Александр невский литература 8 класс краткое содержание: Краткий пересказ Житие Александра Невского 🤓 [Есть ответ]

«Житие Александра Невского»: краткий пересказ древнерусского произведения

Содержание

  1. Основные действующие лица
  2. Пересказ очень кратко
  3. Краткое содержание жития
  4. Основная идея

«Житие Александра Невского» обычно изучается в 8 классе. Этот жанр древнерусской литературы подразумевает описание жизни лиц, канонизированных Русской православной церковью. Повесть актуальна тем, что она написана современником великого князя. Это даёт возможность понять, как относились к Александру его соратники и как они воспринимали события тех времён.

Основные действующие лица

Главный персонаж:

  • Александр Невский – великий полководец. В разные годы он правил в Киеве, Новгороде и Владимире.

Второстепенные:

  • Князь Ярослав Всеволодович – в разные годы правил в Переяславле, Киеве, Новгороде и во Владимире. Отец Александра;
  • Батый – монгольский полководец, хан;
  • Андреяш – немецкий царь;
  • Князь Андрей – брат Александра Невского;
  • Дмитрий – сын Александра.

Пересказ очень кратко

Если кратко прочитать «Житие Александра Невского», то за несколько минут можно понять основной смысл произведения. Краткий пересказ основных событий представлен ниже.

Александр Невский рос красивым, статным и сильным. Из-за привлекательной наружности юношей интересовались окружающие. Знатные люди из разных стран приезжали на русскую землю, чтобы взглянуть на молодого княжича.

Однажды шведы захотели завоевать русское государство. Перед отбытием князь поручил Пелгусию стоять на страже. Тот заметил вдалеке страстотерпцев Бориса и Глеба. Мужчина рассказал об этом князю, и Александр пошёл на врага. Так неприятель был разгромлен.

На следующий год напали латиняне, пришедшие из Западной стороны. Александр уничтожил построенные ими селения. На третий год напали ливонские немцы. Князь снова разгромил противника. Другая битва прошла на Чудском озере. И на этот раз немцы ушли под лёд. Русское войско одержало победу.

Полководец едет домой после встречи с ханом, но по дороге заболевает. Перед кончиной он принял монашеский постриг. Тело Александра отвезли во Владимир.

Краткое содержание жития

Краткое содержание повести «Житие Александра Невского» поможет структурировать главные события и понять основной смысл произведения.

В 1219 году у великого князя Ярослава и его супруги княжны Феодосии появился наследник – сын Александр. Отец ребёнка славился кротким характером и благочестивостью, а мать называли святой за её самоотверженность и добрый нрав. Александр рос, окружённый заботой и любовью.

К науке юноша приступил рано. Больше всего любил слово Божие. Его настольными книгами были Евангелие и Псалтырь, в которых он находил утешение в тяжёлые моменты жизни. Через молитвы Александр каждый день обращался к Господу.

Князь Александр

Новгород тех времён мог сам выбирать правителя. Захотели они себе в князья великого Ярослава. Он согласился, но из-за поведения новгородцев вскоре вернулся в Переяславль, однако оставил в чужом городе сыновей: старшего Феодора и младшего Александра. Старший княжич погиб, и младших остался один.

Сумел Александр расположить к себе жителей Новгорода. Они гордились своим правителем. Однажды город посетил немецкий царь Андриаш, который был впечатлён красотой Александра. В своих родных краях немец рассказывал, что никогда не встречал людей такой наружности. Единение духовной и физической красоты было главным его достоинством.

В 1247 году на Русскую землю ринулись татары во главе с Батыем. По пути они разрушали все княжества. Приблизились и к Новгороду, но благодаря молитвам новгородцев город был спасён. Не дойдя несколько вёрст, татары воротили на Киев.

Тяжёлый период вновь воцарил на Руси. Престол возглавил Ярослав Всеволодович. Он отправился в Орду, чтобы узнать, чего ждать от завоевателей. Батый хорошо встретил князя. Хан назначил его главным над всеми русскими княжествами. Договорились, что жители будут платить дань, но не подвергаться набегам. Местным было разрешено сохранить русскую веру.

В это время в Новгороде Александр готовится встретиться с опасными врагами – немцами, шведами и литовцами. Иноземцы воспользовались ослабленным состоянием северо-западных русских городов. Они посягали на самое святое – христианскую веру. Александр хотел противостоять католикам, поэтому женился на дочери польского князя. Так он приобрёл союзника и смог укреплять границы.

Первыми хотели завоевать русские земли шведы. В 1240 году они подошли к реке Ижоры. Князь Ярослав не знал о беде, поэтому не мог помочь сыну. Тогда Александр попросил о помощи у Господа в храме святой Софии. С речами обратился он и к преподобным князьям Борису и Глебу. Великий Александр подошёл к Неве. Сражался храбро и смело, за что был назван Невским.

Князь в бою на Неве

Перед боем князь отправил Пелгусия вести ночную стражу. Мужчина заприметил плывущих на лодке страстотерпцев Бориса и Глеба. Они поведали, что помогут в бою. Пелгусий сразу рассказал об этом правителю. Тот обрадовался видению и напал на шведов. Враг был разбит. Господь послал русским воинам свою помощь и на другой берег реки. Там, с помощью Ангелов Божиих, сгинуло много нерусских воинов.

Вскоре напали ливонские немцы. Все ждали князя Александра, чтобы он защитил их от иноверцев. С его приездом готовилось наступление. Помолившись в храме Святой Троицы, он пошёл на Ливонию и разгромил её. Возвращаясь домой, князь остановился на Чудском озере. Битва с немцами в 1242 году вошла в историю как Ледовое побоище. Лёд трескался, забирая с собой трупы немцев. Русское войско вновь одержал победу.

Два кровожадных врага были повержены. Но наступал следующий неприятель – литовцы. Первый набег 1242 года был разгромлен. В 1245 году Александр гнал недоброжелателей с русской земли до самого озера Живца.

В 1246 году скончался Ярослав Всеволодович. В этом же году отправился Александр на поклон к хану. При встрече Батый заставлял его выполнять татарские обычаи, но Александр отказался. Все были удивлены, но не наказали русского правителя. Батый был доверенным лицом великого хана, который проживал в Азии. Александр отправился к владыке монголов в Кара-Корум, где был хорошо принят.

В 1248 году Папа послал в Новгород двух кардиналов. Пришедшие хотели, чтобы князь поклонялся Римской церкви. Александр был непреклонен и выгнал латинян.

Новый татарский мятеж заставил князя опять ехать в Орду. Он смог умилостивить хана. Правитель Восточной страны даже отпустил русских военных со своей службы. Александр Ярославович сильно занемог по пути домой. Он позвал игумена и принял монашеский постриг, взяв иноческое имя Алексий. Умер князь в 1246 году.

Бездыханное тело доставили во Владимир. Проститься с князем собрались люди со всей земли Русской. Когда усопшего готовили к погребению, ему хотели вложить прощальную грамоту, но его рука сама потянулась к бумаге.

Всю жизнь Александр Невский служил своему Отечеству: укреплял территории Руси, сохранял православную церковь, улучшал отношения с Ордой, защищал от врагов. Даже после его смерти он продолжал охранять русский народ. К нему обращались с молитвой. Много чудес связано с именем покойного князя. Впоследствии его причислили к лику святых.

Основная идея

Безымянный повествователь с первых строк стремится возвысить великого полководца. Первостепенная задача автора – описать мужественность, силу, мудрость, религиозность и дипломатический талант князя. Александр Невский – это идеал правителя, который всегда готов встать на защиту Родины. Основная идея произведения – воспевание славного правителя и его подвигов, возвеличивание русского народа. Автор взывает к патриотическим чувствам и уважению православной веры, сравнивает власть с героями Библии. Современный читатель погружается в мир подвигов, доблести, чести и бесстрашия. В житии рассказывается о героическом прошлом Древней Руси, о победах над захватчиками, об отношениях с союзниками, о смерти князя и чудесах, произошедших после его кончины.

«Повесть о житии Александра Невского»


Дата создания: 80-е годы 13 века.

Жанр: воинская повесть, житие.

Тема: мужество и противостояние захватчикам Родины.

Идея: прославление подвига Александра, сочетавшего в себе мужество воина с дипломатичностью во спасение земли Русской, прославление служения Родине и православной вере.

Проблематика. Святым в житии является не инок, а воин, князь. Мужественная защита Отечества, верность православному христианству сделали жизнь Александра угодной Богу.

Основные герои: князь Александр.


Сюжет. Князь Александр Невский был родом из великокняжеской семьи. Александр отличался очень высоким ростом, трубным голосом, красота лица его была схожей с красотой библейского Иосифа. Он был наделен силой, мудростью Соломона, храбростью.

Один человек с Запада Андреаш встретился с Александром и по возвращении на родину рассказывал, что такого мужа не встречал он еще нигде.

Слух об этом дошел до короля северной страны, и он вознамерился захватить землю Александра. Король подошел к Неве и отправил своих посланников в Новгород к князю с сообщением, что он уже разоряет его земли.

Александр вознес горячую молитву к Богу в Софийском соборе, где получил благословение, после чего с дружиной двинулся на врагов. За неимением времени Александр даже не смог известить отца. Из-за спешки Александра и большинство новгородцев не выступили в поход.

Александр поручил морской дозор христианину Пелугию, бывшему старейшиной на Ижорской земле. Тот, разузнав, каковы силы врага, пошел доложить Александру. На восходе солнца он увидел на море судно, и были на том судне святые страстотерпцы Борис и Глеб. Пелугию они дали знать, что спешат на помощь Александру. Он передал это князю. Князь запретил Пелугию говорить об этом еще кому-нибудь.

В битве с неприятелем, Александр нанес ранение копьем самому королю. В бою особенно проявили себя шесть ратников. Противоположный берег реки Ижоры, где воины Александра никак не могли оказаться, был усеян убитыми латинянами. Они были поражены ангелом Божиим. Остатки врагов разбежались, а князь с триумфом вернулся в Новгород.

Следующий год был отмечен приходом латинян с Запада. Они нагло основали город на земле Александра. Князь этот город немедленно уничтожил, часть врагов покарал казнью, часть пленил, остальным оказал милость.

Зима третьего года ознаменовалась вторжением самого Александра в землю немецкую, потому что город Псков был уже ими захвачен. Александр принес Пскову свободу, но против князя был заключен союз несколькими немецкими городами.

На Чудском озере состоялось сражение. Кровь лилась на лед. И видели люди, как в небе воинство Божие содействовало победе князя Александра. Славили псковитяне Александра, возвращавшегося с победой.

Стали причинять разорение волостям Александровым литовцы, но князь за один выезд разбил семь их полков, были перебиты многие князья, чем вселил Александр страх в литовцев.

Могучий царь Востока отправил к Александру послов и повелел ему прибыть к нему в Орду. Собрался он ехать в Орду, на что епископ Кирилл дал ему благословение. Царь Батый, познакомившись с Александром, поразился ему, выказал ему почтение, с тем и отпустил князя.

Меньшой брат Александра Андрей, сидевший в Суздале, вызвал гнев Батыя, и земли суздальские были разорены, после чего Александр занимался восстановлением городов и церквей.

Со стороны римского папы были попытки приобщить Александра к латинской вере, которые великий князь категорически отверг.

Царь Батый стал преследовать христиан и принуждать их воевать в своих войсках. Александр прибыл в Орду к Батыю с намерением отмолить своих людей от такой участи. Возвращение было тяжелым. Александр занедужил в пути. Предчувствуя скорую смерть, он пожелал стать монахом, что и было сделано, потом он принял схиму. 14 ноября великий князь Алексанр отошел ко Господу.

Попытка вложения в руку Александра грамоты отозвалась чудом: покойный сам, словно живой, простер руку и принял свиток. О чуде этом свидетельствовали митрополит и его эконом.

И это было прославление Александра Богом.

Отзыв о произведении. Конечно, написано по канонам житийной литературы, что связано с идеализацией. Но в этом своя правда. А читается повесть на одном дыхании.


Еще краткие содержания произведений древнерусской литературы:

  • «Слово о полку Игореве»

  • Ледовое побоище: фильм Эйзенштейна «Александр Невский» — 1237 слов

    Музыка была неотъемлемой частью повествования в кино с самого зарождения кинематографа, поэтому вполне естественно проанализировать один из ранних примеров кинопроизводства. « Александр Невский » Сергея Эйзенштейна, снятый в 1938 году, чрезвычайно популярный после его выхода и с тех пор признанный классикой, является таким же хорошим примером для изучения повествовательных функций музыки в кино, как и любой другой. Это тем более уместно, что оркестровая партитура к фильму, написанная Сергеем Прокофьевым, сама по себе является признанным произведением искусства. В результате Александр Невский предлагает множество примеров использования музыки в качестве повествовательного устройства в фильме. Кульминация фильма, когда героические герои готовятся встретиться со своими грозными противниками в генеральном сражении, представляет собой особенно интересный случай.

    Знаменитый эпизод «Битвы на льду» демонстрирует идеальное соблюдение принципов композиции, сведения и редактирования Горбмана, нарушая принцип неслышимости только для того, чтобы максимально использовать повествовательный потенциал музыки.

    Прежде чем углубляться в анализ, необходимо предоставить краткий обзор выбранной сцены. Александр Невский — советская патриотическая эпопея о легендарном князе-воине из средневековой России, прославившемся тем, что предотвратил нашествие Тевтонского рыцарского ордена в середине 13 века (Бордвелл, 2016). Конкретная сцена, проанализированная в этой статье, является началом длинной последовательности «Ледового побоища», когда русская армия сталкивается со своими тевтонскими противниками. Сцена начинается с того, что рыцари совершают мессу перед битвой, после чего быстро выстраиваются в шеренги и в полном порядке выступают против русских позиций (Эйзенштейн, 1938). В то время как грозные германцы в тяжелых доспехах продвигаются по замерзшему озеру, русские солдаты смотрят на их неумолимое наступление со смесью предвкушения и страха (Эйзенштейн, 1938).

    Сцена заканчивается столкновением двух армий и началом собственно битвы, и музыка в этот момент замирает. В пределах конкретных временных рамок, указанных выше, сцена длится немногим более четырех минут и на всем протяжении сопровождается оркестровой партитурой Прокофьева.

    Теоретической основой для этой статьи является Горбман (1987) принципы композиции, микширования и редактирования, изложенные в Главе 4 ее Неуслышанных Мелодий . Автор перечисляет семь принципов, которые так или иначе применимы к анализируемой последовательности. Первый принцип — невидимость, означающий, что если музыка недиегетична, то есть ее источник не находится внутри повествования, инструменты не должны быть видны (Горбман, 1987). Второй — неразборчивость: партитура должна быть подчинена визуальным эффектам, а не существовать сама по себе (Горбман, 19 лет).87). Кроме того, музыка должна также обозначать эмоции и служить повествовательной подсказкой, чтобы лучше передать зрителям настроение сцены (Gorbman, 1987).

    Еще два требования к музыке к фильму — непрерывность и единство: музыка должна сопровождать последовательную и ритмичную последовательность кадров и обеспечивать объединяющую структуру для развития событий на экране (Горбман, 1987). Наконец, седьмой и последний принцип гласит, что музыка может нарушать любой из первых шести принципов, если она делает это во благо остальных пяти (Горбман, 19).87). Как будет показано ниже, «Битва на льду» обращается к каждому из принципов Горбмана, поддерживая или нарушая их.

    На протяжении всей сцены музыка Прокофьева чрезвычайно эффективна как в вызове эмоций сцены, так и в качестве повествовательной реплики. Низкий рокот рогов сопровождает наступление рыцарей в тяжелых доспехах на конях, движущихся вперед с почти машинной точностью и неумолимостью (Эйзенштейн, 1938). В сочетании с секцией струнных, сопровождающих встревоженных и напуганных русских солдат, смотрящих на приближающегося врага, музыка передает чувство страха перед приближением смертельной опасности.

    Арсенюк (2018), вероятно, лучше всего суммирует эту эмоцию, описывая ее как благоговение перед «великий и страшный порядок» (с. 116). В то же время музыка никогда не перестает давать повествовательные реплики. По мере того, как кони рыцарей набирают скорость, чтобы нанести кавалерийский удар, музыка также ускоряет свой темп (Эйзенштейн, 1938). Таким образом, это сигнализирует о приближении долгожданной кульминации и повышает напряжение перед тем, как армии вступят в рукопашную. Таким образом, сцена полностью соответствует принципам обозначения эмоций и нарративных реплик.

    Ситуация во многом одинакова с точки зрения преемственности и единства, так как музыка в «Битве на льду» соответствует обоим. На протяжении всей последовательности ритм постоянен и вездесущ, повторяя одни и те же фрагменты снова и снова и обеспечивая структуру событий, происходящих на экране (Bartig, 2016). Что касается единства, музыка имеет решающее значение для объединения отдельных разделов предбоевого повествования. В то время как рожки сопровождают наступление рыцарей, вступают быстрые отрезки струн, когда русские солдаты смотрят на врага с испуганным предвкушением (Эйзенштейн, 1938). Музыка связывает действие и реакцию — то есть тевтонское нападение и подготовку русских к нему — воедино, создавая последовательную непрерывность и растущее напряжение, которое удерживает внимание зрителей (Смит, 2014). Таким образом, партитура Прокофьева не только облегчает переход от одного кадра к другому внутри сцены, но и цементирует сцену в целом как отдельную часть повествования.

    Когда дело доходит до принципов невидимости и неслышимости, все выглядит не так просто, потому что Эйзенштейн и Прокофьев играют с первым и откровенно нарушают второе. В одном случае — во время рыцарской мессы перед битвой — в правой части экрана физически присутствует орган, а это означает, что музыка диегетическая (Эйзенштейн, 1938). Когда тевтонские рыцари устремляются вперед под звуки рогов, неясно, является ли музыка диегетической. Вполне возможно, что средневековая армия использовала бы рога, но они не показаны (Eisenstein, 1938). Это пример того, что Горбман (1987) назвал «диегетической двусмысленностью, присущей киномузыке», но поскольку единственный физически представленный инструмент — диегетический, принцип невидимости не нарушается (стр. 22). Принцип неслышимости таков: партитура полностью доминирует над сценой, так как мало действия и нет диалогов, за исключением краткого обмена мнениями Невского со своими помощниками (Эйзенштейн, 1938). Однако это нарушение служит другим принципам: слышимость усиливает вклад музыки в повествовательную напряженность, еще больше подчеркивает эмоции страха и предвкушения и обеспечивает структурное единство сцены. Это нарушение одного принципа ради других полностью соответствует подходу Горбмана (1987).

    Подводя итог, можно сказать, что начало фрагмента «Ледового побоища» в «Александре Невском» Эйзенштейна демонстрирует, насколько точно Прокофьевская музыка к фильму соответствует принципам композиции, сведения и монтажа. Низкий рокот валторн и быстрые струнные партии эмоционально обозначают угрозу приближающегося врага и страх и тревогу русских воинов. Ускоряющийся темп музыки служит намеком на надвигающуюся кавалерийскую атаку. Постоянный и даже повторяющийся ритм создает непрерывность, а партитура также способствует единству, связывая воедино действие и реакцию. Хотя сцена является примером диегетической двусмысленности, единственный видимый инструмент относится к явно диегетической части партитуры, а это означает, что принцип невидимости, по крайней мере, технически поддерживается. В то же время Эйзенштейн и Прокофьев нарушают правило неслышности — но делают это для того, чтобы облегчить другие его функции в полном соответствии с Горбманом (19).87) принципы.

    Арсенюк Л. (2018). Движение, действие, образ, монтаж: Сергей Эйзенштейн и кризис кино . Университет Миннесоты Press.

    Бартиг, К. (2017). Александр Невский Сергея Прокофьева . Издательство Оксфордского университета.

    Бордуэлл, Д. (2016). Кинотеатр Эйзенштейна . Рутледж.

    Эйзенштейн С. (директор). (1938). Александр Невский [Фильм]. Мосфильм.

    Горбман, Б. (1987). Неуслышанные мелодии: Музыка из повествовательного фильма . Издательство Индианского университета.

    Смит, Т.Дж. (2014). Аудиовизуальные переписки в «Александре Невском» Сергея Эйзенштейна: пример зрительского внимания. В: Taberham, P. and Nannicelli, T. (Eds.) Cognitive Media Theory (стр. 85-105). Читатели фильмов AFI.

    Это эссе о Ледовом побоище в фильме Эйзенштейна «Александр Невский» было написано и представлено вашим коллегой ученик. Вы можете использовать его для исследовательских и справочных целей, чтобы написать свою собственную статью; однако ты должны цитировать его соответственно.

    Запрос на удаление

    Если вы являетесь владельцем авторских прав на эту статью и больше не хотите, чтобы ваша работа публиковалась на IvyPanda.

    Запросить удаление

    Александр Невский (1938) – Отзывы о фильме Simbasible

    …………………………………………………. Это ущербный, но визуально захватывающий кинематографический опыт.

    ………………………………………………….

    » У нас есть поговорка: лучше умереть, чем покинуть родину »

    …………………………………………………. ..

    ……………………………………………………..

    Александр Невский , русский князь, возглавляет войско и ведет войну против тевтонских рыцарей , которые пытаются вторгнуться и захватить город Псков . Этот фильм вышел в то время, когда Нацистская Германия представляла серьезную угрозу для всей Европы . Фильм, таким образом, содержит очень очевидные антифашистские настроения. В нем также есть некоторые очевидные коммунистические темы, которые были неизбежны в русском кино того периода.

    Несмотря на все вышесказанное, фильм получился очень сильным и по сей день очень увлекательным. Исторически он в основном довольно точен, но в то же время является отличным уроком истории, который также увлекателен и эпичен по своему масштабу. Персонажи недостаточно развиты, но они не имеют большого значения в таком фильме, как этот, где все дело в технических деталях, и они просто потрясающие.

    Сергей Эйзенштейн является известным советским режиссёром не просто так — он мастер рассказчика, и его фильмы обладают такой силой в своих визуальных эффектах. Александр Невский не исключение. Это фильм, который действительно удивителен и опережает свое время в области кинематографии, в частности. То, как камера движется и фиксирует каждый момент, было невероятным, а некоторые эпизоды просто красивы.

    Фантастический дизайн, очень запоминающиеся костюмы, и весь фильм поражает своим внешним видом. Партитура также грандиозна и временами идеально размашиста. Как аудиовизуальный спектакль, фильм обязателен к просмотру киноманами.

    ……………………………………………………..

    ……………………………………………………..

    Диалоги неплохие, хотя фильм явно излишне патриотичен, что характерно для той эпохи. Тем не менее, актерская игра превосходна, и то же самое следует сказать о монтаже, особенно о плавных и сложных переходах между сценами. Фильм на самом деле удивительно интересен для просмотра. Я просто хотел, чтобы в нем было больше изощренности сюжета и лучшего развития персонажей.

    Сергей Эйзенштейн не зря является известным советским режиссером, и Александр Невский доказывает это. Это фильм, который не особенно изощрен по своему сюжету, поскольку в нем есть несколько явно своевременных метафор тридцатых годов, но сила здесь заключается в технических аспектах. Это аудиовизуальное зрелище: саундтрек потрясающий и эпический, а постановка невероятная, костюмы очень запоминающиеся, а кинематография впечатляюще продвинутая для своего времени.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *