский художник польского происхождение Генрих Семирадский взялся за заказ на несколько композиций из жития святого Александра Невского для росписи храма Христа Спасителя в Москве. Произведения на основе итальянских традиций эпохи Возрождения вызвали резкую критику со стороны художественного сообщества. Особенно противники Семрадского возражали против сюжета «Александр Невский принимает папских легатов», где князь представлен утопающим в роскоши властителем.

Михаил Нестеров. Кончина Александра Невского (1900)

Фото: art-nesterov.ru

Красочный эскиз Михаила Нестерова в народном стиле, созданный для росписи стены церкви во имя Александра Невского в Абастумани, изображает легендарного князя на закате жизни в образе христианского подвижника. Тему выбрал сам художник. Княгиня, бояре, духовные лица и юноша-дружинник прощаются с защитником русской земли, который скончался в 1263 году в Городце.

Николай Рерих. Александр Невский поражает ярла Биргера (1904)

Фото: rusmuseumvrm.ru

Философ, поэт, писатель, художник, археолог и путешественник Николай Рерих подошёл к воплощению образа Александра Невского в своей неповторимой манере. В качестве темы он выбрал легендарную битву 15 июля 1240 года, в которой войска русского князя сокрушили шведа ярла Биргера и его людей. Рерих создал работу в плоскостной декоративной манере в качестве эскиза для мозаичного панно.

Фильм «Александр Невский» (1938). Режиссёр — Сергей Эйзенштейн, в главной роли — Николай Черкасов

Картина Сергея Эйзенштейна с её впечатляющими батальными сценами, режиссёрскими находками и музыкой Сергея Прокофьева получила всенародное признание и вернула образ Александра Невского в общественный и культурный оборот в СССР. Сказанная экранным князем фраза «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!» стала восприниматься как историческая цитата, но на самом деле такого высказывания в источниках не зафиксировано. Это строчка из Библии.

Николай Рерих. Александр Невский после Ледового побоища (1942)

Фото: sibro.ru

В 1942 году Рерих вновь обратился к образу князя-победителя. Он создал яркое полотно, на котором погружённый в думы Александр Невский осматривает поле боя на Чудском озере.

Николай Рерих, художник:

«Самые многочисленные враги земли русской бывали посрамлены несломимым духом воинства русского и жертвенным самоотвержением всего народа».

Павел Корин. Александр Невский (1942)

Фото: aria-art.ru

Этот портрет известен многим по иллюстрациям в школьных учебниках. На нём изображён непобедимый воин, опытный полководец, могучий государственный деятель. Картина писалась в суровое время, когда патриотическая тема с опорой на историю была более чем актуальна. Художник работал под грохот зениток, вдохновляясь миниатюрами из летописей. В качестве прототипа для портрета выступил Фёдор Шаляпин. Образ Александра Невского, созданный Павлом Кориным, печатали во фронтовых газетах, он стал символом противостояния врагу и в конечном итоге — Победы.

Владимир Серов.

Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища (1945)

Фото: rusmuseumvrm.ru

На картине запечатлён момент триумфа. Победитель ливонских рыцарей въезжает в город. Вокруг — ликующий народ. Пленные немцы плетутся у стремени князя.

Сергей Присекин. Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! (1983)

Фото: izocenter.ru

Фраза героя Николая Черкасова из фильма «Александр Невский» (1938) послужила названием для полотна Сергея Присекина, которое ныне украшает парадную лестницу Большого Кремлёвского дворца. На гигантской картине (350 на 650 см) изображены более 150 персонажей, среди которых — рыцари, русские витязи и сам благоверный князь на белом коне и с развевающейся красной мантией. За эту грандиозную работу художник удостоился премии Ленинского комсомола.

Юрий Пантюхин. За землю русскую (2005)

Фото: danilovmaster.ru

Мастер реалистичной живописи Юрий Пантюхин облачил Александра Невского в доспехи и шлем, словно тот находится в преддверии битвы. На плечах молодого решительного полководца — красный плащ, символизирующий воинский подвиг и святость. За спиной князя — храм и русское воинство, готовое дать отпор врагу.

Павел Рыженко. Невская битва (2010)

Фото: ryzhenko.in.gallerix.ru

Живописец Павел Рыженко создал целую серию произведений на исторические сюжеты. Среди них особое место занимает авторская интерпретация событий Невской битвы 1240 года. Александр Невский изображён задумчиво чистящим свой меч после победоносной атаки. На первом плане — поверженный шведский флаг, потухшие свечи и вражеские ладьи, утыканные стрелами.

Узнать больше

С 26 мая по 5 сентября в Эрмитаже будет представлена выставка «Святой Благоверный Великий князь Александр Невский. Образы и символика», посвящённая 800-летию со дня рождения легендарного исторического деятеля, полководца и святого. В экспозиции — около 150 памятников искусства, созданных с XIII по XX век, с дополнением в виде артефактов эпохи самого Александра Невского и предметов периода СССР и современности.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+

Фильм Суфий: «Александр Невский»

Светило кинорежиссуры Сергей Эйзенштейн (1898-1948) был, по крайней мере, среди международного критического сообщества, суперзвездой с самого начала своей карьеры в России, когда в возрасте двадцати семи лет он снял свой классический немой фильм Линкор Потемкин пр. (1925 г.). На самом деле, по сей день его репутация зиждется прежде всего на этом фильме и его ближайшем преемнике, Октябрь: Десять дней, которые потрясли мир (1927). Но самым успешным его фильмом у широкой публики стал его первый звуковой фильм « Александр Невский » (1938). Этот последний фильм имел интересные кинематографические особенности, которые контрастировали с его более ранними работами и проливали свет на сложную эстетику Эйзенштейна.

Известность Эйзенштейна зиждется не только на его режиссерском таланте, но и на некоторых других факторах. В те первые дни 1920-х годов марксизм и коммунизм были увлечением левых политических сил, и фильмы Эйзенштейна, отстаивающие эти идеи, привлекали тех в критическом и академическом сообществе, которые симпатизировали таким идеям. Кроме того, в те дни кино было относительно новой формой выражения, и теоретические труды Эйзенштейна на эту тему привлекли своих последователей. В частности, Эйзенштейн продвигал идею уникального элемента фильма —

монтаж , который в первую очередь был связан с композицией и сопоставлением изображений во временном измерении. Продолжая работу своего коллеги Льва Кулешова, Эйзенштейна интересовала формулировка формальной грамматики монтажа, и его особенно интересовал не столько плавный переход между последовательными кадрами фильма, сколько идея того, как последовательные изображения могут «сталкиваться друг с другом».
друг с другом [1,2]. В целом опубликованные статьи Эйзенштейна о кино, которые впоследствии были собраны, переведены на английский язык и опубликованы в The Film Sense (1942) [3] и Film Form (1949) [4] выявили человека, ориентированного на научное и материалистическое понимание реальности. Кино было просто новым и мощным средством выражения, которое можно было использовать в общественно полезных целях. Но я бы сказал, что субъективные страсти Эйзенштейна все еще таились в его эстетическом подсознании.

С появлением звука в кино Эйзенштейн особенно интересовался тем, как он может включить звуковую среду в свои монтажные теории «столкновений» [5]. Он принял приглашение приехать в Соединенные Штаты, где звуковые технологии были самыми передовыми, чтобы принять участие в некоторых проектах звукового кино, предлагаемых Paramount Pictures. Хотя он участвовал в нескольких проектах, Эйзенштейн не мог работать со своими американскими продюсерами и сотрудниками, и все его усилия в Америке, включая длительную производственную деятельность в Мексике при поддержке знаменитого писателя Аптона Синклера, ни к чему не привели.

Когда он вернулся в Россию, Эйзенштейну поручили снять там фильм, Бежин Луг , но и этот проект увяз в производственных сложностях и в итоге был свернут. Возможно, Эйзенштейн, когда он стал знаменитым, получил слишком большую творческую свободу для исследования своих теорий и теперь не мог довести свои постановки до конца в этих обстоятельствах. Терпимость в России при Сталине к таким просчетам была, конечно, гораздо меньше, чем в американской среде, и это представляло непосредственную опасность. К счастью для Эйзенштейна, вина за провал Бежин Луг в конечном итоге повесили на кого-то другого, продюсера Бориса Шумяцкого, которого потом арестовали, осудили за измену и расстреляли.

Наконец Эйзенштейн получил еще один шанс стать режиссером, в результате которого Александр Невский . Однако на этот раз, чтобы обуздать творческие скитания Эйзенштейна, ему был назначен сорежиссер Дмитрий Васильев, которому было поручено соблюдать плотный съемочный график. Фильм был закончен вовремя и был хорошо принят как в России, так и на Западе. Интересно, что перед выходом фильма Сталину была показана его ранняя версия, но без ролика. Поскольку Сталин одобрил увиденное, готовый фильм был выпущен продюсерами без той недостающей катушки [6].

Когда мы сегодня смотрим Александра Невского , мы не видим столько смонтированного наглухо монтажного столкновения противоположных чувств и идей. Вместо этого мы видим захватывающую презентацию экспрессионистских образов, которая меньше полагается на временную композицию и больше на почти сказочный эмоциональный пейзаж. Я бы предположил, что этот экспрессионистский стиль всегда был важной частью эстетики Эйзенштейна, даже если он не был так четко сформулирован в его эссе. В любом случае экспрессионизм Эйзенштейна в его более поздних фильмах, в том числе

Иван Грозный, часть I (1944) и Иван Грозный, часть II (1945) сегодня могут показаться некоторым зрителям преувеличенными, и критическая реакция на эти фильмы сильно различается [6,7,8,9].

История Александра Невского касается русского полководца XIII века князя Александра Ярославича Невского, который в 1242 году отразил попытку вторжения тевтонских рыцарей в Священную Римскую империю. сценарий явно изображен как метафора угрожавшего тогда вторжения немецких нацистов в Россию, которое действительно произошло через несколько лет после выхода фильма на экраны.

В целом, в фильме очень много провоенного посыла. На самом деле некоторые критики даже сказали по этому поводу, что это самый пропагандистский фильм Эйзенштейна [6]. Его провоенный месседж является частью темы «крови и почвы», лежащей в основе всего фильма [10]. «Кровь и почва» в первую очередь ассоциировались и полностью использовались в Германии, и это подчеркивает верность расовому происхождению и собственнические претензии на родные земли. Но здесь мы видим, как он прекрасно трансформировался в русский контекст.

Чтобы передать мысль о том, что война — это благородный акт героизма, Эйзенштейн и его оператор Эдуард Тиссе постоянно использовали кадры с низкого ракурса, чтобы подражать своим русским героям. Этот эффект усиливается высоким ростом исполнителя главной роли Николая Черкасова, рост которого составлял 6 футов 6 дюймов (1,98 м) [11]. В фильме также звучат российские патриотические гимны и партитура, написанная Сергеем Прокофьевым. сказал, что Прокофьев тесно сотрудничал с Эйзенштейном в отношении музыки, иногда сочиняя музыкальные элементы, которые соответствовали сценарию съемок Эйзенштейна, а в других местах фильм был сокращен, чтобы синхронизироваться с музыкой Прокофьева [6]. Несмотря на это тесное сотрудничество, я не Я не думаю, что музыка хорошо сочетается с изображением, особенно в связи с батальными сценами. Кроме того, меня также удивило, учитывая увлеченность Эйзенштейна монтажными возможностями звука, что звуковые эффекты в фильме слабы и почти ничего не добавляют. к презентации

Сюжет фильма относительно прост, все ведет к знаменитому «Ледовому побоищу» между войсками Невского и тевтонскими рыцарями. Есть две нити фокусирования: одна связана с борьбой между Невским и его врагами, а другая касается дружеского романтического соперничества между двумя лейтенантами Невского из-за красивой русской девушки.

Но даже эта вторая нить повествования категорически провоенная.

1. Исходная ситуация

Вступительный раздел содержит справочную информацию об Александре и его ситуации. Владения русов, которые были ядром средневековой России, недавно были захвачены с востока монгольской Золотой Ордой (позже известной как татары), которым русские люди были вынуждены платить дань. Но, по крайней мере, их суверенитет остался нетронутым. Затем последовала еще одна угроза, на этот раз из Швеции. Однако юный Александр Ярославич успешно защитил ключевой город Новгород от нападения шведской армии у реки Невы, за что и получил звание «Невского». Впоследствии конкурентное давление со стороны дворянского боярского купечества вынудило Невского покинуть Новгород. Но теперь, в начале этого фильма, город Новгород снова подвергается опасности, на этот раз со стороны немецких тевтонских рыцарей, вторгшихся с запада. Отчаявшийся владыка Новгород, наконец, вынужден призвать Невского обратно в город, чтобы возглавить их оборону.

В то же время два передовых новгородских воина и товарища Василий Буслаев (Николай Охлопков) и Гаврило Олексич (Андрей Абрикосов) наперебой присматриваются к красивой молодой женщине Ольге Даниловне (Вера Ивашова).

Тем временем немецкие тевтоны грабят близлежащий город Псков, бросая женщин и детей в костры и вешая одного из защитников города, дочь которого Василиса (Александра Данилова) смотрит в ужасе.

2. Призыв к войне
Вторая часть фильма — резкий призыв идти на войну. Невский знает, что для победы над немцами ему придется набрать армию из крестьян, а народ с радостью добровольно идет воевать. Даже Василиса, добравшаяся до Новгорода, вызвалась стать воином в истинно феминистской традиции крови и почвы.

Все мастера города посвящают себя изготовлению оружия. Как говорит Василисе один умелец Игнат (Дмитрий Орлов), даря ей шпагу, «без инструмента и блоху не убить». Ольга говорит Василию и Гаврило, что выйдет замуж за того, кто проявит в бою наибольшую доблесть. Теперь все об убийстве.

Немцы показаны особенно демоническими, и даже их молитвы Богу выглядят как коллективный акт злого колдовства. На самом деле изображение здесь вызывает представления о религиозной войне, поскольку православным русским противостоит римско-католическая гегемония, стремящаяся к массовому уничтожению [12]. Эйзенштейн всегда изображает немецкую армию в устрашающе нечеловеческом белом цвете (за исключением их сатанински одетого в черное епископа), в то время как русская армия — в землисто-сером.

Перед надвигающейся битвой Невский подслушивает, как Игнат рассказывает непристойную шутку, и от этого он получает вдохновение применить стратегию клещей, очень похожую на ту, которую Ганнибал применил против римлян в битве при Каннах в 216 г. до н.э.

3. Ледовая битва

Битва происходит на замерзшем Чудском озере и занимает следующие тридцать минут экранного времени. Большая часть отснятого материала показывает бесконечные рукопашные бои и фехтование, в частности, Василий и Игнат, радостно упивающиеся резней, под громкую карнавальную музыку Прокофьева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *