Александр иванович герцен биография: биография, творчество, личная жизнь писателя и публициста.

биография, творчество, личная жизнь писателя и публициста.

Публикации раздела Литература

Писатель и публицист, философ и педагог, автор воспоминаний «Былое и думы», основатель русского вольного (бесцензурного) книгопечатания, Александр Герцен был одним из самых ярых критиков крепостного права, а в начале XX века оказался едва ли не символом революционной борьбы. Вплоть до 1905 года в России Герцен оставался запрещенным писателем, а полное собрание сочинений автора вышло только после Октябрьской революции.

Александр Герцен был незаконнорожденным сыном богатого помещика Ивана Яковлева и немки Луизы Гааг, поэтому и получил фамилию, которую придумал для него отец, — Герцен («сын сердца»). Систематического образования у мальчика не было, но многочисленные гувернеры, учителя и воспитатели привили ему вкус к литературе и знание иностранных языков. Герцен был воспитан на французских романах, произведениях Гете и Шиллера, комедиях Коцебу и Бомарше. Учитель словесности познакомил своего воспитанника со стихами Пушкина и Рылеева.

«Декабристы разбудили Герцена» (Владимир Ленин)

Грандиозное впечатление на 13-летнего Александра Герцена и его 12-летнего друга Николая Огарева произвело восстание декабристов; биографы утверждают, что первые мысли о свободе, мечты о революционной деятельности у Герцена и Огарева зародились именно тогда. Позже, будучи студентом физико-технического факультета Московского университета, Герцен принимал участие в студенческих протестах. В этот период Герцен и Огарев сходятся с Вадимом Пассеком и Николаем Кетчером. Вокруг Александра Герцена формируется кружок людей, так же, как и он, увлекающихся трудами европейских социалистов.

Кружок этот просуществовал недолго, и уже в 1834 году его члены были арестованы. Герцена сослали в Пермь, а потом и в Вятку, но, отчасти по ходатайству Жуковского, наш герой был переведен во Владимир. Считается, что именно в этом городе Герцен прожил свои самые счастливые дни. Здесь же он женился, тайно забрав свою невесту из Москвы.

В 1840 году, после недолгого пребывания в Петербурге и службы в Новгороде, Герцен переезжает в Москву, где знакомится с Белинским. Союз двоих мыслителей и придал русскому западничеству его окончательную форму.

«Философия Гегеля — революции» (Александр Герцен)

Мировоззрение Герцена сложилось под влиянием левых гегельянцев, французских социалистов-утопистов и Людвига Андреаса фон Фейербаха. В диалектике Гегеля русский философ видел революционное направление, именно Герцен помог Белинскому и Бакунину преодолеть консервативную составляющую гегельянской философии.

Перебравшись в Первопрестольную, Герцен стал звездой московских салонов, в ораторском мастерстве он уступал только Алексею Хомякову. Публикуясь под псевдонимом Искандер, Герцен начал приобретать имя в литературе, печатая и художественные произведения, и публицистические статьи. В 1841–1846 годах писатель работал над романом «Кто виноват?».

Читайте также:

  • Русские герои в зарубежной литературе
  • Что предсказывали советские антиутопии
  • Боткины России

В 1846 году он получил большое наследство после смерти отца и уже через год уехал в Париж, откуда выслал Некрасову для «Современника» четыре «Письма из авеню Мариньи». В них открыто пропагандировались социалистические идеи. Также писатель открыто поддержал Февральскую революцию во Франции, что навсегда лишило его возможности вернуться на родину.

«В истории русской общественной мысли он всегда будет занимать одно из самых первых мест»

До конца дней Александр Герцен жил и работал за границей. После победы генерала Кавеньяка во Франции он уехал в Рим, а провал Римской революции 1848–1849 годов вынудил его перебраться в Швейцарию. В 1853 году Герцен обосновался в Англии и там впервые в истории создал вольную русскую печать за границей. Там же появились знаменитые мемуары «Былое и думы», эссе и диалоги «С того берега». Постепенно интересы философа переместились от европейской революции к российским реформам. В 1857 году Герцен основал журнал «Колокол», на что его вдохновили идеи, появившиеся в России после Крымской войны.

Особый политический такт Герцена-издателя, который, не отступая от своих социалистических теорий, был готов поддерживать реформы монархии, пока был уверен в их эффективности и необходимости, помог «Колоколу» стать одной из важных площадок, на которых обсуждался крестьянский вопрос. Влияние журнала снизилось, когда сам вопрос был решен. А пропольская позиция Герцена в 1862–1863 годах откинула его к той части общества, которая не была расположена к революционным идеям. Молодежи же он казался отсталым и устаревшим.

У себя на родине он был пионером в продвижении идей социализма и европейского позитивистского и научного мировоззрения Европы XIX века. Георгий Плеханов открыто сравнивал своего соотечественника с Марксом и Энгельсом. Говоря о «Письмах» Герцена, Плеханов писал:

«Легко можно подумать, что они написаны не в начале 40-х годов, а во второй половине 70-х, и притом не Герценом, а Энгельсом. До такой степени мысли первого похожи на мысли второго. А это поразительное сходство показывает, что ум Герцена работал в том же направлении, в каком работал ум Энгельса, а стало быть, и Маркса».

Герцен умер 21 января 1870 года в Париже.

Теги:

жизнь писателейКлассикаПубликации раздела Литература

Родился писатель, философ и публицист Александр Иванович Герцен

25 марта (6 апреля) 1812 г. в Москве в семье помещика И. Я. Яковлева и немки Генриетты-Вильгельмины-Луизы Гааг родился Александр Иванович Герцен, русский писатель, философ, публицист, революционер; один из основателей Вольной русской печати (1853). Брак его родителей не был официально оформлен, поэтому Яковлев придумал сыну фамилию «Герцен» от немецкого слова Herz – «сердце».

В 1833 г. Герцен окончил физико-математическое отделение Московского университета. На взгляды молодого человека сильное влияние оказало движение декабристов, события Июльской революции во Франции 1830 г., Польского восстания 1830-1831 гг. Его сочинение «О месте человека в природе» (1832) показывает близкое знакомство автора с вопросами естествознания, идеями философских и социальных учений европейских философов А. де Сен-Симона, Ф. В. Й. Шеллинга, В. Кузена.

В Московском университете вокруг Герцена сложился кружок демократического направления, члены которого изучали политические учения и утопический социализм. В июле 1834 г. о деятельности нелегального кружка стало известно властям: вместе с некоторыми участниками кружка его глава был арестован и через год выслан в Пермь, а оттуда — в Вятку, где стал служить в губернской канцелярии. В конце 1837 г. ему разрешили переехать во Владимир. Спустя два года Герцен вернулся в Москву, затем переехал в Петербург, где по настоянию отца поступил на службу в канцелярию Министерства внутренних дел. Но в июле 1841 г. за резкий отзыв в частном письме о полиции он был выслан в Новгород, где служил в губернском правлении.

В годы ссылки идейные искания Герцена носили социально-религиозные формы, что нашло отражение как в его переписке, так и в философско-беллетристических произведениях «Из римских сцен» (1838), «Вильям Пен» (1839). Вернувшись из ссылки в июле 1842 г. и поселившись в Москве, он принял участие в борьбе славянофилов и западников, и до середины 1840-х г. являлся главой левого крыла западников.

В цикле своих статей «Дилетантизм в науке» (1842-1843), идя по пути осмысления единства природы и человека (материи и сознания), Герцен пытался обосновать закономерность движения человечества к неантагонистическому обществу. Философ считал, что, когда произойдёт слияние духа и материи, начнётся пора «сознательного деяния», которое он понимал как суть истинно человеческой деятельности. Литературу Герцен рассматривал как отражение общественной жизни и средство борьбы с самодержавием. Его произведение «Кто виноват?» (1841-1846) стало одним из первых русских социально-психологических романов, главный герой которого отражал философские идеалы самого автора.

В философских «Письмах об изучении природы» (1844-1845) Герцен развивал идею единства противоположностей, подчеркивал важность преодоления антагонизма между естествознанием и философией или, как он писал, между «эмпирией» и «идеализмом». Закономерность исторического развития он искал в объективных условиях жизни человеческого общества, а к противоречиям, лежащим в основе общественного развития, относил борьбу между привилегированными и угнетёнными классами, а также конфликты между личностью и средой.

В 1847 г. Герцен с семьёй переехал в Париж. Поражение революции 1848 г. во Франции, очевидцем и участником которой он был, привело его к пересмотру собственных философских взглядов. В 1849 г. он опубликовал статью «Россия», в которой впервые сформулировал свои взгляды на сельскую общину, а в последующие годы начал разрабатывать теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. В основу его теории легли идеи социалистического переустройства общества на основе крестьянской общины. С наибольшей полнотой его взгляды на русский исторический процесс были сформулированы в книге «О развитии революционных идей в России» (1850).

В 1849 г. Герцен переехал в Женеву, где принял участие в издании газеты французского публициста П. Ж. Прудона «Голос народа». В 1850 г. Герцен поселился в Ницце, где сблизился с деятелями итальянского освободительного движения. Два года спустя он переехал в Лондон, где основал Вольную русскую типографию. В начале 1850-х гг. писатель начал работать над автобиографическим произведением «Былое и думы».

В 1855 г. Герцен стал издавать альманах «Полярная звезда», получивший вскоре распространение и в России. В следующем году в Лондон к А. И. Герцену переехал его ближайший друг, поэт и публицист Н. П. Огарёв, с которым он приступил к изданию «Колокола» — первой русской революционной газеты. После крестьянской реформы (1861) в «Колоколе» были опубликованы статьи с резкой критикой половинчатости реформы, а также революционные прокламации. Распространение газеты в России способствовало сплочению оппозиционных сил и созданию революционной организации под названием «Земля и воля». В период Польского восстания в 1863-1864 гг. Герцен выступил в поддержку восставших, что оттолкнуло от «Колокола» значительную часть русских читателей, и тираж газеты сократился в несколько раз. В 1867 г. издание «Колокола» было прекращено.

Своеобразным теоретическим завещанием Герцена стала его последняя работа — письма «К старому товарищу» (1869), адресованные М. А. Бакунину и направленные против его призывов к уничтожению государства, немедленному социальному перевороту и полной свободе.

Александр Иванович Герцен скончался 9 (21) января 1870 г. в Париже и был похоронен на кладбище Пер-Лашез. Впоследствии прах А. И. Герцена был перевезён в Ниццу.

 

Лит.: А. И. Герцен [Электронный ресурс] // Philolog.ru. Б. д. URL: http://philolog.petrsu.ru/herzen/index.html; А. И. Герцен. 1870 — 21 янв. 1920: Сб. статей. Пг., 1920; Белявская И. М. А. И. Герцен и польское национально-освободительное движение 60-х гг. XIX в., М., 1954; Володин А. И. Герцен. М., 1970; Герцен А. И. Собрание сочинений: В 30 т. М., 1954-1966; Гинзбург Л. «Былое и думы» Герцена. Л., 1957; Каменев Л. Герцен Александр Иванович // Литературная энциклопедия: В 11 т. Т. 2. М., 1929; То же [Электронный ресурс] URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-4841.htm; Нович И. С. Молодой Герцен. Страницы жизни и творчества. М., 1986; Павлов А. Т. От дворянской революционности к революционному демократизму: идейная эволюция А. И. Герцена. М., 1977; Пипер Л. О. Мировоззрение Герцена: Историко-философские очерки. М.; Л., 1935; Пирумова Н. М. А. Герцен, М., 1962; Проблемы изучения Герцена: Сб. статей. М., 1963; Семёнов В. С. Александр Герцен. М., 1989; Смирнова З. В. Социальная философия А. И. Герцена. М., 1973; Филатова Е. М. Экономические взгляды Герцена и Огарёва. М., 1953; Чуковская Л. К. «Былое и думы» Герцена. М., 1966; Шпет Г. Философское мировоззрение Герцена. Пг., 1921; Эйдельман Н. Я. Герценовский «Колокол». М., 1963.

 

См. также в Президентской библиотеке:

Александр Иванович Герцен (1812-1870) // Русские революционеры / под ред. И. Сверчкова. Ч. 1. Л., 1927. С. 161-186;

Батуринский В. П. А.И. Герцен, его друзья и знакомые. СПБ., 1904;

Богучарский В. Я. Александр Иванович Герцен // Три западника сороковых годов (П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский и А. И. Герцен) : историко-литературные очерки. СПб., 1901. С. 133—299;

Богучарский В. Я. Александр Иванович Герцен. СПб., 1912;

Бороздин А. К. Александр Иванович Герцен // Главные деятели освобождения крестьян / под ред. С. А. Венгерова. СПб., [1903];

Ганжулевич Т. Я. Достоевский и Герцен в истории русского самосознания. СПб., 1907;

Герцен А. И. Император Александр I и В. Н. Каразин. СПб., 1906;

Герцен А. И. Сочинения : в 2 т. М., 1985 Т. 1;

Герцен А. И. Сочинения : в 2 т. М., 1986 Т. 2;

Герцен А. И. Тюрьма и ссылка: из записок Искандера. Лондон, 1858;

Литературное наследство. 39/40: А. И. Герцен. I. М., 1941;

Литературное наследство. 41/42: А. И. Герцен. II. М., 1941;

Материалы для будущей истории Сибири и ссылки [М. Л.] Михайлова. Лейпциг, 1881;

Материалы для истории царствования императора Николая Павловича : [Сборник]. Лейпциг, 1880;

Некролог. А. И. Герцен // Вестник Европы. [Г. 5 1870, т. 1, кн. 2, февраль]. СПб., 1870. С. 935-945;

Скабичевский А. М. Очерки развития прогрессивных идей в нашем обществе. 1825-1860 г.: Н. А. Полевой, В. Ф. Одоевский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. [!Н.] А. Добролюбов и их сподвижники. СПб., 1872.

Александр Иванович Герцен | Русский писатель

Год рождения:
6 апреля 1812 г. Москва Россия
Умер:
21 января 1870 г. (57 лет) Париж Франция
Предметы изучения:
крестьянство популизм социализм

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Александр Иванович Герцен , Герцен также пишется Герцен , или Герцен , (род. 6 апреля [25 марта по старому стилю] 1812 г., Москва, Россия — умер 21 [9 января] 1870 г., Париж, Франция), политический мыслитель, активист и писатель, создавший теорию уникального русского пути к социализму, известную как крестьянское народничество. Герцен описал свою карьеру в романе «Былое и думы » (1861–1867), который считается одним из величайших произведений русской прозы.

Молодость.

Герцен был внебрачным сыном богатого дворянина Ивана Алексеевича Яковлева и немки незнатного происхождения. Выросший в доме своего отца, он получил элитное и разностороннее образование у французских, немецких и русских наставников. Тем не менее, «порок» своего рождения, как он считал, вызывал у него неприязнь к власти и, в конечном счете, к самодержавно-крепостническому русскому общественному строю. Эта обида породила в нем и горячую приверженность делу декабристов, революционной группы, поднявшей в 1825 году неудачное восстание против императора Николая I. Герцен и его друг Николай Огарев, на которого, как и на Герцена, оказало влияние героическое немецкого драматурга Фридриха Шиллера дали торжественную клятву посвятить свою жизнь продолжению освободительной борьбы декабристов в России.

Учась в Московском университете между 1829 и 1833 годами, Герцен прошел путь от «романтизма для сердца к идеализму для головы» и стал адептом « Натурфилософии» немецкого философа Фридриха Шеллинга.

В конце концов Герцен и Огарев и их окружение объединили пантеистический идеализм Шеллинга с утопическим социализмом французского социального философа Анри де Сен-Симона, чтобы создать философию истории, в которой «Мировой дух» неизбежно развивался в направлении реализации свободы и справедливости. .

Однако этой метафизической политики хватило, чтобы в 1834 г. весь кружок был арестован. Герцен был отправлен в ссылку на шесть лет для работы в губернском чиновничестве в Вятке (ныне Киров) и Владимире; потом за нескромное замечание о полиции еще два года провел в Новгороде. Невзгоды этого периода были смягчены экстравагантно романтическими ухаживаниями и поначалу счастливым браком с его двоюродной сестрой Натальей Захариной в 1838 году.

Восьмилетний опыт Герцена в борьбе с несправедливостью и связанное с ним знакомство с работой русского правительства придавали более четкие очертания его радикализму.

Он отказался от туманного идеализма Шеллинга в пользу мысли двух других современных ему немецких философов — сначала «реалистической логики» Г.В.Ф. Гегеля, а затем материализм Л. А. Фейербаха. Таким образом, Герцен стал «левым гегельянцем», считая диалектику (развитие через примирение противоречивых идей) «алгеброй революции» и бестелесными истинами «науки» (9).0033, т. е. немецкий идеализм) должна завершиться «философией дела», или борьбой за справедливость, провозглашенной французским социализмом. Позднее Герцен объяснял, что этот метафизический подход к политике был неизбежен для его поколения, поскольку деспотизм Николая I сделал невозможным действие и, таким образом, оставил чистую мысль единственной свободной сферой выражения.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Вооружившись этим философским оружием, Герцен вернулся в Москву в 1842 г. и тут же примкнул к лагерю западников, считавших, что Россия должна идти вперед, усваивая европейский рационализм и гражданскую свободу, в споре со славянофилами, утверждавшими, что русское развитие должно быть основано на православной религии и братской крестьянской общине. Герцен способствовал этой полемике двумя умелыми и успешными популяризациями левогегельянства, Дилетантизм в науке и Письма об изучении природы и роман социальной критики Кто виноват? («Кто виноват?»), в новой «натуралистической» манере русской фантастики.

Вскоре, однако, Герцен рассорился с другими западниками, потому что большинство группы составляли реформистские либералы, тогда как Герцен к тому времени уже принял анархистский социализм французского социального теоретика Пьера-Жозефа Прудона. В это время, в 1846 г., умер отец Герцена, оставив ему немалое состояние; а в следующем году Герцен уехал из России в Западную Европу — как оказалось, навсегда.

Жизнь в изгнании.

Герцен немедленно отправился в столицу европейского радикализма Париж, надеясь на скорое торжество социальной революции. Революционные потрясения 1848 года, свидетелем которых он был в Париже и Италии, вскоре разуверили его: он убедился, что западные «матадоры риторики» слишком прониклись ценностями прошлого, чтобы нивелировать существующий общественный строй, что роль Европы как прогрессивной исторической силы было покончено, и что западные институты фактически были «мертвыми». Далее он пришел к выводу, что, вопреки учению гегельянцев, в истории не было «рациональной» неизбежности и что судьбы общества решались случайностью и человеческой волей. Он развил эти темы в двух блестящих, но довольно запутанных работах,

Письма из Франции и Италии («Письма из Франции и Италии») и С того берега ( С того берега ). Его разочарование значительно усилилось из-за измены его жены радикальному немецкому поэту Георгу Гервегу и ее смерти в 1852 году.

Утрата веры в Запад, однако, спровоцировала духовный возврат в Россию: хотя «старая» Европа, «скованная богатством своего прошлого», оказалась неспособной осуществить идеал социализма, «молодая» Россия именно потому его прошлое не предлагало ничего, что стоило бы сохранять, теперь Герцену казалось, что оно обладает ресурсами для радикального нового отхода. И Герцен (заимствуя идею у своих старых врагов славянофилов) находил эти ресурсы прежде всего в коллективистской крестьянской общине, которую он рассматривал как основу будущего социалистического строя.

Эта новая вера в революционный потенциал России нашла свое выражение в Письма французскому историку Жюлю Мишле и итальянскому революционеру Джузеппе Мадзини в 1850 и 1851 годах.

В 1852 году Герцен переехал в Лондон, а в следующем году с помощью польских эмигрантов основал в Лондоне «Свободную русскую прессу» — первое в русской истории бесцензурное типографское предприятие. В 1855 г. умер Николай I, а вскоре после этого Александр II объявил о своем намерении освободить крепостных. Отвечая на эту беспрецедентную «оттепель», Герцен быстро выпустил серию периодических изданий, предназначенных для контрабанды в Россию: «Полярная звезда» в 1855 г., «Голоса из России» в 1856 г. и газету 9.0033 Колокол ( Колокольчик ), созданный в 1857 году с помощью своего старого друга Огарева, ныне тоже эмигранта. Цель Герцена состояла в том, чтобы повлиять как на правительство, так и на общественность в направлении освобождения крестьян, щедрых наделов земли и либерализации российского общества.

С этой целью он умерил свои политические заявления, говоря меньше о социалистической революции и больше о конкретных вопросах, связанных с реформами Александра. Какое-то время он даже верил в просвещенное самодержавие, приветствуя Александра II в 1856 году (словами, перекликающимися с известной предсмертной данью Христа Юлиана Отступника): «Ты победил, Галилеянин!» Колокол вскоре стал главной силой в общественной жизни, которую читали царские министры и радикальная оппозиция.

Вскоре, однако, двойственность позиции Герцена между реформой и революцией стала лишать его поддержки. После 1858 года умеренные либералы, такие как писатель Иван Тургенев, нападали на Герцена за его утопическое безрассудство; а после 1859 поссорился с политическим писателем Н.Г. Чернышевский и молодое поколение радикалов, чья непримиримая манера казалась ему «очень опасной» для реформ. Он также потерял веру в правительство; когда в 1861 году наконец был принят Закон об освобождении, он осудил его как предательство крестьян.

Поэтому он снова повернул влево и призвал студенческую молодежь прямо «идти в народ» с вестью русского социализма. Более того, по настоянию анархиста Михаила Бакунина, он бросил поддержку «Колокол » за неудачным польским восстанием 1863 года. Он немедленно пожалел об этой опрометчивости, ибо это стоило ему поддержки всех умеренных элементов в России, не восстановив его доверия среди революционеры. Влияние Колокола резко упало. В 1865 г. Герцен перенес свою штаб-квартиру в Женеву, чтобы быть ближе к молодому поколению русских ссыльных, но в 1867 г.0033 Колокол прекратить выпуск.

Среди этих политических неудач Герцен все больше обращал свою энергию на свои мемуары,

Мое Прошлое и мысли, которые были призваны увековечить как его собственную легенду, так и легенду русского радикализма. Вольно построенное личное повествование, перемежающееся острыми виньетками как российских, так и западных политических деятелей, а также философскими и историческими отступлениями, представляет собой мастерскую фреску современного европейского радикализма. Иногда остроумная, непочтительная и игривая по стилю, а иногда лирическая, страстная и восторженная, она представляет собой один из самых оригинальных и сильных образцов русской прозы. Мое прошлое и думы публиковался в основном между 1861 и 1867 годами, и его объем и качество поставили его рядом с великими русскими романами 19-го века по художественному уровню.

В 1869 году Герцен написал письма К старому товарищу («К старому товарищу»; Бакунину), в которых высказал новые оговорки о цене революции. Тем не менее, он не мог полностью принять либеральный реформизм и проявлял интерес к новой силе Первого Интернационала, федерации организаций рабочего класса Карла Маркса. Эта колеблющаяся позиция между социализмом и либерализмом, которая так характеризовала его карьеру, оказалась его политическим завещанием. Двусмысленность его позиции позволила с тех пор как российским либералам, так и социалистам заявлять о его наследии с одинаковым правдоподобием.

Мартин Э. Малиа

Александр Иванович Герцен

Русский писатель и политический агитатор Александр Иванович Герцен (1812-1870) разработал социалистическую философию, которая была идеологической основой для большей части революционной деятельности в России.

Александр Герцен, настоящая фамилия которого Яковлев, родился 25 марта 1812 года в Москве. Он был внебрачным сыном богатого московского аристократа Ивана Алексеевича Яковлева и немки незнатного происхождения. Герцену было 13 лет, когда произошло восстание декабристов, и он присутствовал на молебне в Кремле после повешения. Зрелище произвело на него неизгладимое впечатление. Его иностранные наставники познакомили его с радикальными идеями, и в раннем подростковом возрасте он посвятил себя борьбе за свободу. В 1829 г.Герцен поступил в Московский университет для изучения естественных наук и стал лидером небольшой группы студентов-единомышленников. Известие о боях на баррикадах в Париже в июле 1830 г. и ноябрьском мятеже в Варшаве глубоко взволновало их.

Реклама

Влияние Сен-Симона

В университетские годы Герцен и его друзья открыли для себя труды графа Сен-Симона и Шарля Фурье. Социалистические учения только начинали укореняться в России. Что больше всего поразило Герцена, так это видение Сен-Симона человечества, полностью возрожденного новым христианством, верой, возвеличивающей как личность, так и общество. Его увлекали учения Сен-Симона, обличавшие недостатки существующего строя и обещавшие прекратить эксплуатацию человека человеком. Его несколько отталкивал акцент Сен-Симона на роли правительства, и он был склонен принять фаланстерский план Фурье, опиравшийся на частную инициативу и свободное сотрудничество рабочих. Французская революция, польское восстание и учение Сен-Симона заставили его почувствовать, что пришло время перемен.

Арест и высылка

Герцен закончил учебу в 1833 году, а его кружок распался в следующем году, когда он и его давний друг Николай Огарев были арестованы. Их обвинили в том, что они пели песни, содержащие «гнусные и злонамеренные выражения против присяги на верность монарху». Официальные следователи считали Герцена «смелым вольнодумцем, очень опасным для общества». Герцена и Огарева подозревали в создании тайной организации, имевшей целью ниспровержение существующих порядков путем распространения революционных идей, проникнутых пагубным учением Сен-Симона. Оба друга были сосланы в провинцию, где Герцен оставался до 1842 г.

К концу заключения и после него Герцен изучал произведения Г. В. Ф. Гегеля. Он видел в гегелевской диалектической концепции истории санкцию на политические и социальные изменения. Если, как утверждал Гегал, все действительное разумно, то Герцен думал тогда, что бунт против ставшего гнетущим порядка вещей также оправдывается разумом. Герцен пришел к выводу, что «философия Гегеля есть алгебра революции».

Реклама

Протагонист западничества

Москва была славянофильским центром, и Герцен участвовал в бесконечных диспутах, бурливших там в литературных салонах. Он находил славянофильские теории чрезвычайно опасными, видя в них «свежее масло для помазания царя, новые притязания на мысль». К 1845 году отношения между славянофилами и западниками были разорваны. Тем не менее Герцен сохранил некоторое пристрастие к некоторым идеям славянофилов. Он разделял пристрастие славянофилов ко всему русскому и их веру в простонародье, и ему импонировал славянофильский упор на коллективистский дух русского народа, воплощенный в община (сельская гмина).

Поездки за границу

В 1847 году Герцен уехал с семьей за границу, спасаясь от удушливой атмосферы николаевского деспотизма. В Россию он больше не вернулся. Его первый опыт жизни в Западной Европе был обескураживающим. Герцен обнаружил, что во Франции господствует буржуазия, та часть населения, которая присвоила себе все завоевания революции. Он считал, что буржуазия обладает всеми пороками дворянина и плебея и ни одной добродетелью, и редко колебался в своей неприязни к европейскому среднему классу.

По мере углубления разочарования Герцена в Западе его страна предстала перед ним в ином свете. Он пришел к выводу, что славянофилы были правы: в отличие от изнеженной Европы Россия была полна энергии, самоуверенности и мужества. Как и большинство славян, русские «принадлежали скорее к географии, чем к истории». Прежде всего в России была община, «животворящее начало русского народа». Герцен утверждал, что коммуна была фактически семенем социалистического общества из-за ее традиции равенства, коллективной собственности на землю и общинного самоуправления. русский мужик (крестьянин) был человеком судьбы. Поскольку все существование русского мужика было связано с коллективным образом жизни, Россия, или, вернее, славянство, была в состоянии обеспечить торжество социализма. Воспользовавшись российской отсталостью и европейским опытом, Россия действительно может обойти капитализм и культуру среднего класса на пути к социализму.

В 1852 году Герцен приехал в Лондон. Он был скорбящим и убитым горем человеком; один из его маленьких сыновей и его мать утонули, а его жена впоследствии умерла при родах. Ему отчаянно нужна была работа, в которую он мог бы погрузиться, и он использовал часть своего значительного наследства для основания в 1853 году «Вольной русской печати». 0021

На первых страницах был призыв к дворянам взять на себя инициативу по освобождению крепостных. В противном случае, Герцен считал, что крепостные будут освобождены царем, укрепляя его деспотию, или же произойдет отмена в результате народного восстания. Далее он сказал помещикам, что Россия стоит накануне переворота, который будет близок сердцу людей, живущих в коммуне. Герцен заключил: «Россия встретится с революцией в социализме».

Объявление

«Колокол»

1 июля 1857 года Герцен с помощью Огарева запустил Колокол (Колокол ), сначала как ежемесячный, затем как двухнедельный. Колокол призвал живых похоронить прошлое и работать во имя славного будущего. Он говорил за свободу и против угнетения, за разум и против предрассудков, за науку и против фанатизма, за прогрессивные народы и против отсталых правительств. В частности, Bell был посвящен «освобождению России».

Поскольку Герцен имел привилегию свободы от цензуры, его кабинет по номеру Bell был завален сообщениями из России, и туда шел постоянный поток посетителей из России. С их помощью и помощью множества корреспондентов, разбросанных по России, Bell провела весьма успешную кампанию по сбору мусора. В нем приводились подробности и назывались имена. В его колонках появились протоколы тайных заседаний высших органов. Журнал читала вся грамотная Россия. Страх разоблачения в Звонок стал сдерживающим фактором для административной коррупции, и в высоких государственных учреждениях пошли разговоры о подкупе Герцена, возможно, важным постом.

После поражения польского восстания 1863 г. Герцен продолжал ругать администрацию и проповедовать «русский социализм», вытекающий из образа жизни мужика и стремящийся к той «экономической справедливости», которая является всеобщей целью санкционировано наукой. Но количество читателей и влияние Bell теперь уменьшились. Герцен вызывал неприязнь как у многих, ушедших вправо, так и у тех немногих, что ушли влево. В 1868 году Звонок замолчал навсегда, а 9 января 1870 года в Париже скончался Александр Герцен, журналист-крестоносец, обладавший сильным пером.

Реклама

Дополнительная литература об Александре Ивановиче Герцене

Книга Герцена Мое прошлое и думы (пер., 6 т., 1924-1927) — классическая автобиография, непревзойденный источник информации и взглядов на жизнь Русская интеллигенция в царствование Николая I. Мартин Э. Малиа, Александр Герцен и рождение русского социализма, 1812-1855 (1961) представляет собой биографическое исследование и исследование западноевропейских интеллектуальных источников мысли Герцена. Для общего исторического фона рекомендуется Томас Г. Масарик, Дух России: исследования по истории, литературе и философии, в переводе с немецкого Иденом и Сидаром Паулем (2 тома, 1919; 2-е изд. 1955 г.), a всестороннее исследование русской духовной культуры, имеющее важное значение для исследования ценностей русской культуры. Франко Вентури, Корни революции: история народнического и социалистического движений в России девятнадцатого века, 9Введение 0034 Исайи Берлина (перевод 1960 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *